Научная статья на тему 'Изучение представлений o богатстве и бедности у работающего населения и студенческой молодежи'

Изучение представлений o богатстве и бедности у работающего населения и студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
744
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГАТСТВЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕДНОСТИ / СТУДЕНТЫ / РАБОТАЮЩИЕ / ОТНОШЕНИЕ К БОГАТЫМ И БЕДНЫМ / IDEAS ABOUT WELL-BEING / IDEAS ABOUT POVERTY / STUDENTS / WORKING PEOPLE / ATTITUDE TOWARD RICH AND POOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мироманова Наталья Викторовна

В статье представлены результаты практического исследования представлений о бедности и богатстве студентов и работающего населения. В результате проведенного исследования были выявлены основные показатели бедности и богатства в представлениях испытуемых. Представления о бедности в обеих возрастных группах являются схожими, несмотря на влияние, на формирование личностей испытуемых разных экономических событий в стране. В понимании богатства выявлены различия в группе работающих и студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мироманова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of ideas of working population and young students about well-being and poverty

In the article they present practical research's results of ideas of working population and young students about well-being and poverty. In the result of performed research they revealed main indices of well-being and poverty. The ideas of both age groups are similar despite the influence of different economic events on the country which produce an impact on forming of personality of respondents. They revealed differences in understanding of well-being in the group of working people and young students.

Текст научной работы на тему «Изучение представлений o богатстве и бедности у работающего населения и студенческой молодежи»

УДК 330.16 ББК 88.5

Н.В. МИРОМАНОВА

Байкальский Государственный университет

экономики и права, г. Иркутск Mirtas2000@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ У РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

N.V. Miromanova

Baikal State University of Economics and Law

Irkutsk

STUDY OF IDEAS OF WORKING POPULATION AND YOUNG STUDENTS ABOUT

WELL-BEING AND POVERTY

Аннотация: В статье представлены результаты практического исследования представлений о бедности и богатстве студентов и работающего населения. В результате проведенного исследования были выявлены основные показатели бедности и богатства в представлениях испытуемых. Представления о бедности в обеих возрастных группах являются схожими, несмотря на влияние, на формирование личностей испытуемых разных экономических событий в стране. В понимании богатства выявлены различия в группе работающих и студенческой молодежи.

Ключевые слова: представления о богатстве, представления о бедности, студенты, работающие, отношение к богатым и бедным.

Annotation: In the article they present practical research's results of ideas of working population and young students about well-being and poverty. In the result ofperformed research they revealed main indices of well-being and poverty. The ideas of both age groups are similar despite the influence of different economic events on the country which produce an impact on forming ofpersonality ofrespondents. They revealed differences in understanding ofwell-being in the group of working people and young students.

Keywords: ideas about well-being, ideas about poverty, students, working people, attitude toward rich and poor.

Представления о богатстве и бедности на Руси сии существует мнение о греховности тяги человека

активно формировались в XVII-XIX вв. под влияни- к богатству. Богатство ассоциируется с чревоугодием,

ем целого ряда факторов: войны, набеги кочевников, жестокостью, жадностью и другими пороками. Отча-

армейский постой у местного населения, произвол сти это мнение сохраняется и до сих пор. помещиков, поборы властей, необходимость поддер- С середины 50-х г. ХХ в. начинается устойчивый

живать бедных родственников после пожаров и не- подъем жизненного уровня населения, резко возросла

урожаев. Все вышесказанное делало невозможным платежеспоспособность, расширялись потребности, передачу богатства по наследству и обогащение на вырос спрос на высококачественную, модную одеж-долгий срок. В России и богатые, и бедные не имели ду, обувь, предметы культуры. Изменения произошли

никаких гарантий, никакой уверенности в завтраш- в экономической составляющей, психологическая и

нем дне. Пожары, засухи, наводнения, эпидемии в идеологическая составляющие остались прежними

один момент делали богатых не просто бедными, ни- (самоограничение и экономический аскетизм). Фор-

щими. Отсюда сочувственное отношение к бедности, мируются представления о необходимом и «сверхне-

бедность выступает чуть ли не добродетелью. В Рос- обходимом». Стремление к материальному достатку,

психология в экономике и управлении 2013, №2

престижу, самовыражению, в том числе и через материальные ценности считается позорным, недостойным, всячески порицается. Материальные ценности противопоставляются духовным. Осуждается сберегающее поведение. Человек, живущий в достатке, представляется, как эксплуататор, живущий за счет других людей, на нетрудовые доходы, вызывающий у окружающих чувства неполноценности своей роскошью, с низким культурным и образовательным уровнем, аморальный, поступившийся общечеловеческими принципами. Естественно такой человек не может вызывать положительных чувств, его нельзя уважать. Но в реальности отношение к собственникам двоякое: с одной стороны ненависть (так положено относиться к богачам), с другой стороны- людям, и особенно молодежи, очень хочется попасть на их место, подражать им.

Переход к рыночной экономике, приватизация, дефолт, социальное расслоение общества - все эти экономические события, несомненно, тяжело переживались рожденными в СССР, и является просто частью истории России для молодежи.

Целью нашего исследования стало изучение представлений о богатстве и бедности молодежи и людей среднего и старшего возраста. Мы предположили, что существуют особенности в представлении богатства и бедности у людей разных возрастных групп.

В исследовании представлений о богатстве и бедности приняло участие 180 человека. Испытуемые были поделены на 2 группы, в каждую входило по 90 человек. Первую группу представляли студенты 1-3 курсов очной формы обучения Байкальского государственного университета экономики и права. Во вторую группу вошло работающее население в возрасте от 30 до 60 лет. Для своего исследования мы выбрали вопросы стандартизированной программы

Рисунок 1. Богатство в представлении студентов и работающих

исследования экономико-психологических характеристик личности, разработанной А.Л. Журавлевым и А.Б. Купрейченко.

Испытуемым предлагалось ответить на вопрос. Что же такое богатство, причем каждый испытуемый мог дать не более трех ответов из предложенного списка. Рисунок 1 демонстрирует нам полученные результаты.

Для работающего населения богатство главным образом ассоциируется с прибыльным делом (45 чел.) и высокооплачиваемой работой (44 чел), что логично объясняется их статусом «работающих». Студенты в первую очередь отметили возможность помогать близким материально, так ответили 43 человека. Данный факт кажется нам достаточно интересным. Вероятно, молодые люди, находясь на полном или частичном иждивении родителей, осознают материальные трудности родителей, чувствуют внутренний дискомфорт, связанный с иждивенческим положением в семье, и чтобы избавиться от этого дискомфорта, выражают желание помогать своим близким материально. Также следует подчеркнуть, что богатство в понимании молодежи нужно не столько им самим, сколько для других, для помощи родным и близким. В данном факте мы можем рассмотреть альтруистическую направленность молодежи в понимании богатства.

Богатство у студентов также как и у работаю-

психология в ЭКОНОМИКЕ и УПРАВЛЕНИИ 2013, №2

щих, ассоциируется с наличием прибыльного дела (42 человека) и высокооплачиваемой работой (37 человек), но у студентов это 2 и 3 места соответственно. Сегодняшняя экономика показывает нам, что предприниматели, работающие на себя, бизнесмены, как правило, имеют более высокий уровень материального благополучия, чем наемные работники. Рынок труда также нам демонстрирует, тот факт, что выполняя примерно одну и ту же работу можно иметь разное вознаграждение. В таких условиях важно найти то рабочее место, где оплата труда будет достойной. Кроме того, прибыльное дело и высокооплачиваемая работа дают чувство стабильности и защищенности, что так важно в наше экономически нестабильное время.

«Возможность не думать о завтрашнем дне» у работающих вышла на третью позицию по популярности. Взрослые люди вынуждены постоянно думать о будущем, стараясь рационально использовать имеющиеся материальные ресурсы. Для студенческой молодежи, живущей под родительским крылом «Возможность не думать о завтрашнем дне» занимает только 6-ю позицию.

Четвертое место у студентов занимает наличие недвижимости, как хорошей квартиры, так и загородного дома (31 человек). Меньшее значение недвижимость играет в жизни работающих, ее отметили 23 человека (5 место). «Недвижимость», как и «прибыльное дело» и «высокооплачиваемая работа» является неким символом стабильности. Недвижимость можно сдавать внаем, получая прибыль без особенных усилий, недвижимость можно продать, получив одномоментно большую сумму денег на решение других проблем. Недвижимость - это вклад в будущее: обеспечение благополучия потомков (детей и внуков). Коттеджи, загородные дома, дворцы, дачи на побережье, квартиры в центре больших городов -все это является показателем благополучия политических деятелей, звезд эстрады, крупных бизнесменов и т.п. Исходя из всего вышесказанного, не удивительна высокая оценка значимости недвижимости в понимании богатства.

Работающее население достаточно высоко оценило возможность путешествовать. И действительно, люди среднего, и особенно, старшего возраста помнят те времена, когда поездка заграницу считалась чем-то необыкновенным, поводом для зависти и сплетен о нетрудовых доходах. Студенты оценили путешествия ниже, сегодняшняя молодежь имеет возможность посещать другие страны и может свободно перемещаться по стране.

Пятое место у молодежи - «наличие ценных бумаг крупных банков, предприятий, фирм...». Миллионер, созданный кино, как правило, является держателем крупного, если не контрольного пакета акций всемирно известной корпорации. Ценные бумаги крупных банков и фирм - это еще один способ относительно простого получения дохода в представлении обывателя. Они сами приносят доход, единственное, что нужно сделать, это совершить покупку, предвидя рост их стоимости на рынке ценных бумаг. Дальше держатель акций и других ценных бумаг может ни о чем не беспокоиться, регулярные денежные поступления ему обеспечены.

Наименее популярными стали варианты ответов «наличие счета в иностранном банке» «наличие валюты, драгоценностей».

Таким образом, можно сказать, что в понимании богатства современной молодежью наблюдается некая противоречивость, с одной стороны хорошо видна связь «труд - высокая материальная обеспеченность», об этом говорят высокие оценки «прибыльного дела» и «высокооплачиваемой работы», с другой стороны образ богатства строится на минимизации затрат и усилий. Об этом говорят высокие оценки «недвижимости» и «ценных бумаг». Большое значение играет стабильность получения дохода, богатство должно быть ориентировано на будущее, как «прибыльное дело», «высокооплачиваемая работа», «недвижимость», видимо поэтому малоориентированные на будущее «валюта, драгоценности» и «модные вещи» не нашли большой поддержки у молодежи. Также следует отметить избирательный альтруизм в отношении к богатству у испытуемых. По их мнению, богатство нужно не только им самим, но и для помощи, которая должна оказываться, в первую очередь, родным и близким.

У старшего поколения богатство - это главным образом, прибыльное дело, высокооплачиваемая работа, возможность не думать о завтрашнем дне, материальная помощь близким и путешествия. Таким образом, у работающих мы также видим связь «богатство-трудовая активность» и альтруистичность в желании помогать близким. Счета в иностранных банках, валюта и драгоценности, машина, мебель одежда, менее всего ассоциируются с богатством в обеих возрастных группах.

Испытуемым в исследовании также предлагалось ответить на полярный первому вопрос: «Что же такое бедность?». Каждый испытуемый мог дать не более трех ответов. Рисунок 2 показывает нам пони-

психология в экономике и управлении 2013, №2

мание бедности испытуемыми.

В понимании бедности мы видим большее единодушие среди студентов и работающих. По мнению наших испытуемых, бедность - это, главным образом, отсутствие средств к существованию (63 и 62 человека) и жилья (51 и 39 человек). Оба лидирующих ответа являются ожидаемыми в связи с ранее обсуждаемым образом богатства. Хотя мы видим, что у молодежи бедность в большей степени ассоциируется с отсутствием жилья.

Третий по популярности ответ «неопределенность в завтрашнем дне», подтверждает наше

предположение, что в оценке континуума «бедность-богатство» одно из решающих значений имеет такой параметр, как ориентированность на будущее. Это предположение подтверждает и четвертое по значимости место «долгов». Долги тоже направлены в будущее. Долги - это проблемы будущего. В будущем их нужно отдавать, снижая в этот момент свое материальное благополучие.

Далее следуют «Отсутствие возможности пользоваться платными услугами», «жизнь на прожиточный уровень», «наличие минимума продуктов», «отсутствие стабильного источника доходов» и «низкооплачиваемую работу». К сожалению, бесплатные услуги ассоциируются с низким качеством их оказания, а потому и бедностью.

Таким образом, бедность в представлении обеих возрастных групп - это отсутствие средств к существованию, отсутствие жилья, неопределенность будущего и долги.

Следующие вопросы направлены на выяснение отношения к богатым и бедным, т.е. носителям тех качеств, которые оценива-

Рисунок 2. Понимание бедности студенческой молодежью и работающим

населением

лись выше. Испытуемым предлагалось оценить свое отношение к бедным и богатым по семибальной шкале, где 1 - враждебное отношение, 7 - очень доброжелательное. Также оценивалось отношение большинства к бедным и богатым. Для оценки использовалась средняя оценка по выборке.

Как видно из таблицы 1, отношение к богатым, состоятельным людям в целом лучше, чем к бедным. Сравнивая личное отношение испытуемых к богатым с отношением окружающих, мы видим, что личное оценки несколько выше, чем оценки отношения окружающих. Ту же самую тенденцию мы наблюдаем в отношении к бедным.

Частотный анализ распределения степени враждебности и доброжелательности к бедности и богатству показал сходные картины распределения оценок у работающих и студентов. Также нами был выявлен интересный факт, заключающийся в отсутствии крайних негативных оценок в отношении к богатым, как у студентов, так и у работающих.

отношение к богатым отношение к бедным

студенты работающие студенты работающие

большинства мое большинства мое большинства мое большинства мое

4,26 4,92 3,86 5,06 2,53 3,64 3,1 3,71

Таблица 1. Представления молодежи об отношении к бедным и богатым

Психология в экономике и управлении 2013, №2

Библиографический список

1. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян.// СоцИс. - 2004. - №3 .

2. Мироманова Н.В. Изучение отношения к собственности с помощью видоизмененной шкалы Танга // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы, материалы тринадцатой междунар. науч.-практ. конф., - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012

3. Наумова Н.Ф. Роговин В.З. Культура разумного потребления. - М.: Педагогика.1987.

4. Прохоров А.Н. Отношение русских к богатству и бедности.//ЭКО. - 2003. - №2

5. Терехова Т.А.Профессиональная психодиагностика - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2012.

6. Федоренко Н.П. Проблемы бедности и богатства в современной России // Экон. наука соврем. России. - 2005. - №3 .

7. Черемухина К.С. Особенности отношения к богатству людей разных профессиональных групп // Экономическая психология. Туризм. Экология. Актуальные теоретические и практические проблемы: Материалы восьмой научно-практической конференции. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.

психология б экономике и управлении 2013, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.