Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1128
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Наталья Викторовна, Куценко Елена Сергеевна

В статье представлено описание и результаты экспериментального исследования, посвященного изучению готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Наталья Викторовна, Куценко Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF LITERACY READINESS IN CHILDREN WITH SEVERE SPEECH IMPAIRMENTS

The article presents a description and results of an experimental study on the readiness to learn to read and write in children of senior preschool age with severe speech disorders.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Н.В. Макарова, Е.С. Куценко

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлено описание и результаты экспериментального исследования, посвященного изучению готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, обучение грамоте, фонематические процессы, зву-копроизношение, языковой анализ и синтез.

N.V. Makarova, E.S. Kutsenko

A STUDY OF LITERACY READINESS IN CHILDREN WITH SEVERE SPEECH

IMPAIRMENTS

Abstract. The article presents a description and results of an experimental study on the readiness to learn to read and write in children of senior preschool age with severe speech disorders.

Keywords: severe speech disorders, literacy, phonemic processes, sound pronunciation, language analysis and synthesis.

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи является одной из актуальных педагогических проблем, изучением которой занимались учёные в области логопедии, психологии и кор-рекционной педагогики - Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.А. Каше, А.И. Гвоздев, Н.Х. Швачкин и др. В специальной литературе отмечается, что при недостаточной готовности к обучению грамоте у детей с речевыми расстройствами наблюдаются трудности в успешном овладении школьной программой, которые в дальнейшем проявляются в несформированности навыков чтения и письма.

Как показывают данные ряда авторов, в среднем у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Это объясняется тем, что тяжёлые нарушения речи проявляются в значительном отклонении от нормы формирования фонематической и фонетической систем, а также мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.

В связи с тем, что число детей с отклонениями в развитии, в том числе и с тяжёлыми нарушениями речи, растет с каждым годом, проблема обучения грамоте детей данной категории - одна из актуальных педагогических проблем.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи представляют собой особую группу, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но имеются значительные нарушения речи, влияющие на развитие психики. Понятие «тяжёлые нарушения речи» является собирательным и включает разнообразные речевые нарушения: алалию, дизартрию, ринолалию, логоневроз, заикание, афазию, общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Помимо недостатков звукопроизношения, которые легко выявляются и, чаще всего, принимаются за определяющий показатель логопедического заключения (диагноза), у детей данной группы имеется целый комплекс расстройств речевых функций: фонематическое недоразвитие речи, нарушение произношения слов сложной слоговой структуры, бедность и ограниченность словаря, аграм-матизмы в речи, а также трудности овладения языковым анализом и синтезом, операциями сравнения и обобщения. О.Ф. Богатая пишет: «Несформированность слухового восприятия затрудняет развитие коммуникативной функции речи, накладывает отпечаток на сформированность сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие или своеобразное развитие которых выступает как вторичные нарушения» [1, 6]. Все это в комплексе приводит к трудностям при обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи.

Известный ученый в области психологии Л.С. Выготский отмечал, что обучение грамоте необходимо проводить на конкретной стадии развития ребенка, когда его психические функции находятся на уровне созревания. Эффективность в обучении грамоте, согласно суждению Л.С. Выготского, возможно достичь при полном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: степени развития его мышления, восприятия, речи, памяти [2, 9].

Р.Е. Левина выявила взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой. Роза Евгеньевна доказала, что обучение детей письму и чтению будет эффективным лишь тогда, когда у них полностью сформировано познавательное, осмысленное отношение к речи, и, в том числе, понимание звуковой структуры языка и владение его словарным запасом [4, 87]. Поэтому одной из важнейших и актуальных задач коррекционного обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) является выявление трудностей при обучении их грамоте.

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.Б. Чиркина в своих работах отмечают, что содержание изучаемого материала должно преподноситься детям с опорой на ведущую для дошкольного возраста деятельность, которую необходимо организовать так, чтобы использовались разнообразные обучающие формы взаимодействия: игра-занятие, игра-урок [5, 196].

Поэтому процесс обучения грамоте старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи должен соответствовать ряду условий, которые определила Р.Е. Левина [4, 86]:

- обучение грамоте проводится только на правильно произносимых звуках;

- порядок изучения звуков и букв отличается от того, который используется в общеразви-вающих группах детских садов и начальных классах общеобразовательных школ. Учитывается возможность различения звуков на слух и усвоение их в произношении;

- скорость прохождения всех звуков речи, а также букв, наиболее медленная, чем в традиционной программе обучения;

- значительное внимание отводится формированию умения ориентироваться в звукобук-венном составе слова, что является значимым компонентом, в отсутствии которого не может быть освоена грамота;

- лексический материал, который применяется в ходе обучения грамоте, должен был знаком детям;

- в течение всего периода обучения грамоте ведется углубленная работа по развитию всех компонентов речи: звукового состава слова, лексико-грамматического и фонетического строя, а также связной речи.

Прогрессивным методом овладения грамотой является звуковой аналитико-синтетический метод. В его основе лежит знакомство детей с основными звуками русского языка, обучение слышать их и выделять из речи, обозначать буквами. Также особое внимание уделяется элементарному звуковому анализу и синтезу. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах.

Все перечисленное определило цель нашей научной работы: изучить готовность к обучению грамоте у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: у детей с тяжелыми нарушениями речи не сформирована готовность к обучению грамоте, что обусловлено недоразвитием отдельных компонентов речевой системы.

Цель определила следующие задачи исследования.

1. Изучить, осмыслить и критически проанализировать специальную научно-теоретическую литературу и опыт педагогов-практиков по проблеме обучения грамоте детей дошкольного возраста.

2. Разработать и апробировать программу логопедического обследования, направленного на выявление готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

3. Осуществить количественно-качественный анализ результатов логопедического обследования и сформулировать выводы об особенностях речи детей экспериментальной группы.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по обучению грамоте и коррекции выявленных нарушений в развитии речи детей.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ логопедической и психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

- наблюдение;

- беседа с детьми, педагогами;

- диагностические методы исследования уровня развития звукопроизношения, фонетического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

- статистические методы обработки данных.

Экспериментальная работа включает следующие этапы:

Первый этап (февраль 2022 г.) - анализ специальной научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования, разработка методики обследования детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Второй этап (март - апрель 2022 г.) - апробация методики обследования, анализ и систематизация материалов экспериментального исследования.

Третий этап (май 2022 г.) - разработка методических рекомендаций по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи, формулировка выводов экспериментального исследования.

Для достижения цели экспериментального исследования была проведена опытная работа на базе МБДОУ д/сада № 15 «Радуга» г. Таганрога Ростовской области. В экспериментальную группу вошли 10 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: «Дизартрия, общее недоразвитие речи II и III-го уровня (ОНР)».

Для реализации экспериментального исследования нами была разработана диагностическая методика, направленная на выявление готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Учитывая анализ теоретических и методических разработок Т.Б. Фили-чевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, нами были созданы критерии анализа ответов детей и определены уровни оценки речевой готовности к обучению грамоте детей экспериментальной группы [5, 38-42; 3, 112-142].

В соответствии с рекомендациями ученых, разработанная нами программа логопедического обследования включает следующие разделы [5, 173]:

1. Изучение фонематического восприятия.

2. Обследование звукопроизношения.

3. Изучение сформированности навыков звукового анализа и синтеза.

Опишем подробнее содержание программы обследования.

Раздел 1. Обследование фонематического восприятия. Задания данного раздела направлены на изучение у дошкольников умения различать и узнавать звуки речи (фонемы), а также уровня сфор-мированности навыков слухового внимания и памяти, необходимых для дальнейшего развития у дошкольников способностей различать и дифференцировать речевые звуки. Данная работа осуществлялась при помощи серии специальных упражнений и игр. Представим некоторые из них.

«Следопыт». Задание направлено на исследование сформированности умения выделять заданный звук из ряда слов. Детям предлагается выделить на слух как гласные, так и согласные звуки: [З], [П], [У], [А].

Для проведения диагностики был определён следующий речевой материал: пёс, коза, зонт, бочка, почка, бант, сад, утка, суп, дом, сад, арбуз. В соответствии с критериями каждый предложенный звук оценивается отдельно на материале слов.

«Фантазеры». Цель задания: исследование умения придумать слово с заданным звуком. Для проведения диагностики нами был отобран речевой материал, включающий гласные и согласные звуки [У] [О] [С] [П] [Ш].

Для раздела 1 предусмотрены следующие критерии оценки ответов детей:

3 балла: правильный ответ с первой попытки.

2 балла: допустил 1 -2 ошибки, но исправил их самостоятельно.

1 балл: правильный ответ со 2-3 попытки, потребовалась помощь логопеда.

0 баллов: неверный ответ

Раздел 2. Обследование звукопроизношения. В соответствии с рекомендациями Т.Б. Филиче-вой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, диагностическая работа данного блока проводится поэтапно [5, 42]:

1 этап. Осмотр строения и функций органов артикуляционного аппарата.

2 этап. Обследование звукопроизношения согласных звуков раннего и позднего онтогенеза.

Для исследования звукопроизношения используются изолированные звуки, слоги и слова, в которых изучаемые звуки находятся в трех позициях: в начале, середине и в конце слова. Кроме того, состояние звукопроизношения проверяется в самостоятельной, свободной монологической речи детей. С этой целью им предлагается пересказать знакомую сказку и прочесть наизусть любимый стих.

3 этап. Изучение в речи дифференциации смешиваемых звуков.

Важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: сонорных согласных внутри данной группы, свистящих - шипящих, аффрикат и компонентов, входящих в их состав, то есть, всех тех фонем, которые чаще всего нарушаются в речи детей-логопатов.

Критерии оценивания по разделу 2:

3 балла: верное произношение звука в разных речевых ситуациях.

2 балла: правильно произносит изолированно и отражённо, но иногда подвергается искажениям или заменам в самостоятельной речи.

1 балл: искажение или замена во всех речевых ситуациях.

0 баллов: не произносит.

Раздел 3. Обследование сформированности навыков звукового анализа и синтеза проводится по следующему алгоритму:

1) вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, конец слова).

Описание. Для обследования указанного действия детям предлагаются следующие задания: определить в словах первый и последний звук, для чего рекомендуется использовать слова с разной слоговой структурой. Т

Речевой материал: мак, утка, носки, окно, крыша.

2) определение количества слов в предложении.

Описание. Детям предлагается прослушать 3 предложения из трех, четырех и пяти слов. Дается задание - на слух определить количество слов в каждом предложении.

Речевой материал. Мама купила хлеб; Ваня пьёт сладкий сок; Ваня пьёт сладкий яблочный сок.

3) определение количества звуков в слогах и словах.

Описание. Детям предлагается прослушать ряд, состоящий из 6 слогов и 4 слов разного состава, в которых необходимо определить количество звуков.

Речевой материал: ау, иа, ам, ок, па, су, кот, дом, коза, рама.

4) определение количества слогов в слове.

Описание. Детям предлагается прослушать 5 слов разного слогового состава и определить количество слогов в каждом слове.

Речевой материал: сом, куст, туча, баран, чемодан.

Каждое задание данного раздела оценивается по следующей шкале:

3 балла: правильный ответ с первой попытки.

2 балла: допустил 1-2 ошибки, но исправился самостоятельно.

1 балл: правильный ответ со 2-3 попытки, потребовалась помощь логопеда.

0 баллов: неверный ответ

Анализ результатов констатирующего исследования, направленного на изучение готовности к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи, позволил выявить следующие результаты.

Раздел 1. Обследование фонематического восприятия.

Изучение ответов детей по заданию 1 показало, что 60% испытуемых принимают и понимают инструкцию, но испытывают трудности в акустической дифференциации фонем. Исследование выявило у них следующие ошибки: 1) замены и смешения звуков, похожих по артикуляционно-акусти-ческим свойствам, такие как: шипящие - свистящие (вместо ша-жа-ша - ша-ша-ша, вместо са-ша-

са - за-са-за); аффрикаты и их компоненты (вместо ча-тя-ча - ча-ся-ся), которые проявляются у дошкольников при отраженном проговаривании слоговых рядов; 2) многократное повторение одного и того же слога (вместо са-за-са - са-за-са-са-са), что связано, по нашему мнению, с недостатками слухового восприятия.

Исследование показало, что 30% испытуемых преимущественно допускали ошибки, связанные с нарушением акустической дифференциации согласных звуков, парных по звонкости-глухости и твердости-мягкости (вместо ба-па-ба произносили па-па-па, вместо га-ка-га произносили ка-ка-ка). Кроме того, у опрошенных наблюдалась полная перестановка звуковых рядов (вместо са-за-са - за-са-за, вместо ла-ра-ла - ра-ла-ра).

Анализ ответов детей по заданию 2 «Следопыт» позволил вывить, что ни один испытуемый не смог выполнить его без ошибок. 40% детей при выделении заданного звука из ряда слов допускали 1-2 ошибки, но самостоятельно их исправляли. Другие 40% дошкольников испытывали трудности при узнавании заданного звука в составе слов: они пропускали элементы слова, где содержался заданный звук или выделяли слова, не содержащие данной фонемы. Остальные 20% детей экспериментальной группы не справились с заданием: они часто отвлекались и хаотично хлопали на каждое называемое слово.

Исследование позволило констатировать, что в задании 3 «Фантазёры» половина детей экспериментальной группы (50%) с логопедическим заключением: ОНР-Ш уровня смогли самостоятельно придумать слова с заданными звуками: Оля, сумка, суп, шарф, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития фонематических представлений. 20% испытуемых смогли подобрать слова со звуками [о] и [ш] только после наводящих вопросов взрослого. 30% участников группы, имеющие логопедическое заключение: ОНР-П уровня, показали самые низкие результаты. Один ребенок смог придумать слово только со звуком [п] - папа. Остальные дети не дали правильных ответов даже после стимулирующей помощи. Результаты логопедического обследования детей экспериментальной группы по разделу 1 представлены на рисунке 1.

Представленная диаграмма демонстрирует, что никто из участников экспериментальной группы не набрал 11 максимальных баллов. Половина всех испытуемых набрали от 7 до 9 баллов, что является средним показателем. 20% испытуемых набрали от 4 до 6 баллов, что говорит о низком уровне сформированности фонетического восприятия. Остальные 30% получили от 0 до 3 баллов, что является самым низким результатом.

11

Рис. 1. Результаты обследования по разделу 1 в баллах.

Таким образом, исследование выявило, что половина всех испытуемых с общим недоразвитием речи-Ш имеют средний уровень развития фонематического восприятия, 20% обследованных имеют низкий уровень, а 30% детей, имеющие логопедическое заключение: общее недоразвитие речи II уровня, показали самые низкие результаты. Детей с высоким уровнем не выявлено. Результаты исследования, направленного на изучение состояния фонематического восприятия у детей с ТНР, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень развития фонематических процессов у старших дошкольников с ТНР в %.

Раздел 2. Обследование звукопроизношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ материалов логопедического обследования по данному разделу показал, что 70% детей имеют сигматизмы шипящих звуков, которые проявляются на уровне слов, предложений и в свободной речи в виде замен и искажений (вместо шуба - жуба, вместо душ - дус, вместо щенок - сенок). У 20% испытуемых выявлено межзубное произношение свистящих звуков во всех речевых ситуациях (вместо собака - фабака, вместо зоря - форя). Еще у 20% детей наблюдалось нормированное произношение звука [з] изолировано, но в словах, предложениях, а также самостоятельной речи констатированы замены свистящего согласного на звук [ж] (вместо Зоя - Жоя, вместо глаз - глаж).

У 40% испытуемых выявлены нарушения произношения сонорных звуков [р - р'] [л - л'], которые выражаются в пропусках звуков в словах и предложениях (вместо рука - ука, вместо дыра -дыа, вместо лопух - опух, вместо волосы - воосы, вместо ремень - емень, вместо олень - оень).

Практически у 50% группы имеют место нарушения речевой дифференциации свистящих-шипящих звуков, что проявляется в смешениях и заменах на уровне слогов, слов и предложений (вместо зонт - сонт, вместо зима - сима, вещество - весество).

У 20% испытуемых, имеющих логопедическое заключение: общее недоразвитием речи 2-го уровня, наблюдались грубые нарушения звукопроизношения, которые выражаются в смазанном, неточном произношении основных групп звуков во всех речевых ситуациях (вместо салат - аат, вместо жучок -учо, вместо глаза - сказа). Графические результаты представлены на рисунке 3.

Диаграмма демонстрирует, что никто из участников экспериментальной группы не набрал максимальное количество баллов - 9 б. 30% детей получили от 5 до 6 баллов, что является средним показателем; 40% испытуемых набрали от 3 до 4 баллов, что говорит о низком уровне развитии звукопроизношения. Остальные 30% получили от 0 до 2 баллов, что является самым низким результатом.

5 5

lll.l.lll

\\\\ ЧАЛЧЧ \

ч ч

6

Рис. 3. Результаты обследования по разделу 2 в баллах. Таким образом, исследование выявило, что 30% испытуемых, имеющих логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня, имеют средний уровень развития звукопроизношения, 40% детей - низкий уровень, а 30% детей, имеющих логопедическое заключение: общее недоразви-

тием речи II уровня, показали самые низкие результаты. Детей с высоким уровнем не выявлено. Результаты исследования, направленного на изучение состояния звукопроизношения у детей с ТНР представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Уровень развития звукопроизношения у старших дошкольников с ТНР в %.

Раздел 3. Обследование сформированности навыков звукового анализа и синтеза.

В ходе проведения первого задания было выявлено, что 30% опрошенных успешно справились с данным заданием; 40% детей экспериментальной группы затруднялись в определении позиции начального и конечного согласного в словах: сок, рука, мак, дом, стакан; при этом они безошибочно определили позицию начального и конечного ударного гласного звука: утка, аист, носки, окно.

20% испытуемых не смогли справится с заданием, долго молчали, а затем отказались от его выполнения. Исследование показало, что стимулирующая помощь взрослого не принесла положительных результатов.

Для 10% детей инструкция данного раздела оказалась недоступной. На вопрос: «Какой первый звук в слове Утка?», был получен ответ поезд. На вопрос: «Какой первый звук в слове Аист?», ответа не последовало. Такие результаты, по нашему мнению, могут свидетельствовать как о недоразвитии фонематического восприятия, так и о трудностях понимания инструкции.

Анализ ответов детей по заданию 2 позволил обнаружить, что 30% дошкольников успешно справились с данным заданием; 40% испытывали трудности при определении количества слогов в односложных словах со стечением согласных (куст), а также в двухсложных словах с закрытым слогом (баран); дети с логопедическим заключением: общее недоразвитие речи II уровня (30%) не смогли справиться с заданием.

Изучение материалов исследования по заданию 3 показало, что 20% детей не смогли правильно определить количество звуков в двухсложных словах: коза, рама; 30% дошкольников испытывали затруднения при определении количества звуков в односложных словах, а также обратных и прямых слогах. Половина экспериментальной группы не справились с заданием: они не поняли инструкции и не смогли дать правильный ответ на вопрос: «Сколько звуков в слове дом?», так как пытались определить количество слогов.

Таким образом, исследование констатировало, что у всех детей экспериментальной группы возникли трудности в данном задании, что говорит о несформированности навыков элементарного звукового анализа.

При выполнении четвертого задания 50% детей с логопедическим заключением: общее недоразвитие речи III уровня смогли самостоятельно определить количество слов в предложении; у 20% испытуемых проявлялись затруднения в определении количества слов в трехсложном предложении, но после многократного утрированного повторения дети смогли дать правильный ответ. Для 30% экспериментальной группы задание оказалось недоступным.

Анализ материалов логопедического обследования по заданию 5 выявил, что 20% детей экспериментальной группы выполнили данное задание с небольшими ошибками, которые исправили самостоятельно; 30% детей смогли составить только слоги из двух звуков ау, оп, пу, а составление слов

из трех звуков вызвало сильные трудности; 20% испытуемых затруднялись в составлении односложных слов кот, рак и давали ошибочные ответы. Для 30% группы задание оказалось недоступным. Графические результаты представлены на рисунке 5.

Диаграмма демонстрирует, что никто из участников экспериментальной группы не набрал 18 максимальных баллов, высокий уровень развития аналитико-синтетических процессов не констатирован. 20% испытуемых набрали от 11 до 14 баллов, что является средним показателем. 30% детей набрали от 6 до 10 баллов, что говорит о низком уровне сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Остальные 50% получили от 0 до 5 баллов, что является самым низким результатом.

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

Рис. 5. Результаты обследования по разделу 2 в баллах

Исследование выявило, что 20% всех испытуемых имеют средний уровень развития навыков звукового анализа и синтеза, 30% имеют низкий уровень, а 50% детей показали очень низкие результаты. Детей с высоким уровнем не выявлено. Результаты исследования, направленного на изучение сформированности навыков звукового анализа и синтеза у детей с ТНР представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Уровень развития навыков звукового анализа и синтеза у старших

дошкольников с ТНР в % Таким образом, цель исследования достигнута и гипотеза нашла свое подтверждение: у детей с тяжелыми нарушениями речи не сформирована готовность к обучению грамоте, что обусловлено недоразвитием звукопроизношения, фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза.

В дальнейшие планы нашего исследования входит разработка методических рекомендаций для педагогов, специалистов и родителей по обучению грамоте и коррекции выявленных нарушений в развитии речи детей, а также формулировка выводов по исследовательской работе в целом.

14

\\ ч \ч Ч\Ч>Л

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатая, О.Ф. Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи: методическое пособие. / О.Ф. Богатая. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 150 с.

2. Выготский, Л.С. Проблемы общей педагогики: собр. соч. т. 2. / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

3. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: книга для логопеда. / Р.И. Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 224 с.

4. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии: главы I, II, III, VIII. / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1967. -117 с.

5. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов. / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

Н.В. Макарова, А.А. Мартынова

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

Аннотация. В статье описано экспериментальное исследование глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами; представлена авторская методика диагностики и качественно-количественный анализ результатов обследования.

Ключевые слова: дети с речевыми расстройствами, лексическое развитие, глагольный словарь, аграмматизмы.

N.V. Makarova, A.A. Martynova

CHARACTERISTICS OF THE VERBAL VOCABULARY OF CHILDREN

WITH SPEECH DISORDERS

Abstract. The article describes an experimental study of the verbal vocabulary of older preschool children with speech disorders; the author's diagnostic technique and qualitative-quantitative analysis of the examination results are presented.

Keywords: children with speech disorders, lexical development, verbal vocabulary, agrammatisms.

В настоящее время отмечается рост числа детей с речевыми расстройствами. Специалисты подчеркивают, что у детей данной категории нарушаются все важнейшие компоненты речи: словарный запас, грамматика и фонетика. Лексика, как правило, выступает одним из наиболее несформирован-ных элементов. Она оказывает существенное влияние на становление связного высказывания ребенка, которое строится из последовательности слов. Само слово, по мнению Л.С. Выготского, является «единицей речевого мышления» [3, 114]. На основе этого, проблема использования глаголов в речи детей с речевыми нарушениями приобретает важное значение.

Большую роль для формирования словарного компонента в процессе развития речи играет общение с окружающим миром, а также речевые контакты и взаимодействие с родителями и сверстниками. При отсутствии всего этого у ребенка возникают недостатки лексики и всех остальных компонентов высказывания, что в дальнейшем может вызвать трудности школьного обучения.

Исследованием словаря у детей дошкольного возраста занимались А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, А.И. Максаков, С.Н. Цейтлин и др. Ученые показали, что глагол имеет большое значение в лексическом развитии ребенка, поскольку это связующий элемент для построения фразы и речевого высказывания в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.