Научная статья на тему 'Изучение природных опасностей региона в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»'

Изучение природных опасностей региона в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ ОПАСНОСТИ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / МЕТОДЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / ИЛИ КЕЙС-МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачев Станислав Владимирович

В статье раскрыты основные проблемы, связанные с формированием у учащихся системы знаний о природных опасностях региона на основе краеведческого материала и методов краеведческого исследования. Описаны конкретные примеры использования данных методов (в том числе ситуационные задачи, или кейс-метод) в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачев Станислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение природных опасностей региона в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»»

УДК 372.016:614

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ОПАСНОСТЕЙ РЕГИОНА В КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

STUDY OF NATURAL HAZARDS OF THE REGION IN BASICS OF VITAL FUNCTIONS SAFETY COURSE

С. В. Г орбачев

S. V. Gorbachev

ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург

Аннотация. В статье раскрыты основные проблемы, связанные с формированием у учащихся системы знаний о природных опасностях региона на основе краеведческого материала и методов краеведческого исследования. Описаны конкретные примеры использования данных методов (в том числе ситуационные задачи, или кейс-метод) в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Abstract. The article reveals the main problems associated with the formation of students' system of knowledge on natural hazards of the region when studying the local lore data and methods of regional studies. Specific examples of application of these methods (including situational tasks or case method) in Basics of Vital Functions Safety course are described.

Ключевые слова: природные опасности, краеведческий принцип, методы краеведческого исследования, оценочные суждения, ситуационные задачи, или кейс-метод.

Keywords: natural hazards, local lore principle, methods of regional studies, judgments, situational tasks, case method.

Актуальность исследуемой проблемы. Образованность населения в области безопасности жизнедеятельности при проявлении стихийных бедствий и природных опасностей - одна из основных задач школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Знания о природных явлениях, в том числе опасных для жизни и деятельности человека, наряду с биологическими, климатологическими, геологическими,

экологическими играют основополагающую роль во всей системе естественно-научных знаний. Без овладения этой группой знаний невозможно решить задачи, связанные с потребностью современного общества, - видеть личность, способную к

ответственности в принятии решений в реальных жизненных ситуациях по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих [6]. По результатам анкетирования учителей ОБЖ общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга (в нем приняли участие 18 педагогов) нами был сделан вывод о том, что знания о природных опасностях - необходимый элемент грамотности современного человека в области

безопасности жизнедеятельности. 75 % преподавателей отметили их важность для формирования правильного мировоззрения и понимания учащимися глобальных процессов и явлений, происходящих на территории всей планеты. В учебном процессе глобальное мышление и основанное на оценочных суждениях по отношению к опасностям мировоззрение у учащихся невозможно сформировать без использования в обучении краеведческого материала, эффективных форм и методов работы с ним.

Материал и методика исследований. Нами была проведена экспериментальная работа по использованию краеведческого материала и разнообразных методов краеведческого исследования в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» при изучении опасных природных явлений. В процессе работы были задействованы школьники 7-х классов - 224 респондента, применялись методы психолого-

педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, беседы с учителями, анкетирование учащихся и наблюдение за реальной практикой школ г. Санкт-Петербурга (школы № 247, 347, 515, гимназия Института экономики и права Российской академии управления). Задачами диагностического эксперимента являлись: 1) установление уровня сформированности знаний школьников об опасных природных явлениях, о различного рода опасностях на территории своего региона; 2)

формирование ценностных ориентаций на правильное поведение в опасных для жизни ситуациях. В результате была отобрана система методов сбора и обработки экспериментальных данных, позволяющих выявить изменения в характере знаний учащихся: от уровня знания-знакомства и знания-репродукции до уровня знания-навыка и знания-трансформации, которые позволяют применять учебный материал к широкому кругу явлений. В общем, мы ориентировались не только на выявление качеств знаний семиклассников, но и на оценивание результатов обучения в целом, на повышение его эффективности.

Результаты исследований и их обсуждение. Непосредственное наблюдение природоопасных процессов формирует представления о них, об их проявлении на территории своего края, о причинах их происхождений и о последствиях, которые они приносят населению и хозяйству. Складывающийся собственный жизненный опыт формирует правильное поведение в природе, воспитывает культуру безопасности. Поэтому при изучении основ безопасности жизнедеятельности краеведческий принцип мы рассматривали как один из ведущих методических принципов: он позволяет реализовывать деятельностный подход, охватывая обе стороны принципа -побудительную и исполнительную. Именно на краеведческом материале становятся наглядными и ощутимыми те изменения в природной среде, которые связаны с природными и антропогенными процессами, приводящими к угрозе для здоровья и жизни человека. Методологическая сущность краеведческого принципа проявляется в формировании у учащегося осознанных переходов от единичной краеведческой формы выражения системы знаний о конкретном опасном природном процессе на лично известной ему территории к обобщенной системе знаний о природных опасностях и позволяет видеть «глобальное в местном», поскольку нельзя мыслить только в масштабах своей территории.

При изучении школьниками природных опасных явлений были использованы основные методы краеведческого исследования: литературный, визуальный,

статистический, картографический, полевых наблюдений, анкетирования и личных

бесед. Литературный метод связан с использованием разного рода печатных источников об изучаемой территории, где проявляется тот или иной природоопасный процесс. Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные знания об исследуемой территории. Так, при изучении вопроса о защите г. Санкт-Петербурга от наводнений были предложены школьникам экспериментальных классов на основе анализа печатных изданий дискуссии на темы: «Строительство дамбы в г. Санкт-Петербурге: положительные и отрицательные стороны», «Спасет ли дамба от наводнений? Пути решения проблемы».

Метод анкетирования и личных бесед помог школьникам 7-х классов установить исторические и бытовые факты, уточнить уже известные сведения об опасных природных явлениях своей местности: о ветровых нагонных наводнениях с акватории Финского залива.

Во время проведения экскурсии по набережной р. Невы (учащиеся школы № 515 Красногвардейского района - р. Охты) визуальным методом было произведено непосредственное наблюдение за подъемом уровня воды в Неве в течение осеннего и весеннего периода. Средствами данного метода явились фотографирование и видеозапись природных опасностей данного региона.

Картографический метод исследования предполагает работу с картой в целях раскрытия пространственных сочетаний на территории края. С карты должно начинаться краеведческое исследование, на нее же наносятся результаты. К примеру, задание по составлению карт с нанесением пожароопасных районов (2010, 2011 гг.) на территории Ленинградской области явилось одной из важнейших составных частей исследования у школьников 7-го класса гимназии Института экономики и права по изучению природных опасностей своего региона.

Метод полевых наблюдений был применен при изучении природных условий акватории Финского залива, рек Невы и Охты, близлежащих от школы местностей. Он осуществлялся с помощью доступных технических средств учащимися 7-х классов школ № 515, 347, 247, гимназии Института экономики и права.

Использование статистического метода при изучении опасных природных явлений заключалось в отборе количественных показателей и их обработке, то есть в подсчете количественных данных, составлении таблиц и графических выражений, на основе которых были сделаны выводы, например, о частоте проявления катастрофических наводнений на территории г. Санкт-Петербурга.

Культура формирующейся личности безопасного типа поведения проявляется, прежде всего, в отношении к родной природе, потому что она носит практический характер. Краеведческая составляющая вносит ценностные основания в изучение курса ОБЖ. Исходя из этого, мы предполагали включение в содержание краеведческих знаний по предмету личностных оценочных суждений, что соответствует нормам современной педагогической теории, ориентирующейся на развитие личности школьника, на формирование мировоззренческих идей, которые выполняют функции инструмента познания.

При изучении опасных явлений на основе использования краеведческого материала мы формировали нравственные знания, которые также являются частью методологической культуры школьника и выражаются в суждениях (эмоциях, личностных отношениях). Эти суждения формируются при осмыслении реальных

жизненных ситуаций, связанных с проявлением опасных природных явлений на территории родного края. Для более эффективного формирования методологических и практикоориентированных знаний мы включили в процесс изучения знаний о природных опасностях решение ситуационных задач практической направленности с обоснованием выбираемых решений. Это, с нашей точки зрения, позволило учащимся не только осмыслить практические жизненные проблемы, возможно экстремальные, но и актуализировать определенный комплекс знаний (в том числе краеведческий), необходимый для усвоения при разрешении данных проблем. При изучении ОБЖ методами обучения с использованием ситуационных задач занимались Т. С. Назарова, С. П. Данченко, А. В. Старостенко и др. Это так называемые смыслоориентированные задачи (ситуационные) - новый тип самостоятельной работы с ясно обозначенным требованием выразить свое отношение, свою оценку рассматриваемой ситуации. В зарубежной педагогике решение ситуационных задач носит название кейс-метода. Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7-м классе обладает большим потенциалом в реализации кейс-метода по решению задач с использованием краеведческого материала. Его источниками могут быть художественная и публицистическая литература, оперативная информация из средств массовой информации, Интернет-ресурсы, а также статистические и научные публикации. Задачи могут быть разного уровня сложности. Содержательное наполнение задач минимального уровня ограничивается требованиями образовательного стандарта и фактически может представлять прямое преобразование текста учебного пособия. Ключевыми к этим задачам можно считать вопросы: «Кто? Что?». Приведем примеры таких задач, которые мы применяли в процессе изучения природных опасностей с использованием краеведческого материала [2]. Вот задача начального уровня: «Нагонные наводнения в устье реки Невы складываются из трех составляющих:

- длинная волна, которая может повысить уровень воды в Неве на 200-250 см;

- ветровой нагон (на 40-50 см);

- сейши (на 140-150 см).

Какой максимальный уровень подъема воды возможен в условиях Невы? Какой уровень на практике наблюдался?».

Ключевыми словами к задачам общего уровня могут быть вопросы: «Почему? Как?» При решении таких задач учащиеся могут работать в парах и малых группах. Во время групповой работы учитель может являться консультантом, поочередно работая с каждой группой. Затем каждая группа может предложить свой вариант решения задачи и отчитаться перед классом. В качестве примера возьмем задачу: «На всероссийской конференции по неблагоприятным природным явлениям присутствовали представители Мурманска, Нальчика, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Южно-Курильска. Каждый из них сделал по одному из следующих докладов: "Наводнения сгонно-нагонного характера", "Цунами", "Землетрясения", "Пыльные бури", "Туманы как неблагоприятный фактор для навигации", "Снежные лавины". Как вы думаете, какой именно доклад был сделан каждым из участников конференции? Кто из делегатов мог особенно заинтересоваться докладами своих коллег и какими именно?».

При решении задач третьего уровня сложности (повышенный уровень) кроме логических операций применяются эвристические, которые составляют невыводные компоненты решения. Эти операции направлены на снятие «барьеров» прошлого опыта,

на пополнение опыта новыми знаниями не путем их логического выведения из уже имеющихся, а посредством дополнительного изучения предложенной ситуационной задачи, анализа ее с новых сторон. Как правило, задача включает в себя: название; ситуацию-случай, проблему; личностно значимый познавательный вопрос; информацию по данному вопросу, представленную в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистика); вопросы и задания для работы с задачей различной сложности (ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка) [1]. При отборе материала по ситуационным задачам такого уровня учителю можно рекомендовать придерживаться следующих критериев [7]:

- должны быть с хорошей фабулой;

- фокусируются на теме, вызывающей интерес;

- включают цитаты из разнообразных источников;

- содержат проблемы, понятные ученику;

- могут вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами;

- требуют высокой оценки уже принятых решений.

Приведем пример такой задачи «Россия и глобальное потепление»: "Всемирная метеорологическая организация выступила с прогнозом возможных климатических изменений, связанных с глобальным потеплением. Какие изменения могут произойти в нашей стране и нашем регионе в ближайшие десятилетия?" [4].

Решение: Центральный район - количество теплых дней увеличится, климат приблизится к европейскому;

Северо-запад - затопление территорий;

Краснодарский край - начинает расти хлопок;

Северный Кавказ - резкое снижение урожайности;

Сибирь - станет мировой житницей, так как урожайность повысится вдвое;

реки Волга, Дон, Иртыш - обмеление рек, уменьшение количества пригодной для питья воды;

река Лена - повышение уровня, затопление городов и поселков;

Дальний Восток - резкое повышение числа лесных пожаров.

Задачи различной сложности для дальнейшей работы:

1. Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно. Какие изменения климата произойдут в ближайшее время в России и в нашем регионе в связи с глобальным потеплением?

2. Понимание. Заполните таблицу: природные опасности, которые грозят населению при глобальном потеплении; положительные стороны глобального потепления.

3. Применение. Составьте список возможных опасностей для нашего города. Приведите свои примеры последствий глобального потепления (таяние вечной мерзлоты, изменения в строительстве, миграции).

4. Анализ. Какие мероприятия по защите населения от отрицательного проявления глобального проявления Вы бы предложили? Аргументируйте свое мнение.

5. Синтез. Составьте схему последствий глобального потепления.

6. Оценка. Оцените значимость данного явления для России в целом, для родного края и для вас лично».

Анализ школьных программ и учебников по ОБЖ в 7-м классе показал, что данный курс играет заметную роль в реализации краеведческого принципа обучения, так как обучение безопасности и защите человека в чрезвычайных ситуациях природного характера не может строиться без использования краеведческого материала как наиболее доступного для понимания учащимся.

Результаты экспериментальной работы выявили у учащихся 7-х классов санкт-петербургских школ средний уровень обученности опасным природным явлениям (по методике В. П. Симонова). По теме «Наводнения» показатель среднего уровня составляет 0,45 % (по другим темам варьируется в пределах 0,36-0,40 %). Данный уровень предполагает, что школьник владеет определенным «багажом знаний» об опасных природных явлениях и умеет применять эти знания в практической деятельности, определяет причины и следствия, сопоставляет с законами проявления опасных явлений и процессов.

На наш взгляд, использование на уроках краеведческого материала и методов краеведческого исследования усиливает не только практическую направленность обучения безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера, но и обеспечивает постоянное накопление фактов и сведений о природных опасностях региона, их обработку и систематизацию. Краеведческий принцип предполагает постоянный сбор информации из различных источников, прежде всего, из собственных наблюдений, литературы, местной периодической печати, материалов краеведческого музея и т. д., формирует реальные представления о многих опасных природных явлениях и процессах. Они, в свою очередь, служат основой для формирования и развития понятий, в том числе мировоззренческого характера, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить обучение согласно дидактическому правилу «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому» и наоборот [3].

Методологические знания составляют аппарат мышления школьников. Использование логики научного познания как объекта изучения природных явлений на территории своего региона на всех этапах организации познавательной деятельности обуславливает формирование и усвоение основ методологической культуры. В этом случае мы можем утверждать, что ученик нацелен на освоение этапов научного познания. Знания и умения методологического характера прямо входят в «сухой остаток» всего обучения, который позволяет человеку независимо от рода его деятельности разбираться в новых явлениях, тенденциях, успешно осуществлять научный подход к решению жизненных проблем. При этом мы также считаем, что учащийся овладевает следующими умениями (высокого уровня обученности - уровня переноса знаний):

- устанавливать взаимосвязи (в том числе скрытые) между природоопасными процессами и объектами;

- видеть или предсказывать протекание местного явления при других обстоятельствах, с другими объектами;

- находить новые, оригинальные подходы в ходе решения ситуационных задач любого уровня сложности.

Ученик должен овладеть суммой знаний, уметь ими пользоваться, применять их в различных ситуациях, он также должен сформировать определенное отношение к

приобретенным знаниям. Такое отношение может появиться лишь в результате активной деятельности. «Обучение есть вместе с тем и определенное воспитание, тогда как формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает обучение мировоззренческим знаниям, умениям этими знаниями пользоваться, применять их как личностно значимые ценности» [5].

Резюме. В заключение мы делаем вывод о том, что изучение природных опасностей и опасных природных явлений региона на основе методов краеведческого исследования (в том числе кейс-метода) осуществляется через реализацию всех видов учебной деятельности школьников: учебно-познавательной, включающей знание и понимание потенциальных опасностей природного характера, возникающих в повседневной жизни, и их возможных последствий; аналитико-синтетической, устанавливающей причинно-следственные связи между природоопасными явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде и воздействующими на здоровье человека в повседневной жизни; практической, цель которой - формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся : уч.-метод. пособие для педагогов школ / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова. - СПб. : КАРО, 2008. - 96 с.

2. Данченко, С. П. Сборник ситуационных задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности : уч.-метод. пособие / С. П. Данченко. - СПб. : СПбАППО, 2006. - 184 с.

3. Даринский, А. В. Краеведение / А. В. Даринский. - М. : Просвещение, 1987. - 154 с.

4. Кашницкий, С. Загадки древних цивилизаций. Следы богов. Кто изрисовал пустыню? / С. Кашниц-кий // Аргументы и факты. - 2007. - № 15. - С. 27.

5. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 186 с.

6. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. -М. : Просвещение, 2010. - 40 с.

7. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / под ред Ю. П. Сурмина. - Киев : Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.