Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КАЛМЫКИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ СПО'

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КАЛМЫКИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / история / Калмыкия / история Калмыкии / СПО.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басангов А. С.

В статье исследуется роль и место изучения истории Калмыкии, как средства гражданско-патриотического воспитания студентов СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КАЛМЫКИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ СПО»

ЭЛИСТА 2023 г.

DOI 10.24412/с1-37063-2023-93 -94

Басангов А. С.

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КАЛМЫКИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ СПО

БПОУРК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова», г. Элиста

Аннотация. В статье исследуется роль и место изучения истории Калмыкии, как средства гражданско-патриотического воспитания студентов СПО.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, история, Калмыкия, история Калмыкии, СПО.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны. Усиление внимания к ценностям родного края является для государства важной задачей, от решения которой зависит отношение граждан к своей стране, а в конечном счете -ее национальная безопасность. Кроме этого, изучение истории малой Родины, т.е. истории Калмыкии способствует осознанию глубокой связи между судьбой калмыцкого народа и России.

Изучение истории Калмыкии может использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности студентов. Например, при изучении разделов истории России, связанных с военными действиями, боевая история калмыцкого народа может использоваться в качестве дополнительного материала.

История Калмыкии содержит много свидетельств, когда калмыцкий народ помогал сначала Российской империи, позже Советскому государству и Российской Федерации. Много славных страниц вписано в историю совместной борьбы русских армий и калмыцких конных полков против иноземныхнеприятелей и агрессоров. Калмыцкий народ на протяжении нескольких веков этой борьбы выдвинул многих выдающихся военачальников, героев и просто воинов [1].

Темы, касающиеся интервенции в наше государство или военного нападения, помогают воспитывать чувство коллективизма, ответственности каждого за жизнь страны, гордости за достижения и победы, осознание роли единства народа в трудные периоды. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» можно организовать самостоятельную работу обучающихся для сбора материала об участии калмыцких войск в составе российской армии. Так, студенты узнают о боевом пути Первого и Второго Астраханских калмыцких полков, которые принимали участие в таких сражениях, как битва при Кобрине, Пружанах, Лейпциге («Битва народов») и Фер-Шампенуазе. При работе над темой, студенты узнают, что коллективная работа, толерантное отношение, всеобщая сплоченность важна как для страны, так и для каждого человека.Эта тема хорошо раскрыта в учебном пособии «Ойрат-калмыки: ХП-ХГХ вв.» Басхаева А.Н. и Дякиевой Р.Б. Для закрепления темы они предлагают ответить на вопросы, в которых необходимо рассказать об участии калмыков в войнах России конца XVIII в., Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии 1813-1814 гг. [2].

При изучении таких разделов, как «Гражданская война», «Великая Отечественная война» обучающиеся уже смогут выделить важность сплочения народа перед лицом опасности, посильный вклад каждого гражданина.Для изучения конкретных фактов о вкладе калмыцкого народа, студенты могут использовать и исторические источники, например, сборник «Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945: Документы и материалы» [3]. Изучение исторических документов позволяет студентам глубже погрузиться в эпоху военного времени.

Воспитанию гражданско-патриотических качеств также может помочь изучение выдающихся личностей калмыцкого народа, начиная с Мазан-Батыра, Аюки-хана и заканчивая О.И. Городовиковым и Б.Б. Городовиковым.

Например, Аюка-хан,известен тем, что проводил самостоятельную активную внешнюю политику, но при этом оставался верен российскому государству. Неспроста, Петр I отправляясь

СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

в «Великое посольство» возложил на калмыцкого хана ответственность за безопасность южных границ».[4] То есть, студенты могут увидеть, что еще с XVII века калмыки вместе с Россией сражались против врагов.

Кроме этого, помочь в воспитании у студентов чувства гордости за свой народ и свою страну могут литературные издания об истории Калмыкии. Одной из последних работ, посвященных военной истории калмыков является книга Г.Б. Корнеева «Священные знамена ойратов и калмыков». В ней подробно описываются боевые знамена ойратов и калмыков, а также традиции, связанные с ними. Будучи научно-популярным изданием, данную работу можно использовать как в качестве дополнительного материала на уроке, так и рекомендовать студентам для самостоятельного изучения [5].

Таким образом, изучение истории Калмыкии помогает в решении сразу нескольких вопросов, которые отражены в Концепции преподавания истории в образовательных организациях: во-первых, воспитывает чувство патриотизма и гражданственности; во-вторых, способствует сохранению исторических, культурных и этнических традиций народа; в-третьих, подчеркивает неразрывность судьбы калмыцкого народа и России. Решение этих вопросов является крайне важным в свете тех вызовов, с которыми столкнулась Российская Федерация.

Список литературы

1. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3-х т. Элиста: Издательский дом «Герел», 2009. - Т. 1. 848 с.

2. Басхаев А.Н., Дякиева Р.Б. Ойрат-калмыки: ХП-ХЕХвв.: история и культура калмыцкого народа с древнейших времен до начала XIX века. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. 160 с.

3. Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945: Документы и материалы. Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1966. // URL: http://docs.historyrussia.org/ru/indexes/values/990560.

4.Басхаев А.Н., Дякиева Р.Б. Ойрат-калмыки:ХП-Х1Хвв.: история и культура калмыцкого народа с древнейших времен до начала XIX века. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. 160 с.

5. Корнеев Г.Б. Священные знамена ойратов и калмыков. Научно-популярное издание. Элиста: Изд-во КалмНЦ РАН, 2022. 232 с.

DOI 10.24412/cl-37063-2023-94-97

Басанова Д.В., Сангаджиева Э.Н.

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Калмыцкий филиал ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический

университет», г. Элиста

Аннотация. В статье исследуется проблема профилактики распространения идеологии экстремизма в молодежной среде посредством формирования толерантности.

Ключевые слова: толерантное поведение, профилактика экстремизма, молодежный экстремизм, молодежная среда.

На современном этапе общественного развития в России и в целом в мире значительно возросла угроза рисков распространения экстремистской идеологии, характеризующейся развитием молодежного экстремизма. Экстремизм становится одним из основных источников угроз общественной безопасности. Экстремизм - явление чрезвычайное, влекущее за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Одной из важнейших задач мирового сообщества является противостояние экстремисткой деятельности, обеспечение международной безопасности, налаживание диалога между государствами по решению актуальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.