пена разносится по всей акватории Копорской Губы, являясь возможным источником загрязнений залива.
Проба грунтовой воды, отобранная в непосредственной близости от контейнера радиоактивных захоронений (скважина № 7), вызывает значимое повышение уровня хромосомных аберраций. В то же время вода из скважины № 3, отстоящей от контейнера на 400 м, такого эффекта не дает. Эти результаты хорошо согласуются с данными радионуклидного анализа обеих проб грунтовых вод (см. табл. 2), при интерпретации которых можно предполагать, что основные мутагенные эффекты в данном случае индуцируются за счет присутствия в пробе 137 Се, 9"5г, °°Со и 1258Ь.
Пробы воздуха города и промышленной зоны были исследованы во всех 3 тестах. Положительные ответы получены практически во всех вариантах постановки экспериментов при использовании как органических, так и неорганических экстрактов фильтров, содержащих воздушные загрязнения. Видимо, «виновниками» отмеченных эффектов являются как органические соединения, так и радионуклиды. Например, анализ показал, что содержание 7 Ве в пробе городского воздуха в 3 раза выше, чем в пробе воздуха, отобранного в районе д. Керново (условно-чис-тый район).
При сравнении данных, полученных разными методами, обращает на себя внимание тот факт, что результаты теста на соматический мозаицизм у дрозофилы и геста Эймса в большинстве случаев не совпадают. Хотя обычно эти методы считаются взаимозаменяемыми, очевидно, это справедливо не всегда. Так, тест Эймса ориент ирован на регистрацию точковых мутаций — замены пар оснований и сдвига рамки считывания [6, 7], а тест на индукцию соматического мозаицизма у дрозофилы — более широкого спектра [5]. По-видимому, в тех случаях, когда в тестируемом образце предполагается наличие высокой бактериальной загрязненности или есть основания ожидать возникновения разнообразных и сложных повреждений генетического материала, целе-
сообразно применять тест на индукцию соматического мозаицизма у дрозофилы.
Таким образом, в результате проведенного в районе г. Сосновый Бор комплексного экологического исследования был выявлен ряд объектов, выбросы в атмосферу или отходы которых представляют потенциальную генетическую опасность. В частности, это относится к ЛАЭС-1, городской биостанции, предприятиям, расположенным в районах рек Коваш и Систа, а также находящимся в промышленной зоне города. Установлено, что в ряде случаев причиной гено-токсических эффектов проб являлось не только повышенное содержание радионуклидов, обнаруженных в составе этих проб, но и наличие мутагенных соединений иной природы (например, растворимых в органических растворителях).
В свете полученных данных становится очевидной необходимость проведения мониторинга качества окружающей среды этого региона, в том числе оценки мутагенности атмосферного воздуха, воды и выбросов промышленных производств.
Л итература
1. Малашенко А М., Суркова Н. И., Семенов X. X. Определение мутагенности химических соединений (генетический скрининг) на лабораторных мышах: Метод, указания.— М.. 1977,—С. 12.
2. Методические рекомендации по применению соматического мутагенеза у Drosophila mclanogaster в качестве тест-системы для ускоренного определения канцерогенов—М.. 1982.
3. Методические указания по экспериментальной оценке суммарной мутагенной активности загрязнений воздуха и воды,—М„ 1990.
4. Методы первичного выявления генетической активности загрязнителей среды с помощью бактериальных тест-систем: Метод, указания / Фоншгейн Л. M., Абилев С. К., Бобринев Е. В. и др.— М., 1985.
5. Шабад А. М., Ховапова Е. М., Логвиненко Е. Г., Белиц-кий Г. А.II Докл. АН СССР,— 1976.— Т. 231, № 4.— С. 997—1000.
6. Ames В. N.. Durston W. Е., Yamaski Е.. Lee Е. D. // Proc. nat. Acad. Sei. USA.—1973,—Vol. 70.—P. 2281.
7. Ames В. N.. МсСапп Y.. YamasakiE./l Muta! Res.— 1975.— Vol. 31.—P. 347.
Поступила 25.04.94
© О. В. ШЕХТЕР. Д. Ю. МОЙКИН, 1994 УДК 615.281:547.551.525.211.11.015.4.076.9
О. В. Шехтер, Д. Ю. Мойкин
ИЗУЧЕНИЕ БИОТРАНСФОРМАЦИИ ПАРАЦЕТАМОЛА В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва
Парацетамол — лекарственный препарат, широко применяющийся при лечении ряда заболеваний [4]; в то же время он может быть загрязнителем окружающей среды, например воды водоемов. При использовании в терапевтических дозах он не дает побочных эффектов, однако повышение доз препарата приводит к серьезным нарушениям функции печени [6].
Установлено, что токсическое действие парацетамола связано с продуктами его метаболизма, образование которых определяется дозой введенного препарата [4, 6].
Изучение биотрансформации парацетамола показало, что значительная его часть выводится из организма в виде глюкуроновых или сульфатных конъюгатов [3]. При увеличении дозы некоторая часть парацетамола окисляется при участии цито-хром Р-450-содержащей системы печени до токсичного соединения Ы-ацетилбензохинонимина, который обезвреживается путем конъюгации с глутагионом [4, 5]. Глутагионовый конъюгат является промежуточным соединением и выводится с мочой в виде производного меркаптуро-вой кислоты или цистеинового производного [2,
3]. При введении высоких доз препарата защита на уровне глутатиона оказывается недостаточной и в этом случае М-ацетилбензохинонимин образует ковалентные связи с печеночными макромолекулами, что и определяет его токсическое действие [4, 5].
В связи с вышеизложенным целью настоящей работы явилось изучение биотрансформации парацетамола при использовании низких доз (на уровне терапевтической и ниже) в условиях хронического опыта. Как уже отмечалось, детоксика-ция М-ацетилбензохинонимина происходит при участии глутатиона, что сопровождается понижением его уровня. Это послужило основанием для использования в качестве критерия при оценке путей метаболизма парацетамола содержания глутатиона, который определяли в печеночном гомогенате экспериментальных животных.
Исследование проводили на 4 группах беспородных крыс-самцов (по 6 животных в каждой). Животным 1—3-й группы ежедневно в течение 6 мес внутрижелудочно вводили парацетамол в виде водного раствора в дозах 4,0, 0,4 и 0,04 мг/кг соответственно; животные 4-й группы были контрольными. Содержание глутатиона в печеночном гомогенате определяли после 3-го и 6-го месяцев эксперимента по методу, адаптированному нами для определения глутатиона в биологических тканях, основанному на получении гид-роксамовых кислот, образующих с треххлорис-гым железом окрашенные комплексные соединения [1 ].
С этой целью 0,5 г печеночного гомогената смешивали с 5 мл 5% раствора метафосфорной кислоты и после 20-минутного центрифугирования при 4000 об/мин отбирали 0,1 мл надосадоч-ной жидкости. К ней прибавляли 1 мл смеси, состоящей из 0,5 мл 3,5 н. раствора едкого натра и 0,5 мл 2 н. раствора гидразинсульфата. Пробу перемешивали и помещали на водяную баню при температуре 60° С на 2 ч. После этого приливали 0,5 мл 3,5 н. раствора соляной кислоты и 0,5 мл 0,7 М раствора треххлористого железа в 0,1 н. растворе соляной кислоты. Оптическую плотность полученного желтого раствора измеряли при 530 нм. Щель определяли по дистиллированной воде. Окраску сравнивали с контрольной пробой, содержащей 1 мл воды, 1 мл смеси гидразинсульфата и едкого натра, 0,5 мл 3,5 н. раствора соляной кислоты и 0,5 мл 0,7 М раствора треххлористого железа.
Для построения калибровочной кривой использовали 0,0001 М раствор глутатиона, из ко-
торого готовили шкалу разведений с содержанием от 0,005 до 0,1 ммоль глутатиона в 1 мл разведения. Количество глутатиона рассчитывали по формуле
где m—содержание глутатиона в пробе по калибровочной кривой (в ммолях); К, — общий объем безбелкового центрифугата; V2 — объем безбелкового центрифугата, взятый для определения; р—навеска ткани (в мг).
Анализ полученных результатов показал, что при дозах 0,04 и 0,4 мг/кг содержание глутатиона практически не изменяется по сравнению с контролем. Однако при введении парацетамола в дозе 4,0 мг/кг наблюдается достоверное снижение содержания глутатиона через 3 и 6 мес эксперимента.
Следовательно, при биотрансформации парацетамола в случае минимальной терапевтической дозы (4,0 мг/кг) в условиях хронического эксперимента наряду с другими превращениями происходит микросомальное окисление с образованием N-ацетилбензохинонимина, который детоксици-руется с помощью глутатиона. При более низких дозах указанный метаболит не образуется и, очевидно, препарат выводится в виде глюкуроновых и сульфатных конъюга гов.
Таким образом, установлено, что в условиях хронического эксперимента направление биотрансформации парацетамола изменяется в зависимости от дозы введенного препарата. В случае максимальной из изученных доз наряду с другими метаболитами образуется N-ацегилбензохи-нонимин. Более низкие дозы препарата метабо-лизируются без участия этого токсичного соединения.
Л итература
1. Кореимап И. М. Фотометрический анализ.— 2-е изд.— М., 1975.
2. Blair /. A., Boobis A. R., Davis D. S.//Tetrahedr. Lett.—
1980.— Vol. 21 —P. 4947—4950.
i. Cahier J. С.. Sandra J. H., Healey К.Ц]. med. Chcm.—
1981.—Vol. 24 — P. 988—993.
4. Hinson J. A., Pohl L. R.// Life Sei.— 1981,—Vol. 29.— P. 107—116.
5. Minnt'r D. J. Kissinger P. T. // Biochcm. Pharmacol.— 1979.— Vol. 28.—P. 3285—3290.
6. Nelson S. D.. Forte A. J., Dahlin D. С.Ц Ibid.— 1980.— Vol. 29.—P. 1617—1620.
Поступила 28.03.94
© О. Е. ЧЕПУРНЫХ, М. М. АВХИМЕНКО. 1994 УДК 616.7:623.41-07
О. Е. Чепурных, М. М. Авхимеико
ЭКОЛОГО-ГИГИЕИИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ (ОБЗОР)
ММА им. И. М. Сеченова
После применения химического оружия на полях первой мировой войны началось его накопление в разных странах мира. С 20-х годов в России также осуществляется производство отравляю-
щих веществ (ОВ). Наиболее тоннажная часть нашего химического оружия последнего 70-летия может быть поделена на 4 группы: иприты, удушающие ОВ (фосген и дифосген), мышьяксодер-