Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ'

ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
естественнонаучная грамотность / высшее образование / профессиональная направленность образовательных программ. / natural science literacy / higher education / professional orientation of educational programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюхина Наталия Владимировна, Алешина Александра Вячеславовна

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования представлений о роли естественных наук в современном мире и уровня естественнонаучной грамотности студентов первого курса бакалавриата различных направлений подготовки. Установлено, что студенты способны оценивать роль естественнонаучных знаний в ситуациях реальной жизни, но не считают естественнонаучною грамотность приоритетом. Выявлена недооценка ее роли в будущей профессиональной деятельности, что может объясняться отсутствием реалистичных представлений о будущей профессии. Результаты тестирования показывают недостаточный уровень естественнонаучной грамотности у значительной части участников при завышенной самооценке. Наблюдается прямая связь между показателем результативности выполнения заданий теста и успешностью обучения в вузе. Это говорит об остроте и актуальности проблемы формирования ЕНГ в системе образования всех уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирюхина Наталия Владимировна, Алешина Александра Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the results of an empirical study of ideas about the role of natural sciences in the modern world and the level of natural science literacy of first-year students of various bachelor's degree programs. It is established that students are able to assess the role of natural science knowledge in real-life situations, but do not consider natural science literacy a priority. The underestimation of the role of natural science literacy in future professional activity is revealed, which can be explained by the lack of realistic ideas about the future profession. The test results show an insufficient level of natural science literacy in a significant part of the participants with overestimated self-esteem. There is a direct relationship between the performance indicator of the test tasks and the success of studying at the university. This indicates the acuteness and relevance of the natural science literacy problem in the education system at all levels.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

УДК 378. 146

ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

кандидат педагогических наук, доцент Кирюхина Наталия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга);

студент Алешина Александра Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

Постановка проблемы. Рост общественного внимания к понятию естественнонаучной грамотности (далее - ЕНГ) во всем мире стал заметным начиная с 60-70-х годов 20-го века. В отечественном образовании эта тенденция отчетливо прослеживается с начала 2000-х годов в связи с участием Российской Федерации в международных мониторингах качества образования (PISA, TEAMS, PIRLS). Но было бы неправильно сводить постановку проблемы ЕНГ в нашей стране к необходимости соответствовать внешним оценкам или рассматривать ее как стремление копировать зарубежные практики. Научная грамотность - требование современного этапа развития общества. Человек с достаточным уровнем ЕНГ способен к принятию обоснованных решений по важнейшим жизненным проблемам (выбор профессии, здоровье, безопасность), может противостоять потокам недостоверной информации, псевдонаучным мифам и заблуждениям, имеет преимущественное положение на рынке труда. Являясь неотъемлемой составляющей человеческого капитала, уровень ЕНГ граждан во многом определяет развитие науки и технологий на государственном уровне: от него зависит адекватное и реалистичное отношение общества к достижениям в этой области, приток профессионалов и поддержка государственных инвестиций в научно-технологическую сферу [2].

Таким образом задача формирования ЕНГ ставится обществом и государством на уровне требований к системе образования в целом, поэтому проблему не следует ограничивать рамками школьного обучения. Очень важным является рассмотрение ЕНГ в контексте профессиональной ориентации выпускников и выбора ими дальнейшей образовательной траектории. С этой целью было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого изучались представления о социальной и личностной значимости ЕНГ у студентов первого курса, окончивших школу в 2022 году и оценивался ее уровень в контексте выбранного направления подготовки. В задачи исследования входило:

- выявление представлений студентов о смысле понятия «естественнонаучная грамотность» и осознание ими социальной и личностной значимости ЕНГ для каждого человека;

- оценка уровня ЕНГ студентов по модели PISA [1], с учетом профессиональной направленности образовательных программ с использованием специально подобранных и адаптированных заданий из банка [3];

- изучение корреляции субъективной оценки собственного уровня ЕНГ студентов с данными оценочных процедур и успешностью освоения образовательных программ.

Изложение основного материала исследования. В исследовании участвовали студенты первого курса очной формы шести направлений бакалавриата КГУ им. К.Э. Циолковского (набор 2022 года). Два направления прямо связаны с естественными науками: «Химия» (21 студент), «Биология» (20 студентов). Для направления «Архитектура» (23 студента) естественнонаучные знания имеют прикладное значение и играют большую роль в будущей профессиональной деятельности и необходимы для успешного освоения образовательной программы. Далее эта группа участников (64 студента) будет фигурировать как профильная выборка. Три направления, составившие непрофильную выборку связаны с общественными науками и управлением в социальной сфере: «Публичная политика и социальные науки» (20 студентов), «Социология (15 студентов), «Государственное и муниципальное управление» (15 студентов).

Для выявления представлений выпускников о смысле и роли ЕНГ в современном мире было проведено анкетирование всех участников. Первая группа вопросов была связана с предметными предпочтениями выпускников, косвенно указывающими на их отношение к естественным наукам. Наиболее часто в профильной выборке в качестве любимых предметов указывались: химия (28), биология (26), литература (16). В непрофильной лидировали обществознание (26), история (22), литература (20). Как в профильной, так и в непрофильной группе прослеживалось соответствие между предпочитаемым предметом и выбранным направлением подготовки. Как наименее предпочитаемые были названы: в профильных группах - обществознание (24), физика (22), химия (18); в непрофильных - физика (27), химия (21), математика (15). Парадоксально, что физика и химия возглавили антирейтинг в обеих выборках, то есть среди выпускников преобладает негативное отношение к важнейшим естественнонаучным предметам.

Следующая группа вопросов преследовала цель выявить знакомство студентов с проблемой функциональной грамотности и ее составляющих, включая ЕНГ. Точное понимание и способность дать определение декларировали 18% респондентов в профильной и 8% в непрофильной выборке. «Термин знаком, но дать определение не смогу» ответили 63% и 52% соотвественно. Ответ «термин не знаком» выбрали 19% студентов профильных и 40% непрофильных направлений. Таким образом, в профильной выборке процент незнакомых с термином оказался выше. Наиболее важными для современного человека по мнению студентов, являются финансовая, компьютерная и культурная грамотность. Естественнонаучная грамотность находится в середине списка, то есть ею не пренебрегают, но и первостепенного значения не придают.

Далее в тексте анкеты для студентов приводилось определение ЕНГ в формулировке [1, С. 9] и предлагалось охарактеризовать себя лично в этом отношении. На вопрос «Можно ли Вас назвать человеком, обладающим естественнонаучной грамотностью?» положительно ответили 60 % студентов профильных направлений и 50% непрофильных. Таким образом, большинство респондентов позиционировали себя людьми, владеющими ЕНГ.

В тестовой части опроса был представлен комплекс фрагментов блоков заданий из банка ФИПИ [1]. Отбор проводился с учетом охвата всех компетенций ЕНГ в формулировках мониторинга, разнообразия форм заданий и тематических контекстов. Для непрофильной выборки дополнительно варьировались уровни локализации практико-ориентированных ситуаций (личный, местный, глобальный). Для профильной выборки контексты заданий были содержательно связаны с направлениями подготовки. Под успешностью выполнения понимался процент участников, получивших максимально

возможный балл за задание после проверки по критериям ФИЛИ. Результативность определялась как процент студентов, получивших ненулевой балл за задание (с учетом частично правильного выполнения).

Студентам непрофильных направлений предлагалось выполнить шесть заданий и оценить значимость затрагиваемых в них проблем для них лично и для общества в целом по 10-балльной шкале.

1. «Микроволновая печь». Как надо изменить мощность и время приготовления при увеличении размера куска мяса? Ответ пояснить.

2. «Измерение влажности воздуха». По данным таблицы с результатами измерений сделать вывод о выполнении санитарных требований к температуре и влажности в школьных кабинетах при заданных абсолютных погрешностях приборов.

3. «Витамин Б». Достаточно ли съедать 100 г семги в день, чтобы удовлетворить потребность организма в витамине? Ответ пояснить.

4. «Прогноз землетрясений». Из предложенных фрагментов научных статей выбрать те, в которых говорится о предвестнике землетрясения.

5. «Батарейки: польза и вред». Привести аргументы, указывающих на вред природной среде, если батарейки выбрасывают вместе с мусором в лесу.

6. «Парниковый эффект». Выбрать из приведенных фрагментов те, в которых глобальное потепление связывается с повышением содержания углекислого газа.

■ Успешность "Результативность "Личная значимость ■ Социальная значимость

"Микроволновая "Измерение "ВитаминБ" "Прогноз "Батарейки: "Парниковый печь" влажноети землятрясений" польза и вред" эффект"

воздуха"

Рисунок 1. Результаты выполнения заданий для непрофильной выборки

Из диаграммы на рисунке 1 видно, что результативность не превышает 62%, а успешность - 42%. Средний показатель результативности по выборке (процент набранных студентом баллов от максимально возможного за тест) составил 41%. Результативность менее 50% у студентов, считающих себя естественнонаучно грамотными, говорит о завышенной самооценке. В то же время оценки личностной значимости заданий 1, 2 и 3 указывают на понимание роли естественнонаучных знаний в повседневной жизни. Высокие баллы социальной значимости заданий 4 и 6 говорят об осознании опасностей и рисков глобального характера. Высокая оценка как личностной, так и социальной значимости сюжета 5 может свидетельствовать о том, что студенты понимают роль каждого отдельного человека в сохранении окружающей среды.

Для профильных направлений тестовая часть содержала 7 заданий с разным контекстом, содержательно связанных с направленностью их образовательных программ.

1. Химия. «Теория флогистона и открытие кислорода». Проанализировать положения теории флогистона с позиции современных знаний о процессе горения.

2. Химия. «Проверка качества воды». Выбрать правильные суждения о результатах проверок качества родниковой

3. Биология. «Движение крови по сосудам». Выбрать правильное объяснение изменений, произошедших в сосудах человека после наложения плотной повязки.

4. Биология. «Рычаги в природе». Определить, как соотносятся сила двуглавой мышцы и вес поднимаемого груза.

5. Архитектура. «Утепление домов». Выбрать материал, утеплитель из которого даст требуемый эффект при наименьшей толщине.

6. Архитектура. «Строительство египетских пирамид». Определить максимальный выигрыш в силе пандуса, использовавшегося при строительстве пирамиды Хефрена.

7. Архитектура. «Измерение влажности воздуха». Определить минимальное и максимальное возможные значения относительной влажности воздуха в помещении с учётом абсолютной погрешности измерения прибора.

Помимо выполнения, студентам предлагалось выбрать те задания, которые больше всего связаны с направлением программы, по которой они обучаются в вузе и оценить по 10-балльной шкале значение представленной в них проблемы

для будущей профессиональной деятельности. Соответствие выбора оценивалось как процент студентов данного направления, отметивших задание как профессионально значимое. Результаты представлены на рисунке 2. Из диаграммы видно, что успешность выполнения на превосходит 62%, результативность - 76%. Средний показатель результативности по выборке составил 59%. С учетом, что в этой группе естественнонаучные знания необходимы для освоения образовательной программы, можно говорить о недостаточном уровне ЕНГ при завышенной самооценке. Особенно это заметно для направления «Архитектура».

■ Успешность ■ Результативность ■ Соотвествие выбора ■ Профессиональная значимость

"Теория "Проверка "Движение "Рычаги в "Утепление "Строительство "Измерение

флогистона" качества воды" крови но природе" домов" пирамид" влажности"

сосудам"

Рисунок 2. Результаты выполнения заданий для профильной выборки

При соотнесении направления подготовки с ситуацией задания большинство студентов групп «Химия» и «Биология» правильно осуществили выбор. Некоторые колебания заметны только когда требовалось учесть межпредметные связи («Рычаги в природе»). Однако для студентов направления «Архитектура» связь будущей профессиональной деятельности с физикой оказалась неочевидной (за исключением задания с явно выраженной ассоциацией «Строительство египетских пирамид»). Между тем задания «Утепление домов» и «Измерение влажности» определяются содержанием дисциплины «Архитектурная физика», важнейшей составляющей профессионального модуля в учебном плане направления.

Еще один вывод, который можно сделать по диаграмме на рисунке 2, состоит в том, что студенты довольно низко оценивают профессиональную значимость предложенных ситуаций. Для задания «Теория флогистона» это можно объяснить тем, что оно основано на материале, который для большинства студентов направления «Химия» не ассоциируется с профилем подготовки (аналитическая химия и химическая экспертиза). Однако, и в тех случаях, когда ассоциация казалась явной, оценка была чуть выше среднего («Оценка качества воды» у химиков, «Движение крови по ссудам» у биологов, чей профиль - биомедицина). Для студентов направления «Архитектура» с профилем «Архитектурное проектирование» также странно было не увидеть в задании «Утепление домов» связи с необходимостью учитывать теплофизические характеристики строительных материалов при проектировании зданий.

Одной из задач исследования был анализ корреляции между уровнем ЕНГ студента и успешностью освоения им образовательных программ выбранного направления подготовки. Коэффициенты корреляции суммы баллов, полученных студентом за тест и его суммарного рейтингового балла за первый курс по итогам зимней и летней сессии составили 0,86 и 0,78 для профильной и непрофильной выборок соответственно. Это говорит о наличии прямой тесной связи между этими показателями.

Выводы:

1. Участники опроса продемонстрировали знакомство с понятием естественнонаучной грамотности на уровне узнавания термина, но его смысл для большинства из них остается не ясным.

2. У студентов сформированы определенные представления о значении ЕНГ для общества, государства и отдельного гражданина. Они способны ранжировать проблемы по уровню локализации, оценивать роль естественнонаучных знаний в ситуациях реальной жизни. Но в то же время, они не считают ЕНГ приоритетом, отводя ведущую роль другим составляющим функциональной грамотности, в первую очередь, финансовой.

3. Результаты тестирования показывают недостаточно высокий уровень владения компетенциями ЕНГ у значительной части участников опроса при завышенной самооценке.

4. Выявлена недооценка роли ЕНГ в будущей профессиональной деятельности у студентов профильной выборки. Это может объясняться отсутствием реалистичных представлений о выбранной профессии.

5. Данные корреляционного анализа свидетельствуют о наличии прямой тесной связи между уровнем ЕНГ и успешностью обучения в вузе как в профильной, так и в непрофильной выборке.

Это говорит об остроте и актуальности проблемы формирования ЕНГ в системе образования всех уровней. Фактор ЕНГ важен для подготовки необходимых экономике профессионалов и адекватного восприятия обществом социально значимых научных проблем.

Аннотация. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования представлений о роли естественных наук в современном мире и уровня естественнонаучной грамотности студентов первого курса бакалавриата различных направлений подготовки. Установлено, что студенты способны оценивать роль естественнонаучных знаний в ситуациях реальной жизни, но не считают естественнонаучною грамотность приоритетом. Выявлена недооценка ее роли в будущей профессиональной деятельности, что может объясняться отсутствием реалистичных представлений о будущей профессии. Результаты тестирования показывают недостаточный уровень естественнонаучной грамотности у значительной части участников при завышенной самооценке. Наблюдается прямая связь между показателем результативности выполнения заданий теста и успешностью обучения в вузе. Это говорит об остроте и актуальности проблемы формирования ЕНГ в системе образования всех уровней.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, высшее образование, профессиональная направленность образовательных программ.

Annotation. The article discusses the results of an empirical study of ideas about the role of natural sciences in the modern world and the level of natural science literacy of first-year students of various bachelor's degree programs. It is established that students are able to assess the role of natural science knowledge in real-life situations, but do not consider natural science literacy a priority. The underestimation of the role of natural science literacy in future professional activity is revealed, which can be explained by the lack of realistic ideas about the future profession. The test results show an insufficient level of natural science literacy in a significant part of the participants with overestimated self-esteem. There is a direct relationship between the performance indicator of the test tasks and the success of studying at the university. This indicates the acuteness and relevance of the natural science literacy problem in the education system at all levels.

Keywords: natural science literacy, higher education, professional orientation of educational programs.

Литература:

1. Демидова, М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М.Ю. Демидова, Д.Ю. Добротин B.C. Рохлов // Педагогические измерения. -2020. - № 2. - С. 8-20

2. Марголис, А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. - № 6. - С. 5-24

3. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности // Сайт ФГБНУ «ФИЛИ»: [сайт], 2020. - URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 4.08.2023)

УДК 372.882

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРАГЕДИИ A.C. ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

магистрант факультета психологии и социальной работы Койчуева Майя Адеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. В настоящее время духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся школ является главной задачей современной образовательной системы и важным компонентом взаимодействия социальных институтов. Наряду с поиском современных технологий воспитания, растет интерес к литературному наследию. Именно отечественная литература является действенным и универсальным средством, содержащим большой дидактический потенциал. Приобщение к произведениям русских классиков делает богаче чувства и речь обучающихся, формирует объективно верное отношение к окружающему миру, играет важную роль во всестороннем развитии.

A.C. Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской поэзии и литературы. Его произведения по сей день служат педагогам средством нравственного и эстетического воспитания детей школьного возраста. Морально-этическая проблематика произведений Пушкина раскрывается на языке близком и понятном детям разных классов, а также творческих интересов. Изучение художественного своеобразия прозаических и поэтических текстов Александра Сергеевича на уроках литературы может способствовать формированию положительных личностных качеств учащихся, позволит приобщить детей не только к литературному искусству в целом, но ик отечественной литературе в частности.

Изложение основного материала исследования. Литературными жанрами называют группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. К литературным родам относятся: драма, эпос, лирика. Эпические произведения характеризуются объективным отображением действительности, описанием внешней стороны происходящих в произведении событий. Текст преимущественно описательно-повествовательной структуры, а отношение автора к изображаемым происшествиям прямо выражено. Эпические жанры подразделяются на: малые (новелла, рассказ, очерк), средние (повесть) и крупные (эпопея, роман, эпическая поэма). К лирическим жанрам относятся: послание, романс, ода, идиллия, элегия, эпиграмма. Они характеризуются воспроизведением субъективно личных чувств и отношений к кому- или чему-либо. Драма преимущественно сценический и кинематографический жанр, передающий напряженные переживания, противоречия, борьбу противоположных сил, напряженную интригу.

В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкиным отражен один из главных пороков человеческой натуры - зависть. Не та движущая сила, которая побуждает человека действовать на благо себе для достижения цели, уже кем-то успешно пройденной. А темное и гадкое, неконтролируемое желание некоторых людей возвышаться над себе подобными, стремление навредить тому, кто чем-то лучше или в чем-то успешнее. Поддается черному греху в трагедии Александра Сергеевича композитор Антонио Сальери. Его зависть приводит к совершению еще более страшного греха - убийству человека. Короткая пьеса рассказывает об отношениях между двумя гениями своего времени.

Действительно существовавший и творивший музыку итальянский и австрийский композитор, дирижер и педагог Антонио Сальери был учеником и верным последователем Кристофа Виллибальда Глюка. Он родился в 1750 году в провинциальном городке Леньяго Венецианской республики. Его отец занимался торговлей колбасами и этим обеспечивал жизнь восьми своих детей и супруги. К четырнадцати годам Антонио осиротел и был вынужден самостоятельно прокладывать себе дорогу в светлое будущее. Волей случая талантливого юнца замечает известный композитор Флориан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.