Научная статья на тему '«Детектив» в критике, науке и паранауке (обзор основных тенденций)'

«Детектив» в критике, науке и паранауке (обзор основных тенденций) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
2523
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДЕТЕКТИВ" / КРИТИКА / НАУКА / ПАРАНАУКА / ИНВАРИАНТ / ГЕНЕЗИС / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЖАНРЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / "THE DETECTIVE STORY" / CRITICISM / STUDIES / PARASCIENCE / INVARIANT / GENESIS / SEPARATE GENRES OF CRIME FICTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кириленко Наталья Натановна

В статье дается обзор литературы по «детективу» с классификацией, т. е. определяются основные тенденции за весь период литературы по вопросу. Автор статьи приходит к выводу, что для осуществления научного подхода необходимо говорить не о некоем абстрактном детективе вообще, а о самостоятельных жанрах криминальной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The detective story” in the criticism, studies and parascience (an overview of principal trends)

The article provides an overview of the literature on the subject and determines principal trends. The author comes to a conclusion that the use of such term as “a detective story” should be renounced and it’s necessary to study the separate genres of crime fiction for the implementation of scientific approach.

Текст научной работы на тему ««Детектив» в критике, науке и паранауке (обзор основных тенденций)»

Н.Н. Кириленко

«Детектив» в критике, науке и паранауке (обзор основных тенденций)

В статье дается обзор литературы по «детективу» с классификацией, т. е. определяются основные тенденции за весь период литературы по вопросу. Автор статьи приходит к выводу, что для осуществления научного подхода необходимо говорить не о некоем абстрактном детективе вообще, а о самостоятельных жанрах криминальной литературы.

Ключевые слова: «детектив», критика, наука, паранаука, инвариант, генезис, самостоятельные жанры криминальной литературы.

Прежде чем перейти к теме статьи, уточню, в каком значении я использую здесь слово «паранаука». Это работы не авторов, создающих свои произведения, и не филологов, а читателей, не обладающих специальными знаниями (полагая их излишними). Тем не менее я считаю возможным рассматривать эти работы.

К настоящему моменту литература о «детективе» не просто велика, она огромна, и новые работы и за рубежом и в отечественном литературоведении, лингвистике, критике появляются практически каждый месяц. (Здесь и далее слово «детектив» я беру в кавычки, поскольку этим термином порой обозначают совершенно разные вещи). Поскольку не только рассмотреть, но даже просто перечислить все работы совершенно невозможно, имеет смысл выделить наиболее заметные явления и тенденции, в первую очередь, те направления в критике, литературоведении, лингвистике и т. д. за рубежом и у нас, которые имеют отношение к проблеме жанра. Здесь и работы, рассматривающие какие-то его аспекты, и посвященные целиком этой проблеме. Насколько мне известно, классификация по тенденциям в критике, науке и паранауке еще не проводилась.

© Кириленко Н.Н., 2017

Интересные работы обзорного характера «Проблемы изучения детектива: опыт немецкого литературоведения» Н.А Зоркой1 и «Детектив глазами современных лингвистов» Э.Н. Герасименко2 выполняют иные задачи. Другая работа Герасименко - «Детективный текст как объект филологических исследований»3 - заявляет цель, на первый взгляд, близкую моей работе: «представить... анализ научной и критической литературы, посвященной произведениям детективного жанра, начиная с первых исследований ХХ в. и до наших дней. Выделить основные периоды исследования детективов в филологической науке разных стран и особенности их изучения литературоведами и лингвистами». По сути же классификация работ по пяти выделенным автором хронологическим периодам заслоняет сходство или различие их по принадлежности к критике, науке и паранауке, а также по форме. К тому же понимание того, что такое «жанр», «теория детектива» и даже «литературоведческий характер работы» у нас с Герасименко сильно различается. Таким образом, при схожих целях итоги работы не совпадают. Обзор для меня не самоцель, а способ выделить закономерные тенденции.

За рубежом о «детективе» пишут с начала ХХ века (эссе и предисловия Конан Дойля здесь учтены быть не могут, поскольку он писал только об аспекте «Холмс и читатели» без рефлексии о жанре); известное всем специалистам эссе Гилберта Честертона «В защиту детектива»4 вышло в 1901 г. А в 1906 г. - эссе «Искусство и детектив» (здесь это слово означает сыщика) Сесила Честертона, брата Гилберта5. Данная работа, как кажется, еще никогда у нас не учитывалась.

Особого рассмотрения заслуживает явление, которое можно назвать «авторы криминальной литературы о ней же». Вне всякого сомнения, наиболее значителен вклад группы английских писателей, которые на рубеже 20-30-х годов ХХ в. основали Детективный клуб6. Среди их работ прежде всего отметим эссе Остина Р. Фриме-на «Искусство детектива» (1924)7; названное выше эссе «В защиту детектива» (1901) и «Как написать детектив» (1925)8 Гилберта К. Честертона; предисловие к антологии «Омнибус преступлений»9 и эссе «Английский детективный роман»10 Дороти Л. Сейерс, а также «Десять заповедей»11, или «Декалог» (1928, по другим сведениям 1929) Рональда Нокса.

Необходимо оговорить, что и в последующие годы члены клуба также писали не только художественные произведения - «детективы», но и критические работы, и биографии предшественников. В 1970-е среди наиболее цитируемых - монографии Джулиана Си-монса «Детектив в Британии»12 и «Кровавое убийство»13.

Из наследия американских писателей наиболее заметно то, что писал У.Х. Райт, он же Ван Дайн, который был очень близок к мыслям участников британского Детективного клуба. Сходство его «Двадцати правил написания детективов» с заповедями Нокса неоднократно отмечалось в специальной литературе.

Во Франции из авторов, писавших о «детективе», самый выдающийся вклад внесли Буало-Нарсежак14. В их книге "Le roman policier", переводимой у нас как «Детективный роман», рассматривается в первую очередь французская криминальная литература. Авторы совместили типологический и исторический подходы, проследив этапы французской криминальной литературы, что видно из названий глав («Предыстория жанра. Габорио», «Французский детектив с 1900 по 1939 год» и т. д.).

Широко известны статьи и эссе Р.Т. Чэндлера и Ф.Д. Джеймс. А также авторов, которые не писали криминальную литературу, -Б. Брехта, К. Чапека, У.С. Моэма, Дж. Фаулза, У. Эко.

Что касается публикаций зарубежных критиков и филологов, в первую очередь англоязычных, уже с 20-х годов ХХ в. их число огромно. При этом количество работ, имеющих значение для теории литературы, ничтожно. Здесь я перечислю наиболее значимые и / или часто цитируемые работы, в основном монографии. Это «Виновность усадьбы викария: заметки о детективе» Уистона Х. Оде-на15; «Убийство для удовольствия: жизнь и эпохи детектива» Ховар-да Хэйкрафта и «Искусство таинственной истории» под его редак-цией16; «Развитие детективного романа» Альмы Э. Мёрч17; «Нежное искусство убивать: детективная литература Агаты Кристи» Эрла Ф. Багеннера18; «Талант вводить в заблуждение: признание Агаты Кристи» Роберта Барнарда19; «Полицейский процедурный» Джорджа Дава20; «Криминальная литература 1800-2000: расследование, смерть, своеобразие» и «Форма и идеология в детективной литературе» Стивена Найта21; «Пастухи Ватто: детективный роман в Британии 1914-1940 гг.» и «Предисловие к детективу» Лероя Л. Пане-ка22; «Криминальная литература» Джона Скэгса23 и др.

В тех случаях, когда в перечисленных книгах употребляется слово «жанр», оно смешивается с другими терминами. Так, известный авторитет по части полицейского романа Дж. Дав в названной выше и часто цитируемой книге «Полицейский процедурный» называет последний и жанром, и субжанром, и типом, и «разновидностью жанра классической литературы тайн» (a variation of the classical mystery fiction genre)24. Соответственно поддерживают эту неразбериху и авторы работ, которые на него ссылаются: Г. Ха-услэйден25, Дж. Скэггс26 и другие.

Если мы подходим к криминальной литературе с точки зрения теории литературы, очень важными представляются идеи литературных формул Джона Г. Кавелти27 и типологии детективной литературы Цветана Тодорова28.

Кавелти предложил деление литературы на миметическую, подражающую реальности, и формульную: «формулы — это способы, с помощью которых конкретные культурные темы и стереотипы воплощаются в более универсальных повествовательных архети-пах»29. «Детектив» наряду с вестерном приводится им как типичный пример формульной литературы. В главе «Формула классического детектива» преимущественно на материале Э. По Кавелти выделяет следующие паттерны: ситуация; действие; персонажи и их отношения; пространство (setting)30. Под «формулами» подразумеваются в основном мотивы, но иногда и другие аспекты произведения, например, пространство.

В своей знаменитой работе «Типология детективной литературы» Ц. Тодоров полемизирует с Буало-Нарсежаком и настаивает на необходимости понятия «жанр» для «детективной литературы»31. Он подчеркивает, что не может быть общей нормы для высокого и массового искусства, и выделяет два жанра «детективной литературы»: классический детектив и триллер. В то же время Тодоров использует термины whodunit и the classic detective fiction как синонимы, и в этом плане продолжает уже сложившуюся традицию. К тому же исследователь не может четко провести грань межу названными им жанрами, в результате чего как пример классического детектива приводится роман Дж.Х. Чейза «Никаких орхидей для мисс Блендиш», где читателю прекрасно известно, «кто это сделал».

Чрезвычайно популярная в России книга Тибора Кестхейи «Анатомия детектива» по уровню не соответствует исследованиям Тодорова и Кавелти. Основная причина, по которой я здесь ее называю, - глава «Характерология» из этой книги стала доступна у нас значительно раньше работ большинства зарубежных авторов по данной теме, поэтому на нашей почве Кестхейи имеет большое количество последователей.

Утверждая, что анализ структур показывает «кровное родство» «детектива» и сказки Кестхейи берет положения из книги В.Я. Проппа «Морфология сказки», и накладывает на другой материал, невзирая на сопротивление последнего. Сходным образом Кестхейи выстраивает другую схему по образцу книги Е.М. Ме-летинского «Герой волшебной сказки. Происхождение образа». К сожалению, за такого рода схемами теряются отдельные верные наблюдения.

Нельзя обойти вниманием такое явление, как тендерный подход к криминальной литературе, поскольку с 1970-х годов и по сей день тендерная тематика звучит все сильнее32. Существует тендерный подход и в стилистике (feminist stylistics), например работы Урсулы Кларк33. Насколько проблему жанра полностью затмевает тендерная направленность, видно из сопоставления данной исследовательницей романов «Встреча выпускников» Д. Сейерс и «Комната убийств» Ф.Д. Джеймс на том основании, что в этих романах «мы имеем дело с женщинами-писательницами, которые обе выбирают в качестве героя сыщика-мужчину»34.

У нас в стране до 90-х годов ХХ в. о «детективе» писали мало; наблюдения писателей не так массовы и интересны, как за рубежом. И все же отметим статьи «Мой любимый жанр — детектив» А. Адамова35; «Триллеры и чиллеры» и «О Шерлоке Холмсе» К.И. Чуковского36; «Детектив - серьезная игра» бр. Вайнеров37. В критике значительные явления, в отличие от Англии, отсутствовали; назовем «Зарубежный кинодетектив: Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры» Я. Маркулан38; «Детективную повесть в контексте приключенческих жанров» А.Ф. Бритикова39 и «Поэтику детектива» А. Вулиса40.

Несомненно, это следствие отношения к криминальной литературе как к «несерьезной», что сказывалось и на ее «неизучении». (См. «Триллеры и чиллеры» Чуковского).

Серьезные ученые - Н.Я. Берковский41; Ю.М. Лотман42; Е.М. Ме-летинский43, С.С. Аверинцев44, М.И. Бент45 и другие - обращали внимание на криминальную литературу только «заодно» с другими, более «высокими» вопросами. Даже если ставился важный вопрос, например, о предсказуемости-непредсказуемости жанра46, в целом криминальная литература была обойдена вниманием литературоведов.

В результате такого отношения филологов к криминальной литературе заметным явлением до недавнего времени была не имеющая никакого отношения ни к литературоведению, ни к критике школа ТРИЗ - теории решения изобретательских задач, представители которой используют «метод Шерлока Холмса»47.

Одним из первых проявлений нового отношения к криминальной литературе стала библиографическая энциклопедия «Зарубежный детектив XX века в русских переводах» С.П. Бавина48, сразу ставшая чрезвычайно востребованной. В данном случае польза от информации, собранной и представленной автором, намного превосходит недостатки книги, связанные с непоследовательностью в использовании терминов.

После библиографии Бавина появилось еще несколько такого же рода работ по криминальной литературе49.

Чрезвычайно интересна работа «К описанию структуры детективной новеллы» Ю.К. Щеглова. В ней ставится вопрос о том, «насколько реально создание аналогичных моделей [речь идет о схемах Проппа] для описания собственно литературных произведений»50. На материале «шерлокхолмсовских новелл» автор сделал большое количество важных наблюдений, касающихся их структуры и особенностей главного героя.

В наше время наиболее объемным является вклад в изучение криминальной литературы отечественных лингвистов. Среди первых были работы И.А. Банниковой «О стилистическом контексте детектива и методах его исследования и приложения» и «Парадокс в стилистическом контексте детектива»51, в которых сопоставляются заголовки произведений разных авторов: Гарднера, Френсиса, Ф.Д. Джеймс, Кристи. В начале нынешнего века появилось множество отечественных работ, в которых рассматриваются аспекты, имеющие отношение к речевым формам в криминальной литературе (при этом не всегда говорится именно о композиционных формах речи). Это работы Н.Ю. Филистовой52, А.В. Гвоздевой53, И.А. Дудиной54, О.А. Мельничук и Т.А. Мельничук55, С.В. Лескова56, Р.Р. Теплых57, Г.А. Завьяловой58, Е.А. Варлаковой59, Т.Г. Ва-толиной60, Е.А. Савочкиной61 и других. В вышеназванной работе Э.Н. Герасименко «Детектив глазами лингвистов» даны подробный обзор и классификация62.

Самым главным недостатком этих работ, с моей точки зрения, является даже не вольное обращение с основными жанрами, когда новеллы называются рассказами, а романы - новеллами, или неоправданное сужение или расширение материала63. Главное - это сама специфика лингвистического подхода к художественному тексту, при котором, как подчеркивал Бахтин, художественный текст не воспринимается как высказывание и может использоваться в качестве примера64. Соответственно для примера используется и жанр: «дальнейшее исследование концептов "преступление", "расследование", "наказание" возможно в диахронии сравниваемых языков, а также. на материале большего количества языков, например, в славянской группе языков»65.

В конце прошлого - начале нынешнего века интерес к криминальной литературе возрос и у литературоведов. Остановимся в первую очередь на диссертационных исследованиях, которых было осуществлено множество за короткое время (я учитываю и работы ближайшего зарубежья на русском языке, а также работы, в кото-

рых проводится сопоставление с криминальной литературой). Их тематику можно разбить на три группы.

1. Творчество отдельных авторов: «Национальная концепто-сфера в детективном романе А. Кристи, Ч.П. Сноу, Д. Френсиса» И.В. Белозеровой66; «Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда» О.Ю. Ахманова67; «Цикл детективных новелл Эдгара Аллана По и его рецепция в России в XIX - начале XX в.» Л.П. Дмитриевой68; «Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии» Н.Г. Бобковой69; «Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1900 - начала 2000-х гг.» А.В. Казачковой70; «Третий период творчества Уилки Коллинза» З.В. Антоновой71; «Джулиан Барнс под маской Дэна Каваны» А.А. Нелюбина72.

2. Национальная криминальная литература: «Детективный жанр в азербайджанской литературе в контексте мировой литературы» С.А. Мир-Багировой73; «Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма» Н.В. Киреевой74; «Эволюция детектива в татарской литературе» Р.Р. Галиуллина75; «Эволюция детективного романа в американской литературе ХХ века» М.Г. Агеевой76.

3. Отдельные темы и мотивы: «Мотив преступления как основа сюжетной интриги в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и романе Ч. Диккенса "Тайна Эдвина Друда" С.Ю. Са-фоновой77; «Восприятие английского социально-криминального романа в русской литературе 1830-1900-х гг.» И.А. Матвеенко78; «Конспирологический детектив как жанр постмодернистской литературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева)» Т.Н. Амиряна79.

Отдельного упоминания заслуживает исследование последнего «Три способа типологизации детективного жанра сегодня»80, которое содержит по-настоящему научный анализ подходов Дж. Кавел-ти, Цв. Тодорова и других к криминальной литературе.

Также нельзя не отметить, что появилось огромное количество работ (А.В. Костиной81, М.А. Черняк82, Н.Г. Мельникова83, Е.В. Жа-ринова84 и др.), посвященных массовой литературе, в которых, в частности, говорится и о криминальной.

Существует и направление, которое можно назвать «детектив и фантастика»85. Здесь особняком стоят работы Е.Ю. Козьминой «Фантастическая криминальная литература: жанр полицейского романа» и другие86, в которых рассматривается не некий детектив вообще, а особенности конкретных криминальных жанров в фантастике.

Среди теоретических работ о криминальной литературе в последние годы значительное место занимают исследования О.В. Фе-

дуниной: «Советская "милицейская" повесть: мотив испытания и проблема жанра. ("Дело 'пестрых' " А. Адамова)», «"Следователь-жертва" в криминальной литературе: к вопросу о типологии героя и жанра» и др.87 В этих исследованиях автор прошел путь, приведший к необходимости разграничения криминальных жанров, вследствие чего были выделены жанры с субъектом-жертвой, в том числе один из важнейших - «расследование жертвы».

Необходимо отдельно оговорить такую проблему, как недостаточное исследование генезиса криминальной литературы. В большинстве работ, посвященных «детективу», вопрос о его происхождении раскрывается в нескольких предложениях88. Мало книг, где есть соответствующие главы или разделы89, и специальных работ90.

В отечественном литературоведении, насколько известно, до недавнего времени вопрос о генезисе жанра был заявлен только в названии статьи Л.И. Чернавиной «Детективные новеллы Э. По (К вопросу об истоках детективного жанра)», однако в самой работе эта тема рассмотрена в одном абзаце91. Объем работы Н.Ю. Ге-оргиновой под названием «К вопросу о происхождении и определении детектива»92, т. е. посвященной двум важнейшим научным вопросам сразу, совершенно недостаточен для серьезного исследования. (Это же замечание относится и к содержанию.) Работа О.Ю. Анциферовой «Детективный жанр и романтическая художественная система»93 более серьезна, но проведена на недостаточном материале. Одной из проблем при рассмотрении вопроса о генезисе жанра является недооцененность влияния драмы как рода и полное игнорирование комедии.

Таким образом, после обзора основных тенденций в литературе, посвященной «детективу» (не всегда здесь можно говорить об исследовании в научном смысле), можно сформулировать два ключевых представления о структуре «детектива».

1. В первом случае «детектив» предстает в виде своеобразного дерева, от которого отходят ветви: классический детектив; «крутой детектив»; шпионский роман и т. д.

2. Во втором случае «детектив» выглядит каким-то мутирующим существом, которое приспосабливается к изменению социальных и прочих условий: был классический детектив, но наступили более «жесткие» времена, и он стал «крутым». Классический детектив сменяют «драматизм модернистского» и «трагизм постмодернистского детектива» (Можейко94), а «модель классического детектива» сменяют модели модернистского и постмодернистского детектива (Киреева95). Сходен подход Буало-Нарсежака, говоривших об исторических стадиях «детектива» (за исключением

шпионского романа). Сюда же можно отнести метафору М. Тугу-шевой о «взорванной галактике»: «классический детективный роман очень изменился и породил другие разновидности»; «классический детектив - как бы взорвавшаяся галактика, и вот результат взрыва - "беззаконные" кометы "в кругу расчисленных светил"»96.

Как первый, так и второй подходы показали свою непродуктивность: за годы так и не описан инвариант детектива вообще ввиду полной расплывчатости того, что под этим подразумевают. Вследствие этого невозможно и серьезное исследование генезиса, так как «методологически правильно начинать с синхронии, с изучения художественной системы, рассматривается ли она в рамках отдельного произведения, целого жанра или художественного мира писателя. И лишь потом становится продуктивным прослеживание исторической эволюции отдельных аспектовJ произведения... или трансформации типов персонажей, смены форм авторства, а также жанров и стилей в рамках основных стадий эволюции словесно-художественного творчества»97.

Таким образом, продуктивным направлением становится описание инвариантов конкретных самостоятельных жанров криминальной литературы - шпионского романа98, полицейского ро-мана99, классического детектива, авантюрного расследования100, расследования жертвы (см. выше), «крутого детектива» - с последующим исследованием их генезиса101.

Примечания

Зоркая Н.А. Проблемы изучения детектива: опыт немецкого литературоведения // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 65-77. Герасименко Э.Н. Детектив глазами современных лингвистов // Культура народов Причерноморья: Научный журнал. 2011. № 209. С. 123-125. (Вопросы духовной культуры - филологические науки)

Она же. Детективный текст как объект филологических исследований // Науковi записки Харювського национального педагопчного утверситету iм. Г.С. Сковороди. 2013. Вип. 3. С. 40-51. (Лггературознавство) Chesterton G.K. A Defense of Detective Stories // The Defendant. L.: R.B. Johnson, 1901. P. 157-162.

Idem. Art and the Detective // The Living Age. 1906. Vol. 33. 24 November. P. 505-510.

См.: Борисенко А. Золотой век британского детектива // Только не дворецкий: Золотой век британского детектива: Антология / Сост. А. Борисенко, В. Соськин. М., 2011; The Art of the Mystery Story: A Collection of Critical Essays / Ed.

2

3

4

5

H. Haycraft. N.Y.: Simon and Schuster, 1946; The Cambridge Companion to Crime Fiction / Ed. M. Priestman. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2003; Horsley L. Twentieth-Century Crime Fiction. Oxford: Oxford Univ. Press, 2005.

7 Freeman O.R. The Art of the Detective Story. [Электронный ресурс]. URL : http:// www.dozenten.anglistik.phil.uni-erlangen.de/~cnhuck/Freemann_The%20Art%20 of%20the%20Detective%20Story.pdf (дата обращения 10.09.16).

8 Chesterton G.K. How to Write a Detective Story // Best Seller Mystery Magazine. 1960. March. P. 125-132.

9 Sayers D.L. Introduction to the Omnibus of Crime (1928) // The Art of the Mystery Story. P. 71-109.

10 Сэерс Д. Английский детективный роман. [Электронный ресурс] URL: http:// www.rulit.org/read/38 (дата обращения 10.09.16).

11 Knox R. Ten Commandments of Detective Fiction. [Электронный ресурс] URL: http://gadetection.pbworks.com/w/page/7931441/Ronald%20Knox%27s%20 Ten%20Commandments%20for%20Detective%20Fiction (дата обращения 22.08.13).

12 Symons J. The Detective Story in Britain. L.: Longmans, Green and Co., 1962.

13 Idem. Bloody Murder : From the Detective Story to the Crime Novel : a History. Harmondsworth, 1975.

14 Буало П., Нарсежак Т. Детективный роман // Как сделать детектив. М., 1990. С. 192-224; Narcejac Th. Esthétique du roman policier. P.: Le Portulan, 1947.

15 Auden W.H. The Guilty Vicarage: Notes on the Detective Story // Harper Magazine. 1948. May.

16 Haycraft H. Murder for Pleasure: The Life and Times of the Detective Story. N. Y.: Biblo and Tannen, 1968; The Art of the Mystery Story...

17 Murch A.E. The Development of the Detective Novel. L.: Peter Owen Limited, 1958. Обращаю внимание коллег на то, что в отечественных работах фамилия данного автора иногда указывается неправильно - «March».

18 BargainnierE.F. The Gentle Art of Murder: the Detective Fiction of Agatha Christie. Bowling Green: Bowling Green State Univ. Popular Press, 1980.

19 Barnard R. A Talent to Deceive: An Appreciation of Agatha Christie. L.: Collins, 1980.

20 Dove G.N. The Police Procedural. Bowling Green, Ohio: Bowling Green Univ. Popular Press, 1982.

21 Knight St. Crime Fiction, 1800-2000: Detection, Death, Diversity. Basingstoke, N. Y.: Palgrave Macmillan, 2004; Knight St. Form and Ideology in Detective Fiction. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1980.

22 Panek L.L. Watteau's Shepherds: The Detective Novel in Britain 1914-1940. Bowling Green: Bowling Green Univ. Popular Press, 1979; Idem. An Introduction to the Detective Story. Bowling Green , Ohio: Bowling Green State Univ. Press, 1987.

23 Scaggs J. Crime Fiction. L., N.Y.: Routledge, 2005. (The New Critical Idiom).

24 Dove G.N. Op. cit.

25 Hausladen G.J. Places for Dead Bodies. Austin: Univ. of Texas Press, 2000 [подраздел "The Police Procedural Genre"].

26 Scaggs J. Op. cit.

27 Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул / Пер. с англ. Е.М. Лазаревой // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33-64; Cawelti J.G. The Concept of Formula in the Study of Popular Literature // Popular Culture: Production and consumption. Oxford: Blackwell Publishing, 2001. P. 203-209.

28 Todorov Tzv. The Typology of Detective Fiction // The Poetics of Prose. Ithaca (N. Y.) Cornell University Press, 1977. P. 42-52.

29 Кавелти Дж.Г. Указ. соч. С. 35.

30 Cawelti J.G. The Formula of the Classical Detective Story // Adventure, Mystery, and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1976. P. 106-110.

31 Todorov Tzv. Op. cit.

32 См.: Reddy M.T. Sisters in Crime: Feminism and the Crime Novel. N.Y.: Continuum Books, 1988; Cvetkovich A. Mized Feelings: Feminism, Mass Culture and Victorian Sensationalism. New Brunswick, N.J.: Rutgers Univ. Press, 1992; Pykett L. The Sensational Novel: From the Woman in White to the Moonstone: Writers and Their Work. Plymouth: Northcote House, 1994; Nickerson C.R. The Web of Iniquity: Early Detective Fiction by American Women. Durham: Duke Univ. Press, 1998; Rowland S. From Agatha Christie to Ruth Rendell: British Women Writers in Detective and Crime Fiction. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2001.

33 Clark U., ZyngierS. Women beware Women: Detective Fiction and Critical Discourse Stylistics // Literature and Stylistics [Rio de Jeneiro]. 1998. May. Vol. 7, no. 2. P. 141-158; Clark U. Discourse Stylistics and Detective Fiction: a Case Study // Literature and Stylistics for Language Learners: Theory and Practice. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2007. P. 60-75.

34 Clark U. Discourse Stylistics and Detective Fiction: a Case Study. P. 73. (Пер. с англ. мой. - Н. К.)

35 Адамов А. Мой любимый жанр - детектив: Записки писателя. М: Советский писатель, 1980.

36 Чуковский К. О Шерлоке Холмсе // Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе: рассказы и повести. Л.: Детская литература, 1980. С. 5-16; Чуковский К. Триллеры и чиллеры // Книжное обозрение. 1997. № 31.

37 Вайнер А., Вайнер Г. Детектив - серьезная игра // Приключенческий фильм: Пути и поиски: Сб. науч. трудов / Отв. ред. А.С. Трошин. М.: ВНИИК,1980. С. 127- 132.

38 Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив: Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. Л.: Искусство. Ленингр. отд., 1975.

39 Бритиков А.Ф. Детективная повесть в контексте приключенческих жанров // Русская советская повесть 20-30-х годов. Л.: Наука, 1976.

40 Вулис А. Поэтика детектива // Новый мир. 1978. № 1. С. 244-258.

41 Берковский Н. Мир, создаваемый литературой. М.: Советский писатель, 1989. С. 116-118.

42 Лотман Ю. Биография - живое лицо // Новый мир. 1985. № 2; Он же. Логика взрыва // Культура и взрыв. М.: Гнозис, Издат. группа «Прогресс», 1992. С. 176-190; Он же. О дуэли Пушкина без «тайн» и «загадок»: Исследование, а не расследование. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/pustkin/ critics/lot/lot-375-.htm (дата обращения 15.08.13).

43 Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. С. 193.

44 Аверинцев С.С. Г.К. Гилберт Кит Честертон, или Неожиданность здравомыслия // Честертон Г.К. Писатель в газете: художественная публицистика. М.: Прогресс, 1984. С. 329-342.

45 Бент М.И. Немецкая романтическая новелла: генезис, эволюция. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987.

46 Лотман Ю.М. Логика взрыва.

47 АльтшуллерГ. Шерлок Холмс и ТРИЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www. altshuller.ru/triz/investigations5.asp (дата обращения 15.08.13); Воробьев В.В. Принципы Шерлока Холмса. [Электронный ресурс] URL: http://www.mirmafii. ru/article/195 (дата обращения 15.08.13).

48 Бавин С.П. Зарубежный детектив XX века в русских переводах: попул. библиогр. энцикл. М.: Книжная палата, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49 Рейтблат А. Материалы к библиографии русского дореволюционного детектива // De visu. 1994. № 3/4. С. 77-81; Современный отечественный детектив: библиогр. указатель / Авт.-сост. И.В. Еремина, Е.В. Ярошенко. М.: Пашков дом, 2006; Пилиев Г.К. Русский детектив: библиография: 1857-1991. М.: Мил-лиорк, 2009.

50 Щеглов Ю.К. К описанию структуры детективной новеллы // Щеглов Ю.К. Поэзия. Проза. Поэтика: избранные работы. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 86-107.

51 Банникова И.А. Парадокс в стилистическом контексте детектива // Вопросы романо-германского языкознания. Вып. 11. Саратов, 1995. С. 17-23; Банникова И.А. О стилистическом контексте детектива и методах его исследования и приложения // Там же. Вып. 10. Саратов: СГУ, 2002. С. 12-17.

52 Филистова НЮ. Структура и семантика детективного нарратива на материале текстов английских и русских рассказов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2007.

53 Гвоздева А.В. Лингвокультурный образ детектива: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: Челябинск, 2009.

54 Дудина И.А. Дискурсивное пространство детективного текста на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX вв.: Дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2008.

55 Мельничук О.А., Мельничук Т.А. Стратегии детективного дискурса (на примере романов А. Кристи) // Вопросы психолингвистики. 2012. № 15. С. 156-167.

56 Лесков С.В. Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектива: Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2005.

57 Теплых P.P. Концептосферы английских и русских текстов детективов и их языковое представление: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Уфа, 2007.

58 Завьялова Г.А. Особенности функционирования прецедентных феноменов в детективном дискурсе: (на материале английского и русского языков): Дис. . канд. филол. наук. Кемерово, 2014.

59 Варлакова Е.А. Портретное описание протагониста в различных типах детективного текста // Вестник Череповецкого государственного университета: кучный журнал. 2011. № 4 (34); Она же. Художественная деталь как средство создания образа персонажа в различных типах детективного текста // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 3. С. 66-69.

60 Ватолина Т.Г. Когнитивная модель детективного дискурса: Дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2011.

61 Савочкина Е.А. Лингвоэвокационное исследование литературно-художественного жанра юридического триллера: на материале романа J. Grisham "The Runaway Jury" и его перевода на русский язык: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 2007. Также см.: Сухина Е.В. Спортивная и игровая метафора в тексте американского юридического триллера и особенности их передачи на русский язык // Вестник Moскoвскoгo государственного областного университета. 2011. № 4. С. 178-183.

62 Герасименко Э.Н. Детектив глазами современных лингвистов.

63 См.: Кириленко H.H. Композиционные формы речи в классическом детективе // Вестник РГГУ. 2015. № 8 (151). С. 53-69. (Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика)

64 См.: Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бахтин M.M. Эстетика словесного творчества. M., 1986. С. 297-325.

65 Чулкина Д.В. Грамматика и поэтика детективного нарратива: (на материале английских и русских коротких рассказов). [Электронный ресурс] URL: http:// lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/10/Chulkina.pdf (дата обращения 18.02.2013). Характерна в этом смысле работа У. Кларк в учебнике для изучающих язык. ^возможным с точки зрения литературоведа выглядит задание ие-реписать параграф романа Дороти Сейерс, заменив третье лицо на первое. См.: Clark U. Op. cit. P. 71. См. также: Lin S. Teaching Detective Fiction in a University classroom. Tunghai, 2008.

66 Белозерова И.В. Hациoнальная концептосфера в детективном романе А. Кристи, Ч.П. Сноу, Д. Френсиса: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2006.

67 Ахманов О.Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2011.

68 Дмитриева Л.П. Цикл детективных новелл Эдгара Аллана По и его рецепция в России в XIX - начале XX в.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2010.

69 Бобкова Н.Г. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2010.

70 Казачкова А.В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1900 - начала 2000-х гг.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2015.

71 Антонова З.В. Третий период творчества Уилки Коллинза: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Череповец, 2003.

72 Нелюбин А.А. Джулиан Барнс под маской Дэна Каваны: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2013.

73 Мир-Багирова С.А. Детективный жанр в азербайджанской литературе в контексте мировой литературы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Баку, 2002.

74 Киреева Н.В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011.

75 Галиуллин Р.Р. Эволюция детектива в татарской литературе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2007.

76 Агеева М.Г. Эволюция детективного романа в американской литературе ХХ века: Дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2014.

77 Сафонова С.Ю. Мотив преступления как основа сюжетной интриги в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2014.

78 Матвеенко И.А. Восприятие английского социально-криминального романа в русской литературе 1830-1900-х гг.: Дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2011.

79 Амирян Т.Н. Конспирологический детектив как жанр постмодернистской литературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2012.

80 Он же. Три способа типологизации детективного жанра сегодня // Вестник Пермского университета. 2011. Вып. 3 (15). С. 146-154. (Российская и зарубежная филология)

81 Костина А.В. Массовая культура: теория и практика. М.: Ин-т молодежи, 1999; Она же. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: Изд-во МГСА, 2003.

82 Черняк М.А. Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005; Она же. Массовая литература ХХ века: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009.

83 Мельников Н.Г. Массовая литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001.

84 Жаринов Е.В. Историко-литературные корни массовой беллетристики. М.: ГИТР, 2004.

85 Невский Б. Служба дни и ночи: Детективная фантастика // Мир фантастики. 2006. № 10. Октябрь. Т. 38.

86 См.: Козьмина ЕЮ. Фантастическая криминальная литература: жанр полицейского романа // Новый филологический вестник. 2011. № 1 (16). С. 141-148;

Она же. Классический и фантастический детектив // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 96-108; Она же. «Расследование» С. Лема: принцип имитации и разрушение традиционных структур // Новый филологический вестник. 2015. № 4 (35). С. 17-25; Она же. Музей в художественном сознании: преступление, мистика, игра // Музей и символический капитал города: I Все-рос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2011. С. 32-44.

87 См.: Федунина О.В. Советская «милицейская» повесть: мотив испытания и проблема жанра: («Дело „пестрых"» А. Адамова) // Новый филологический вестник. 2009. Т. 8. № 1; Она же. К вопросу о функциях заглавия в детективе: («Неподходящее занятие для женщины» Ф.Д. Джеймс в контексте традиции) // Вестник РГГУ. 2011. № 7 (69). С. 59-66. (Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика); Она же. «Медные буки» А. Конан Дойля: особенности субъектной организации и жанра // Челябинский гуманитарий. 2011. № 3 (16). С. 39-46; Она же. Криминальный бестиарий А. Конан Дойля // Бестиарий и стихии. М.: Intrada, 2013. С. 118-126; Она же. Кругозор героя в криминальном нарративе: жанровый аспект // Narratorium: Междисциплинарный журнал. 2012. № 2 (4). [Электронный ресурс]. URL: http://narratorium.rggu.ru/article. html?id=2628912 (дата обращения: 15.07.2016); Она же. «Следователь-жертва» в криминальной литературе: к вопросу о типологии героя и жанра // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 130-141.

88 См.: Гозенпуд А. Детективная драма // Пути и перепутья: Английская и французская драматургия XX века. Л.: Искусство, 1967. С. 84-111; МаркуланЯ. Указ. соч. С. 11.

89 Агеева М.Г. Указ. соч.; Мир-Багирова С. Указ. соч.; Cook M. Edgar Allan Poe and the Detective Story Narrative // Cook M. Narratives of Enclosure in Detective Fiction: The Locked Room Mystery. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011. P. 1-20; ScaggsJ. Early Crime Narratives // Scaggs J. Crime fiction. P. 7-13.

90 Panek L.L. The Origins of American Detective Story. Jefferson, North Carolina: McFarland & Company, Inc., 2006; Idem. Before Sherlock Holmes: How Magazines and Newspapers Invented the Detective Story. Jefferson, North Carolina: McFarland & Company, Inc., 2011; The Classical Origins of Detective Fiction: Sophocles's Oedipus the King and Ross Macdonald's The Goodbye Look // Cross-cultural Communication. 2011. Vol. 7. No. 3. P. 72-79.

91 ЧернавинаЛ.И. Детективные новеллы Э. По: (К вопросу об истоках детективного жанра) // Очерки по зарубежной литературе. Вып. 1. Иркутск, 1969. С. 36-54.

92 Георгинова Н.Ю. К вопросу о происхождении и определении детектива // Материалы междунар. науч.-практич. конф. «Филология, искусствоведение и культурология: актуальные вопросы и тенденции развития», Новосибирск, 2013, С. 39-42.

93 Анциферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков: Проблема жанра. Иваново, 1994.

94 Можейко М.А. Детектив // Постмодернизм: энциклопедия / Сост. А.А. Грица-нов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. С. 212-215; Он же. Детектив как художественный жанр и его трансформации в современной культуре // Керуен. 2009. № 1. С. 63-70.

95 Киреева Н.В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011. С. 22. См. также ее монографию: Она же. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013.

96 Тугушева М. Под знаком четырех. М.: Книга, 1991. С. 272.

97 Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 11.

98 Федунина О.В., Кузнецова А.В. Советский шпионский роман периода «оттепели»: к проблеме жанрового инварианта // Новый филологический вестник. 2008. № 2 (7). С. 135-145.

99 См.: Кириленко Н.Н., Федунина О.В. Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров // Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14). С. 17-32; Федунина О.В. Следствие ведет комиссар Рекс: образ служебной собаки в полицейском сериале // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве. М., 2012; Она же. Поэтика заглавия и жанровая структура полицейского романа («Розы красные» и «Фиалки синие» Дж. Паттерсона) // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6); Кириленко Н.Н. Книгоиздание в современной России и жанры криминальной литературы: в чем проблема? // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы - V: материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф. Екатеринбург: Урал. федер. ун-т, 2015. С. 126-136.

100 См.: Кириленко Н.Н. Авантюрное расследование или классический детектив // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 80-95; Она же. Композиционные формы речи.; Она же. Чего не может быть в классическом детективе (памятка для любителей жанра) // Вознесенские казармы: Альманах филологии и коммуникации. Вып. 3. Ярославль, 2015. С. 101-108.

101 См.: Кириленко Н.Н. К вопросу об истоках жанра классического детектива (заметки) // Вестник РГГУ. 2012. № 18. С. 25-31. (Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика); Она же. Драма как источник классического детектива // // Вестник РГГУ. 2016. № 5 (14). С. 9-20. (История. Филология. Культурология. Востоковедение); Она же. Классическая комедия и классический детектив: (к вопросу о генезисе жанра) // Вестник КемГУ. Вып. 1 (61). Т. 2. 2015. С. 184-189; Она же. Единство действия в классической драме и классическом детективе // Диалог согласия: сб. науч. ст. к 70-летию В.И. Тюпы. М., 2015. С. 380-391.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.