УДК 612.39+664
Изучение отношения потребителей
к обогащенным продуктам питания
М.Б. Ребезов, д-р с.-х. наук, профессор, Н.Л. Наумова, канд. техн. наук, доцент,
М.Ф. Хайруллин, Г.К. Альхамова, А.А. Лукин
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Основные направления реализации государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г. - увеличение доли производства продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, а также обеспечение 80-95 % ресурсов внутреннего рынка основных видов пищевых продуктов за счет продуктов отечественного производства. Однако для того, чтобы эта профилактика была эффективна, необходима объективная информация о потребителях, на которых данная продукция ориентирована. Изучение отношения потребителей к новым обогащенным продуктам имеет важное значение, так как позволяет определить оптимальное соотношение между спросом и предложением и разработать грамотную и эффективную маркетинговую политику. В период с сентября по декабрь 2010 г. был проведен социологический опрос 638 жителей г. Челябинска. Отбор респондентов проходил в соответствии со связными квотами по полу и возрасту, и отдельно - по образованию. Статистическая погрешность данных не превысила 5 % (при 95 %-ном доверительном уровне), что считается очень высоким уровнем точности.
На первом этапе исследований представляло интерес выяснить -продукты каких торговых марок предпочитают челябинцы? Как оказалось, большая часть горожан (93,2 %) покупает продукты питания отечественных торговых марок, и только 6,8 % предпочитают импортные. Это, в первую очередь, связано с доверием к качеству продукции отечественных производителей, а не только с разницей в цене. При организации своего питания респонденты в большей степени ориентируются на вкусовую привязанность (58,4 % опрошенных), нежели на стоимость продукта (рис. 1).
В ходе исследований выявлено, что 29,2 % горожан при покупке продуктов питания обращают внимание и на пищевую ценность продукции (в основном это женщины в возрасте 18-39 лет, имеющие высшее
Ключевые слова: продукты питания; обогащающие добавки; потребители; социологический опрос; респонденты.
Key words: foodstuff; enriching additives; consumers; sociological poll; respondents.
или неоконченное высшее образование). Наименее значимые факторы для опрошенных: внешний вид продукта (назвали 13,2 % респондентов) и реклама (0,7 % опрошенных).
Основные торговые точки, в которых обычно совершают покупки челябинцы: сетевые магазины розничной торговли - в них обслуживается большая часть населения (57,3 % респондентов). При этом, распределение между сетевиками следующее: 17,8 % горожан покупают продукты в магазинах, принадлежащих Х5 Retail Group (торговая сеть «Пятерочка» и «Перекресток»); 14,9 % респондентов - в магазинах российской компании «Тандер» (торговая сеть «Магнит»); 12,5 % опрошенных - в магазинах группы компании «Дикси» (торговая сеть «Дикси»); 8,9 % респондентов - в магазинах ООО «Центр Торговли «Молния» (торговая сеть «Молния»); 3,2 % опрошенных- в магазинах ООО «Розничная сеть «Проспект» (торговая сеть «Проспект»). Кроме того, 17,1 % опрошенных предпочитают магазины, расположенные непосредственно у места проживания. В различных гипер- и супермаркетах обслуживается 11,4 % респондентов; на открытых рынках приобретают продукты питания 8,6 % опрошенных; в ритейлере премиум-класса («METRO») - 5,6 % респондентов.
При интервьюировании респондентам также задавали вопросы, касающиеся обогащенных продуктов. Так, ответы на вопрос «Что представляют собой, по Вашему мнению, обогащенные продукты?» показаны на рис. 2.
В целом население информировано об обогащенных продуктах. Среди тех, кто достаточно информирован в этом вопросе, как и четыре
года назад [1], - большинство женщин в возрасте от 18 до 39 лет с высшим или средним профессиональным образованием. Сравнивая результаты ответов в динамике, видно, что качественно изменилось представление горожан о понятии «обогащенные продукты». Так, если в 2006 г. как варианты ответов челябинцы предлагали: «продукты, содержащие незаменимые вещества» (2,3 % опрошенных), «продукты, содержащие БАД» (11,4 %), то вместо них в 2010 г. появились новые, ранее не упоминавшиеся варианты ответов: «продукты, в которых искусст-
Изучение отношения потребителей к новым обогащенным продуктам имеет важное значение, так как позволяет определить оптимальное соотношение между спросом и предложением и разработать грамотную и эффективную маркетинговую политику.
венно повышено содержание каких-либо веществ» (4,9 % респондентов), «продукты, содержащие анти-оксиданты» (2,1 %), «продукты, содержащие клетчатку» (1,4 %). К тому же ответ «продукты с добавлением витаминов и минералов» в 2006 г. встречался лишь у 21,0 % респондентов, а в 2010 г. этот ответ высказали уже 59,0 % опрошенных. Наряду с этим количество опрашива-
31,9
0,7
!58,4
Стоимость
Широкая реклама
.0
Вкусовая
¡2 привязанность а
® Пищевая ценность
Внешний вид
0 10 20 30 40 50 60 70 Рис. 1. Факторы, определяющие выбор продуктов питания
29,2
13,
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ - ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
ТЕМА НОМЕРА
х"60
50
; 40
; 30
20
л 10
3 10
4 —
2 7 3
1 щ
10
Результаты опроса 2006 г.
Результаты опроса 2010 г.
Рис. 2. Определение респондентами понятия «обогащенные продукты питания»: 1 -продукты, содержащие незаменимые вещества; 2 - продукты, содержащие БАД; 3 - продукты, содержащие полезные вещества; 4 - продукты с добавлением витаминов и минералов; 5 - продукты, содержащие антиоксиданты; 6 - продукты, содержащие клетчатку; 7 - продукты с натуральными компонентами; 8 - продукты, содержащие полезные микроорганизмы; 9 - продукты, в которых искусственно повышено содержание каких-либо веществ; 10 - затрудняюсь ответить
60
^ 50
о 40
; 30
с 20
10
Г~| Результаты опроса |~~| Результаты опроса
2006 г. 2010 г.
Рис. 3. Источники получения информации об обогащенных продуктах
4
0
0
Яйца
Соки Йодированная соль
Морская капуста Хлебобулочные ш изделия о Молочные га продукты § Рыба,
ь морепродукты
с Мясо
^ Овощи, ьТ фрукты Крупы
Не покупаю
Покупаю все подряд
0 5 10 15 20 25 30 35 40 Удельный вес от числа опрошенных, %
Рис. 4. Группы обогащенных продуктов, наиболее часто покупаемые челябинцами
емых, у которых задаваемый вопрос вызывает затруднения с ответом, в 2010 г. сократилось на 12,9 %, что говорит о повышении общей информированности населения в вопросах обогащения продуктов питания
Анализ источников информации об обогащении и обогащенных продуктах также выявил изменения в структуре вариантов ответов (рис. 3). Так, в 2006 г. основными каналами распространения информации для опрошенных были [1]: друзья и знакомые (29,6 % респондентов), реклама на телевидении и радио (23,0 %), газеты и журналы (17,3 %), врачи (12,4 %).
Наиболее эффективные каналы распространения информации о пользе употребления обогащенных продуктов - специальные программы на телевидении и радио, публикации в газетах и журналах, а также консультации медработников, что, как показали исследования 2010 г., дало положительные результаты: возросла роль телевидения и радио в распространении сведений об обогащенных продуктах (на 31,3 %), газет и журналов (на 6,4 %). Ко всему прочему, также возросла роль преподавателей (на 5,6 %) и специальной литературы (на 4,5 %). А вот консультации родственников, друзей, знакомых, продавцов «сошли на нет». На данном этапе перспективные источники информации -лекции, проводимые в организованных коллективах по месту ра-
боты или учебы, а также специальные рубрики в средствах массовой информации.
На вопрос: «Какие обогащенные продукты питания Вы покупаете?» ответы распределились следующим образом (рис. 4): большинство респондентов (36,7 %) не задумываются о том, какие продукты они покупают- обогащенные или традиционной рецептуры, ориентируясь, прежде всего, на свои вкусовые привычки, покупают все подряд. Такого ответа в основном придерживаются мужчины независимо от возраста, образования и уровня доходов.
Выявилась также некоторая путаница в понятиях «обогащенные продукты питания» и «натуральные продукты, содержащие повышенное количество биологически активных веществ». Поэтому определенная часть опрошенных (20,4 % респондентов) к обогащенным продуктам питания отнесла свежие овощи и фрукты, мясо, рыбу, морскую капусту. В связи с чем, в данном направлении необходима более детальная и доступная для всех слоев населения просветительская деятельность через вышеуказанные источники распространения информации. Из обогащенной молочной продукции челябинцы (27,3 % респондентов) предпочитают в основном бифидок и питьевые йогурты, из хлебобулочных изделий (15,6 % опрошенных) - хлеб с отрубями и зерновые виды хлебопродуктов. Горожане покупают также йодированную соль и обогащенные соки (по 9,7 %), обогащенные крупы быстрого приготовления (3,7%), яйца, обогащенные йодом или селеном (3,1 %). Не покупают обогащенные продукты питания, ссылаясь на их
бесполезность, фальшивость и более высокую стоимость, 14,9 % респондентов - это горожане старше 50 лет, имеющие среднее или начальное профессиональное образование, с уровнем доходов до 10 тыс./руб. в месяц.
Из всех добавок, используемых для обогащения продуктов питания, респонденты назвали следующие (рис. 5).
Как и четыре года назад [1] среди челябинцев популярны витамины, йод, железо, что объясняется большим количеством информации об их пользе для организма человека, которую доводят до рядового потребителя еще в общеобразовательных учреждениях. Также отмечаются незначительные колебания в структуре вариантов ответов. Так, в 2010 г. на
7.8 % возросло количество респондентов, указавших среди обогащающих компонентов лакто- и бифидо-бактерии (на 5,4%); йод (на
2.9 %); железо (на 2,5 %); витамины группы В (на 2,2%); клетчатку (на 1,3 %). Микроэлемент селен, не указанный в 2006 г. как обогащающий компонент, отметили 2,3 % респондентов. Однако, несмотря на это, снизилось количество респон-
дентов, указавших Р-каротин, кальций, сахарозаменители в качестве обогащающих добавок. Необходимо отметить и такой факт, как снижение на 7,3 % количества респондентов, слабо ориентирующихся в вопросах обогащения и затрудняющихся с ответом.
Повысить информированность челябинцев о пользе употребления обогащенных продуктов питания можно путем обсуждения в местных средствах массовой информации способов укрепления и восстановления здоровья, вопросов профилактического и функционального питания, привлечением внимания населения города к здоровому образу жизни путем проведения различных конкурсов, викторин на соответствующие темы через местные газеты или Интернет-страницы. В связи с тем, что большая часть горожан знает о пользе употребления обогащенных продуктов и готова их покупать, на кафедре прикладной биотехнологии факультета пищевых технологий Южно-Уральского государственного университета (при поддержке администрации г. Челябинска) проводится комплекс научно-исследовательских работ по раз-
Повысить информированность населения о пользе употребления обогащенных продуктов питания можно путем обсуждения в местных средствах массовой информации способов укрепления и восстановления здоровья, вопросов профилактического и функционального питания.
работке и товароведной оценке молочных продуктов, хлебобулочных изделий, мясопродуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, со сниженным содержанием жиров и углеводов. Одна из целей этих работ - экономическая доступность продуктов функционального назначения для всех групп населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маюрникова, Л.А. Потребительские предпочтения (на примере г. Челябинска)/Л.А. Маюрникова, Н.И. Давыденко, Н.Л. Наумова/Хлебопродукты. - 2007. - № 10. - С. 70-71.