Научная статья на тему 'Динамика эго-состояний в процессе коуч-сессии'

Динамика эго-состояний в процессе коуч-сессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭГО-СОСТОЯНИЕ / КОУЧ-СЕССИЯ / КОУЧИНГ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / МОДЕЛЬ КОУЧИНГА / EGO-STATE / COACHING SESSION / COACHING / STRUCTURE OF PERSONALITY / COACHING MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмелев Илья Михайлович, Рождественская Мария Андреевна

В статье анализируется динамика эго-состояний личности на разных этапах коуч-сессии. Рассматривается одна из моделей коучинга GROW. На основании результатов эмпирического исследования сделаны выводы о значимости эго-состояния «Взрослый» после завершения коуч-сессии и наибольшей выраженности эго-состояния «Дитя» на этапе поиска возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of ego-states during coaching sessions

This article analyses the ego-state dynamics of a person at different stages of the coaching session. Such a coaching model as GROW is considered. Based on the empirical research results the authors make conclusions about the significance of the "Adult" ego-state after the coaching session and the highest expression of the "Child" ego-state at the stage of search for capabilities.

Текст научной работы на тему «Динамика эго-состояний в процессе коуч-сессии»

УДК 159.923.2

Шмелев Илья Михайлович

Shmelev Ilya Mikhailovich

старший преподаватель Высшей школы экономики

Senior Lecturer, Higher School of Economics

Рождественская Мария Андреевна

Rozhdestvenskaya Maria Andreyevna

студент Высшей школы экономики

Student, Higher School of Economics

THE DYNAMICS OF EGO-STATES DURING COACHING SESSIONS [1]

ДИНАМИКА ЭГО-СОСТОЯНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОУЧ-СЕССИИ [1]

Аннотация:

Summary:

В статье анализируется динамика эго-состояний личности на разных этапах коуч-сессии. Рассматривается одна из моделей коучинга - GROW. На основании результатов эмпирического исследования сделаны выводы о значимости эго-состояния «Взрослый» после завершения коуч-сессии и наибольшей выраженности эго-состояния «Дитя» на этапе поиска возможностей.

This article analyses the ego-state dynamics of a person at different stages of the coaching session. Such a coaching model as GROW is considered. Based on the empirical research results the authors make conclusions about the significance of the "Adult" ego-state after the coaching session and the highest expression of the "Child" ego-state at the stage of search for capabilities.

Ключевые слова:

эго-состояние, коуч-сессия, коучинг, структура личности, модель коучинга.

Keywords:

ego-state, coaching session, coaching, structure of personality, coaching model.

Целью статьи является выявление и изучение особенностей динамики эго-состояний клиента в коуч-сессии. Несмотря на растущее внимание по отношению к коучингу со стороны практикующих психологов, его научная психологическая составляющая остается малоизученной. Эта проблема возникает вследствие превалирующей практической ориентированности авторов исследований коучинга. В то же время осуществление более глубокого теоретического обоснования может способствовать усилению осмысленности и фундаментальности психологической составляющей коучинга. Исследование ориентировано, с одной стороны, на формирование дополнительного обоснованного психологического теоретического базиса, способствующего расширению возможностей коуча. С другой стороны, фокус внимания исследователей направлен на динамические характеристики эго-состояний.

Структура личности включает, на наш взгляд, три психологических эго-состояния: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Ребенок» («Дитя» - Д). Эго-состояния, согласно концепции Берна [2], - это фундаментальные проявления личности, образующие в совокупности ее структуру. Каждое эго-состояние включает в себя особые паттерны поведения, мышления и чувствования. Особенности каждого из эго-состояний уже рассмотрены детально отечественными психологами М. Литваком [3], В.В. Макаровым, Г.А. Макаровой [4], В.А. Петровским [5] и др. По мнению В.А. Петровского, «эго-состояние "Родитель" - это наш внутренний комментатор, редактор и оценщик. Взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка, проявляют две главные формы поведения: 1) жесткие указания, запреты; 2) проявления заботы, доброты. Первые формируют Критикующего Родителя, вторые - Заботящегося Родителя» [6, с. 23] «Вербально-семантический уровень состояния "Ребенок" состоит из предикатов хочу, нравится, не буду делать и т. д.; "Взрослый" - целесообразно, полезно; "Родитель" - должен, нельзя» [7, с. 258].

Для измерения эго-состояний клиента была применена «Шкала личностных черт "Р - Д - В"», разработанная и валидизированная В.В. Макаровым и Н.А. Лавровой на основе схожей шкалы, созданной американским психиатром Ч.Е. Шефером [8]. Полученные в обеих группах показатели сравнивались между собой по непараметрическому критерию Манна - Уитни. Обработка данных осуществлялась при помощи статистического пакета SPSS 20.0. Последующие проверки гипотез исследования осуществлялись в соответствии с критерием двухфакторного рангового дисперсионного анализа Фридмана для связанных выборок и с критерием знаковых рангов Уилкоксона.

Выборку исследования составили молодые люди (N = 60) в возрасте от 20 до 25 лет. Гендерное распределение равномерное и составляет 30 респондентов женского пола и 30 - мужского. Все респонденты являются студентами высших учебных заведений. Психологическое исследование включало в себя следующие этапы:

1. Подготовка методики сбора данных, планирование проведения коуч-сессии.

2. Заполнение респондентом опросника «Шкала личностных черт» В.В. Макарова, Н.А. Лавровой перед началом коуч-сессии [9].

3. Проведение коуч-сессии в соответствии с моделью коучинга GROW [10]. В соответствии с основной формой общения между коучем и клиентом - вопросами, Джоном Уитмором была сформирована модель, предполагающая выстраивание процесса проведения коуч-сессии соответственно определенной последовательности вопросов. Название модели GROW (в переводе на русский - 'рост') формируется из начальных букв названий каждой стадии: первая стадия -цель (англ. Goal), вторая - реальность (англ. Reality), третья - возможности (англ. Options) и четвертая - намерения (англ. When, What, Who, Will). Стадии модели GROW отражают ключевые элементы взаимодействия, через которые коучу необходимо «провести» клиента для достижения наиболее эффективного результата [11].

4. Повторное заполнение респондентом опросника после прохождения каждого этапа модели GROW.

5. Анализ и сопоставление полученных данных.

Результаты изучения двух групп респондентов сравнивались по критерию Манна - Уитни для выявления значимых различий в показателях между группами. В соответствии с полученными данными относительно каждого эго-состояния были сформированы графические отображения средней по выборке динамики эго-состояний на пяти этапах: до коуч-сессии, после прохождения этапов формирования цели, исследования реальности, обозначения возможностей и после завершения коуч-сессии и соответственного прохождения этапа определения намерений. Описанные этапы отображены на горизонтальной оси, их показатели - на вертикальной (см. рис. 1, 2, 3).

0,585 0,58 0,575 0,57 0,565 0,56 0,555

Р до Р G Р R Р O Р W

Рисунок 1 - Динамика эго-состояния «Родитель» в процессе коуч-сессии

Обработка средних суммарных по общей выборке показателей эго-состояния «Родитель» в начале и в конце сессии отражает сохранение близкой по значению выраженности, достигая наивысшего показателя после прохождения этапа формирования цели и наименьшего - после этапа обозначения возможностей.

0,6 0,59 0,58 0,57 0,56 0,55 0,54 0,53 0,52 0,51 0,5

Рисунок 2 - Динамика эго-состояния «Взрослый» в процессе коуч-сессии

Компонент эго-состояния «Взрослый» респондентов анализировался в соответствии с критерием двухфакторного рангового дисперсионного анализа Фридмана для связанных выборок и с критерием Уилкоксона для проверки гипотез о преобладании эго-состояния «Взрослый» у клиента

В до В G В R В O В W

после прохождения коуч-сессии и после этапа исследования реальности. В результате проверки нулевой гипотезы о равном распределении эго-состояния «Взрослый» между всеми стадиями в рамках дисперсионного анализа Фридмана был получен уровень значимости меньше 0,05, соответственно, нулевая гипотеза отклоняется. Таким образом, подтверждается наличие значимых различий эго-состояния «Взрослый» по выборке на различных этапах. При этом были обнаружены значимые различия в отношении этого эго-состояния после завершения коуч-сессии.

0,54

0,52

0,5

0,48

0,46

0,44

0,42

0,4

В результате проверки нулевой гипотезы о равном распределении эго-состояния «Дитя» между всеми стадиями в рамках дисперсионного анализа Фридмана был получен уровень значимости меньше 0,05, соответственно, нулевая гипотеза отклоняется. Таким образом, подтверждается наличие значимых различий эго-состояния «Дитя» по выборке на различных этапах.

Результаты показывают, что эго-состояние «Взрослый» является значимо выраженным после завершения коуч-сессии. Одной из основных функций эго-состояния «Взрослый» является рациональная и объективная, насколько это возможно, оценка действительности, что является схожим с целью этапа изучения реальности (Reality) в процессе коучинга, однако наличие значимой связи между ними не подтвердилось. Возможной причиной этого может являться недостаточная включенность обследуемых в процесс, так как данный этап относится к первой половине сессии, где присутствует возможность неполной погруженности клиента в рабочий процесс коучинга.

Обработка полученных данных показала, что на этапе поиска возможностей эго-состояние «Дитя» обладает наибольшей выраженностью как в сравнении с остальными эго-состояниями, так и по отношению к показателям эго-состояния «Дитя» после прохождения других этапов. Значимая связь между этапом поиска возможностей и эго-состоянием «Дитя» обусловлена следующими общими чертами: активизация свободного, спонтанного и творческого мышления, снятие ограничений и предубеждений в процессе поиска возможностей, интуитивное действование, состояние креативности и изобретательности.

Таким образом, теоретические и прикладные исследования динамики эго-состояний в процессе коуч-сессий могут способствовать развитию коучинга как направления психологии, имеющего не только практическую область применения, но и теоретическое обоснование.

Ссылки:

1. Эмпирическое исследование проведено М.А. Рождественской под руководством И.М. Шмелева.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М., 2004. 480 с. ; Berne E. What do you say after you say hello? The psychology of human destiny. New York, 1972 ; Idem. Transactional analysis in psychotherapy: A systematic individual and social psychiatry. London, 1980.

3. Литвак М. Психологическое айкидо. Ростов н/Д., 2007. 441 с.

4. Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ - восточная версия. М., 2002. 496 с.

5. Петровский В.А. Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. 37 с.

6. Там же. С. 23.

7. Тазетдинова Р.Р. Эго-состояния в структуре языковой личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 19 (652). С. 258-269.

8. Макаров В.В., Макарова Г.А. Указ. соч.

9. Там же.

10. Whitmore J. Coaching for Performance: GROWing Human Potential and Purpose - the Principles and Practice of Coaching and Leadership. Boston, 2002.

11. Ibid.

Д до Д G Д R Д O Д W

Рисунок 3 - Динамика эго-состояния «Дитя» в процессе коуч-сессии

References:

1. Empirical research conducted by the author M.A. Rozhdestvenskaya under the direction of I.M. Shmelev.

2. Berne, E 2004, Games People Play: The Psychology of human relationships, Moscow, 480 p.; Berne, E 1972, What do you say after you say hello? The psychology of human destiny, New York; Berne, E 1980, Transactional analysis in psychotherapy: A systematic individual and social psychiatry, London.

3. Litvak, M 2007, Psychological Aikido, Rostov-on-Don, 441 p.

4. Makarov, VV & Makarova, GA 2002, Transactional analysis - Eastern version, Moscow, 496 p.

5. Petrovsky, VA 1994, Caregivers and children: sources of growth, Moscow, 37 p.

6. Petrovsky, VA 1994, Caregivers and children: sources of growth, Moscow, 37 p.

7. Tazetdinova, RR 2012, 'Ego-state in the structure of the language person', Bulletin of Moscow State Linguistic University, no. 19 (652), p. 258-269.

8. Makarov, VV & Makarova, GA 2002, Transactional analysis - Eastern version, Moscow, 496 p.

9. Makarov, VV & Makarova, GA 2002, Transactional analysis - Eastern version, Moscow, 496 p.

10. Whitmore, J 2002, Coaching for Performance: GROWing Human Potential and Purpose - the Principles and Practice of Coaching and Leadership, Boston.

11. Whitmore, J 2002, Coaching for Performance: GROWing Human Potential and Purpose - the Principles and Practice of Coaching and Leadership, Boston.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.