ИЗУЧЕНИЕ ОПЕРЫ К.М. ВЕБЕРА «ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК» Каримова Г.А. Email: [email protected]
Каримова Гулчехра Абдуваситовна - свободный соискатель (PhD), Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассмотрены правила изучения жанра оперы в музыкальном лицее имени В. Успенского на примере оперы К. Вебера «Вольный стрелок», подробно описаны история создания и сценическая судьба, либретто и первоисточник, жанр, структура и особенности драматургии, хор и оркестр оперы, а также разобраны характеристики основных музыкальных образов. В конце статьи излагаются взгляды на оперу в качестве первой немецкой романтической оперы. Изучение оперы в курсе музыкальной литературы - процесс сложный и трудоемкий. По программе, разработанной и апробированной в течение ряда лет в РСМАЛ им. Успенского, с оперным жанром учащиеся знакомятся в седьмом классе. Они подробно изучают элементы оперы, оперные жанры, историю развития оперы. В восьмом классе полученные знания закрепляются при целостном анализе «Орфея» Глюка и «Свадьбы Фигаро» Моцарта.
Ключевые слова: музыка, опера, жанр, драматургия, романтизм, либретто, хор, оркестр, сюжет, ария.
THE STUDY OF THE OPERA K.M. WEBER "FREE SHOOTER"
Karimova G.A.
Karimova Gulchehra Abduvasitovna - free Student (PhD), STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article describes the rules for studying the genre of opera at the Musical Lyceum named after V. Uspensky using the example of K. Weber's opera "The Free Arrow ", describes in detail the history of creation and stage destiny, the libretto and original source, the genre, structure and features of drama, the choir and orchestra opera, as well as dismantled the characteristics of the main musical images. At the end of the article views on the opera as the first German romantic opera.
The Study of the opera in course of the music literature - a process complex and labour-consuming. On program, designed and опробированной during row of the years in RSMAL im. Assumotion, with operatic genre учащиеся get acquainted in седьмом class. They in detail study the elements of the opera, operatic genres, history of the development of the opera. In восьмом class got knowledges are bolted under holistic analysis "Orfeya " Gluk and "Weddings Figaro" Mosart.
Keywords: music, opera, genre, dramaturgy, romanticism, libretto, choir, orchestra, plot, aria.
УДК 078
В девятом классе учащиеся знакомятся с романтической оперой на примере «Волшебного стрелка» Вебера. При изучении оперы используется проблемный тип урока. Перед учащимися ставится основная проблема, которая формулируется в начале урока: «Волшебный стрелок» - первая немецкая романтическая опера. Предварительно актуализируются знания в области оперных жанров и форм. Поэтапный анализ оперы направлен на выявление новаторских оперных принципов Вебера, позволяющих сделать заключение о рождении нового оперного жанра. По
тематическому плану на изучение и частичное прослушивание произведения отводится шесть академических часов.
Педагог подробно рассказывает историю создания и сценическую судьбу оперы, излагает сюжет и сравнивает его с либретто, совместно с учащимися выявляет основную идею произведения, говорит о структуре и драматургии оперы и переходит к анализу. Анализ оперы целесообразно проводить по образным сферам: народно-жанровой, фантастической и лирико-психологической. Подробный разбор отдельных музыкальных номеров должен быть направлен на выявление комплексов музыкально -выразительных средств, характерных для каждой образной сферы оперы, а также новаторских черт оперы. Роль и функции хора и оркестра определяются учащимися после прослушивания и анализа хоров «Победа!», подруг невесты и охотников, увертюры и сцены в Волчьей долине. И, наконец, результатом анализа становятся выводы о новаторстве оперы, которые делаются совместно педагогом и учащимися.
Итоговой ступенью изучения оперы становится эвристическая беседа педагога и учащихся, в ходе которой составляется план-конспект. Для более сильных учащихся план-конспект может послужить канвой будущего ответа, для более слабых он станет основным его содержанием, что тоже вполне приемлемо.
1. История создания. Сценическая судьба. В 1820 году после нескольких лет работы Вебер закончил оперу «Волшебный стрелок». Год спустя в Берлине состоялась ее премьера, которая стала историческим событием: она возвестила рождение немецкой национальной романтической оперы. Премьера прошла с триумфальным успехом, опера быстро обошла всю страну и сделала автора самым популярным композитором Германии. Мелодии из оперы распевались на улицах как народные песни. Судьба оперы и в дальнейшем складывалась очень счастливо. Ее высоко оценили в разных странах Европы как великие композиторы, так и широкий круг слушателей.
2. Либретто и первоисточник. Сюжет был заимствован из «Книги привидений» немецкого писателя-романтика А.Апеля, изложившего старинное народное сказание о «черном охотнике», продавшем душу дьяволу. Вебера привлекли в этом сюжете обрисовка народной жизни, поэзия лесной природы, фантастический элемент.
Либретто составил приятель Вебера Ф. Кинд, сам композитор принимал в этом деятельное участие. Конец либретто изменен по сравнению с литературным первоисточником. Благополучная концовка - это не только дань традициям. Она логична из моральных соображений: добро должно победить зло [1, 284].
3. Жанр. Опираясь на традиционный немецкий (сюжет из жизни народа; разговорные диалоги), Вебер создал в «Волшебном стрелке» новый жанр - немецкую романтическую народно-бытовую сказочную оперу. Основная идея оперы - борьба добра и зла. В сюжете переплетаются реальные и фантастические элементы.
4. Структура и особенности драматургии. Строение оперы симметрично. В основе драматургии лежит принцип контраста: в первом и третьем действиях сосредоточены народно-жанровые музыкальные образы, преобладают силы добра; финал второго действия (середина оперы) - фантастическая сцена в Волчьей долине, где господствуют инфернальные образы, силы зла.
Основная идея оперы непосредственно влияет на ее драматургию. Здесь нет разграничения между областью возвышенного и бытового, как было у классицистов. Явления показываются в их противоречии и диалектическом единстве. Вебер, как и другие романтики, намеренно сталкивает жизненные противоречия, подчеркивая не только их контрастность, но и внутреннюю связь. Этот тип драматургии получил название «драматургии антитез» [2, 37].
В музыке это воплощается через взаимодействие трех образных сфер и связанных с ними комплексов выразительных средств: народно-жанрового, фантастического и лирико-психологического. Мир добра господствует в народно-жанровых образах и
образах центральных персонажей - Агаты, Анхен, Куно, отчасти Макса, мир зла - в демонических образах Самиеля, Каспара, в фантастических эпизодах оперы.
а) народно-жанровая образная сфера воплощена в основном в первом и третьем действиях, в массовых сценах, играющих громадную роль в опере, отчасти в характеристике побочных персонажей (например, образ Анхен передается через жанры полонеза и вальса).
б) фантастическая образная сфера наиболее ярко раскрывается во втором действии, в сцене в Волчьей долине. Кроме финала II д. интонационная сфера фантастики появляется в увертюре, где звучат лейтмотивы Самиеля (вступление), адских сил (ГП), бури (СП). Эти же лейтмотивы проникают в арию Макса (второй и четвертый разделы), звучат в сцене литья пуль, в сцене смерти Каспара (III д.). В интонационную сферу фантастики входит также музыкальный образ Каспара (застольная песня из I д., где происходит взаимопроникновение жанровых и демонических интонаций).
Для фантастической интонационной сферы характерны: угловатая мелодика инструментального или речитативно-декламационного склада, хроматизированные обороты, ходы по уменьшенным интервалам, широкие скачки; преобладание минора, уменьшенные гармонии, диссонансы, хроматизмы, сопоставления далеких тональностей, эллиптические модуляции; синкопированный, пунктирный, «рваный» ритм; преобладание оркестра над вокальной партией; изобразительные приемы, тремоло; низкие регистры (виолончели, контрабасы, фагот, кларнет, литавры).
в) лирико-психологическая интонационная сфера господствует в характеристиках основных действующих лиц - Агаты, Макса. Для этой сферы характерны: романсовый, ариозный типы мелодики; диатоника, преобладание мажора; господство вокальной партии над оркестровой.
5. Характеристика основных музыкальных образов. Персонажи оперы обрисованы ярко и индивидуально. Музыкальные характеристики сосредоточены в сольных законченных номерах, отчасти в ансамблях и сценах, где также сохраняются их индивидуальные черты. Образы, в соответствии с традициями singspiel, показаны в статике. Основные герои - Макс и Агата - представлены в развернутых ариях-характеристиках, где Вебер вырабатывает новый тип оперной формы -драматический монолог, написанный в свободной форме и состоящий из ряда контрастных эпизодов.
Ария Макса содержит пять разделов. Первый (Moderato, Es-dur) и третий (Andante con moto, G-dur) - ариозные, с комплексом выразительных средств лирико-психологической сферы. Второй (c-moll) и четвертый (Allegro con fuoco, c-moll) -речитативные, построенные на демонических темах (лейтмотиве Самиеля и теме адских сил). Пятый, основанный на лейтмотиве Макса, является обобщением и сочетает характерные черты обеих образных сфер (мажорная диатоника, в то же время декламационный тип мелодии и тремоло струнных). В результате перед нами возникает новый музыкальный образ романтического героя - неудовлетворенного, раздираемого противоречиями, находящегося в поисках, сомнениях, глубоко переживающего.
Агата - простая крестьянская девушка, достаточно типичный персонаж оперы singspiel - превращается у Вебера в романтический идеальный образ, воплощение чистоты, нежности, женственности, любви и преданности. Эти качества позволяют ей оставаться довольно пассивной, за нее как бы действуют высшие силы добра и, в конце концов, одерживают решающую победу. Два сольных номера Агаты - ария во втором действии и каватина в третьем взаимодополняют ее музыкальную характеристику.
6. Хор и оркестр. Большое место в опере принадлежит народным сценам. Хоры, марши, танцы выполняют различные функции: фона (марш крестьян и лендлер из I д.; хор подруг невесты из III д.), действенную (хор «Победа!» из I д.; хор охотников из
III д.), средства характеристики (песня Килиана с хором из I д.). Вебер крайне редко прибегает к цитированию фольклорного материала (народная богемская мелодия в марше крестьян), но создает яркий народный колорит другими, более тонкими средствами, используя жанровость (лендлер, марш, полонез, вальс, песню) и характерные для немецкого фольклора музыкально-выразительные средства, формы, способы развития.
Важная роль принадлежит оркестру. Народно-жанровая сфера имеет свой лейттембр (валторны, трубы), рисующий атмосферу леса и охоты. В лирической сфере оркестр играет выразительную роль, углубляя тонкие психологические нюансы образа. Особенно велика его роль в фантастической сфере, где он имеет практически самостоятельное значение. Исключительно оркестровую характеристику получает Самиель. Его жуткий, таинственный демонический образ обрисован в лейтмотиве (тремоло струнных pianissimo, глухие удары литавр, лейтгармония уменьшенного септаккорда, тембры кларнетов и виолончелей в низком регистре). В сцене в Волчьей долине все вокальные партии сводятся к речитативу и декламации, а основное музыкальное содержание находится в оркестре. «Рваный» ритм передает нервно-возбужденное состояние страха и ужаса Каспара в его сцене с Самиелем.
Жемчужиной оркестровой техники и колористики является увертюра. Вебер разработал новый тип увертюры, который прошел практически через весь XIX век. Она построена на темах из оперы и является симфоническим обобщением ее содержания. Увертюра написана в сонатной форме со вступлением и кодой. В ней представлены все три основных образных сферы: народно-жанровая во вступлении (тема леса); фантастическая в лейтмотиве Самиеля (конец вступления), ГП (тема адских сил, c-moll) и СП (тема бури, которая будет звучать в кульминации сцены литья пуль в Волчьей долине); лирико-психологическая в двух темах ПП (лейтмотивы Макса и Агаты, Es-dur). В разработке происходит столкновение всех тем экспозиции, символизируя непримиримую борьбу добра и зла. Реприза значительно сокращена (в ней отсутствует вторая тема ПП) и знаменует победу инфернального начала (тема Макса сливается с темой Самиеля и как бы растворяется в ней). Жутковатая длительная остановка (фермата на паузе) воспринимается как трагический исход борьбы. Но внезапно фейерверком света, гимном радости и ликования вспыхивает тема Агаты у всего оркестра, на fortissimo в C-dur (кода), возвещая окончательную победу добра над злом. Так увертюра в сжатой симфонической форме передает содержание и основную идею оперы.
7. «Волшебный стрелок» - первая немецкая романтическая опера. Ее новаторство заключается в следующем:
а) в основе сюжета лежит чешско-немецкий национальный фольклор; на сцене действуют герои народных преданий с близкими и понятными широкому слушателю чувствами, мыслями и представлениями; вечно актуальна основная идея оперы -борьба добра и зла;
б) широкое развитие и поэтизация народно-жанровых интонаций, что является средством демократизации музыкального языка;
в) большая и многообразная роль хора (три функции);
г) увеличение роли оркестра; новаторство в использовании оркестровых тембров, особенно духовых инструментов, использование лейттембра, звукоизобразительность;
д) увертюра раскрывает симфоническими средствами основную идею оперы и передает драматическое содержание спектакля.
Таким образом, опираясь на достижения отечественной музыкальной классики, а также французского и итальянского оперного искусства, углубляя новые романтические тенденции, Вебер создал национальную немецкую романтическую оперу. Найденные Вебером оперные принципы имели большие перспективы для следующего поколения романтиков, в частности, для великого оперного реформатора Р. Вагнера.
Список литературы /References
1. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск III, М.: Музыка, 1974.
2. ПлазинскаяМ. Зарубежная музыкальная литература. Т.: Гафур Гулям, 2006.