Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ'

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптационный потенциал / вегетативный индекс / тип коронарного поведения / уровень здоровья. / adaptive potential / autonomic index / type of coronary behavior / level of health.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белова Алина Александровна, Громова Дарья Сергеевна, Павлова Ольга Николаевна

Проведен анализ адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы студентов Самарского государственного медицинского университета, а также установлена его взаимосвязь с типом коронарного поведения и ведущим отделом вегетативной нервной системы. Исследование проводили на 64 студентах. Для оценки адаптационного потенциала применяли методику Коневских Л.А., Оранского И.Е., Лихачёвой Е.И., для оценки ведущего типа нервной системы использовали вегетативный индекс Кердо, изучение коронарного типа поведения осуществляли с помощью опросника Д. Дженкинса. Выявлено, что у большинства студентов медицинских специальностей наблюдается неудовлетворительный уровень адаптации. Ведущим отделом нервной системы является симпатический отдел. Связи адаптационного потенциала с типом коронарного поведения не установлено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белова Алина Александровна, Громова Дарья Сергеевна, Павлова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION POTENTIAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL PERSONALITY TRAITS AS AN OPPORTUNITY TO ASSESS HEALTH OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

We have conducted an analysis of the adaptive potential of the cardiovascular system of Samara State Medical University students and identified its relationship with the type of coronary behavior and the leading division of the autonomic nervous system. The study included on 64 students. To assess the adaptive potential, we applied the methodology developed by Konevskikh L.A., Oranskij I.E., Likhacheva E.I. To assess the leading type of the nervous system, the Kerdo autonomic index was used. The study of the coronary behavior was carried out using the Jenkins Activity Survey. It was revealed that the majority of medical students have an unsatisfactory level of adaptation. The leading division of the nervous system is the sympathetic division. The connection between adaptive potential and the type of coronary behavior has not been established.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2024, T. 8 (2)_2024, Vol. 8 (2)

Дата публикации: 01.06.2024 Publication date: 01.06.2024

DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_3 DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_3

УДК 612; 612.821 UDC 612; 612.821

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ А.А. Белова, Д.С. Громова, О.Н. Павлова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара, Россия

Аннотация. Проведен анализ адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы студентов Самарского государственного медицинского университета, а также установлена его взаимосвязь с типом коронарного поведения и ведущим отделом вегетативной нервной системы. Исследование проводили на 64 студентах. Для оценки адаптационного потенциала применял методику Коневских Л.А., Оранского И.Е., Лихачёвой Е.И., для оценки ведущего типа нервной системы использовали вегетативный индекс Кердо, изучение коронарного типа поведения осуществляли с помощью опросника Д. Дженкинса. Выявлено, что у большинства студентов медицинских специальностей наблюдается неудовлетворительный уровень адаптации. Ведущим отделом нервной системы является симпатический отдел. Связи адаптационного потенциала с типом коронарного поведения не установлено.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, вегетативный индекс, тип коронарного поведения, уровень здоровья.

ADAPTATION POTENTIAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL PERSONALITY TRAITS AS AN OPPORTUNITY TO ASSESS HEALTH OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

А.А. Belova, D.S. Gromova, O.N. Pavlova

Samara State Medical University, Samara, Russia

Abstract. We have conducted an analysis of the adaptive potential of the cardiovascular system of Samara State Medical University students and identified its relationship with the type of coronary behavior and the leading division of the autonomic nervous system. The study included on 64 students. To assess the adaptive potential, we applied the methodology developed by Kon-evskikh L.A., Oranskij I.E., Likhacheva E.I.. To assess the leading type of the nervous system, the Kerdo autonomic index was used. The study of the coronary behavior was carried out using the Jenkins Activity Survey. It was revealed that the majority of medical students have an unsatisfactory level of adaptation. The leading division of the nervous system is the sympathetic division. The connection between adaptive potential and the type of coronary behavior has not been established.

Keywords: adaptive potential, autonomic index, type of coronary behavior, level of health.

Введение. Обучение в медицинском вузе отличается высоким уровнем физической и эмоциональной нагрузки, что связано с необходимостью усвоения большого объёма информации, приобретения определённых навыков и умения быстро применять полученные знания при решении задач разного уровня сложности. Это

требует от студентов высокой работоспособности, стрессоустойчивости, выносливости и умения быстро адаптироваться к заданным условиям. Адаптационный потенциал (АП) сердечно-сосудистой системы (ССС) - показатель приспособляемости организма к различным меняющимся условиям окружающей среды [1]. Он

позволяет быстро и относительно легко определять уровень резервных возможностей организма, что можно использовать в качестве ранней диагностики и последующей профилактики нарушений в работе функциональных систем, а также для профессиональной ориентации студентов на будущую специализацию.

Цель исследования: изучить адаптационный потенциал и некоторые психофизиологические особенности студентов для оценки уровня резервных возможностей организма в условиях обучения в медицинском вузе.

Методы и организация исследования.

Исследование проводилось на 64 студентах обоего пола, обучающихся на медицинских специальностях Самарского государственного медицинского университета. Средний возраст испытуемых - 18-20 лет. Критерием исключения из группы испытуемых было наличие диагностированных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Согласно Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации, работа выполнена с соблюдением этических принципов проведения биомедицинских научных исследований с участием человека. Предварительно все испытуемые дали письменное информированное согласие на участие в исследовании.

Величина адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы рассчитывалась по методике Коневских Л.А., Оранского И.Е., Лихачёвой Е.И. (патент РФ 2314019):

АП = 1,238 + 0,09 х ЧСС, где ЧСС - частота пульса, ударов в минуту, АП - величина адаптационного потенциала.

При значении АП менее 7,2 баллов уровень адаптации оценивается как удовлетворительный; от 7,21 до 8,24 баллов -напряжение механизмов адаптации; от 8,25 до 9,85 баллов - неудовлетворительная адаптация; более 9,86 баллов - срыв механизмов адаптации.

Для оценки тонуса ведущего отдела нервной системы использовали вегетативный индекс Кердо (ВИК), который рассчитывали по формуле:

МОБЕКК КБиЕБ ОБ ВЮМЕБГСШЕ 2024, Уо1. 8 (2)

ВИК = (1 - ДДЧСС) х 100%, где ДД - величина диастолического давления, ЧСС - частота пульса, ударов в минуту.

Определение типа коронарного поведения проводили с помощью опросника Д. Дженкинса.

Статистический анализ результатов производился с использованием программы 81§шаБ1а1 2.0. Коэффициент корреляции между группами оценивали по критерию Пирсона. Для проверки данных на нормальность распределения применялся критерий Шапиро-Уилка. Анализ статистической достоверности осуществляли по Т-крите-рию Стьюдента. Отличия считали достоверными при р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ уровня адаптационного потенциала показал, что только у 9,38% (6 человек) студентов уровень адаптации оценивается как удовлетворительный, у 20,31% наблюдается напряжение механизмов адаптации, 57,81% имеют неудовлетворительный уровень адаптации, 12,5% (8 человек) - срыв механизмов адаптации.

Полученные нами результаты мало согласуются с данными, представленными в других подобных исследованиях. По литературным источникам следует, что период напряжения адаптационных механизмов проявляется преимущественно у студентов первого курса, что вызвано высоким уровнем учебной нагрузки, низкой степенью формирования трудовой адаптации и социальной дезадаптацией в связи с переходом в новый коллектив [2]. Также напряжение адаптационных процессов наблюдается у студентов младших курсов в период сессии, что объясняется высоким уровнем эмоционального стресса и нарушением циркадиан-ных ритмов [3]. Полученные нами данные требуют дополнительного изучения состояния функциональных систем организма, поскольку могут указывать на значимые нарушения психо-эмоциональ-ного и нейро-гуморального статуса студентов. Необходимо подробно рассмотреть степень и силу воздействия учебных и иных социальных факторов на здоровье студентов СамГМУ с целью разработки программ по

восстановлению качества здоровья и профилактики дальнейшего развития дистресс-синдрома.

Ценность оценки адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы заключается в том, что можно быстро и без больших затрат провести скрининг-диагностику, определить круг лиц с напряжением механизмов адаптации, преморбидными состояниями. Донозологический скрининг позволяет своевременно выявлять дизрегу-ляторные нарушения в работе сердечнососудистой системы с целью последующего их обследования стандартными методами и проведения при необходимости оздоровительных мероприятий [4-5].

Оценка ВИК у студентов СамГМУ выявила симпатотонию у 57,81% респондентов, ваготонию - у 15,63% и нормотонию - у 26,56%, что согласуется с результатами, полученными в подобных исследованиях [2], а также согласуется с результатами оценки адаптационного потенциала. Значения АП и уровень ВИК положительно коррелируют между собой (г=0,4236, р<0,05).

ВИК отражает особенности симпатической и парасимпатической регуляции, в том числе деятельности сердца и сосудов [2]. Известно, что ведущую роль в развитии стресс-реакции и формировании общего адаптационного синдрома (ОАС), в том числе к психо-эмоциальным и трудовым нагрузкам, играет симпатическая нервная система. Активация тонуса симпатического отдела направлена на мобилизацию энергетических и иных ресурсов организма, необходимых для формирования адаптации. Однако длительная симпатотония также является причиной истощения организма на всех его уровнях (от клеточного до организ-менного), так как быстрее расходуются резервы организма. Вероятно, именно высокий уровень активности симпатической нервной системы в течение длительного времени привёл к срывам механизмов адаптации и снижению адаптационного потенциала.

МОБЕКК КБЦЕБ ОБ БЮМЕБГСШЕ 2024, Уо1. 8 (2)

Оценка типа коронарного поведения дала следующее распределение среди студентов: А1 - 12,5% (средний показатель по группе = 308,5 ± 8,89), Б1 - 15,63% (средний показатель по группе = 496,3±8,53), АБ -71,88% (средний показатель по группе = 408±5,17). Студентов с выраженным поведенческим типом личностной активности А и Б не обнаружено. Эти результаты вполне соответствуют данным, полученным в других подобных исследованиях, а также отвечают возрастным закономерностям.

Тип поведения А или В определяется наследственностью и практически не изменяется под влиянием среды. По данным литературы, показана прямая корреляция между выраженностью черт поведения типа А и риском развития атеросклероза, инфаркта миокарда, артериальной гипертонии, дислипопротеинемии, цереброваску-лярных инцидентов [6].

Однако нами не обнаружено корреляции между типом коронарного поведения и адаптационным потенциалом (г=0,013, р>0,05) или ВИК (г=0,052, р>0,05). Вероятно, преобладание неудовлетворительного уровня адаптации и симпатотонии среди испытуемых в большей степени связано с воздействием внешних факторов и не может являться прямым следствием их принадлежности к тому или иному типу, что лишний раз доказывает необходимость разработки профилактических программ по снижению уровня активности симпатической нервной системы.

Большинство студентов не имеют наследственной склонности к развитию выраженного поведенческого типа А, и, следовательно, к повышению риска возникновения патологий сердечно-сосудистой системы, тем не менее повышенный тонус симпатической нервной системы приводит к снижению эффективности механизмов адаптации и в будущем может привести в развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы. Таким образом, для более эффективного выявления лиц, составляющих группу риска, более результативным

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

MODERN ISSUES OF

БИОМЕДИЦИНЫ 2024, T. 8 (2)

является комбинирование определения коронарного типа поведения и исследования некоторых физиологических характеристик.

Студенты, относящиеся к типу А1, представляют собой особую группу риска, так как уже сейчас имеют стойкую тенденцию к развитию выраженной поведенческой активности типа А.

Полученные результаты показали, что большинство испытуемых нуждается в проведении профилактических мероприятий для минимизации риска развития сердечно-сосудистой патологии.

BIOMEDICINE 2024, Vol. 8 (2)

Заключение. Таким образом, у большинства студентов медицинских специальностей наблюдается неудовлетворительный уровень адаптации. При этом, для большинства также характерно преобладание тонуса симпатической нервной системы. В связи с этим остро встаёт необходимость осуществления регулярного мониторинга состояния функциональных систем организма студентов медицинских специальностей с целью раннего выявления срывов механизмов адаптации.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы у студентов гродненских вузов / Лелевич А. В., Пьянкова Е. Е., Сидоренко А. А. [и др.] // Актуальные проблемы медицины: сборник материалов итоговой научно-практической конференции, 24 января 2020 г. - 2020. - С. 422425.

2. Симонова, О. И. Адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы первокурсников обучающихся в вузе / О. И. Симонова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. -2020. - Т. 72. - № 2. - С. 214-222.

3. Семизоров, Е. А. Адаптационный потенциал по Баевскому у студентов юношеского возраста различных вузов России в динамике обучения в вузе / Е. А. Семизоров, Н. Я. Прокопьев, А. В. Шевцов // Культура физическая и здоровье. -2019. - № 3. - С. 156-159.

4. Беляева, В. А. Адаптационный потенциал системы кровообращения и вариабельность сердечного ритма у студентов-медиков /

B. А. Беляева, Е. А. Такоева // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 6. -

C. 124.

5. Анализ адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы студентов, обучающихся на медицинских специальностях / Павлова О. Н., Громова Д. С., Макарова-Горбачёва Е. В. [и др.] // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. - 2023. - Т. 13. - № 6. - С. 34-37.

6. Кучеренко, К. Н. Клинико-физиологический анализ адаптационного статуса системы кровообращения и рисков кардиоваскулярной патологии при различной выраженности коронарного поведения типа А / К. Н. Кучеренко, В. И. Беляков // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. -2018. - № 1. - С. 102-110.

REFERENCES

1. Lelevich A.V., P'yankova E.E., Sidorenko A.A., Tomchuk M.S., Chetyrko E.S. Adaptation potential of the cardiovascular system among students of Grodno universities. Relevant Issues of Medicine: collection of materials of the Final Scientific and Practical Conference, 2020. pp. 422-225. (in Russ.)

2. Simonova O.I. Adaptation potential of cardiovascular system of freshmen students in higher education. Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Biology. Chemistry, 2020, vol. 72, no. 2, pp. 214-222. (in Russ.)

3. Semizorov E.A., Prokop'ev N.Ya., Shevtsov A.V. Adaptation potential according to Baevsky among adolescent students of various universities in Russia in the dynamics of studying at a university. Physical culture and health, 2019, no. 3, pp. 156159. (in Russ.)

4. Belyaeva V.A., Takoeva E.A. Adaptation potential of the circulatory system and variability of the heart rhythm in medical students. Modern problems of science and education, 2019, no. 6, p. 124. (in Russ.)

5. Pavlova O.N., Gromova D.S., Makarova-Gorba-chev E.V., Budaev A.I., Khalitova Yu.A. Analysis of the adaptation potential of the cardiovascular system of students studying in medical specialties. Bulletin of the Medical Institute "REAVIZ" (REHABILITATION, DOCTOR AND HEALTH), 2023, vol. 13, no. 6, pp. 34-37. (in Russ.)

MODERN ISSUES OF BIOMEDICINE 2024, Vol. 8 (2)

6. Kucherenko K.N., Belyakov V.I. Clinical and physiological assessment of the circulatory system adaptive capacity and the risks for cardiovascular disorders in individuals with various coronary-prone behavior patterns. Bulletin of the Medical Institute "REAVIZ" (REHABILITATION, DOCTOR AND HEALTH), 2018, no. 1, pp. 102-110. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Алина Александровна Белова - студентка института клинической медицины, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Самара, e-mail: grmvadarja@rambler.ru.

Дарья Сергеевна Громова - старший преподаватель кафедры общей и молекулярной биологии, старший преподаватель кафедры физиологии с курсом безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Самара, e-mail: d.s.gromova@samsmu.ru. Ольга Николаевна Павлова - доктор биологических наук., доцент, заведующий кафедрой физиологии с курсом безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Самара, e-mail: o.n.pavlova@samsmu.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Alina A. Belova - Student of the Clinical Medicine Institute, Samara State Medical University, Samara, e-mail: grmvadarja@rambler.ru.

Darya S. Gromova - Senior Lecturer of the Department of General and Molecular Biology, Senior Lecturer of the Department of Physiology with the Life Safety and Disaster Medicine Course, Samara State Medical University, Samara, e-mail: d.s.gromova@samsmu.ru.

Olga N. Pavlova - Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physiology with the Life Safety and Disaster Medicine Course, Samara State Medical University, Samara, e-mail: o.n.pavlova@samsmu.ru.

Для цитирования: Белова, А. А. Изучение адаптационного потенциала и психофизиологических свойств личности как возможность оценки уровня здоровья студентов медицинских вузов / А. А. Белова, Д. С. Громова, О. Н. Павлова // Современные вопросы биомедицины. - 2024. - Т. 8. -№ 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_3

For citation: Belova А.А., Gromova D.S., Pavlova O.N. Adaptation potential and psychophysiological personality traits as an opportunity to assess health of medical university students. Modern Issues of Biomedicine, 2024, vol. 8, no. 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.