освоенного дома, часто в небольших группах, получающих разные задания в зависимости от уровня подготовки. В результате преподаватель в большей степени выполняет роль наставника и организатора образовательного процесса.
При такой организации заметная роль отводится активным и интерактивным методам обучения (мини-проектам, деловым, ролевым играм и т. п.), эффективно используются современные образовательные технологии. Предложенная А. Самсом и Д. Берг-манном модель оказалась настолько успешной, что вскоре она стала завоевывать популярность во всем мире, проникая на все уровни образования [2].
В практике преподавания своих дисциплин преподаватели многих отечественных вузов уделяют большое внимание интерактивным методам обучения - методам, построенным на взаимодействии участников образовательного процесса: между студентом и преподавателем и между самими студентами.
К интерактивным методам обучения относятся, в частности, кооперативное, проблемное и проектное обучение и др.
Кооперативное обучение - это структурированная учебная деятельность малых групп, члены которых работают совместно
Библиографический список
(кооперируются), для достижения максимальной эффективности обучения.
Идея кооперативного обучения проста. Преподаватель дает задание, после чего вся учебная группа делится на микрогруппы. Они работают над заданием до тех пор, пока все члены микрогруппы не выполнят поставленные задачи [3].
Основными характеристиками кооперативного обучения являются (см. таб. 3):
Таким образом, эффективность педагогического взаимодействия в определяющей степени зависит от сознательности и активности его участников, что, в свою очередь, обусловливается их ценностным отношением к результатам взаимодействия, интересом к способам и содержанию деятельности [4; 5].
Современные образовательные технологии, которые получили свою поддержку в западных вузах, требуют более детального рассмотрения и в отечественных вузах, с учётом специфики вузов, регионов, преподаваемых предметов, личностных и профессиональных качеств самих преподавателей. Но, в любом случае, педагогическая наука недолжна стоять на месте и активно развиваться в соответствии с требованиями времени.
1. Тимонина И.В. Профессиональная этика педагога: учебно-методическое пособие. Кемерово, 2014.
2. Образовательные технологии и электронное обучение. Available at: http://www.vvsu.ru/education/resources/e-learning
3. Бадарханова Л.Е. Кооперативное обучение. Available at: https://infourok.ru/statya-na-temu-kooperativnoe-obuchenie-1103581.html
4. Алехин И.А., Герасимова Т.Н. Философия образования: история, проблемы, перспективы. Мир образования - образование в мире. 2017; 2 (66): 3 - 16.
5. Герасимова Т.Н. Нравственные основания педагогической культуры преподавателя высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2016; 1 (61): 41 - 46.
References
1. Timonina I.V. Professional'naya 'etika pedagoga: uchebno-metodicheskoe posobie. Kemerovo, 2014.
2. Obrazovatel'nye tehnologii i 'elektronnoe obuchenie. Available at: http://www.vvsu.ru/education/resources/e-learning
3. Badarhanova L.E. Kooperativnoe obuchenie. Available at: https://infourok.ru/statya-na-temu-kooperativnoe-obuchenie-1103581.html
4. Alehin I.A., Gerasimova T.N. Filosofiya obrazovaniya: istoriya, problemy, perspektivy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; 2 (66): 3 - 16.
5. Gerasimova T.N. Nravstvennye osnovaniya pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2016; 1 (61): 41 - 46.
Статья поступила в редакцию 17.11.17
УДК 159.923:316.6
Magomedov P.A., postgraduate, Department of Sociology and Management Psychology, GUU (Makhachkala, Russia),
E-mail: magomedov.p.a@gmail.com
THE STUDY OF CONCEPTIONS ON FAMILY RELATIONS AMONG STUDENTS. The objective of the article is to study the ideas about family relations among students. The author uses such methods as an analysis of psychological and educational literature, empirical approaches to the study of a family in modern psychology, a comparative analysis of ideas about family relations among different young social groups. The article reflects the main factors in formation of ideas about family values among modern youth. The results of the research can be useful for psychologists, social workers as the basic guidelines for educational work, which are urgently needed in the period of radical social changes. The author concludes that the family as a social institution, ensuring the normal existence of the society, is a value object that is granted special importance in personal and public consciousness.
Key words: family, value relations, students, young students, family education.
П.А. Магомедов, аспирант каф. социологии и психологии управления, ФГБОУ ВО «ГУУ», г. Махачкала,
E-mail: magomedov.p.a@gmail.com
изучение представлений о семейных отношениях студенческой молодёжи
Целью статьи является изучение представлений о семейных отношениях студенческой молодёжи. В данной статье отражены основные факторы формирования представлений о семейных ценностях у современной молодёжи. Сформулированные на основе полученных данных выводы могут быть использованы педагогами, психологами, социальными работниками как принципиальные ориентиры воспитательной работы, остро необходимые в период радикальных социальных изменений. Автор делает вывод о том, что семья, являясь социальным институтом, обеспечивающим нормальное существование общества, представляет собой ценностный объект, наделяемый особым значением в личном и общественном сознании.
Ключевые слова: семья, ценностные отношения, студенчество, студенческая молодёжь, семейное воспитание.
Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения. Традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семей-ных отношений. Кризис выражается в том, что, с одной стороны,
идёт поиск каких-то новых форм семьи, которые лучше бы соответствовали современному содержанию отношений, с другой -непрерывно растёт число разводов, причём особенно страдают «молодые браки» - почти 1/3 всех разводов падает на семьи, имеющие стаж не более трёх-пяти лет.
Кризис общества вызвал одомашнивание образа жизни людей как адаптационный механизм [1, с. 89.]. В течение
1996-2000 гг. академией проблем социальной работы проводилось мониторинговое исследование социально-экономического потенциала российских семей. В программу была включена задача - выявить мнения студентов о семейных ценностях. Мнения студентов отличались достаточной зрелостью. Студенты связывают свою жизненную стратегию с семейным образом жизни. Массовая ориентация молодёжи на создание семьи свидетельствует о выраженной тенденции сохранения института семьи. Студенты рассматривают семью как надёжную защиту, жизненную опору. Семья, как считают студенты, обеспечивает жизненную автономию, свой независимый стиль жизни. Главной семейной ценностью студенты назвали возможность иметь и воспитывать детей. Молодые интеллигентные люди обоего пола считают, что семья должна обеспечивать возможность развития человеческой личности.
Однако представления студенческой молодёжи о любви и браке отличаются от взглядов старшего поколения. Любовь и брак по-прежнему являются одной из главных жизненных ценностей современной молодёжи, причём значимость любви и брака увеличивается прямо пропорционально возрасту. Изменения взглядов молодёжи на любовь и брак, внесённые трансформацией социокультурных норм и традиций, существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке.
Студенчество представляет собой специфическую молодёжную группу. Фактор высшего образования и отсрочка начала самостоятельной трудовой деятельности ведёт к увеличению свободы выбора и усложнению процесса ценностного самоопределения. Вместе с тем ценностные отношения молодёжи всё ещё испытывают большую зависимость от внешних факторов, социальных изменений. Начало самостоятельной трудовой деятельности, с которой обычно связывается социальная зрелость, отодвигается на второй план. Увеличение «подготовительного» периода к взрослой жизни, когда юноша или девушка примеряет на себя различные взрослые роли, но ещё не идентифицируется с ними окончательно, ведёт, по выражению И.С. Кона, к расширению сферы индивидуального самоопределения и повышению требований к его осознанности. «В студенческой выборке больше свободы выбора по сравнению с другими социальными слоями молодёжи и меньше сковывающих факторов, что приводит к большому разнообразию индивидуальных вариаций. Оборотной стороной свободы выбора является усложнение процесса самоопределения, в том числе ценностного» [2, с. 49].
Как указывает И.С. Кон, задача социального и личностного самоопределения предполагает, наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, развитие интегративных механизмов самосознания, выработку мировоззрения и жизненной позиции, а также определённых психосексуальных ориента-ций. Процесс формирования мировоззрения, важнейшей частью которого является система ценностных отношений личности, становится возможным только в юношеском возрасте, т. к. именно к этому времени созревают его когнитивные и личностные предпосылки, К когнитивным предпосылкам относится усвоение определённой, достаточно значительной суммы знаний, способность к логичным рассуждениям, абстрагированию, что позволяет прежде разрозненным знаниям сложиться в систему. Фактор обучения в высшей школе создаёт в этом смысле более широкий кругозор, диапазон знаний, способность к критическому освоению мира, и, с другой стороны, предоставляет больше возможностей в дальнейшей профессиональной карьере. Личностные предпосылки - потребность в осознании своей жизни, её смысла, своего места среди других людей. На первый план выходят также процессы социальной ориентации личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности, класса, группы, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. За последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение молодёжи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие [3, с. 58.]. Очевидно, что нравственно-этическая позиция молодёжи резко отличается от установок старших поколений. Современная молодёжь предпочитает сначала выучиться, а уже потом думать о семье, хотя некоторые выбирают и то, и другое. И вот тогда на свет появляется студенческая семья. Студенческая семья - явление достаточно распространённое в последние годы. Также увеличилось число молодых людей, предпочитающих незарегистрированный брак. Объясняется это либо возросшей самостоятельностью и
самодостаточностью студентов, либо, наоборот, обострившейся безалаберностью. Не оформляя юридически своих отношений, студенты живут в гражданском браке, что является неплохой проверкой на совместимость. Бывает, влюблённые закрывают глаза на недостатки друг друга, строят планы на будущее, но стоит им провести несколько недель вместе, начинаются скандалы, нежные чувства улетучиваются, отношения портятся, и от былой влюблённости не остается и следа. Бывает и наоборот, совместные проекты и общие проблемы сближают людей, дают возможность убедиться в искренности и верности второй половины.
Социологическое исследование, проведённое фондом «Общественное мнение», представило данные о современной семье: у 22% россиян есть опыт гражданских браков. Интересно, что 7% считают себя замужними или женатыми, не имея штампа в паспорте, еще 3% сообщили, что они состоят в неофициальных браках, поддерживают длительные интимные отношения, совместно проживают и ведут общее хозяйство, а 11%, что начинали свои ныне зарегистрированные отношения с сожительства. Ценность брака не упала, несмотря на немалое распространение сожительств, большинство считают законный брак чрезвычайно привлекательным, причём чем моложе, тем чаще. Для молодёжи сожительство и брак в равной мере привлекательны, а вот с возрастом брак оказывается предпочтительнее. Но, судя по результатам исследования, студенты не склонны смотреть на гражданский брак как на что-то менее серьёзное и ответственное по сравнению с браком законным [4].
По мнению Е. Вовк, основное различие между браком законным и гражданским проходит отнюдь не в разной степени ответственности или уверенности друг в друге: и в том и в другом браке люди могут быть и ответственны, и верны. Их различает отношение к личностной автономии. В гражданском браке она выше, именно её сохранение делает для молодёжи предпочтительным сожительство.
Таким образом, ценностные отношения личности, являясь предметом исследования многих наук, могут рассматриваться как индивидуальная личностная характеристика, компонент структуры личности, в значительной степени определяющий её направленность. Своеобразие возрастного периода и специфика социального положения студентов накладывают определённый отпечаток на их ценностную сферу, и в частности, на отношение к семье. Семья при исследовании ценностных отношений студенчества во многих работах так или иначе включалась в перечень ценностных объектов, но предметом специального анализа фактически не выступала. Складываясь в процессе социализации личности, система ценностных отношений является результатом усвоения ценностных значений социума, преломленных через индивидуальные личностные характеристики, и непосредственно связана со всей потребностно-мотивационной сферой человека. Многомерность и динамичность системы ценностных отношений создаёт определённые методологические и методические сложности при исследовании данного феномена, что выражается в существовании различных исследовательских подходов. Юношеский возраст является наиболее значимым периодом для формирования ценностных отношений как устойчивого свойства личности. К его окончанию прежде разрозненные представления постепенно складываются в относительно устойчивую иерархическую систему. На содержании ценностных отношений сказываются специфические особенности юношеского возраста, потребности в поиске смысла жизни, любви, дружбы [5].
Получение высшего образования отсрочивает вступление человека в профессиональную деятельность и обретение им самостоятельности, видоизменяет его интересы и ценности. Это, в определённой степени снижает ценность создания семьи в глазах студентов. Вместе с тем, значительная инерционность института семьи, неосознаваемая индивидом устойчивость и повторение из поколения в поколение матримониальных стереотипов ведёт к сохранению семейных ценностей на достаточно высоком уровне. Противоречивое отношение к семье в России, являясь внешним условием, воздействует на индивида, лишь преломляясь через его внутренние, личностные характеристики.
В рамках интересующей нас темы можно выделить несколько основных элементов, определяющих ценностное отношение студентов к семье и гармонию их семейно-брачных отношений. Во-первых, это сходство представлений супругов, видений себя, партнёра, социального мира в целом. Во-вторых, сходство предпочитаемых каждым из партнёров моделей общения, поведенческие особенности. В-третьих, общий культурный уровень, степень социальной зрелости супругов, совпадение их систем
ценностей. Ценностная совместимость студентов, вступающих в брак, имеет особенно большую значимость в семейных отношениях. Рассогласование ценностей во взаимодействии молодых людей, особенно в повседневных конфликтах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений. Здесь важным моментом является то, насколько различны оценочные критерии супругов и насколько их индивидуальные оценочные критерии соответствуют общепризнанным. Ценностные отношения личности формируются под влиянием конкретных социокультурных условий жизни.
Состояние института семьи в обществе всегда отражает уровень его развития, зависит от содержания исторического контекста. Отношение к институту семьи в нашей стране
Библиографический список
обусловлено как национальными, культурными особенностями, так и особенностями политико-экономического развития, и является неоднозначным, представляя собой конгломерат традиционных и демократических тенденций. В то же время значительная инерционность культуры, устойчивость матримониальных стереотипов ведёт к сохранению ценностей семьи на достаточно высоком уровне. Являясь социальным институтом, обеспечивающим нормальное существование общества и одновременно предоставляя возможность удовлетворять целый комплекс личностных потребностей разного уровня, семья, несомненно, представляет собой ценностный объект, т. е. объект, наделяемый особым значением в личном и общественном сознании.
1. Здравомыслов В.М. Российская семья: стратегия выживания. Семья в России. 1995; 3 - 4: 89.
2. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Москва, 1979.
3. Черняк Е.М. Семья глазами студентов. Российский журнал социальной работы. 2008; 2: 89.
4. Семейные и внесемейные ценностные ориентации москвичей. Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы: Российская научно-практическая конференция. Липецк, 1999.
5. Магомедова З.Ш. Влияние этноса на формирование духовно-нравственных ценностей. Стандарты и мониторинг в образовании. 2012; 5: 19 - 22.
References
1. Zdravomyslov V.M. Rossijskaya sem'ya: strategiya vyzhivaniya. Sem'ya vRossii. 1995; 3 - 4: 89.
2. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta. Moskva, 1979.
3. Chernyak E.M. Sem'ya glazami studentov. Rossijskijzhurnalsocial'nojraboty. 2008; 2: 89.
4. Semejnye i vnesemejnye cennostnye orientacii moskvichej. Demograficheskie processy i semejnaya politika: regional'nye problemy: Rossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Lipeck, 1999.
5. Magomedova Z.Sh. Vliyanie 'etnosa na formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2012; 5: 19 - 22.
Статья поступила в редакцию 30.10.17
УДК 159
Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: nigstav@mail.ru
ON THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MODERN MAN TO CONDITIONS OF THE INFORMATION ENVIRONMENT. The article raises a problem of information security, psychic self-regulation of the modern man in conditions of destructive information environment. The author studies a problem of formation of mechanisms of adaptation to the subject and social world both in the usual circumstances, and in unusual, new situations, behavioral strategies employed by the person in the information of stress (coping strategies or coping mechanisms). The author concludes that the functional role of defenses in mental regulation lies in overcoming affective stress, arising in the process of regulation, control of interaction with the surrounding world, subject to preservation of positive self-relations.
Key words: information security, coping mechanisms, personal and environmental coping resources.
Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф. каф. психологии, ГБОУ ВПО «Ставропольский
государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: nigstav@mail.ru
к проблеме психологической адаптации современного человека к условиям информационной среды
В статье поднимается проблема информационной безопасности, психической саморегуляции современного человека в условиях деструктивной информационной среды. Автор затрагивает проблему формирования механизмов адаптации к предметному и социальному миру как в привычных для человека условиях, так и в неординарных, новых ситуациях, поведенческих стратегий, применяемых человеком в условиях информационного стресса (копинг-стратегии или механизмы совладания). Автор делает вывод о том, что функциональная роль защит в психической регуляции заключается в преодолении аффективного напряжения, возникающего в процессе регуляции, контроле взаимодействия субъекта с окружающим его миром в целях сохранения и поддержания позитивного самоотношения.
Ключевые слова: информационная безопасность, копинг-механизмы, личностно-средовые копинг-ресурсы.
Значительное расширение информационной среды в современном мире поднимает новую глобальную проблему перед обществом - природу взаимодействия информации и человека. Исследователи изучают специфику влияния средств массовой информации (СМИ) на механизмы сознания, убеждения, мнения, поведение людей, пытаются объяснить эффекты, которые СМИ оказывают на «потребителей информации». В самом общем виде вопрос можно сформулировать следующим образом: какова степень обусловленности человеческого поведения тем, что насаждается СМИ. За последнее время всё больше накапливается данных, которые свидетельствуют о возрастающем деструктивном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье населения.
Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что известные информационные телепрограммы («Сегодня», «Новости», «Вести» и сравнение др.) вызывают поиск у телезрителей: в 60 % - чувство тревоги; в 45 % - разочарование;
в 49 % - страх, добиться чувство неопределённости, избыточные паники.
На основе разнообразных данных и ряда извращенных аналогичных исследований был психологи сделан вывод понятием о том, что адаптацию деятельность СМИ переключение в российском обществе известные приобрела не только дисфункциональный, ин-формационноено и зачастую деструктивный аутизм характер.