Соловых Ю.С.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ЗНАНИИ
Статья посвящена актуальной для современной науки проблеме изучения категории пространства. Представлены и проанализированы разнообразные точки зрения на проблему исследования категории пространства не только в рамках точных наук, а также как одной из основных категорий современной языковедческой науки.
Ключевые слова: категории текста, пространство текста, теория текста, хронотоп.
Под пространством обычно понимается объективная реальность, априорная форма чувственности, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом [1;2;3;4]. Пространство принадлежит к числу фундаментальных категорий и изучается такими дисциплинами как философия, физика, естествознание, социология, филология, психология и др.
Данная статья посвящена рассмотрению некоторых направлений филологических исследований, чьим объектом изучения является пространство текста, подчеркивая, что выделение рассмотренных ниже видов текстового пространства основано на различных критериях и находится в отношениях дополнения.
Прежде чем перейти к исследованию категории пространства в филологических дисциплинах, рассмотрим основные виды пространства. В современной науке категория «пространство» (в наиболее общем смысле) обретает смысл в рамках определенной концептуальной системы и носит междисциплинарный характер исследования, термин «пространство» в различных научных направлениях (физических, математических, философских) может употребляться по-разному. В физике пространство существует как объективная данность и трактуется как «совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов - их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация)» [5] в более же широком понимании пространство является основным понятием всех разделов физики и играет главенствующую роль на эмпирическом уровне физического познания. В математике абстрактно-математический термин «пространство» обозначает «множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по структуре с обычными пространственными отношениями» [6] и
употребляется для большого набора схожих объектов. В философии пространство представляется как «..форма созерцания, восприятия представления вещей, основной фактор высшего эмпирического опыта» [7] и является категорией, посредством которой обозначается формы бытия вещей и явления, которая отражает их событие, сосуществование.
Процесс изучения современной гуманитарной наукой понятия «пространство текста» протекает осложнено и прерывисто и носит аспектный и, в целом, фрагментарный характер, само понятие пространства текста не имеет на данный момент точного определения. В рамках языковедческих дисциплин, категория пространства изучается такими направлениями как когнитивная лингвистика, лингвистика текста, грамматика текста, теория текста, филологический анализ текста и др.
В когнитивной лингвистике пространство рассматривается как один из важнейших концептов культуры, который отражается в языке, фиксируется в письменной речи и в произведениях искусства. Так, например В.А. Маслова, исследуя кон-цептосферу русского языка, приходит к выводу, что концепт пространство наряду с временем и числом являются фундаментальными концептами культуры. Именно на основе этих концептов формируются представления человека об окружающей его действительности, его восприятие мира, а также принадлежность к определенному культурно-историческому сообществу. В ходе исследования, автор приходит к выводу, что восприятие пространства осуществляется по признаку проксимальное/дистальное. Проксимальное пространство которое «характеризуется применительно к самому человеку как определенным образом устроенному организму» [8] представляет собой непосредственное пространство человека,
в отличии от дистального, в котором человек рассматривается как социальный тип. Пространственные отношения - являются тем типом отношений, который осваиваются человеком (наряду с посессивными и количественными) раньше, чем многие другие: временные отношения (предполагающие смену событий), отношения обусловленности (причины, следствия, условия) и др. Они являются базовыми по отношению к другим типам семантических отношений. На особую интерпретацию пространства в русском языковом сознании указывает также Е.С. Яковлева «.картина пространства в русском языковом сознании не сводима ни к какому физико-геометрическому прообразу: пространство не является простым вместилищем объектов, а скорее наоборот - конструируется ими и в этом смысле оно вторично по отношению к объектам» [9]. Этим же автором выделяются четыре модели пространства: относительная динамическая модель, абсолютная статическая модель, квазипространство, пространство инобытия.
Закономерно, что проблема соотношения пространства и текста не решается одинаково для всех видов пространства и особенно всех видов текста. Так, В.Н. Топоров полагает, что наиболее ценным (и одновременно наиболее сложным) представляется определение этого соотношения, когда речь идет о текстах «усиленного» типа - художественных, некоторых видов религиозно-философских, мистических и т. п. [10].
Художественное пространство текста сохраняет некоторые свойства характерные для реального пространства, а именно протяженность, непрерывность-прерывность, трехмерность, форма, местоположение, расстояние, границы между различными системами. По мнению Н.А. Николи-ной пространство, моделируемое в тексте может быть открытым или замкнутым, конкретным или абстрактным, реальным или воображаемым а также расширяющимся или сужающимся. Художественное пространство неразрывно связано с художественным временем, поскольку время - такой же обязательный атрибут денотативного пространства текста, как и пространство. Осознание взаимосвязи пространства-времени позволило выделить категорию хронотопа, обозначающую «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе - хронотоп [11]. Пространство текста (произведения) понимается М.М. Бахтиным
как обобщенное отражение реального, изображаемого, описываемого в тексте пространства. Термин «хронотоп» может относиться не только к тексту, но и к его обозначаемому, то есть к пространству действительной жизни.
Исследование текстового пространства в рамках филологического анализа текста предполагает рассмотрение таких аспектов, как объем текста, его конфигурация, система повторов и противопоставлений, симметричность и связность текста, пространственная архитектоника текста. В данном направлении текст исследуют как определенную пространственную организацию и текст в качестве замкнутой самодостаточной системы, обладающей собственными пространственными характеристиками. Особенно интенсивно в филологическом анализе текста изучается художественное пространство произведения, являющееся одной из форм эстетической действительности и представляющее собой «.диалектическое единство противоречий: основанное на объективной связи пространственных характеристик, оно субъективно, оно бесконечно и в тоже время конечно» [12].
В лингвистике текста категория пространства рассматривается в аспекте изученной в рамках теории функциональной грамматики категории локативности, понимаемой как «.семантическая категория, представляющая собой языковую интерпретацию мыслительной категории пространства» [13]. Применительно к тексту, категория пространственности истолковывается как категория «отражающая пространственные отношения как с помощью вербальных, так и невербальных, прежде всего иконических (изобразительных средств)» [14]. Интересным в этой связи нам представляется исследование Е.Е. Анисимовой в котором категория пространственности рассматривается на материале креолизованных текстов, автор считает, что средства выражения локативности обусловлено самой категорией пространства, выступающей в одной из своих ипостасей в зрительно-осязательной форме.
В последние годы, благодаря междисциплинарным исследованиям выполненным на стыке когнитивной и антропологической лингвистики принципиально изменилось представление о семантической организации художественного текста. Текст в сложившемся окончательно виде представляет собой, особую материальную протяженность, последовательность связанных меж-
правлений изучения феномена пространства текста. Одно из них связано с модельным представлением реализации категории пространства-времени в тексте с учетом фактора его пространственной протяженности (совмещение семантической и онтологической моделей пространства и времени) [17]. Другое направление посвящено исследованию функционирования текста / текстов в физическом пространстве и объединяет проблемы семиотической трансформации текстов (например, перевод текстов графического типа в тексты вербального типа при пересказе), семиотизации пространства в процессе граффитической деятельности и др.[18]. И, наконец, третье направление ставит перед собой задачи описания существующих текстовых пространств, выявление механизмов их взаимосо-действия [19], направленных на получение общего результата функционирования текста, -реализацию им прагматической функции.
27.09.2010
Список использованной литературы:
1. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / отв. ред. Н.А. Слюсарева. - М.: Наука, 1982. - 192 с.
2. Корбут, А.Ю. Текстосимметрика: Монография. / А.Ю. Корбут; науч. ред. Г.Г. Москальчук. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2004. - 200 с.
3. Москальчук, Г.Г. Структура текста как синергетический процесс / Г.Г. Москальчук. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 296 с.
4. Николаева, Т.М. От звука к тексту / Т.М. Николаева. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 680 с.
5. Физический энциклопедический словарь- М.: Наука, 1965. - 592 с.
6. Большой Российский Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2008. - 1887 с.
7. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - 692 с.
8. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику - М.: Флинта, 2008. - 296 с.
9.Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) [Текст] / Е.С. Яковлева. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 334 с.
10. Топоров, В.Н. Пространство и текст - М.: Издательский центр «Академия», 1983. - 238 с.
11. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 234 -407.
12. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
13. Теория функциональной грамматики - М. : Наука, 1996. - 236 с.
14. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация(на материале креолизованных текстов) - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.
15. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика [Текст] / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - 2-е изд. - М.: Флинта; Наука, 2004. - 496 с.
16. Белоусов, К.И. Синергетика текста: от структуры к форме: монография [Текст] / К.И. Белоусов. - М.: Эдиториал УРСС, 2008. - 248 с.
17. Ласица, Л.А Стратегии временной организации поэтических текстов / Л.А. Ласица // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 24. - 2008. - № 23 (124). - С. 82 - 88.
18. Стренева, Н.В. Пространство студенческой парты и тексты-граффити / Н.В. Стренева // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 25. - 2008. - № 26 (127). - С. 137 - 142.
19. Анохин, П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1998. - 400 с.
Сведения об авторе: Соловых Юлия Сергеевна, аспирант кафедры филологии и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1203, тел.: (3532) 372433, e-mail: [email protected]
Solovykh YS.
Investigations of space category in modern scientific knowledge.
The article is devoted to the actual in modern linguistics problem- investigations of space category. In this article are presented and analyzed different viewpoints to the problem of space category not only in exact sciences but also in philology.
Key words: text categories, space of the text, theory of text, chronotop.
ду собой предложений и сверхфразовых единиц, образующих семантическое, а точнее - семиотическое пространство. Текст осмысляется в категориях пространства в качестве совокупности линейно расположенных знаков и как совокупность смыслов. При данной трактовке текст рассматривается как «ментальное образование, ментальное пространство, имеющее определенную специфику» [15], осознание «пространства текста» позволяет нам представить текст как целостную систему, в которой выявляются структурные связи, способные помочь в процессе понимания смыслов, заложенных в тексте. Необходимость исследования текста с опорой на его пространственно-временное существование вызвана тем, что «текст закрепляется в письменном виде и воспринимается посредством зрения как пространственный феномен» [16].
В рамках междисциплинарных филологических исследований появилось несколько на-