Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бокушев Р., Китарова Гульжан Сапаровна, Кондратьева Елена Игоревна, Суванбеков Акбар Анарбекович

В настоящее время происходит активное внедрение информационных технологий в жизнь и работу любого человека, в общем, и в медицину, в частности, это ведет к быстрому увеличению электронной медицинской информации. В связи с этим наступает такой момент, когда любой работник организации здравоохранения, должен в полной мере владеть приемами работы с компьютерными технологиями. В данной статье рассмотрены этапы внедрения информационных технологий в здравоохранение, а также раскрыты проблемы изучения и навыков работы на персональном компьютере работников Национального госпиталя Кыргызской Республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бокушев Р., Китарова Гульжан Сапаровна, Кондратьева Елена Игоревна, Суванбеков Акбар Анарбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

РАЗДЕЛ 2. МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Б0ЛYМ 2. МЕДИЦИНА БИЛИМИНИНИН СУРОООЛОРУ

УДК 615-05

ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Бокушев Р., Китарова Г.С., Кондратьева Е.И., Суванбеков А.А.

Резюме: В настоящее время происходит активное внедрение информационных технологий в жизнь и работу любого человека, в общем, и в медицину, в частности, это ведет к быстрому увеличению электронной медицинской информации. В связи с этим наступает такой момент, когда любой работник организации здравоохранения, должен в полной мере владеть приемами работы с компьютерными технологиями. В данной статье рассмотрены этапы внедрения информационных технологий в здравоохранение, а также раскрыты проблемы изучения и навыков работы на персональном компьютере работников Национального госпиталя Кыргызской Республики.

Ключевые слова: образование, здравоохранение, информационные технологии.

Маалыматтык технологияларды уйренуу, саламаттык сактоо мекемелеринин кызматкерлеринин квалификациясын жогорулатуу ыкмасы

Бокушев Р, Китарова ГС., Кондратьева Е.И., Суванбеков А.А.

Корутунду: Азыркы учурда ар бир адамдын турмушунда жана иштеринде маалыматтык технология-лар активдYY тYPДe жайылтылып жатат, жалпысынан алганда, медицинада, ошону менен бирге эле, бул медициналык электрондук маалыматтарды тез арада кeбeЙYШYнe алып келет. Ошол себептен мындай учур пайда болот, кандай гана убакта болбосун саламаттык сактоо мекемелердин каалаган кызматкери, компьютердик технологиялар менен иштeeнYн ыкмаларын милдетYY тYPДe толук келемде колдоно алат. Бул макалада саламаттык сактоо системасына маалыматтык технологияларды жайылтуу этаптары каралган, ошондой эле Кыргыз Республикасынын Улуттук госпиталдын кызматкерлеринин персональдык компьютерде иштeeлeрYHYн ыктары жана YЙрeнYY маселелери ачылган.

Негизги сездер: билим берYY, саламаттык сактоо, маалыматтык технологиялар

The study of information technology as a means training of health organizations employee

Bokushev R., Kitarova G.S., Kondratieva E.I., Suvanbekov A.A.

Abstact. Currently, an active introduction of information technologies in the life and work of any human being in general and medicine in particular is taking place, which leads to a rapid increase in electronic health records. Thus, a time when any health worker must fully possess all the techniques of working with computer technology. This article describes the stages of implementation of information technology in health care and discloses problems of learning and skills on a personal computer by the Kyrgyz Republic National Hospital workers.

Keywords: education, healthcare, informational technologies.

Актуальность. Современная медицина имеет два приоритетных направления развития. Первое

- это создание новейших лекарственных препаратов, способных избавить человечество от ряда пока еще неизлечимых заболеваний, а также разработка вакцин против новых вирусов. Второе

- повсеместное и поэтапное внедрение в медицину информационных технологий. Именно за инфор-

мационными технологиями будущее - так считают виднейшие ученые современности.

Информационные технологии предполагают два аспекта - разработку программного обеспечения для медицинских целей и соответствующее техническое обеспечение больниц, а также подготовку медицинского персонала и обучение его навыкам работы на персональном компьютере.

с

Большая значимость достоверной и оперативной информации для всех направлений человеческой деятельности, а также непрерывное увеличение объема этой информации делают необходимыми постоянную разработку и внедрение новых информационных технологий. В последние годы активно развиваются компьютерные технологии, а электронная информация все в большей степени вытесняет традиционную.

Эти процессы, правда, с определенным опозданием, происходят и в медицине, где в настоящее время уже существует достаточно большое количество электронных баз данных, издаются электронные журналы, энциклопедии, словари и т.д., большие возможности для медицинских работников открывают электронные сети, в частности Internet.

Активная информатизация деятельности организаций здравоохранения, на основе внедрения современных компьютерных технологий, со всей остротой поставила задачу массового обучения широкого круга медицинских работников всех специальностей основам компьютерной грамотности и медицинской информатики. Целью такого обучения должна стать подготовка врача на уровне пользователя персонального компьютера со знанием возможностей применения вычислительной техники в практике медицинского работника.

Указанная задача может быть решена только совместными действиями факультетов усовершенствования врачей, института повышения и переподготовки кадров и Республиканской научной медицинской библиотеки.

Целью работы является обучение работников организаций здравоохранения навыкам работы на персональном компьютере, работе с электронными носителями, а также оказание им методологической помощи в процессе их работы.

Методы. Важное значение имеет качественный и количественный состав парка вычислительной техники. Каждый слушатель должен иметь возможность индивидуальной работы на современном компьютере. Из этих соображений может определяться количество слушателей в группе, но в любом случае их число не должно превышать 15 человек.

Следующая проблема — это контингент обучаемых. Группы должны формироваться однородными, относительно начального уровня компьютерной подготовки слушателей и по возможности в соответствии с медицинской специализацией.

Как правило, преподаватели самостоятельно разрабатывают программу курса по информационным технологиям, исходя из технического, программного и методического обеспечения, тем не менее, в ней должны быть, представлены основные блоки [3].

Цикл подготовки включает следующие основные блоки.

1. Теоретические основы медицинской инфор-

матики (не более 30% всей длительности цикла).

2. Прикладная информатика (70 %).

Теоретические основы касаются предмета и задач медицинской информатики, рассматриваются вопросы места и значения информатики во врачебной практике.

Прикладная информатика в свою очередь состоит из модулей:

• базовый уровень, включающий знакомство с устройством компьютера, общими принципами его функционирования, программным обеспечением; овладение навыками работы в операционной системе, работы с клавиатурой и основами эксплуатации компьютерной техники;

• пакеты общего назначения, обеспечивающие овладение навыками решения профессиональных медицинских задач в среде Microsoft Office (Word, Excel, Access, компьютерные коммуникации);

• собственно медицинская информатика, включающая знакомство со специализированными пакетами (например, такими как "Рецепт", "КСФ", "Застрахованные граждане" и так далее), а также работа в программе SPSS.

Занятия по прикладной информатике должны включать самостоятельное выполнение слушателями учебных заданий (не менее 30% учебного времени) для закрепления практических навыков.

Несмотря на то, что во многих медицинских вузах накоплен определенный опыт использования компьютерных приложений в учебной практике, существует ряд проблем:

• отсутствие стройной и завершенной теоретической базы, посвященной вопросам проектирования, разработки и внедрения медицинских информационных систем;

• недостаточное количество учебных и методических пособий по использованию информационных систем в учебном процессе;

• недоступность качественного программного обеспечения (в большинстве случаев из-за высокой стоимости).

Таким образом, по окончании вуза будущие медицинские работники не владеют основами необходимых знаний в области информационных технологий, у них не накоплен личный опыт практического использования информационных систем. Выпускники не имеют соответствующей подготовки по их применению для решения профессиональных задач, а также нет осознания потребности в использования средств и методов информационных технологий в своей профессиональной деятельности, отсюда вытекает проблема внедрения информационных технологий в здравоохранение и использования информационных систем врачами в практической деятельности [2].

Результаты. Всё новое всегда пробивает себе дорогу с большим трудом. Переход от бумажных носителей информации к электронным не избавлен от целого ряда объективных сложностей

МЕДИЦИНА

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ МЕДИЦИНСКИМ ЖУРНАЛ

вследствие инерции мышления и нежелания многих отказываться от устоявшихся в сознании стереотипов. Негативно сказывается дороговизна компьютерной базы и её неразвитость в масштабах страны, тотальная компьютерная безграмотность персонала, в особенности старших поколений, а главное - отсутствие достаточно эффективного механизма защиты информации.

Компьютеризация работы врачей носит пока что стихийный характер, сводящийся, главным образом в обеспечении их компьютерной техникой, но не решающий проблемы обучения персонала работе с персональным компьютером и не регламентирующий степень участия его в процессе работы врача. Таким образом, несмотря на наличие компьютера, врачи, не владеющие в достаточной мере знаниями и умениями для работы с ним, не пользуются им, либо используют его недостаточно полно. Таким образом, рабочий процесс не рационализируется и не облегчается, и затраты на компьютерную технику недостаточно окупаются.

Практически вся работа ведётся, как и до компьютеризации, — осмотры и дневники, а также прочая документация пишется от руки. Компьютеры используются, главным образом в целях статистических подсчётов и составления выписных эпикризов в дневном стационаре.

Сеть Интернет также вскоре должна прочно войти в работу врачей — не только как неисчерпаемый источник информации, но и средство общения и обмена опытом с коллегами из других учреждений, городов, стран.

Определённую помощь в компьютеризации участков могут оказать студенты, проходящие практику. Большинство из них владеет информационными технологиями и может не только обучить этому персонал, но и оказать помощь в переводе информации в электронный вариант, создании баз данных и электронных таблиц [1].

И всё же прогресс не остановить: в городе уже сегодня, по многочисленным заявкам, на базе Республиканской научной медицинской библиотеки, действуют курсы «Основы информационных технологий для руководителей здравоохранения» и «Основы информационных технологий для финансовых и экономических работников здравоохранения», утвержденные Начальником Управления кадровой и организационной работы Министерства Здравоохранения.

Целью учебного курса является подготовка работников организаций здравоохранения к эффективному использованию современных информационных технологий для решения содержательных, научно-методических и организационных задач в рамках своей профессиональной деятельности.

Методический подход к изучению данного курса предполагает целенаправленное самостоятельное и совместное обучение в группе, направляемое и контролируемое преподавателями. Оптимальной для данного учебного курса является очная форма

организации учебного процесса, которая требует непосредственного присутствия слушателей на занятии и является наиболее распространенной формой организаций занятий с использованием традиционных методов подачи материала - лекций, семинаров и практических занятий.

Со времени утверждения курсов были обучены более 50 медицинских работников, которые уже сейчас активно используют полученные навыки в своей профессиональной деятельности.

Заключение. Работа по внедрению информационных технологий в медицинскую практику ведется постоянно. Во-первых, производится обучение и переобучение сотрудников. Современному врачу не обойтись без знания медицинской информатики, и не только для общения со сложными приборами, но и для поиска новых путей лечения. Во-вторых, сложные устройства проникают в самые отдаленные регионы, помогая обеспечить всему населению страны надлежащую медицинскую помощь.

Доступная и достоверная информация, которую смогут предложить врачам надёжные ресурсы сети, будет способствовать повышению качества диагностики, лечения, а также улучшению безопасности пациента.

Объединение структурных подразделений клиник в единые информационные сети будет также служить этим целям, а, кроме того, облегчит работу врача. Дальнейшие исследования в области медицины могут принести новые открытия и усовершенствования, равно как и новые проблемы и задачи. Но такие перспективы не могут пока остановить развитие компьютерных технологий и внедрение их в медицину. На том или ином этапе, процесс компьютеризации затронул множество медицинских учреждений и продолжает вовлекать их в своё русло и дальше. Имеющиеся предпосылки — осознание перспективности и удобства компьютеров в работе, а также развитие интереса к их изучению и внедрению позволит ликвидировать имеющиеся на данный момент проблемы и позволит всем врачам совместно решить задачу о разумном союзе человека и электронной машины.

Таким образом, приложение совместных усилий в этом направлении позволит облегчить работу врачей в сравнительно короткие сроки. Перспективы этого процесса огромны. Можно предположить, что при имеющихся предпосылках в организациях здравоохранения компьютер вскоре прочно займёт своё место как помощник и консультант врача.

Список литературы:

1. Антушева Е.В. Компьютерные технологии в работе врача - достижения, препятствия, границы // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 11 - С. 5-10

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.- 89с.

3. Слугин А.А., Волков В.А., Власов В.В. Компьютер для семейного врача //Международный журнал медицинской практики. - 2005 — №5

изучение информационных технологий, как средство повышения квалификации.

контактная информация: Бокушев р, - аспирант Кыргызско-Российского Славянского Университета

Адрес: 720000, Кыргызстан, Бишкек, ул. Киевская, 44. тел.: +(996)312-90-16-91

китарова Гульжан сапаровна, доктор медицинских наук, профессор, директор Республиканской научной медицинской библиотеки, Адрес: 720040, Кыргызстан, Бишкек, ул. Тоголоко-Молдо, 1. тел.: +(996)312-66-20-05, e-mail: g_kitarova@ mz.med.kg

кондратьева Елена игоревна, кандидат фи-

зико-математических наук, и.о. доцента кафедры «Физика, медицинская информатика и биология», Кыргызско-Российского Славянского Университета. адрес: 720000, Кыргызстан, Бишкек, ул. Киевская, 44.

тел.: +(996)312-90-16-91. e-mail: e_kondratieva@ chsd.med.kg

суванбеков Ак6эр анарбекович, кандидат медицинских наук, Министерство здравоохранения Кыргызской Республики, адрес: 720040, Кыргызстан, Бишкек, ул. Московская, 148. тел.: +(996)312-62-37-08, e-mail: a_suvanbekov@mz.med.kg,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.