УДК 941569.41.024
ИЗУЧЕНИЕ ГАЗОКОЙ ШКОЛЫ РИТОРИКИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
A.М. БОЛГОВА Н.Н. БОЛГОВ
B.В. ЛИПИЧ В.Н. ШИЛОВ
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
В работе исследуется феномен Газской школы риторики, имеющий наиболее важное значение для изучения процесса культурного континуитета между поздней античностью и ранним средневековьем в Восточном Средиземноморье. Основное внимание уделено научной конференции «Газская школа», состоявшейся в Париже в мае 2013 года.
Ключевые слова: Газа, Газская школа, поздняя античность, Ранняя Византия, культура, традиция.
Город Газа в Южной Палестине - один из древнейших городов мира. Находясь на перекрестке основных миграций и перемещения людей и товаров, этот город с глубокой древности играл важную роль в регионе. В ранневизантийский период (IV - 1 пол.УП вв.) Газа стала одним из крупнейших и важнейших городов сиро-палестинских провинций, важнейшим региональным центром. Наряду с достаточно известными отраслями экономики (керамическое производство амфор на импорт, крупные художественные мастерские по изготовлению мозаики и др.), важную роль играли родившиеся или работавшие в Газе авторы, оставившие значительный корпус текстов письменной традиции, как античных, так и христианских. Уступая Антиохии в величине, политической и церковной роли, Газа играла не меньшую роль в интеллектуальной, образовательной и культурной роли Востока. Разумеется, мы можем судить о феномене Газы в значительной степени на основании сохранившейся письменной традиции. Тем не менее, сам факт сохранения этой традиции позволяет говорить о выдающейся роли Газы для ранневизантийской культуры в целом.
С этим городом прямо или косвенно связаны такие авторы сохранившихся сочинений, как: историки Созомен, Захария Ритор; риторы Зосим Газский; Зосим Аскалон-ский; Эней Газский; Прокопий Газский; Хорикий; философ Исидор Газский; ученые Тимофей Газский; Евтокий Аскалонский; поэты Иоанн Газский; Тимофей; Георгий; Косма Маюмский; богословы и монахи Исайя; Петр Ивер; Иоанн Руф; Севир Антиохийский; авва Дорофей; Варсануфий и Иоанн и др.1 Такое значительное количество сочинений, написанных в Газе или уроженцами Газы в ранневизантийское время, делает необходимым самое пристальное изучение этого крупного провинциального города и его роли в едином контексте его письменной традиции - и постантичной, и христианской.
До середины 1960-х гг. специальных исследований по истории ранневизантийской Газы не существовало. Первооткрывателем данной тематики стал известный американский историк и археолог Гленвилл Дауни2.
С начала нынешнего столетия ситуация изменилась. Феномен Газы, тесно связанный с ролью Газской школы риторов3, в последнее время привлекает повышенное внимание исследователей. Уже состоялись три специальные научные конференции, посвященные позднеантичной и ранневизантийской Газе4, причем третья (Париж, Коллеж де Франс, 23-25 мая 2013 г.)5 была специально посвящена феномену Газской школы («Газская школа: литературное пространство и культурная идентичность в поздней античности»).
1 Болгова А.М., Болгов Н.Н. Провинциальная Газа в Палестине и ее писатели позднеантичного времени // Столица и провинция: история взаимоотношений. Воронеж, 2012. С. 262-267.
2 Downey G. Gaza at Early Sixth century. Norman, 1963; рус. пер. А.М. Болговой и Н.Н. Болгова: Дауни Г. Газа в начале VI в. Белгород, 2014.
3 Seitz, Kilian. Die Schule von Gaza. Heidelberg, 1892; Downey G. The Christian School of Palestine: A Chapter of Literary History // Harvard Library Bulettin. 12. 1958. P. 297-319.
4 The Christian Gaza in Late Antiquity / Ed. B. Bitton-Ashkelony, A. Kofsky. Leiden; Boston, 2004; Gaza dansl'Antiquité tardive. Archéologie, rhétoriqueet histoire / Ed. C. Saliou. Salerno, 2005.
5 L'Ecole de Gaza: espacelitteraireetidentiteculturelledansl'Antiquite Tardive. Paris: College de France, 2013.
Конференция 2013 г. открылась приветствием директора Центра истории и культуры Византии Жана-Клода Шейне. Далее с рабочими вопросами выступили главные организаторы конференции - Эудженио Амато (Нант), Альдо Корселла (Базиликата), Дельфина Лауритцен (Париж).
Секция I »Установление контекста» открылась под председательством Жака Шам-па (Фрибур). Было прослушано 4 доклада.
Н.Н. и А.М. Болговы (Белгород) открыли заседание секции докладом «Перекресток эпох и культур: Хорикий Газский как зеркало континуитета»6, главной задачей которого стала попытка включения отечественных исследований о ранневизантийском культурном континуитете в общеевропейский тренд, на материалах сочинений Хорикия (500-590 гг.) - ритора и христианина, руководителя Газской школы при Юстиниане.
Роберт Дж. Пенелла (Университет Фордхэм, Нью-Йорк) не просто представлял один из важнейших центров византологии в США, но и выступил в качестве одного из главных исследователей как «Третьей софистики» в целом, так и Хорикия, в частности. В 2009 г. Р. Пенеллой был опубликован английский перевод Декламаций и Вступлений Хорикия. Доклад «Rhetoric, Episcopacy and cultural Encyclopedia in late ancient Gaza: Cho-ricius' panegyrics in honor of Marcianus» был посвящен одним из наиболее важных речей Хорикия - двум Панегирикам Маркиану, где сообщается много важных подробностей о деятельности епископа в ранневизантийском городе, о Газской школе и о важнейших храмах Газы, украшенных росписями (св. Сергия и св. Стефана)7.
Один из крупнейших исследователей ранневизантийской культуры Дэвид Вест-берг (Уппсала) в докладе «Sophists and Society: authority and ideals in 6th century Gaza» подчеркнул преемственность риторической традиции Газы по отношению ко Второй софистике (Дион Хризостом, Элий Аристид) и риторам IV в. (Либаний, Гимерий). Разница - в том, что руководители Газской школы и, по совместительству, ведущие риторы Газы в VI в. были уже епископами и даже монахами.
Клаудиа Греко (Флоренция) в докладе «I barbari non partecipano al banchetto delle Muse: paideia grecae del ementie soticialla Scuola di Gaza» сделала акцент на новых элементах классического образования в Газской школе на примере одной из речей Хорикия (Dial. XXIV), сделав вывод, что «варвары не приглашены на пир Муз».
В тот же день состоялось вечернее заседание, на котором работала секция II «Литература светская, литература духовная» под председательством Бернара Флюсена (Париж). Ян Стенгер (Глазго) открыл заседание докладом «Reformulating Myths: Choricius and Autonomy of Literature in Gaza». Вновь в центре внимания был Хорикий, на основании сочинений которого был сделан вывод об известной самостоятельности газской литературы, которая, даже используя мифы, уже не была опасна для церкви в силу исчезновения «живого» язычества. Кристиан Перне (Фрибур) осветила влияние Либания на Хорикия в докладе «Libanios dansl' Apologie des mimes de Chorikios de Gaza». Джан-Луиджи Томаззи (Милан) сделал сообщение о декламации Хорикия «Тираноубийца». Ричард Хи-дари (университет Ешива, Нью-Йорк) сделал попытку провести параллели между риторикой Газской школы и риторикой синхронной ей раввинистической литературы («The School of Gaza and the Rhetoric of Rabbinic Literature»). В докладе исследователя из Валенсии Анхеля Нарро «La Vie et les Miracles de Sante Thecle al Ecole de Gaza» было прослежено влияние культа св. Теклы в Газской школе. Этот важный в гендерном аспекте культ был популярен на ранневизантийском Востоке. К христианскому пласту истории Газской школы обратился Йозеф Рист (Бохум), который осветил духовные проблемы «Жития Исайи» Захарии Ритора («Model of Spiritual Holiness: The Vita Isaiae of Zakhariah Rhetor and its Purpose»). Заключительный доклад дня был сделан крупнейшей исследовательницей ранневизантийского периода из Израиля БруриейБиттон-Ашкелони (Иерусалим). Она обратилась к теме «Le monachisme a Gaza dans l'Antiquite tardive: une ecoleou une époque?», где попыталась осмыслить феномен газского монашества (одна школа? одна эпоха?).
6 Bolgova A., Bolgov N. The Crossroads of Epochs and Cultures: Choricius of Gaza as a mirror of continuity / / L'Ecolede Gaza: espace litteraire et identite culturelle dans l'Antiquite Tardive. Paris, 2013. P. 2-3.
7 См. также: Болгова А.М., Сбитнева Ю.Н. Церковь св. Стефана в Газе по описанию Хорикия / / Классическая и византийская традиция. 2011. Белгород, 2011. С. 189-190.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 21 (192). Выпуск 32
Заседание 24 мая на секции III «Риторика и философия» открыл Клаудио Морес-кини (Пиза). Первый доклад был сделан Aнтонино Милаццо (Катания): «La retorica del "mirabilia" nel Teofrasto di Eneadi Gaza». Наиболее яркое богословское сочинение Газской школы - «Феофраст» Энея - было проанализировано с точки зрения риторической подачи «чудес». Крупнейший в мире исследователь наследия Либания Раффаэлла Крибио-ре (Нью-Йорк) на этот раз обратилась к сочинению Захария «Аммоний» («The Conflict between Rhetoric and Philosophy again: Zacharias' Ammonius»). Паскаль Селерье (Вилльнёв-сюр-Ло) продолжил исследование того же сочинения в докладе «Debut et fin de l'Ammonios de Zacharias de Mytilene: des modeles platoniciens au service de pensee dans polemique contre le paganisme», где сделал акцент на то, что платоновская модель работает против язычества в христианской полемике ранневизантийского времени. Майкл Чемпион (Перт) в докладе «Reframing Neoplatonism in Zacharias Scholasticus' Ammonius» продолжил анализ тогоже сочинения с точки зрения влияния неоплатонических мотивов. Сара Клитенич Вир (Стьюбенвилл, Огайо) обратила внимание на изучение Плотина в Газской школе («Reading Plotinus in the School of Gaza: Aeneas and Zacharias on Plo-tinus' Enneads»).
Секция IV «Общество» работала на вечернем заседании, на котором председательствовала Мари-Элен Конгордьё (Париж). Программу открыл один из важнейших исследователей Газской традиции Джанлука Вентрелла (Нант). Его доклад «Un encomio per i Vicennalia di Anastasio I? Nuove ipotesi sulla cornice e la datazione del Panegirico di Procopio di Gaza» был посвящен новым наблюдениям над текстом «Панегирика Aнастасию» Про-копия Газского. Кьяра Телеска (Базиликата) сделала доклад о соотношении ученой эру-дициии общественно-исторических реалий в эпиталамиях Хорикия («Erudizione e realita socialenegli Epitalami di Coricio di Gaza»).
Секцию V «Поэзия» вел видный специалист по позднеантичному язычеству Пьер Шувен. Сразу два доклада были посвящены главному поэту ранневизантийской Газы -Иоанну Газскому. Станислас Кюттнер-Хомс (Кайенн) («La Silence des Sirenes») рассмотрел литературные теории, проявившиеся в прологе к описанию «Картины мира» Иоанна Газского. Дария Джильи-Пиккарди (Флоренция) осветила философские аспекты поэзии Иоанна Газского. Фотини Хаджиттофи (Лиссабон) посвятила свое сообщение образу поэта у Хорикия («Гомер как плясун» - образ, использованный в Dial.XII). Программа дня была исчерпана обобщающим докладом Дельфин Лауритцен (Париж) о роли поэзии для Газской школы («Del'importance de la poesie pour penser l'ecole de Gaza»).
День 25 мая был открыт заседанием секции VI «Науки, история, урбанизм» под председательством Беатрис Казо (Париж). Доклад Aнны Лампадариди (Лилль) был посвящен интереснейшему сравнению церкви св. Сергия в Газе (по описанию Хорикия) и церкви Евдоксианы в «Житии Порфирия Газского». Катрин Салю (Париж) осветила образ архитектуры VI века, складывающийся под пером Хорикия Газского. Симона Лупи (Сассари) обратилась к образу «мифолюбивого мужа» и геродотовской традиции хорики-ева корпуса. В докладе Люси Тевене (Нант) «Экфрасис» Прокопия Газского был рассмотрен с точки зрения влияния на него образов греческой трагедии. Тимофей Газский и его сочинение «О животных» было рассмотрено в докладе Aрмана Цукера (Ницца). Лльдо Корселла (Базиликата) обратился к проблеме грамматической традиции и инноваций у Тимофея Газского.
Секция VII, «Традиция и наследие», председатель Жак-Юбер Сотель (Париж), завершила конференцию. Федерика Чикколелла (университет Техас) прочла доклад «Эрос, София и анакреонтическое оживление IX века». Фредерик Лауритцен (Болонья) поведал о «Читателях газских авторов в XI в.». Паола д'Ллезио (Нант) рассказала об аспектах рукописной традиции Хорикия. Наконец, в заключение был прочитан доклад Эудженио Aмато (университет Нант) «Рукописная традиция и эрудитская рецепция Энея и Прокопия Газских: новости из Праги и Ватикана».
По итогам конференции издан сборник материалов под редакцией Эудженио Aмато8.
8 L'Ecole de Gaza: espace littéraire et identité culturelle dans l'Antiquité Tardive. Collège de France, Paris, 23-25 mai 2013 / Bibliothèque de Byzantion / Orentalia Lovaniensia Analecta. Leuven: Peeters, 2014.
Своеобразным постскриптумом конференции стал семинар 2014 г. в Нанте, организованный Э. Амато, специально посвященный Хорикию (Discours public et declamation scolaire à Gaza dans l'Antiquité Tardive: Chorikios de Gaza)9. Он же, издав риторические труды Прокопия Газского10, готовит новейшее комментированное издание Хорикия11.
Таким образом, феномен Газской школы в последние годы становится краеугольным камнем в изучении процесса культурного континуитета между поздней античностью и ранним средневековьем в Восточном Средиземноморье. Отрадно, что отечественные исследователи (из Белгородского госуниверситета) также включились в изучение данного круга проблем12.
e-mail: [email protected]
9 Actes de la journée d'étude sur «Discours public et declamation scolaire à Gaza dans l'Antiquité Tardive: Chorikios de Gaza», Université de Nantes, 6 juin 2014. Alessandria, 2014.
10 Procopius Gazaeus. Opuscula rhetorica et oratoria / omnia primum collegit, edidit, apparatu critic instruxti E. Amato, adiuvante G. Ventrella. Berlin-New York, 2009; Rose di Gaza. Gli scritti retorico-sofistici e le Epistole di Procopio di Gaza. Alessandria, 2010. XII + 697 p.
11 Discours de Chorikios de Gaza. Édition critique, avec traduction et commentaire, des (projet soutenu par l'Institut Universitaire de France) pour la «Collection des Universités de France - sériegrecque». Paris, Les Belles Lettres, 2015 (in print).
12 Болгова А.М. Софисты и епископы в риторической школе ранневизантийского города Газа / / Проблемы истории, филологии, культуры. № 4 (26). 2009. С. 22-28; Болгова А.М. Хорикий из Газы: античная риторика как форма для византийской школы / / Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. № 19(96). Вып. 17. Белгород, 2011. С. 48-53; Болгова А.М. Прокопий Газский: ритор и богослов / / Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 4; Болгова А.М. Прокопий Газский и его наследие в мировой историографии / / Власть и общество: механизмы взаимодействия и противоречия. Воронеж: ВГУ, 2014; Алимова О.В. Газская школа риторов и Прокопий Газский // Белгородский диалог - 2014. Белгород, 2014. С. 84; Алимова О.В. Иоанн Газский как ранневизантийский поэт // Каразшсью читання Цсторичт науки). Харюв, 2014. С. 60-61; Лопатина М.Ю. Г. Дауни и его вклад в изучение поздней античности // Белгородский диалог - 2014. Белгород, 2014. С. 94-95; Лопатина М.Ю. Изучение истории Ранней Византии во Франции // Каразшсью читання (гсторичш науки). Харюв, 2014. С. 69-70 и др.
STUDY OF GAZA SCHOOL OF RHETORIC IN RECENT YEARS
A.M. BOLGOVA N.N. BOLGOV V.V. LIPICH V.N. SHILOV
Summary: We study the phenomenon of Gaza school rhetoric that has the most importance for the study of cultural continuity between late antiquity and the early Middle Ages in the Eastern Mediterranean. Focuses on the scientific conference «School of Gaza», held in Paris in May 2013.
Belgorod National Research University
Keywords: Gaza school, Late Antiquity, Early Byzantium, culture, tradition.