Патоморфологические исследования внутренних органов белых крыс показали, что хроническая круглосуточная ингаляционная затравка аэрозолем марганец-цинкового феррита в концентрации 0,61 мг/м3 оказывала токсическое действие на органы дыхания белых крыс (утолщение межальвеоляр-*»ных перегородок, высокая проницаемость кровеносных сосудов легких, склерозирование отдельных сосудов), резорбтивное действие на печень (полнокровие, пороэность стенок междольковых кровеносных сосудов, вакуолизация цитоплазмы в значительной части гепатоцитов), почки (резкое расширение капилляров гломерулярных сосудов, набухание почечных телец, отторжение апикальных частей эпителиоцитов в извитых канальцах коркового вещества), селезенку (резкое набухание стро-мальных клеток, много фагоцитов, находящихся в активной стадии, в красной пульпе; в центральных артериолах вакуолизация эндотелиоцитов) и головной мозг (набухание нервных клеток и глио-цитов, гиперхромность и сморщенность единичных невроцитов, переполнение кровью сосудов мягкой Мозговой оболочки). Во внутренних органах животных 2-й и 3-й групп выявлены аналогичные, но менее выраженные изменения. Самая низкая концентрация оксифера (0,014 мг/м3) вызывала слабо выраженные функциональные сдвиги.
Таким образом, экспериментальные исследования
УДК 616.2-022:578.831.311-036.2-053.2-037
В настоящее время уделяется большое внимание комплексному изучению влияния факторов окружающей среды малой интенсивности на организм-Прогнозирование возможных изменений в состоянии здоровья населения представляется перспективным, так как позволяет предсказывать уровни заболеваемости в ближайшее с момента обследования время, определять группы людей с пониженной резистентностью организма и повышенным риском развития заболевания. Последнее позволяет рекомендовать проведение профилактических и оздоровительных мероприятий еще до развития заболеваний.
В литературе имеются данные, свидетельствующие об изменении показателей естественного иммунитета и уровня респираторной заболеваемости взрослого и детского населения при действии химических факторов окружающей среды (В. М. Шу-бик; К. А. Буштуева и И. С. Случанко; 3. М. Меер-сон; Н. Н. Костродымов).
показали, что длительное респираторное поступление аэрозоля марганец-цинкового феррита в концентрациях 0,61, 0,24 и 0,06 мг/м3 вызывает нарушение белкового, углеводного и минерального обмена, изменение активности ферментных систем организма, приводит к патоморфологическим нарушениям в органах и тканях экспериментальных животных. Концентрация аэрозоля марганец-цинкового феррита 0,014 мг/м3 оказалось недействующей. Она рекомендована нами в качестве среднесуточной предельно допустимой концентрации для атмосферного воздуха населенных мест.
Литература. Котляревский Л. И. Механизмы действия марганца на центральную нервную систему животных. М., 1961, с. 324. Лазарев Н. В., Левина Э. Н. Окислы марганца. Л., 1962. Марченко 3. Фотометрическое определение элементов.
М., 1971, с. 162. Новиков Ю. В., Малышева М. В. — Гиг. и сан., 1967,
№ 3, с. 74—76. Толгская М. С. —Ж- невропатол. и психиатр., 1952, № 4, с. 32—36.
Поступила 20.12.82
Summary. The biological effects of manganese-zink ferrit was studied in a chronic inhalational exposure at the concentrations of 0.610; 0.240; 0.060; 0.014 mg/ms. The mean 24-hour maximum allowable concentration of 0.014 mg/m3 was suggested on the basis of general toxicity studies with manganese-zink ferrit powder.
Методической особенностью наших исследований является сопоставление показателей естественного иммунитета с уровнями респираторной заболеваемости одних и тех же детей на основе ретроспективного и перспективного анализа н получение на этой основе возможности прогнозирования краткосрочных изменений уровня респираторной заболеваемости.
Было изучено состояние здоровья двух районов (группы А и Б) одного из промышленных городов, которое оценивалось по следующим показателям: 1) число случаев респираторных заболеваний, регистрируемых индивидуально по каждому ребенку; 2) группы здоровья детей (по методике Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР); 3) показатели крови (количество эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина), фагоцитарная активность нейрофилов (А. П. Волкова и В. И. Тернов), активность лизоцима слюны (В. Г. Доро-фейчук), кожная аутомикрофлора (Н. Н. Клем-
Ю. И. Прокопенко, А. П. Забалуеяа, Л. К■ Тория, Т. Л. Мазурина
ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УРОВНЯ РЕСПИРАТОРНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
нарекая и Г. А. Шальнова). Под наблюдением находились организованные детские коллективы трех детских садов по 120 детей в каждом. Дети одного из детских садов (группа А) в зимне-ве-■генний период прошли курс профилактического УФ-облучения. По социально-экономическим факторам группы детей были идентичны.
В результате проведенных исследований установлены различия в числе случаев респираторных заболеваний у детей сравниваемых групп. С января по апрель уровень респираторной заболеваемости был достоверно выше в группе А (Р<0,02), причем различия в уровнях респираторной заболеваемости коррелировали с показателями естественного иммунитета. Было выявлено статистически достоверное снижение фагоцитарной активности нейтрофилов у детей в зимне-весенний период. Так, процент фагоцитоза у детей группы А с января по апрель изменился соответственно с 56,2 ± ±0,2 до 51,3±0,3 (/><0,01). У детей группы Б соответствующие изменения были менее выражены: 60,5±0,2 и 57,0±0,1%. Отмечено также компенсаторное повышение активности лизоцима слюны у детей группы А с января по апрель: 34,2± ±1,6% и 41,5±2,5%. У детей группы А, у которых установлен более высокий уровень респираторной заболеваемости, отмечены существенные различия в количестве маннитпозитивной микрофлоры в сравнении с группой Б: 16,3 и 2,8% от общего количества аутомикрофлоры (Р<;0,01). Указанные различия увеличивались с января по апрель, что коррелировало с ростом заболеваемости. Кроме того, было отмечено компенсаторное увеличение содержания гемоглобина в крови у детей группы А с января по апрель — 85,60±1,16%, 89,78±1,2% (Я<0,02), в то время как у детей группы Б содержание гемоглобина не изменялось— 84,57±1,38% и 83,32±.1,43%. Содержание лейкоцитов и эритроцитов достоверно не различалось у детей обеих групп и существенно не изменялось в динамике.
Проведенные исследования позволили подойти к решению проблемы прогностического значения: возможности получения комплекса показателей функционального состояния организма и использование его при определении вероятности или степени риска развития заболевания. Так, были установлены характерные сдвиги в распределении детей с высоким (группа А) и низким (группа Б) уровнями заболеваемости и с различным уровнем активности естественного иммунитета. Было установлено, что профиль распределения ряда показателей иммунитета у детей с низким и высоким уровнями респираторной заболеваемости существенно различается. Так, профиль распределения фагоцитарной активности у детей группы А смещен влево, в сторону ее снижения, а число детей с нормальной фагоцитарной активностью в этой группе почти в 2 раза меньше, чем в группе Б. Это коррелирует с данными о различиях в уровне респираторной заболеваемости 2 групп детей:
заболеваемость детей группы А почти в 2 раза выше, чем заболеваемость детей группы Б. Смещение профиля активности лизоцима слюны в группе А в сторону увеличения активности носит, видимо, компенсаторный характер.
Также были определены 8 основных вариантов отклонения от среднестатистической нормы пока- # зателей фагоцитоза и кожной аутомикрофлоры, среди них выделены 2 наиболее типичных: 1) снижение фагоцитарной активности при низком показателе кожной аутофлоры; 2) снижение фагоцитарной активности при высоком показателе кожной аутомикрофлоры у детей. Второй вариант отражает более глубокие изменения состояния естественного иммунитета. Число детей, у которых был отмечен первый вариант отклонения от среднестатистической нормы, был практически одинаковым в 2 группах, причем и уровень респираторной заболеваемости среди них был одинаковым. Детей с отклонениями по 2-му варианту почти вдвое было больше в группе А, чем в группе Б. Уровень респираторной заболеваемости среди них также различался в 2 раза. Это свидетельствует о том,* что снижение фагоцитарной активности лейкоцитов в сочетании с высоким количеством колоний кожной аутомикрофлоры может быть одним из показателей выявления групп детей с пониженной резистентностью, что в дальнейшем позволит формировать группы повышенного риска развития респираторных заболеваний. Была установлена также зависимость частоты респираторных заболеваний детей от величины отдельных показателей таких, как фагоцитарная активность нейтрофилов, содержание лейкоцитов, количество колоний кожной аутомикрофлоры.
Установленные взаимосвязи между показателями естественного иммунитета и уровнем респираторной заболеваемости подтверждены специальными наблюдениями, проведенными при оценке эффективности использования профилактического УФ- ^ облучения детей.
Отдельная группа детей с высокими показателями респираторной заболеваемости в зимне-ве-сенний период прошла курс УФ-облучения (в соответствии с «Рекомендациями по профилактике светового голодания у людей» Минздрава СССР, 1965). Источником длинноволнового УФ-облучения были эрнтемные лампы ЛЭ-30 (спектр облучения 280-320 нм). В результате курса УФ-об-лучения отмечено достоверное снижение уровня респираторной заболеваемости (Я<0,01), которое коррелировало с положительной динамикой показателей естественного иммунитета. Так, были установлены повышение фагоцитарной активности лейкоцитов, снижение общего количества колоний и количества маннитпозитивной флоры, положительная динамика гематологических показателей. В результате курса УФ-облучения отмечено * также снижение числа детей, относящихся к группе повышенного риска. Перспективный анализ заболеваемости детей, прошедших курс УФ-облу-
чения, и сопоставление уровня заболеваемости с показателями естественного иммунитета подтвердили правильность метода прогностических оценок. Так, выявлено смещение вправо профиля распределения детей с показателями фагоцитоза, что соответствовало снижению уровня респираторной ► заболеваемости. Кроме того, установлено уменьшение числа детей с измененными показателями фагоцитоза и аутомикрофлоры, что также коррелировало со снижением уровня респираторной заболеваемости детей, прошедших курс профилактического УФ-облучения.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о возможности использования показателей естественного иммунитета для прогнозирования уровня респираторной заболеваемости детского населения.
Литература. Буштуева К. А., Случайно И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. М., 1979, с. 55—96.
Костродымов Н. Н. — Гиг. и сан., 1981, № 1, с. 48—50. Меерсон 3. Ф. Общий механизм адаптации и профилактики. М., 1973. Шубик В. М. Проблемы экологической иммунологии. Л., 1976.
Поступила 15.07.82
Summary. The indices of cellular and humoral immunity were correlated with the respiratory disease levels in the same children on the basis of retrospective and follow-up analysis. With this aim in view, the health state of children of 2 districts (A and B) of an industrial city was assessed by the following indices: 1) respiratory disease rate per each child; 2) health groups; 3) state of immunological reactivity by the cellular and humoral immunity indices; 4) hematological indices. Dynamic follow-up studies permitted the authors to establish differences in the respiratory disease rate and in natural immunity in the children of the test groups. The research conducted made it possible to develop approaches to a complex of indices for the functional state of the organism, which could be used for assessing the possibility or risk of a respiratory disease. Follow-up analysis of the disease rate in children who had undergone a course of prophylactic UV irradiation, and correlation between the disease rate and immunity indices confirmed the accuracy of the method of perspective assessment.
УДК «13.155.3-07:51».24
В. А. Цендровская
О РАСЧЕТНЫХ МЕТОДАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПДК И ДРУГИХ НОРМАТИВОВ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
В настоящее время все шире внедряются в практику расчетные методы установления и обоснования ПДК в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе — допустимые уровни (ДУ), допустимые остаточные количества (ДОК), ДКМ. Они рассчитываются главным образом на основании физико-химических свойств (ФХС) веществ, суммарной биологической активности (СБА) связей в молекуле, корреляционных зависимостей между ПДК в средах, а также по параметрам токсикометрии или экстраполяционным уравнениям в рядах соединений.
Нет сомнений в том, что экспериментальное обоснование нормативов связано с большой затратой средств. Однако эти затраты оправданны, поскольку ряд описанных в отечественной литературе и утвержденных расчетных спЪсобов установления нормативов не дает достоверного материала.
Начало исследований положено Н. В. Лазаревым и продолжено Е. И. Спыну и Л. Н. Ивановой, А. А. Голубевым и соает., С. Д. Заугольниковым и соавт. и др. В основу взятых для расчета формул положена связь между ПДК и ФХС либо СБА. Более полное .оформление этих идей представлено в книге С. Д. Заугольннкова и соавт. (1978).
Для расчета ФХС предлагаются следующие уравнения:
№ пдк = 0,40-0,01 м-нем, (1)
18ПДК = 0,6- 0,01- /иип + 1бМ, (2)
lgriAK= -1,2 -0,012-/„л+lgM, (3)
lgOHK = l,6 — 2,2-d+lgM, (4)
lgnUK = 14,2-10 /iD+lgM, (5)
Ig ПДК = 1,12+0.058o + lgM. (6)
При этом область применения, как указывают авторы, ограничивается следующими краевыми значениями: М 30—300; d 0,6—2,0; tKHn 100—300; tOJ1—190—180; nD 1,3—1,6.
Анализ уравнений (1)—(6) показывает, что ПДК определяется lg М и произведением значимого коэффициента на значение ФХС. А это говорит о том, что при подстановке в уравнения даже краевых значений молекулярных масс, плотности, температур кипения, плавления и поверхностного натяжения ПДК будет меняться незначительно. Так, при ^подстановке в уравнение (1) М=30, 300 максимальная разница в значениях ПДК будет примерно 50-кратной. Между тем хорошо известно, что даже вещества с не столь большой разницей молекулярных масс имеют значения ПДК, разнящиеся в I05 раз (100—0,005 мг/м3) и более. Рас-- смотрим ряд примеров. При составлении таблиц использовались вещества, приведенные в справочниках «Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде», «Вредные вещества в промышленности», а также в «Справочнике химика». Важно было только, чтобы их ФХС не выходили за принятые границы и они обладали разной токсичностью.