Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Устоев Мирзо Бободжонович, Устоев Бехзод Рахимджонович

В настоящее время получение высшее образование является одним из основных показателей наличия и становится необходимым для сформирования профессиональных деятельности и становление специалистов, для удовлетворения потребности работодателей в ринке труда. По этому большей части молодёжи стремится для получение высшего образования. Для выяснения физической и умственной способности студентов необходимо некоторые физиологическое исследования как функциональные пробы [1, 2, 3]. Известно, что все процессы, протекающие в организме человека, как физиологические, так и психофизиологические, находятся под контролем высшей нервной деятельности (ВНД), а вегетативная нервная система (ВНС), обеспечивает регуляцию и координацию деятельности всех внутренних органов и их систем, способствует созданию оптимальных условий существования организма на протяжении всей его жизни [3]. Этот процесс происходить при гетерогенной деятельности двух отделов вегетативная нервная система – симпатического и парасимпатического. Контроль над действием данных отделов осуществляется центральными вегетативными аппаратами, расположенными в гипоталамической области промежуточного мозга, регулирующей кровяное давление, кроветворение, дыхание, терморегуляцию, обмен веществ и т.д. Состояние гипоталамической области зависит от функциональной активности определенных областей коры больших полушарий мозга. который необходимо учитывать при оценке функционального статуса вегетативной нервной системы, так как учебные нагрузки, социальные факторы (кредитной и традиционной формы обучения.) приводят к усилению физиологического стресса, что отражается на степени напряженности регуляторных систем, а изменения в регуляции вегетативных функций могут быть предшественниками различных патологических состояний или являться их индикаторами [2, 4, 5]. В данном контексте основные функционального является движение кровы по кровеносным сосудам или (гемодинамики) в котором входят артериальное давление, частота сердечных сокращений) [9] и вегетативные изменения, возникающие в ответ на стресс, а также зависимость этих реакций от учебных нагрузок [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Устоев Мирзо Бободжонович, Устоев Бехзод Рахимджонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК: 612.6052.25

ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

УСТОЕВ МИРЗО БОБОДЖОНОВИЧ

Профессор кафедры физиология человек и животных Таджикский национальный университет. Г.Душанбе, Таджикистан.

УСТОЕВ БЕХЗОД РАХИМДЖОНОВИЧ

Ассистент кафедры физиология человек и животных Таджикский национальный университет. Г.Душанбе, Таджикистан.

Актуальность исследования. В настоящее время получение высшее образование является одним из основных показателей наличия и становится необходимым для сформирования профессиональных деятельности и становление специалистов, для удовлетворения потребности работодателей в ринке труда. По этому большей части молодёжи стремится для получение высшего образования. Для выяснения физической и умственной способности студентов необходимо некоторые физиологическое исследования как функциональные пробы [1, 2, 3]. Известно, что все процессы, протекающие в организме человека, как физиологические, так и психофизиологические, находятся под контролем высшей нервной деятельности (ВНД), а вегетативная нервная система (ВНС), обеспечивает регуляцию и координацию деятельности всех внутренних органов и их систем, способствует созданию оптимальных условий существования организма на протяжении всей его жизни [3]. Этот процесс происходить при гетерогенной деятельности двух отделов вегетативная нервная система - симпатического и парасимпатического.

Контроль над действием данных отделов осуществляется центральными вегетативными аппаратами, расположенными в гипоталамической области промежуточного мозга, регулирующей кровяное давление, кроветворение, дыхание, терморегуляцию, обмен веществ и т.д. Состояние гипоталамической области зависит от функциональной активности определенных областей коры больших полушарий мозга. который необходимо учитывать при оценке функционального статуса вегетативной нервной системы, так как учебные нагрузки, социальные факторы (кредитной и традиционной формы обучения.) приводят к усилению физиологического стресса, что отражается на степени напряженности регуляторных систем, а изменения в регуляции вегетативных функций могут быть предшественниками различных патологических состояний или являться их индикаторами [2, 4, 5]. В данном контексте основные функционального является движение кровы по кровеносным сосудам или (гемодинамики) в котором входят артериальное давление, частота сердечных сокращений) [9] и вегетативные изменения, возникающие в ответ на стресс, а также зависимость этих реакций от учебных нагрузок [10].

Цель исследования. Изучить изменение функционального состояния вегетативной регуляции у студентов при разной формы обучения.

Методы исследования. Исследование проводились на 240 студентов биологического и медицинского факультетов таджикского национального университета (ТНУ). Все студенты так же, как и при оценке функционального состояния, были разделены на сопоставимые группы по возрастно-половому признаку: студентов и студенток 1 курса, кредитной формы обучения (п = 60), студентов и студенток 1 курса, традиционной формы обучения (п = 60); Студентов и студенток 4 курса также были объединены в идентичные группы: студентов и

студенток кредитной формы обучения (п = 60) и традиционной формы обучения (п = 60); студенток

Результаты и их обсуждение: Проведенное исследования установили, что вегетативной регуляции функций по показателю сердечный ритм у студентов зависит от формы обучения. Показано что, вегетативная нервная система не только участвуют в поддержании гомеостаза, но и способствуют адаптации организма к внешним условиям и различной формы обучения. Вегетативные показатели у исследованных курсов, установила зависимость организма от нейрогуморального влияния.

Показано, что у студентов 1 курса, кредитной формы обучения, Мо = (0,94 ± 0,03) с, АМо = (35,20 ± 4,40) %, что характерно для лиц нормотонического типа. Активность вагусной системы регуляции в покое несколько повышена, но индекс напряжения соответствует норме и находится на уровне 67,00 ± 11,81 у. е. В то время как студентов 1 курса, традиционной формы обучения, функциональное состояние вегетативной нервной системы несколько иное: 1) в частности, имеется тенденция к снижению активности гуморального канала регуляции ритма сердца, что указывает на снижение значение Мо до (0,71 ± 0,02) с (р <0,001).

Таблица 1. Вегетативных показателей у студентов разных курсов и формы __обучения (п = 120), (М ± т)_

Показатель 1 курс 4 курс

кредитный традиционный кредитный традиционный

Мо, с 0,94 ± 0,03 0,71 ± 0,02 0,69 ± 0,03 0,76 ± 0,05

АМо, % 35,20 ± 4,40 50,0 ± 3,60 51,4 ± 3,07 61,5 ± 4,68

АХ, с 0,48 ± 0,08 0,32 ± 0,04 0,55 ± 0,05 0,40 ± 0,04

ИН, усл. ед. 67,00 ±11,81 137,6 ± 22,82 78,3 ± 5,68 99,4 ± 7,85

Также выявляется незначительное повышение симпатической активности в регуляции ритма сердца, что связано с достоверным уменьшением АМо до пограничного значения 50,0 ± 3,60 % (Ьмп = 2,60; р < 0,05); 2) активность вагусной регуляции ритма сердца у данной группы лиц практически находится на уровне нормы, но зато заметно возрастает индекс напряжения (ИН) Поскольку индекс напряжения отражает степень напряжения регуляторных механизмов ритма сердца, то можно предположить возрастание роли центральных (особенно корковых) влияний на сердечную деятельность первокурсников, традиционной формы обучения. Как было упомянуто ранее, этот показатель у испытуемых находится в допустимых границах норма от 50 до 200 у.е. Анализируя значение показателя сердечный ритм у студентов 4 курса, кредитной формы обучения, следует обратить внимание на преобладание у них вагусных влияний на сердце А Х составляет 0,55 ± 0,05 с. Значение индекс напряжения в норме находится на уровне 78,3 ± 5,68 у.е. По данным исследования, у студентов 4 курса, традиционной формы обучения, Мо = (0,76 ± 0,05) с, а АМо = (61,5 ± 4,68) %. При сравнении аспекте выявляется достоверное уменьшение А Х на 0,15 с, то есть активность вагусной регуляции снижается ^мп = 2,34; р < 0,05). индекс напряжения находится в пределах физиологической нормы, но выше на 21,1 усл. ед., чем у студентов 4 курса, кредитной формы обучения ^мп = 2,17; р < 0,05).

Таблица 2

Вегетативных показателей студенток разных курсов и формы обучения (п = 120)

__(М ± т) _

Показатель 1 курс 4 курс

кредитный традиционный кредитный традиционный

Мо, с 0,81 ± 0,03 0,79 ± 0,05 0,61 ± 0,06 0,61 ± 0,02

АМо, % 53,30 ± 6,50 50,31 ± 5,60 39,3 ± 1,73 42,1 ± 0,79

□ □X, с 0,44 ± 0,06 0,50 ± 0,09 0,22 ± 0,04 0,23 ± 0,03

ИН, у. е. 120,2 ± 34,80 284,1 ± 68,7* 217,5 ±57,31 385,8 ± 91,9

Анализ средне групповых значений сердечный ритм (СР) у студенток 1 курса, кредитной формы обучения, указывает на нестабильность функционального состояния сердечно - сосудистой системы. При этом можно наблюдать следующее: 1) у студенток повышено влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы; 2) вариационный размах А Х указывает на некоторое преобладание вагусных влияний на сердце; 3) индекс напряжения находится на уровне нормы 120,2 ± 34,80 у. е. По ряду показателей (Мо, АМо, А Х) вегетативный статус у студенток 1 курса, традиционной формы обучения, незначительно отличается от аналогичного показателя у студенток-первокурсниц, кредитной формы обучения. Однако следует обратить внимание на достоверное увеличение индекс напряжения. На 4 курсе у студенток значение показателя Мо практически равны, что, по-видимому, отражает наиболее вероятный уровень функционирования сердечно - сосудистой системы в этот возрастной период. Параметры АМо находятся в зоне нормальных значений нормотонический тип. Вариационный размах интервалов (А Х) находится в пределах нормы. Вместе с тем установлены высокие средние значения индекс напряжения регуляторных систем индекс напряжения, 217,5 ±57,31 и 385,8 ± 91,9, отражающие суммарную активность центральной регуляции ритма сердца. Проведенная оценка значений коэффициента Хильдебранта, позволяющего определить тип вегетативной регуляции у студентов и студенток, дала следующие результаты: 1) у большинства студентов 1 курса, кредитной формы обучения 56,7%, и у большинства студентов 1 курса, традиционной формы обучения 66,7%, определяется нормальная вегетативная регуляция функций. Преобладание тонуса симпатической нервной системы (симпататония) регистрируется примерно у одинакового количества обследуемых (соответственно у 33,3 и 30,0% студентов. Нормальный вегетативный статус регистрируется у 80,0% студентов 4 курса, кредитной формы обучения, и у 73,4 % - традиционной формы обучения.

Учитывая особенности вегетативной регуляции кардиореспираторной системы у студенток 1 курса, кредитной формы обучения, можно отметить, что в данной группе более двух третей испытуемых имеют нормальный показатель коэффициента Хильдебранта 76,7%. В то время как у 56,7% студенток 1 курса, традиционной формы обучения, регистрируется нормальная вегетативная регуляция функций. Также достоверно повышается и количество симпатоников (лиц с преобладанием силы симпатической нервной системы) с 23,3 до 43,3%. Практически все студенток 4 курса, традиционной формы обучения 90,0% относятся к нормотоникам, лишь 10,0% - к симпатоником. Нормотонический тип регуляции регистрируется у 83,3 % студенток 4 курса, кредитной формы обучения, а симпатоническая активность - у 16,7 % (рис. 1).

1 курс 4 курс

100 80

40 20

^ Норма

ч 5 ч о is

Sa: « я о ч® Чой

a* ass «2 «so

* s Hss a « ass

Симпатикотония

Ваготония

0

Рис. 1. Коэффициент Хильдебранта у студенток кредитной и традиционной формы обучения

По оси ординат процент проявления регуляции.

По оси абсцисса формы обучения, студенты 1-4 курсов.

Оценим уровень вегетативная устойчивость у учащихся, в разные формы обучения. Студентов 1 курса, кредитной и традиционной формы обучения соответственно 66,7 и 56,7 %, имеют нормальную вегетативную устойчивость. Низкая вегетативная устойчивость регистрируется у 16,6 и 36,6 % студентов-первокурсников. Половина студентов 4 курса 50,0 %, кредитной формы обучения, имеют нормальную вегетативную устойчивость, а 33,3 % -высокую. Большинство студентов 4 курса 63,4 %, традиционной формы обучения, имеют нормальную вегетативную устойчивость, в то время как у 13,3 % выявляется высокая вегетативная устойчивость (р < 0,05). (Рис.2).

Установлено, что 43,3 % студенток 1 курса, кредитной формы обучения, имеют нормальную вегетативная устойчивость; 36,7 % - низкую вегетативная устойчивость. У 23,3 % студенток 1 курса, традиционной формы обучения регистрируется нормальная, у 63,4 % -низкая вегетативная устойчивость. Представительницы 4 курса, кредитной и традиционной

формы обучения, в большинстве случаев соответственно 50,0 и 53,3 % имеют низкую вегетативную устойчивость. (Рис.3).

Рис.2. Вегетативная устойчивость (ВУ) у студентов кредитной и традиционной формы обучения.

По оси ординат процент проявления устойчивости. По оси абсцисс формы обучения, студентов 1-4 курса.

Рис. 3. Вегетативная устойчивость у студенток кредитной и традиционной формы обучения.

По оси ординат процент проявления устойчивости.

По оси абсцисс формы обучения, студентов 1-4 курса.

У студенток, кредитной формы обучения социально-бытовых условиях, выборочный линейный коэффициент корреляции составил ху = 0,32 (0,3 < гху < 0,5), т.е. связь между вегетативной устойчивостью и ситуативной тревожностью умеренная и прямая. Длительное переживание студенток при традиционной формы обучение приводит к ослаблению связи между изучаемыми показателями.

Обсуждение. Таким образом, можно заключит, что у студентов 1 и 4 курсов, кредитной формы обучения, преобладает вагусное влияние на сердце и происходит ослабление симпатических эффектов действия. Индекс напряжения находится в пределах нормы, достаточно активен гуморальная регуляция. У студентов, традиционной формы обучения, отмечается уменьшение активности гуморального звена, умеренное повышение симпатических влияний на сердце, прослеживается тенденция к росту степени напряжения регуляторных систем организма, фиксируется снижение вегетативной устойчивости.

Растет количество студенток 1 курса, традиционной, с симпатоники и низким уровнем вегетативной устойчивости. У студенток 4-курсниц индекс напряжения выше допустимых значений при достаточно стабильных показателях сердечного ритма. Согласно нашим исследованиям поддержание нормальных значений вегетативного гомеостаза у девушек происходит за счет активизации центральных влияний. При данном режиме функционирования и значительном напряжении регуляторных систем усложняет адаптацию и может произвести к срыву вегетативных показатели.

Полученные данные показывают, что вегетативные паттерны, регистрируемые на периферии, представляют собой проявление динамического равновесия между эрготропными и трофотропными системами. Это равновесие может нарушаться при эмоциональном перенапряжении. Эмоциональный стресс нарушает внутрисистемные и межсистемные отношения функциональных систем, вследствие чего происходит нарушение их деятельности и возникновение дезадаптивных расстройств.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артеменков, А.А. Концепция оптимизации функционального состояния и повышения адаптационных возможностей человека / А.А. Артеменков // дисс.док. Череповец -2015. - с. 62-63.

2. Бровкина И.Л. Функциональные пробы в практике спортивной медицины и лечебной физкультуры: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2003. - 44 с.

3. Джайлобаева Э.А. Функциональное состояние вегетативной нервной системы и уровень хеморефлекторных реакций дыхания у уроженок различных горных высот, проживающих в низкогорье: дис. ... канд. мед. наук. - Бишкек, 2004. - 117 с.

4. Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д., Димитриев А.Д. Исследование показателей функционального состояния вегетативной нервной системы в разных психоэмоциональных условиях в зависимости от индекса массы тела // Фундаментальные исследования. - 2012. - Выпуск № 11-6. - С. 1329-1333.

5. Зурнаджьянц В.А., Антонян и др. Дисфункция вегетативной нервной системы и ее роль в патогенезе язвенной болезни желудка // Вестник хирургической гастроэнтерологии. - 2010. - № 2. - С. 55-61.

6. Устоев, Б.Р. Физиологическая характеристика функционального состояния вегетативных показателей у студентов/ Б.Р. Устоев, М. Одинаева, М. Тамризи // Наука и инновация - 2020. - №2 -ISSN 2312-3648.-С.52-55.

7. Устоев, Б.Р. Сравнительное исследование оценки вегетативных показателей студентов в процессе обучения/ Б.Р. Устоев, М.Б. Устоев, М. Шарипова // Наука и инновация -2020. - №2 -ISSN 2312-3648.-С.45-51.

8. Ибрагимова Э.Э., Якубова З.А. Экспресс-мониторинг состояния здоровья студенческой молодежи // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Биология, химия». - 2015. - Том 1 (67). № 1.С. 36-44.

9. Шупикова Е.Н. Комплексный контроль специальной подготовленности: дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 2005. - 155 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.