Научная статья на тему 'Изучение дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» в аспекте контекстного обучения студентов в вузе'

Изучение дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» в аспекте контекстного обучения студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТ / ДИСЦИПЛИНА / ЛЕКЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / CONTEXT / DISCIPLINE / LECTURE / PRACTICAL LESSONS / INDIVIDUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко Марина Анатольевна

В статье рассматривается сущность контекстного обучения студентов вуза на примере конкретной дисциплины; выделяются принципы контекстного обучения; описываются виды нагрузки для преподавателя и студента в процессе изучения дисциплины; выделяются личностные качества будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иваненко Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE DISCIPLINE «FUNDAMENTALS OF FAMILY PSYCHOLOGY AND FAMILY CONSULTING» IN THE ASPECT OF CONTEXTUAL TEACHING OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

The article deals with the essence of contextual education of higher school students by the example of a definite discipline. The author points out the principles of contextual education and describes the kinds of teachers’ and students’ activity in the process of studying the discipline, determines the personal qualities of a future specialist.

Текст научной работы на тему «Изучение дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» в аспекте контекстного обучения студентов в вузе»

УДК 37.016:156.9

ББК Ю957.6р ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.02

Иваненко Марина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: kafedra_sp.autoreply@mail.ru.

ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» В АСПЕКТЕ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: контекст; дисциплина; лекция; практические занятия; индивидуальный подход.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается сущность контекстного обучения студентов вуза на примере конкретной дисциплины; выделяются принципы контекстного обучения; описываются виды нагрузки для преподавателя и студента в процессе изучения дисциплины; выделяются личностные качества будущего специалиста.

Ivanenko Marina Anatolievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Psychology and Social Pedagogy, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

STUDYING THE DISCIPLINE «FUNDAMENTALS OF FAMILY PSYCHOLOGY AND FAMILY CONSULTING» IN THE ASPECT OF CONTEXTUAL TEACHING OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

KEY WORDS: context; discipline; lecture; practical lessons; individual approach.

ABSTRACT. The article deals with the essence of contextual education of higher school students by the example of a definite discipline. The author points out the principles of contextual education and describes the kinds of teachers' and students' activity in the process of studying the discipline, determines the personal qualities of a future specialist.

Улучшение качества подготовки будущих специалистов является одной из ключевых проблем, которые стоят перед вузом на сегодняшний день. Качество подготовки будущих специалистов предопределяет не только судьбу вуза, но и судьбу самого выпускника вуза, его конкурентоспособность на рынке труда в частности. В. А. Дегтерев отмечает, что «конкурентоспособный специалист - это профессионал, способный на рынке труда предложить себя как товар и спросить за это достойную цену, обеспечивающую благополучие ему и его семье» [3].

Сегодня преподавателю вуза необходимо делать акцент на формировании у студентов точного понимания достигнутого ими уровня практических умений и навыков на каждом этапе обучения, которые будут необходимы им в будущем при решении профессиональных задач.

В настоящее время возникает потребность в специалистах, которые владеют своей профессией, могут быстро действовать и реагировать, способны решать нестандартные профессиональные задачи, умеют адаптироваться к изменяющимся политическим, экономическим, социальным условиям, могут и умеют взаимодействовать с различными социальными системами и субъектами общества.

Необходимо отметить, что цель любого образовательного учреждения - обеспечение высокого качества образования на основе целевых программ обучения, привлечения высококвалифицированных препода-

вателей, применения инновационных технологий обучения и современного оборудования в соответствии со стандартами образовательной деятельности, с учетом индивидуальных потребностей студентов.

Н. А. Селезнева рассматривает качество образования как сбалансированное соответствие профессионального образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) [6].

Программы учебных дисциплин вуза должны способствовать формированию у студентов самостоятельности, правового самосознания, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, профессиональной мобильности и других профессионально значимых личных качеств. Вопросам организации учебного процесса в вузе сегодня уделяется первостепенное внимание, а именно качеству учебных занятий, учебно-методической работе, организации самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов.

Преподаватель вуза должен не только выполнять функцию транслятора научных знаний. Сегодня он должен также уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, применять современные образовательные, коммуникационные и информационные технологии, что в свою очередь будет способствовать созданию творческой атмосферы образовательного процесса студента в вузе.

А. А. Вербицкий рассматривает контекст, как «систему внутренних и внешних

© Иваненко М. А, 2014

условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует» [2, с. 44].

Мы согласны с мнением А. А. Вербицкого, что нужно создать психологические, педагогические и методические условия трансформации учебной деятельности в профессиональную с постепенной сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предмета и результатов студента. Главной становится не передача информации, а развитие с опорой на нее способностей студентов компетентно выполнять эти функции, разрешать проблемы и задачи, овладевать, иначе говоря, целостной профессиональной деятельностью [2].

Отсюда можно сделать вывод, что студент осознает то, что было, что есть и что будет. А это в свою очередь, мотивирует его на познавательную деятельность. Необходимо отметить, что объединение предметного и социального контекстов в процессе обучения в вузе позволяет рассматривать и определять: 1) системность и межпредметные связи при изучении той или иной дисциплины; 2) должные функции и обязанности специалиста в профессиональной деятельности; з) профессиональные и личностные качества специалиста в профессиональной деятельности и т. п.

Содержание учебной дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» направлено на формирование у студентов адекватного представления о предмете и задачах психологии семейных отношений в современном обществе, знаний об особенностях развития семейных отношений. Специалист социальной сферы при работе с семьей должен уметь слушать и слышать, сопереживать, убеждать и располагать к себе, использовать в работе методику индивидуального подхода.

В процессе изучения любой дисциплины, и в частности «Основы психологии семьи и семейного консультирования», существует три вида нагрузки, как для преподавателя, так и для студента:

- аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, практические занятия и т. п.;

- самостоятельная работа студентов;

- индивидуальные консультации, в рамках которых преподаватель по ходу выполнения заданий оказывает помощь сту-

денту в выполнении заданий, осуществляет контроль и оценивает результаты этих заданий.

Кратко остановимся на лекционных и практических занятиях, а также на самостоятельной работе студентов.

Лекционные занятия дают возможность студенту познакомиться с разными концепциями и мнениями по наиболее сложным, спорным вопросам учебной дисциплины. Любая лекция должна: 1) расширять, углублять и совершенствовать ранее полученные знания; 2) формировать научное мировоззрение и т. д.

Лекции по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования» не исключение. Весь курс лекций построен на взаимосвязи теоретических положений науки с практикой. На лекциях мобилизуется внимание студентов, вырабатываются навыки слушания и восприятия материала, а также осмысления и записывания информации.

Лекция - четкость, логика и стройность мысли, аргументированность, формулирование выводов, культура речи. А это в свою очередь воспитывает логическое мышление у студентов, закладывает основы научного исследования.

Лекция выполняет три основных функции:

- информационную - лекция дает студентам необходимые сведения;

- стимулирующую - лекция пробуждает интерес к теме, призывает изучить другие источники;

- воспитывающую и развивающую -лекция дает оценку явлениям, вырабатывает мышление.

В основе лекционных занятий по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования» лежат следующие принципы контекстного обучения: 1) принцип проблемности; 2) принцип диалогического общения; 3) принцип совместной коллективной деятельности.

Как отмечает И. А. Ларионова «у большинства выпускников учебных заведений недостаточно развиты практические навыки и необходимые компетенции (ключевые, базовые, специальные). А для успешного построения карьеры молодому специалисту следует обладать, по данным центров занятости, такими интегративными качествами личности как рефлексивность, креативность, инициативность, социальная ответственность и т. д.» [5, с. 19].

На практических занятиях при изучении дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» с точки зрения контекстного обучения возможно применение функционально-ролевых, де-

ловых, имитационных игр, которые позволяют «отрабатывать» профессиональные действия и умения. В ходе «проигрывания» той или иной ситуации студент развивается как специалист, проявляет свои человеческие качества.

Мы согласны с мнением Т. Г. Мухиной, что активные формы проведения практических занятий имеют целый спектр методологических преимуществ, а именно:

- добывание и применение знаний носят поисковый характер;

- процесс обучения представлен как цепь учебных ситуаций; предполагается совместная деятельность преподавателя и студентов по решению задач обучения;

- включение студентов в ситуацию будущей профессиональной деятельности [1].

Практическое занятие выполняет ряд функций:

- обучающая - организовывает творческое активное изучение теоретически и практических вопросов;

- воспитывающая - осуществляет взаимосвязь теоретических знаний с практикой, формирует собственную точку зрения на проблему;

- контролирующая - позволяет проверять уровень подготовленности студентов к занятиям, оценить качество их самостоятельной работы.

Также необходимо отметить, что в процессе изучения дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» уделяется внимание реализации индивидуального подхода к каждому студенту, учитываются их индивидуально-возрастные и типологические особенности.

Мы согласны с точкой зрения И. А. Ларионовой, что «учет индивидуально-типологических особенностей личности в профессиональной подготовке специалиста поможет в реализации индивидуального подхода к обучающемуся; формировании личностной готовности к профессиональной деятельности; развитии профессионально важных качеств; создания условий личностного и профессионального роста; выстраивания межличностного взаимодействия; соблюдении соотношения уровня актуального и зоны ближайшего развития личности; и т. д.» [4, с. 51].

Индивидуальный подход позволяет в процессе изучения данной дисциплины не только раскрыть самого студента для преподавателя и сокурсников, но и раскрыть его для самого себя.

Работа в малых группах на практических занятиях приводит к формированию социальной компетентности будущего специалиста. Так как при работе в малой группе студент учится проявлять толерантность,

эмпатию, подчинять свои желания ожиданиям других членов группы; учится отстаивать свою точку зрения, а также слышать, принимать и учитывать чужую точку зрения и т. п.

К специалисту социальной сферы сегодня предъявляются высокие требования к его личностным качествам. При работе с семьей он должен обладать следующими личностными качествами, а именно: 1) психологическими - открытость, терпимость, эмпатия, развитость интуиции и т. д.; 2) мыслительными - рефлексивность, аналитичность, быстрота реакции и т. д.; 3) поведенческими - инициативность, коммуникабельность, способность к импровизации и т. д. И мы считаем, что все эти качества можно развить на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студента при изучении дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

На лекционных и практических занятиях студент приобретает навыки межличностного взаимодействия и диалогического общения, которые в дальнейшем найдут свое отражение в его профессиональной деятельности.

В процессе изучения дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» и в ходе самостоятельной работы студент учится: а) сопоставлять разные точки зрения, разные позиции и концепции; б) анализировать, обобщать и систематизировать знания; в) соотносить полученные знания со своими представлениями и высказывать свою позицию по данному вопросу.

Несколько слов о самостоятельной работе студентов вуза в процессе изучения дисциплины. Самостоятельная работа студентов стала неотъемлемым компонентом образовательного процесса.

Необходимо отметить, что сегодня нет единства мнений относительно самого понятия «самостоятельная работа». Самостоятельную работу рассматривают как: 1) самостоятельный поиск информации; 2) деятельность; з) разнообразные виды индивидуальной или групповой познавательной деятельности студентов.

Мы согласны с мнением О. Б. То-машевской и Н. А. Малиновской, которые рассматривают самостоятельную работу «как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемой преподавателем» [7, с. 116].

Самостоятельная работа предполагает выполнение разного вида заданий, что способствует расширению представлений о программном материале, который был ма-

ло освещен на лекционных и практических занятиях. Самостоятельную работу, которую выполняет студент, можно условно разделить на обязательную (задания, предусмотренные учебным планом по дисциплине) и дополнительную (задания, выбранные по собственной инициативе).

Хотелось бы подчеркнуть, что самостоятельная работа - процесс взаимодействия преподавателя и студента, это планируемая деятельность. В процессе самостоятельной работы студенты овладевают базовыми и специальными компетенциями, учебными умениями и навыками; происходит формирование мотивации, профессиональной позиции как будущего специалиста, а также формирование личностных ка-

ЛИТЕРАТУРА

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. Н. Новгород : ННГАСУ, 2013.

2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004.

3. Дегтерев В. А. Конкурентоспособность - категория педагогическая // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 65-69.

4. Ларионова И. А. Моделирование интегративного профессионального пространства как основы интегративной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2013. № 1. С. 35~5б-

5. Ларионова И. А. Самореализация как системобразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 18-27.

6. Селезнева Н. А. Системы обеспечения качества и управления качеством профессионального образования по специальностям (направлениям подготовки) как главные объекты комплексного исследования и модернизации : доклад в слайдах. М., 2007.

7. Томашевская О. Б., Малиновская Н. А. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 11. С. 112-117.

Статью рекомендует д-р социол.наук, доцент Е. В. Прямикова

честв. По-нашему мнению, главным в самостоятельной работе студентов при изучении дисциплины является то, что студент сам управляет своей деятельностью.

Таким образом, реализация контекстного обучения при изучении дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» представляет собой системный подход. Одним из основных направлений контекстного обучения студентов в вузе при изучении данной дисциплины является профессионально ориентированное обучение, при котором изучаемый материал выдается в контексте с будущей профессиональной деятельностью специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.