Научная статья на тему 'Изучение иностранного языка на основе организации практико-ориентированной речевой деятельности студентов (из опыта работы в медицинском вузе)'

Изучение иностранного языка на основе организации практико-ориентированной речевой деятельности студентов (из опыта работы в медицинском вузе) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СЛОВЕСНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ СПОСОБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрчук Галина Владимировна

В статье обосновывается роль и значение применяемого педагогического обеспечения: (словесно-диалектического, термино-понятийного, интерактивного способов, форм и средств: комплекс профессионально – ориентированных ситуационных задач, электронного учебного пособия «English for pharmacists», обучающе-контролирующей компьютерной программой) для организации практико-ориентированной речевой деятельности при изучении иностранного языка. Примененные способы и средства повышают активность, самостоятельность студентов, интенсифицируют процесс обучения, позволяют обогатить его профессиональными знаниями и сформировать у них достаточный уровень характеристик профессионально-ориентированной языковой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрчук Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение иностранного языка на основе организации практико-ориентированной речевой деятельности студентов (из опыта работы в медицинском вузе)»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

УДК 372.016:811+378

Юрчук Галина Владимировна

Старший преподаватель кафедры латинского и иностранных языков Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, [email protected], Красноярск

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО яЗЫКА НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕяТЕЛьНОСТИ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ)

Аннотация. В статье обосновывается роль и значение применяемого педагогического обеспечения: (словесно-диалектического, термино-понятийного, интерактивного способов, форм и средств: комплекс профессионально - ориентированных ситуационных задач, электронного учебного пособия «English for pharmacists», обучающе-контролирующей компьютерной программой) для организации практико-ориентированной речевой деятельности при изучении иностранного языка. Примененные способы и средства повышают активность, самостоятельность студентов, интенсифицируют процесс обучения, позволяют обогатить его профессиональными знаниями и сформировать у них достаточный уровень характеристик профессионально-ориентированной языковой компетенции.

Ключевые слова: практико-ориентированная речевая деятельность, профессионально -ориентированная языковая компетенция, словесно-диалектический способ.

Yurchuk Galina Vladimirovna

Senior tutor, department of the Latin and Foreign languages of Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-Yasenetsky, [email protected], Krasnoyarsk

LEARNING A FOREIGN LANGUAGE ON THE BASIS OF THE ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED SPEECH ACTIVITY OF STUDENTS (FROM THE ExPERIENCE OF wORK IN MEDICAL SCHOOL)

Abstract. The article explains the role and value of applied pedagogical providing: (verbal and dialectical, terminological, interactive methods, forms and means: a set of professional texts and situational problem tasks, e-textbook "English for pharmacists", the training-controlling computer program) for the organization of the practice-oriented speech activity in foreign language learning. Applied methods and means increase the activity, the independence of students, intensify the process of learning and allow to enrich it by the professional knowledge and to form the sufficient level of professionally-oriented language competence.

Keywords: practice-oriented speech activity, professionally-oriented language competence, verbally-dialectic method.

Технический прогресс и внедрение новых бов организации практико-ориентированной информационных технологий в медицине речевой деятельности в процессе изучения значительно увеличили поток информации иностранного языка, которая необходима с использованием иностранных терминов для будущей профессиональной коммуника-и понятий, возрос объём изучаемого ма- ции [1, 2].

териала, однако время для его проработки Проектирование практико-ориентирован-не претерпевает каких-либо тенденцией к ной речевой деятельности (ПОРД) осущест-увеличению. В этих условиях подготовка вляется на основе словесно-диалектическо-специалистов ориентируется на развитие го, термино-понятийного и интерактивных мышления за счет внедрения новых спосо- способов обучения, разработки специаль-

ных средств их обеспечения.

Для организации ПОРД студентов в процессе обучения ИЯ было разработано педагогическое обеспечение включающее: словесно - диалектический способ обучения, способ термино-понятийной работы, учебно-методическое пособие по словесно-диалектическому способу обучения ИЯ, интерактивные формы и средства: метод case-study, комплекс профессионально -ориентированных ситуационных задач, электронное учебное пособие «English for pharmacists», обучающе-контролирующая компьютерная программа в оболочке Delphi, разработан мониторинг процесса формирования профессионально-ориентированной языковой компетенции.

Сущность диалектического способа обучения заключается в объединении (соединении) в учебном процессе диалектического метода познания с логическим познанием, основанным на способах доказательств и опровержений, движении от истинных суждений-посылок к истинным суждениям-следствиям [4].

Способ термино-понятийной работы основан на целенаправленной работе над содержанием понятия, что способствует лучшему запоминанию термина и строго обусловленному его применению. Точное понимание терминов дает возможность глубже проникать в определенную область науки, сознательно усваивать ее.

Интерактивное обучение понимается как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог, опыт и знания студентов служат источником их взаимообучения [6].

Обогащение при обучении ИЯ знаниями и владением специальными терминами и понятиями, профессионально-ориентированными чтением, аудированием, говорением, навыками использования их в деятельности связанной с иноязычной профессиональной сферой, позволяют формировать у студентов ПОЯК.

Для демонстрации, каким образом практи-ко-ориентированная речевая деятельность при обучении ИЯ влияет на формирование ПОЯК приводим фрагмент семинарского занятия.

I. При подготовке домашнего задания -студентам предоставляется профессионально-ориентированный текст, который они читают, затем выделяют новые термины и

понятия, раскрывают их этимологию, семантику и записывают их в терминологический словарь, осмысливают текст, выявляют причинно-следственные связи между понятиями путем составления вопросов - суждений и записывают их в анкету обратной связи;

Пример анкеты обратной связи:

Тема: «Angina pectoris». Стенокардия.

I. Выписать новые понятия: angina pectoris, atherosclerosis и др. 2. Сформулировать определения понятий: Angina pectoris is a severe chest pain due to ischemia (a lack of blood, thus a lack of oxygen supply) of the heart muscle, generally due to obstruction or spasm of the coronary arteries. Стенокардия (от греч. stenos - узкий, тесный и kardia - сердце), Она развивается в том случае, когда сердечная мышца не получает достаточно крови и испытывает кислородное голодание. Появляется резкая боль в груди, продолжающаяся несколько минут. 3. Составить вопросы-суждения I и II порядка. - Вопросы - понятие (I-й порядок). 1. What are the causes of angina pectoris? (Каковы основные причины стенокардии?) - Вопросы - суждения (II-й порядок). 2. How is the change of coronary vessels connected with pains in the area of the heart? (Чем объяснить, что изменение коронарных сосудов связано с болями в области сердца?) 4. Дайте ответы на созданные вопросы-суждения I и II порядка.

II. На семинарском занятии организуется информационно-познавательная деятельность в группе в форме дискуссии на профессионально-ориентированную тему с использованием заранее подготовленных вопросов - суждений. Во время дискуссии каждый студент задает составленный им вопрос - суждение, а также отвечает на заданный ему вопрос, таким образом, студенты активно участвуют в обсуждении темы. Дискуссия проводится между студентами в беспереводной форме, каждому предоставляется возможность сделать заключение, вывод, выразить свою точку зрению по разделам изучаемой проблемы. Все студенты на каждом занятии реализуют знания, добытые индивидуальным трудом, и одновременно овладевают новыми знаниями в коллективном труде путем целенаправленного профессионально - ориентированного иноязычного общения.

III. Студентам предлагается решить ПОСЗ, которые содержат не только пробле-

му, но и варианты решения этой проблемы, и предоставляется выбрать оптимальный с его точки зрения вариант. ПОСЗ направлены на обучение студентов способам синтезированного решения проблемно-профессиональных задач в ходе проигрывания профессиональной ситуации. Применение ПОСЗ при обучении ИЯ развивает у студентов: навыки самостоятельно ориентироваться в иноязычном информационном пространстве, оперативно находить необходимую профессиональную информацию; умение обобщать приобретённые в процессе изучения ИЯ, а также профилирующих дисциплин, знания, умения, навыки и использовать их при решении нестандартных ситуаций; умение грамотно отстаивать на ИЯ свою точку зрения на ту или иную профессиональную проблему.

Пример ПОСЗ по теме «Angina pectoris». Стенокардия. Студентам ПОСЗ предлагается на ИЯ. Данный пример ПОСЗ представлен на русском языке.

I. Составьте вопросы-суждения. II. На основании изложенных жалоб, анамнеза, данных лабораторного обследования, анализа крови, установите диагноз.

К терапевту обратился пациент 56 лет с жалобами на то, что в течение 2-х месяцев его беспокоят боли, которые возникают после физической нагрузки. Боль имеет приступообразный характер и продолжается 3-5 мин, затем стихает. При уменьшении физической нагрузки или при приеме нитроглицерина боль снижается. Боль локализуется за грудиной и распространяется на левое плечо, лопатку, шею, эпигастральную область. Характер боли давящий, сжимающий. Из анамнеза известно, что пациент постоянно курит, имеет избыточный вес. В последнее время приступы боли участились, в связи с чем, он прошел обследование, анализ крови показал повышенный уровень холестерина, данные ЭКГ свидетельствовали о признаках коронарной болезни сердца. При ангиографии обнаружено сужение просвета коронарных сосудов.

I. Вопросы-суждения, составленные студентами: 1. What is the cause of the narrowing coronary vessels? 2. Вследствие чего при исследовании выявлено сужение коронарных сосудов сердца? 2. How is a change of coronary vessels connected with pains in the heart? 3. Чем объяснить, что изменение коронар-

ных сосудов связано с болями в области сердца? II. Ответ: на основании изложенных жалоб, анамнеза, , диагноз - устойчивый тип стенокардии.

Нами разработано электронное учебное пособие обучения ИЯ цель которого является формирование ПОЯК студентов. Пособие позволяет применять разные интерактивные формы обучения, а именно: семинар в диалоговом режиме; метод case-study, презентации на основе мультимедийных средств; творческие задания, работа в малых группах, изучение и закрепление нового материала. Электронное учебное пособие «English for pharmacists» содержит тексты по основным темам программы и задания к ним, грамматический справочник, словарь терминов и понятий, связанный гиперссылками с основными текстами, перечень Интернет-ресурсов.

Организация ПОРД с применением интерактивных средств обучения способствует развитию способностей студента к самостоятельному освоению материала не только в ходе изучения им курса ИЯ, но и на протяжении всего курса обучения, а, следовательно, способствует личностно-профессиональ-ному саморазвитию, позволяет: повысить мотивацию к изучению ИЯ, обогатить иноязычную информационную среду в области профессиональной деятельности, сохранить непрерывность образования на протяжении всего курса обучения, реализовать интерактивность обучения (возможность обратной связи преподаватель - студент - преподаватель), использовать информационные технологии и ресурсы Интернет, совершенствовать контроль качества обучения путем организации различных форм контроля (самоконтроля). [3,5]. В конечном итоге совершенствовать у студентов навыки проведения ПОРД, которая способствует формированию ПОЯК.

Обучающе-контролирующая компьютерная программа - контент данной программы включает профессионально-ориентированные тестовые задания, предназначенные для самостоятельной работы и контроля знаний студентов.

Для оценки эффективности влияния ПОРД на формирование ПОЯК была применена «Европейская система оценки уровней владения иностранным языком» которую мы адаптировали для нашего исследования

и на ее основе разработали оценочный лист, в котором отражены критерии и уровни проявления сформированности характеристик ПОЯК (чтение, говорение, оперирование приемами логического мышления).

Полученные при исследовании баллы каждым респондентом переводились в проценты по отношению к максимуму баллов, которые он мог набрать, эти баллы суммировались, и был высчитан процент их от максимально возможного количества баллов. Использовалась следующая шкала: уровень < 50% оценивался как А1 (выживания), 50-65% А2 (предпороговый), > 65-80% В1 (пороговый), > 80% В2 (пороговый продвинутый).

Для того чтобы оценить уровни сформи-рованности характеристик ПОЯК в бальной системе, которая представлена в таб.1 соответственно вышеизложенной шкале были высчитаны количество баллов которые соответствуют этим уровням. Разница в количестве баллов при оценке характеристик обусловлена количеством критериев, по которым она проводилась.

Результаты проведенной в течение 3-х лет опытно - экспериментальной работы по формированию ПОЯК, которая проявляется через такие характеристики, как чтение, говорение, оперирование приемами логического мышления в контрольной группе (КГ) - 95 и экспериментальной (ЭГ) - 101 респондентов, отражены в таб.1

Сравнение изменений количественных показателей в динамике производили при

помощи непараметрического критерия Вил-коксона для двух связанных выборок. Значимость различий качественных показателей в группах наблюдения оценивали при помощи непараметрического критерия Пирсона х2 с поправкой на непрерывность. При частоте встречаемости признака 5 и менее использовался точный критерий Фишера. Различия во всех случаях оценивали, как статистически значимые при р<0,05.

Бальная оценка уровня сформированно-сти такой характеристики ПОЯК как чтение выявила, что исходный уровень, как в КГ, так и в ЭГ был низким. При сравнении динамики данного показателя к концу I семестра отмечалось выравнивание показателя, различие в его уровне при этом не были статистически значимы (P= 0,319). Начиная со I I семестра, отмечалась положительная динамика, более выраженная в ЭГ. При итоговом контроле в конце IV семестра установлено, что респонденты КГ достигли порогового уровня - B1 (85,8+- 11,7), а респонденты ЭГ - достигли порогового продвинутого уровня - В2 (94,9+- 10,8).

Исследование уровня ПОЯК через проявление характеристики говорение выявило, что как в ЭГ, так и в КГ исходные показатели имели уровень выживания - А1, в I семестре в обеих группах зарегистрирован предпороговый уровень - A2. В КГ во II и III семестрах уровень оставался предпоро-говым - А2 и только в IV семестре он достиг порогового уровня - B1. Респонденты ЭГ во II и III семестрах достигли порогового

Таблица1- Сравнительные данные бальной оценки сформированности характеристик ПОЯК (чтение, говорение, оперирование приемами логического мышления)

группы Баллы М+- G

исходные данные 1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр

◊ чтение

КГ 25,7+- 2,4* 66,1+- 9,7** 77,7+- 11,0* 80,3+- 10,7* 85,8+- 11,7*

ЭГ 22,3+- 2,3* 67,9+- 10,5** 83,1+- 13,1* 91,7+- 12,0* 94,9+- 10,8*

■ говорение

КГ 22,1+- 2,4** 30,6+- 4,4** 37,3+- 5,3* 38,9+- 5,8* 40,7+- 5,6*

ЭГ 21,1+- 2,6** 32,0+- 5,6** 41,1+- 8,3* 44,1+- 6,4* 46,8+- 5,7*

► оперирование приемами логического мышления

КГ 28,3+- 1,6* 94,5+- 12,5** 112,2+- 14,7* 115,7+- 16,1* 122,4+-16,6*

ЭГ 26,2+- 3,3* 99,1+- 13,9** 124,2 +-18,4* 132,0+-18,0* 138,5+-16,6*

* P< 0,001 - значимые различия ** - незначимые различия

◊ Чтение - А1 -<30, A2-65-75, B1-75-90, B2->90 ■ Говорение - А1 -<30, A2-30-40, B1-40-45, B2->45 ►Приемы логического мышления - А1 -<30, A2-85-110, B1-110-135, B2->135

_ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ_

Таблица 2 - Показатели корреляционной связи между экспериментальной методикой и уровнем сформированности характеристик ПОЯК

Исследуемые параметры (характеристики ПОЯК) Показатели коэффицие по критерию кор ;нта r и достоверности P реляции Спирмена

1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр

чтение r- 0,071 P <0,320 r- 0,198 P <0,005 r- 0,454 P <0,001 r- 0,378 P <0,001

говорение r- 0,165 P <0,21 r- 0,302 P <0,001 r- 0,383 P <0,01 r- 0,478 P <0,001

приемы логич. мышления r- 0,179 P <0,012 r- 0,355 P <0,001 r- 0,430 P <0,001 r- 0,494 P <0,001

уровня - В1, а в IV семестре пороговый продвинутый уровень - B2.

Показатели характеристики ПОЯК (оперирование приемами логического мышления) были следующими: исходные данные в КГ и ЭГ соответствуют уровню выживания - А1, в I семестре обе группы достигли предпорогового уровня - А2, а затем во II-III семестрах зарегистрирован как в КГ так и в ЭГ пороговый уровень - В1. В IV семестре в КГ оставался пороговый уровень -В1, а респонденты ЭГ достигли порогового продвинутого уровня - B2.

Для оценки силы и направленности корреляционной связи между исследуемыми признаками, учитывая, что характер распределения большинства исследуемых переменных отличался от нормального, применялся ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Сила корреляционной связи между признаками оценивалась по коэффициенту r и является статистически значимой, при р<0,05. Данные отражены в таблице 2.

Полученные результаты дают основание утверждать, что уровень ПОЯК студентов экспериментальной группы выше, чем в контрольной, за счет организации практико-ориентированной речевой деятельности. Организация такой деятельности представляет собой системный, целенаправленный, мотивированный процесс результатом, которого является повышение качества коммуникативно-познавательной и профессионально-ориентированной деятельности студентов.

Практико-ориентированная деятельность по изучению иностранного языка включающая словесно-диалектический, терми-

но-понятийный и интерактивный способы предусматривает выведение организации речевой деятельности на уровень сложной кооперации, которая способствует переходу от сообщенных к выводным знаниям, умениям от простого к расширенному воспроизводству знаний, с материализацией оценки знаний студентов, что является основой самоконтроля, саморазвития, самообразования и способствует формированию профессионально - ориентированной языковой компетенции [7].

Библиографический список

1. Адольф В. А., Журавлева О. П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2. - С. 21-27.

2. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Развитие профессионального потенциала педагога в условиях обновления образовательной практики.// Инновации в образовании. - №10. - 2011. - С. 14-25.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //Высшее образование. - 2003. - N 5. - С. 42-54.

4. Зорина В. Л., Нургалеев В. С. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством Способа диалектического обучения: монография. - 3-е изд., испр. и доп. - Красноярск: СибГТУ, 2005. - 168 с.

5. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Комкнига, 2007. - 216 с.

6. Паниной Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

7. Юрчук Г. В. Развитие языковой компетентности при изучении английского языка студентами медицинского вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - № 3 (17). - С. 218-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.