Использование ИКТ способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание самосовершенствоваться.
Список литературы
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256.
2. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях. М: ЮОУ ДО г. Москвы, 2005. 32-34.
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЭЗИИ В. ВЫСОЦКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ Мустафоева Л.М.
Мустафоева Лобар Махмутовна - преподаватель, кафедра языков,
Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье автором предпринимается попытка проследить творческую эволюцию В. Высоцкого, в ней выделены четыре периода творческой эволюции художника. В статье выделена основная логика творческой эволюции Высоцкого-поэта, влияние писателей Бабеля и Гумилева.
Ключевые слова: диапазон, бардовая поэзия, творческая эволюция, перевоплощение, нетрадиционный фольклор, героика, комизм.
Поэтическое творчество В.С. Высоцкого многотемно и многообразно. Проблемы человеческих отношений поэт передает посредством реалистических и символических образов, помещая их в реальные, мифологические и сказочные ситуации. При этом текст и контекст строятся параллельно или переплетаются в отдельных строфах и строках песен и стихотворений. «Поющий нерв эпохи», он писал обо всем, он был как бы лакмусовой бумажкой общества. Казалось, ничто плохое не может ускользнуть от его пера, казалось, что он поставил себе цель - «до последней черты, до креста, спорить до хрипоты, а за ней - немота, убеждать и доказывать с пеной у рта, что не то это вовсе».
Следует заметить, что бардовая поэзия, в том числе поэзия В. Высоцкого, чей поэтический талант при жизни так и не был официально признан, долгое время не входила в сферу лингвистических и литературоведческих исследований. Монография А.В. Кулагина «Поэзия В. Высоцкого» и его докторское диссертационное исследование «Эволюция литературного творчества В.С. Высоцкого» интересны для нас прежде всего тем, что автором впервые предпринимается попытка проследить творческую эволюцию В. Высоцкого. Проанализировав главные вехи творческого пути В. Высоцкого, А.В. Кулагин выделяет четыре периода творческой эволюции художника:
1) 1961 - 1964 г. г. - обращение к уголовной, уличной тематике, к традиции «блатного» фольклора;
2) 1964 - 1971 г. г. - движение «вширь», создание поэтической «энциклопедии русской жизни»; протеистическое перевоплощение в героев разных профессий, образа жизни и мысли и т. д.;
3) 1971 - 1974 г. г. - «гамлетовский» период; ограничение протеизма, усиление исповедального, рефлективного, философского начала;
4) 1975 - 1980 г.г. - эпоха синтеза основных творческих достижений трех предшествующих периодов [1, С. 10].
Основная логика творческой эволюции Высоцкого-поэта видится в следующем. В годы написания первых авторских песен (1961-1964) художник, испытывающий сильное влияние нетрадиционного фольклора (хотя не только его, но и наиболее ценимых им в ту пору писателей - Бабеля, Гумилева и других), переносит из него в свое творчество основные модели конфликтных ситуаций: «герой и друг», «герой и возлюбленная», «герой и среда». Но разработка их молодым бардом в ролевой (написанной от лица уголовников и хулиганов) лирике несет на себе иронико-пародийный отпечаток: к менталитету маргинала он относится «не всерьез», заодно вышучивая и идеологические, речевые клише советской пропаганды. В то же время, комическая окраска песенных сюжетов не мешает воплощению в них традиционной темы русской литературы - темы «маленького человека», всегда вызывавшего писательское и читательское сочувствие; оно есть и в поэзии молодого Высоцкого. В середине 60-х происходит очевидное расширение поэтического мира художника; под его пером складывается новая «энциклопедия русской жизни», происходит творческое освоение самых разнообразных сфер жизни и поэтических масок (хронологически совпадающее с творческим становлением Высоцкого-актера). Однако, при всем этом разнообразии, в творчестве этих лет (1964-1971) доминируют два «типа эстетического завершения»: героика и комизм [2, С. 15].
Среда, социальные условия выполняют в большинстве произведений поэта чисто декоративную роль. Героев у него два - шут и рыцарь. Декорации меняются, герой - никогда. Шут рядится в разные одежды, прозябает в пивных, в лагерях, в сумасшедших домах, на сельскохозяйственной выставке, в зоосаде и т.п., но всегда остается тем, кто он есть: Петрушкой, скоморохом. Шут, сам по себе простой и славный малый, попадая в карикатурное окружение, становится посмешищем, как и в старинных ярмарочных комедиях. В гиперболизированных условиях быта или антисказки герой и сам становится условным. И потому такой знакомой кажется нам любая ситуация, в которой оказывается шут. Можно согласиться с мнением Г.Г. Хазагерова, который назвал В. Высоцкого неподражаемым подражателем [3, С. 22]. Поэт подражает условным схемам, переосмысливает их и наделяет конкретным злободневным содержанием. Второй герой Высоцкого - это рыцарь без страха и упрека, альпинист, солдат, спортсмен, летчик, моряк - мужественный, смелый, сильный человек, напоминающий образы Джека Лондона. Как замечает С.Г. Шулежкова, «киплинговские, гумилевские мотивы слышатся в поступи нового героя» [4, С. 71].
При описании шута Высоцкий включает свои излюбленные приемы - иносказание (в том числе аллегория), гротеск, травестия и стилизация (в последнем из них комическое ощущается в меньшей степени, чем в трех остальных, но все равно обычно присутствует). Что касается героики, то она (в известной мере связанная у Высоцкого с традицией оказавшего на него сильное влияние старшего барда Михаила Анчарова) пронизывает собой не только песни о войне, но и песни о других «трудных профессиях» (альпинисты, моряки, летчики и проч.), оказываясь опорой этической, общечеловеческой проблематики творчества второго периода. Не случайно и песни о войне он считал не «песнями-ретроспекциями», а «песнями-ассоциациями», акцентируя в них именно универсальный характер ситуаций.
В творчестве 1971-1974 годов (третий период) Высоцкий, опираясь на собственные поэтические достижения предыдущего периода (военно-героические сюжеты; иносказание; гротеск), переключает свои творческие поиски в новое русло. Удельный вес ролевых произведений в его творчестве становится меньше за счет произведений рефлективных, исповедальных, выражающих авторское «я» в менее опосредованной, чем это было прежде, форме. Последний период творческой биографии Высоцкого (1975-1980) можно назвать синтетическим: в эти - вершинные
30
для него как художника - годы он соединяет основные творческие достижения предыдущих периодов. Поэт предпочитает в эти годы вновь (как и в первой половине 60-х) героя маргинального, но теперь этот герой обременен гамлетовским знанием о мире; это маргинал-философ. Поэтом вновь широко востребованы и героика, и иносказание, гротеск, травестия, стилизация. Актуализация прежнего опыта художника происходит во второй половине 70-х и за счет неоднократного обращения к сюжетам песен прежних лет (преимущественно - второго периода), в том числе появления их прямых продолжений.
Таким образом, оба четных периода эволюции творчества Высоцкого - второй и четвертый - отмечены печатью заметного расширения его художественного мира по сравнению с периодами нечетными - первым и третьим. В середине 60-х происходит своеобразное его расширение, на рубеже десятилетий - сужение («в сторону Гамлета», исповедально-философского начала), в середине 70-х - новое расширение.
Список литературы
1. Кулагин А.В. Поэзия В. Высоцкого. Творческая эволюция. М.: Вагант-Москва, 1997.
2. Блинов Ю.Н. Приемы контраста и противоречия в идиостиле B. Высоцкого: Автореф. дисс... канд. филол. наук. М.: Изд-во Росс. ун-та др. нар, 1994.
3. Хазагеров Г.Г. Две черты поэтики поэтики В. Высоцкого // Мир Высоцкого. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1998.
4. Шулежкова С.Г. Крылатые выражения Владимира Высоцкого / Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999.
СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
В. ВЫСОЦКОГО Орзиева Л.Н.
Орзиева Лейло Нажимовна - преподаватель, кафедра языков,
Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье использованы фразеологические обороты в произведениях В. Высоцкого. Показано мастерство писателя в использовании фразеологических оборотов для достижения особого стилистического эффекта за счёт взаимодействия фразеологизма с контекстом.
Ключевые слова: фразеологические обороты, экспрессивно-стилистическая задача, семантический парадокс, дилетант, классический дебют, трансформация.
В своих произведениях В.Высоцкий часто использует фразеологические обороты без изменений, в их общенародной форме. Например:
На суше пожелали нам «Ни пуха на пера»,
Созвездья к нам прекрасно расположены. (Благословен великий океан) Фразеологизм ни пуха ни пера означает «доброе пожелание удачи, счастья». Один музыкант объяснил мне пространно,
Что будто гитара свой век отжила. (Один музыкант объяснил мне пространно) Отжила век - «отслужила положенный срок».
Жалко тренера, он тренер неплохой, ну бог с ним. (Про конькобежца-спринтера) Бог с ним означает «возглас, выражающий безразличие или уступку».