ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЛПУ О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРАБОТКИ НАУЧНО-ОБОСНОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА
Я.С. Габоян
Городская клиническая больница № 64
ул. Вавилова, 61, Москва, Россия, 117292
Организация контроля и оценки качества деятельности сестринского персонала стационара является неотъемлемой частью обеспечения качества лечебно-диагностического процесса. Изучение мнения руководителей ЛПУ и сестринских служб города Москвы позволило выявить проблемы и возможности разработки и внедрения научно-обоснованной системы контроля и оценки деятельности сестринского персонала стационара.
Проблемы обеспечения и оценки качества медицинской помощи являются одними из приоритетных задач системы здравоохранения. Внедрение новых медицинских технологий и моделей организации медицинской помощи должны быть направлены на повышение качества (А.Л. Линденбратен, 1990; В.З. Кучеренко, А.И. Вялков, А.М. Таранов, 2000; А.И. Вялков, 2001). Средний медицинский персонал, принимая во внимание его многочисленность и наиболее тесный контакт с пациентами, играет немаловажную роль в обеспечении качества оказываемой медицинской помощи.(В.З. Кучеренко, Г.М. Перфильева, Е.В. Демышева, 1997; Е.В. Демышева, 2001).
Признание важности роли сестринского дела в системе здравоохранения позволяет повысить качество медицинской помощи в целом. Мировой опыт показывает, что огромный потенциал повышения эффективности оказания медицинской помощи заложен в реформировании сестринского дела. Все чаще рассматривается оценка качества сестринской помощи и системный подход к деятельности медсестры, вклад сестринской помощи в достижение положительных результатов лечебно-диагностического процесса.
Оценка деятельности персонала — это процесс, призванный помочь руководителю и конкретному специалисту определить и оценить деятельность, выявить потребности в обучении и профессиональном развитии, а также в возможности повышения качества оказываемой помощи.
С целью изучения мнения специалистов в области администрирования ЛПУ по проблемам контроля и оценки деятельности сестринского персонала проведен оп-
рос путем анкетирования. Анкетирование проводилось среди руководителей ЛПУ и сестринских служб лечебных учреждений г. Москвы. Всего в Москве 790 ЛПУ городского подчинения. Анкеты были направлены во все медицинские учреждения города, чтобы в анкетировании приняли участие все руководители. Возвращены 492 анкеты, из них 13 анкет заполнены некорректно и их анализ не представлялся возможным. Дальнейшему анализу подвергнуты 479 анкет, что составило 30,3% руководителей ЛПУ и сестринских служб городского здравоохранения. Всего в анкетировании приняли участие 159 главных врачей ЛПУ и 320 руководителей сестринских служб (главных медсестер и заместителей главного врача по работе со средним персоналом), из них 273 — со средним специальным медицинским образованием и 47 — с высшим образованием.
Большинство респондентов имеют стаж работы в занимаемой должности более 10 лет — 258 (53,8%). От 5 до 10 лет работают в занимаемой должности 92 руководителя (19,2%), от 1 до 5 лет — 98 (20,5%), менее года — 31 (6,5%).
Абсолютное большинство опрошенных — 438 (91,5%) — уверены, что процесс обеспечения высокого качества сестринских услуг неразрывно связан с процессом контроля и оценки деятельности сестринского персонала. 39 (8,1%) респондентов ответили, что эти процессы связаны лишь косвенно, и только 2 (0,4%) считают, что они не связаны между собой.
441 руководитель (92,1%) согласились, что процесс контроля и оценки деятельности сестринского персонала многопрофильного ЛПУ нуждается в систематизации и выработке единых подходов. 33 (6,9%) респондента ответили, что во вверенных им ЛПУ разработана система контроля за деятельностью сестринского персонала, а 5 (1% опрошенных) утверждают, что такой необходимости нет.
Большинство руководителей — 290 (60,5%) — ответили, что в случае появления научно обоснованной системы контроля и оценки качества деятельности сестринского персонала, охватывающей все уровни и направления деятельности сестринской службы, готовы внедрять ее во вверенным им ЛПУ только в том случае, если она будет простой и структурированной, 170 (35,5% опрошенных) готовы внедрять ее безусловно. И только 19 респондентов (4%) будут внедрять систему контроля и оценки качества деятельности сестринского персонала только по требованию вышестоящего руководства.
Более половины опрошенных — 270 (56,4%) считают, что минимально допустимая укомплектованность сестринских ставок физическими лицами для обеспечения качественного выполнения сестринским персоналом своих обязанностей — это 70-90%, 166 (34,7%) — свыше 90%.
Кроме того, в анкете респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале значимость факторов при проведении оценки деятельности медицинских сестер отделения. Всего предложено 14 факторов (таблица).
В результате обработки полученных данных была определена оценка факторов путем вычисления средней арифметической. Кроме того, были рассчитаны: среднее квадратичное отклонение (о), средняя ошибка средней арифметической коэффициент вариации (О.
Таким образом, как свидетельствуют данные таблицы, наиболее значимыми факторами при оценке качества сестринской помощи являются: качество выполнения врачебных назначений, качество ухода за пациентами, санитарно-эпидемиологическое благополучие отделения, соблюдение правил работы с медикаментами, в том числе подлежащими предметно-количественному учету. Именно эти факторы большинством респондентов оценены в максимальное количество
Габоян Я.С. Изучение мнения руководителей ЛПУ.
175
баллов при средней колеблемости вариантов. Наименее значимым фактором из вышеперечисленных, по мнению руководителей, является количество медицинских сестер, имеющих квалификационную категорию. Наибольшее разнообразие в выставляемых баллах наблюдалось при оценке таких факторов как: материально-техническое оснащение, укомплектованность сестринских ставок физическими лицами, количество медсестер отделения, имеющих квалификационную категорию.
Таблица
Фактор Оценка фактора с М С%
1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие отделения 5 ±0,7 0,03 14
2. Качество ухода за пациентами 5 ±0,7 0,03 14
3. Качество выполнения врачебных назначений 5 ±0,52 0,02 10
4. Качество ведения документации 4,5 ±0,77 0,03 17
5. Соблюдение правил работы с медикаментами, в том числе подлежащими предметно-количественному учету 5 ±0,8 0,04 16
6. Материально-техническое оснащение 3,5 ±1,1 0,05 31
7. Укомплектованность сестринских ставок физическими лицами 4 ±1 0,05 25
8. Количество медсестер отделения, имеющих квалификационную категорию 3 ±1,2 0,05 40
9. Уровень знаний медсестер отделения, выявленный при проведении контроля (тестирование, зачет, собеседование и т.д.) 4,5 ±0,7 0,03 15,5
10. Мнение пациентов отделения о работе сестер отделения 4 ±0,9 0,04 22,5
11. Мнение заведующего отделением и врачей 4 ±0,9 0,04 22,5
12. Количество осложнений, связанных с некачественной работой медсестер (пролежни, постинъекционные абсцессы и т.д.) 4,5 ±0,7 0,03 15,5
13. Организация труда медсестер (оснащение рабочего места, четкий внутренний распорядок, разделение обязанностей) 4,5 ±0,9 0,04± 20
14. Информационно-методическое обеспечение деятельности медсестер (наличие на рабочих местах методических рекомендаций, стандартов, инструкций, протоколов и т.п.) 4 ±0,9 0,04± 22,5
Большинство — 342 (71,4%) — опрошенных считает, что получать достоверную информацию об оценке пациентами качества работы сестринского персонала лучше всего путем непосредственного общения с пациентами при проведении административных обходов, 179 (37,4%) — путем анализа жалоб и благодарностей пациентов, 136 (28,4%) — путем проведения регулярных анонимных опросов пациентов.
Полученные в ходе данного исследования результаты подтвердили необходимость внедрения научнообоснованной системы контроля и оценки качества деятельности сестринского персонала в многопрофильном стационаре и стали основой для ее разработки.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Вялков А.И. Управление качеством в здравоохранении // Проблемы управления здравоохранения. — 2003. — № 1. — С. 5-12.
[2] Глотова И.Г. Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров и пути реформирования сестринского дела и образования в Белгородской области: Ав-тореф. дис... канд. мед. наук. — М., 1998. — 19 с.
[3] Греков И.Г. О. оценке эффективности управления и организации сестринских служб специализированных лечебных отделений многопрофильной больницы // Экономика здравоохранения. — 2004. — № 5-6. — С. 49-51.
[4] Демышева Е.В. Качество сестринской помощи (методика, подходы к анализу, оценке и контролю): Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 2001. — 26 с.
[5] Железняк Е.С., Вишняков Н.И. и др. Мнение пациентов как важное направление улучшения системы обеспечения качества медицинской помощи в крупной многопрофильной больнице// Здравоохранение РФ. — 1998. — № 5. — С. 39-41.
[6] Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы / Под ред. Стародубова В.И., Михайловой Ю.В., Ивановой А.Е. — М.: Медицина., 2003. — 288 с.
[7] Кучеренко В.З., Яковлев Е.П., Кудрявцев Ю.Н., Трофимов А.С. Некоторые подходы к оценке качества лечебно-диагностического процесса // Проблемы управления здравоохранением. — 2003. — № 1. — С. 13-17.
[8] Линденбратен А.Л., Звалинская Р.М., Голодненко В.Н. Совершенствование организации оплаты лечебно-профилактических учреждений как фактор повышения качества медицинского обслуживания // Проблемы городского здравоохранения. Вып. 2. / Под ред. Н.И.Вишнякова. — СПб., 1997. — С. 127-131.
[9] Перфильева Г.М. Роль сестринского дела в реформе здравоохранения России // Медицинская помощь. — 1996. — № 1. — С. 4-7.
[10] Перфильева Г.М. Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз): Автореф. дис. ... док. мед. наук. — М., 1995. — 46 с.
STUDY OF THE CLINIC HEADS' OPINION ON NECESSITY AND POSSIBILITY OF ELABORATING OF THE SCIENCE-BASED SYSTEM OF CONTROL AND ANALYSIS OF THE MULTIFIELD HOSPITAL NURSING STAFF ACTIVITIES
Ya.S. Gaboyan
State Clinical Hospital № 64
Vavilov st., 61, Moscow, Russia, 117292
Organization of control and quality assessment of the hospital nursing staff activity is an important part of quality assurance of diagnostic and treatment process. The study of opinions of Moscow hospitals' heads let reveal problems and possibilities of elaborating of the science-based system of control and analysis of the multifield hospital nursing staff activities.