Научная статья на тему 'Изучение американской литературы в Пермском университете (научные труды Н. Г. Бяковой, И. В. Шиховой, Е. П. Ханжиной, И. Н. Клепацкой)'

Изучение американской литературы в Пермском университете (научные труды Н. Г. Бяковой, И. В. Шиховой, Е. П. Ханжиной, И. Н. Клепацкой) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНИСТИКА / Н. Г. БЯКОВА / И. В. ШИХОВА / И. Н. КЛЕПАЦКАЯ / Е. П. ХАНЖИНА / ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Братухина Людмила Викторовна

В статье представлен обзор важнейших научных работ, посвященных литературе США, выполненных на кафедре зарубежной литературы Пермского государственного университета в 80-е гг. ХХ в. Анализируются тематика, структура, актуальность, научная значимость публикаций Н. Г. Бяковой, И. В. Шиховой, И. Н. Клепацкой, Е. П. Ханжиной. Отмечается разнообразие направленности их исследований, а также делается заключение об особенностях, объединяющих исследовательниц «пермской школы» американистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF AMERICAN LITERATURE IN PERM UNIVERSITY (SCIENTIFIC WORKS BY N. G. BYAKOVA, I. V. SHIKHOVA, E. P. KHANZHINA, I. N. KLEPATSKAYA)

The article is a review of the most important scientific works (dissertations, monographs, several articles) that devoted to the literature of the USA, performed at the Department of Foreign Literature of Perm State University in the 80-th years of the XX century. The subject, structure, variety, scientific significance of publications by N. G. Byakova, I. V. Shikhova, I. N. Klepatskaya, E. P. Khanzhina are analyzed. The author notes the diversity of the direction of their research, and concludes about the features that unite the researchers of the "Perm school" of American studies: attention to the problems of typology of genres, attraction of the widest context of the phenomena under consideration, deep study of theoretical issues, system reflection of the laws of the development of the literary process.

Текст научной работы на тему «Изучение американской литературы в Пермском университете (научные труды Н. Г. Бяковой, И. В. Шиховой, Е. П. Ханжиной, И. Н. Клепацкой)»

ИСКУССТВОЗНАНИЕ

УДК 378. 016:821. 111(73) Б01: 10.36945/2658-3852-2019-4-23-38

Л. В. Братухина

ИЗУЧЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПЕРМСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ Н. Г. БЯКОВОЙ, И. В. ШИХОВОЙ, Е. П. ХАНЖИНОЙ, И. Н. КЛЕПАЦКОЙ)

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного исследования «Пермские филологи-зарубежники: биографии, труды, ученики»,

грант № 18-412-590005.

Разнообразие направлений и регулярный характер публикуемых исследований литературы США в Пермском государственном университете в 80-е гг. ХХ века позволяют говорить о начале формирования особой «пермской» школы американистики в литературоведении. Основывалась она на достижениях научной работы кафедры зарубежной литературы ПГУ; также важное влияние на ее развитие оказывали развитые связи с ведущими американистами из МГУ и ЛГУ, которые выступали в качестве научных руководителей пермских ученых. По словам одного из пермских американистов, И. Н. Клепацкой, специфика контактирования двух столичных исследовательских школ в стенах Пермского университета заключалась в их уникальном и плодотворном взаимодействии.

В настоящей статье мы преследуем цель отразить темы, проблемы и важнейшие результаты научных работ, опубликованных пермскими американистами - Натальей Георгиевной Бяковой, Ириной Владимировной Шиховой, Ириной Николаевной Клепацкой, Еленой Павловной Ханжиной. Основное внимание мы уделяем диссертациям, а также монографиям, поскольку в этих работах оказываются сконцентрированы основные идеи многолетних исследований.

Следуя в хронологическом порядке, мы обращаемся к кандидатской диссертации Н. Г. Бяковой «Американская новелла последней трети XIX века: к вопросу о жанровом своеобразии»1.

© Братухина Л. В., 2019.

Диссертация Натальи Георгиевны посвящена изучению типологических особенностей американской новеллы XIX в. и затрагивает один из дискуссионных вопросов литературоведения: теорию новеллистического жанра. Кроме того, диссертация восполняет пробел в историко-литературных исследованиях, поскольку последняя треть XIX в. как самостоятельный период в развитии данного жанра не был освещен в исследовательской литературе. Этот пробел тем более досаден, что своеобразие литературной ситуации конца XIX в. в США заключалось в превращении новеллы в «наиболее характерный» и «самый плодотворный жанр» [Балдицын, 2009, с. 544]. Научная ценность данной работы заключается в детальной проработке теории новеллы, исследовании произведений жанра широкого круга американских авторов, принадлежащих к таким литературным направлениям, как реализм, натурализм. В работе сочетаются историко- и теоретико-литературные аспекты.

Важной является предложенная автором диссертации история жанровых форм, сопряженных с выделяемыми в работе «сюжетной новеллой действия» и «аналитической новеллой». По отношению к ним ранней формой жанра называется «история (tale)», а более поздними, последующими - остросюжетная (plot story), социальная и психологическая (sociological story, psychological story). Как параллельно развивающаяся - «рассказ местного колорита» (local color story).

Глава первая обозначена как «теоретическое обоснование», которое, помимо периодизации истории новеллы, типологии и терминологии, заключает в себе анализ представлений американских писателей исследуемого периода о данном жанре. Особое значение приобретает обоснование двух периодов развития новеллы в конце XIX в., представляющее системное видение литературного процесса: 1865-1880 годы выделяются как время наиболее интенсивного развития жанра в момент перехода от романтизма к реализму; 1890-е гг. - как время, когда новелла способствует формированию нового типа романа - «социально-критического» [Бякова, 1980, с. 8], обусловленному развитием «собственно критического реализма» [Бякова, 1980, с. 11]. Данная периодизация коррелирует с последовательно сменяющими друг друга этапами осмысления «типичности случая, лежащего в основе жанра новеллы» [Бякова 1980, с. 9], соотносимыми с творчеством конкретных авторов: 1) понимание случая как «частного проявления общей закономерности» (отразившееся в произведениях А. Бирса, Ф. Брета Гарта, М. Твена); 2) понимание случая как «обыденного будничного явления» (У. Д. Хоуэллс); 3) понимание случая как «причинно-обусловленных явлений общественной жизни США 1890-х гг.» (М. Твен, Г. Гарленд, С. Крейн, Ф. Норрис).

Вторая и третья главы диссертации посвящены рассмотрению двух этапов развития жанра, его жанровых форм: «Сюжетная новелла действия 1865-1880 гг.» и «Аналитическая новелла 1890-х годов». Так, во второй главе рассматриваются «социально-исторические» и «идейно-методологические» предпосылки первой

жанровой разновидности, ее основные жанровые черты. Выявляются ее пробле-матико-тематические циклы и структурные виды на примере произведений Ф. Брета Гарта, А. Бирса, М. Твена. Особо отмечается появление первых образцов аналитической новеллы среди произведений М. Твена 1880-х гг. Делается вывод об обусловленности жанровой формы сюжетной новеллы эпохой важных социально-исторических событий - Гражданской войны 1861-65 гг. и ее последствий. Анализ общественных взглядов и настроений становится основанием для анализа изменений в поэтике жанра новеллы: усиления роли критического осмысления действительности и аналитизма. Одним из ключевых выводов становится констатация переосмысления идейно важного для американской литературы и культуры в целом типа героя: self made man, который предстает уже не оптимистичным персонажем, наделенным огромными возможностями и реализующим их, а этаким неудачником («Дурак из Пятиречья» Ф. Брета Гарта) или «личностью, утратившей человечность» («Человек из Солано» Ф. Брета Гарта). Подробно анализируется двойственный характер поэтики сюжетной новеллы действия, сочетающей в себе черты романтического и реалистического метода, но все более и более определяющейся именно последним: «изображение в случае прекрасного, должного и критический показ через случай настоящего» [Бякова, 1980, с. 18].

На фоне выявляемых жанровых черт сюжетной новеллы действия отмечаются ее многочисленные вариации, на основе проблемно-тематических и структурно-стилевых особенностей. Так, среди произведений Ф. Брета Гарта выделяется тематический цикл сюжетов о чудаках, в новеллах А. Бирса усматривается общая тема Гражданской войны, целый спектр таких тематических циклов наблюдается в творчестве М. Твена. У каждого из рассматриваемых авторов также определяется «основной структурный вид сюжетной новеллы действия»: «социально-приключенческая новелла» Ф. Брет Гарта, «новелла... психологического типа» А. Бирса. Произведения М. Твена отличаются гораздо большим разнообразием: сюжетная новелла-пародия, юмористическая, типа «бытовой анекдот», типа были и др.

В третьей главе исследуются предпосылки возникновения и условия становления аналитической новеллы 1890-х годов, а также ее жанровые особенности. Особое внимание привлекает анализ литературных направлений эпохи: «Методологически американская новелла 1890-х годов является новеллой развивающегося критического реализма, испытывающего влияние романтизма, натурализма и импрессионизма» [Бякова, 1980, с. 21]. Отметим среди проанализированных автором диссертации тенденций развития американского реализма характерное для литературы США неослабевающее влияние романтизма, литературного «национального канона», а также отличающее американскую литературу от европейских «далеко не маргинальное», а «ведущее» положение новеллы в «американской прозе того времени» [Балдицын, 2009, с. 548]. Обзор экономического и политического факторов общественной жизни эпохи обосновывает тезис

о формировании такой «отличительной жанровой черты» новеллы данного периода, как «углубленный, социально и экономически аргументированный критицизм» [Бякова, 1980, с. 21]. Вторым основополагающим жанровым признаком обозначен «дух анализа», сопряженный с задачей «вскрыть в типичном случает его социальную обусловленность» [Там же]. Делается заключение, обосновывающее терминологическое обозначение жанровой формы новеллы 1890-х гг., о пронизанности всех элементов ее поэтики «пафосом аналитизма», сказывающегося «и в трактовке образов... и в решении конфликта, и в выборе тем и сюжетов, и в композиции, и в стиле» [Там же]. Последовательно охарактеризованы иные жанровые особенности аналитической новеллы, а также рассмотрены её структурные виды, сформировавшиеся в творчестве М. Твена (собственно сатирическая новелла, социально-политическая сатирическая новелла, социально-философская новелла), Г. Гарленда (социально-бытовая С. Крейна (социальный этюд, новелла ситуации, социально-психологическая новелла, психологическая новелла), Ф. Норриса («пародия на деловую новеллу» [Бякова, 1980, с. 25]).

Таким образом, можно говорить о всеобъемлющей характеристике аналитической новеллы, представленной в хронологическом ряду в качестве преемницы сюжетной новеллы действия и предшественницы социальной и психологической новеллы XX в.

В Заключении Н. Г. Бякова выделяет факторы, обусловившие своеобразие американской новеллы 1890-х гг.: отражение нового этапа в становлении национального самосознания и «в развитии метода критического реализма» [Бяко-ва, 1980, с. 26], антиномия и генетическая связь с сюжетной новеллой действия. В частности, в отношении двух последних обобщается обширный материал рассматриваемых во второй и третьей главах произведений в творчестве представителей обеих жанровых форм. На основании этого показывается диалектика исторического развития жанра: сближающее обе жанровые формы понимание случая «как типичного явления американской действительности» в аналитической новелле обогащается новой трактовкой типического, основанной на «связи индивидуального и социально-всеобщего» [Бякова, 1980, с. 27]. Подчеркивается значение циклизации аналитических новелл для формирования особой жанровой разновидности романа - «критико-реалистического романа в новеллах ("Уайнс-бург, Огайо" Ш. Андерсона)» [Там же].

Отметим, что диссертация Н. Г. Бяковой до сих пор остается редким примером фундаментального исследования по проблемам теории новеллистического жанра и специфике развития новеллы в литературе США последней трети XIX в.

Своеобразное продолжение изучение американской новеллы получило в работах еще одной сотрудницы кафедры - И. В. Шиховой. Доступные нам работы посвящены творчеству К. Э. Портер. В статье «Метафизическое и конкретно-историческое в романе К. Э. Портер "Корабль дураков"», написанной в соавторстве с

Р. Ф. Яшенькиной, представлен анализ художественных особенностей романа «Корабль дураков». Творчество писательницы рассматривается как необходимое для понимания основных «тенденций американского литературного процесса» [Яшенькина, Шихова, 1983, с. 139]. В данной работе уделяется внимание таким особенностям поэтики исследуемого романа, как использование аллегории для «создания модели конкретно-исторического образа жизни» [Яшенькина, Шихова, 1983, с. 138], «социальная конкретность изображения» жизни различных слоев буржуазного общества, тяготеющая к традициям «эпического романа Дж. Стейн-бека» [Там же], «идеологический полифонизм» с преобладанием двух идеологических мотивов - «еврейского начала и немецкого единства» [Яшенькина, Шихова, 1983, с. 140], «динамика эстетической функции диалога», сопоставимая с подобными тенденциями в произведениях Д. О'Хары и Э. Хемингуэя [Яшенькина, Шихова, 1983, с. 143]. В целом можно констатировать, что в данной работе авторы показывают, что конкретно-историческое начало романа превалирует над притчево-иносказательным.

Малый жанр произведений писательницы становится предметом рассмотрения в статье И. В. Шиховой «"Южная традиция" в новеллах К. Э. Портер». Предварительно автором статьи специально оговаривается множественность традиций, в рамках которых следует рассматривать творчество писательницы: «южная школа», литература «гневных 30-х гг.» и «бунтующих 60-х». Наследие «южной школы» применительно к произведениям К. Э. Портер отражено в следующих тезисах: тематика (историческая судьба, предрассудки и пороки «старого Юга» и т.п. [Яшенькина, Шихова, 1983, с. 99]), социально-этический конфликт, проблематика нравственного выбора отдельной личности, особый мотив смерти.

Материалом анализа в статье становятся новеллы, открывающие сборник «Падающая башня» (объединенные тематически: повествующие о детстве одного персонажа - Миранды), а также цикл «Страна моего сердца». Способ циклизации новелл сопоставляется с подобным же в произведениях Ш. Андерсона («Уайнс-бург. Огайо») и У. Фолкнера (сага о Йокнапатофе). Отмечается ряд приемов, которые К. Э. Портер заимствует из арсенала писателей-южан, в идейном плане также подчеркивается «инерция южного сознания» [Там же], особенности понимания семейной темы, темы одиночества. Упомянутый цикл «Страна моего сердца» охарактеризован как «особый вид семейной хроники» [Яшенькина, Шихова, 1983, с. 102], спецификой которого становится не только изображение общественных закономерностей сквозь призму жизни различных поколений семьи, но и «анализ психологического восприятия жизни» [Там же]. Отметим скрупулезный анализ сочетающихся в изображении южной семьи идеализирующих тенденций и реалистически точно отражающих неприглядные аспекты современности. В заключении статьи делается вывод о переосмыслении в новеллистике К. Э. Портер традиций «южной школы».

Также особенностям жанра новеллы в творчестве писательницы посвящены публикации «"Рассказы Миранды" К. Э. Портер. Особенности проблематики и жанра» (в сб. «Проблемы романтизма и реализма в зарубежной литературе XIX-XX веков», Пермь, 1984) и «Человек и принципы его изображения в новеллистике К. Э. Портер» (в сб. «Человек: перспективы исследования: тез. докл.на межвуз. конф. мол. ученых, Пермь, 1987).

Таким образом, в публикациях И. В. Шиховой преимущественно уделяется внимание жанру новеллы в творчестве писательницы, однако акцент делается не на типологии жанра, а на специфике преломления традиций «южной школы» в произведениях К. Э. Портер и на выявлении в них ведущих тенденций развития литературы США ХХ столетия.

Большая часть научных публикаций Е. П. Ханжиной посвящена исследованию романтической поэзии США. Так, диссертация на соискание степени кандидата филологических наук («Уильям Каллен Брайант: поэзия и поэтика» (1984)) представляет собой исследование поэтического творчества и критической деятельности одного из представителей раннего американского романтизма, а название вышедшей в 1998 г. монографии - «Романтическая поэзия США: жанры, поэтика, стиль»2- говорит само за себя.

Диссертационное исследование было выполнено под руководством доктора филол. наук профессора Ю. В. Ковалева, представителя ленинградской школы американистики. Творчество У. К. Брайанта привлекает внимание пермской исследовательницы особой ролью автора в истории американской литературы и шире - культуры. Новизна исследования - представляющего собой первую «в советском литературоведении попытку комплексного, целостного, монографического исследования поэтического творчества и критического наследия Брайан-та» [Ханжина, 1984, с. 15-16] - до сих пор не утратила своей актуальности.

Рассматривая становление творческой индивидуальности поэта, Е. П. Хан-жина обращается к проблеме влияния европейской традиции на литературу США. По сути, это вопрос национальной самобытности и состоятельности национальной литературной традиции, поскольку эпоха романтизма сыграла «ведущую роль в становлении национального своеобразия литературы США» [Стеценко, 2000, с. 10]. Особое внимание уделяется влиянию Вордсворта на американскую культуру в целом, а также раскрывается закономерность близости творческих позиций этого популярного в США английского романтика и Брайанта. Различия же в настроениях лирики английского и американского авторов объясняются мировоззренческими различиями: пессимизм Вордсворта связан с противоречием социального бытия Англии природной гармонии, оптимизм же Брайанта основан на представлении о единстве человека и природы, что проявляется в «национальном духе молодой "Страны Лесов"», «символическим выражением» [Ханжина, 1984, с. 42] которого становятся американские пейзажи.

Анализ творческого метода Брайанта (включающий размышления об особенностях понимания и изображения природы, новаций поэта в области стихосложения) завершается выводами о «постепенном отходе Брайанта от принципов классицистической поэтики», а также о «романтическом переосмыслении» традиций английской поэзии XVIII в [Ханжина, 1984, с. 35].

Во второй главе проблема национальной специфики творчества Брайанта раскрывается со всей полнотой. Основным понятием становится «путь» (интерпретируемый в контексте нативистской идеи путешествия - открытия Америки, а также новоанглийской духовной традиции «внутреннего путешествия»).

Отдельного упоминания заслуживает анализ индейских по тематике стихотворений Брайанта, связываемых автором исследования со страноведческим на-тивистским интересом. Отмечается условно-декоративный характер ранних стихотворений, а также воссоздание в них специфики местного колорита и лишь в незначительной мере попытки передать особенности мировоззрения коренных американцев. Стихотворения же «Гора Монумент», «Легенда делаваров», «Быстроногая лань» рассматриваются как пример иного изображения коренных американцев - с опорой на их фольклор. Значимость данного материала заключается в освещении проблемы этнического многообразия американской культуры и литературы в частности. Анализ индейской темы в лирике Брайанта позволяет увидеть одну из стадий «взаимопроникновения культур» и «формирования национальной литературной традиции», в котором «наследие аборигенов» становится «важным художественным средством» [Ващенко, 1999, с. 377].

Значима оценка творчества Брайанта как «крупнейшего представителя нативизма в поэзии США первой половины XIX века», чей вклад в развитие национальной литературы сопоставим со вкладом прозаиков - В. Ирвинга и Ф. Купера.

Отдельным параграфом представлена политическая лирика Брайанта в контексте уже сложившейся в американской поэзии XVIII-XIX вв. проблематики национальной независимости. Прослеживаются изменения представлений о свободе, а также художественного выражения этих политических представлений в разные периоды творчества Брайанта: от следования эталонам классицизма в поэме «Эмбарго, или Современные очерки» до романтической традиции Байрона в стихотворениях, посвященных защитникам национальной свободы в Греции и Испании. Анализируется специфика стихотворений, посвященных политической истории США, заключающаяся в «тяготении к конкретно-историческому материалу» [Ханжина, 1984, с. 111]. В качестве значимых тематических групп рассматриваются произведения, посвященные Гражданской войне, а также стихотворения аболиционистской направленности. Е. П. Ханжина отмечает ведущую роль природы в политической лирике Брайанта. В целом делаются выводы о жанровом (от классической оды до лирических медитаций) и ритмико-интонацион-ном (белый стих) разнообразии, о переходном характере поэтики политической

лирики Брайанта, сочетающей «черты романтического стиля» с сохранением «некоторых черт классицистической поэтики» [Ханжина, 1984, с. 129].

Третья глава диссертационного исследования раскрывает систему поэтоло-гических воззрений У. К. Брайанта, представленную на основании таких его сочинений, как «Лекции о поэзии», предисловие к «Библиотеке поэзии и песни», отдельные критические статьи, рецензии, теоретические работы («Использование трехсложной стопы в ямбическом стихе») и стихотворения («Поэт»). Принципиальным тезисом становится утверждение о влиянии на «теорию поэзии Брайанта» «идей классической поэтики», «ассоциативной школы XVIII века и западноевропейской романтической эстетики» [Ханжина, 1984, с. 131]. Роль Брай-анта-критика в истории американской поэзии определяется как «революционизирующее влияние на развитие американского стихосложения», подготовившее почву для «более либеральной и гибкой просодической практике романтизма», для «поэтической реформы По и Эмерсона» [Ханжина, 1984, с. 147]. В завершение делаются выводы о значении эстетики Брайанта, заключающемся в популяризации «романтической поэзии в стране», формировании национальной традиции американского романтизма, а также в «развитии теории искусства и литературной критики» [Ханжина, 1984, с. 149].

В Заключении диссертационного исследования определяющим становится тезис об основополагающем значении поэтической практики Брайанта в становлении «самобытной поэзии в стране» [Ханжина, 1984, с. 185], формировании традиции американской натурфилософской лирики, прослеживается возможная рецепция его наследия в американской поэзии XX века. Подчеркивается глубинный уровень проявления национальной специфики в творчестве «отца американской поэзии»: обращение к «национальному материалу», особый «эмоциональный тон» и «система ценностей», «способ выражения поэтической мысли» [Ханжина, 1984, с. 187]. Также важными представляются размышления автора диссертации о новаторстве Брайанта на поприще национальной эстетической теории и литературно-критической деятельности.

Таким образом, можно отметить, что диссертация Е. П. Ханжиной во всей полноте исследует наследие У. К. Брайанта, поэта и критика, определившего путь развития американской поэзии. Теоретическое и историко-литературное значение приобретает целый ряд затрагиваемых в работе понятий таких, как нативизм, ранний американский романтизм, национальная специфичность литературы США, натурфилософская лирика, пейзажная лирика.

Монография Е. П. Ханжиной, опубликованная в издательстве Пермского университета в 1998 г., посвящена американской романтической поэзии в целом. Здесь, по сравнению с диссертацией, мы видим уже расширение тематики исследования, что закономерно отражается в увеличении количества авторов анализируемых произведений (У. К. Брайант, Ф. Хэллек, Дж. Г. Уитьер, Г. У. Лонгфелло,

Л. Э. Таккер, Дж. Р. Дрейк и др.), а также в иной - проблемной - организации материала. Так, соответствующие главы монографии посвящены отдельным жанрам (баллада, пастораль, гимн), жанровым формам (экфрастический сонет), отдельным произведениям (поэме Дж. Уитьера «Занесенные снегом»), отдельным аспектам поэтики романтических поэтических произведений (воплощение идей нативизма, живописность романтической пейзажной лирики, поэтика воспоминания); отдельная проблемная глава представляет обзор творчества женщин-поэтов второй половины XIX века.

В силу ограниченности объема данной статьи позволим себе отметить лишь те главы монографии, которые, по нашему мнению, наилучшим образом позволят оценить новизну представляемого материала и новаторство исследовательского подхода. Прежде всего, следует упомянуть выявление «интермедиальной» специфики особой группы сонетов о произведениях визуальных искусств [Ханжина, 1998, с. 67]. Обращаясь к произведениям В. Оллстона, Г. Пикеринга, У. К. Брайанта, М. Фуллер, Э. Лазарус, Е. П. Ханжина показывает разнообразие вариантов жанровой формы экфрастического сонета: от «поэтического комментария к картине или скульптуре», до «сонетов, посвященных американским художникам», и «сонетов об искусстве», в которых часто присутствуют проблемы национального искусства и понимания сущности искусства как такового. Помимо обращения к ранее неисследованным произведениям со столь специфической тематикой, данная глава представляет интерес в плане особенностей поэтики американского экфрастического сонета, сочетающего такие характеристики, как лишение словесного образа «зрительной наглядности» [Ханжина, 1998, с. 77] и воссоздание «живописного образа с его богатой чувственной конкретикой», создание «аллегорических или метафорически конкретных образов для иллюстрации своих представлений об искусстве» с помощью «речевой пластики» [Там же].

Заключительная девятая глава монографии представляет целый ряд авторов-женщин, «занимавших заметное место в литературной жизни США» [Ханжина, 1998, с. 177], но при этом проигнорированных в исследованиях: Э. и Ф. Кэри, Х. Х. Джэксон, С. О. Джюетт, Э. Лазарус, Л. Ларком. Помимо сведений биографического и библиографического характера, в данной главе интерес представляет избранный аспект анализа произведений указанных поэтесс: не каталогизация во втором и все более удаленных от поэтической авансцены рядах, но выявление особенностей образности, специфического стиля, особой точки зрения женщин-писательниц, т.е. исследование их произведений в гендерном аспекте. Например, анализируется распространенный прием изображения «женской "стороны" тра-диционной...ситуации» (участь жен или вдов романтических героев), воплощение типично феминистской проблематики (узость отводимого женщине социального пространства и расширение «круга социальных ролей женщины» [Ханжина, 1998, с. 182]). Таким образом, в данной главе монографии Е. П. Ханжиной

восполняется пробел в исследованиях «существенного этапа в истории становления женской поэзии США» [Ханжина, 1998, с. 188], при этом неназываемый, но применяемый гендерный подход позволяет действительно услышать «женские голоса» в аутентичной, неискаженной форме.

Диссертационное исследование И. Н. Клепацкой «Идейно-художественное преломление "женской темы" в романе США 70-х - начала 80-х годов ХХ века: творчество писательниц-женщин»3 создавалось под руководством А. С. Мулярчика, в 1987 г. являвшегося доцентом каф. зарубежной литературы и печати факультета журналистики МГУ. Диссертация представляет собой фундаментальное исследование по указанной теме, написанное интересным и, можно сказать, метафорическим языком. Хотя не все лингвистические аспекты оформления работы были приняты бесспорно: формулировка темы представлялась слишком «англизированной», ведь по-русски слово писательницы уже содержит информацию о том, что автором является женщина. Однако для автора диссертации важно было точное выражение на языке исследуемого материала.

Диссертация отличается глубокой проработкой социального подтекста темы: обсуждаются проблемы, породившие «новый феминизм», а также проблемы, обсуждаемые авторами на страницах произведений. Раскрываются основные идеи ведущих направлений американского феминизма - умеренно-либерального (основное внимание уделяющего «расширению социальных и эмоциональных горизонтов американских женщин за счет вовлечения их в активную социальную деятельность» [Клепацкая, 1987, с. 12]) и радикального (рассматривающих мужчин как «биологический класс», переводя женский вопрос в «сферу взаимоотношений между полами» [Там же]). Автор опирается на публикации американских авторов, по-разному освещающих проблемы феминизма: Б. Фридан («Мистика женственности»), С. Файерстоун («Диалектика секса»), Ж. Грир («Женщина-евнух»).

Актуальность исследования связывается с тем, что в нем показывается отражение в литературе насущных проблем эпохи: феминистские идеи, «пик» в разработке которых в художественной литературе США приходится на 70-е годы, и «находит свое прямое продолжение в последующих 1980-х годах» [Клепацкая, 1987, с. 6]. Заметим, что подобная проблематика актуальна и сегодня, когда на фоне активных процессов, приводящих к «сглаживанию гендерных дифференциаций, росту толерантности в отношении индивидуальных различий в выборе предпочтительных социальных ролей в семейной и профессиональной сферах деятельности мужчин и женщин» [Бутовская, 2008, с. 220]), предпринимаются попытки осознать направленность этих процессов и их последствия для развития общества. Не менее значимо в диссертации и обращение к современным на момент исследования произведениям, многие из которых не были переведены с английского языка и не имели сложившейся исследовательской традиции. Научная новизна и ценность исследования определяется осуществляемой в нем

попыткой дать «внутреннюю градацию литературного пласта, связанного с феминистским движением в США» [Клепацкая, 1987, с. 7]. Так, структура диссертационной работы - выделение трех глав в основной части - дает системное представление о множестве произведений, представляющих «феминистскую тему» в литературе США указанного периода.

Соответственно первая глава озаглавлена «Радикально-феминистская проза в литературе США на современном этапе»; вторая глава - «Феминизм и "массовая беллетристика"»; третья глава - «Своеобразие трактовки "женской темы" в реалистическом романе 1970-х - начала 80-х годов».

Авторы произведений, избранных для анализа в первой главе, относящихся к середине 1970-х годов, характеризуются как «ведущие американские писательницы послевоенного поколения, принадлежащие к реалистическому направлению» [Там же]. Дилогия Э. Джонг («Страх полета», «Как спасти свою жизнь») анализируется как «новая грань в раскрытии «женской темы» в литературе США» [Клепацкая, 1987, с. 31]. Отмечается необычная полемическая заостренность романов по отношению к идее радикального крыла феминизма «довести поведение "эмансипированной женщины" до всеразрешающего "мужского" образа жизни» [Клепацкая, 1987, с. 37-38], а также особая «психологическая глубина», с которой изображается эволюция героини, и глубокий и серьезный конфликт героини с обществом - системой, «не дающей человеку возможности самореализации» [там же]. Вполне закономерен вывод о том, что дилогия принадлежит к произведениям, в которых «внутренний психологический конфликт... объективно выводит к конфликту социальному» [Клепацкая, 1987, с. 43], а изображаемый тип женской личности можно охарактеризовать как «самодостаточный».

Иная интерпретация радикально-феминистской проблематики усматривается автором диссертации в романе Дж. Дидион «Молитвенник». Рассматривая разнообразные элементы художественного целого произведения - фабулу, композицию, особенности нарративной структуры, репрезентацию внутренней эволюции персонажа, - автор диссертации раскрывает социальную проблематику романа: изображение закономерного крушения «жизненных установок, основанных на общепринятых стереотипах американского образа жизни» [Там же], основой которых становится пропагандируемый официальной моралью тип «женственной» женщины, социально пассивный, замкнутый «исключительно на проблемах личного характера» [Клепацкая, 1987, с. 47].

Роман М. Пирси «Вида» характеризуется как «пик» в развитии американской радикально-феминистской прозы, истоки ее творчества автор исследования связывает с «новой левой политикой» 60-х гг. Подчеркивается значение личного опыта участия писательницы в антивоенном движении для создания произведения, в котором автор «исследует психологически сложный тип женщины, самым непосредственным и активным образом участвующей в социально-политической

борьбе и обретшей здесь свое духовное возрождение» [Клепацкая, 1987, с. 53]. Отмечается также наличествующее в произведении радикально-феминистское видение проблем взаимоотношений между полами: мужские персонажи оказываются несостоятельными, а женщине остается «полагаться только на самое себя» [Клепацкая, 1987, с. 58].

Вторая глава диссертации посвящена рассмотрению, возможно, наиболее необычного в академическом литературоведении сегмента - массовой беллетристики. Это по сути особая сфера массовой культуры, которая сегодня оценивается как одно из «самых ярких проявлений социокультурного Бытия (sic) современных развитых сообществ» [Флиер, 2014, с. 439]. Автор диссертации, обращаясь к важному для нее исследуемому периоду сер. 1960-х - начала 1970-х гг., отмечает такие особенности массовой культуры этого времени, как переработка и имитация не свойственных ей духовных ценностей, вовлечение в ее сферу ранее пытавшихся ей противостоять слоев населения. В сфере же массовой беллетристики внимание исследователя привлекает конкуренция с «большой литературой», в частности эксплуатация тематики и проблематики феминистской прозы, правда, представляемых в упрощенном виде.

С учетом социокультурного контекста эпохи - периода «сексуальной революции» - анализируются в работе романы популярнейшего автора 60-х гг. Ж. Сьюзан, имеющие откровенно эротический характер: «Долина кукол», «Любовная машина». На примере романов писательницы «Одного раза мало» (1973) и «Долорес» (1976) анализируются особенности массовой беллетристики 70-х. гг: «мимикрия под серьезную литературу, стремление использовать формы и образы, разработанные подлинными мастерами слова». В качестве откровенных недостатков романа указываются статичность характеров, а также морализаторство писательницы, направленное на постулирование основополагающей роли мужчины в судьбе женщины.

Анализ произведений массовой беллетристики 80-х гг. предваряется общей характеристикой актуальной для американского общества «проблемы кажущейся свободы»: ситуации, в которой американская женщина свободна в материальном плане, но при этом общество не предоставляет ей возможности реализоваться в равной мере с мужчинами.

Рассматриваются романы еще одного «раскрученного» автора - Дж. Кранц -«Скруплз» (1978), «Княжна Дэйзи» (1980), «Дочь Мистраля» (1982), «Я завоевываю Манхеттен» (1986). Отмечается «идеалистический» характер интерпретации писательницей социальных вопросов, сводящий успех или неуспех в социуме исключительно к личным качествам, а проявления социальной несправедливости, в конечном итоге, к следствиям недостатков героев. Анализируется тип положительного героя, предлагаемого писательницей: «деловая женщина», «новая женщина» - «прекрасная леди "с железным кулаком в бархатной перчатке"»

[Клепацкая, 1987, с. 83]. Убедительно обосновывается вывод о том, что образы «self-made women» Дж. Кранц, по сути, лишь иной ракурс «женственной женщины» Ж. Сьюзан, поскольку период социальной активности «новой женщины» -всего лишь одна из «рабочих стадий» (существующих наряду с нерабочими), предполагаемых в рамках «теории стадийности», а окончательное моральное удовлетворение деловая женщина находит только в традиционных проявлениях женской самореализации - в семье, браке. В завершение главы делается вывод о том, что «идеологическая заданность разрушает художественную структуру» [Клепацкая, 1987, с. 90] подобных произведений.

Третья глава диссертации завершает систематику произведений «женской прозы» в литературе США избранного периода. Непосредственному анализу произведений предшествует традиционный для данной работы обзор литературной традиции данного направления (произведения С. Крейна, Т. Драйзера, С. Льюиса). Формулируются особенности поэтики реалистического романа исследуемого периода - 70-х - начала 80-х годов, связанного с данной темой и получающего в диссертации терминологическое обозначение как «женский роман»: повествование, выстраивающееся вокруг центрального женского образа, фокусирующего в себе «основные проблемы социальной и психологической жизни современного американского общества» [Клепацкая, 1987, с. 93]. Таким образом, подчеркивается выход данной модификации реалистического романа за рамки узко психологического конфликта» и его обращенность к глубокому социальному анализу. Важной характеристикой в отношении жанровой специфики становится тезис о соединении в структуре «женского романа» черт «семейной хроники», «романа становления», «романа карьеры». В целом отмечается значимая роль «женской» прозы в развитии романного жанра в литературе США 70-80-х годов, дается обзор основных типов женского образа, представленных в подобных произведениях.

Так, один из указанных типов анализируется в романе «Делай со мной что хочешь» (1973) Оутс: женщина, достигшая высокого социального положения, материального благополучия, но «трагически несчастная до своей встречи с подлинным чувством» [Клепацкая, 1987, с. 97]. Сюжет романа предстает как «распредмечивание» героини, Э. Хоу, что приводит ее к решительным поступкам, ломающим стереотипы женского гендерного поведения и открывающим перспективы для борьбы за «свою личность» [Клепацкая, 1987, с. 100], за возможность «самореализации» и осознание своей самоценности в «неблагоприятных социальных условиях» [Там же].

Иной тип современной американской женщины автор диссертации усматривает в романе Э. Тайлер «Блага земные» (1977): живая деятельная натура, понимающая ограниченность окружающего ее будничного «закабаляющего» мира, находящая в себе силы покинуть его в поисках собственного «нравственного центра» и достигающая своей цели.

Различные типы женских характеров анализируются в романе писательницы «Обед в ресторане "Тоска по дому"». Основу идейного замысла составляет изображение процесса разрушения личности героини, Перл Тулл, из-за «прямолинейного следования общепринятым правилам» [Клепацкая, 1987, с. 111]. Противопоставление героинь романа - Перл Тулл и Дженни Тулл, матери и дочери, -позволяет сформулировать позитивный образ современной американской женщины: эмансипированная женщина, реализовавшаяся профессионально и в личной жизни. Также в обоих романах прослеживается тенденция «демократизации литературного героя», актуальная для целого ряда западных литератур. Последний тезис расширяет проблематику исследования, затрагивая поэтику романа в зарубежных литературах.

В творчестве Э. Уокер рассматривается тип «черной» женщины-американки, судьба которой осложняется и гендерным, и расовым неравенством, царящими в американском обществе. Роман «Цвет багряный» рассматривается в контексте традиций негритянской литературы, отраженных в произведениях Дж. Болдуина, Э. Дж. Гейнса, М. Уокер, Дж. О. Килленса. Современная писательнице параллель негритянских авторов представлена именами И. Рида и Т. Моррисон.

Ключевым в развитии внутреннего сюжета романа «Цвет багряный» является своеобразное преломление женской темы: «непростое превращение обыкновенной заурядной женщины... в личность, в человека, который сам может распорядиться своей судьбой» [Клепацкая, 1987, с. 127]. Особое внимание уделяется корреляции внутреннего психологического конфликта и социального, отраженного в бунте личности против недостатков общества. Делается заключение о том, что Э. Уокер убедительно раскрывает «всю сложность и неоднозначность такого понятия, как "афроамериканская женщина"» [Клепацкая, 1987, с. 135], однако подчеркивается, что это ограничивает писательницу «слишком узкой в общих рамках феминистского движения афроамериканской тематикой» [Там же]. Завершается глава рассмотрением романа Л. Эрдрих «Любовное зелье» (1984). В исследуемом романе усматриваются черты характерного для индейской прозы жанра эпопеи, в которой повествование о судьбе двух семейных кланов отражает «насущные проблемы всего народа» [Клепацкая, 1987, с. 139]. В трактовке «женской темы» исследовательница отмечает сочетание представлений о традиционной роли индейской женщины и объективно актуальных для современных индианок тенденций «социального развития женской личности» [Клепацкая, 1987, с. 140], предполагающих саморазвитие и социальную активность.

В Заключении работы подчеркивается влияние нового подъема феминистского движения на отражение «женской темы» в литературе США исследуемого периода. Утверждается систематизация женской прозы, основанная на выделении

трех проанализированных в работе сегментов. Отмечаются их характерные черты, проводится сопоставление в основных моментах. Выделяется среди результатов исследования формулирование жанровой модификации «женского романа», возводимый к традициям американской реалистической прозы.

Завершая обзор наиболее значимых исследований в области американской литературы, выполненных в Пермском государственном университете, отметим разнообразие их направленности: от значимой в плане формирования национального литературного канона США эпохи романтизма до современнейших на момент написания работ авторов. Исследования пермских американистов отличает внимание к проблемам типологии жанров (даже при условии, что это не является центральной проблемой исследования), привлечение широчайшего контекста рассматриваемых явлений (будь то критические и научные источники, сопоставление художественных произведений, характеристика мировоззренческих, социальных, культурных особенностей эпохи), глубокая проработка теоретических вопросов, а также системное отражение закономерностей развития литературного процесса. В свете всего сказанного неслучаен тот факт, что работы пермских американистов сохраняют свою актуальность как фундаментальные исследования. Некоторые же их аспекты могут рассматриваться как сформировавшие в свое время основу таких современных научных направлений, как ген-дерные исследования литературы и культуры, теория интермедиальности.

Примечания

1. Научные руководители А. А. Бельский и В. Н. Богословский, защита состоялась 14 февраля 1980 г. в Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской.

2. Отметим также наличие учебного пособия по спецкурсу «Формирование национальной традиции в романтической поэзии США и творчество У. К. Брайан-та» (1987) и главу «Уильям Каллен Брайант» в «Истории литературы США» (Т. 2. Литература эпохи романтизма, М.: «Наследие», 1999).

3. Защита диссертации состоялась в Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской 12 февраля 1987 г.

Библиография

Балдицын, П. В. Развитие американской новеллы. О.Генри // История литературы США. - Том V. - Москва : ИМЛИ РАН, 2009. - С. 544-598.

Бутовская, М. Л. Гендер в современном мире: реалии и перспективы женщин в свете гендерного равенства // Личность. Культура. Общество. - 2008. -Вып. 2 (41). - С. 220-232.

Бякова, Н. Г. Американская новелла последней трети XIX века: к вопросу о жанровом своеобразии: Автореф.... дис. кан. филол. наук. - Пермь, 1980. - 27 с.

Ващенко, А. В. Зарождение американского фольклора // История литературы США. - Том II. - Москва : Наследие, 1999. - С. 376-395.

Клепацкая, И. Н. Идейно-художественное преломление "женской темы" в романе США 70-х - начала 80-х годов XX века: творчество писательниц-женщин: дис... канд. филол. наук: 10.01.05. - Пермь, 1987. - 172 с.

Флиер, А. Я. Избранные работы по теории культуры. - Москва : ООО «Издательство "Согласие"»; «Артем», 2014. - 560 с.

Ханжина, Е. П. Уильям Каллен Брайант: поэзия и поэтика. Дисс....канд. филол. наук. - Пермь, 1984. - 230 с.

Ханжина, Е. П. Романическая поэзия США: жанры, поэтика, стиль. - Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1998. - 196 с.

Шихова, И. В. «Южная традиция» в новеллах К. Э. Портер // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX-XX веков. - Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1986. С. 97-106.

Яшенькина, Р. Ф., Шихова, И. В. Метафизическое и конкретно-историческое в романе К. Э. Портер «Корабль дураков» // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX-XX веков. - Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1983. - С. 136-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.