ториях, приграничных с другими государствами. Применительно к перспективам развития миграционной системы эффективность ее работы зависит от того, насколько органично ее функции взаимосвязаны с генеральными функциями системы государственной власти в Российской Федерации.
Библиографический список
1. Бюллетень международных договоров [Текст]. - 1993. - № 9.
2. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.) «О беженцах» [Текст] // Российская газета. - 1997. - 3 июня.
3. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (с изм. от 18 июля 2006 г.) «О вынужденных переселенцах» [Текст] // СЗ РФ. - 1995. - № 52. - Ст. 5110.
4. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (с изм. от 10 января 2007 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Текст] // СЗ РФ. -1996. - № 34. - Ст. 4029.
5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (с изм. от 18 июля 2006 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 2002. - № 22. -Ст. 2031.
6. Андриченко, Л. В. О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации [Текст] / Л. В. Андриченко, В. О. Елеонский, Т. Я. Хабриева // Журнал российского права. - 2003. - № 4.
7. Зайончковская, Ж. А. Трудовая миграция в Россию [Текст] / Ж. А. Зайончковская // Трудовая миграция в СНГ. - М., 2003.
8. Белл, М. Л. К вопросу о миграции в России [Текст] / М. Л. Белл // СГЗ. - 2006. - № 5.
9. Чудиновских, О. Совершенствование статистического учета мигрантов [Текст] / О. Чуди-новских // Профессионал. - 2006. - № 4 (72).
10. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 2006. - № 30. -Ст. 3285.
И.В. Хусаинов,
соискатель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина
ИЗУЧЕНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
I I а рубеже ХХ-ХХ1 вв. в связи с глобальными политическими и экономическими преобразованиями в нашей стране произошли изменения в направлении и ходе возросших миграционных процессов. Часть мирового населения находится в постоянном движении. За счет миграции обеспечивается некий демографический баланс, поскольку в большинстве своем страны-«доно-ры» характеризуются положительной демографической динамикой и в структу-
ре населения преобладает молодое поколение. Принимающим государствам нередко свойствен демографический спад или кризис, их относят к стареющим (в структуре населения от 12% - люди пожилого и старческого возраста).
В условиях глобализации современные миграционные процессы обретают все большее значение в развитии отдельных стран и всего человеческого сообщества. Геополитические разломы и конфликты активизируют и усиливают многие общественные процессы, миграционные в том числе. Для современной цивилизации характерна интенсификация миграции. Усилившиеся внутренние и внешние миграционные потоки в государствах оказывают существенное влияние практически на все элементы социума (от сферы занятости и состояния экономики до социокультурных предпочтений и образа жизни).
Всемирная история показывает, как миграция приводила к смене цивилизаций [1], к гибели одних и рождению других этносов [2], социальному освоению неизвестного ранее географического пространства. Очевидно, что миграция существенно меняет социальную и геополитическую картину мира. Однако современное цивилизованное общество оказалось не готово в полной мере ответить на очередной вызов. По данным ООН, с начала XXI в. миграцией охвачено 218 стран, количество людей, живущих вне стран своего рождения или гражданства, оценивается в 175 млн чел., что составляет около 3% от общей численности населения мира [3, с. 5].
Очевидно, что миграционная проблематика - одна из самых актуальных в мире, не исключение и Российская Федерация. Пока существовал СССР и страна была закрытой, изучение миграции существовало в очень дозированном виде и ограничивалось только отдельными аспектами, например: миграции «город -село», маятниковые, трудовые. После распада СССР и включения России и других стран СНГ в систему «свободных» передвижений наше государство столкнулось с разными видами миграции (этнические, репатриации, беженцы, экономические, экологические мигранты). Изучение их требовало наработки новых методов, подходов и исследований. За годы, прошедшие после распада Советского Союза, в деле изучения миграции сделано немало. Существует ряд исследовательских школ, разработаны методы и методологии, изучающие миграционные процессы, опубликовано большое количество исследований [4].
Если рассматривать данные процессы в историческом контексте, становится очевидным, что мигранты как носители традиционной культуры ориентированы на циклическое повторение сложившихся актов воспроизводства форм труда, деятельности, мышления, что характерно для любой цивилизационной культуры. Локальное истощение ресурсов, в свою очередь, компенсируется возможностью дальнейшего передвижения, колонизацией.
В российской истории миграция одновременно стала средством сохранения, обеспечения жизни, открывая возможность ухода от повседневного давления государственной власти. Миграция позволяла уходить от власти, воплощать догосударственный идеал воли, не признающий внешних стеснений, прежде всего идущих от чиновника, от запретов переселяться на дальние «вольные земли», где должна была, по представлениям этих людей, начаться совершенно новая, «идеальная» жизнь. Государство в начале своего пути отвечало закрепо-
щением, превращением каждого человека в собственность власти, что открывало путь для принудительной миграции-колонизации.
В советское время миграция реализовывалась не только через «ударное советское строительство» в контексте форсированной модернизации страны, но и через систему ГУЛага. Миграция-колонизация с 1937 г. приняла также форму депортации целых народов, что приводило к подрыву человеческих основ существования общества. Огромные массы людей перемешались в форме армий, оккупационных войск на территориях других стран. Миграция носила двойственный характер. Если она не была принудительной, то выступала как попытка реализации планов, надежд, стремлений начать новую жизнь в новых, более благоприятных условиях. Власть пыталась оседлать это движение и подчинить его своим целям.
Исторически специфика миграции-колонизации заключалась в преобладании центробежных процессов над центростремительными. Однако по историческим меркам совсем недавно произошел качественный поворот, то есть переход к преобладанию центростремительной миграции. Это свидетельствует, на наш взгляд, о разрыве с тысячелетней исторической традицией, когда преобладало стремление к расползанию по всем возможным направлениям. Произошел перелом, значимый для понимания всей истории России.
Со второй половины 70-х годов XX в. направление миграции изменилось на прямо противоположное: в Центральную Россию и на восток страны из южных республик и районов. В 1979-1988 гг. процесс реэмиграции населения охватил большинство республик СССР. Затем эта миграция приняла характер эвакуации, включая выезд из районов острых этнических конфликтов, где она приобретала характер массового бегства.
Формат статьи не позволяет провести глубокий анализ методологических оснований изучения миграции и социальной мобильности в процессе сопоставления советского общества и современного российского. Вполне очевидно, что само состояние социологической науки в России довольно длительное время было адекватно переживаемому ею переходному состоянию. Марксистские подходы, основанные на примате классовых интересов, были во многом отринуты, а современная западная методология освоена фрагментарно и далеко не полностью. К тому же прямое применение западных методик и методологии исследования миграции вряд ли оправдано в такой самобытной стране, как Россия. Для отечественной науки потребовалось несколько лет, прежде чем появились работы экономистов, демографов, психологов, этнологов, социологов, реально оценивающих миграционные процессы.
В изучении миграции как социального явления видовыми науками выступают экономика, демография, история, политология и т.д. Родовая наука - социология, предмет которой охватывает сущность социальных явлений, закономерности развития общества, социальные процессы, как таковые. Именно с позиций социологии, на наш взгляд, наиболее полно возможно анализировать предметное содержание миграции, получая сущностное представление о данном социальном явлении. Понимание сути миграции как социального явления дает основания для целостного видения данного явления.
Комплексное представление о миграции, основанное на социальном знании ее сути, позволяет объемно рассмотреть ее предметное содержание. Главной отличительной чертой миграции, выделяемой всеми исследователями данного явления, выступает перемещение в пространстве, переселение (от лат. т1дгаИо - переселение). Однако разные взгляды на причины, характер и результаты пространственных перемещений населения свидетельствуют о весьма различном понимании сущности миграции. Некоторые авторы полагают, что любое межпоселенческое перемещение населения в пространстве можно назвать миграцией [5, с. 159; 6, с. 76].
Процесс изучения миграций в СССР был заторможен войнами и «железным занавесом», поэтому можно констатировать определенное отставание не в тематике исследования (она представлена разнообразно), а в глубине охвата процессов. Большая часть исследований ограничивается последним десятилетием, не имея ретроспективы. Исторически ориентированных работ немного. Положительным моментом отечественных исследований является использование научного потенциала всех постсоветских территорий, особенно в приграничных исследованиях. Это объясняется тем, что Россия имеет свою диаспору в бывших советских республиках, российские исследователи используют научные наработки своих коллег из этих стран, и совместные проекты дают интересные результаты.
Начавшаяся специализация изучения миграционных процессов в России идет в основном по двум направлениям: экономическому и этническому, которые все больше переплетаются в изучении жизнедеятельности различных складывающихся мигрантских сообществ. Однако исследования транснациональных связей еще не ведутся на том уровне, который представлен американской и европейской школами.
Полагаем, что в современном обществе особое внимание необходимо уделять анализу причин миграции с точки зрения притяжения и выталкивания мигрантов. Важную роль эта концепция играет в объяснении возникновения крупных межрегиональных потоков, поскольку в процессе социально-экономического развития меняется характер различий между районами. Это актуально не только для государств с обширными территориями, но и для международной миграции, в процессе осуществления которой меняются страны притяжения и выхода мигрантов. Концепция «притяжения - выталкивания» миграции оказала существенное влияние на исследование селективности миграции, особенностей состава мигрантов, отличающих их от немигрантов как в районах выхода, так и в районах вселения, а также на классификацию факторов миграции.
Быстрая глобализация последних лет привела к развитию изучения транснациональных сетей, глобальных городов и эволюции неоклассических экономических видов международной миграции. В настоящее время в политике всех стран наблюдается новый поворот, связанный с проблемами безопасности, террористической угрозой и борьбой с ней (ассоциирующейся чаще всего с исламом). Как это отразится на изучении миграционной тематики, предполагать не беремся, но исследовательская проблематика ксенофобии развивается очевидными быстрыми темпами.
Российские исследования уже смыкаются с европейскими по этой тематике, поскольку «исламизация» и мигрантофобия для Европы (равно как и «испанизация» для Америки) - наиболее актуальная миграционная тематика. Считается, что национальное (этническое) государство уходит сейчас с мировой арены, особенно в западном мире, а на смену ему приходит мультикультуральное общество. По какой модели будут развиваться Европа, Америка и Россия? Каково будущее России в Европе и мире и какую политику в отношении мигрантов следует проводить? Видение мультикультурального общества не однозначно. Парадокс ситуации с мультикультурализмом заключается в том, что все большее число мигрантов, которые уже натурализовались, формально вроде бы не являются мигрантами. Однако они воспроизводят свою культуру в проявлениях, отличных от тех принципов, к которым привычно принявшее их общество.
Включение в миграцию фазы интеграции мигрирующего населения на новые территории расширяет предметные рамки этого процесса за счет рассмотрения модификации количественных и качественных характеристик принимающего локального социума, динамики ценностного сознания самих мигрантов, межгрупповых отношений между мигрантами и группами принимающего сообщества. Такое включение с необходимостью требует применения к исследованию миграции социокультурного подхода, позволяющего дополнить его статистические социально-экономические характеристики ценностными, особенно на интеграционной фазе миграции.
Характер и продолжительность фазы вхождения мигрантов в принимающее сообщество определяются степенью совпадения (различия) бинарно-оппозиционных ценностей культуры. Сохранение мигрантами отличных базовых ценностей собственной культуры от культуры принимающего сообщества и формирование при этом единой региональной идентичности определяются понятием «интеграция». Ее модификацией является процесс вхождения мигрантов в принимающее сообщество при отсутствии каких-либо этнокультурных различий обеих сторон, который определяется как «приживаемость». Современному российскому обществу присуще увеличение этнической мозаичности, связанное с типом воспроизводства и высоким притоком населения в поисках работы. В контексте межэтнического взаимодействия вообще, а также между этническими мигрантами и местным населением в частности наиболее актуальной видится проблематика толерантности, так как в ситуациях межэтнического взаимодействия, отягощенных миграционной составляющей, обнаруживается довольно высокий потенциал конфликтогенности, проявляющийся в интолерантности, что ведет к росту социального напряжения, противостоянию и конфликтам.
Проблема толерантности при взаимодействии этнически разнообразных слоев имеет важное научное и практическое значение, особенно для регионов традиционно полиэтнического проживания. Толерантность сопряжена с необходимостью создавать и поддерживать в социальном взаимодействии определенный баланс взаимоприемлемости, позволяющий выстраивать и сохранять стабильные, конструктивные социальные отношения.
Интеграция мигрантов в условиях современной России реализуется по двум основным стратегиям: 1) индивидуальной, с опорой на собственные силы и
ресурсы и 2) коллективной, с опорой на групповое взаимодействие и ресурсы группы. Факторами выбора той или иной стратегии являются: государственная миграционная политика, направленная на обеспечение возможностей для индивидуального вхождения в новые территории; информационная поддержка (противодействие) миграции; наличие в регионе диаспор, заинтересованных в интеграции прибывающих этнических мигрантов и оказывающих им активную поддержку на новых территориях.
В современной России, безусловно, накоплен значительный опыт в исследовании миграционной проблематики. Вниманием ученых оказались охвачены многие стороны миграционных процессов на разных исторических этапах их развития. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки концепции государственного регулирования миграционных процессов в современной России, соответствующей основополагающим потребностям, целям и интересам российского общества, государства и личности в указанной сфере.
Библиографический список
1. Тойнби, А. Цивилизация перед судом истории [Текст] I А. Тойнби; пер. с англ. - М., 2002.
2. Гумилев, Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации [Текст] I Л. Н. Гумилев. - М., 1993.
3. World Migration Report 2000 [Текст] I International Organization for Migration. - N.Y., 2001.
4. Миграции в трансформирующемся обществе [Текст] : аннотированный библиографический указатель литературы, изданной в странах СНГ в 1992-1999 гг. I под ред. Ж. Зайончков-ской. - М., 2000.
5. Краткий словарь по социологии [Текст] I под ред. Д. М. Гвитиани, Н. И. Лапина. - М., 1989.
6. Козырев, Ю. Н. Демографическое развитие - гипотезы и перспективы [Текст] I Ю. H. Козырев. - М., 1973.
М.Н. Коврова,
аспирант Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
ИНФОРМАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
I I онятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык XX столетия. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.
Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации - устным словом. Зарождение