Научная статья на тему 'Изучение категории числа имени существительного в рамках вводного фонетико-грамматического курса'

Изучение категории числа имени существительного в рамках вводного фонетико-грамматического курса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1066
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА / КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / PRACTICAL GRAMMAR / CATEGORY OF A NOUN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Радченко Елена Вадимовна

Анализируются системы методов практической грамматики обучения русскому языку как иностранному. Целью является представление практических методов изучения категории числа имени существительного в вводном фонетико-грамматическом курсе русского языка как иностранного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the category of number of the noun in the introductory part of the phonetic-grammar course

The article is devoted to analysis of the methods of practical grammar teaching Russian as a foreign language. The goal is to present practical methods for studying the categories of number of the noun in introductory phonetic grammar course of Russian as a foreign language. In studying Russian as a foreign language awareness of grammatical phenomena is an obligatory condition of fastest language acquisition. Practical grammar in teaching Russian as a foreign language is a systematic description of grammatical categories and teaching methods. In the methods of teaching Russian language for foreigners there is a variety of techniques that «hidden», imperceptible for students that mastering grammar, which allow to acquire it through practice in speech. In connection with purely practical purposes of teaching Russian as a Foreign Language there is a specific requirement in the method: to build a system of education based on practical grammar, to provide students with understanding of the language laws by systematization and classification of the material. Essential aspects of Russian grammar that must be considered in the practice of teaching Russian as a foreign language are the following: 1) to consider linguistic phenomena in the system, in their relationship; 2) to base in the teaching on the indissoluble unity of language and speech, primarily on the structural unit of speech a proposal; 3) to identify the specifics of the Russian language because of its correlation with other language systems.

Текст научной работы на тему «Изучение категории числа имени существительного в рамках вводного фонетико-грамматического курса»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2015. № 27 (382). Филологические науки. Вып. 98. С. 160-164.

УДК 811.161.1 378.02.372.8

ББК81.2

Е. В. Радченко

ИЗУЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ ЧИСЛА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В РАМКАХ ВВОДНОГО ФОНЕТИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО КУРСА

Анализируются системы методов практической грамматики обучения русскому языку как иностранному. Целью является представление практических методов изучения категории числа имени существительного в вводном фонетико-грамматическом курсе русского языка как иностранного.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, практическая грамматика, категория числа имени существительного.

Описание языковых единиц и их представление в целях преподавания русского языка иностранцам - это два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, речь идет об описательной грамматике, которая устанавливает правила функционирования и использования языкового материала для построения высказываний, текстов, правил их прочтения и адекватной интерпретации. С другой - речь идет о практической грамматике русского языка как иностранного, которая должна учитывать кого, с какой целью и на каком материале необходимо обучать русскому языку. Главным условием того, что иностранный слушатель сможет понимать и воспроизводить информацию на русском языке, является освоение грамматической системы.

Практическая грамматика находится в одном ряду с такими понятиями, как практическая цель обучения (цель, которая направлена на овладение языком как средством общения и приобретения умений для успешного владения языком), практические методы обучения (это общедидактические методы обучения, с помощью которых обеспечивается формирование речевых навыков и умений, необходимых для практического владения языком как средством общения), практический курс иностранного языка (учебная дисциплина, обеспечивающая формирование языковой и коммуникативной компетенций) [1].

В методике обучения русскому языку как иностранному выработались разнообразные приемы «скрытого», незаметного для учащегося усвоения грамматики, позволяющие овладеть ею через практику в речи. К разработке системы методов практической грамматики обращались ведущие специалисты отечественной

школы методики преподавания русского языка как иностранного [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10].

По мнению А. А. Леонтьева, изучение иностранного языка отличается от изучения большинства предметов. Конечным результатом обучения языку должны быть не приобретение теоретических знаний, не создание у учащегося системного представления о языке, а сформированность у слушателя практических навыков устной речи (говорения), письменной речи, слушания и понимания (аудирования), чтения, а также способность учащегося успешно применять эти навыки для выражения своих мыслей, понимания содержания текста, то есть для решения коммуникативных задач [6].

В. Ф. Занин высказывает ценную, с нашей точки зрения, мысль о том, что именно грамматической системой языка определяется отбор языкового материала и формы работы над ним. Все искусство преподавателя состоит в том, чтобы организовать обучение на базе строгой грамматической системы, как бы скрытой от учащегося, чтобы за счет продуманных заданий и упражнений подвести учащегося к грамматически правильно построенной русской речи [3].

Целью нашей статьи является разработка и представление практических методов изучения категории числа имени существительного в вводном фонетико-грамматическом курсе русского языка как иностранного.

Вводный фонетико-грамматический курс закладывает основы знаний о грамматической системе русского языка. Особое значение имеет логика построения всего курса, а также логика построения урока. Так, изучение русского языка начинается с имени существительного. Это объясняется тем, что, во-первых, на начальном

этапе слушателю необходимо получить представление о предметном мире. Во-вторых, имя существительное считается центральной частью речи русского языка, с которой связаны все остальные знаменательные части речи. С ним согласуются имена прилагательные, притяжательные и определительные местоимения, имена числительные. К имени существительному примыкают наречия. Им управляет глагол. Следовательно, имя существительное является основой успешного изучения других частей речи и условием быстрого перехода от слова к словосочетанию и предложению. Так у слушателя начинает формироваться навык речевого высказывания.

Также важным условием успешного изучения русского языка является последовательность изучения грамматических категорий и форм. Категория числа придает имени существительному значение количественной определенности предметов, обладающих признаками, выраженными родом. Изучение категории числа имени существительного начинается на первых уроках вводного фонетико-граммати-ческого курса. В русском языке большинство имен существительных обладают формами единственного и множественного числа. Не образуют форм множественного числа вещественные, собирательные и отвлеченные имена существительные.

Одним из недочетов в работе преподавателя русского языка как иностранного является подробное описание грамматического явления и неумение сконцентрироваться на главном. Успешному освоению грамматического материала способствует выявление грамматических закономерностей с привлечением простых примеров употребления той или иной грамматической формы.

Так, изучение категории числа начинается с имен существительных мужского и женского рода, имеющих в форме множественного числа окончание -ы. Эту грамматическую модель эффективно вводить при помощи таблицы:

Он Они

завод заводы

Она Они

машина машины

На последующих этапах выявленную грамматическую закономерность нужно закреплять при помощи простых тренировочных упражнений.

1. Скажите, каким местоимением можно заменить данные слова.

ОН ОНА ОНО ОНИ

1. группа; 2. завод; 3. слово; 4. дорога; 5. комнаты; 6. город; 7. масло; 8. фотоаппарат; 9. машина; 10. молоко; 11. столы; 12. погода; 13. клуб; 14. классы; 15. окно; 16. лампа.

На следующем этапе необходимо приступать к формированию речевой и коммуникативной компетенций. Для этого необходимо постоянно работать с текстом, фразой, в которых употребляются изучаемые грамматические модели.

Следующим этапом является изучение множественного числа имен существительных среднего рода:

Оно Они

письмо письма

здание здания

После усвоения и отработки образования форм множественного числа и имен существительных среднего рода изучаются имена существительные мужского рода, имеющие в форме множественного числа окончание -и:

Он Они

журнал журналы

урок уроки

флаг флаги

врач врачи

нож ножи

карандаш карандаши

плащ плащи

словарь словари

На следующем этапе изучаются имена существительные женского рода, имеющие в форме множественного числа окончание -и:

Она Они

комната комнаты

станция станции

рубашка рубашки

подруга подруги

тетрадь тетради

Важным принципом практической грамматики является изучение грамматической категории с учетом трех составляющих: язык - речь - коммуникация. Опыт преподавания русского языка свидетельствует о том, что неэффективным является заучивание слов списком. Намного продуктивнее изучение слов

162

Е. В. Радченко

в речевой ситуации. Широкое использование текстов для обучения всем видам речевой деятельности, обильная речевая практика дают богатейший материал для овладения русским порядком слов по аналогии.

Примерами упражнений на отработку множественного числа в речевой модели могут быть следующие:

1. Читайте диалоги. Вставляйте он/она/оно/ они.

Образец: - Книги тут?

- Да, вот ...

2. Читайте тексты.

Это шкаф. Тут куртки и шуба. Вот шапки и шарфы. Тут рубашки и кофты. А вот зонт и сумка.

Изучение образования категории числа имени существительного целесообразно совместить с изучением образования форм притяжательных местоимений мой, твой, наш, ваш. Так в речь вводится модель мой дом, моя комната, мое окно, моиучебники и так далее.

Примерами упражнений на отработку названной речевой модели могут быть следующие.

1. Пишитепообразцу.

Образец: Это мой кот. Это мои коты.

Мой, мои

Лимон, лимоны, шарф, шарфы, зонт, зонты, сумка, сумки.

2. Вставьте нужное слово.

Мой - мои или твой - твои.

1. - Здравствуй, Виктор!

- Здравствуй, Лариса! Это_зонт?

-Да,_•

2. - Здравствуй, Антон!

- Здравствуй, Борис! Это_часы?

- Да,_часы.

Из всего сказанного можно сделать следующее заключение. При обучении русскому языку как иностранному осознание грамматических явлений - обязательное условие скорейшего овладения языком. Практическая грамматика в обучении русскому языку как иностранному представляет собой системное описание грамматических категорий и методики их преподавания. В методике обучения русскому языку иностранцев выработались разнообразные приемы «скрытого», незаметного для учащихся усвоения грамматики, позволяющие овладевать ею через практику в речи. В связи с чисто практическими целями обучения русскому языку иностранцев в методике выдвигается конкретное требование: построить систему обучения на основе практической грамматики, обеспечить учащимся понимание языковых закономерностей путем систематизации и классификации материала.

Важнейшими аспектами русской грамматики, которые необходимо учитывать в практике преподавания русского языка как иностранного, являются следующие:

1) рассмотрение языковых явлений в системе, в их взаимосвязи;

2) опора в процессе преподавания на неразрывное единство языка и речи и в первую очередь на структурно-речевую единицу - предложение;

3) выявление специфики русского языка с учетом его соотнесенности с другими языковыми системами.

Список литературы

1. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - СПб.: Златоуст, 1999. - 472 с.

2. Акишина, А. А. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного / А. А. Акишина, О. Е. Каган. - М., 2008. - 256 с.

3. Занин, В. Ф. Просто грамматика / В. Ф. Занин // Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного. - М., 2009. - С. 261-335.

4. Капитонова, Т. И. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному / Т. И. Капитонова, Л. В. Московкин, А. Н. Щукин. - М., 2009. -312 с.

5. Крючкова, Л. С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / Л. С. Крючкова, Н. В. Мощинская. - М.: Флинта, 2009. - 480 с.

6. Леонтьев, А. А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков / А. А. Леонтьев // Серия материалов школы-семинара «Создание единого пространства системы образования». - М., 1998. - 240 с.

7. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. - М., 1965. - 245 с.

8. Мете, Н. А. Трудные аспекты русской грамматики для иностранцев / Н. А. Мете. - М., 2010.-256 с.

9. Хавронина, С. А. Обучение иностранцев порядку слов в русском языке / С. А. Хавронина, О. А. Крылова. - М., 1989. - 100 с.

Ю.Щукин, А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном / А. Н. Щу-кин.-М.,2012.-784 с.

Сведения об авторе

Радченко Елена Вадимовна - доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка как иностранного Института международного образования Южно-Уральского государственного университета (Научно-исследовательский университет), г. Челябинск.

rad-ev@mail.ru

Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 27 (382). PhilologySciences. Issue 98. Pp. 160-164.

THE STUDY OF THE CATEGORY OF NUMBER OF THE NOUN IN THE INTRODUCTORY PART OF THE PHONETIC-GRAMMAR COURSE

E. V. Radchenko

South Ural State University, Chelyabinsk, rad-ev@mail.ru

The article is devoted to analysis of the methods of practical grammar teaching Russian as a foreign language. The goal is to present practical methods for studying the categories of number of the noun in introductory phonetic grammar course of Russian as a foreign language. In studying Russian as a foreign language awareness of grammatical phenomena is an obligatory condition of fastest language acquisition. Practical grammar in teaching Russian as a foreign language is a systematic description of grammatical categories and teaching methods. In the methods of teaching Russian language for foreigners there is a variety of techniques that «hidden», imperceptible for students that mastering grammar, which allow to acquire it through practice in speech. In connection with purely practical purposes of teaching Russian as a Foreign Language there is a specific requirement in the method: to build a system of education based on practical grammar, to provide students with understanding of the language laws by systematization and classification of the material.

Essential aspects of Russian grammar that must be considered in the practice of teaching Russian as a foreign language are the following:

1) to consider linguistic phenomena in the system, in their relationship;

2) to base in the teaching on the indissoluble unity of language and speech, primarily on the structural unit of speech - a proposal;

3) to identify the specifics of the Russian language because of its correlation with other language systems.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Russian as aforeign language, practical grammar, category of a noun.

References

1. Azimov E.G., Shchukin A.N. Slovar' metodicheskikh terminov (teoriya ipraktikaprepodavaniya yazykov) [Dictionary methodological terms (the theory and practice of teaching languages)]. St. Petersburg, 1999. 472 p. (InRuss.).

2. Akishina A.A., Kagan O.E. Uchimsyauchit'. Dlyaprepodavatelyarusskogoyazykakakinostran-nogo [Learning to teach. For the teacher of Russian as a foreign language]. Moscow, 2008. 256 p. (In Russ).

3. Zanin V.F. Prosto grammatika [Just grammar], Zhivaya metodika dlyaprepodavatelya russkogo yazyka kak inostrannogo [Live methods for teaching Russian as a foreign language]. Moscow, 2009. Pp. 261-335.(InRuss.).

164

E. B. PadneHKO

4. Kapitonova T.I., Moskovkin L.V., Shchukin A.N.Metody i tekhnologH obucheniya russkomuya-zyku kak inostrannomu [Methods and techniques of teaching Russian as a foreign language]. Moscow, 2009. 312 p. (InRuss.).

5. Kryuchkova L.S., Moshchinskaya N.V. Prakticheskaya metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Practical methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow, 2009. 480 p. (In Russ.).

6. Leontyev A.A. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovy obnovleniya metodiki prepodavaniya in-ostrannykh yazykov [Psycho-pedagogical bases update methods of teaching foreign languages]. Seriya materialov shkoly-seminara «Sozdaniye yedinogo prostranstva sistemy obrazovaniya» [A series of materials school-seminar "Creating a common space of education"]. Moscow, 1998. 240 p. (In Russ.).

7. Leontyev A.A. Slovo v rechevoy deyatel'nosti. Nekotoryye problemy obshchey teorii rechevoy deyatel'nosti [Word in speech activity. Some problems of the general theory of speech activity]. Moscow, 1965. 240 p. (InRuss.).

8. Mets N.A. Trudnyye aspekty russkoy grammatiki dlya inostrantsev [Difficult aspects of Russian grammar for foreigners]. Moscow, 2010.256 p.(In Russ.).

9. Khavronina S.A., Krylova O.A. Obucheniye inostrantsevporyadku slov v russkom yazyke [Education of foreigners order of words in the Russian language]. Moscow, 1989. 100 p. (In Russ.).

10. Shchukin A.N. Obucheniye rechevomu obshcheniyu na russkom yazyke kak inostrannom [Education speech dialogue in Russian as a foreign language]. Moscow, 2012. 784 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.