Психодиагностика и проблемы познания личности
Изучение характерологических изменений индивидуальных признаков почерка как психологических индикаторов при диагностике стресса
Преподаватель В.Л.Линевич Уфимский юридический институт МВД России
С момента опубликования книги Г.Селье ''Стресс жизни" (1959 г.) термин "стресс" прочно укоренился и отождествляется с характером современной жизни. Интерес к этому психофизиологическому феномену обоснован, он несет в себе большое количество загадок, в том числе и негативного плана. К настоящему времени научные изыскания очерчивают большой круг стрессогенных факторов, являющихся пусковым механизмом неспецифической адаптивной реакции организма.
В данной статье мы считаем целесообразным упомянуть лишь те, которые наиболее часто становятся предметом исследований ученых, пытающихся выявить доминантность изучаемого стрессора.
Причиной стрессов могут стать аварии, катастрофы (12); отсутствие специально-психологических структур (семьи, работы) (6); психосоциальные стрессоры (мелкие неприятности) (10); мнение людей об экологии и ее влиянии на них (3); синдром "усталости от жизни" (изменение самоощущения человека, связанное с невозможностью самореализации) (4); отсутствие социальной поддержки и совладаю!цсго поведения (8); излишне интенсивный или монотонный ритм работы и жизни, если при этом человек почему-либо лишен радостного праздничного отдыха (карнавалы, фестивали и т.д.), необходимого для полного восстановления работоспособности и жизнедеятельности; чрезмерные рабочие нагрузки, не оставляющие сил для отдыха и общения с семьей, учебы, творчества; скученность населения, шум и неэстетичность среды обитания, нередко сопутствующие большим городам, и многое другое (5).
При изучении стресса анализируются, как правило, не только источники стресса в виде его психологической или физиологической оценки, но и процессы совладания со стрессовой реак-
цией, проводится оценка комплексного воздействия стрессора на тело и психику.
Существует ряд методик, часть из которых непосредственно оценивает уровень стрессовой реакции:
— опросник стиля совладающего поведения, измеряющий не реакцию на стресс, а ресурсы, существующие до возникновения стрессора и определяющие сопротивляемость ему (9, 14);
— опросник Brief Sympton Inventory, выявляющий симптомы психического дистресса (11);
— метод выявления личностных факторов реагирования на стресс (the stress reactivy index)
(7);
— опросник стрессогенных событий (15).
Имеются также методики, оценивающие преимущественно эмоциональное состояние и психофизиологические свойства личности, которые выступают коррелирующими показателями данных психофизиологических явлений и процессов протекания стресса в организме (его наличие, фазы стрессовой реакции);
— MMPI (метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого, в частности, невротическая триада (10), повышение профиля по 7-й шкале в сочетании с завышенными 2-й и 8-й шкалами);
— цветовой тест Люшера (выявляющий не только осознанное отношение, но также и неосознанные реакции (например, -6; -6-0; -6-2; -6-3; -7-2; -7-3; -7-4; -7-5; -7-6);
— 16-факторный тест Кеттлера: блок эмоционально-волевых особенностей личности: факторы С, G, I, О, Q3, Q4, вторичный фактор F1;
— метод рисуночной фрустрации Розенцвсйга, выявляющий реакции организма (напряжение, агрессию, фиксацию), препятствующие деятельности и удовлетворению потребностей личности;
— личностный опросник Айзенка, определяющий уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности, как форма адаптационного поведения респондента;
— тест ситуационной и личностной тревожности Спилбергера—Хапина: исследование уровня тревожности в данный момент и уровня тревожности как устойчивой характеристики личности;
— опросник Изорда, выявляющий доминирование и подавление одной или фуппы базовых эмоций, формирующих эмоциональные варианты реагирования личности, в частности, горе, отвращение, страх;
— метод иридодиагностики, позволяющий констатировать "круги напряжения", являющийся отражением не только стресса как такового, но и
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1997, М'2 (6)
длительности воздействия стресса на организм (увеличение количества "кругов напряжения");
— рисуночные пробы - "Нарисуй человека" Гудинафа-Маховера, "Дом-дерево-человек" Дж.Бука — применяются с целью исследования индивидуальных особенностей личности (тревожности, эмоциональной либильности, депрессии) (11).
Необходимость использования такого многообразия методик диктуется следующими обстоятельствами: стресс не является одномерным и, следовательно, требует различных уровней анализа психологического и физиологического стресса, стресса и дистресса, а также трех видов "выхода" из стресса (ущерб, угроза, испытание); оценка служит когнитивным медиатором реакции на стресс, опосредуя требования среды и иерархию целей индивида; немаловажен и процесс со-владания, зависящий от контекста и, в свою очередь, двояко влияющий на стрессовую реакцию (13).
Все это заставляет ученых разрабатывать методики, которые способствовали бы изучению и коррекции феномена стресса. На кафедре психологии и педагогики в деятельности ОВД Уфимского юридического института МВД России совместно с кафедрой психологии БГУ и психологическим факультетом Уфимского филиала МГУ им.М.В.Ломоносова разработана методика пси-хо-графологической диагностики ситуационно обусловленной стрессовой реакции. В ходе исследования были изучены индивидуальные изменения признаков почерка вне стресса и при его воздействии у 134 респондентов (слушателей УЮИ МВД России) мужского пола, в возрасте от 19 до 24 лет. Для выявления характерологических признаков почерка, а также их изменений в стрессе использовались следующие методики: "Характер по почерку" (С.Ф.Спичак, 1995) и "Методика дифференции рукописей на мужские и женские" (П.Г.Кулагин, А.И.Колонутова, 1970). Были получены достоверно значимые (при Р<0,5) индивидуальные графологические индикаторы эмоционального стресса:
— снижение размера букв;
— изменение наклона букв;
— характер написания букв в словах (смешанны й стиль);
— общая характеристика почерка (изменение от неровного к неразборчивому);
— неодинаковый размер надстрочных элементов в буквах "б", "в", "д";
— различная конфигурация надстрочного элемента в букве "й";
— отсутствие надстрочной части первого элемента в букве "р";
— правоокружное направление движения при выполнении буквы "р";
— дугообразные начальные штрихи в буквах "и", "ш", "у", "ц", "щ";
— исчезновение надстрочного элемента в букве "д".
Полученные данные позволяют за короткое время и без привлечения технических средств использовать разработанную методику для диагностирования личности с целью выявления
стресса, стрессоустойчивости индивида, что с успехом может быть использовано как при профотборе, так и при разработке индивидуальных кор-рекционных программ тренинга, для минимизации воздействия дистресса.
В заключение считаем необходимым отметить, что целью данной статьи было не только ознакомление с психодиагностическими методиками выявления стресса, его последствий, но и желание обратить внимание, что "время стрессов" не миновало, и наша задача - популяризировать знания о стрессе и методах предотвращения его негативных последствий, так как от этого зависят социальное благополучие, профессиональный успех, здоровье и в определенной степени — жизнь человека.
Литература
1. Альманах психологическихтсстов. М; "КСП", 1996. -416 с.
2. Аминев Г.А., Родионова А.Е., Кудашев А..Р.
К спектральному анализу синтактических ритмов письменной речи // Психологический журнал. - М.: Наука. - Т.14. - № 1993. - С. 85-89.
3. Деларю В.В. Экология и психическое здоровье: неправильное знание людей способствует их неврати-зации: (Докл.) // Второй Национальный конгресс по профилактической медицине. — Спб, 1995. - С.52-57.
4. Енгалычев В.Ф. Диагностика синдрома "усталости от жизни" // Психологические травматические стрессы сегодня: Сб. тез. конф. / РАН: Ин-т психол. -М., 1994. - С.9-11.
5. Чсрноушек М.. Психологи я жизненной среды. — М: Мысль, 1989. - С.18.
6. Adams Scot. L., Waskel S.A. Late onset alcoholism Stre?s or structure // J.Psychol. - 1993. - V.127. - № 3. -P. 329-334.
7. Bulhena A., Martin-Santos R-, Gonzales lie Rivera I.L., Gonzalez Pinto F. Factores de esteis у ansiedad // Rev. psiquiat. Fac med Barcelona. — 1991. - 18. — № 7. - Suppl. Fnn. - P.295-304.
8. Coyne .lames C., Dewney Gelaldine. Social factors and phychopathology: Stress, social support and coping processes. //Ann. Rev. Psychol. - Vol.42. - Palo Alto (Calif). -1991. - P. 401-425.
9. FJide Dawua M., Holm Jeffrey T. Stressanol headache: canparisons of migraine, tension, and headache: canparisons of migraine, tension and headache — free subjecta // Headache Quart.: Curr Treat. - 1992. -*V. 3. - № 1. -P.54-60.
10. Fernandez E., Sheffield .1. Phychosocial stressor; predicting headache occurrence: The major role of minor hassles // Headache Quart.: Curr. Treat, and Res. - 1995. -V.6. - № 3. - P.215-220.
11. Hale W. Daniel, Cocliran C.D. Ade differences in selfreported symptoms of psychological distress // J. Clin. Psychol. - 1992. - V. 48. - № 5. - P.633-637.
12. Josph S., Yule W., Williams R., Holdkinson P. The Herald of Free Enterprise disaster: Measuring posttraumatic svmptoms 30 months on. // Brit. J.Clin. Psychol. - 1993. -V.32. - № 3. - P.327-331.
13. La/.arus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing qutlooks.// Annu. Rev. Psychol. - V.44. - Palo Alto (Calif.), 1993. - P.1-21.
14. Lcihvedel S. Peronliglied og socialt stress ved skizobren psvkose og depressiv sindslidelse // Ugeskr. Laeger.
- 1994. - V. 156. - № 32. - S.4594.
15. Zuckerman D.M. Stress, Self-esteem and mental health: How does gender make a difference? // Sex Roles.
- 1989. - Vol.20. - № 7-8. - P.429-444.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1997, №2 (б)