Научная статья на тему 'Изучение отношения потребителей к обогащенным продуктам питания'

Изучение отношения потребителей к обогащенным продуктам питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / FOODSTUFF / ОБОГАЩАЮЩИЕ ДОБАВКИ / ENRICHING ADDITIVES / ПОТРЕБИТЕЛИ / CONSUMERS / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / SOCIOLOGICAL POLL / РЕСПОНДЕНТЫ / RESPONDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ребезов М.Б., Наумова Н.Л., Хайруллин М.Ф., Альхамова Г.К., Лукин А.А.

Исследовано отношение жителей г. Челябинска к обогащенным продуктам питания. Установлено, что в целом население информировано об обогащенных продуктах. Среди обогащающих компонентов у населения пользуются популярностью витамины, йод, железо. Перспективными источниками информации об обогащении продуктов являются лекции, проводимые в организованных коллективах, а также специальные рубрики в средствах массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ребезов М.Б., Наумова Н.Л., Хайруллин М.Ф., Альхамова Г.К., Лукин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of the relation of consumers to the enriched foodstuff

Investigate the attitude of the inhabitants of Chelyabinsk to fortified foods. Population informed of fortified foods is not enough. People prefer to buy foods fortified with vitamins, iodine, iron. Promising sources of information to enrich foods lectures are conducted in organized groups, as well as special columns in the media.

Текст научной работы на тему «Изучение отношения потребителей к обогащенным продуктам питания»

УДК 612.39+664

Изучение отношения потребителей

к обогащенным продуктам питания

М.Б. Ребезов, д-р с.-х. наук, профессор, Н.Л. Наумова, канд. техн. наук, доцент,

М.Ф. Хайруллин, Г.К. Альхамова, А.А. Лукин

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Основные направления реализации государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г. - увеличение доли производства продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, а также обеспечение 80-95 % ресурсов внутреннего рынка основных видов пищевых продуктов за счет продуктов отечественного производства. Однако для того, чтобы эта профилактика была эффективна, необходима объективная информация о потребителях, на которых данная продукция ориентирована. Изучение отношения потребителей к новым обогащенным продуктам имеет важное значение, так как позволяет определить оптимальное соотношение между спросом и предложением и разработать грамотную и эффективную маркетинговую политику. В период с сентября по декабрь 2010 г. был проведен социологический опрос 638 жителей г. Челябинска. Отбор респондентов проходил в соответствии со связными квотами по полу и возрасту, и отдельно - по образованию. Статистическая погрешность данных не превысила 5 % (при 95 %-ном доверительном уровне), что считается очень высоким уровнем точности.

На первом этапе исследований представляло интерес выяснить -продукты каких торговых марок предпочитают челябинцы? Как оказалось, большая часть горожан (93,2 %) покупает продукты питания отечественных торговых марок, и только 6,8 % предпочитают импортные. Это, в первую очередь, связано с доверием к качеству продукции отечественных производителей, а не только с разницей в цене. При организации своего питания респонденты в большей степени ориентируются на вкусовую привязанность (58,4 % опрошенных), нежели на стоимость продукта (рис. 1).

В ходе исследований выявлено, что 29,2 % горожан при покупке продуктов питания обращают внимание и на пищевую ценность продукции (в основном это женщины в возрасте 18-39 лет, имеющие высшее

Ключевые слова: продукты питания; обогащающие добавки; потребители; социологический опрос; респонденты.

Key words: foodstuff; enriching additives; consumers; sociological poll; respondents.

или неоконченное высшее образование). Наименее значимые факторы для опрошенных: внешний вид продукта (назвали 13,2 % респондентов) и реклама (0,7 % опрошенных).

Основные торговые точки, в которых обычно совершают покупки челябинцы: сетевые магазины розничной торговли - в них обслуживается большая часть населения (57,3 % респондентов). При этом, распределение между сетевиками следующее: 17,8 % горожан покупают продукты в магазинах, принадлежащих Х5 Retail Group (торговая сеть «Пятерочка» и «Перекресток»); 14,9 % респондентов - в магазинах российской компании «Тандер» (торговая сеть «Магнит»); 12,5 % опрошенных - в магазинах группы компании «Дикси» (торговая сеть «Дикси»); 8,9 % респондентов - в магазинах ООО «Центр Торговли «Молния» (торговая сеть «Молния»); 3,2 % опрошенных- в магазинах ООО «Розничная сеть «Проспект» (торговая сеть «Проспект»). Кроме того, 17,1 % опрошенных предпочитают магазины, расположенные непосредственно у места проживания. В различных гипер- и супермаркетах обслуживается 11,4 % респондентов; на открытых рынках приобретают продукты питания 8,6 % опрошенных; в ритейлере премиум-класса («METRO») - 5,6 % респондентов.

При интервьюировании респондентам также задавали вопросы, касающиеся обогащенных продуктов. Так, ответы на вопрос «Что представляют собой, по Вашему мнению, обогащенные продукты?» показаны на рис. 2.

В целом население информировано об обогащенных продуктах. Среди тех, кто достаточно информирован в этом вопросе, как и четыре

года назад [1], - большинство женщин в возрасте от 18 до 39 лет с высшим или средним профессиональным образованием. Сравнивая результаты ответов в динамике, видно, что качественно изменилось представление горожан о понятии «обогащенные продукты». Так, если в 2006 г. как варианты ответов челябинцы предлагали: «продукты, содержащие незаменимые вещества» (2,3 % опрошенных), «продукты, содержащие БАД» (11,4 %), то вместо них в 2010 г. появились новые, ранее не упоминавшиеся варианты ответов: «продукты, в которых искусст-

Изучение отношения потребителей к новым обогащенным продуктам имеет важное значение, так как позволяет определить оптимальное соотношение между спросом и предложением и разработать грамотную и эффективную маркетинговую политику.

венно повышено содержание каких-либо веществ» (4,9 % респондентов), «продукты, содержащие анти-оксиданты» (2,1 %), «продукты, содержащие клетчатку» (1,4 %). К тому же ответ «продукты с добавлением витаминов и минералов» в 2006 г. встречался лишь у 21,0 % респондентов, а в 2010 г. этот ответ высказали уже 59,0 % опрошенных. Наряду с этим количество опрашива-

31,9

0,7

!58,4

Стоимость

Широкая реклама

.0

Вкусовая

¡2 привязанность а

® Пищевая ценность

Внешний вид

0 10 20 30 40 50 60 70 Рис. 1. Факторы, определяющие выбор продуктов питания

29,2

13,

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ - ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ТЕМА НОМЕРА

х"60

50

; 40

; 30

20

л 10

3 10

4 —

2 7 3

1 щ

10

Результаты опроса 2006 г.

Результаты опроса 2010 г.

Рис. 2. Определение респондентами понятия «обогащенные продукты питания»: 1 -продукты, содержащие незаменимые вещества; 2 - продукты, содержащие БАД; 3 - продукты, содержащие полезные вещества; 4 - продукты с добавлением витаминов и минералов; 5 - продукты, содержащие антиоксиданты; 6 - продукты, содержащие клетчатку; 7 - продукты с натуральными компонентами; 8 - продукты, содержащие полезные микроорганизмы; 9 - продукты, в которых искусственно повышено содержание каких-либо веществ; 10 - затрудняюсь ответить

60

^ 50

о 40

; 30

с 20

10

Г~| Результаты опроса |~~| Результаты опроса

2006 г. 2010 г.

Рис. 3. Источники получения информации об обогащенных продуктах

4

0

0

Яйца

Соки Йодированная соль

Морская капуста Хлебобулочные ш изделия о Молочные га продукты § Рыба,

ь морепродукты

с Мясо

^ Овощи, ьТ фрукты Крупы

Не покупаю

Покупаю все подряд

0 5 10 15 20 25 30 35 40 Удельный вес от числа опрошенных, %

Рис. 4. Группы обогащенных продуктов, наиболее часто покупаемые челябинцами

емых, у которых задаваемый вопрос вызывает затруднения с ответом, в 2010 г. сократилось на 12,9 %, что говорит о повышении общей информированности населения в вопросах обогащения продуктов питания

Анализ источников информации об обогащении и обогащенных продуктах также выявил изменения в структуре вариантов ответов (рис. 3). Так, в 2006 г. основными каналами распространения информации для опрошенных были [1]: друзья и знакомые (29,6 % респондентов), реклама на телевидении и радио (23,0 %), газеты и журналы (17,3 %), врачи (12,4 %).

Наиболее эффективные каналы распространения информации о пользе употребления обогащенных продуктов - специальные программы на телевидении и радио, публикации в газетах и журналах, а также консультации медработников, что, как показали исследования 2010 г., дало положительные результаты: возросла роль телевидения и радио в распространении сведений об обогащенных продуктах (на 31,3 %), газет и журналов (на 6,4 %). Ко всему прочему, также возросла роль преподавателей (на 5,6 %) и специальной литературы (на 4,5 %). А вот консультации родственников, друзей, знакомых, продавцов «сошли на нет». На данном этапе перспективные источники информации -лекции, проводимые в организованных коллективах по месту ра-

боты или учебы, а также специальные рубрики в средствах массовой информации.

На вопрос: «Какие обогащенные продукты питания Вы покупаете?» ответы распределились следующим образом (рис. 4): большинство респондентов (36,7 %) не задумываются о том, какие продукты они покупают- обогащенные или традиционной рецептуры, ориентируясь, прежде всего, на свои вкусовые привычки, покупают все подряд. Такого ответа в основном придерживаются мужчины независимо от возраста, образования и уровня доходов.

Выявилась также некоторая путаница в понятиях «обогащенные продукты питания» и «натуральные продукты, содержащие повышенное количество биологически активных веществ». Поэтому определенная часть опрошенных (20,4 % респондентов) к обогащенным продуктам питания отнесла свежие овощи и фрукты, мясо, рыбу, морскую капусту. В связи с чем, в данном направлении необходима более детальная и доступная для всех слоев населения просветительская деятельность через вышеуказанные источники распространения информации. Из обогащенной молочной продукции челябинцы (27,3 % респондентов) предпочитают в основном бифидок и питьевые йогурты, из хлебобулочных изделий (15,6 % опрошенных) - хлеб с отрубями и зерновые виды хлебопродуктов. Горожане покупают также йодированную соль и обогащенные соки (по 9,7 %), обогащенные крупы быстрого приготовления (3,7%), яйца, обогащенные йодом или селеном (3,1 %). Не покупают обогащенные продукты питания, ссылаясь на их

бесполезность, фальшивость и более высокую стоимость, 14,9 % респондентов - это горожане старше 50 лет, имеющие среднее или начальное профессиональное образование, с уровнем доходов до 10 тыс./руб. в месяц.

Из всех добавок, используемых для обогащения продуктов питания, респонденты назвали следующие (рис. 5).

Как и четыре года назад [1] среди челябинцев популярны витамины, йод, железо, что объясняется большим количеством информации об их пользе для организма человека, которую доводят до рядового потребителя еще в общеобразовательных учреждениях. Также отмечаются незначительные колебания в структуре вариантов ответов. Так, в 2010 г. на

7.8 % возросло количество респондентов, указавших среди обогащающих компонентов лакто- и бифидо-бактерии (на 5,4%); йод (на

2.9 %); железо (на 2,5 %); витамины группы В (на 2,2%); клетчатку (на 1,3 %). Микроэлемент селен, не указанный в 2006 г. как обогащающий компонент, отметили 2,3 % респондентов. Однако, несмотря на это, снизилось количество респон-

дентов, указавших Р-каротин, кальций, сахарозаменители в качестве обогащающих добавок. Необходимо отметить и такой факт, как снижение на 7,3 % количества респондентов, слабо ориентирующихся в вопросах обогащения и затрудняющихся с ответом.

Повысить информированность челябинцев о пользе употребления обогащенных продуктов питания можно путем обсуждения в местных средствах массовой информации способов укрепления и восстановления здоровья, вопросов профилактического и функционального питания, привлечением внимания населения города к здоровому образу жизни путем проведения различных конкурсов, викторин на соответствующие темы через местные газеты или Интернет-страницы. В связи с тем, что большая часть горожан знает о пользе употребления обогащенных продуктов и готова их покупать, на кафедре прикладной биотехнологии факультета пищевых технологий Южно-Уральского государственного университета (при поддержке администрации г. Челябинска) проводится комплекс научно-исследовательских работ по раз-

Повысить информированность населения о пользе употребления обогащенных продуктов питания можно путем обсуждения в местных средствах массовой информации способов укрепления и восстановления здоровья, вопросов профилактического и функционального питания.

работке и товароведной оценке молочных продуктов, хлебобулочных изделий, мясопродуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, со сниженным содержанием жиров и углеводов. Одна из целей этих работ - экономическая доступность продуктов функционального назначения для всех групп населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маюрникова, Л.А. Потребительские предпочтения (на примере г. Челябинска)/Л.А. Маюрникова, Н.И. Давыденко, Н.Л. Наумова/Хлебопродукты. - 2007. - № 10. - С. 70-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.