Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ АНОМАЛИЙ МЕТОДАМИ МОЛЕКУЛЯРНОЙ МЕДИЦИНЫ'

ИЗУЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ АНОМАЛИЙ МЕТОДАМИ МОЛЕКУЛЯРНОЙ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ / GENETIC ANOMALIES / МЕТОДЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ МЕДИЦИНЫ / METHODS OF MOLECULAR MEDICINE / СТУДЕНТЫ-ДЕФЕКТОЛОГИ / STUDENTS SPEECH PATHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Самелик Елена Григорьевна, Глубоченко Анастасия Павловна

Приводится обобщенный опыт исследований в области генетики различных заболеваний с использованием методов молекулярной медицины. Обсуждаются исследования в следующих направлениях: молекулярной диагностике, регенераторной медицине, генотерапии. Анализируются первые опыты таких исследований. Показана роль знаний в данной области для будущих педагогов-дефектологов, готовящих себя к работе с детьми, обнаруживающим различные аномалии физического и психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF GENETIC ANOMALIES BY METHODS OF MOLECULAR MEDICINE

The generalized experience of researches in the field of genetics of various diseases with use of methods of molecular medicine is given. Researches in the following directions are discussed: to molecular diagnostics, regenerator medicine, gene therapy. The first experiences of such researches are analyzed. The role of knowledge in the field for future teachers-speech pathologists training themselves for work with children, finding various anomalies of physical and mental development is shown.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ АНОМАЛИЙ МЕТОДАМИ МОЛЕКУЛЯРНОЙ МЕДИЦИНЫ»

УДК 579.258+571.27

Е. Г. Самелик, А. П. Глубоченко

ИЗУЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ АНОМАЛИЙ МЕТОДАМИ МОЛЕКУЛЯРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Во все времена генетические заболевания волновали человечество. Люди ставили на себе крест, впадали в депрессию, как только узнавали о плохой наследственности. На протяжении многих тысячелетий не было никакой надежды на здоровое потомство. А дети с аномалиями развития долгое время не привлекали внимание ученых и общества в целом.

Впервые С. Н. Давиденков [1] в 30-х годах прошлого века указал на ошибочность точки зрения о неизлечимости генетических заболеваний. Он говорил о том, что мечты не рождаться с патологией могут стать реальностью. Во второй половине XX века наступила эпоха молекулярной медицины, что позволило найти способы решения геномного здоровья [2—4]. Сегодня она развивается быстрыми темпами и делает много важных открытий, о которых педагог-дефекто-лог, как участник в устранении последствий генетических аномалий, должен знать. Молекулярная медицина включает диагностику, лечение и профилактику наследственных и ненаследственных болезней на генном уровне, позволяет установить врождённые пороки и заболевания внутриутробно.

В молекулярной медицине можно выделить три направления: а) молекулярную диагностику; б) регенераторную медицину; в) геноте-рапию.

Для своевременного обнаружения генетических аномалий используют генетический материал плода во время нахождения его в утробе матери.

Инвазивные методы молекулярной медицины, к которым относятся биопсия ворсинок хориона и амниоцентез, предполагают проникновение медицинского зонда внутрь. Выполняется забор клеточного материала (для БВХ) или околоплодной жидкости (ам-ниоцентез). Альтернативным не-инвазивным способом тестирования является получение свободных ДНК плода из материнской крови, при этом воздействие на эмбрион сводится к минимуму. После чего производится специфический тест на определение конкретной мутации или выполняется полное сек-венирование генома.

Вторым направлением молекулярной медицины является регенераторная медицина, которая связана с использованием клеток, выделенных из разных органов и тканей, для лечения наследствен-

ных заболеваний. В ней сформировалось два направления: клеточная и тканевая терапия. Клеточная терапия основана на выделении из организма специфических клеток, придании им in vitro (вне организма) необходимых свойств с последующем введении в организм (in vivo). Тканевая терапия подразумевает управление молекулярными процессами в разных тканях in vitro с последующей их трансплантацией.

Операции по пересадке различных органов имели определённые ограничения как по медицинским, так и по этико-правовым причинам. Однако клеточная и тканевая терапия решают эти проблемы, особенно проблему донорства. При пересадке выращенных органов in vitro не возникает реакции их отторжения и возможных последствий. Благодаря достижениям тканевой терапии стало возможно лечить пороки сердца. Теперь ученые могут выращивать функционально активные клетки сердечной ткани, создавать структурированную сердечную ткань с любой заданной структурой, а также выращивать сердечные клапаны и пересаживать их пациентам.

Искусственные мочевой пузырь, уретра, почки сейчас успешно могут быть получены in vitro и трансплантироваться больному ребёнку. Подобные операции проводят пациентам в возрасте от 4 до 19 лет.

Первопроходцем в этой области является M. D. Anthony Atala [5].

Немаловажным органом для жизни является трахея. В 2003 г. доктору C. Biancosino [цит. по 6], удалось создать трахейный лоскут, который был пригоден для восстановления дефектов трахеи у раковых пациентов. Доктор П. Маккиарини [7] осуществлял выращивание трахей с использованием клеток пациентов и последующей их трансплантацией. Так, двухлетней девочка Саре, которая родилась без трахеи, в 2010 г., была проведена операция по имплантации трахеи, которая была выращена из собственных стволовых клеток пациентки.

С. Яманака [8] в 2006 году научился перепрограммировать обычные клетки из кожи пациента с помощью специальных веществ в индуцированные стволовые (плюрипотентные) клетки. Полученные культуры стволовых клеток пациента можно направить по пути превращения в клетки-предшественники и дальнейшей специализации в различные аутоло-гичные клетки и ткани: нейроны, ткани кожного покрова, клетки крови и печени.

Другое направление молекулярной медицины — генотерапия. Методы генотерапии используются в двух предыдущих направлениях.

Клонирование может дать возможность бездетным людям иметь

своих собственных детей, поможет людям, страдающим тяжелыми генетическими заболеваниями. Если гены, определяющие какую-либо болезнь, содержатся в хромосомах отца, то в яйцеклетку матери пересаживают ядро ее собственной соматической клетки, тогда появляется ребенок, лишенный опасных генов, точная копия матери. Если эти гены содержатся в хромосомах матери, то в ее яйцеклетку будет перемещено ядро соматической клетки отца — появится здоровый ребенок, копия отца.

Трисомия 21-ой хромосомы — самая распространённая болезнь, она вызывает синдром Дауна. Американские микробиологи смогли успешно удалить in vitro лишнюю копию 21-й хромосомы из клеток, полученных от больного синдромом Дауна. Ученые заявляют, что это достижение будет использовано в лечении рака крови, который часто встречается среди людей с этим синдромом.

У детей с врожденными дефектами часто снижен иммунитет, следовательно, существует угроза заражения ВИЧ инфекцией. Учёные из Филадельфии разработали технологию молекулярных ножниц. Они разрезают цепочку ДНК иммунных Т-клеток в определенных местах, после чего отключается ген CCR5, клетки становятся неуязвимыми к ВИЧ [цит. по 6].

Нарушение зрения в постна-тальный период ведет за собой

массу проблем: неправильное формирование речи у детей, либо её отсутствие, затруднена ориентировка в пространстве, адаптация в обществе. Британские ученые из Оксфордского университета провели испытания генотерапевтиче-ского метода лечения наследственной болезни сетчатки. Пациентам с такой болезнью под слой сетчатки вводится препарат с вирусом, который доставляет недостающий ген в Х-хромосому клеток сетчатки. Почти у всех пациентов зрение улучшается.

Нарушение слуха также препятствует развитию речи. У многих больных концы слуховых нервов атрофированы, и даже после установки кохлеарного имплантанта они слабо проводят звуковой сигнал к мозгу. Ученые в Сиднее придумали способ, как восстанавливать эти нервные окончания. Их метод основан на внедрении в ДНК клеток слухового нерва гена, который стимулирует рост клеток. Доставляется этот ген не с помощью вируса (как обычно), а с помощью электрических импульсов, создаваемых кохлеарным имплантантом.

Известно, что со значительными аномалиями рождается около 5% детей. Такие аномалии возникают в организме человека еще в эмбриогенезе и могут приводить к более или менее серьезным отклонениям в строении и работе органов. Поражение одних систем органов, как правило, ведет к по-

ражению других систем, поэтому дети с врожденными аномалиями, часто страдают сопутствующими дефектами. Лечение этих дефектов методами молекулярной медицины значительно корригирует развитие ребёнка и в целом облегчает его жизнь. Некоторые методы молекулярной медицины находятся только в экспериментальной стадии или не имеют под собой правовой основы. В недалеком будущем они будут доступны для массового применения.

Большинство детей с генетическими заболеваниями попадают к педагогу-дефектологу. Для актив -ного участия в обсуждении про-

блем ребенка педагог-дефектолог должен иметь хорошую медико-генетическую подготовку: знать возможности молекулярной медицины, чтобы на должном уровне оказать психологическую помощь больным и членам их семей. Получение этих знаний требует существенных усилий со стороны студентов. Но это того стоит. Ведь простая консультация дефекто-лога может способствовать выздоровлению ребёнка или хотя бы частичному улучшению его здоровья. А предостережение родителей поможет избежать возможности повторного рождения ребёнка с генетическими дефектами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыденков С. Н. Эволюционные и генетические проблемы в невропатологии. Ленинград: Государственный институт усовершенствования врачей имени С. М. Кирова, 1947.

2. Божкова В. П. Основы генетики: Практикум. М.: Парадигма, 2009. 272 с.

3. Ратнер В. А. Генетика. Молекулярная кибергенетика: принципы и механизмы. Новосибирск: Наука, 2002. 285 с.

4. Рыбчин В. Н. Основы генетиче-

ской инженерии. СПб., 2002.

5. https://en.wikipedia.org/wiki/ Anthony_Atala (дата обращения 12.05.2016).

6. http://www.vechnayamolodost.ru/ articles/stvolovyekletki/regmevroskte96/ (дата обращения 12.05.2016).

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мак-киарини,_Паоло (дата обращения 14.05.2016).

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Яма-нака,_Синъя (дата обращения 14.05.2016).

REFERENCES

1. Davydenkov S. N. Evolutionary Leningrad: The stateinstitute ofimprovement and genetic problems in neuropathology. of doctors of S. M. Kirov, 1947. (In Russ).

2. Bozhkova V. P. Fundamentals of genetics: Practical work. M.: Paradigm, 2009. 272 p. (In Russ).

3. Ratner V. A. Genetika. Molecular cybergenetics: principles and mechanisms. Novosibirsk: Science, 2002. 285 p. (In Russ.)/

4. Rybchin V. N. Fundamentals of genetic engineering. SPb., 2002.

5. https://en.wikipedia.org/wiki/Anthony _Atala (date ofthe address 12.05.2016).

6. http://www.vechnayamolodost.ru/ articles/stvolovyekletki/regmevroskte96/ (date of the address 12.05.2016).

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Mak-kiarini,_Паоло (date of the address 14.05.2016).

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/MMa-нака,_Синъя (date of the address 14.05.2016).

Поступила в редакцию 08.06.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.