НауменкоЕ. А, Науменко О. Н. Изучение особенностей личности и деятельности следователей...
Рис. Теоретическая модель профессиональных компетенций участкового уполномоченного полиции
— ориентация на результат (способность добиваться достижения цели даже при возникновении трудностей);
— ориентация на ценности (умение быть образцом правовой культуры, стоять на страже закона, не поддаваться уголовным соблазнам; способность действовать согласно общественным нормам и ценностям, учитывая ценности и цели организации).
Исходя из выявленной структуры компетентности, была построена теоретическая модель компетенций участкового уполномоченного полиции (рис.). Из рисунка видно, что центральным и смыслообразующим компонентом модели компетенций участкового уполномоченного полиции выступает профессиональный Я-образ, задающий общий смысл и когнитивную основу профессиональной идентичности, определяющий содержательное наполнение остальных компонентов модели.
УДК 159.9.072
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ИНТУИТИВНОСТИ
Е. А. Науменко, О. Н. Науменко
В статье рассматриваются особенности личности следователей, формирующие индивидуальный стиль их профессиональной деятельности. Структура личностных свойств изучается методом факторного анализа и соотносится с профессионально важным качеством — интуитивностью. Последняя представляет системообразующий фактор индивидуального стиля деятельности, определяющего профессиональную эффективность.
Ключевые слова: личность, деятельность, интуиция, свойства, эффективность.
Здесь профессиональный Я-образ личности выступает как когнитивный компонент профессиональной Я-концепции, включающий представления индивида о собственных профессионально важных качествах, о карьере и труде, о карьерных ориентациях 1 2. Становление профессионального Я-образа происходит в результате процесса профессионального самоосознания, трактуется как особый психический феномен, основной функцией которого является саморегулирование личностью своих действий в профессиональной сфере на основе знания профессиональных требований, собственных возможностей и эмоционально-ценностного отношения к себе как к субъекту конкретной профессиональной деятельности 3.
Исходя из такого подхода к структуре модели компетенций участкового уполномоченного полиции, предметом дальнейшего рассмотрения должны стать не столько психические процессы или свойства, определяющие достижение профессионализма (интеллект, направленность, профессионально важные личностные качества, переживания и т. п.), сколько его смысловые образования как субъекта профессиональной деятельности, выражающие ценностное отношение к миру и к службе в органах внутренних дел.
1 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. №1166 г.
2 Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2002. 456 с. ; Наприев И. Л. Исследование динамики структурно-содержательных характеристик образа «Я» сотрудника милиции в процессе профессионального становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3(27). С. 76-78.
3 Свободный Ф. К. Профессиональный «Я-Образ» сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России : дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 189 с. ; Васьковская С. В. Психологические условия формирования профессионального самопознания будущего учителя : дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1987. 160 с.
Профессиональная деятельность следователя характеризуется рядом особенностей — эмоциональной напряженностью, временной дефицитарностью, информационной неопределенностью, экстремальностью и другими качествами, диктуя определенный склад его личности. Нами проведено исследование личности следователей Тюменской области, выборка формировалась из 172 человек мужского пола. Следователи были предварительно разделены на группы высокоэффективных и низкоэффективных.
Предполагалось существование статистически значимых различий в психологической структуре личности следователей с различным уровнем интуитивности. Истинность этой гипотезы проверялась при помощи процедуры ранговой корреляции (критерий Спирмена).
108
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
НауменкоЕ. А, Науменко О. Н. Изучение особенностей личности и деятельности следователей...
Рис. 1. Корреляционная плеяда связи высокого уровня интуитивности с личностными характеристиками следователя
Условные обозначения:
1. Фактор А — «сердечность — отчужденность» — 0,651 (при р < 0,01).
2. Фактор С — «эмоциональная устойчивость» — 0,594 (при р < 0,01).
3. Фактор G — «высокая совестливость — недобросовестность» — 0,735 (при р < 0,01).
4. Фактор M — «мечтательность — практичность» — 0,668 (при р < 0,01).
5. Фактор O — «склонность к чувству вины — самоуверенность» — 0,606 (при р < 0,01).
6. Фактор Q3 — «самоконтроль поведения» — 0,737 (при р < 0,01).
7. Шкала 4 — импульсивность — 0,588 (при р < 0,01).
8. Шкала 6 — ригидность — 0,581 (при р < 0,01).
9. Шкала 7 — тревожность — 0,701 (при р < 0,01).
10. Доп. шкала 135 — оригинальность — 0,730 (при
р < 0,01).
11. Находчивость — 0,817 (при р < 0,01).
12. Целеустремленность — 0,781 (при р < 0,01).
13. Сотрудничество — 0,620 (при р < 0,01).
14. Соперничество — 0,781 (при р < 0,01).
15. Интуитивность.
В проведенных ранее исследованиях нами было доказано положение, что общая эффективность профессиональной деятельности следователей статистически значимо коррелирует с уровнем интуитивности их личности 1.
Цель исследования — научно-психологический анализ взаимосвязей в структуре личности высоко-и низкоинтуитивных следователей, что позволяет уточнить параметры профессиографической модели личности следователей.
В настоящем исследовании предметом внимания стало содержание личности следователей с различным уровнем интуитивности. При рассмотрении особен-
ностей личности следователей использовались психологические методики изучения интуитивности, личности, методы математической статистики. Исследование групп (низкоинтуитивных и высокоинтуитивных, низкоэффективных и высокоэффективных) обусловлено поиском психологических характеристик, свойственных именно этим группам. Конкретизируя гипотезу, мы можем говорить, что уровень интуитивности следователя связан с уровнем его эффективности в профессиональной деятельности. Поэтому научный интерес представляет психологическая структура личности следователей, отнесенных к различным качественным группам. В этих целях мы рассмотрели факторную структуру параметров личностных следователей, определив их связи относительно качеств интуитивности.
В корреляционную плеяду помещены только статистически значимые коэффициенты корреляции.
Результаты ранговой корреляции показывают, что высокоинтуитивные следователи характеризуются следующими особенностями: эмоциональная устойчивость, высокая совестливость, склонность к чувству вины, высокий самоконтроль поведения при высоком уровне импульсивности, тревожности, отчужденности, ригидности и практичности, сочетание таких стилей поведения в конфликте, как сотрудничество и соперничество (рис. 1).
Личностные особенности высокоинтуитивных следователей позволяют описать характеристики их интуитивного статуса. Для следователей этой группы характерны компенсаторный социодинамический статус (интуитивно-закрытый тип) и рефлексивный. Первый отражает свойства социальной включенности, социодинамики, социальной открытости или закрытости (интуитивно-закрытый или интуитивно-открытый типы). Рефлексивно-интуитивный статус отражает сферы самосознания, самоидентификации, самоуправления, мировосприятия, мировоззрения.
Подведем итоги по первой группе факторов (рис. 1). В нашем исследовании высокоинтуитивные следователи в профессиональной деятельности проявляют себя как ответственные, обязательные, добросовестные. Они руководствуются нормами морали и нравственности не из выгоды, а из убеждений. Они склонны соблюдать порядок в делах, умеют хорошо контролировать свои эмоции и поведение, планировать свою деятельность. Хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей репутации. Полагаем, напряженный ритм профессиональной деятельности обусловил следующее сочетание эмоциональных характеристик личности высокоинтуитивных следователей: с одной стороны, эмоциональная зрелость (как профессионально важное качество), с другой — чувствительность к замечаниям, порицаниям, получаемым как от руководства или коллег, так и от подчиненных и сторонних людей, что вызвано высоким уровнем социальной ответственности за принятие решений. Возможно, что тревожность и озабоченность высокоинтуитивных следователей текущими делами подпитаны необходимостью соответствия всех действий и решений специалиста нормам и требованиям закона. По-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
109
НауменкоЕ. А, Науменко О. Н. Изучение особенностей личности и деятельности следователей...
Рис. 2. Корреляционная плеяда связи низкого уровня интуитивности с личностными характеристиками следователя.
Примечание:
1. Фактор А — «сердечность — отчужденность» — 0,651 (при р < 0,01).
2. Фактор С — «эмоциональная устойчивость» — 0,583 (при р < 0,01).
3. Фактор G — «высокая совестливость — недобросовестность» — 0,621 (при р < 0,01).
4. Фактор M — «мечтательность — практичность» — 0,601 (при р < 0,01).
5. Фактор O — «склонность к чувству вины — самоуверенность» — 0,633 (при р < 0,01).
6. Фактор Q3 — «самоконтроль поведения» — 0,532 (при р < 0,01).
7. Шкала 4 — импульсивность — 0,573 (при р < 0,01).
8. Шкала 6 — ригидность -0,562 (при р < 0,01).
9. Шкала 7 — тревожность — 0,692 (при р < 0,01).
10. Доп. шкала 135 — оригинальность — 0,569 (при
р < 0,01).
11. Находчивость — 0,711 (при р < 0,01).
12. Целеустремленность — 0,703 (при р < 0,01).
13. Сотрудничество — 0,564 (при р < 0,01).
14. Соперничество — 0,689 (при р < 0,01).
15. Интуитивность.
вышенная тревожность связана и с высокой чувствительностью к стимулам среды, повышенной чуткостью к опасности — эти качества необходимы для эффективной следственной деятельности.
Противодействие постоянному влиянию криминальной субкультуры, проверка получаемой в следственном процессе информации требуют упорства в отстаивании собственного мнения, стеничности установок, активности позиции, усиливающейся при противодействии внешних сил.
По нашему мнению, процессуальная независимость и самостоятельность следователя требуют от него (в организаторском аспекте деятельности) проявления таких
качеств, как активная личностная позиция, склонность к риску, стремление к независимости, противодействию внешнему давлению. Полагаем, при принятии решений, анализе следственных ситуаций высокоинтуитивные следователи руководствуются требованиями реальности, рационально оценивают обстоятельства и людей, что позволяет им быть надежными в решении практических вопросов профессиональной деятельности. Такие качества сочетаются со стилем их поведения, характеризуемым как сотрудничество и соперничество.
Описать личность следователя возможно через основные аспекты его профессиональной деятельности.
Познавательный аспект деятельности высокоинтуитивных следователей отражается в склонности к оригинальному (свободному от шаблонов) и субъективно окрашенному стилю мышления и поведения.
Коммуникативный аспект деятельности высокоинтуитивных следователей находит отражение в предпочтении особых стилей поведения в конфликте, например, соперничество и сотрудничество. Возможно, что сотрудничество — предпочитаемый стиль в отношениях с коллегами, а соперничество — с преступниками. Ориентированность следственной деятельности на поиск признаков преступлений обусловил такую черту коммуникативной сферы высокоинтуитивных следователей, как отчужденность. Это качество может формироваться вследствие опыта общения с представителями криминальной субкультуры, чьи нормы и ценности асоциальны.
В нашем исследовании низкоинтуитивные следователи характеризуются следующими особенностями: эмоциональная неустойчивость, недобросовестность, самоуверенность, подверженность аффективным переживаниям, мечтательность, низкий самоконтроль поведения и мотивация достижения, избыточная тенденция к подчеркиванию своих миротворческих тенденций, отсутствие осторожности в поступках и щепетильности в вопросах морали, низкий уровень оригинальности, находчивости, целеустремленности (рис. 2).
В корреляционную плеяду помещены только статистически значимые коэффициенты корреляции.
Обозначим выводы по второй группе факторов (рис. 2). Низкоинтуитивные следователи в различных аспектах профессиональной деятельности проявляют себя следующим образом. В организаторском аспекте следственной деятельности низкоинтуитивные сотрудники проявляют слабый интерес к общественным стандартам, не прилагают усилий для соблюдения общественных норм и требований, ради собственной выгоды способны на нечестность. У низкоинтуитивных следователей, возможно, существует недостаток внутренних регуляторов поведения, недостаточно интериори-зированы моральные нормы. У них возникают сложности при взаимодействии с коллегами, в процессе совместной работы следственной группы им сложно адаптироваться в управленческой и корпоративной иерархии правоохранительных органов. Отсутствие спонтанности и стремление избежать неудачи доминируют над стремлением достичь успеха.
110
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
Крохина С. А. Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности...
В познавательном аспекте профессиональной деятельности низкоинтуитивные следователи проявляются как погруженные в себя, поглощенные идеями и фантазиями, что порождает непрактичность и безразличие по отношению к насущным вопросам, делает внешние ценности и реальные события незначимыми и непривлекательными.
В коммуникативном аспекте следственной деятельности наблюдается избыточная тенденция к подчеркиванию своих миротворческих стремлений, что маскирует гиперкомпенсаторную установку у агрессивных сотрудников. Отмечается сниженная способность к сопереживанию, необходимая для установления коммуникативного контакта с участниками следственных действий. Грубая и жесткая манера поведения, отсутствие щепетильности в вопросах морали, подверженность аффективным переживаниям, сильным колебаниям настроения в течение дня, неспособность выражать свои эмоции в социально допустимой
УДК 159.9
ИМПРОВИЗАЦИЯ И ЭКСПРОМТ В СТРУКТУРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЙ
С. А. Крохина
Раскрывается смысл понятий «импровизация» и «экспромт», их общность и различие, а также место в контексте деятельности сотрудников органов внутренних дел. Оба феномена рассматриваются как неспецифическое проявление психической активности сотрудника в экстремальной ситуации профессиональной деятельности.
Ключевые слова: импровизация, экспромт, творческая рефлексия, интуиция, инсайт, неопределенность ситуаций профессиональной деятельности, акмесинергетика.
Во многих словарях определение понятия «импровизация» раскрывается, как правило, в контексте деятельности художника, композитора или музыканта, поэта или писателя. Например, Т. Ф. Ефремова говорит о нем как о произведении (стихотворение, мелодия и т. п.), созданном в момент исполнения '. В Советском энциклопедическом словаре импровизация трактуется как сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, неподготовленным заранее; произведение, созданное таким образом 1 2. По словарю Д. Н. Ушакова, «импровизация» — это словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки 3.
Энциклопедический словарь и словарь Д. Н. Ушакова предлагают для понимания значения слова «импровизация» обратиться к другому близкому понятию — «экспромт». Получается, что эти два слова синонимы, оба характерны только для деятельности в области искусства. Однако многие понятия и категории со временем рас-
форме, — все это делает коммуникативный процесс сложным и конфликтным.
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Показатели интуитивности личности следователей статистически значимо определяют своеобразие их личностной организации, выражающейся в индивидуальных стилях профессиональной деятельности.
1 Науменко Е. А., Васильева И. В. Интуиционные основы эффективной деятельности следователей : монография. Тюмень, 2008. 204 с.
2 Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный
метод исследования личности СМИЛ. СПб., 2002. 289 с. ; Соб-
чик Л. Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руко-
водство. М., 2007. 416 с. ; Выбойщик И. В., Шакурова З. А. Лич-
ностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск, 2000. 54 с. ; Сидоренко Е. В. Методы математической обработ-
ки в психологии. СПб., 2000. 350 с.
ширяют свой первоначальный диапазон, используются сначала в смежных, а затем и в иных сферах практической деятельности. Точно такие тенденции наблюдаются и в соотношении понятий «экспромт» и «импровизация». Импровизация обладает собственной онтологической сущностью, ее востребованность определяется необходимостью в построении непротиворечивой иерархии понятий и категорий в области современной психологии творчества.
Сегодня можно только констатировать, что большинство исследователей продолжают подчеркивать наличие и важность данного явления в разных областях науки. Так, Е. Б. Шпаковская рассматривает импровизацию как способ воспитания творческой индивидуальности, личности, которая овладела этим приемом 4. Другие авторы характеризуют потребность в импровизации как фактор успешности в кризисной ситуации, которая часто не может быть интерпретирована однозначно, а внезапность ее возникновения заставляет личность молниеносно принимать решение 5. В. Б. Храмов, исследуя данный феномен, приходит к выводу, что импровизация является ответом личности на вызов окружающей действительности и важным фактором в борьбе за существование 6. О. А. Герасимова обращается к ней как к дидактическому средству, выступающему своеобразным инструментом для вдохновения, акцентируя внимание на недостаточной разработанности теоретических и практических подходов к данному феномену 7.
Анализ публикаций показывает, что авторы меньше (чем следовало бы ожидать) пытаются охватить сущностные проблемы, касающиеся источников возникновения импровизации и механизмах ее функционирования. Другими словами, в этих работах сложно найти ответ на главный вопрос: что создает условия для запуска импровизации и порождает ее?
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
111