Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
УДК 681.62
ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
Ю. Ю. Дрянных, Е. В. Титкова Научный руководитель - О. В. Маслова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Лексический запас обучаемого в значительной мере определяет его уровень владения иностранным языком. Рассмотрены некоторые методы запоминания иноязычных слов для их дальнейшего эффективного использования в речи.
Ключевые слова: методы запоминания, иностранный язык, память, эффективное изучение языка.
LEARNING VOCABULARY AS A MEANOF RAISING FOREIGN LANGUAGE
PROFICIENCY LEVEL
Y. Y. Dryannykh, E. V. Titkova Scientific Supervisor - O. V.Maslova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Volume of the vocabulary determines level of foreign language proficiency.In this article some methods of memorizing foreign words for their further efficient application in speech are viewed.
Keywords: methods of memorization,foreign language, memory, effective language learning.
В настоящее время необходимость изучения иностранного языка становится более значимой в связи с изменениями, происходящими в социально-экономических и культурных сферах жизни России. В связи с этим все более актуальным становится необходимость поиска эффективных способов изучения иностранного языка.
Для успешного овладения языком требуется детальный подход к изучению некоторых разделов. К таким разделам традиционно относят лексику, грамматику и фонетику. Принято считать, что лексика является основой для изучения других разделов. Заметим, что чаще всего учащийся, владеющий основами грамматики и фонетики, сталкивается с тем, что не способен максимально четко и полно выразить свои мысли из-за отсутствия необходимых слов в своем лексиконе. Во избежание подобных ситуаций следует внимательно подойти к этапу набора и запоминания слов для дальнейшего эффективного использования.
Существует несколько методик, позволяющих пополнить словарный запас. В данной статье рассмотрены некоторые из них. Отметим, что выбор конкретной методики в большей части зависит от индивидуальных особенностей и предрасположенности учащегося.
На практике часто применяется традиционный метод запоминания слов. Он знаком каждому со школьной скамьи. Суть метода заключается в многократном повторении небольших групп слов, которые предварительно записываются вместе с переводом. Известно, что при таком заучивании, количество слов одного запоминания весьма ограничено. Лингвисты считают, что данный метод не является самым эффективным, и они предлагают альтернативные подходы к процессу запоминания.
Для улучшения процесса запоминания рекомендуется использовать воображение и ассоциации. Заучивание самого слова не является целью, в этом случае более важно создание яркого, связанного с конкретным словом образа, уникального, понятного и близкого для каждого учащегося. На таком
Секция «Актуальные на учные проблемы в мире (глазами молодьш исследователей)»
принципе построен метод запоминания с использованием ассоциативных сетей (деревьев). В «корень» дерева вносится базовое понятие, на основе которого строятся дальнейшие логические связи. Следует попытатьсязаписать все, что каким-то образом связано с центральным понятием. При построении необходимо проговаривать как отдельные слова, так и всю цепочку, начиная от корневого слова. Для упрощения представления образов возможно использование иллюстраций. Все, что запоминается на основе собственных ассоциаций, в дальнейшем легче вспоминается и применяется.
На этом принципе основанеще один метод, получивший название «Полиглот». Кроме ассоциативного мышления в этой методике важна последовательность запоминания слова. Для дальнейшего эффективного использования нового слова рекомендуется следующая последовательность изучения: перевод, произношение, написание. Прежде чем приступить к запоминанию, нужно заранее сгруппировать слова по темам и контекстам, в которых их применение возможно. Необходимо избегать ситуаций, когда расположенные рядом новые слова, которые следует выучить, начинаются на одну и ту же букву. После того, как закончен подготовительный этап, можно перейти непосредственно к запоминанию. Для этого необходимо максимально полно и ярко представить образ, связанный с переводом слова, и подобрать русское слово созвучное по произношению с тем, которое нужно выучить. Далее соединяется образ перевода и слово со сходным звучанием. Только после этого нужно записать иностранное слово. Записывать слова необходимо несколько раз (3-5), при каждой записи важно, чтобы учащийся опирался только на свои знания и не имел возможности подсмотреть или списать. Для повторения ранее изученных слов рекомендуется подготовить карточки, на одной из сторон которых указывается иностранное написание слова, а на другой - перевод. Каждое повторение нужно делить на два этапа. На первом этапе следует вспоминать иностранное слово, опираясь на его русскоязычный эквивалент, а на втором - действовать наоборот.
Следующий метод также потребует наличие умения построения ассоциаций. Но в этом случае ассоциации строятся не ко всему слову, а к каждой его части, на которые слово предварительно разбивается. Использование такого метода будет более эффективным, если учащемуся известны значения некоторых морфем: приставок, суффиксов. На подготовительном этапе возможно формирование списка, в который занесены слова, начинающиеся на одинаковые буквенные сочетания. Количество слов в списке не должно быть больше двадцати. Для каждого блока букв формируется своя ассоциация. Затем построенные образы для конкретного слова следует объединить в одну фразу, которую можно легко запомнить. Полученная фраза будет «ключом» для вспоминания слова.
Для запоминания иностранных слов возможно применение моторно-мышечной памяти. В этой методике важно связывать новое слово с его восприятием, то есть, по возможности увидеть, прикоснуться, взаимодействовать с конкретным предметом (в случае запоминания существительного) или выполнить действие, которое обозначает новое слово, в случае с глаголами. Сосредотачиваться необходимо не на самом слове, описывающем действие или предмет, а именно на его восприятии.
Кроме того, существуют методики, которые задействуют скрытые ресурсы памяти. К ним относится фоновый метод. Он считается достаточно эффективным, но требует технического оснащения. Для применения данного способа необходимо записать произношение и перевод примерно сорока слов. Воспроизводить запись следует в темпе комфортном для прослушивания. При этом нет необходимости вслушиваться в каждое слово и его перевод, в это время можно заниматься другими вопросами.
Представленные методы не являются исключительными, они могут варьироваться в зависимости от индивидуального предпочтения и, конечно же, уровня, с которого начитается обучение. Собственное желание запомнить слова изучаемого языка и самоконтроль являются определяющими факторами успеха. Лексикон учащегося, который он способен эффективно использовать, является залогом успешного изучения иностранного языка.
Библиографические сылки
1. [Электронный ресурс]. URL: http://moya-pamyat.ru/zapominanie (дата обращения: 10.04.2016).
2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.memorysecrets.ru/stati (дата обращения: 7.04.2016).
3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.universalinternetlibrary.ru (дата обращения: 25.03.2016).
© Дрянных Ю. Ю., Титкова Е. В., 2016