Научная статья на тему 'Изучение орфоэпии в рамках курса «Русский язык и культура речи»'

Изучение орфоэпии в рамках курса «Русский язык и культура речи» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
752
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение орфоэпии в рамках курса «Русский язык и культура речи»»

положением цифр и тел... понятие пространства не есть только геометрическое... Пространство художественной литературы имеет свою структуру, то есть определенным образом структурировано; художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на его языке его пространственных представлений» (Ю.М. Лотман, 1992, с. 274).

По наблюдениям Л.Г. Пановой, литература XIX в. (главным образом поэзия) не знала категории пространства. «Мы имеем в виду даже не столько появление слова пространство (малоупотребительного даже и в символизме), - пишет исследователь, -сколько появление бесконечности, дали, выси, просторов и т.д.» - выделено нами (Л.Г.Панова, 2000, с. 430). Интересно привести статистические данные (из указанной статьи Л.Г. Пановой) об употреблении слова пространство в поэзии XIX в.: «Прежде всего слово пространство было чужим, практически не освоенным русской литературой XIX века. Это и понятно. Во-первых, пространство «дублировалось» простором, миром, светом, вселенной и т.д. Во-вторых, из-за своего «научного» или «философского» ореола оно не ощущалось «своим». Вот лишь небольшая историческая справка: у Пушкина слово пространство отсутствует, у Лермонтова встречается 3 раза (1 употребление на 2411 строк), у Тютчева - 1, в переводе (1/6675)» (Л.Г.Панова, 2000, с. 430) и т.д. По нашим же наблюдениям, для А. Белого в романе «Петербург» слово пространство является важным средством, репрезентирующим семанти-

ку не только бытового, обиходного пространства, но и мирового, ирреального, космического, например: Мировые пространства сперва ослепляют всех вас; ничего, кроме воздуха...; Мировое пространство пустынно! Его [Александра Ивановича] пустынная комната!.. Мировое пространство - последнее достиженье богатств... Однообразное мировое пространство!.. Однообразием его комната отличалась всегда... Обиталище нищего показалось бы чрезмерно роскошным перед нищенской обстановкой мирового пространства.

Таким образом, пространство у

А. Белого символично. Ему удается показать многообразие мира через эстетику пространства: от геометрически правильных образов Петербурга - к ирреальному, космическому, бесконечному, эмпирическому пространству.

Литература

1. Колобаева JI.A. Русский символизм. - М., 2000.

2. Конычева Ю.Д. Актуализированная семантика социальности ЛСГ «пища» в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» // Средства номинации и предикации в русском языке. - М., 2001.

3. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

4. Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве // Избранные статьи. Т. 1. - Таллин, 1992.

5. Панова Л.Г. Пространство в поэтическом мире О. Мандельштама // Логический анализ языка. Языки пространств. - М., 2000.

6. Пискунов В. «Второе пространство» романа А. Белого «Петербург» // Вопросы литературы. -1987,-№ 10.

7. Тимина С.И. Последний роман Андрея Белого // А. Белый. Москва. - М., 1989.

ИЗУЧЕНИЕ ОРФОЭПИИ В РАМКАХ КУРСА «РУССКИИ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

В.В. ЛЬВОВ, к. пед. н., доцент кафедры русского языка МГУЛа

Объем понятия орфоэпии вызывает спо- риваем орфоэпию как совокупность норм ры. Мы присоединяемся к мнению Р.И. произношения звуков, их сочетаний, отдель-Аванесова, A.A. Реформатского и рассмат- ных грамматических форм и норм ударения.

Обучение студентов вузов нормам орфоэпии имеет большое значение, так как последняя является неотъемлемым компонентом культуры речи, выполняющим коммуникативные и эстетические функции, поскольку соблюдение единых обязательных норм произношения и ударения облегчает общение носителей языка, формирует языковой вкус, языковое чутье.

Остановимся на некоторых важнейших сторонах организации обучения, позволяющих в рамках ограниченного учебного времени сделать максимально возможное для повышения уровня речевой культуры студентов.

Во-первых, следует знакомить учащихся с нормами современной русской орфоэпии, сформулированными в виде правил, обращая особое внимание на нормы, которые чаще все нарушаются носителями языка.

Во-вторых, студенты должны научиться правильно и рационально пользоваться орфоэпическими словарями. Это прежде всего «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» под ред. Р.И. Аванесова (начиная с 1989 года издания и последующие), «Словарь ударений русского языка», авторы: М.В. Зарва, Ф.Л. Агеенко (2000 год издания). Главное - научить читать словарную статью, извлекая из нее максимум орфоэпической информации. Так, студенты учатся понимать, что означают и как обозначаются произносительные пометы: ...и..., ...и доп..., ...не рек..., ...грубо неправ...,. . ..и др.

В-третьих, важнейшее значение имеют звучащие образцы, эталоны устной речи. В этой связи можно порекомендовать использование информационного блока передач телевидения и радио. Студенты учатся воспринимать, фиксировать и оценивать особенности произношения диктора, ведущего, корреспондента, выступающего у микрофона. Теле- и радиопередачи записываются заранее преподавателем на аудиокассету и предъявляются студентам на практи-

ческом занятии не менее двух раз (особенно на начальном этапе обучения).

В-четвертых, при обучении орфоэпии нельзя обойтись без технических средств: аудио-видеозаписывающей техники, а также диктофона. Указанные ТСО используются для записи образцовой звучащей речи, а диктофон чаще всего - для фиксации речи студентов. Образцовая и необразцовая речь прослушиваются на занятии и анализируются с точки зрения соблюдения норм произношения и ударения.

В-пятых, следует говорить о системе упражнений по орфоэпии. Перечислим основные виды упражнений и приведем примеры.

1. Орфоэпический разбор слова. Заключается в том, что слово анализируется с точки зрения произношения звуков и (или) ударения. Пример. При произношении глагола облегчить могут быть допущены ошибки как в произношении, так и в ударении; нужно говорить: обле[х]чйть.

2. Подбор примеров на соответствующее орфоэпическое правило или, наоборот, по предложенным примерам установить, в соответствии с каким правилом они произносятся. Пример. Предложены слова: з[иэ]мля, ч[иэ]сы, п[иэ]тно и подобные. Студенты устанавливают, что в этих и подобных словах в первом предударном слоге после мягких согласных произносятся [и] с призвуком [э]. Таково правило. Еще пример. Подберите примеры на произношение звуков на месте буквенного сочетания чн. Возможные примеры:

1) ску[шн]о, коне[шн]о, яи[шн’]-

ица...

2) двое[шн’]ик и двое[ч’н’]ик, по-рядо[шн]ый и порядо[ч’н]ый...

3) гре[ч’н’]евый, зао[ч’н]ый, ко-не[ч’н]ый...

3. Воспроизведение слов в соответствии с орфоэпическими пометами. Пример. Произнесите слова правильно в соответствии с произносительными пометами.

Баловаться, кухонный, к со[жыэ]лё-нию, ля[к] (ляг), со[ж’ж’]ёшь и доп.

со[жжо]шь, ра[з’в’]е, хри[с’т’]ианйн, а[тыэ]-льё, [д’иэ]по и доп. [дыэ]по...

4. Нахождение и исправление орфоэпических ошибок с использованием в полной или частичной фонетической транскрипции слов, предложений, фраз. Пример.

Найдите ошибки в обозначении звуков и выборе места ударения. Произнесите слова правильно: [л’а]гушка, облё[к]чат,

[тэ]рмин, послала, [жг’от], свежих тортов...

5. Формирование орфоэпических умений и навыков с помощью стихотворной речи. Имеется в виду, что ритм стихов определяет место ударения в словах, а рифма стиха «подсказывает» произношение конечных звуков. Вполне понятно, что выбираются в основном «классические» стихи (отрывки). Пример.

Прочитайте про себя, а затем вслух выразительно и правильно. Какое произношение выделенных слов «подсказывает» рифма? Правильно ли это? Если нет, то как нужно произносить данные слова?

1) Все обьгчное: дым, заборы,

Окна, грядки и петухи.

Детвора мастерит планеры.

Учит пушкинские стихи.

(В. Комаров)

2) Я братьев знал; но сны младые

Соединили нас на миг;

Далече бедствуют иные,

И в мире нет уже других.

(Е. Баратынский)

Примечание для преподавателя. Рифма: ми[х] - други[х]. Представлено диалектное, ненормированное произношение слова миг. Правильно: ми [к] (миг).

6. Орфоэпическая разметка текста.

Предполагает обозначение звуков и

ударения в словах для предупреждения соответствующих ошибок. Проводится перед чтением текста вслух. Приведем пример подготовленного таким образом небольшого текста.

Я крался очень[н’] осторожно от осины к осине. Шел мелкий дождь[щ’] и [шт’], и дул легкий [х’] ветер, листья [с’т’] осины трепетали, шелест ели [ст], капли тоже всюду тукали, и оттого [в] невозможно было

расслышать звук срываемых глухарями листов. Вдруг[к] на_вырубке из молодого[в] осинника поднялся глухарь и сел на крайнюю сосну по ту сторону вырубки, в двухстах шагах от меня. Я долго следил за ним, как он часто щиплет листья [с’т’] и быстро их проглатывает.

(По М. Пришвину).

Примечание для преподавателя. В зависимости от уровня произносительной культуры того или иного конкретного студента орфоэпические пометы могут варьироваться по количеству и качеству.

7. Выработка правильной дикции.

Хотя прямой связи между ней и орфоэпией нет, без хорошей дикции не обойтись. Действенным способом отработки

дикции является использование скороговорок. Пример.

Прочитайте скороговорки трижды вслух: сначала медленно, затем быстрее и, наконец, еще быстрее, не забывая при этом выговаривать все звуки, особенно повторяющиеся, четко и правильно.

1) Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

2) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В-шестых, многое зависит от подготовки самого преподавателя. Не секрет, что и в школе, и в вузе внимание к орфоэпии как важнейшему компоненту культуры устной речи было и остается недостаточным.

Следовательно, необходимо заниматься самообразованием. В этой связи назовем несколько словарей и справочных пособий которые могут восполнить указанный недостаток.

1. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы под ред. Р.И. Аванесова (любое издание, начиная с 1989 года).

2. Словарь ударений русского языка, Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва (издание 2000 года).

3. Краткий словарь трудностей: грамматические формы, ударение, H.A. Есь-кова (издание 1994 года).

4. Словарь трудностей произно-

шения и ударения, К.С. Горбачевич (издание 2000 года).

5. Русское литературное произ-

ношение, Р.И. Аванесов (издание 1984 года).

6. Давайте говорить правильно,

Л.А. Вербицкая (издание 2001 года).

В этих и других пособиях приводятся детальное описание норм современной рус-

ской орфоэпии, даются ответы на вопросы, связанные с произношением конкретных слов.

Итак, обучение студентов нормам произношения и ударения будет успешным, если проводить эту работу целенаправленно и систематически и сочетать ее с речевым самосовершенствованием преподавателя.

ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА

A.B. МАЙОРОВА, к. пед. н., доцент кафедры русского языка и литературы МГУЛа

акой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы обучать и образовывать юношество, особенно при настоящих нравах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать», - писал еще в 86 г. до н. э. известный римский политический деятель, оратор Цицерон.

Успехи развития общества несомненно связаны с общим культурным и образовательным уровнем каждого гражданина этого общества. Сегодня как никогда остро стоит задача осмысления и познания бытия, создания новой философии образования, раскрытой к таинствам жизни человека, его стремлениям, возможностям и свершениям. Педагоги, являющиеся главными участниками сложного и непрерывного процесса социального воспроизводства поколений, в значительной мере обеспечивают настоящее и будущее страны.

В условиях социально-экономических перемен радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются и требования к его профессиональным качествам. Поэтому одним из самых острых вопросов в современных педагогических дискуссиях становится вопрос о нравственно-психологическом образе педагога, который в первую очередь

включает в себя его духовную и языковую культуру. Не влияя на духовное развитие обучающихся, педагог обрекает себя на профессиональную и духовную деградацию, что, в свою очередь, усиливает кризис воспитательной работы в учебном заведении.

В то же время духовный мир студенческой молодежи воспроизводит причудливое переплетение в общественном сознании полуразрушенных старых идеалов (в том числе утопического коммунизма, массовых ожиданий чуда и поиск идеалов в дореволюционной России, западных образцах, религиозных исканиях), плюрализм позиций и дефицит новых позитивных ценностей. Все это усугубляется отсутствием общей социальной теории общественного развития и непоследовательностью политических, идеологических, организационных мер руководства страной. В результате, с одной стороны, растет фрагментарность сознания и противоречивость духовного мира молодежи, усиливается поляризация интересов, а с другой - нетерпимость и агрессивность, в том числе по отношению к накопленному предшествующими поколениями духовному наследию. В обществе, а в особенности в молодежной среде, определяющими становятся эмоционально-психологические регуляторы поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.