ЭЛИСТА 2023 г.
DOI 10.24412/с1-37063-2023-93 -94
Басангов А. С.
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КАЛМЫКИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ СПО
БПОУРК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова», г. Элиста
Аннотация. В статье исследуется роль и место изучения истории Калмыкии, как средства гражданско-патриотического воспитания студентов СПО.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, история, Калмыкия, история Калмыкии, СПО.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны. Усиление внимания к ценностям родного края является для государства важной задачей, от решения которой зависит отношение граждан к своей стране, а в конечном счете -ее национальная безопасность. Кроме этого, изучение истории малой Родины, т.е. истории Калмыкии способствует осознанию глубокой связи между судьбой калмыцкого народа и России.
Изучение истории Калмыкии может использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности студентов. Например, при изучении разделов истории России, связанных с военными действиями, боевая история калмыцкого народа может использоваться в качестве дополнительного материала.
История Калмыкии содержит много свидетельств, когда калмыцкий народ помогал сначала Российской империи, позже Советскому государству и Российской Федерации. Много славных страниц вписано в историю совместной борьбы русских армий и калмыцких конных полков против иноземныхнеприятелей и агрессоров. Калмыцкий народ на протяжении нескольких веков этой борьбы выдвинул многих выдающихся военачальников, героев и просто воинов [1].
Темы, касающиеся интервенции в наше государство или военного нападения, помогают воспитывать чувство коллективизма, ответственности каждого за жизнь страны, гордости за достижения и победы, осознание роли единства народа в трудные периоды. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» можно организовать самостоятельную работу обучающихся для сбора материала об участии калмыцких войск в составе российской армии. Так, студенты узнают о боевом пути Первого и Второго Астраханских калмыцких полков, которые принимали участие в таких сражениях, как битва при Кобрине, Пружанах, Лейпциге («Битва народов») и Фер-Шампенуазе. При работе над темой, студенты узнают, что коллективная работа, толерантное отношение, всеобщая сплоченность важна как для страны, так и для каждого человека.Эта тема хорошо раскрыта в учебном пособии «Ойрат-калмыки: ХП-ХГХ вв.» Басхаева А.Н. и Дякиевой Р.Б. Для закрепления темы они предлагают ответить на вопросы, в которых необходимо рассказать об участии калмыков в войнах России конца XVIII в., Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии 1813-1814 гг. [2].
При изучении таких разделов, как «Гражданская война», «Великая Отечественная война» обучающиеся уже смогут выделить важность сплочения народа перед лицом опасности, посильный вклад каждого гражданина.Для изучения конкретных фактов о вкладе калмыцкого народа, студенты могут использовать и исторические источники, например, сборник «Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945: Документы и материалы» [3]. Изучение исторических документов позволяет студентам глубже погрузиться в эпоху военного времени.
Воспитанию гражданско-патриотических качеств также может помочь изучение выдающихся личностей калмыцкого народа, начиная с Мазан-Батыра, Аюки-хана и заканчивая О.И. Городовиковым и Б.Б. Городовиковым.
Например, Аюка-хан,известен тем, что проводил самостоятельную активную внешнюю политику, но при этом оставался верен российскому государству. Неспроста, Петр I отправляясь
СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ
в «Великое посольство» возложил на калмыцкого хана ответственность за безопасность южных границ».[4] То есть, студенты могут увидеть, что еще с XVII века калмыки вместе с Россией сражались против врагов.
Кроме этого, помочь в воспитании у студентов чувства гордости за свой народ и свою страну могут литературные издания об истории Калмыкии. Одной из последних работ, посвященных военной истории калмыков является книга Г.Б. Корнеева «Священные знамена ойратов и калмыков». В ней подробно описываются боевые знамена ойратов и калмыков, а также традиции, связанные с ними. Будучи научно-популярным изданием, данную работу можно использовать как в качестве дополнительного материала на уроке, так и рекомендовать студентам для самостоятельного изучения [5].
Таким образом, изучение истории Калмыкии помогает в решении сразу нескольких вопросов, которые отражены в Концепции преподавания истории в образовательных организациях: во-первых, воспитывает чувство патриотизма и гражданственности; во-вторых, способствует сохранению исторических, культурных и этнических традиций народа; в-третьих, подчеркивает неразрывность судьбы калмыцкого народа и России. Решение этих вопросов является крайне важным в свете тех вызовов, с которыми столкнулась Российская Федерация.
Список литературы
1. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3-х т. Элиста: Издательский дом «Герел», 2009. - Т. 1. 848 с.
2. Басхаев А.Н., Дякиева Р.Б. Ойрат-калмыки: ХП-ХЕХвв.: история и культура калмыцкого народа с древнейших времен до начала XIX века. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. 160 с.
3. Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945: Документы и материалы. Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1966. // URL: http://docs.historyrussia.org/ru/indexes/values/990560.
4.Басхаев А.Н., Дякиева Р.Б. Ойрат-калмыки:ХП-Х1Хвв.: история и культура калмыцкого народа с древнейших времен до начала XIX века. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. 160 с.
5. Корнеев Г.Б. Священные знамена ойратов и калмыков. Научно-популярное издание. Элиста: Изд-во КалмНЦ РАН, 2022. 232 с.
DOI 10.24412/cl-37063-2023-94-97
Басанова Д.В., Сангаджиева Э.Н.
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Калмыцкий филиал ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический
университет», г. Элиста
Аннотация. В статье исследуется проблема профилактики распространения идеологии экстремизма в молодежной среде посредством формирования толерантности.
Ключевые слова: толерантное поведение, профилактика экстремизма, молодежный экстремизм, молодежная среда.
На современном этапе общественного развития в России и в целом в мире значительно возросла угроза рисков распространения экстремистской идеологии, характеризующейся развитием молодежного экстремизма. Экстремизм становится одним из основных источников угроз общественной безопасности. Экстремизм - явление чрезвычайное, влекущее за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Одной из важнейших задач мирового сообщества является противостояние экстремисткой деятельности, обеспечение международной безопасности, налаживание диалога между государствами по решению актуальных проблем.