Научная статья на тему 'Изучение характерологических изменений индивидуальных признаков почерка как психологических индикаторов при диагностике стресса'

Изучение характерологических изменений индивидуальных признаков почерка как психологических индикаторов при диагностике стресса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
390
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В.Л.Линевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение характерологических изменений индивидуальных признаков почерка как психологических индикаторов при диагностике стресса»

Психодиагностика и проблемы познания личности

Изучение характерологических изменений индивидуальных признаков почерка как психологических индикаторов при диагностике стресса

Преподаватель В.Л.Линевич Уфимский юридический институт МВД России

С момента опубликования книги Г.Селье ''Стресс жизни" (1959 г.) термин "стресс" прочно укоренился и отождествляется с характером современной жизни. Интерес к этому психофизиологическому феномену обоснован, он несет в себе большое количество загадок, в том числе и негативного плана. К настоящему времени научные изыскания очерчивают большой круг стрессогенных факторов, являющихся пусковым механизмом неспецифической адаптивной реакции организма.

В данной статье мы считаем целесообразным упомянуть лишь те, которые наиболее часто становятся предметом исследований ученых, пытающихся выявить доминантность изучаемого стрессора.

Причиной стрессов могут стать аварии, катастрофы (12); отсутствие специально-психологических структур (семьи, работы) (6); психосоциальные стрессоры (мелкие неприятности) (10); мнение людей об экологии и ее влиянии на них (3); синдром "усталости от жизни" (изменение самоощущения человека, связанное с невозможностью самореализации) (4); отсутствие социальной поддержки и совладаю!цсго поведения (8); излишне интенсивный или монотонный ритм работы и жизни, если при этом человек почему-либо лишен радостного праздничного отдыха (карнавалы, фестивали и т.д.), необходимого для полного восстановления работоспособности и жизнедеятельности; чрезмерные рабочие нагрузки, не оставляющие сил для отдыха и общения с семьей, учебы, творчества; скученность населения, шум и неэстетичность среды обитания, нередко сопутствующие большим городам, и многое другое (5).

При изучении стресса анализируются, как правило, не только источники стресса в виде его психологической или физиологической оценки, но и процессы совладания со стрессовой реак-

цией, проводится оценка комплексного воздействия стрессора на тело и психику.

Существует ряд методик, часть из которых непосредственно оценивает уровень стрессовой реакции:

— опросник стиля совладающего поведения, измеряющий не реакцию на стресс, а ресурсы, существующие до возникновения стрессора и определяющие сопротивляемость ему (9, 14);

— опросник Brief Sympton Inventory, выявляющий симптомы психического дистресса (11);

— метод выявления личностных факторов реагирования на стресс (the stress reactivy index)

(7);

— опросник стрессогенных событий (15).

Имеются также методики, оценивающие преимущественно эмоциональное состояние и психофизиологические свойства личности, которые выступают коррелирующими показателями данных психофизиологических явлений и процессов протекания стресса в организме (его наличие, фазы стрессовой реакции);

— MMPI (метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого, в частности, невротическая триада (10), повышение профиля по 7-й шкале в сочетании с завышенными 2-й и 8-й шкалами);

— цветовой тест Люшера (выявляющий не только осознанное отношение, но также и неосознанные реакции (например, -6; -6-0; -6-2; -6-3; -7-2; -7-3; -7-4; -7-5; -7-6);

— 16-факторный тест Кеттлера: блок эмоционально-волевых особенностей личности: факторы С, G, I, О, Q3, Q4, вторичный фактор F1;

— метод рисуночной фрустрации Розенцвсйга, выявляющий реакции организма (напряжение, агрессию, фиксацию), препятствующие деятельности и удовлетворению потребностей личности;

— личностный опросник Айзенка, определяющий уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности, как форма адаптационного поведения респондента;

— тест ситуационной и личностной тревожности Спилбергера—Хапина: исследование уровня тревожности в данный момент и уровня тревожности как устойчивой характеристики личности;

— опросник Изорда, выявляющий доминирование и подавление одной или фуппы базовых эмоций, формирующих эмоциональные варианты реагирования личности, в частности, горе, отвращение, страх;

— метод иридодиагностики, позволяющий констатировать "круги напряжения", являющийся отражением не только стресса как такового, но и

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1997, М'2 (6)

длительности воздействия стресса на организм (увеличение количества "кругов напряжения");

— рисуночные пробы - "Нарисуй человека" Гудинафа-Маховера, "Дом-дерево-человек" Дж.Бука — применяются с целью исследования индивидуальных особенностей личности (тревожности, эмоциональной либильности, депрессии) (11).

Необходимость использования такого многообразия методик диктуется следующими обстоятельствами: стресс не является одномерным и, следовательно, требует различных уровней анализа психологического и физиологического стресса, стресса и дистресса, а также трех видов "выхода" из стресса (ущерб, угроза, испытание); оценка служит когнитивным медиатором реакции на стресс, опосредуя требования среды и иерархию целей индивида; немаловажен и процесс со-владания, зависящий от контекста и, в свою очередь, двояко влияющий на стрессовую реакцию (13).

Все это заставляет ученых разрабатывать методики, которые способствовали бы изучению и коррекции феномена стресса. На кафедре психологии и педагогики в деятельности ОВД Уфимского юридического института МВД России совместно с кафедрой психологии БГУ и психологическим факультетом Уфимского филиала МГУ им.М.В.Ломоносова разработана методика пси-хо-графологической диагностики ситуационно обусловленной стрессовой реакции. В ходе исследования были изучены индивидуальные изменения признаков почерка вне стресса и при его воздействии у 134 респондентов (слушателей УЮИ МВД России) мужского пола, в возрасте от 19 до 24 лет. Для выявления характерологических признаков почерка, а также их изменений в стрессе использовались следующие методики: "Характер по почерку" (С.Ф.Спичак, 1995) и "Методика дифференции рукописей на мужские и женские" (П.Г.Кулагин, А.И.Колонутова, 1970). Были получены достоверно значимые (при Р<0,5) индивидуальные графологические индикаторы эмоционального стресса:

— снижение размера букв;

— изменение наклона букв;

— характер написания букв в словах (смешанны й стиль);

— общая характеристика почерка (изменение от неровного к неразборчивому);

— неодинаковый размер надстрочных элементов в буквах "б", "в", "д";

— различная конфигурация надстрочного элемента в букве "й";

— отсутствие надстрочной части первого элемента в букве "р";

— правоокружное направление движения при выполнении буквы "р";

— дугообразные начальные штрихи в буквах "и", "ш", "у", "ц", "щ";

— исчезновение надстрочного элемента в букве "д".

Полученные данные позволяют за короткое время и без привлечения технических средств использовать разработанную методику для диагностирования личности с целью выявления

стресса, стрессоустойчивости индивида, что с успехом может быть использовано как при профотборе, так и при разработке индивидуальных кор-рекционных программ тренинга, для минимизации воздействия дистресса.

В заключение считаем необходимым отметить, что целью данной статьи было не только ознакомление с психодиагностическими методиками выявления стресса, его последствий, но и желание обратить внимание, что "время стрессов" не миновало, и наша задача - популяризировать знания о стрессе и методах предотвращения его негативных последствий, так как от этого зависят социальное благополучие, профессиональный успех, здоровье и в определенной степени — жизнь человека.

Литература

1. Альманах психологическихтсстов. М; "КСП", 1996. -416 с.

2. Аминев Г.А., Родионова А.Е., Кудашев А..Р.

К спектральному анализу синтактических ритмов письменной речи // Психологический журнал. - М.: Наука. - Т.14. - № 1993. - С. 85-89.

3. Деларю В.В. Экология и психическое здоровье: неправильное знание людей способствует их неврати-зации: (Докл.) // Второй Национальный конгресс по профилактической медицине. — Спб, 1995. - С.52-57.

4. Енгалычев В.Ф. Диагностика синдрома "усталости от жизни" // Психологические травматические стрессы сегодня: Сб. тез. конф. / РАН: Ин-т психол. -М., 1994. - С.9-11.

5. Чсрноушек М.. Психологи я жизненной среды. — М: Мысль, 1989. - С.18.

6. Adams Scot. L., Waskel S.A. Late onset alcoholism Stre?s or structure // J.Psychol. - 1993. - V.127. - № 3. -P. 329-334.

7. Bulhena A., Martin-Santos R-, Gonzales lie Rivera I.L., Gonzalez Pinto F. Factores de esteis у ansiedad // Rev. psiquiat. Fac med Barcelona. — 1991. - 18. — № 7. - Suppl. Fnn. - P.295-304.

8. Coyne .lames C., Dewney Gelaldine. Social factors and phychopathology: Stress, social support and coping processes. //Ann. Rev. Psychol. - Vol.42. - Palo Alto (Calif). -1991. - P. 401-425.

9. FJide Dawua M., Holm Jeffrey T. Stressanol headache: canparisons of migraine, tension, and headache: canparisons of migraine, tension and headache — free subjecta // Headache Quart.: Curr Treat. - 1992. -*V. 3. - № 1. -P.54-60.

10. Fernandez E., Sheffield .1. Phychosocial stressor; predicting headache occurrence: The major role of minor hassles // Headache Quart.: Curr. Treat, and Res. - 1995. -V.6. - № 3. - P.215-220.

11. Hale W. Daniel, Cocliran C.D. Ade differences in selfreported symptoms of psychological distress // J. Clin. Psychol. - 1992. - V. 48. - № 5. - P.633-637.

12. Josph S., Yule W., Williams R., Holdkinson P. The Herald of Free Enterprise disaster: Measuring posttraumatic svmptoms 30 months on. // Brit. J.Clin. Psychol. - 1993. -V.32. - № 3. - P.327-331.

13. La/.arus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing qutlooks.// Annu. Rev. Psychol. - V.44. - Palo Alto (Calif.), 1993. - P.1-21.

14. Lcihvedel S. Peronliglied og socialt stress ved skizobren psvkose og depressiv sindslidelse // Ugeskr. Laeger.

- 1994. - V. 156. - № 32. - S.4594.

15. Zuckerman D.M. Stress, Self-esteem and mental health: How does gender make a difference? // Sex Roles.

- 1989. - Vol.20. - № 7-8. - P.429-444.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1997, №2 (б)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.