ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
Л. Ю. Фомина, аспирант кафедры правовых дисциплин МГУ им. 77. 77. Огарева,
О. В. Левин, аспирант кафедры правовых дисциплин МГУ им. 77. 77. Огарева
Для создания в нашей стране гражданского общества и правового государства необходимо разработать эффективные механизмы стимулирования правомерного поведения граждан. Это невозможно без обучения студентов умению правильно использовать в своей профессиональной деятельности существующие языковые средства, особенно специальную терминологию. В статье обосновываются необходимость изучения будущими юристами нормативной правовой терминологии, его актуальность для института правового стимулирования.
Современный период развития России характеризуется глубокими преобразованиями во всех сферах общественной жизни. Одним из основных направлений социальных преобразований должно стать создание эффективной системы правового стимулирования, способной сформировать необходимые условия для реализации интересов общества в целом и отдельного человека. Стимулирование в праве — это процесс, направленный на побуждение человека к активной деятельности через заинтересованность в достижении поощряемого результата, включающий критерий правового одобрения активного правомерного поведения. Правовое стимулирование необходимо отличать от нормативного стимулирования, представляющего собой процесс воздействия на сознание и психику человека юридических норм, закрепляющих определенные средства с целью усиления мотивации поведения, в развитии которого заинтересована конкретная власть1.
Результаты правового стимулирования во многом определяются количеством и качеством юридических норм, регламентирующих соответствующие общественные отношения. В настоящее время нашу страну отличают стремительные темпы осуществления правотворческой деятельности на всех уровнях. Количественные изменения в системе нормативных правовых актов не
всегда положительным образом сказываются на их технико-юридическом качестве. В таких условиях от юристов требуется знание не только действующих правовых норм, но и особенностей и правил их формулирования.
Для достижения соответствия правовых норм правилам юридической техники огромное значение имеет правильное и рациональное использование языковых средств выражения их содержания в процессе правотворчества. Именно язык как универсальная знаковая система призван обеспечить эффективное взаимодействие между субъектами правотворчества и правореализации.
Важнейшим элементом языка нормативных правовых актов, предназначенным для наиболее точного и экономичного отражения явлений правовой действительности, выступает нормативная правовая терминология. Вообще, термином (от лат. terminus «предел, граница») принято считать слово или словосочетание, название определенного понятия ка-кой-нибудь специальной области науки, техники, искусства2. Терминология служит предметом изучения многих наук: логики, философии, лингвистики и др. Юридическая наука не является в этом отношении исключением и также уделяет большое внимание проблемам правовой терминологии. Вместе с тем вопрос о понятии нормативной правовой терминологии и ее соотношении с юридиче-# Л. Ю. Фомина, О. В. Левин, 2006
ской терминологией в целом недостаточно исследован учеными-правоведами; многие из них не проводят четкого разграничения между указанными категориями.
С. С. Алексеев рассматривает юридические термины как «словесные обозначения понятий, используемых при изложении содержания закона (иного нормативного юридического акта)»3. А. С. Пиголкин и Г. Т. Чернобель юридическим термином называют «слово (словосочетание), которое употреблено в законодательстве, является обобщенным наименованием юридического понятия, имеющего точный и определенный смысл, и отличается смысловой однозначностью, функциональной устойчивостью»4. Т. Н. Рахманина одновременно использует два понятия: «терминология нормативно-правовых актов» и «юридическая терминология», — не проводя между ними четкого разграничения5. С. К. Магомедов в своем диссертационном исследовании разделяет нормативные правовые и юридические термины, предлагая специальные юридические понятия (термины), выработанные законодателем, обозначить как нормативные правовые6.
Мы считаем целесообразным разграничивать понятия «нормативная правовая терминология» и «юридическая терминология», поскольку второе понятие включает в себя первое наряду с терминологией правоприменительных и интерпретационных актов, а также с терминологическим аппаратом юридической науки. Разграничение следует из существующего в юридической доктрине деления правовых актов на нормативные правовые, правоприменительные и интерпретационные акты и из необходимости учитывать наличие выработанных и используемых юридической наукой терминов, которые не получили применения в правовых актах, но также относятся к юридической терминологии. Важно обратить внимание на то обстоятельство, что данное деление является во многом условным. На практике бывает очень трудно
различить указанные виды юридической терминологии, так как в правоприменительных и интерпретационных актах используются термины и нормативных правовых актов, и юридической науки, а при разработке нормативных правовых актов применяются все разновидности юридической терминологии. В то же время существуют такие термины, которые употребляются либо только в конкретной разновидности правовых актов, либо в научной литературе.
Таким образом, нормативные правовые термины (термины нормативных правовых актов) представляют собой слова или словосочетания, призванные точно обозначать юридические понятия в нормативных правовых актах. Система нормативных правовых терминов образует нормативную правовую терминологию.
Терминология нормативных правовых актов в современной России имеет ряд недостатков, среди которых можно назвать следующие: обозначение одним термином нескольких различных понятий и несколькими терминами одного понятия, отсутствие у ряда терминов четких дефиниций, несогласованное использование терминов в разных нормативных правовых актах, нарушение законов логики, использование устаревших терминов и разговорных выражений и др. Все это предопределяет необходимость более глубокого изучения будущими юристами такого элемента правового языка, как нормативная правовая терминология.
В настоящее время в учебном процессе при подготовке специалистов с юридическим образованием значение нормативной правовой терминологии как объекта изучения недооценивается.
В традиционных для юридических факультетов дисциплинах «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Юридическая техника», «Законодательная техника» вопросы терминологии нормативных правовых актов рассматриваются, но им уделяется недостаточно внимания. Кроме того, при изучении курса теории го-
сударства и права будущие юристы только начинают приобретать правовые знания, они еще не знакомы с отраслями российского права и поэтому не могут уяснить все нюансы, связанные с указанной терминологией и другими элементами юридической техники. В курсе «Проблемы теории государства и права» такие вопросы подробно исследуются далеко не всегда. Во многих учебниках по теории государства и права, а также по дисциплине «Проблемы теории государства и права» вопросы юридической терминологии, а тем более нормативной правовой терминологии вообще не затрагиваются. Изучение же таких дисциплин, как «Юридическая техника», «Законодательная техника», не является обязательным для будущих юристов.
Для подготовки квалифицированных в области права специалистов большое значение имеют отраслевые юридические дисциплины, предполагающие знакомство студентов со специальной отраслевой терминологией и — в определенной степени — с вопросами ее совершенствования. Однако это происходит, как правило, вне связи с общетеоретическими работами в рассматриваемой области.
На юридических факультетах многих вузов читается такая дисциплина, как «Культура речи юриста». Обычно ее преподают филологи, не обладающие специальным юридическим образованием, а в силу этого от них трудно ожидать детального исследования специфики используемых в правовой сфере терминов. Важность таких курсов, на наш взгляд, не вызывает сомнения, поскольку знание основных правил русского языка необходимо любому грамотному специалисту. Но наряду с ними в системе профессиональной подготовки юристов нужно и более глубокое изучение особенностей языка права, важнейшим элементом которого является нормативная правовая терминология, с юридических позиций. Это может осуществляться несколькими путями.
Во-первых, вопросам терминологии и проблемам ее совершенствования должно уделяться больше внимания в процессе изучения отраслевых юридических дисциплин.
Во-вторых, вопросы использования нормативной правовой терминологии целесообразно включить в существующие общетеоретические учебные дисциплины. Например, основные вопросы, связанные с нормативной правовой терминологией, могут войти в курсы «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права».
В-третьих, возможно более глубокое исследование указанных вопросов в процессе преподавания курсов «Юридическая техника» или «Законодательная техника».
Наконец, в-четвертых, имеет смысл разработка спецкурса по языку права, в рамках которого будут изучаться и проблемы нормативной правовой терминологии. Также возможно внедрение спецкурсов по юридической терминологии либо непосредственно по нормативной правовой терминологии.
В юридической литературе высказываются и предложения о создании на базе соответствующих высших учебных заведений системы подготовки юристов — специалистов по законопроектной работе, редакторов, специализирующихся на работе с юридическими текстами7.
Таким образом, на сегодняшний день актуальность более глубокого изучения вопросов нормативной правовой терминологии для формирования действенной системы правового стимулирования не вызывает сомнения. В связи с этим настало время внести соответствующие коррективы в содержание образовательного процесса в системе юридического образования.
ПРИМЕЧАНИЯ
'См.: Мчрошник С. В. Теория правового стимулирования : дйс. ... д-ра юрид. наук / С. В. Ми-рошник. Ростов н/Д, 2003.
г См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / С, И, Ожегов ; под ред, Н. Ю. Шведовой. М., 1987. С, 793.
® Алексеев С. С. Государство и право : нач. курс / С, С, Алексеев. М.', 1993, С, 126.
4 Пиголкин А. С. Юридическая терминология: понятие и классификация / А. С. Пиголкин, Г. Т. Чернобель // Язык закона / под ред. А. С. Пи-голкина. М., 1990. С. 65.
$ См.: Рахматша Т. Н. Вопросы унификации терминологии нормативно-правовых актов (по материалам Свода законов СССР) / Т. Н. Рахмани-
на Ц Проблемы совершенствования советского законодательства : тр. ВНИИСЗ. М., 1986. Т. 34. С, 23—33.
6 См.: Магомедов С. К. Унификация терминологии нормативных правовых актов Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук/ С. К. Магомедов. М., 2004. С. 15, 43.
? См.: Калинина Н. А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы и перспективы / Н. А. Калинина. М., 1997. С. 40.
Поступила 07.07.06.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Н. К. Сорокина, профессор кафедры общей физики МГУ им. 77. 77. Огарева,
Т. В. Золина, аспирант кафедры дифференциальных уравнений МГУ им. 77. 77. Огарева
В статье дается методологическое обоснование применения математических методов в исследовании физических процессов. Рассматривается конкретный пример использования метода моделирования при исследовании процесса воздействия лазерного облучения на изменение структуры монокристаллов кремния.
Современное состояние экономики определяется конкурентоспособностью и востребованностью на рынке продукции действующих предприятий. В свою очередь, выпуск высококачественной продукции и одновременно снижение ее себестоимости невозможны без внедрения в производство наукоемких технологий, разрабатываемых в научных и научнообразовательных учреждениях.
Возрастающая сложность современных технологических систем и устройств, расширение их возможностей, отвечающих высоким информационным технологиям, ставят перед высшей школой задачи по подготовке специалистов, владеющих самыми современными «инструментами» — информатикой, математикой, физикой, методами моделирования. Все это требует перевода преподавания на новую методологическую основу с соблюдением единства теории познания сущности физических явлений и методики обучения, с использованием различных методов и приемов, с активизацией учебно-воспитательного процесса. Только таким путем можно фор-
мировать у будущих специалистов способность к творческой работе, вырабатывать и развивать навыки к исследовательской деятельности. Наличие таких способностей и навыков позволит им в дальнейшем самостоятельно неоднократно переучиваться, систематически пополнять свои знания, будучи уже на конкретной практической работе1.
Одним из важнейших направлений научно-технического прогресса является создание современных электротехнических приборов на основе высококачественных полупроводниковых материалов. Нами проводились исследования воздействия лазерного облучения на изменение структуры монокристаллов кремния с использованием современных методов2. Одновременно была сделана попытка смоделировать этот сложный процесс с тем, чтобы обеспечить управление технологией создания необходимых полупроводниковых материалов для изготовления качественных приборов. Были достигнуты определенные результаты и на их основе выработаны конкретные рекомендации, которые имеют © Н. К. Сорокина, Т. В. Золина, 2006