Научная статья на тему 'Развитие способностей построения педагогического текста у будущих преподавателей ОБЖ'

Развитие способностей построения педагогического текста у будущих преподавателей ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕЧЕПОРОЖДЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ / ЭТАПЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RECHEMYSLITELNY ACTIVITY / PRIMARY AND SECONDARY COMMUNICATIVE ACTIVITY / COMMUNICATIVE POSITION / SPEECH COMMUNICATION / SPEECH BEHAVIOR / RECHEPOROZHDENIYE / CONTENTS OF THE SPEECH / STAGES OF SPEECH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Боброва Светлана Владимировна

В статье рассматриваются вопросы развития речемыслительных способностей студентов АГЗ МЧС России, описываются особенности первичной и вторичной коммуникативной деятельности, акцентируется внимание на перцептивную сторону речевой деятельности и установление взаимопонимания в процессе педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Боброва Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ABILITY TO BUILD A PEDAGOGICAL TEXT FOR FUTURE TEACHER TEACHERS

This article discusses the development of students' abilities rechemyslitelnyh SPA EMERCOM of Russia, describes the features of the primary and secondary communication activities, focuses on the perceptual side of speech and mutual understanding in the process of pedagogical influence.

Текст научной работы на тему «Развитие способностей построения педагогического текста у будущих преподавателей ОБЖ»

УДК 372.881.161.1

Боброва С. В.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы развития речемыслительных способностей студентов Академии гражданской защиты, МЧС России, описываются особенности первичной и вторичной коммуникативной деятельности, акцентируется внимание на перцептивную сторону речевой деятельности и установление взаимопонимания, в процессе педагогического воздействия.

Ключевые слова: речемыслительная деятельность; первичная, и вторичная коммуникативная деятельность; коммуникативная позиция; речевая, коммуникация; речевое поведение; рече-порождение; содержание речи; этапы речевой деятельности.

Bobrova S. V.

DEVELOPMENT OF THE ABILITY TO BUILD A PEDAGOGICAL TEXT FOR FUTURE TEACHERS THE BASICS OF SECURITY LIFE

This article discusses the development of students' abilities rechemyslitelnyh SPA EMERCOM of Russia, describes the features of the primary and secondary communication activities, focuses on the perceptual side of speech and mutual understanding in the process of pedagogical influence.

Keywords: rechemyslitelny activity, primary and secondary communicative activity, communicative position, speech communication, speech behavior, recheporozhdeniye, contents of the speech, stages of speech activity.

Развитие современного общества, стремительные изменения в мире, устаревание знаний, привычных форм трудовой деятельности влекут за собой и необходимость изменения образовательной системы. Современное образование призвано давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления, новые эстетические и культурные ценности. Задачей высшей школы становится подготовка специалистов, способных самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность, постоянно повышать свой квалификационный уровень и общую культуру личности.

Новые стандарты высшего образования ориентируют преподавателей на использование компетентностного подхода к обучению. Что же меняется в процессе обучения и какие требования предъявляются преподавателям современной высшей школы? Основным понятием, в от-

личие от традиционных ЗУ Нов - знаний, умений и навыков, становится понятие компетенций, или, по мнению Г.П. Щедровицкого, таких структур управления деятельностью, которые опираются, прежде всего, на способности мышления, рефлексии, коммуникации и понимания и способны ответить на вопрос, как вашу деятельность встроить в текущий контекст — кооперативный, коммуникативный, социальный, институциональный и т.д. [3].

Так, развить способности будущих преподавателей к речевому взаимодействию и взаимопониманию возможно в результате формирования у них коммуникативной компетенции. Коммуникация, в отличие от общения, представляет собой процесс активной, целенаправленной и мотивированной речевой деятельности, где под активностью подразумевается самостоятельная речевая деятельность студентов как в позиции создателя речи, так и в роли воспринимающего высказывание; целенаправленность предполагает умение ставить цель деятельности и достигать задуманного результата, а мо-

Боброва С.В.

тивированность — потребность в обмене мыслями, идеями, взглядами на окружающий мир. Для развития речемыслительных способностей большое значение имеет не только овладение лексикой и грамматикой языка, но и формирование представления о речевой структуре текста, основу которой составляют смысловые связи произведения.

Рассмотрим особенности педагогического текста. Прежде всего, это результат мыслительной деятельности учителя, преподавателя. Такой текст представляет собой уникальную языковую и речевую единицу, где воплощается и индивидуально-авторское, учительское, видение мира, и опыт, накопленный человечеством. Педагогический текст, являясь основной единицей речевого педагогического общения, имеет внешнюю, формальную, и внутреннюю, содержательную, стороны. К внешнему оформлению относится и выбор преподавателем типа и стиля речи, и композиционное оформление высказывания — соответствующая замыслу последовательность расположения частей текста, и подбор необходимых языковых средств как для связи предложений, так и для выражения общей идеи произведения. Внутренняя сторона текста содержит в себе ту мысль, ради которой и было создано данное речевое произведение. Целью создания педагогического текста может быть передача профессионального опыта, знаний и умений, накопленных в процессе преподавательской деятельности, обмен личностными смыслами, своими взглядами на окружающий мир, связанными с жизнью в целом, передача системы целей и ценностей, нравственных норм и принципов.

Для достижения коммуникативной цели и успешного взаимодействия участников педагогического процесса текст преподавателя помимо функции передачи информации должен выполнять несколько задач, среди которых — конструктивная, организационная, коммуникативно-стимулирующая, эмоционально-корригирующая и контрольно-оценочная. Это значит, что для достижения педагогических целей занятия текст лекции, выступления преподавателя на семинарском и практическом занятии должен разъяснять содержание нового знания; предполагать и объяснять мнения каждого члена коммуникации, управлять процессами правильного восприятия

высказывания; не только быть направленным ко всей группе студентов, но и содержать в себе личностную составляющую. Ориентационная составляющая педагогического текста должна помочь студенту разобраться в месте учебной дисциплины в кругу других наук, помочь сформировать собственное представление о мире и своем месте в будущей профессиональной жизни. Яркость и эмоциональность педагогического текста позволяет устанавливать отношения доверительного характера между преподавателем и студентами, а умение использовать диалогические формы речи — организовывать взаимоконтроль и совместное подведение итогов, тем самым добиваясь результативности учебно-воспитательного процесса.

Формирование коммуникативных умений строить педагогический текст начинается с развития способностей осуществлять вторичную коммуникативную деятельность, т.е. понимать образцовую педагогическую речь, а значит, уметь восстанавливать лексические значения слов и терминов, грамматические значения используемых языковых конструкций, видеть связи между словами, возможность взаимозаменяемости языковых единиц. Важной составляющей этой речемыслительной деятельности является способность конструировать семантическое поле текста, его смысловые отношения, интегрировать их в модель отрезка действительности, понимать все реализованные педагогические задачи [1].

Процесс формулирования педагогического замысла автора текста обратит читателя-студента в другую коммуникативную позицию, а именно говорящего/пишущего, и поставит перед необходимостью выполнять первичную коммуникативную функцию. Так, все те мысле-образы, которые возникнут в сознании студента в момент постижения текста, станут содержанием высказывания. Задача коммуниканта в этой позиции, проанализировав ход собственных рассуждений, выбрать именно то основное, что имеет отношение к содержанию речи.

Рассмотрим пример анализа раздела учебника 7 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме: «Наводнения» [2].

В последние десятилетия во многих районах нашей планеты отмечен рост числа катастрофических наводнений. Наводнения, от-

2017*1(32)

носятся к опасным гидрологическим явлениям,. Они периодически наблюдаются на, большинстве рек нашей страны и занимают, первое место в ряду стихийных бедствий по площади распространения и наносимому материальному ущербу.

На, территории России наводнения, ежегодно угрожают, более чем четыремстам городам и нескольким тысячам других населенных пунктов. От, наводнений сильно страдала и Москва. Так, теплой весной 1908 года быстро растаяли снега и прошли сильные дожди, вода, залила улицы, города, оставив без крова, тысячи москвичей.

Что же это за явление, каковы его причины и последствия?

Наводнением называют, затопление водой м естноет и в результате подъема, уровня воды в реке, озере или море, вызванное обильным притоком воды, в период снеготаяния или ливней, ветровыми нагонами, прорывами плотин и другими причинам,и.

Представленный текст структурирован таким образом, что сначала сообщается о природном явлении, затем описывается степень опасности наводнений для жителей земли и России. Автор сразу же дает понять читателю, что все, что здесь будет сообщено, очень важно и актуально лично для него, семиклассника. Вопросительное предложение — диалоговая форма коммуникации, приглашает читателя задуматься и понять, что это за явление, с чем оно связано, как вести себя, чтобы избежать трагических последствий. Этот текст учебника снабжен необходимыми иллюстрациями, а формулировка определения, приведенная ниже (как вывод в конце урока), помогает учителю строить коммуникативную ситуацию на уроке и организовывать процесс формирования нового научного понятия.

Следующий интересный элемент этого текста — фрагмент параграфа «Классификация наводнений по причинам возникновения». Прочитаем и проанализируем данный материал.

Ветровой нагон — подъем уровня, воды,, вызванный воздействием ветра на, водную поверхность, происходящий обычно в устьях крупных рек, а также на наветренном, берегу больших озер, водохранилищ и морей. Ветровые нагоны возможны в любое время года, характеризуются отсутствием периодичности

и значительным, подъемом уровня, воды.

Ярким, примером ветрового нагона являются регулярные наводнения, в Санкт-Петербурге. Одно из наиболее разрушительных произошло в 1824 году. Вода, в Неве поднялась на, 4Ю см выше обычного своего уровня. Городу был нанесен огромный ущерб: утонуло более 200 человек, было разрушено около 4000 зданий и построек, погибло 3600 голов скот,а. Вот, как описал это наводнение А. С. Пушкин в «Медном всаднике»:

Но силой ветров из залива Переграждённая, Нева, Обратно шла,, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча, и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На, город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело - воды, вдруг Втекли в подземные подвалы, К решёткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружён.

Задание. Попытайтесь, используя современные критерии, дать оценку наводнению из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», охарактеризовав:

а) причину возникновения и тип наводнения;

б) первичные и вторичные поражающие факторы;

в) последствия наводнения.

Авторы этого учебника используют разные способы для решения коммуникативно-стимулирующей, эмоциональной и контрольно-оценочной функций процесса обучения.

Давайте постараемся понять, как работать с этим текстом.

Чтобы научить школьников читать текст и понимать мысль автора, необходимо формировать их умение представлять описываемое, объяснять значение слов и языковых конструкций. В школьной практике помогает прием комментированного или объяснительного чтения. Например, объясните, как вы понимаете смысл

Боброва C.B.

слов и выражении: устья крупных рек, отсутствие периодичности, подъем уровня воды, от какого глагола образовано существительное нагоны; как вы понимаете значение словосочетания ветровые нагоны и т.п.

При чтении поэмы Пушкина важно обращать внимание на авторское построение текста. Например, объясните фразу:

Но силой ветров из залива Переграждённая, Нева...

О чем идет речь в строчках:

К решёткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон.

Что такое Петрополь, почему автор сравнивает его с тритоном?

Едва ли существует единый подход к анализу текста. Можно предложить некую общую схему, придерживаясь которой исследователь текста выйдет на глубинные смыслы произведения. Понимая, что текст представляет модель языкового видения мира автора, можно рассматривать чтение произведения как разговор читателя с автором.

• Начиная диалог с автором, необходимо понять, какова тема высказывания.

легкости ориентации в произведении помогают абзацы.

зацам и интерпретируется, пересказывается своими словами.

ские основы предложений текста - строится та ситуация действительности, которую описывает автор произведения.

для понимания мысли автора, определяется их значение.

рые были использованы автором для построения речи.

с собственным опытом переживания подобных ситуаций или опытом, полученным в результате чтения художественных произведений.

телю автор текста, текста.

ноклассниками, правильность сделанных читателем выводов доказывается.

Так, в процессе деятельности понимания в сознании исследователя текста возникает смысл речи, развиваются способности, или индивидуальные свойства личности, позволяющие осуществлять коммуникативную деятельность — понимать речь собеседника и на основе этого, как выражение собственного восприятия, производить высказывание, предъявлять свое представление о мире, давать оценку и выражать свое отношение к происходящему.

Таким образом, анализ педагогических текстов и на их основе построение учебных языковых конструкций на занятиях по педагогике и методике обучения и воспитания позволяет студентам развивать свои речемыслительные способности и строить педагогическое высказывание.

Литература

1. Боброва C.B. Культура речевого поведения и восприятие художественного текста. Сборник статей / отв.ред. Л.С. Крючкова. — М.: ИИУ МГОУ, 2016.

опасности жизнедеятельности. 7 класс. — М., 2011.

3. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М., 1995.

2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы без-

Рецепзепт: кандидат педагогических наук, доцент Крушинская Т.Ф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.