Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / E-LEARNING / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лобанов Алексей Владимирович, Доброскок Виктория Викторовна

Данная статья посвящена использованию виртуальной реальности при изучении иностранных языков. В данной статье можно найти ответы на следующие вопросы: Почему виртуальная реальность так популярна при изучении иностранных языков?, Каковы преимущества и недостатки данной технологии?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лобанов Алексей Владимирович, Доброскок Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY USING VIRTUAL REALITY

This article is devoted to the use of virtual reality in the study of foreign languages. In this article, you can find answers to the following questions: Why is virtual reality so popular when learning foreign languages? What are the advantages and disadvantages of this technology?

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 004.946

Лобанов А.В., Доброскок В.В., Кузнецов И. А.

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Лобанов Алексей Владимирович, студент 1 курса магистратуры факультета цифровых технологий и химического инжиниринга РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва, 125047, Миусская пл. д. 9, e-mail: lobanov.alex2011@yandex.ru

Доброскок Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва, 125047, Миусская пл. д. 9, e-mail: victoriadobroskok@mail.ru

Данная статья посвящена использованию виртуальной реальности при изучении иностранных языков. В данной статье можно найти ответы на следующие вопросы: Почему виртуальная реальность так популярна при изучении иностранных языков?, Каковы преимущества и недостатки данной технологии?

Ключевые слова: современные технологии, e-learning, виртуальная реальность.

LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY USING VIRTUAL REALITY

Lobanov A.V., Dobroskok V.V.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.

This article is devoted to the use of virtual reality in the study offoreign languages. In this article, you can find answers to the following questions: Why is virtual reality so popular when learning foreign languages? What are the advantages and disadvantages of this technology?

Keywords: modern technologies, e-learning, virtual reality.

В 21-ом веке, когда интенсивно развиваются цифровые технологии, возрастает роль компьютерных программ в образовательном процессе. В наши дни в сфере обучения иностранным языкам все чаще ставится вопрос о важности и целесообразности использования виртуальной реальности в образовании, при этом имеется ввиду не только применение новых цифровых разработок, но и исследование как положительных, так и отрицательных сторон внедрения технических форм и методов преподавания.

Современные методы обучения иностранным языкам связаны с непрекращающимся техническим прогрессом. Новые достижения в области hi-tech (высоких технологий) и массовое распространение самой технологии виртуальная реальность открывают перед преподавателями и обучающимся широкие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) - это технология, которая позволяет перенести человека в искусственно созданный цифровой мир. Термин VR применяется для всех типов моделирования реальности разными техническими или программными средами путем воздействия на органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность позволяет спроектировать и воссоздать искусственные миры, различные сюжеты и всевозможные комбинации из них, а также накладывать цифровой мир на обычный. Главная особенность обучения с помощью виртуальной реальности заключается в его интерактивности.

Существуют два основных вида виртуальной реальности: дополненная реальность (augmented

reality) и смешанная реальность (mixed reality). Дополненная реальность представляет из себя окружающий нас мир, на который наложены какие-то цифровые проекции.

К примеру, некоторые мебельные магазины имеют у себя приложение, которое позволяет потенциальному покупателю увидеть, как будет выглядеть купленная мебель в реальной комнате.

Смешанная реальность — это комбинация настоящего и цифрового пространства, причем изменять можно оба сразу. Ярким примером служат -настольные игры, у которых есть виртуальные доски, миниатюры, карты или другие игровые элементы. В настоящее время на рынке представлено множество обучающих программ, удовлетворяющих

потребности пользователей как с разным уровнем владения языка, так и специализирующихся на конкретных задачах. Так были разработаны приложения, целью которых является увеличение словарного запаса того или иного иностранного языка. В «PanoLingo» и в «VR Learn English», которые позиционируется как одни из самых первых приложений для изучения языков, сосредоточены на запоминание слов. Изучение вокабуляра здесь аналогично методам изучения слов по словарным карточкам или стикерам, которые помещаются на все объекты окружающего пространства (как правило, дом или офис) с названиями этих предметов (шкаф, зеркало, стол). Надевая шлем виртуальной реальности и загрузив приложение учащийся попадает в виртуальную комнату (квартира, офис, автобус, магазин и т.д.). Учащийся перемещается согласно движениям головы, при этом он слышит и видит, как слова произносятся и пишутся. Приложения интуитивные, быстро грузятся, а

панорамные фото на 360 градусов создают картину реалистичного мира, позволяя погружаться в обучения с головой и выполняя основную задачу -способствуют быстрому запоминанию слов. Оценивая эффективность изучения лексики в отрыве от контекста, нужно также учитывать возможность обучения без использования родного языка, что является важным достоинством приложений с точки зрения коммуникативной методики обучения. Для общения и повышения разговорных навыков существуют виртуальные площадки: «VRChat», «Altspace», «VTime», «FacebookSpaces» и т.д. В качестве примера рассмотрим «Altspace». Разработчики Altspace придумали слоган, который переводится как «Не виарь в одиночестве», поэтому все в их программе направлено на общение. В данной программе есть 3 основных режима: 1) интерактивные игры с друзьями, 2) виртуальные события, 3) общение с любыми пользователями. Познакомиться и пообщаться на изучаемом языке можно как на виртуальном событии, так и присоединившись к открытой встрече. Участники сообщества, как правило, дружелюбны и стараются помочь новичкам. В случае чего, можно отключать звук и не слышать нежелательных пользователей. Программа «VTime» позволяет легче сосредоточиться на разговорах: красиво нарисованные пространства (посиделки у костра, общение на вершине небоскреба и даже полет на космическом корабле) хотя и рассчитаны на малое количество участников, зато располагают к спокойному общению.

Для помощи преподавателям разработана платформа «ClassVR». «ClassVR» - это обучающая VR-платформа с сотнями различных уроков, посвященных английскому языку, культуре и Содружеству Наций. Платформа разработана для преподавателей, но на ней есть обучающая программа с сотнями готовых уроков. «ClassVR» включает в себя темы как про повседневную жизнь: покупки, учеба в школе, свадьба и многое другое, так и подробные интерактивные видео - например, побывать на Трафальгарской площади Лондона или встретить Рождество в Австралии! И наконец, «ClassVR» также предлагает программы дополненной смешанной реальности, в которых пользователи могут использовать учебники и рабочие тетради. Это полезный бонус к урокам в виртуальной реальности. По данным аналитиков ABI Research число людей, изучающих иностранные языки с использованием виртуальной реальности с каждым годом возрастает примерно на 15-25%. Данное явление можно объяснить тем, что обучение с помощью виртуальной реальности можно осуществить, используя смартфон, компьютер, ноутбук, игровые приставки и т.д. Согласно проведенным исследованиям среди западноевропейских школьников было отмечено, что благодаря приложениям разработанным на основе VR они стали запоминать информацию в 3 раз быстрее, чем при использовании традиционных методов обучения. Такой результат удается достичь в силу

простоты и реалистичного погружения в цифровой мир. Ожидается, что при усовершенствовании приложений, основанных на довольно свежей технологии VR, через 5 лет удастся добиться еще более качественных результатов. Для успеха любой технологии, нужно учитывать актуальность и качество представляемых приложений. Рассмотрим причину популярности виртуальной реальности для изучения иностранного языка.

Первое, что хочется отметить это многообразие и возможность выбора персональной программы. Выбор приложения и сценарии его использования позволяют подстроить программу обучения под конкретного человека, в зависимости от его навыков, умений, свободного времени и конечного результата, который он хочет достичь. Можно изучать не только стандартный вокабуляр, но также термины, необходимые в профессиональной или научной деятельности, например, такой как цифровые технологии, программирование, сетевые технологии или технический перевод. Всегда есть возможность изменить стиль обучения, в зависимости от своих предпочтений. Это может быть и игра, и приложение для совместной работы, и программа для получения максимума информации.

Вторым плюсом технологии виртуальной реальности является возможность микрообучения. Ведь согласно исследованием ученых внимание сохраняется не более 20 минут, поэтому разделение тем на маленькие сценарии (стандартная уроки длятся в пределах 15 минут) и возможность сохранения в больших приложениях помогает человеку лучше усваивать материал.

Микрообучение используется в трёх разных направлениях: привлечение или подготовка (вовлечение в процесс), изучение (разбор конкретных задач или материалов) и закрепление полученной информации. Главные критерии микрообучения -простота, доступность и понятность. Третьим плюсом, повышающем успешность усвоения материала с помощью виртуальной реальности является геймификация. Практически все приложения VR содержат ее, в той или степени. Однако есть несколько приложений, где делается упор именно на нее. Так приложение «Titanic VR» позволяет изучить морское дно, ознакомится с кораблями, деталями крушения знаменитого лайнера и поискать сокровища. Другое приложение «Apollo 11 VR» позволит побывать в открытом космосе, изучить не только звезды, но и то, как живут космонавты. Еще одним достоинством является геймификация. Согласно исследованию геймификации удалось выяснить, что более 50% обучающихся хотят использовать игровые приложения в процессе обучения. Геймификация вызывает у человека желание узнавать какие события будут дальше, завлекая сюжетом. По этой причине пользователи хотят возвращаться в приложения снова и снова. Некоторые преподаватели иностранных языков уже используют виртуальную реальность для различных

разговорных клубов. Такой формат занятий подходят стеснительным людям, которые предпочитают не делиться своими фото и используют аватары. Для людей, воспринимающих информацию через органы чувств, существует свой способ заучивания слов, в котором им необходимо печатать перевод с родного языка на изучаемый по предварительно выбранной тематике. Также широко используется тестирование, в котором ученик должен определить, верно ли значение слова, представленного на экране. Все это, в сою очередь, способствует повторению и закреплению материала.

Во многих приложениях виртуальной реальности в процессе обучения показываются интересные видеоролики.

Ещё одним достоинством виртуальной реальности над обычным учебником являются всевозможные подсказки, оповещения и голосовые помощники. А общение с виртуальным собеседником позволяет отработать письменную и устную речь. И, наконец, нужно помнить, что язык, словно, живой организм, постоянно пополняется новыми словами. Он постоянно изменяется, дополняется новыми лексическими единицами. К сожалению, не каждый педагог следит за новейшими тенденциями, которые происходят в языках. Приложения же VR обновляются часто, в силу новизны технологии и потому, что она постоянно дорабатывается. Помимо плюсов у изучения иностранных языков с использованием виртуальной реальности, также существуют и минусы.

Во-первых, к сожалению, тяжело найти приложение виртуальной реальности, которое одновременно сочетало бы в себе хороший и объемный вокабуляр, грамотную отработку грамматики, окна подсказок, отображение слов сразу на нескольких языках и возможность общаться на изучаемом языке. Для изучения любого языка необходим комплексный подход. Поэтому, в процессе обучения, стоит использовать несколько приложений, либо совмещать данную систему обучения с традиционной.

Вторым отрицательным моментом является то, что при самостоятельном изучении с помощью виртуальной реальности, как правило, нет сжатых сроков изучения или прохождения сценария. Таким образом, пользователь может месяцами изучать то, чем бы он быстро овладел вместе с преподавателем. Причина этого заключается в том, что из-за избытка геймификации можно заострить внимание на том, что нравится и дается легко, а основную и зачастую важную часть информации отказаться усваивать вовсе.

Третий минус заключается в том, что для полного и детального изучения иностранного языка с помощью

виртуальной реальности необходимо специальное оборудование. И хотя большинство приложений можно установить бесплатно, стоимость шлема, контролеров и датчиков является значительной и не каждый может себе это позволить. Четвертый минус заключается в том, что новая технология еще не до конца проработана, поэтому на официальных сайтах приложений могут встречаться ошибки, а программных обеспечениях есть недочеты, и ошибки.

Таким образом, виртуальная реальность является хорошим помощником в освоении и изучении иностранного языка для тех, кто ищет альтернативные способы освоения иностранного языка. VR дает возможность строить программу по изучению языков в зависимости от интересов и требований пользователя, во всевозможных отраслях и направлениях. Но ни одна технология не поможет освоить иностранный язык, без должный мотивации и заинтересованности со стороны пользователя.

Список литературы

1. Сайт ИНФОРМБЮРО. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ntinews.ru/in_progress/likbez/vr-po-angliyski-ili-kak-uchit-yazyki-v-virtualnoy-realnosti.html(дата обращения: 21.04.2021).

2. Бонд Джереми и Гибсон Unity и С#. Геймдев от идеи до реализации. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2019. — 928с.: ил. — (Серия «Для профессионалов»).

3. Харапудько Е.Н., Швагер А.В. /Современное состояние обучения иностранному языку на базе информационных и коммуникационных vr-технологий// Иностранные языки в современном мире. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Под редакцией Д.Р. Сабировой, А.В. Фахрутдиновой. 2018. С. 129134.

4. Богомаз И.В., Будников В.Г., Анастасова Е.В., Васильева А.В. / Визуализация изучения иностранного языка на базе vr-технологии //Ученые записки ИУО РАО. 2018. № 4 (68). С. 15-19.

5. Богомаз И.В., Будников В.С., Анастасова Е.В., Пиков Н.О., Васильева А.В./ Изучение иностранного языка на базе vr-технологии //Информатизация образования и науки. 2019. № 4 (44). С. 176-192.

6. Белопольский В.А., Лавренева Е.В., Мелентьев В.В., Рождественский И.В./ Технологии геймификации и виртуальной реальности в обучении практическому владению иностранным языком //Культура и технологии. 2020. Т. 5. № 4. С. 195-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.