Научная статья на тему 'Изучение особенностей личности и деятельности следователей с различными уровнями интуитивности'

Изучение особенностей личности и деятельности следователей с различными уровнями интуитивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
487
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / деятельность / интуиция / свойства / эффективность / personality / activity / intuition / aptitudes / efficiency

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Науменко Евгений Александрович, Науменко Ольга Николаевна

В статье рассматриваются особенности личности следо-вателей, формирующие индивидуальный стиль их професси-ональной деятельности. Структура личностных свойств изу-чается методом факторного анализа и соотносится с профес-сионально важным качеством — интуитивностью. Последняяпредставляет системообразующий фактор индивидуальногостиля деятельности, определяющего профессиональную эф-фективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Науменко Евгений Александрович, Науменко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying personality and job peculiarities of investigators with different levels of intuition

The article considers investigators’ personal peculiarities which build styles of their professional activity. The structure of personality qualities is studied through factor analysis and is correlated with a professionally important quality — intuition. The latter is a backbone factor of an individual style of activity determining professional efficiency.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей личности и деятельности следователей с различными уровнями интуитивности»

НауменкоЕ. А, Науменко О. Н. Изучение особенностей личности и деятельности следователей...

Рис. Теоретическая модель профессиональных компетенций участкового уполномоченного полиции

— ориентация на результат (способность добиваться достижения цели даже при возникновении трудностей);

— ориентация на ценности (умение быть образцом правовой культуры, стоять на страже закона, не поддаваться уголовным соблазнам; способность действовать согласно общественным нормам и ценностям, учитывая ценности и цели организации).

Исходя из выявленной структуры компетентности, была построена теоретическая модель компетенций участкового уполномоченного полиции (рис.). Из рисунка видно, что центральным и смыслообразующим компонентом модели компетенций участкового уполномоченного полиции выступает профессиональный Я-образ, задающий общий смысл и когнитивную основу профессиональной идентичности, определяющий содержательное наполнение остальных компонентов модели.

УДК 159.9.072

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ИНТУИТИВНОСТИ

Е. А. Науменко, О. Н. Науменко

В статье рассматриваются особенности личности следователей, формирующие индивидуальный стиль их профессиональной деятельности. Структура личностных свойств изучается методом факторного анализа и соотносится с профессионально важным качеством — интуитивностью. Последняя представляет системообразующий фактор индивидуального стиля деятельности, определяющего профессиональную эффективность.

Ключевые слова: личность, деятельность, интуиция, свойства, эффективность.

Здесь профессиональный Я-образ личности выступает как когнитивный компонент профессиональной Я-концепции, включающий представления индивида о собственных профессионально важных качествах, о карьере и труде, о карьерных ориентациях 1 2. Становление профессионального Я-образа происходит в результате процесса профессионального самоосознания, трактуется как особый психический феномен, основной функцией которого является саморегулирование личностью своих действий в профессиональной сфере на основе знания профессиональных требований, собственных возможностей и эмоционально-ценностного отношения к себе как к субъекту конкретной профессиональной деятельности 3.

Исходя из такого подхода к структуре модели компетенций участкового уполномоченного полиции, предметом дальнейшего рассмотрения должны стать не столько психические процессы или свойства, определяющие достижение профессионализма (интеллект, направленность, профессионально важные личностные качества, переживания и т. п.), сколько его смысловые образования как субъекта профессиональной деятельности, выражающие ценностное отношение к миру и к службе в органах внутренних дел.

1 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. №1166 г.

2 Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2002. 456 с. ; Наприев И. Л. Исследование динамики структурно-содержательных характеристик образа «Я» сотрудника милиции в процессе профессионального становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3(27). С. 76-78.

3 Свободный Ф. К. Профессиональный «Я-Образ» сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России : дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 189 с. ; Васьковская С. В. Психологические условия формирования профессионального самопознания будущего учителя : дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1987. 160 с.

Профессиональная деятельность следователя характеризуется рядом особенностей — эмоциональной напряженностью, временной дефицитарностью, информационной неопределенностью, экстремальностью и другими качествами, диктуя определенный склад его личности. Нами проведено исследование личности следователей Тюменской области, выборка формировалась из 172 человек мужского пола. Следователи были предварительно разделены на группы высокоэффективных и низкоэффективных.

Предполагалось существование статистически значимых различий в психологической структуре личности следователей с различным уровнем интуитивности. Истинность этой гипотезы проверялась при помощи процедуры ранговой корреляции (критерий Спирмена).

108

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

НауменкоЕ. А, Науменко О. Н. Изучение особенностей личности и деятельности следователей...

Рис. 1. Корреляционная плеяда связи высокого уровня интуитивности с личностными характеристиками следователя

Условные обозначения:

1. Фактор А — «сердечность — отчужденность» — 0,651 (при р < 0,01).

2. Фактор С — «эмоциональная устойчивость» — 0,594 (при р < 0,01).

3. Фактор G — «высокая совестливость — недобросовестность» — 0,735 (при р < 0,01).

4. Фактор M — «мечтательность — практичность» — 0,668 (при р < 0,01).

5. Фактор O — «склонность к чувству вины — самоуверенность» — 0,606 (при р < 0,01).

6. Фактор Q3 — «самоконтроль поведения» — 0,737 (при р < 0,01).

7. Шкала 4 — импульсивность — 0,588 (при р < 0,01).

8. Шкала 6 — ригидность — 0,581 (при р < 0,01).

9. Шкала 7 — тревожность — 0,701 (при р < 0,01).

10. Доп. шкала 135 — оригинальность — 0,730 (при

р < 0,01).

11. Находчивость — 0,817 (при р < 0,01).

12. Целеустремленность — 0,781 (при р < 0,01).

13. Сотрудничество — 0,620 (при р < 0,01).

14. Соперничество — 0,781 (при р < 0,01).

15. Интуитивность.

В проведенных ранее исследованиях нами было доказано положение, что общая эффективность профессиональной деятельности следователей статистически значимо коррелирует с уровнем интуитивности их личности 1.

Цель исследования — научно-психологический анализ взаимосвязей в структуре личности высоко-и низкоинтуитивных следователей, что позволяет уточнить параметры профессиографической модели личности следователей.

В настоящем исследовании предметом внимания стало содержание личности следователей с различным уровнем интуитивности. При рассмотрении особен-

ностей личности следователей использовались психологические методики изучения интуитивности, личности, методы математической статистики. Исследование групп (низкоинтуитивных и высокоинтуитивных, низкоэффективных и высокоэффективных) обусловлено поиском психологических характеристик, свойственных именно этим группам. Конкретизируя гипотезу, мы можем говорить, что уровень интуитивности следователя связан с уровнем его эффективности в профессиональной деятельности. Поэтому научный интерес представляет психологическая структура личности следователей, отнесенных к различным качественным группам. В этих целях мы рассмотрели факторную структуру параметров личностных следователей, определив их связи относительно качеств интуитивности.

В корреляционную плеяду помещены только статистически значимые коэффициенты корреляции.

Результаты ранговой корреляции показывают, что высокоинтуитивные следователи характеризуются следующими особенностями: эмоциональная устойчивость, высокая совестливость, склонность к чувству вины, высокий самоконтроль поведения при высоком уровне импульсивности, тревожности, отчужденности, ригидности и практичности, сочетание таких стилей поведения в конфликте, как сотрудничество и соперничество (рис. 1).

Личностные особенности высокоинтуитивных следователей позволяют описать характеристики их интуитивного статуса. Для следователей этой группы характерны компенсаторный социодинамический статус (интуитивно-закрытый тип) и рефлексивный. Первый отражает свойства социальной включенности, социодинамики, социальной открытости или закрытости (интуитивно-закрытый или интуитивно-открытый типы). Рефлексивно-интуитивный статус отражает сферы самосознания, самоидентификации, самоуправления, мировосприятия, мировоззрения.

Подведем итоги по первой группе факторов (рис. 1). В нашем исследовании высокоинтуитивные следователи в профессиональной деятельности проявляют себя как ответственные, обязательные, добросовестные. Они руководствуются нормами морали и нравственности не из выгоды, а из убеждений. Они склонны соблюдать порядок в делах, умеют хорошо контролировать свои эмоции и поведение, планировать свою деятельность. Хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей репутации. Полагаем, напряженный ритм профессиональной деятельности обусловил следующее сочетание эмоциональных характеристик личности высокоинтуитивных следователей: с одной стороны, эмоциональная зрелость (как профессионально важное качество), с другой — чувствительность к замечаниям, порицаниям, получаемым как от руководства или коллег, так и от подчиненных и сторонних людей, что вызвано высоким уровнем социальной ответственности за принятие решений. Возможно, что тревожность и озабоченность высокоинтуитивных следователей текущими делами подпитаны необходимостью соответствия всех действий и решений специалиста нормам и требованиям закона. По-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

109

НауменкоЕ. А, Науменко О. Н. Изучение особенностей личности и деятельности следователей...

Рис. 2. Корреляционная плеяда связи низкого уровня интуитивности с личностными характеристиками следователя.

Примечание:

1. Фактор А — «сердечность — отчужденность» — 0,651 (при р < 0,01).

2. Фактор С — «эмоциональная устойчивость» — 0,583 (при р < 0,01).

3. Фактор G — «высокая совестливость — недобросовестность» — 0,621 (при р < 0,01).

4. Фактор M — «мечтательность — практичность» — 0,601 (при р < 0,01).

5. Фактор O — «склонность к чувству вины — самоуверенность» — 0,633 (при р < 0,01).

6. Фактор Q3 — «самоконтроль поведения» — 0,532 (при р < 0,01).

7. Шкала 4 — импульсивность — 0,573 (при р < 0,01).

8. Шкала 6 — ригидность -0,562 (при р < 0,01).

9. Шкала 7 — тревожность — 0,692 (при р < 0,01).

10. Доп. шкала 135 — оригинальность — 0,569 (при

р < 0,01).

11. Находчивость — 0,711 (при р < 0,01).

12. Целеустремленность — 0,703 (при р < 0,01).

13. Сотрудничество — 0,564 (при р < 0,01).

14. Соперничество — 0,689 (при р < 0,01).

15. Интуитивность.

вышенная тревожность связана и с высокой чувствительностью к стимулам среды, повышенной чуткостью к опасности — эти качества необходимы для эффективной следственной деятельности.

Противодействие постоянному влиянию криминальной субкультуры, проверка получаемой в следственном процессе информации требуют упорства в отстаивании собственного мнения, стеничности установок, активности позиции, усиливающейся при противодействии внешних сил.

По нашему мнению, процессуальная независимость и самостоятельность следователя требуют от него (в организаторском аспекте деятельности) проявления таких

качеств, как активная личностная позиция, склонность к риску, стремление к независимости, противодействию внешнему давлению. Полагаем, при принятии решений, анализе следственных ситуаций высокоинтуитивные следователи руководствуются требованиями реальности, рационально оценивают обстоятельства и людей, что позволяет им быть надежными в решении практических вопросов профессиональной деятельности. Такие качества сочетаются со стилем их поведения, характеризуемым как сотрудничество и соперничество.

Описать личность следователя возможно через основные аспекты его профессиональной деятельности.

Познавательный аспект деятельности высокоинтуитивных следователей отражается в склонности к оригинальному (свободному от шаблонов) и субъективно окрашенному стилю мышления и поведения.

Коммуникативный аспект деятельности высокоинтуитивных следователей находит отражение в предпочтении особых стилей поведения в конфликте, например, соперничество и сотрудничество. Возможно, что сотрудничество — предпочитаемый стиль в отношениях с коллегами, а соперничество — с преступниками. Ориентированность следственной деятельности на поиск признаков преступлений обусловил такую черту коммуникативной сферы высокоинтуитивных следователей, как отчужденность. Это качество может формироваться вследствие опыта общения с представителями криминальной субкультуры, чьи нормы и ценности асоциальны.

В нашем исследовании низкоинтуитивные следователи характеризуются следующими особенностями: эмоциональная неустойчивость, недобросовестность, самоуверенность, подверженность аффективным переживаниям, мечтательность, низкий самоконтроль поведения и мотивация достижения, избыточная тенденция к подчеркиванию своих миротворческих тенденций, отсутствие осторожности в поступках и щепетильности в вопросах морали, низкий уровень оригинальности, находчивости, целеустремленности (рис. 2).

В корреляционную плеяду помещены только статистически значимые коэффициенты корреляции.

Обозначим выводы по второй группе факторов (рис. 2). Низкоинтуитивные следователи в различных аспектах профессиональной деятельности проявляют себя следующим образом. В организаторском аспекте следственной деятельности низкоинтуитивные сотрудники проявляют слабый интерес к общественным стандартам, не прилагают усилий для соблюдения общественных норм и требований, ради собственной выгоды способны на нечестность. У низкоинтуитивных следователей, возможно, существует недостаток внутренних регуляторов поведения, недостаточно интериори-зированы моральные нормы. У них возникают сложности при взаимодействии с коллегами, в процессе совместной работы следственной группы им сложно адаптироваться в управленческой и корпоративной иерархии правоохранительных органов. Отсутствие спонтанности и стремление избежать неудачи доминируют над стремлением достичь успеха.

110

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Крохина С. А. Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности...

В познавательном аспекте профессиональной деятельности низкоинтуитивные следователи проявляются как погруженные в себя, поглощенные идеями и фантазиями, что порождает непрактичность и безразличие по отношению к насущным вопросам, делает внешние ценности и реальные события незначимыми и непривлекательными.

В коммуникативном аспекте следственной деятельности наблюдается избыточная тенденция к подчеркиванию своих миротворческих стремлений, что маскирует гиперкомпенсаторную установку у агрессивных сотрудников. Отмечается сниженная способность к сопереживанию, необходимая для установления коммуникативного контакта с участниками следственных действий. Грубая и жесткая манера поведения, отсутствие щепетильности в вопросах морали, подверженность аффективным переживаниям, сильным колебаниям настроения в течение дня, неспособность выражать свои эмоции в социально допустимой

УДК 159.9

ИМПРОВИЗАЦИЯ И ЭКСПРОМТ В СТРУКТУРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЙ

С. А. Крохина

Раскрывается смысл понятий «импровизация» и «экспромт», их общность и различие, а также место в контексте деятельности сотрудников органов внутренних дел. Оба феномена рассматриваются как неспецифическое проявление психической активности сотрудника в экстремальной ситуации профессиональной деятельности.

Ключевые слова: импровизация, экспромт, творческая рефлексия, интуиция, инсайт, неопределенность ситуаций профессиональной деятельности, акмесинергетика.

Во многих словарях определение понятия «импровизация» раскрывается, как правило, в контексте деятельности художника, композитора или музыканта, поэта или писателя. Например, Т. Ф. Ефремова говорит о нем как о произведении (стихотворение, мелодия и т. п.), созданном в момент исполнения '. В Советском энциклопедическом словаре импровизация трактуется как сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, неподготовленным заранее; произведение, созданное таким образом 1 2. По словарю Д. Н. Ушакова, «импровизация» — это словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки 3.

Энциклопедический словарь и словарь Д. Н. Ушакова предлагают для понимания значения слова «импровизация» обратиться к другому близкому понятию — «экспромт». Получается, что эти два слова синонимы, оба характерны только для деятельности в области искусства. Однако многие понятия и категории со временем рас-

форме, — все это делает коммуникативный процесс сложным и конфликтным.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Показатели интуитивности личности следователей статистически значимо определяют своеобразие их личностной организации, выражающейся в индивидуальных стилях профессиональной деятельности.

1 Науменко Е. А., Васильева И. В. Интуиционные основы эффективной деятельности следователей : монография. Тюмень, 2008. 204 с.

2 Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный

метод исследования личности СМИЛ. СПб., 2002. 289 с. ; Соб-

чик Л. Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руко-

водство. М., 2007. 416 с. ; Выбойщик И. В., Шакурова З. А. Лич-

ностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск, 2000. 54 с. ; Сидоренко Е. В. Методы математической обработ-

ки в психологии. СПб., 2000. 350 с.

ширяют свой первоначальный диапазон, используются сначала в смежных, а затем и в иных сферах практической деятельности. Точно такие тенденции наблюдаются и в соотношении понятий «экспромт» и «импровизация». Импровизация обладает собственной онтологической сущностью, ее востребованность определяется необходимостью в построении непротиворечивой иерархии понятий и категорий в области современной психологии творчества.

Сегодня можно только констатировать, что большинство исследователей продолжают подчеркивать наличие и важность данного явления в разных областях науки. Так, Е. Б. Шпаковская рассматривает импровизацию как способ воспитания творческой индивидуальности, личности, которая овладела этим приемом 4. Другие авторы характеризуют потребность в импровизации как фактор успешности в кризисной ситуации, которая часто не может быть интерпретирована однозначно, а внезапность ее возникновения заставляет личность молниеносно принимать решение 5. В. Б. Храмов, исследуя данный феномен, приходит к выводу, что импровизация является ответом личности на вызов окружающей действительности и важным фактором в борьбе за существование 6. О. А. Герасимова обращается к ней как к дидактическому средству, выступающему своеобразным инструментом для вдохновения, акцентируя внимание на недостаточной разработанности теоретических и практических подходов к данному феномену 7.

Анализ публикаций показывает, что авторы меньше (чем следовало бы ожидать) пытаются охватить сущностные проблемы, касающиеся источников возникновения импровизации и механизмах ее функционирования. Другими словами, в этих работах сложно найти ответ на главный вопрос: что создает условия для запуска импровизации и порождает ее?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.