Научная статья на тему 'Изучение психических состояний студентов и солдат, имеющих различные стили саморегуляции состояния (t-критерий Стьюдента и факторный анализ данных)'

Изучение психических состояний студентов и солдат, имеющих различные стили саморегуляции состояния (t-критерий Стьюдента и факторный анализ данных) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
434
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / СТИЛЬ / РЕАКТИВНЫЙ И ВОЗБУЖДАЮЩИЙСЯ ПОДТИПЫ СТИЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДОМИНИРУЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ПСИХИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЙ СТИЛЕЙ / SELF-REGULATION / FUNCTIONAL STATES / STYLE / REACTIVE AND EXCITED SUBTYPES OF STYLES OF INDIVIDUAL SELF-REGULATION / COMPONENT ANALYSIS DOMINANT MENTAL STATES / COMPONENT ANALYSIS OF DOMINATING MENTAL STATES AND MENTAL LEVELS OF STYLE STATE SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Улановская Л. С.

В данной статье рассмотрены четыре типа стилей индивидуальной саморегуляции психических состояний и выделены два подтипа саморегуляций психического состояния личностей юного возраста. Приводится факторный анализ экспериментальных данных. Приведены данные особенностей различий tкритерия Стьюдента для подтипов стилей индивидуальной саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL STATE OF STUDENTS AND SOLDIERS WITH DIFFERENT STYLES OF STATE SELF-REGULATORY FUNCTION (STUDENT'S T-CRITERION AND DATA COMPONENT ANALYSIS)

The article analyses four style types of individual mental state self-regulation. It also describes two subtypes of a person's mental state self-regulation at an early age. The component analysis of the experimental data is given. The paper also contains the data of student's t-criterion difference peculiarities for styles sub-types of self-regulation.

Текст научной работы на тему «Изучение психических состояний студентов и солдат, имеющих различные стили саморегуляции состояния (t-критерий Стьюдента и факторный анализ данных)»

УДК 159.92

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ И СОЛДАТ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ СТИЛИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ (^КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕН-

ТА И ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ)

© 2010 Л.С.Улановская

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета

им. Н.Г.Чернышевского

Статья поступила в редакцию 26.03.2010

В данной статье рассмотрены четыре типа стилей индивидуальной саморегуляции психических состояний и выделены два подтипа саморегуляций психического состояния личностей юного возраста. Приводится факторный анализ экспериментальных данных. Приведены данные особенностей различий ^ критерия Стьюден-та для подтипов стилей индивидуальной саморегуляции.

Ключевые слова: саморегуляция, функциональные состояния, стиль, реактивный и возбуждающийся подтипы стилей индивидуальной саморегуляции, факторный анализ доминирующих психических состояний и психических уровней саморегуляции состояний стилей.

В первой статье, посвященной нашему исследованию мы доказали существование первой гипотезы нашего исследования о существовании различий в психических уровнях (ССС) доминирующего состояния1 в стилях индивидуальной саморегуляции, у испытуемых юного возраста, занимающихся обучением в вузе и службой в армии.

Вторая часть нашего эксперимента, состояла в проверке различий подтипов выделенных в стилях индивидуальной саморегуляции и соответствующих им доминирующих состояний. Так как свое преимущество в каждом из исследуемых нами стилей определили реактивный и возбуждающийся типы, то мы проверили зону значимости включения каждой из переменных по типам внутри стилей (см. таб.1).

При обработке данных нами использовалась компьютерная программа пакета SPSS 13.002. Прежде чем обратиться к расчетам t-критерия Стьюдента и проведению факторного анализа полученных нами данных, мы провели обязательную процедуру проверки нормального распределения данных и вычислили непараметрический ^-критерий Колмогорова - Смирнова, что является важной предварительной процедурой в анализе экспериментальных данных, и позволяет проверить наличие нормального рас-

Улановская Людмила Сергеевна, учитель физики и информатики Макаровской сельской школы г.Ногинск - 4, Московской области, аспирант кафедры практической психологии. E-mail: L yuda-BFSGU@yandex. ru

1 Улановская Д.А. Анализ психических состояний студентов и солдат, имеющих различные стили саморегуляции состояния // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - Т.12. - №3. - С. 439 - 443.

2 Наследов А.Д. SPSS Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. - СПб.: 2007.

пределения. Статистическая значимость, подсчитанного критерия по входящим в анализ переменным каждого из стилей индивидуальной саморегуляции определила уровень значимости при 7>0,05, это доказывает, что значения переменных: экстраверсии-интроверсии, нейро-тизма, вегетативного коэффициента, компоненты доминирующих психических состояний (А.О.Прохоров)3 и психических уровней саморегуляций состояний (О.Микшик)4 испытуемых достаточно хорошо подчиняются нормальному распределению, а следовательно, мы в полной мере можем применять ^ критерий Стьюдента5 и факторный анализ данных.

Для подтверждения этого распределения в данной статье, мы приведем анализ данных непараметрического ^-критерия Колмогорова -Смирнова (2), лишь для гармоничного стиля индивидуальной саморегуляции (выборка составляет 62 человека, в исследовании которых использовались все компоненты методик), данные значения в котором распределились следующим образом: кв(2=1,362; зн.=0,49); э/и(2=1,287; зн.=0,073); на=1,103; зн.=0,175); Ак(г=0,647; зн.= 0,796); Бо(г=1,589; зн.=0,013); То(г=0,832; зн.=0,493); Ра(2=0,707; зн.=0,699); СШ=0,574; зн.=0,897); Ус (2=0,900; зн.=0,393); Уд(г=0,817; зн.=0,516); По(2=0,846; зн.=0,471); КО(г=1,378;

3 Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. - 1991. - №5. - С. 156 - 161.

4 Индивидуальный стиль саморегуляции состояния: Уч. - метод. пособие для студентов факультета психологии и соц. работы / Авт. -сост. Щедров В.И. - Балашов: 1996. - С. 24 - 39.

5 Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. - 2-е изд. испр. - М.: 2003.

зн.=0,045); ЕМ а=1,852; зн.=0,002); ДЕ(г=1,531; зн.=0,018); АО(г=1,614; зн.=0,011); 0^(г=1,561; зн.=0,015); MH (7=1,146; зн.=0,145); КК(г=1,919; зн.=0,001); ER(Z=1,383; зн.=0,044); ^^=1,256; зн.=0,085); EA (7=1,307; зн.=0,066); ^^=1,317; зн.=0,062); ™а=1,480; зн.=0,025); ^а=1,794; зн.=0,003); EX ^=1,038; зн.=0,232). По результатам анализа данных, объединенных зависимым компонентом (кв) было определено не только различие ^критерия Стьюдента в типах определенных внутри стилей, но и различие в соответствии распределения переменных находящихся в зоне значимости критерия. Так, реактивный подтип гармоничного стиля, определил значимыми переменные (кв, Сп, Ус, КА, RA, FM, US). На наш взгляд, это способствовало выявлению значимости спокойствия, устойчивости, привычности, импульсивности, переживания и беспечности в подтипе. Возбуждающий подтип, напротив, определил тенденцию к пониженной активации качества активности, за счет усталости, сниженной эмоциональной устойчивости, возбужденности, увлеченности и самоутверждения, которые требовали у испытуемых определенных энергетических затрат (кв, АК, То, Ус, 0U, Ш, ^, EX). Затратный реактивный подтип, выявил особенность распределения внутренней и внешней направленности, зависимости от преобладания отрицательного эмоционального фона, пониженной эмоциональности, тревоги, переживания и внутренне не регулируемого поведения (кв, э/и, Бо, ЕМ, 0U, Ш, RA, FM). Возбуждающийся подтип усмотрел эту зависимость в проявлении нейротизма, пессимизма, положительного эмоционального фона, стенической реакции на возникающие трудности, стремления к достижению поставленных целей, положительной характеристике своего образа и излишней чувствительности связанной с бурными эмоциями, низким самообладанием, внутренней бодростью и переживаниями (э/и, н, Ак, Бо, То, Ра, Сп, Уд, По, КО, ЕМ, RE, AD, MH,

EA, RA, FM, US). Накопительный реактивный подтип обозначил низкий уровень нейро-тизма способностью к возможности распределения спокойствия и восприятия положительного образа самого себя между тенденцией к взаимодействию со средой посредствам пониженной эмоциональности, связанной с низким самообладанием, скромностью своих суждений, импульсивностью и беспечностью (кв, н, Сп, По, КО, ЕМ, RE, ER, ЕХ). Возбуждающийся подтип указал на внешние и внутренние распределения направленности, зависящей от устойчивости, удовлетворенности, высокой потребности к удовлетворению своих желаний, пониженной уверенности, импульсивности и беспечности (э/и, Ус, Уд, ^, КА, ЕА, RA, FM, US, ЕХ). И последний экономный реактивный подтип установил взаимосвязь энергетики с бодростью, тонусом, спокойствием, удовлетворенностью, тенденцией инвареабель-ности, поиску покоя, способностью к сопротивляемости сложившимся обстоятельствам и импульсивностью (кв, э/и, н, Бо, То, Сп, Уд, Ко, МН, ER, RA, FM). Возбуждающийся подтип обозначил стремление к печальному настроению и усталости, распределенной между эмоциональной возбужденностью, импульсивностью и переживанием со сниженной моторной реакцией (э/и, н, Ак, Бо, То, Ра, Сп, Ус, Уд, По, ЕМ, RA, FM). Эти данные в своей совокупности наглядно иллюстрировали подтверждения гипотезы различий второго нашего предположения.

Таким образом, на основе выше изложенных данных, мы смогли не только определить особенность различий, но и выделить факторный анализ распределения корреляций главных компонентов. Численные значения анализа составила совместная выборка, из 245 студентов и солдат, протестированных за 2007 - 2009г. Данные были распределены по стилям индивидуальной саморегуляции и не включали значений методики О.Микшика и были проиллюстрированы в виде графического образа (рис. 1 - 4).

1

0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8

□ кв оэ/и

Рис. 1. Распределение факторного анализа матрицы выделения главных компонент

в гармоничном стиле (104 чел)

1

н

1

-0,4 -0,6 -0,8

Т1 кв э/и □ н □ Ак

Рис. 2. Распределение факторного анализа матрицы выделения главных компонент

в затратном стиле (49 чел)

Т кв ■;; э/и □ н □ Ак

Рис. 3. Распределение факторного анализа матрицы выделения главных компонент

в накопительном стиле (60 чел)

1

0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8

1

Т1 кв □ э/и ■ н

Рис. 4. Распределение факторного анализа матрицы выделения главных компонент

в экономном стиле (32 чел)

Как видно из рисунков 1 - 4, метод факторного анализа выделил распределение корреляций в диапазоне -0,8<г<0,8 в каждом из стилей индивидуальной саморегуляции психических состояний. При этом в анализе факторов гармоничного стиля нами были выделены три главных фактора, и определили высокие положительные корреляции переменных. В первом факторе между кв и Ак(г=0,588), То(г=0,591), Ра(г=0,801), Сп(г=0,847), Ус6=0,0,714), Уд(г=0,768), По(г=0,692). Исходя из этих данных, можно судить о том, что преобладание эр-готропного реагирования в этом стиле взаимосвязано с активностью, тонусом, раскованностью, спокойствием, устойчивостью, удовлетворенностью и восприятием положительного образа самого себя. Второй фактор обозначил за-

висимость между э/и и кв(г=0,642) и показал зависимость распределений экстраверсии и эрго-тропного реагирования и третий определил зависимость н и кв(г=0,574), как взаимообусловленных факторов. Аналогичная ситуация сложилась и в трех оставшихся стилях. В Затратном стиле нами были выделены четыре фактора. Первый: кв и Ра(г=0,872), Сп(г=0,855), Ус(г=0,895), Уд(г=0,902), По(г=0,666) указывающий на взаимозависимость трофотропного реагирования от раскованности, спокойствия, удовлетворенности, положительного образа себя. Второй: э/и и Бо (г=0,839) зависимость уровня экстраверсии - интроверсии от бодрости. Третий: н и э/и(г=0,700), Ак(г=0,713) показал распределение темпераментных особенностей и активности в стиле.

Таб. 1. Показатели ^критерия Стьюдента распределенные по типам стилей индивидуальных саморегуляций

Гармоничный стиль Затратный Накопительный стиль Экономный стиль

Реак- Возбуж- Реак- Возбуж- Реак- Возбуж- Реак- Возбуж-

тивный дающийся тивный дающийся тивньш дающийся тивный дающийся

кв 1,784 1,767 3,241 -2,327 2,066 -,061 4,866 -3,918

Зн. (,096) Зн. (,138) Зн. (,004) Зн. (,000) Зн. (,131) Зн. (,954) Зн. (,001) Зн. (,001)

э/и -,839 ,181 1,195 1,057 ,157 3,788 1,271 2,069

Зн. (,415) Зн. (,865) Зн. (,247) Зн. (,002) Зн. (,886) Зн. (,009) Зн. (,244) Зн.( ,174)

н -,879 -1,797 -,671 2,014 ,773 -1,604 ,842 5,289

Зн. (,394) Зн. (,147) Зн. (,510) Зн. (,137) Зн. (,496) Зн. (,170) Зн. (,427) Зн.( ,034)

Ак -,789 1,544 -1,160 5,003 -,004 -1,196 ,100 8,754

Зн. (,443) Зн. (,198) Зн. (,260) Зн. (,015) Зн. (,997) Зн. (,285) Зн. (,923) Зн.( ,013)

Бо -,516 -,833 5,394 1,923 -,108 -,774 ,719 6,805

Зн. (,614) Зн. (,452) Зн. (,000) Зн. (,001) Зн. (,921) Зн. (,474) Зн. (,495) Зн.( ,021)

То -1,246 ,672 ,185 10,213 -1,116 -1,557 ,444 4,840

Зн. (,233) Зн. (,539) Зн. (,855) Зн. (,002) Зн. (,346) Зн. (,180) Зн. (,671) Зн.( ,040)

Ра ,111 ,033 -,843 1,555 -,278 -,504 -,635 9,712

Зн. (,913) Зн. (,976) Зн. (,410) Зн. (,001) Зн. (,799) Зн. (,636) Зн. (,545) Зн.( ,010)

Сп ,353 ,091 -1,465 1,915 1,013 -,794 ,655 4,685

Зн. (,729) Зн. (,932) Зн. (,159) Зн. (,001) Зн. (,386) Зн. (,463) Зн. (,533) Зн.( ,043)

Ус ,452 3,900 -1,617 1,373 -,718 ,560 -2,835 1,507

Зн. (,658) Зн. (,011) Зн. (,122) Зн. (,002) Зн. (,524) Зн. (,600) Зн. (,022) Зн.( ,009)

Уд -,804 -,505 -,347 1,015 ,095 ,457 1,516 9,383

Зн. (,435) Зн. (,640) Зн. (,732) Зн. (,001) Зн. (,930) Зн. (,667) Зн. (,173) Зн.( ,011)

По ,218 ,296 -,019 1,084 1,794 -,341 -,171 6,137

Зн. (,831) Зн. (,782) Зн. (,985) Зн. (,001) Зн. (,171) Зн. (,747) Зн. (,869) Зн.( ,026)

КО ,059 -,020 -1,037 1,600 ,346 -,203 1,407 -,004

Зн. (,954) Зн. (,985) Зн. (,313) Зн. (,002) Зн. (,752) Зн. (,847) Зн. (,202) Зн.( ,997)

ЕМ -,287 -,133 1,132 3,429 ,790 -1,489 ,238 1,480

Зн. (,778) Зн. (,901) Зн. (,272) Зн. (,042) Зн. (,487) Зн. (,197) Зн. (,819) Зн.( ,277)

RE -,165 -1,262 -,377 ,631 ,983 -,630 ,277 -3,187

Зн. (,872) Зн. (,276) Зн. (,710) Зн. (,573) Зн. (,398) Зн. (,556) Зн. (,790) Зн.( ,086)

AD -,076 -,393 -1,460 5,800 -2,067 ,264 -,982 -,976

Зн. (,941) Зн. (,714) Зн. (,161) Зн. (,010) Зн. (,131) Зн. (,802) Зн. (,359) Зн.( ,432)

ои ,213 ,408 ,326 -,155 -1,272 ,085 -1,425 -,098

Зн. (,834) Зн. (,704) Зн. (,748) Зн (,887) Зн. (,293) Зн. (,936) Зн. (,197) Зн.( ,931)

МН -,142 ,051 -,025 1,984 -1,268 -2,312 1,969 ,496

Зн. (,889) Зн. (,962) Зн. (,980) Зн. (,141) Зн. (,294) Зн. (,069) Зн. (,090) Зн.( ,669)

-1,045 ,815 ,346 3,394 -,002 2,111 -,522 ,277

Зн. (,314) Зн. (,461) Зн. (,733) Зн. (,043) Зн. (,998) Зн. (,089) Зн. (,618) Зн.( ,808)

ER ,505 -,368 -,717 -,995 ,564 -2,018 ,588 -1,130

Зн. (,621) Зн. (,732) Зн. (,482) Зн. (,393) Зн. (,612) Зн. (,100) Зн. (,575) Зн.( ,376)

КА ,604 ,521 -,356 -3,811 -,192 1,057 -,083 -6,651

Зн. (,556) Зн. (,630) Зн. (,726) Зн. (,032) Зн. (,860) Зн. (,339) Зн. (,937) Зн.( ,022)

ЕА -,887 -,004 -,183 1,039 -,489 2,893 ,701 -2,008

Зн. (,390) Зн. (,997) Зн. (,856) Зн. (,375) Зн. (,659) Зн. (,023) Зн. (,506) Зн.( ,182)

RA ,627 -,281 -1,524 ,600 -,856 11,012 -,602 -1,421

Зн. (,541) Зн. (,793) Зн. (,144) Зн. (,591) Зн. (,455) Зн. (,000) Зн. (,566) Зн.( ,291)

FM ,686 -,803 1,436 1,980 -2,350 5,164 ,450 -,197

Зн. (,504) Зн. (,467) Зн. (,167) Зн. (,142) Зн. (,100) Зн. (,001) Зн. (,666) Зн.( ,862)

US ,550 -,382 ,560 3,349 -2,395 2,893 ,302 1,047

Зн. (,591) Зн. (,722) Зн. (,582) Зн. (,044) Зн. (,096) Зн. (,023) Зн. (,771) Зн.( ,066)

ЕХ -,415 ,434 ,699 -2,328 ,313 6,647 ,256 3,740

Зн. (,684) Зн. (,687) Зн. (,493) Зн. (,045) Зн. (,774) Зн. (,000) Зн. (,805) Зн.( ,065)

И четвертый: Ак и То(г=0,773) определил зависимость активности от тонуса. В Накопительном стиле нами были выделены четыре фактора. Первый: кв и Ак(г=0,624), То(г=0,771), Ра(г=0,838), Ус(г=0,777), Уд(г=0,733), По(г=0,795) определил зависимость эрготрофного реагирования в стиле от активности, тонуса, раскованности, устойчиво-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сти и положительного образа самого себя. Второй: э/и и кв(г=0,763), Бо(г=0,619), Сп(г=0,675) обозначил зависимость распределения экстраверсии - интроверсии от эрготроп-ного реагирования, бодрости и спокойствия. Третий и четвертый не выявил значимых корреляций близких к единице. В Экономном стиле нами были выделены три фактора. Первый:

кв и Бо(г=0,626), То(г=0,835), Ра(г=0,825), Сп(г=0,903), Ус(г=0,846), Уд(г=0,825), По(г=0,686) установил зависимость трофотроп-ного реагирования от бодрости, тонуса, раскованности, спокойствия, устойчивости, удовлетворенности и положительного образа самого себя. Второй э/и и Ак (г=0,486) определил зависимость экстраверсии - интроверсии от активности. Третий: н и Бо (г=0,474) выявил зависимость нейротизма от бодрости.

Таким образом, подводя итог выше изложенного в данной статье, можно сделать вывод о том, что в нашем исследовании эмпирическим путем было доказано не только различие в «весах», определяющих влияние компонентов структур доминирующего психического состояния и психических уровней саморегуляции со-

стояний внутри ССС и их подтипах, но и в факторных нагрузках ССС. В ходе исследования мы также выяснили, что тенденция формирования индивидуального стиля саморегуляции у испытуемых, определяется путем взаимодействия таких механизмов как энергетика (кв, э/и, н), активность (Ак), бодрость (Бо), раскованность (Ра), спокойствие (Сп), устойчивость (Ус), удовлетворенность (Уд) и положительный образ самого себя (По). Такое распределение связано с тем, что юношеский возраст связан с периодом завершения физиологического созревания, неопределенностью социального статуса, формирующегося под действием индивидуальных особенностей стиля и мышления (дивергентного или конвергентного) и открытием своего внутреннего «мира».

MENTAL STATE OF STUDENTS AND SOLDIERS WITH DIFFERENT STYLES OF STATE SELF-REGULATORY FUNCTION (STUDENT'S T-CRITERION AND DATA

COMPONENT ANALYSIS)

© 2010 L.S.Ulanovskaya

Balashovsky Institute (branch of Saratov State University named after N.G.Chernyshevsky)

The article analyses four style types of individual mental state self-regulation. It also describes two subtypes of a person's mental state self-regulation at an early age. The component analysis of the experimental data is given. The paper also contains the data of student's t-criterion difference peculiarities for styles sub-types of self-regulation.

Key words: self-regulation, functional states, style, reactive and excited subtypes of styles of individual self-regulation, component analysis dominant mental states, component analysis of dominating mental states and mental levels of style state self-regulation.

o

Ulanovskaya Lyudmila Sergeevna, Teacher of physics and computer science of Makarovskaya rural school of Noginsk-4, Moscow oblast, Post-graduate of the Practical psychology department. E-mail: L yuda-BFSGU@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.