Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка'

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / НОВЫЕ МЕТОДЫ / ОБНОВИТЬ / МОДЕРНИЗИРОВАТЬ / ВОВЛЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баракатова Дилором Аминджановна

В статье говорится об особых значениях применения педагогических инноваций, обновить, модернизировать современное образование. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе и интерес к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка»

развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей - главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений.

Современное понимание качества образования ставит перед каждым, кто причастен к педагогике, главный вопрос: «Как образование может помочь учащемуся добиться успеха в жизни?» Я считаю, что для думающего, творчески работающего учителя применение различных форм и методов обучения, среди которых не последнюю роль играет применение современных информационно -коммуникационных технологий и актуально, и перспективно, поскольку: процесс обучения русскому языку с использованием интерактивных форм преподавания показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому предмету; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения русского языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. А всё вместе, конечно же, обеспечивает успешность и конкурентоспособность будущих граждан в современном мире. Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте и знаниях, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, для развития мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни, для повышения его познавательной активности. Таким образом, я считаю применение компьютерных технологий на уроке русского языка, на разных его этапах, целесообразным и приемлемым. Ребята очень охотно идут на такие занятия.

Список литературы

1. Полякова ^.^Перспективные школьные технологии // Завуч, 2005. № 5. С. 38-56.

2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособ. М.: Центр педагогического образования, 2007. 272 с.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Баракатова Д.А.

Баракатова Дилором Аминджановна - преподаватель, кафедра языков,

Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится об особых значениях применения педагогических инноваций, обновить, модернизировать современное образование. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе и интерес к предмету. Ключевые слова: педагогические инновации, новые методы, обновить, модернизировать, вовлечь.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка и литературы были интересны ученикам, учителю приходиться осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое

27

понятие, как информационно-коммуникационные технологии. Известный педагог М.А. Рыбникова неоднократно подчеркивала, что учитель-словесник должен уметь не только удивлять класс новизной и свежестью материала, но и организовать его на работу. Опыт направлен на ликвидацию противоречия, между необходимостью сформировать самостоятельную творческую личность и традиционными методами преподавания, что проявляется в целях обучения, и в самой деятельности ученика [1, 256]. В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене нужно активно использовать современные технологии, развивая в ребенке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках русского языка формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. В усилении процесса обучения особую роль приобретают приемы, активизирующие учебно-познавательную деятельность: проблемно-поисковые ситуации, дискуссии, формы самостоятельной работы, задания творческого характера и другие. То есть используются виды работ, связанные не только с запоминанием и воспроизведением, но и активизирующие учебную деятельность обучающихся, воспитывающие у них активную жизненную позицию, развивающие логическое мышление, познавательные интересы и потребности, побуждающие активно искать решение проблем, находить способы преодоления трудностей. Учеными давно уже доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и современным. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить, как минимум, на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты. Очень занимательна форма подготовки творческого задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации для закрепления материала на уроке используем прием кластер, который помогает систематизировать знания, учащихся по определенной теме. Данный приём помогает каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, позволяет научить учеников самих добывать информацию, создавать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства.

Использование ИКТ способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание самосовершенствоваться.

Список литературы

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256.

2. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях. М: ЮОУ ДО г. Москвы, 2005. 32-34.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЭЗИИ В. ВЫСОЦКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ Мустафоева Л.М.

Мустафоева Лобар Махмутовна - преподаватель, кафедра языков,

Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье автором предпринимается попытка проследить творческую эволюцию В. Высоцкого, в ней выделены четыре периода творческой эволюции художника. В статье выделена основная логика творческой эволюции Высоцкого-поэта, влияние писателей Бабеля и Гумилева.

Ключевые слова: диапазон, бардовая поэзия, творческая эволюция, перевоплощение, нетрадиционный фольклор, героика, комизм.

Поэтическое творчество В.С. Высоцкого многотемно и многообразно. Проблемы человеческих отношений поэт передает посредством реалистических и символических образов, помещая их в реальные, мифологические и сказочные ситуации. При этом текст и контекст строятся параллельно или переплетаются в отдельных строфах и строках песен и стихотворений. «Поющий нерв эпохи», он писал обо всем, он был как бы лакмусовой бумажкой общества. Казалось, ничто плохое не может ускользнуть от его пера, казалось, что он поставил себе цель - «до последней черты, до креста, спорить до хрипоты, а за ней - немота, убеждать и доказывать с пеной у рта, что не то это вовсе».

Следует заметить, что бардовая поэзия, в том числе поэзия В. Высоцкого, чей поэтический талант при жизни так и не был официально признан, долгое время не входила в сферу лингвистических и литературоведческих исследований. Монография А.В. Кулагина «Поэзия В. Высоцкого» и его докторское диссертационное исследование «Эволюция литературного творчества В.С. Высоцкого» интересны для нас прежде всего тем, что автором впервые предпринимается попытка проследить творческую эволюцию В. Высоцкого. Проанализировав главные вехи творческого пути В. Высоцкого, А.В. Кулагин выделяет четыре периода творческой эволюции художника:

1) 1961 - 1964 г. г. - обращение к уголовной, уличной тематике, к традиции «блатного» фольклора;

2) 1964 - 1971 г. г. - движение «вширь», создание поэтической «энциклопедии русской жизни»; протеистическое перевоплощение в героев разных профессий, образа жизни и мысли и т. д.;

3) 1971 - 1974 г. г. - «гамлетовский» период; ограничение протеизма, усиление исповедального, рефлективного, философского начала;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.