Научная статья на тему 'Изучение Эго-состояний по Э. Берну: вербальные и невербальные проявления в процессе взаимодействия'

Изучение Эго-состояний по Э. Берну: вербальные и невербальные проявления в процессе взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эго-состояния / взаимодействие / транзакционный анализ Берна / вербальные проявления / невербальные проявления / структурный анализ / Еgo-states / interaction / Berne's transactional analysis / verbal manifestations / nonverbal manifestations / structural analysis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валерия В. Ребенок

Данное исследование посвящено изучению взаимодействия с точки зрения структурного и транзакционного анализа Э. Берна, а также анализу и выявлению вербальных и невербальных проявлений каждого Эго-состояния в процессе взаимодействия. Во Введении автором приводится актуальность и значимость данной работы. Выявляется степень разработанности исследуемого вопроса и необходимость изучения избранной автором проблемы. Также поставлены цель и гипотезы, предлагаются возможности практического применения результатов проведённого исследования. Новизна исследования заключается в том, что впервые применены методы «наблюдение» и «эксперимент» с целью выявления вербальных и невербальных признаков, указывающих на определённое Эго-состояние. В Методах автор приводит методики, применённые в данной работе, описание выборки, а также ход проведения сбора данных респондентов. В разделе «Результаты» отображены итоги, полученные в ходе анализа проведённого исследования. Наиболее преобладающими у студентов-психологов являются Эго-состояния «Взрослый», «Ребёнок Свободный» и «Родитель Заботливый». Выявлена обратная корреляция между доминирующим Эго-состоянием «Взрослый» и высоким уровнем инфантилизма личности. Выявлены особенности вербального и невербального поведения респондентов, находящихся в различных Эго-состояниях, а также реакции респондентов на неожиданную ситуацию, предполагающую вхождение в определённое Эго-состояние. В Обсуждении результатов автором приводится объяснение итогов проведённого исследования, производится сравнение результатов исследования других авторов, изучающих Эго-состояния в контексте структурного и транзакционного анализа Э. Берна. В разделе «Заключение» обозначены основные выводы, полученные в результате проведения данной работы, возможности и пути дальнейшего изучения актуальной в статье проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Research of Ego States by E. Bern, their Verbal and Nonverbal Manifestations in the Process of Interaction

This research is devoted to the study of interaction from the point of view of E. Berne's structural and transactional analysis, as well as the analysis and identification of verbal and nonverbal manifestations of each Ego state in the process of interaction. In the Introduction the author gives the relevance and significance of this work. The degree of elaboration of the issue under study and the need to study the problem chosen by the author are revealed. The purpose and hypotheses are also set, the possibilities of practical application of the results of the conducted research are offered. The novelty of the research lies in the fact that for the first time the methods of "observation" and "experiment" were applied in order to identify verbal and nonverbal signs indicating a certain Ego state. In the Methods the author gives the methods used in this work, a description of the sample, as well as the progress of the data collection of respondents. The «Results» section displays the results obtained during the analysis of the conducted research. The most predominant among psychology students are the Ego states of "Adult", "Free Child" and "Caring Parent". An inverse correlation was revealed between the dominant Ego state of "Adult" and a high level of infantilism of the individual. The features of verbal and nonverbal behavior of respondents in various Ego states, as well as the respondents' reactions to an unexpected situation involving entering a certain Ego state, are revealed. In the «Discussion», the author provides an explanation of the results of the study, compares the results of the research of other authors studying Ego states in the context of E. Bern's structural and transactional analysis. The section «Conclusion» outlines the main conclusions obtained as a result of this work, the possibilities and ways of further study of the problem relevant in the article.

Текст научной работы на тему «Изучение Эго-состояний по Э. Берну: вербальные и невербальные проявления в процессе взаимодействия»

GENERAL PSYCHOLOGY- PERSONALITY PSYCHOLOGY

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/1021702/ncpb.202321

Изучение Эго-состояний по Э. Берну: вербальные и невербальные проявления в процессе взаимодействия

Валерия В. Ребенок1*

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация * Почта ответственного автора: rebenok@sfedu.ru

Аннотация

Данное исследование посвящено изучению взаимодействия с точки зрения структурного и транзакционного анализа Э. Берна, а также анализу и выявлению вербальных и невербальных проявлений каждого Эго-состояния в процессе взаимодействия. Во Введении автором приводится актуальность и значимость данной работы. Выявляется степень разработанности исследуемого вопроса и необходимость изучения избранной автором проблемы. Также поставлены цель и гипотезы, предлагаются возможности практического применения результатов проведённого исследования. Новизна исследования заключается в том, что впервые применены методы «наблюдение» и «эксперимент» с целью выявления вербальных и невербальных признаков, указывающих на определённое Эго-состояние. В Методах автор приводит методики, применённые в данной работе, описание выборки, а также ход проведения сбора данных респондентов. В разделе «Результаты» отображены итоги, полученные в ходе анализа проведённого исследования. Наиболее преобладающими у студентов-психологов являются Эго-состояния «Взрослый», «Ребёнок Свободный» и «Родитель Заботливый». Выявлена обратная корреляция между доминирующим Эго-состоянием «Взрослый» и высоким уровнем инфантилизма личности. Выявлены особенности вербального и невербального поведения респондентов, находящихся в различных Эго-состояниях, а также реакции респондентов на неожиданную ситуацию, предполагающую вхождение в определённое Эго-состояние. В Обсуждении результатов автором приводится объяснение итогов проведённого исследования, производится сравнение результатов исследования других авторов, изучающих Эго-состояния в контексте структурного и транзакционного анализа Э. Берна. В разделе «Заключение» обозначены основные выводы, полученные в результате проведения данной работы, возможности и пути дальнейшего изучения актуальной в статье проблемы.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова

Эго-состояния, взаимодействие, транзакционный анализ Берна, вербальные проявления, невербальные проявления, структурный анализ

Для цитирования

Ребенок, В. В. (2023). Изучение Эго-состояний по Э. Берну: вербальные и невербальные проявления в процессе взаимодействия. Северо-Кавказский психологический вестник, 21(2), 5-16, https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.21

The Research of Ego States by E. Bern, their Verbal and Nonverbal Manifestations in the Process of Interaction

Valeria V. Rebenok1*

1 Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation * E-mail: rebenok@sfedu.ru

Abstract

This research is devoted to the study of interaction from the point of view of E. Berne's structural and transactional analysis, as well as the analysis and identification of verbal and nonverbal manifestations of each Ego state in the process of interaction. In the Introduction the author gives the relevance and significance of this work. The degree of elaboration of the issue under study and the need to study the problem chosen by the author are revealed. The purpose and hypotheses are also set, the possibilities of practical application of the results of the conducted research are offered. The novelty of the research lies in the fact that for the first time the methods of "observation" and "experiment" were applied in order to identify verbal and nonverbal signs indicating a certain Ego state. In the Methods the author gives the methods used in this work, a description of the sample, as well as the progress of the data collection of respondents. The «Results» section displays the results obtained during the analysis of the conducted research. The most predominant among psychology students are the Ego states of "Adult", "Free Child" and "Caring Parent". An inverse correlation was revealed between the dominant Ego state of "Adult" and a high level of infantilism of the individual. The features of verbal and nonverbal behavior of respondents in various Ego states, as well as the respondents' reactions to an unexpected situation involving entering a certain Ego state, are revealed. In the «Discussion», the author provides an explanation of the results of the study, compares the results of the research of other authors studying Ego states in the context of E. Bern's structural and transactional analysis. The section «Conclusion» outlines the main conclusions obtained as a result of

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

this work, the possibilities and ways of further study of the problem relevant in the article.

Keywords

Еgo-states, interaction, Berne's transactional analysis, verbal manifestations, nonverbal manifestations, structural analysis

For citation

Rebenok V. V. (2023). The Research of Ego States by E. Bern, their Verbal and Nonverbal Manifestations in the Process of Interaction. North-Caucasian Psychological Bulletin, 21(2), 5-16. (in Russ.). https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.21

Введение

Межличностное взаимодействие является основой социальной жизни индивида. Взаимоотношения, в которые вступает человек, оказывают влияние на различные сферы деятельности личности, его духовное развитие, социальную реализацию и общую удовлетворённость жизнью (Халитова, 2022), а они, в свою очередь влияют на дальнейшие взаимодействия, в том числе на выбор романтического партнера (Ребенок, 2022).

Однако не все межличностные отношения позитивно сказываются на эмоциональном фоне человека и способствуют развитию его личности. Иной раз, вступая во взаимодействия и взаимоотношения с определённым человеком, индивид может испытывать эмоциональный дискомфорт и страдания. Также они могут препятствовать личностной реализации и быть конфликтными (Бессонова и Кукуляр, 2021).

Часто причиной возникновения конфликтов при межличностном общении являются пересекающиеся транзакции по Эрику Берну (Берн, 2006). В этом случае человек посылает собеседнику стимул к определённому Эго-состоянию, например, от своего Эго-состояния «Родитель» к Эго-состоянию «Ребёнок», а получает неожиданную для него реакцию собеседника, находящегося в Эго-состоянии «Взрослый» или «Родитель». Такое несовпадение ожидания вызывает неудовлетворение, приводит к конфликтному взаимодействию или вообще к прекращению взаимодействия (Берн, 2006).

Для того, чтобы предотвращать деструктивные межличностные отношения, необходимо осознавать процесс взаимодействия с точки зрения транзакционного и структурного анализа Эрика Берна, а также знать конкретные вербальные и невербальные признаки, указывающие на нахождение человека в определённом Эго-состоянии. Однако ещё не было проведено эмпирических исследований, выявляющих вербальные и невербальные характеристики каждого Эго-состояния.

Данная информация может быть полезной психологам-консультантам или психотерапевтам с целью помочь личности проанализировать ситуацию социального взаимодействия и выйти из деструктивного сценария. Использоваться при анализе конфликтов, для установления источника недопониманий и разногласий при взаимодействии членов семьи и выявления причин возникновения конфликтного поведения в семье. А также организационным психологам для оценки отношений и взаимодействия между коллегами или сотрудником и руководителем на предприятии. В исследовании, проведённом Shirai S., также говорится о том, что использование эгограммы и «анализа жизненного сценария» оказалось полезным для понимания моделей поведения (поведенческих паттернов) неизлечимо больных пациентов

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

2006).

На данный момент ещё не было проведено эмпирического исследования, фиксирующего и выявляющего конкретные вербальные и невербальные проявления Эго-состояний в их непосредственном выражении, с использованием методов «наблюдение» и «эксперимент», а также проведением анализа отснятого материала. По этим причинам проведение данного исследования является актуальным.

Автором обнаружено некоторое количество теоретических статей, посвя-щённых транзакционному анализу Эрика Берна, изложению сути «игр» и описанию Эго-состояний личности (Куракина, 2017; Саватеев и Саватеева, 2018; Малышев и Малышева, 2019 и др.). Изучением Эго-состояний различных групп респондентов и выявлением преобладающих Эго-состояний в определённых группах занимались:

A. Ю. Попов (2011), Е. А. Левина (2019) и др. в своих эмпирических исследованиях.

B. Е. Ионова проводила эмпирическое исследование, посвящённое влиянию Эго-состояния супругов на выбор супругами функциональных семейных ролей в молодой семье (Ионова, 2015). D. ^шг (2013) выявил положительные и отрицательные связи между доминирующими Эго-состояниями человека и некоторыми его личностными особенностями при помощи опросника Большой пятерки (BFI) Оливера Джона и Кристофера Сото. Так, результаты показали положительные корреляции между Эго-состоянием «Адаптированный Ребёнок» и Осознанностью, а также между «Естественным Ребёнком» и Экстраверсией. Отрицательные корреляции между: Эго-состоянием «Критический Родитель» и Сговорчивостью, «Адаптированным Ребенком» и Эмоциональной стабильностью, «Естественным Ребёнком» и Доброжелательностью. При этом автором не обнаружено иных исследований, посвящённых связи доминирующих Эго-состояний с личностными характеристиками человека (Ребенок, 2023).

Исследователями не проводилось детального анализа взаимодействия собеседников с точки зрения транзакционного анализа Э. Берна и особенностей вербального и невербального общения и поведения людей, находящихся в различных Эго-состояниях.

В связи с этим, автором была поставлена цель исследования: проанализировать вербальные и невербальные проявления при вхождении в различные Эго-состояния в процессе коммуникации.

Были определены гипотезы исследования:

1) При нахождении в определённом Эго-состоянии человек использует конкретные интонации, жесты, мимику, фразы, указывающие на данное Эго-состояние, транслирующие его собеседнику;

2). Человек, у которого преобладает Эго-состояние «Ребёнок», обладает повышенным уровнем инфантилизма

Объектом исследования выступают Эго-состояния партнёров по общению.

Предмет исследования: вербальные и невербальные признаки нахождения человека в определённом Эго-состоянии.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые применены методы «наблюдение» и «эксперимент» с целью выявления вербальных и невербальных признаков, указывающих на определённое Эго-состояние. Обнаружена обратная связь между Эго-состоянием «Взрослый» по опроснику функциональных Эго-состояний и инфантилизмом личности по опроснику «Уровень выраженности инфантилизма».

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Методы

При проведении данного исследования автором были использованы методы: метод теоретического анализа научной литературы, опрос, наблюдение, эксперимент, анализ отснятого материала, математический анализ данных.

С целью определить доминирующие Эго-состояния респондентов и выявить их уровень инфантилизма автором были использованы две методики:

1) Методика «Уровень выраженности инфантилизма» (А. А. Серегина, 2004) -позволяет оценить общий уровень инфантилизма личности и провести анализ его структурных компонентов (по шкалам опросника). Данный опросник содержит в себе одну основную шкалу, показывающую общий уровень инфантилизма личности, а также 8 подшкал, обозначающих характеристики, а каждой из которой отражается та или иная степень выраженности инфантилизма.

2) Опросник функциональных эго-состояний (Джули Хэй (1996) в адаптации В. Е. Гусаковского) предназначен для определения преобладающего Эго-состояния в повседневной жизни. В результате прохождения данного опросника выявляется соотношение выраженности у личности каждого из Эго-состояний: «Родитель Контролирующий», «Родитель Заботливый», «Взрослый», «Ребёнок Свободный», «Ребёнок Адаптивный».

Применение данных методик обосновано их доступностью, валидностью и надежностью, понятностью и лёгкостью прохождения для респондентов, прохождение опросников предполагает выбрать 1 из 4 вариантов ответа.

Помимо этого, было проведено наблюдение за респондентами с фиксацией данных для последующего анализа при помощи видеосъёмки.

Выборка. Респондентами данного исследования стали студенты факультета психологии Южного федерального университета в возрасте от 17 до 32 лет. Всего опросники прошло 58 человек, из них 46 человек (23 пары) приняли участие в эксперименте -в выполнении заданий для проведения наблюдения и анализа отснятого материала.

В силу предполагаемой универсальности проявления Эго-состояния у лиц как женского, так и мужского пола, а также ограничения количества респондентов мужского пола, гендерным соотношением респондентов автор решил пренебречь.

Описание сбора данных респондентов. Сбор данных для исследования проходил в 2 этапа. На первом этапе респонденты проходили опросники Функциональных эго-состояний и Уровня выраженности инфантилизма.

Второй этап имел цель проведения анализа взаимодействия респондентов с точки зрения теории Эрика Берна и определение проявления конкретных вербальных и невербальных признаков доминирующего Эго-состояния каждого респондента. Участникам необходимо было выполнять предложенные им задания в парах и приходить к их решению в процессе совместного общения, обсуждения, взаимодействия. Для фиксации данных и анализа результатов с согласия респондентов была проведена видеосъёмка данного процесса.

Выборка испытуемых, за которыми было осуществлено наблюдение, была разделена на 3 подгруппы. Анонимность участников была обеспечена использованием номеров. В каждой подгруппе респонденты были разделены на пары случайно, путём выбора ими карточек с номерами.

В первой подгруппе (18 человек) респондентам нужно было путём совместного обсуждения и взаимодействия решить 3 логические задачи. Первые две - вербальные

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

логические задачи, а третья - задача, в которой из 6 спичек нужно было выложить 4 равносторонних треугольника. Перед выполнением 3 задачи экспериментатор, пронаблюдав поведение респондентов в паре, просил наиболее пассивного (как правило, находящегося в Эго-состоянии «Адаптирующийся Ребёнок») или саботирующего задание (т. е. проявляющего поведение «Свободный Ребёнок») участника занять более доминирующую позицию с целью пронаблюдать реакцию обоих участников.

Во второй подгруппе (12 человек) перед участниками на столе было выложено 6 предметов: консерва, бутылка воды, швейцарский нож, аптечка, спички, печенье Choco pie. И была дана инструкция: «Вы оказались на необитаемом острове. Перед вами на столе лежит 6 предметов, только 2 из которых мы можете взять с собой на необитаемый остров. Посредствам обсуждения и взаимного принятия решения при взаимодействии вам нужно решить, какие это будут 2 предмета. Предметы можно трогать, брать, вертеть в руках, рассматривать, перекладывать». Вторым заданием аналогично было использовано задание со спичками.

В третьей подгруппе (16 человек) респондентам было предложено проиграть сценку по определённому сценарию с целью отследить поведение респондентов в экстремальной или фрустрирующей ситуации. В первом варианте сценки респонденты сделали заказ на большую сумму денег, но не имели возможности оплатить его, так как забыли дома кошельки и электронные карты. Во втором варианте они неожиданно вынуждены были заплатить крупный штраф за административное нарушение сотруднику полиции, также оказавшись без средств. Поведение респондентов в данных ситуациях аналогично было зафиксировано на видео.

Результаты

В ходе математического анализа данных и анализа отснятого видеоматериала автор исследования получил приведённые ниже результаты.

1) При анализе «Опросника функциональных эго-состояний» (Дж. Хэй, 1996, адаптация В. Е. Гусаковского) было получено следующее соотношение. Наиболее выраженным у большинства респондентов является Эго-состояние «Взрослый» -32,76%. Далее идёт Эго-состояние «Ребёнок Свободный» - 29,31% и «Родитель Заботливый» - 22,41%. Наименее выраженным стали Эго-состояния «Родитель Контролирующий» и «Ребёнок Адаптированный» - по 12,07% (рис.1).

2) Корреляций между Эго-состоянием «Ребёнок» в качестве преобладающего и инфантилизмом личности не было обнаружено. Гипотеза о том, что человек, у которого преобладает Эго-состояние «Ребёнок», обладает повышенным уровнем инфантилизма, не подтверждена.

При этом стоит отметить, что среди респондентов были те, у которых повышенный уровень инфантилизма сочетался с проявлениями Эго-состояния «Ребёнок», что особенно ярко было выражено при участии данных респондентов во втором этапе сбора данных, наблюдаемо в их вербальных и невербальных проявлениях, зафиксированных при помощи видеосъёмки. Данный результат может быть объяснён недостаточным количеством респондентов для выявления корреляции, а значит, он требует дальнейшего изучения.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Рисунок 1.

Количественная выраженность каждого Эго-состояния по группе респондентов в %

Выраженность Эго-состояний (%) по результатам опросника Функциональных эго-состояний (Дж. Хэй)

.ill. "Родитель "Родитель "Взрослый" "Ребёнок "Ребёнок

Контролирующий" Заботливый" Свободный" Адаптированный"

Эго-состояннятранзакцнонного анализа Э. Берна, проявленные у респондентов

3) Была выявлена обратная (отрицательная) связь между преобладающим Эго-состоянием «Взрослый» и общим уровнем инфантилизма личности. А также, в частности, обратная (отрицательная) связь между Эго-состоянием «Взрослый» и шкалами: «Эмоционально-волевая сфера» и «Неупорядоченность поведения» опросника «Уровня выраженности инфантилизма».

На взгляд автора, такой результат является вполне объяснимым. Согласно описанию Эрика Берна, Эго-состояние «Взрослый» требует осознанности и объективного анализа окружающей действительности. А значит, преобладание данного состояния, как правило, доступно «зрелой» личности.

4) При помощи анализа видеоматериала выявлены особенности вербального и невербального поведения респондентов, находящихся в различных Эго-состояниях.

Эго-состояние «Родитель» было выражено в следующих проявлениях:

- Респонденты стремились взять инициативу на себя при решении задачи, взять под контроль процесс решения и занять более доминирующую позицию.

- При решении логических задач респонденты в Эго-состоянии «Родитель» сразу забирали себе лежащий на парте листок и ручку, начинали сами писать решение задачи, или же активно обосновывали свою точку зрения при обсуждении.

При этом в Эго-состоянии «Заботливый Родитель» проявлялось: похлопывание по плечу, помощь напарнику в решении задачи, одобряющая улыбка, фразы типа: «Ты молодец!».

В состоянии «Контролирующий Родитель»: доказывание своей позиции, критика действий напарника, использование указательных фраз, фраз повелительного наклонения: «Да никак ты не сделаешь!», «Всё, делай квадрат и вот так, крест-накрест!», «Нет-нет-нет!», «Я знаю, а ты подумай!», «Смотри!» и т.п.

35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Выявленные общие невербальные признаки поведения человека в Эго-состоянии «Родитель» следующие: корпус повёрнут вперёд (нависают над заданием), стараются занять больше пространства на парте (более уверенная позиция), рука выставлена вперёд, указательный жест пальцем или ручкой напарнику, взгляд на напарника «снизу вверх» (убеждение в своей правоте через напарника).

Эго-состояние «Взрослый» проявилось в следующих признаках:

- Респонденты были поглощены исключительно процессом решения задачи, обсуждали пути нахождения ответа или выхода из сложной ситуации, не обращаясь к эмоциональным и личностным проявлениям своего напарника по задаче.

- Практически не вступали в эмоциональное взаимодействие с напарником, не пытались «научить» или «воспитать» его.

- Выражали автономию и самостоятельность при решении задачи и обсуждении. Выслушивали мнение напарника, дополняли его.

В отличии от респондентов в Эго-состоянии «Родитель», основной целью респондентов в Эго-состоянии «Взрослый» было прийти к нахождению объективно верного решения, а не воспитать партнёра, взять контроль над решением задачи или доказать свою позицию.

Общие невербальные признаки, выраженные у респондентов в Эго-состоянии «Взрослый»: спокойное, сосредоточенное или задумчивое выражение лица; взгляд направлен прямо в глаза напарнику или на реквизит при решении задачи; большая погружённость в себя или в задание, нежели на напарника.

Респонденты в Эго-состоянии «Свободный Ребёнок» выражали: несерьёзность в выполнении задания, были не напряжены, смеялись, улыбались партнёру, не сразу понимали инструкцию и переспрашивали её.

Испытуемые в состоянии «Адаптирующийся Ребёнок»: ориентировались на мнение более доминирующего партнёра (который, как правило, был в позиции «Родителя»), были пассивны при решении задачи.

Общие невербальные признаки респондентов в Эго-состоянии «Ребёнок»: более зажатая, неуверенная поза; руки сложены одна на другую (ученик за партой) или рука подпирает щёку; смотрят на партнёра «снизу вверх», взгляд часто ищет одобрения, подтверждения; улыбка, смех, смущение; кивки головой как согласие с мнением партнёра; преимущественно слушают партнёра и не сосредоточены на решении задачи.

5) Выявлена также реакция партнёров на просьбу более пассивного участника в паре (как правило, у него проявлено Эго-состояние «Ребёнок» или Эго-состояние «Взрослый» в паре респондентов) занять доминирующую роль на задании со спичками.

Напарники, находящиеся в Эго-состояниях «Взрослый-Взрослый», не проявляли выраженных эмоциональных реакций по поводу вынужденного принятия одним из них доминирующей роли. Они спокойно продолжали выполнение задания, партнёр, обозначенный в более пассивной роли, помогал другому при необходимости. Оба при этом они изначально находились в равной позиции.

Участники в Эго-состоянии «Родитель», в ответ на занятие напарником доминирующей позиции, выражали неудовольствие, испытывали внутреннее напряжение, нервничали, с трудом удерживали себя, пытались перенять доминирующую роль и самим выполнить задание, что было выражено в их вербальных и невербальных проявлениях (Проявлялся смех как защитная реакция; секундное выражение неудо-

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

вольствия, обиды; закатывание глаз; одной рукой удерживали другую).

Участники, находящиеся в Эго-состоянии «Ребёнок» при необходимости принять активную роль на задании со спичками, реагировали либо растерянностью, либо общей оживлённостью. Как правило, со временем доминирующая позиция всё равно переходила респонденту в состоянии «Родитель».

Обсуждение результатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На взгляд автора, результат, полученный по опроснику функциональных эго-состоя-ний, можно объяснить спецификой получаемого респондентами высшего психологического образования. Изучение психологии требует большой осознанности, умения мыслить аналитически, объективно и непредвзято перерабатывать информацию, что, по Эрику Берну, присуще состоянию «Взрослого», это и стало преобладающим у большинства респондентов данной выборки. Преобладание состояния «Свободного Ребёнка» можно объяснить наличием внутренней свободы, проявлением творческой инициативы, умением непосредственно воспринимать информацию из окружающего мира у студентов, обучающихся на психологов. Эго-состояние «Родитель Заботливый» может быть проявлено в стремлении помогать людям как одного из мотивов выбора профессии «Психолог».

Автор предполагает, что, если бы выборку составляли студенты технических специальностей или студенты, обучающиеся на педагогов-предметников (например, учителя математики), соотношение преобладания каждого Эго-состояния по группе респондентов кардинально бы отличалось от результата, полученного в данном исследовании. Так, в эмпирической работе, проведённой Е. А. Левиной, было выявлено, что из 178 респондентов, относящихся к органам исполнительной власти города Москвы, Эго-состояние «Ребёнок» было присуще 62 людям (46 женщинам и 16 мужчинам), «Родитель» - 58 людям (34 женщинам и 24 мужчинам) и Эго-состояние «Взрослый» также преобладает у 58 респондентов, из них 19 женщин и 39 мужчин. (Левина, 2019).

Вероятно, доминирующие Эго-состояния у человека могут определяться и средой, в которую он погружён. Так, в исследовании Г А. ВоЬю^, было выявлено, что Эго-состояния респондентов, являющихся участниками психотерапевтической группы, значительно изменились через 6 недель работы. Так, благодаря выработанным паттернам поведения, произошло увеличение Эго-состояний: «Родитель Заботливый», «Взрослый» и «Ребенок Естественный» и сокращение Эго-состояний: «Родитель Критикующий» и «Ребенок Адаптированный» (ВоЬю^, 2003).

При сравнении данных респондентов по опросникам была получена обратная связь между высоким уровнем инфантилизма и доминирующим Эго-состоянием «Взрослый». Автором было обнаружено некоторое количество других исследований, посвящённых выявлению связи между Эго-состоянием и определённой чертой личности (Ребенок, 2023). Так, в исследовании В. Б. Токаревой была выявлена прямая (положительная) взаимосвязь между показателями интернальности в области достижения успеха и Эго-состоянием «Взрослый». То есть, чем выше у обучающихся принятие ответственности за свои достижения, тем сильнее выражено состояние «Я-Взрослый» (Токарева, 2022).

Важно отметить, что на втором этапе проведённого автором исследования, у участников в паре, транзакции которых были определены как пересекающиеся, возникали конфликты в процессе выполнения задания. Такой была, например, пара, в которой каждый респондент находился в состоянии «Родитель» и пытался

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

поставить своего собеседника в позицию «Ребёнок». Что подтверждается работой Т. Ю. Литвиненко. Так, по мнению автора статьи, нестабильным и приводящим к конфликту является взаимодействие, основанное на пересекающихся транзакциях (Литвиненко, 2019). В паре, в которой один из респондентов находился в состоянии «Родитель» и пытался поставить своего собеседника с позицию «Ребёнок», а его собеседник при этом находился в Эго-состоянии «Взрослого», вообще не происходило активного взаимодействия. Участники не могли найти точки соприкосновения, у них не шёл активный диалог, взаимодействие было очень редуцировано, и они так и не смогли выполнить задания на втором этапе. Как гласит правило коммуникации в контексте транзакционного анализа Э. Берна: «коммуникация обрывается при пересекающихся транзакциях» (Берн, 2006, с. 20).

Наиболее продуктивными были пары, взаимодействующие в прямых дополнительных транзакциях по типу: «Родитель» - «Ребёнок», «Взрослый» - «Взрослый». В целом, это подтверждает правило коммуникации из теории транзакционного анализа Э. Берна о том, что: «коммуникация протекает гладко, пока транзакции дополнительны» (Берн, 2006, с. 20).

Наиболее преобладающими Эго-состояниями у студентов-психологов являются: «Взрослый» - 32,76%, «Ребёнок Свободный» - 29,31% и «Родитель заботливый» - 22,41%.

Общие невербальные признаки поведения человека в Эго-состоянии «Родитель» следующие: корпус повёрнут вперёд (нависают над заданием), стараются занять больше пространства на парте (более уверенная позиция), рука выставлена вперёд, указательный жест пальцем или ручкой напарнику, взгляд на напарника «снизу вверх» (убеждение в своей правоте через напарника).

В Эго-состоянии «Заботливый Родитель» проявлялось: похлопывание по плечу, помощь напарнику в решении задачи, одобряющая улыбка, фразы типа: «Ты молодец!».

В состоянии «Контролирующий Родитель»: доказывание своей позиции, критика действий напарника, использование указательных фраз, фраз повелительного наклонения: «Да никак ты не сделаешь!», «Всё, делай квадрат и вот так, крест-накрест!», «Нет-нет-нет!», «Я знаю, а ты подумай!», «Смотри!» и т.п.

Общие невербальные признаки, выраженные у респондентов в Эго-состоянии «Взрослый»: спокойное, сосредоточенное или задумчивое выражение лица; взгляд направлен прямо в глаза напарнику или на реквизит при решении задачи; большая погружённость в себя или в задание, нежели на напарника. В отличии от респондентов в Эго-состоянии «Родитель», основной целью респондентов в Эго-состоянии «Взрослый» было прийти к нахождению объективно верного решения, а не воспитать партнёра, взять контроль над решением задачи или доказать свою позицию.

Общие невербальные признаки респондентов в Эго-состоянии «Ребёнок»: более зажатая, неуверенная поза; руки сложены одна на другую (ученик за партой) или рука подпирает щёку; смотрят на партнёра «снизу вверх», взгляд часто ищет одобрения, подтверждения; улыбка, смех, смущение; кивки головой как согласие с мнением партнёра; преимущественно слушают партнёра и несосредоточены на решении задачи.

Респонденты в Эго-состоянии «Свободный Ребёнок» выражали: несерьёзность в выполнении задания, были рассосредоточены, смеялись, улыбались партнёру, не сразу понимали инструкцию и переспрашивали её.

Испытуемые в состоянии «Адаптирующийся Ребёнок»: ориентировались на мнение более доминирующего партнёра (который, как правило, был в позиции «Родителя»), были пассивны при решении задачи.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Заключение

Поскольку гипотеза о том, что человек, у которого преобладает Эго-состояние «Ребёнок», обладает повышенным уровнем инфантилизма, не подтверждена, но среди респондентов были те, у которых повышенный уровень инфантилизма сочетался с проявлениями Эго-состояния «Ребёнок», что особенно ярко было наблюдаемо в их вербальных и невербальных проявлениях, можно говорить о том, что данный вопрос нуждается в проведении дальнейших исследований. Полученный автором результат может быть объяснён недостаточным количеством респондентов для выявления корреляции, а значит, при наличии достаточной группы респондентов в репрезентативной выборке, итоговые данные могут быть иными.

Автор данного исследования видит возможности для дальнейшего изучения данной проблемы и развития исследований в области изучения Эго-состояний в контексте структурного и транзакционного анализа Э. Берна. Так, может быть проведено сравнение соотношения доминирующих Эго-состояний у различных групп респондентов (в зависимости от их возраста, статуса, национальности (культуры), наличия деструктивности в семье, профессиональной направленности и др.). Также дальнейшего, более глубинного исследования, требует изучение непосредственного взаимодействия людей с точки зрения транзакционного анализа с использованием методов «эксперимент» и «наблюдение», таких важных, но довольно редко использующихся психологами в эмпирических работах.

Литература

Берн, Э. (2006). Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Минск: Современный литератор.

Бессонова, Н. Н., Кукуляр А. М. (2021). Исследование психологических особенностей конфликтного поведения у супругов, как результата кризиса семейных отношений. Мир науки. Педагогика и психология, 9(6).

Ионова, В. Е. (2015). «Эго-состояние» супругов как фактор формирования ролевой структуры в молодой семье. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология, 2(18), 24-33.

Куракина, М. А. (2017). Актуальность понимания эго-состояний в деловом общении. Вестник Национального института бизнеса, 27, 101-104.

Левина, Е. А. (2019). Конфликтные переговоры по Эрику Берну на примере органов исполнительной власти города Москвы. Научный вестник Крыма, 5(23).

Литвиненко, Т. Ю. (2019). Транзакционный анализ конфликтных ситуаций. Евразийский Союз Ученых, 7-1(64), 26-27.

Малышев, К. Б. & Малышева, О. А. (2019). Системное описание и измерение эго-состояний как проблема общей психологии. Ярославский педагогический вестник, 4, 110-116. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10459

Попов, А. Ю. (2011). Эмпирическое исследование процессов субъект-субъектного взаимодействия людей: принципы и первые результаты. Психология. Психофизиология, 5(222), 42-47.

Ребенок, В. В. (2023). Обзор исследований, посвященных изучению взаимодействия и преобладающих Эго-состояний в контексте структурного и транзакционного анализа Эрика Берна. Северо-Кавказский психологический вестник, 21(1), 58-70, https://doi. огд/10.21702/псрЬ.2023.1.6

Ребенок В.В. (2022). Обзор влияния установок и элементов типажа на выбор романтического и брачного партнёра. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(1):53-65. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-1-53-65

Саватеев, Д. А., Саватеева, О. В. (2018). Игры, в которые играют студенты. Проблемы современного педагогического образования, 60(4), 360-362.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Токарева, В. Б. (2022). Взаимосвязь эго-состояний и уровня субъективного контроля у обучающихся. Проблемы современного педагогического образования, 77-2, 460-462.

Халитова, С. А. (2022). Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в социальной психологии. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 4(64), 268-275.

Boholst, F. A. (2003). Effects of Transactional Analysis Group Therapy on Ego States and Ego State Perception. Transactional Analysis Journal, 33(3), 254-261. https://doi. org/10.1177/036215370303300307

Ciucur, D. (2013). The Ego States and the "Big Five" Personality Factors. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 78, 581-585. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.355

Shirai, S. (2006). How transactional analysis can be used in terminal care. International Congress Series, 1287, 179-184. https://doi.org/10.1016/j.ics.2005.12.052

References

Bern, E. (2006). Games People Play. People who play games. Minsk: Modern writer.

Bessonova, N. N., Kukulyar A. M. (2021). The study of the psychological characteristics of conflict behavior in spouses, as a result of the crisis of family relations. The world of science. Pedagogy and psychology, 9(6).

Boholst, F. A. (2003). Effects of Transactional Analysis Group Therapy on Ego States and Ego State Perception. Transactional Analysis Journal, 33(3), 254-261. https://doi. org/10.1177/036215370303300307

Ciucur, D. (2013). The Ego States and the "Big Five" Personality Factors. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 78, 581-585. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.355

lonova, V. E. (2015). "Ego-state" of the spouses as a factor in the formation of the role structure in a young family. Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Psychology, 2(18), 24-33.

Khalitova, S. A. (2022). Theoretical aspects of the study of interpersonal relations in social psychology. Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University, 4(64), 268-275.

Kurakina, M. A. (2017). The relevance of understanding ego-states in business communication. Bulletin of the National Institute of Business, 27, 101-104.

Levina, E. A. (2019). Conflict negotiations according to Eric Berne on the example of executive authorities of the city of Moscow. Scientific Bulletin of Crimea, 5(23).

Litvinenko, T. Yu. (2019). Transactional analysis of conflict situations. Eurasian Union of Scientists, 7-1(64), 26-27.

Malyshev, K. B. & Malysheva, O. A. (2019). Systemic description and measurement of ego-states as a problem of general psychology. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 4, 110-116. https://doi. org/10.24411/1813-145X-2019-10459

Popov, A. Yu. (2011). Empirical study of the processes of subject-subject interaction of people: principles and first results. Psychology. Psychophysiology, 5(222), 42-47.

Rebenok, V. V. (2023). A review of research on the study of interaction and dominant ego states in the context of structural and transactional analysis by Eric Berne. North Caucasian Psychological Bulletin, 21(1), 58-70, https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.1.6

Rebenok V. V. (2022). Review of the influence of attitudes and elements of the type on the choice of a romantic and marital partner. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 5(1):53-65. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-1-53-65

Savateev, D. A., Savateeva, O. V. (2018). Games played by students. Problems of modern teacher education, 60(4), 360-362.

Shirai, S. (2006). How transactional analysis can be used in terminal care. International Congress Series, 1287, 179-184. https://doi.org/10.1016/j.ics.2005.12.052

Tokareva, V. B. (2022). The relationship of ego-states and the level of subjective control in students. Problems of Modern Pedagogical Education, 77-2, 460-462.

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.