Научная статья на тему 'Изучение мнения студентов ДВФУ о социально-экономических факторах конфликтности в российских семьях'

Изучение мнения студентов ДВФУ о социально-экономических факторах конфликтности в российских семьях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ КОНФЛИКТНОСТИ / ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ / СТУДЕНТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА / FAMILY / FAMILY CONFLICTS / SOCIO-ECONOMIC CONFLICTS / INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF CONFLICT PRONENESS / CAUSES OF CONFLICT / RUSSIAN FAR EAST FEDERAL UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Заяц О.В., Моргун С.Э.

В статье представлены результаты разведывательного социологического исследования социально-экономических факторов конфликтности в российских семьях по мнению студентов Дальневосточного федерального университета. Выделены внутренние и внешние факторы конфликтности, проведен сравнительный анализ мнений студентов младших и старших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the views of Far Eastern Federal University students about socio-economic factors of proneness to conflict in Russian families

The article presents the results of the exploratory social research of socio-economic factors of proneness to conflict in Russian families according to the Russian Far East Federal University students. The authors consider internal and external factors of proneness to conflict, carry out a comparative analysis of the views of freshman and senior students.

Текст научной работы на тему «Изучение мнения студентов ДВФУ о социально-экономических факторах конфликтности в российских семьях»

УДК 316.48:316.356.2

Заяц Ольга Васильевна Zayats Olga Vasilievna

кандидат социологических наук, доцент, PhD in Social Science, Assistant Professor,

доцент кафедры социальных наук Social Sciences Department,

Дальневосточного федерального университета Far Eastern Federal University

Моргун Светлана Эдуардовна

магистрант кафедры социальных наук Дальневосточного федерального университета

ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДВФУ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ КОНФЛИКТНОСТИ В РОССИЙСКИХ СЕМЬЯХ

Morgun Svetlana Eduardovna

Applicant for a Master's Degree, Social Sciences Department, Far Eastern Federal University

THE STUDY OF THE VIEWS OF FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY STUDENTS ABOUT SOCIO-ECONOMIC FACTORS OF PRONENESS TO CONFLICT IN RUSSIAN FAMILIES

Аннотация:

В статье представлены результаты разведывательного социологического исследования социально-экономических факторов конфликтности в российских семьях по мнению студентов Дальневосточного федерального университета. Выделены внутренние и внешние факторы конфликтности, проведен сравнительный анализ мнений студентов младших и старших курсов.

Ключевые слова:

семья, семейные конфликты, социально-экономические конфликты, внутренние и внешние факторы конфликтности, причины конфликтов, студенты Дальневосточного федерального университета.

Summary:

The article presents the results of the exploratory social research of socio-economic factors of proneness to conflict in Russian families according to the Russian Far East Federal University students. The authors consider internal and external factors of proneness to conflict, carry out a comparative analysis of the views of freshman and senior students.

Keywords:

family, family conflicts, socio-economic conflicts, internal and external factors of conflict proneness, causes of conflict, Russian Far East Federal University students.

Известно, что семейные конфликты повсеместны и жизнь без них не представляется возможной. Однако глубина, динамика и причины конфликтов всегда различны и зависят от многих факторов.

Фактор (от лат. factor - 'делающий, производящий') - это движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или отдельные его черты [1]. В контексте конфликтологии фактор может быть как основной, так и неосновной движущей силой, в то время как причиной может быть только основная движущая сила.

По обобщенным данным российских и американских исследователей (А.Я. Анцупов [2], Ю.А. Евграфова [3], О.И. Качанова [4], В.А. Сысенко [5], Л.М. Пэпп [6], Э.М. Каммингс, М. Гоук-Мори), социально-экономические факторы семейных конфликтов можно условно разделить на внешние и внутренние. Полагаем, внешние факторы являются следствием объективных социально-экономических проблем. В свою очередь внутренние факторы порождены самим человеком, а именно его желаниями, стремлениями, целями, чувствами и действиями.

Однако социально-экономический характер конфликтов в семье отечественными исследователями рассматривается довольно редко. Поскольку студенты являются одной из социально активных групп населения, их мнение относительно социально-экономических факторов конфликтности в семье может представлять интерес для исследователей. Именно поэтому авторами было проведено разведывательное социологическое исследование в сфере данной проблематики.

Объектом исследования явились студенты Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Школы гуманитарных наук 1-4-х курсов, предметом исследования - мнение студентов ДВФУ о социально-экономических факторах конфликтности в семье.

Цель исследования заключалась в выявлении основных социально-экономических факторов конфликтности в семье на основе мнения студентов ДВФУ.

В процессе исследования было установлено, что, по мнению студентов ДВФУ, изучение социально-экономических факторов конфликтности в семье является актуальной проблемой; определено, какие социально-экономические факторы студенты относят к внешним, а какие - к

внутренним; изучено мнение студентов относительно зависимости социально-экономических факторов конфликтности в семье от социально-экономического положения страны; выявлены основные социально-экономические факторы конфликтности в российской семье на данный момент; осуществлен сравнительный анализ результатов.

Авторами была предпринята попытка найти ответ на проблемный вопрос: в момент экономического кризиса (нестабильности) и общего ухудшения социально-экономического положения страны, по мнению студентов:

1) факторами конфликтности в семье в большей степени (более 70 %) являются именно внешние факторы;

2) факторами конфликтности в семье в большей степени (более 70 %) являются именно внутренние факторы;

3) объективные и субъективные социально-экономические факторы семейных конфликтов представлены в равной степени.

Сбор эмпирических данных для проверки выдвинутых гипотез осуществлялся посредством использования метода анкетного опроса. Модель выборки строилась с использованием принципа случайного отбора. Объем выборочной совокупности составил 102 человека, из них 26 юношей (25,5 %) и 76 девушек (74,5 %). В выборку включены студенты первого (50 %) и старших (50 %) курсов.

Респондентам предлагалось ответить на 10 вопросов. Полученные ответы на первый вопрос «Вас устраивает доход Вашей семьи?» показали, что 40,2 % опрашиваемых устраивает («безусловно, да») доход семьи (в данном случае мы полагаем, что большинство студентов имели в виду доход своей родительской семьи), 46,1 % опрашиваемых доход не совсем устраивает, 13,7 % респондентов доход семьи не устраивает. Выявлено расхождение по гендерному признаку при выборе ответа «не совсем устраивает» - так считают 47,7 % женщин, что, скорее всего, связано с большей требовательностью и нереализованными ожиданиями девушек. Сравнительный анализ ответов на первый вопрос первокурсников и старшекурсников показал, что полностью удовлетворены доходом своей семьи 49 % первокурсников и 31,4 % старшекурсников. Вариант ответа «не совсем устраивает» выбрали практически одинаковое число респондентов (45 и 47 % соответственно). Статистически значимые различия обнаружены при анализе ответов «доход не устраивает» студентов младших и старших курсов. Среди студентов старших курсов наблюдается гораздо больше (на 15,6 %) неудовлетворенных доходом семьи. Можно предположить, что данная ситуация скорее связана с тем фактом, что старшекурсники начинают отделяться от родительской семьи в финансовом плане и стараются обеспечивать себя самостоятельно.

Анализ ответов на вопрос «Насколько Вас устраивают жилищные условия?» позволил обнаружить, что 50,9 % респондентов они полностью устраивают, 42,2 % - устраивают, но не совсем, только 6,7 % не устраивают. При этом первокурсников в большей степени жилищные условия полностью устраивают (на 31,2 % больше, чем старшекурсников).

Анализ позиций респондентов при ответе на вопрос «Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье на данный момент?» показал, что 61,7 % опрашиваемых расценивают психологическую обстановку в семье как «благоприятную», только 4,9 % считают ее дискомфортной. Женщины в большей степени считают психологическую обстановку благоприятной (64,5 %), чем мужчины (53,8 %).

Важным индикатором личного понимания причин возникновения социально-экономических конфликтов являются ответы на вопрос «Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье?». Респондентам предлагалось выбрать из двенадцати предложенных несколько вариантов ответов. Полученные результаты позволили проранжировать основные причины конфликтности в семье по частоте упоминания их респондентами следующим образом: «недостаточность финансовых средств, невысокая заработная плата» (26,5 %), «жилищный вопрос, бытовая неустроенность» (16,7 %), «проблемы с трудоустройством» (15,7 %), «отсутствие общих интересов, разница в образовании» (17,7 %), «ревность, супружеская неверность, отсутствие взаимопонимания» (13,7 %), «вредные привычки» (13,7 %). Однако были обнаружены статистически значимые различия при анализе ответа «в нашей семье нет конфликтов». Так считает 31,4 % студентов младших курсов, что на 9,8 % больше, чем ответивших так же старшекурсников. Полагаем, это связано с тем фактом, что студенты старших курсов более осведомлены о таком свойстве семейных конфликтов, как неизбежность.

В целом, независимо от курса обучения, при ответе на вопрос «Что чаще всего, по Вашему мнению, приводит к созданию конфликтных ситуаций в Вашей семье в последнее время?» респонденты указывали социально-экономические факторы (42,9 %), в то время как психологические факторы были упомянуты только в 28,9 % случаях. Однако мнения студентов относительно роли ценностных факторов (9,3 %) разошлись: обучающиеся старших курсов чаще выбирали категорию ценностных факторов (11,1 %), нежели первокурсники (7,5 %). Выбор в пользу социально-экономических факторов конфликтности следует объяснить нестабильной социальной и экономической ситуацией в России на данный момент.

Вышеизложенный тезис еще раз подтверждается результатами опроса, так как на вопрос «По Вашему мнению, социально-экономическое положение страны влияет на функционирование семьи?» большинство респондентов (95 %) ответили, что социально-экономическое положение в той или иной степени влияет на функционирование семьи. Анализ ответов на вопрос «Как Вы полагаете, каким образом социально-экономическое положение страны влияет на конфликтность в семье?» показал, что стабильное (или улучшающееся) социально-экономическое положение страны, по мнению студентов, ведет к уменьшению числа семейных конфликтов именно социально-экономического характера (так считают 43,1 % опрошенных).

Рассмотрение позиций респондентов, выраженных в ответах (можно было выбрать несколько вариантов ответов) на вопрос «Какие, по Вашему мнению, социально-экономические факторы конфликтности в семье являются внешними, а какие внутренними?», позволило сгруппировать социально-экономические факторы следующим образом. К внешним факторам, по мнению студентов, в большей степени относятся экономический кризис (93,1 %), неэффективная социально-экономическая политика государства (94,1 %), банкротство предприятий (91,2 %), рост цен (93,1 %), безработица (83,3 %), низкий уровень оплаты труда (78,4 %), проблемы с устройством детей в детский сад (69,6 %). В группу внутренних факторов респонденты включили разные взгляды супругов на ведение домашнего хозяйства (97,1 %), вредные привычки членов семьи и ощущение депривации в отношении распределения семейного бюджета (по 96,1 %), материальную неудовлетворенность (93,1 %), расточительность одного или нескольких членов семьи (92,2 %), беспокойство за финансовое будущее семьи (91,2 %), зависть или недовольство служебным положением супруга (86,3 %), отсутствие собственного жилья (80,4 %). Следует отметить, что данный результат не в полной мере соответствует вышеприведенной группировке факторов, поскольку авторы основывались на принципах объективности и субъективности. Полагаем, что респонденты соотнесли предложенные варианты ответов с внутри- и внесемейными факторами.

Что касается мнения студентов относительно вопроса «Какие из предложенных факторов в большей степени влияют на конфликтность в Вашей семье на данный момент?», то можно утверждать, что студентов волнуют такие факторы, как материальная неудовлетворенность и экономический кризис (43,1 и 42,2 % соответственно), в равной степени разные взгляды на ведение домашнего хозяйства и беспокойство и тревожность за финансовое будущее семьи (по 42,1 %), низкий уровень оплаты труда (31,3 %), вредные привычки членов семьи (29,4 %), расточительность одного из членов семьи, ощущение депривации в отношении распределения семейного бюджета (около 27 %), рост цен (22,1 %).

Учитывая нынешнее социально-экономическое положение России, респонденты практически одинаково часто выбирали как внешние, так и внутренние факторы семейной конфликтности. Следовательно, можно утверждать, что частично подтвердилась только третья гипотеза исследования: большая часть студентов считает, что объективные и субъективные социально-экономические факторы семейных конфликтов представлены в равной степени.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было изучено мнение студентов ДВФУ относительно социально-экономических факторов конфликтности. Полученные результаты предлагаем считать первым этапом исследования влияния социально-экономических факторов на формирование семейных конфликтов в российских семьях.

Ссылки:

1. Фактор [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. URL: http://slovari.299.ru/enc.php?find_word=%F4%E0%EA%F2%EE%F0&slovar=2 (дата обращения: 14.04.2016).

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учеб. для вузов. СПб., 2013.

3. Евграфова Ю.А. Влияние социально-экономических условий на формирование супружеских конфликтов // Омский научный вестник. 2007. № 6. С. 123-126.

4. Качанова О.И. Семейные кризисы и пути их преодоления // Молодой ученый. 2011. № 10, т. 2. С. 141-145.

5. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1989.

6. Papp L.M. For richer, for poorer: Money as a topic of marital conflict in the home // Family Relations. 2012. № 58. P. 91-103.

References:

Antsupov, AY & Shipilov, AI 2013, Conflict Studies, St. Petersburg, (in Russian).

Evgrafova, YA 2007, 'The influence of socio-economic conditions on the formation of marital conflict', Omskiy nauchnyy vestnik, no. 6, pp. 123-126, (in Russian).

'Factor' 2016, Great Encyclopedic Dictionary, viewed 04 April 2016,

<http://slovari.299.ru/enc.php?find_word=%F4%E0%EA%F2%EE%F0&slovar=2>, (in Russian).

Kachanova, OI 2011, 'Family crisis and ways to overcome them', Molodoy uchenyy, no. 10, vol. 2, pp. 141-145, (in Russian). Papp, LM 2012, 'For richer, for poorer: Money as a topic of marital conflict in the home', Family Relations, no. 58, pp. 91 -103. Sysenko, VA 1989, Spousal conflicts, Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.