Научная статья на тему 'Израиль и миграция высококвалифицированной рабочей силы: утечка мозгов и возможности пополнения рынка качественным человеческим капиталом'

Израиль и миграция высококвалифицированной рабочей силы: утечка мозгов и возможности пополнения рынка качественным человеческим капиталом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
897
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗРАИЛЬ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / УТЕЧКА МОЗГОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / СТИМУЛЫ К ЭМИГРАЦИИ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЛАДАТЕЛИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СТЕПЕНИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РЕШЕНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ / ISRAEL / HIGHLY SKILLED WORK FORCE / BRAIN DRAIN / GOVERNMENT PROGRAMS / INCENTIVES FOR EMIGRATION / HIGH TECHNOLOGY / HOLDERS OF ACADEMIC DEGREES / GOVERNMENT PROGRAMS TO SOLVE MIGRATION PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марьясис Д.А.

Международная миграция рабочей силы один из важнейших элементов современной глобальной экономики. По мере повышения степени наукоёмкости экономики всё более важную роль начинает играть миграция высококвалифицированных кадров. Для Израиля как для общества иммигрантов вопросы миграции играли первостепенное значение с первых дней существования независимого государства. Однако в первые десятилетия их обсуждение концентрировалось в основном вокруг влияния иммигрантов на экономическое развитие страны и выявления наиболее эффективных способов адаптации. В настоящее время израильская экономическая модель построена таким образом, что в её центре стоят институты экономики знаний, что требует значительного количества рабочей силы соответствующего уровня квалификации. Вместе с тем сегодня наблюдается достаточно существенная эмиграция из Израиля именно таких специалистов, в основном в США. Данная статья посвящена анализу сложившейся проблемы, актуальной не только для Израиля, но и для экономически развитых стран в целом. В статье проведён краткий библиографический обзор, сконцентрированный на двух аспектах трудах отечественных израилеведов, посвящённых вопросам миграции, и работах иностранных авторов по этой тематике, в основном социально-экономического характера. Также рассматриваются вопросы современной иммиграции высококвалифицированной рабочей силы в Израиль на основе анализа спроса и предложения на рынке труда страны в секторе высоких технологий, а также оценки эффективности программ, созданных для привлечения иностранных специалистов-неевреев в страну. Также в статье рассматриваются проблематика эмиграции высококвалифицированной рабочей силы из Израиля, даётся представление о масштабах явления на основе международных сравнений; указываются и разбираются основные причины происходящего; анализируются государственные программы по возвращению соотечественников. В заключении приведены основные выводы исследования, утверждается, что Израиль должен проводить более эффективную политику по привлечению в страну высококвалифицированных иммигрантов-неевреев, что позволит в полной степени реализовать сложившиеся позитивные экстерналии и несколько демпфировать проблему утечки мозгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Israel and Migration of High Skilled Workforce: Brain Drain and the Possibility of Replenishing the Market with High-Quality Human Capital

International labor migration is one of the most important elements of the modern global economy. Amid growing knowledge economy, migration of highly skilled specialists plays an increasingly important role. For Israel, as an immigrant society, migration issues have been of paramount importance since the early days of the independent state. However, in the first decades the discussion focused mainly around the influence of immigrants on the economic development of the country and identification of the most effective ways to adapt immigrants. At present, the Israeli economic model is built in such a way that the institutions of the knowledge economy are at its core, that requires a significant amount of labor with an appropriate level of skills. At the same time, today Israel witnesses emigration of such specialists, mainly to the United States. This paper is devoted to the analysis of the current situation. The article substantiates the relevance of the chosen topic not only for Israel, but also for other economically developed countries and gives a brief bibliographic review in the field. Next, the author analyzes the tendencies of high skilled work force immigration to Israel at the present stage through the analysis of the supply and demand in the country's labor market in the high-tech sector and assessment of the government programs created to attract foreign non-Jewish specialists to the country which appear to be not effective. The article also deals with the problems of emigration of high skilled workers from Israel. An overview of the magnitude of the phenomenon is given based on international comparisons; main reasons of the trend are identified and analyzed; government programs for the return of compatriots are assessed. It is argued that Israel should pursue a more effective policy to attract highly skilled non-Jewish immigrants into the country, which will fully realize the existing positive externalities and dampen the problem of brain drain.

Текст научной работы на тему «Израиль и миграция высококвалифицированной рабочей силы: утечка мозгов и возможности пополнения рынка качественным человеческим капиталом»

Вестник МГИМО-Университета. 2019. 12(4). С. 201-215 РО! 10.24833/2071-8160-2019-4-67-201-215

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ

Израиль и миграция

высококвалифицированной рабочей силы: утечка мозгов и возможности пополнения рынка качественным человеческим капиталом

Д.А. Марьясис

Институт востоковедения Российской академии наук

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Международная миграция рабочей силы - один из важнейших элементов современной глобальной экономики. По мере повышения степени наукоёмкости экономики всё более важную роль начинает играть миграция высококвалифицированных кадров. Для Израиля как для общества иммигрантов вопросы миграции играли первостепенное значение с первых дней существования независимого государства. Однако в первые десятилетия их обсуждение концентрировалось в основном вокруг влияния иммигрантов на экономическое развитие страны и выявления наиболее эффективных способов адаптации. В настоящее время израильская экономическая модель построена таким образом, что в её центре стоят институты экономики знаний, что требует значительного количества рабочей силы соответствующего уровня квалификации. Вместе с тем сегодня наблюдается достаточно существенная эмиграция из Израиля именно таких специалистов, в основном в США. Данная статья посвящена анализу сложившейся проблемы, актуальной не только для Израиля, но и для экономически развитых стран в целом. В статье проведён краткий библиографический обзор, сконцентрированный на двух аспектах - трудах отечественных израилеведов, посвящённых вопросам миграции, и работах иностранных авторов по этой тематике, в основном социально-экономического характера. Также рассматриваются вопросы современной иммиграции высококвалифицированной рабочей силы в Израиль на основе анализа спроса и предложения на рынке труда страны в секторе высоких технологий, а также оценки эффективности программ, созданных для привлечения иностранных специалистов-неевреев в страну. Также в статье рассматриваются проблематика эмиграции высококвалифицированной рабочей силы из Израиля, даётся представление о масштабах явления на основе международных сравнений; указываются и разбираются основные причины происходящего; анализируГгся государственные программы по возвращению соотечественников. В заключении приведены основные выводы исследования, утверждается, что Израиль должен

УДК 325

Поступила в редакцию: 08.07.2019 г.

Принята к публикации 25.07.2019 г.

проводить более эффективную политику по привлечению в страну высококвалифицированных иммигрантов-неевреев, что позволит в полной степени реализовать сложившиеся позитивные экстерналии и несколько демпфировать проблему утечки мозгов.

Ключевые слова: Израиль, высококвалифицированная рабочая сила, утечка мозгов, государственные программы, стимулы к эмиграции, высокие технологии, обладатели академической степени, государственные программы решения миграционных проблем

Высокие технологии подразумевают значительный уровень наукоёмкости. Это означает, что наличие качественной рабочей силы играет с каждым годом всё более важную роль. В связи с этим проблематика миграции высококвалифицированной рабочей силы стала в последние годы популярной как среди академических исследований, так и в СМИ. Как показывает известный израильский исследователь Ассаф Разин, по разным причинам высококвалифицированные иммигранты предпочтительнее для целевых стран, чем низкоквалифицированные. Например, ожидается, что высококвалифицированные иммигранты будут платить больше налогов и таким образом превысят расходы государства на их адаптацию в целевой стране. Кроме того, от таких иммигрантов ожидается внесение вклада в повышение уровня технологического развития принявшей их страны. В то же время низкоквалифицированные иммигранты приводят к снижению уровня оплаты местных низкоквалифицированных рабочих, к тому же они являются дополнительной нагрузкой на фискальную систему принимающей страны. Вместе с тем, если миграционная политика, стимулирующая приток высококвалифицированной рабочей силы, также предполагает благоприятный режим воссоединения семей, то также происходит и приток низкоквалифицированной рабочей силы» (Razin 2018: 140). Быстрый рост сектора высоких технологий при общем сокращении рождаемости заставил такие страны как Канада, Великобритания и Германия задуматься о стимулировании иммиграции высококвалифицированной рабочей силы. Причём для Германии, которая традиционно предоставляла довольно мало возможностей для иммиграции с целью постоянного проживания, это стало существенным поворотом (Gould, Moav 2007: 2).

Для Израиля, как для общества переселенческого типа, вопросы, связанные с миграцией населения в тех или иных аспектах, всегда были предметом академических исследований. В молодой стране, в первые десятилетия существования которой большинство населения составляли иммигранты из различных стран и регионов мира (отметим, что все они при этом были евреями), основной фокус естественным образом был смещён в сторону анализа иммиграционных потоков и их влияния на различные аспекты развития государства и общества. Вне всякого сомнения, иммиграция стала одним из значимых факторов высоких

темпов развития экономики Израиля. В последние годы, продолжая оставаться целевой страной для еврейской иммиграции (хотя в значительно меньших масштабах, в частности, ввиду того, что источников иммиграции становится всё меньше), Израиль стал источником поступления высококвалифицированной рабочей силы в США, выделяясь на этом фоне из других стран-доноров человеческого капитала в эту страну. Выявление факторов, способствующих развитию сложившейся ситуации, и является главной задачей данного исследования.

Методологической основой статьи являются эвристические методы качественного анализа. К использованным методам исследования относится декомпозиция и композиция (разбор сложной системы на составляющие с их последующей «сборкой») и связанный с этим метод агрегатирования (конструирование, основанное на том, что объект исследования рассматривается как конструкция, расчленённая на самостоятельные узлы, сочетания которых могут выполнять одну функцию или, при перекомпоновке, менять рабочие функции). Методология выбрана ввиду концептуальной приверженности автора институциональному подходу. В данном случае под институтами понимается система правил, убеждений, норм и связанных с ними организаций, которые совместно порождают регулярность (социального) поведения.

Соответственно в данной работе анализируется проблема, которая сложилась ввиду не совсем корректного функционирования рыночных и государственных институтов, породивших в итоге стремление к эмиграции из Израиля высококвалифицированной рабочей силы и не сформировавших адекватную систему привлечения высококвалифицированным иммигрантов-неевреев в страну.

В рамках данной статьи нет возможности привести подробную историографию исследований данного вопроса. К тому же настоящая работа посвящена рассмотрению социально-экономических аспектов довольно узкой составляющей миграционной проблематики. Вместе с тем необходимо отметить, что все ведущие отечественные израилеведы, начиная ещё с Г.С. Никитиной (Никитина 1968: 5), в том или ином контексте затрагивали вопросы миграции. Отдельное внимание этой проблематике уделяется в двух научных трудах российских авторов, посвящённых многостороннему анализу экономического развития Израиля - А.В. Федорченко и Е.Я. Сатановского (Федорченко 1998: 28-56; Сатановский 1999: 23-26). Так или иначе, социологические, исторические, культурные аспекты иммиграции раскрываются в работах И.В. Масюковой и Н.А. Семенченко (Масюкова 2016a; Масюкова 2016b; Семенченко 2002a; Семен-ченко 2002b). Вопросы участия Израиля в миграции рабочей силы, а также эмиграции из страны высококвалифицированных работников рассматривались в исследованиях Д.А. Марьясиса (Марьясис 2007; Марьясис 2015: 196-198).

Из современных израильских исследователей стоит выделить двух - Ассафа Разина и Дана Бен-Давида, - которые достаточно регулярно обращаются к теме миграции именно с социально-экономической точки зрения. Так, Разин в 2018 г.

выпустил обширную статью, в которой с применением математических моделей показал роль массовой иммиграции евреев в Израиль из стран бывшего СССР в изменении экономической политики принявшей страны, в частности в сфере системы перераспределения доходов (Razin 2018a). В том же году вышла книга Разина об экономике Израиля, в которой вопросам миграции была посвящена одна глава (Razin 2018b: 131-150), в которой анализировался аспект эмиграции из Израиля высококвалифицированных. Он же вместе с своим постоянным соавтором Эфраимом Цадкой и известным экономистом тайского происхождения Бьеняронгом Суванкири в 2011 г. выпустил книгу, посвящённую влиянию иммиграции на развитие государства всеобщего благоденствия (Razin, Sadka, Suwankiri 2010), которая представляла собой классическое экономическое исследование с формулированием эконометрических моделей. Вместе с тем выводы авторов имеют и практическую значимость. Хотя монография не посвящена Израилю, очевидно, что её авторы опирались на исследование опыта этой страны. Кроме того, результаты их исследования безусловно являются актуальными для Израиля, в социальной культуре и экономике которого понятие всеобщего благоденствия и вопросы миграции до сих пор играют важную роль.

Израильский экономист Дан Бен-Давид в своих исследованиях касается наиболее острых социально-экономических проблем еврейского государства, в частности, эмиграции из страны высококвалифицированной рабочей силы. В настоящей статье используются материалы его новейшего анализа по изучаемой теме, вышедшего в мае 2019 г. (Ben-David 2019). Также автором данной статьи использованы материалы наиболее значимых трудов других исследователей, занимающихся изучением роли миграции в экономическом развитии Израиля.

Высококвалифицированные иммигранты

В отличие от других обществ переселенческого типа, Израиль стал целевой страной только для евреев и членов их семей. Идеологически и потом законодательно получение гражданства этой страны людьми других национальностей не предполагалось. Поскольку Израиль - относительно молодая страна (в 2018 г. был отмечен семидесятилетний юбилей его создания), которая первые пятьдесят лет своей истории была ещё к тому же достаточно бедной и развивалась в сложной геополитической обстановке, предположить, что кто-то кроме евреев захочет мигрировать в Израиль, было практически невозможно1, тем более, что руководство страны главной задачей видело обеспечение работой именно иммигрантов-евреев.

В ХХ в. Израиль пережил две волны массовой иммиграции высококвалифицированной рабочей силы. Первая относится к 1930-м гг., когда евреи вы-

1 Единственной нееврейской группой, которая в том или ином виде претендует на переезд в Израиль, являются арабские беженцы из Палестины. Поскольку этот вопрос имеет в настоящий момент всё же сугубо политическую коннотацию, в данной статье он не рассматривается.

нуждены были спасаться бегством от нацистского режима в Германии, а въезд в другие страны по ряду причин был для них закрыт. В то время еврейского государства ещё не существовало, но была создана официальная еврейская община Палестины, ставшая потом основой независимого государства.

Вторая волна пришлась на 1990-е гг., когда Израиль принял почти миллион человек из стран бывшего СССР. Как показали исследования израильских структур, ответственных за абсорбцию новых репатриантов, образовательный уровень этих новых граждан превышал среднеизраильский: 2.3% новоприбывших имели вторую и третью учёные степени, в то время как в целом по Израилю этот показатель составлял 1.2%. 2/3 этих иммигрантов имели высшее образование; 40% обладали опытом работы в сфере науки и высшего образования. Более 10% новых иммигрантов имели дипломы инженеров (их число почти вдвое больше количества инженеров израильского происхождения). Среди репатриантов из бывшего Советского Союза преобладали специалисты прогрессивных технологий и технологий новых материалов (Федорченко, Марьясис 2006: 23). Сегодня ни у кого ни в Израиле, ни среди зарубежных экспертов нет сомнения в том, что эта иммиграционная волна стала одной из существенных причин израильского экономического чуда второй половины 1990-х гг. Постепенный отход представителей этой волны от активной экономической деятельности в результате старения может стать острой проблемой для израильской экономики высоких технологий, в случае если вопросы её кадрового обеспечения не будут решены.

В Израиле много пишут о том, что сектору высоких технологий, в котором, по данным Управления инноваций Израиля (УИИ), в 2018 г. было открыто порядка 15 тыс. ставок2, не хватает работников3. Особенно много требуется инженеров и других специалистов высокой квалификации. Интересно, что в последние годы количество увольнений в секторе высоких технологий последовательно снижется, а количество тех, кто перестал работать по собственному желанию, растёт4. Эта тенденция свидетельствует о росте спроса на высококвалифицированную рабочую силу в указанном сегменте рынка. Об этом же свидетельствует и то, что в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) рост реального уровня оплаты труда в 2011-2017 гг. составил 30%, тогда как в целом по отраслям экономики - 12% (БаЬаг 2018: 2).

Как на государственном, так и на общественном уровне видятся четыре параллельно реализуемых основных пути решения проблемы нехватки высо-

2 High Tech Belsrael 2018: Tsmicha BeTsalo Shel Seder Olami Khadash / Israel Innovation Authority (Электронный ресурс). URL: https://innovationisrael.org.il/InnovationRapport18/NewWorldOrder (accessed: 26.07.2019).

3 См., например: Zerachovich O. Proportion of Israeli Workforce in High Tech to Rise Sharply (Электронный ресурс). URL: https://en.globes.co.il/en/article-proportion-of-israeli-workforce-in-high-tech-to-rise-sharply-1001285917 (accessed: 26.07.2019); Zerachovich O. Increasing High-Tech Work Force Harder than It Sounds (Электронный ресурс). URL: https://en.globes.co.il/en/article-producing-more-hightech-employees-is-easier-than-it-sounds-1001291352 (accessed: 26.07.2019).

4 Ibid.

коквалифицированных кадров в экономике: увеличить долю в рабочей силе ультрарелигиозных евреев и арабов-граждан Израиля, а также при помощи различного рода курсов повысить уровень квалификации уже существующих работников; стимулировать получение соответствующего образования ещё на уровне средней школы; стимулировать возвращение из-за рубежа израильтян, обладающих соответствующей квалификацией; привлечь в страну иностранную высококвалифицированную рабочую силу. Первые два пути решения данной проблемы не относятся к теме настоящей статьи, особое внимание уделяется третьему и четвёртому варианту.

Интересно отметить, что Израиль до 2017 г. не содействовал иммиграции высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, тогда как иностранные рабочие допускались (и допускаются) в сферы, где требуется низкоквалифицированный труд, например, в сферу строительства. Между тем страна могла бы оказаться привлекательной для высококвалифицированных специалистов, например, из Индии. Скорее всего, такая ситуация сложилась из-за специфического отношения в Израиле к иммиграции вообще. Однако, если Израиль стал допускать (и довольно давно) иностранных рабочих в некоторые сферы деятельности, возникает вопрос: почему страна закрывает для них сферы, в которых принципиально важно сохранить свой высокий уровень и активно развиваться? Осторожный оптимизм внушает тот факт, что первые шаги в этом направлении уже сделаны

Летом 2017 г. была запущена программа инновационных виз. Она рассчитана на привлечение в Израиль иностранных предпринимателей с инновационными идеями. Предприниматель из другой страны, заинтересованный в развитии своих идей и достижения стадий НИОКР в Израиле, имеет возможность получить данную визу на 24 месяца. За это время он получает поддержку и необходимую практическую помощь через специальную «поддерживающую инфраструктуру», созданную на базе 12 инкубаторов и сходных по своей идеологии структур. Его также всячески стимулируют к подаче заявки на программу УИИ «Тнуфа»5. В случае если опыт оказался успешным и идея вырастает в реальный бизнес, иностранный предприниматель может получить разрешение на работу в своей компании в Израиле (экспертную визу) ещё на пять лет и право участия в других программах государственной поддержки инноваций6.

5 «Тнуфа» («размах» - ивр.) - нацелена на самую раннюю стадию развития технологического проекта - так называемую «предпосевную стадию», которая подразумевает в основном наличие описанной инновационной идеи. Задача программы - дать возможность автору идеи пройти начальный этап, чтобы подтвердить её технологическую оправданность и потенциальные рыночные перспективы. Для этого помимо денежного гранта в рамках программы организуются семинары и мастер-классы по соответствующим тематикам, а также оказывается помощь в поисках потенциальных инвесторов.

6 К моменту написания статьи данных о количестве иностранных предпринимателей, въехавших в страну по этой визе, автору найти не удалось. Подробнее о программе см. официальный сайт: https://innovationisrael.org.il/en/ program/innovation-visas-program-foreign-entrepreneurs-pilot (accessed: 26.07.2019).

Существенным шагом по изменению ситуации с привлечением иностранных высококвалифицированных специалистов в Израиль стала запущенная в 2018 г. Управлением населения и иммиграции Израиля онлайн-платформа, позволяющая местным компаниям, работающим в тех областях, которые принято обозначать термином «высокие технологии» (подтверждение этого статуса предоставляет УИИ), подавать запрос на предоставление двухлетних израильских рабочих виз иностранным специалистам, причём без ограничения в количестве7. Программа составлена таким образом, чтобы максимально быстро и эффективно получить визу, при этом важно, что второму члену семьи, приглашенного на работу в Израиль таким образом, также выдаётся рабочая виза8. Данные по числу запросивших такие визы в открытых источниках пока тоже не публикуются.

Интересную идею, дополняющую программы привлечения иностранных инновационных предпринимателей и высококвалифицированных кадров в Израиль, выдвинули эксперты института Brookings. Дело в том, что в стране уже долгие годы существует программа МАШАВ (Merkaz le shituf peula beinleummi -ивр.). Она представляет собой центр содействия экономического развития, который занимается проведением ряда тренингов и других обучающих программ по использованию эффективных методов развития различных отраслей хозяйства. Сельское хозяйство здесь играет зачастую главную роль. В определённой степени эта программа является скрытой рекламой израильских технологий. Свои проекты МАШАВ реализует в ряде стран Азии, Африки, Восточной Европы9. В рамках программы предлагается открыть специальные курсы по тем направлениям, которые интересны для израильского сектора высоких технологий. Пройдя курсы по проектам данной программы, представители развивающихся стран смогут подавать заявления на рассмотренные ранее визовые треки и поступить на израильский рынок труда. Уровень зарплатных ожиданий этих людей будет относительно невысок, а квалификация может оказаться вполне достаточной. Более того, вернувшись затем в свои страны, они не только будут способствовать повышению уровня их экономического развития, но и могут быть своего рода «агентами» израильских высоких технологий и содействовать развитию двусторонней кооперации с Израилем10.

Важным сдвигом в израильской политике относительно иммиграции высококвалифицированной рабочей силы стало то, что иностранцы в принципе получили возможность доступа на израильский рынок высоких технологий. А на то, чтобы оценить эффективность такой политики, потребуется время.

7 Yefet N. Israel Eases Entry of Foreign Tech Experts (Электронный ресурс). URL: http://www.globes.co.il/en/article-israel-eases-entry-of-foreign-tech-experts-1001217775 (accessed: 26.07.2019).

8 Reshut HaHadshanut: Assiya BeTnufa (Электронный ресурс). URL: https://innovationisrael.org.il/InnovationRapport18/ SoaringAchievements (accessed: 26.07.2019).

9 Подробнее о программе МАШАВ см.: (11); а также интернет-сайт: http://www.mashav.mfa.gov.il/MFA/mashav/ Pages/default-old.aspx (accessed: 26.07.2019).

10 Представлено на основе (Bahar 2018: 6-8).

Высококвалифицированные эмигранты

Так как Израиль провозгласил себя «домом для всех евреев», эмиграция из страны традиционно считалась предательством сионистского проекта. Иммигранты в Израиль называются «олим» - поднимающиеся, а эмигранты - «йор-дим» - спускающиеся. В последние десятилетия ситуация несколько смягчилась, и дискуссия идёт не об обвинении эмигрантов, а строится скорее вокруг ответа на вопрос, что же плохо в израильском обществе, что такое значительное количество людей уезжает из страны. Спор зачастую политически ангажирован и затрагивает, в частности, вопросы безопасности и провала мирного процесса с палестинцами, а также проблемы сужения возможностей для среднего класса страны (Rosenberg 2018: 136).

Кроме того, любая дискуссия по эмиграции и утечке мозгов сталкивается с проблемой неопределённости фундаментальных данных. Люди, готовящиеся уехать из страны, не всегда информируют об этом официальные власти. Многие живущие за рубежом длительное время люди не планируют оставаться там навсегда, тогда как многие, уехавшие относительно ненадолго по контракту, образовательным причинам или даже в отпуск, в итоге решают сделать эту страну местом своего постоянного проживания. В случае Израиля большое количество иммигрантов в составе населения, в особенности волна иммигрантов из стран бывшего СССР, привлекшая в страну более 1 млн человек в 1990-х гг., означает, что в Израиле проживает значительное количество людей с двумя гражданствами, прочными семейными, культурными и иными связями с другими странами. Это повышает вероятность их возвращения в страны исхода на длительные периоды времени, если не на постоянное место проживания (Rosenberg 2018: 134), что подтверждается данными Центрального статистического бюро (ЦСБ) Израиля11. В частности, в начале XXI в. среди уехавших был высок процент репатриантов из бывшего СССР, получивших в Израиле третью академическую степень и решивших добиться успеха за пределами страны. 30% докторов наук-репатриантов из СНГ решились на «релокацию», в то время как среди уроженцев страны этот показатель составляет только 12%, а среди израильтян-уроженцев США - 19%. Средний возраст уехавших докторов наук составляет 34 года. Согласно этим же данным, по состоянию на конец 2016 г. за пределами Израиля проживали порядка 560-596 тыс. его граждан12, что в процентном отношении от общей численности населения страны не является значимым показателем.

США, безусловно, служат магнитом для лучших представителей научного мира из разных стран. Доля иммигрантов в науке, технологиях, инженерных профессиях и математике непропорционально высока. Поскольку и для высококвалифицированных израильтян целевой страной эмиграции в основном

" Приводится по: Alon A. Stats Show more Israelis Leave Country than Return (Электронный ресурс). URL: https:// www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-5330592,00.html (accessed: 26.07.2019).

12 Ibid.

являются США, то дальнейший анализ будет сконцентрирован на тенденциях эмиграции из Израиля именно в эту страну. Так, как показывает Д. Бен-Давид, население Израиля в 2006-2016 гг. по сравнению с 1995-2005 гг. выросло на 24%, тогда как количество израильтян, получивших американское гражданство, выросло в тот же период на 32%. И это при том, что на конец периода 1995-2005 гг. пришлось второе палестинское восстание (интифада Аль-Аксы), тогда как следующее десятилетие было относительно спокойным. При этом как раз в США с экономической точки зрения первая из двух десятилеток была позитивной, особенно по сравнению с кризисом 2008-2009 гг., который был наиболее тяжёлым с 1930-х гг. И несмотря на всё это, количество израильтян, иммигрировавших в США во втором десятилетии, по сравнению с первым было на треть выше, чем рост населения Израиля в тот же период (Ben-David 2019: 2).

Итак, в период с 1980 по 2010 гг. академическую степень в Израиле получили 573 275 человек (данные ЦСБ за 2018 г.). Из получивших первую академическую степень к 2017 г. не менее трёх лет подряд за границей проживали порядка 5.8%. Этот уровень несколько выше показателя в 4.6%, живших три и более лет за границей к 2013 г. За тот же период произошёл рост данного показателя и для обладателей второй академической степени - с 3.5 до 4.6%, и третьей академической степени - с 9.9 до 11% (то есть из девяти обладателей PhD один не живёт в Израиле) (Ben-David 2019: 7).

Естественно, что часть людей покидает страну, в то время как другая часть возвращается (ЦСБ Израиля считает возвратившимися тех, кто с даты возвращения прожил в стране не менее двух лет). При этом соотношение вернувшихся обладателей академических степеней к уехавшим в последние годы выросло. В 2014 г. на каждого возвратившегося в страну обладателя академической степени пришлось 2.6 эмигрировавших из неё, а в 2017 г. это соотношение составило уже 4.5 уехавших на одного вернувшегося (Ben-David 2019: 7).

Израильская экономика во многом развивается за счёт технологий. Это лишь подчёркивает серьёзность проблемы эмиграции среди обладателей академической степени по точным наукам и инженерному делу. 5.2% выпускников академических колледжей (в педагогических таким профессиям не обучают13) оставляют страну, а среди выпускников университетов по данным специальностям показатель эмиграции равен 9.2% (Ben-David 2019: 8), а это люди, знания которых могут быть необходимы для дальнейшего развития экономики Израиля.

Определённый интерес представляют некоторые международные сравнения. Количество мигрантов с высшим образованием увеличилось с 1990 по 2010 гг. на 130%, тогда как этот показатель для низкоквалифицированных (образование не выше средней школы) мигрантов составил всего 40%. Высококвалифицированные мигранты выезжают из более широкого круга стран и едут в

13 Система высшего образования состоит из трёх типов заведений - педагогических колледжей (самый низкий уровень образования), академических колледжей и университетов (наиболее высокий уровень образования).

более узкий круг стран - в основном в США, Великобританию, Канаду и Австралию. В общем, количество иностранных исследователей в США как процент от их коллег в стране исхода варьируется в пределах 1.3 (Испания) - 4.3% (Нидерланды). Выделяются по этому показателю две страны - Канада и Израиль. В случае Канады (12.2%) это в гораздо большей степени дорога с двусторонним движением. Израильские учёные и исследователи в США - это уже целый класс. В 2003-2004 гг. в Америке проживали 24.9% всех исследователей академических университетов Израиля (Razin 2018b: 141).

Как показывают Гулд и Моав, при выборке из двадцати восьми стран, являющихся значимыми экспортёрами иммигрантов в США (в основном развитые страны), получается, что средний индекс эмиграции (количество эмигрантов на 10 тыс. жителей) составляет 33.36, тогда как для Израиля он почти в три раза выше - 95.51. Только у двух стран этот показатель выше, чем у Израиля - у Ирландии (143.9) и у Португалии (99.21). Если рассматривать этот индекс по эмигрантам с образованием не ниже колледжа, то средний его показатель составляет 12.41, а для Израиля он более чем в три раза выше - 41.45. В данном случае Израиль опережает Португалию, а его разрыв с Ирландией (49.09) существенно сокращается. Интересно, что у страдающей от утечки мозгов Южной Кореи только 24.54 эмигрантов с образованием не ниже колледжа на 10 тыс. человек (Gould, Moav 2007: 4-5).

Таким образом, утечка лучших умов из Израиля диспропорционально высока среди высокообразованных иммигрантов. Среди причин сложившейся ситуации Бен-Давид видит рост налогового бремени для наиболее образованных жителей Израиля (они платят 2/3 от общих поступлений подоходного налога и отчислений в национальное страхование14, тогда как в США - 50%); снижение темпов роста производительности труда по сравнению с наиболее развитыми странами мира (общая разница в уровнях производительности труда к 2017 г. между Израилем и этими странами увеличилась более чем в три раза); увеличение стоимости жизни по сравнению с другими развитыми странами (стоимость потребительской корзины в Израиле на 28% выше её стоимости в США и на 66% - в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)) (Ben-David 2019: 3-6). Нельзя также недооценивать и узость внутреннего рынка: несмотря на существующий спрос на высококвалифицированные кадры в Израиле, он всё же сконцентрирован в очень узком сегменте рынка. К тому же спрос - процесс динамичный и в момент принятия решения об отъезде конкретным экспертом нельзя сбрасывать со счетов вероятность того, что именно в его сфере экспертизы в тот момент адекватных его уровню квалификации предложений не было.

14 Гулд и Моав утверждают, что налоговое бремя на работающих в Израиле в принципе самое значительное среди развитых стран (Gould, Moav 2007: 18) виду того, что в стране, с одной стороны, высокий уровень рождаемости, а с другой, высокая продолжительность жизни. К тому же нельзя забывать о неработающих ультраортодоксальных евреях, которые получают пособия от государства.

Государство осознаёт эту проблему. Одним наиболее очевидных путей решения проблемы нехватки высококвалифицированных кадров для сектора высоких технологий Израиля является стимулирование возвращения соотечественников, обладающих требуемой квалификацией.

В мае 2011 г. бывший в то время министром образования Израиля Гидон Саар объявил о создании трёх научных центров при Еврейском университете Иерусалима, Институте Вейцмана и Тель-Авивском университете, цель которых заключается в привлечении для работы на родине 300 израильских учёных, к тому моменту занимавшихся исследованиями в зарубежных университетах. Создание этих центров должно было стать первой фазой пятилетней программы, в ходе выполнения которой на территории Израиля планировалось создать 30 подобных центров. Программа по их созданию получила название I-CORE15. На эти цели до 2018 г. выделено порядка 100 млн долл. К маю 2014 г. в конкурсах, организованных Центрами, приняли участие 60 молодых исследователей, часть из которых до этого работала за границей (Madadim leMada 2016: 122). Результаты данной программы вряд ли можно назвать успешными - по состоянию на июнь 2019 г., создано лишь 16 таких центров и нет понимания того, будут ли создаваться ещё16. Судя по всему, и количество вернувшихся учёных для работы в них не является значительным, хотя потрачены довольно существенные средства.

В 2014 г. министр образования Израиля Шай Пирон заявил, что для решения проблемы он поставил перед университетами задачу увеличить в них количество ставок с 4300 в 2010 г. до 5000 в 2015 г., а в колледжах - с 1600 до 200017. В июне 2013 г. правительством Израиля была запущена новая программа Brain Gain, целью которой являлось усиление академической позиции страны, в частности стимулирование возвращения на родину учёных и исследователей. Однако и она не показала себя успешной и была завершена. На её основе под управлением УИИ создана программа Hozrim LeHigh-Tech («Возвращаемся в хай-тек» - с ивр.)18. Поскольку она создана совсем недавно, то по состоянию на июнь 2019 г. нет возможности оценить ее эффективность.

Таким образом, к середине 2019 г. результаты деятельности государства в данном направлении довольно ограничены. Видимо, лечение симптомов без понимания глубинных проблем сложившейся в сфере высококвалифицированной рабочей силы ситуации не может привести к желаемым результатам. Представляется, что решение проблемы эмиграции высококвалифицированных кадров из Израиля лежит не только в плоскости запуска специальных программ по их

15 Подробнее о программе см. официальный сайт: http://www.i-core.org.il/ (accessed: 26.07.2019).

16 Ibid.

17 Teschner N. Information about Israeli Academics Abroad and Activities to Absorb Academics Returning to Israel / The Knesset Research and Information Center, 30.01.2014. Р. 2. (Электронный ресурс). URL: https://www.knesset.gov.il/mmm/ data/pdf/me03375.pdf (accessed: 26.07.2019).

18 См. о программе: https://innovationisrael.org.il/social/trainingprograms/back2hitech; https://www.israel-braingain. org.il (accessed: 26.07.2019).

возвращению в страну, а в более глубоких социально-экономических реформах, которые позволят если не полностью устранить причины стремления наиболее профессиональных работников особенно в тех областях, которые имеют отношение к высоким технологиям, уезжать из еврейского государства, то, по крайней мере, снизить уровень их негативного воздействия.

Заключение

В настоящий момент Израиль является как потенциальным реципиентом высококвалифицированных иммигрантов, так и активным их донором, в основном в США. В настоящей статье выявлена специфически израильская проблема своеобразной дихотомии между идеологическими установками в социально-политической сфере и требованием текущего момента в экономической сфере общественной жизни. Коротко проблему можно описать следующим образом:

• Израиль уже длительное испытывает серьёзный отток высококвалифицированных кадров, в основном в США;

• система образования не способна полностью удовлетворить текущий спрос на кадры высокой квалификации;

• положительный эффект иммиграции из стран бывшего СССР постепенно уменьшается в силу старения поколения иммигрантов;

• государство разрешает импорт низкоквалифицированной рабочей силы. Но до последнего времени не разрешало импорт высококвалифицированной рабочей силы по идеологическим соображениям;

• при этом израильская модель интеграции в систему мировых экономических отношений предполагает наличие значительного количества носителей знаний высокого уровня в различных областях, а также предпринимателей в сфере высоких технологий;

• текущее положение Израиля делает его привлекательным для обеих требуемых групп населения практически везде, кроме стран Северной Америки и Западной Европы.

Получается, что идеологически детерминированная политическая система пропустила одну из существенных положительных экстерналий, возникших еще в конце 1990-х гг., выражающуюся в привлекательности страны для высококвалифицированной и экономически активной иностранной рабочей силы. При этом отток высококвалифицированных кадров из Израиля принимает достаточно серьёзные масштабы и может поставить под угрозу успешность национального экономического развития в долгосрочном периоде. Следует признать, что государственные программы как по привлечению высококвалифицированных кадров нееврейского происхождения из-за рубежа, так и по стимулированию возвращения в страну работающих за её пределами граждан пока особым успехом не увенчались.

Об авторе:

Дмитрий Александрович Марьясис - к.э.н., руководитель отдела изучения Израиля и еврейских общин, Институт востоковедения РАН (107031, г. Москва, ул. Рождественка, д.12); заместитель декана экономического факультета Института экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС (119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82). E-mail: dmaryasis@ivran.ru.

Конфликт интересов:

Автор заявляет отсутствие конфликта интересов.

Received: July 8, 2019 Accepted: July 25, 2019

Israel and Migration of High Skilled Workforce: Brain Drain and the Possibility of Replenishing the Market with High-Quality Human Capital

D.A. Maryasis

DOI 10.24833/2071-8160-2019-4-67-201-215

Oriental Studies Institute of the Russian Academy of Sciences

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract: International labor migration is one of the most important elements of the modern global economy. Amid growing knowledge economy, migration of highly skilled specialists plays an increasingly important role. For Israel, as an immigrant society, migration issues have been of paramount importance since the early days of the independent state. However, in the first decades the discussion focused mainly around the influence of immigrants on the economic development of the country and identification of the most effective ways to adapt immigrants. At present, the Israeli economic model is built in such a way that the institutions of the knowledge economy are at its core, that requires a significant amount of labor with an appropriate level of skills. At the same time, today Israel witnesses emigration of such specialists, mainly to the United States. This paper is devoted to the analysis of the current situation. The article substantiates the relevance of the chosen topic not only for Israel, but also for other economically developed countries and gives a brief bibliographic review in the field. Next, the author analyzes the tendencies of high skilled work force immigration to Israel at the present stage through the analysis of the supply and demand in the country's labor market in the high-tech sector and assessment of the government programs created to attract foreign non-Jewish specialists to the country which appear to be not effective. The article also deals with the problems of emigration of high skilled workers from Israel. An overview of the magnitude of the phenomenon is given based on international comparisons; main reasons of the trend are identified and analyzed; government programs for the return of compatriots are assessed. It is argued that Israel should pursue a more effective policy to attract highly skilled non-Jewish immigrants into the country, which will fully realize the existing positive externalities and dampen the problem of brain drain.

Key words: Israel, highly skilled work force, brain drain, government programs, incentives for emigration, high technology, holders of academic degrees, government programs to solve migration problems

About the author:

Dmitry A. Maryasis - Candidate of Economics, Head of the Israel and Jewish Communities' Studies Department, Oriental Studies Institute of the Russian Academy of Sciences (Rozhdest-venka, 12, Moscow, 107031); Deputy Dean of the Faculty of Economics, Institute of Economics, Mathematics and Information Technologies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Prospekt Vernadskogo, 82, Moscow, 119571). E-mail: dmaryasis@ivran.ru

Conflict of interests:

The author declares the absence of conflict of interests. References

Bahar D. 2018. Migrants and the Startup Nation: Addressing Israel's Growing Demand for Skills By Increasing the Country's Role in the World. Policy Brief. Brookings.

Ben-David D. 2019. Azivat HaAretz HaMuvtakhat. Mabat Al Atgar haHagira Melsrael. Me-hkarey Shoresh, May 2019.

Gould E.D., Moav O. 2007. Israel's Brain Drain Israel Economic Review. No. 1. Vol. 5. Pp. 1-22. Madadim leMada, leTechnologia, veleHadshanut belsrael: Tashtit Netunim Hashvaatit. 2016. Haifa: Samuel Neaman Institute.

Razin A. 2018a. A. Israel's Immigration Story: Winners and Losers Israel Economic Review. 2018. No. 1. Vol. 15. Pp. 73-106. www.doi.org/10.3386/w24283

Razin A. 2018b. Israel and The World Economy. The Power of Globalization. The MIT Press. 232 p. www.doi.org/10.7551/mitpress/11350.001.0001

Razin A., Sadka E. Suwankiri B. 2010. Migration and the Welafare State: Political-Economy Policy Formation. MIT Press. 169 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rosenberg D. 2018. Israel's Technology Economy. Origins and Impact. Palgrave Macmillan. www.doi.org/10.1007/978-3-319-76654-6

Maryasis D.A. 2007. Uchastiye Izrailya v mezhdunarodnoy migratsii rabochey sily, 19852005 gg. (Israel's Participation in International Labor Migration, 1985-2005). Gosudarstvo Izrail': politika, ekonomika, obshchestvo. Sbornik statey (The State of Israel: Politics, Economy, Society. Collection of Articles), Institute of the Middle East of RAS. Mosco,. Pp. 114-133. (in Russian)

Maryasis D.A. 2015. Opytpostroyeniya ekonomiki innovatsiy. Primer Izrailya (Experience in Building an Economy of Innovation. The Example of Israel). Moscow: Institute of Oriental Studies of RAS. 268 p. (in Russian)

Masyukova I.V. 2016a. Yevrei v SSSR: immigratsiya v Izrail' v 1970-kh gg. (na prim ere yevreyskoy obshchiny Gruzii) (Jews in the USSR: Immigration to Israel in the 1970s (Case of the Jewish Community of Georgia)). Yevrei Yevropy i Blizhnego Vostoka: traditsiya i sovremennost'. Istoriya, yazyki, literatura. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii 17 aprelya 2016 g. (Jews of Europe and the Middle East: Tradition and Modernity. History, languages, literature. Proceedings of the International Scientific Conference on April 17, 2016). St. Petersburg. Pp. 294-299. (in Russian)

Masyukova I.V. 2016b. Yevreyskaya immigratsiya v Palestinu v kontekste Vto-roy mirovoy voyny (Jewish Immigration to Palestine in the Context of the Second World War). Palestina i Izrail' ot Vtoroy mirovoy voyny do nashikh dney (Palestine and Israel from World War II to the Present Day). Moscow: Institute of Oriental Studies of RAS. Pp. 119-133. (in Russian) Nikitina G.S. 1968. Gosudarstvo Izrail (State of Israel). Moscow, Nauka. 416 p. (in Russian) Satanovskiy E.Ya. 1999. Ekonomika Izrailya v 90-ye gody (The Economy of Israel in the 90's). Moscow: Institute for the Study of Israel and the Middle East of RAS, Institute of Oriental Studies of RAS. 218 p. (in Russian)

Semenchenko N.A. 2002a. Izrail'skaya politika immigratsii i absorbtsii (Israeli Policy of Immigration and Absorption). - Immigratsionnaya politika zapadnykh stran: al'ternativy dlya Rossii (Immigration Policy of Western Countries: Alternatives for Russia). Moscow. Pp. 96-129. (in Russian)

Semenchenko N.A. 2002b. Immigratsiya 1990-kh godov v Izrail': nekotoryye osobennosti (Immigration of the 1990s to Israel: Some Feature). Vostok. No. 3. Pp. 97-104. (in Russian)

Fedorchenko A.V. 1998. Ekonomika pereselencheskogo obshchestva (Economy of Resettlement Society). Moscow: Institute of the Middle East of RAS. 380 p. (in Russian)

Fedorchenko A.V., Mar'yasis D.A. 2006. Nauchno-tekhnicheskiy kompleks Rossii i Izrailya: vozmozhnosti vzaimodeystviya (Scientific and Technical Complex of Russia and Israel: Interaction Opportunities). Analiticheskiye doklady. No. 7 (12). Center for Middle Eastern Studies of the Scientific Coordination Council for International Studies, MGIMO University. (in Russian)

Yakimova E.A. 2019. Tekhnologii v obmen na mir: 60-letiye agentstva po razvitiyu mezh-dunarodnogo sotrudnichestva (MASHAV) (Technology in Exchange for Peace: the 60th Anniversary of the Agency for the Development of International Cooperation (MASHAV)). Gosudarstvo Izrail': put' dlinoyu v 70 let: monografiya (The State of Israel: A 70-year Path: a monograph). Ed. by T.A. Karasova, A.V Fedorchenko. Moscow: MGIMO University. Pp. 92-103. (in Russian)

Список литературы:

Марьясис Д.А. 2007. Участие Израиля в международной миграции рабочей силы, 1985-2005 гг. Государство Израиль: политика, экономика, общество. Сборник статей, ИБВ. Москва. С. 114-133.

Марьясис Д.А. 2015. Опыт построения экономики инноваций. Пример Израиля. Москва: Институт востоковедения РАН. 268 с.

Масюкова И.В. 2016а. Евреив СССР: иммиграция в Израильв1970-хгг. (напримере еврей-скойобщины Грузии) ЕвреиЕвропы иБлижнегоВостока:традицияисовременность. История, языки, литератур а. Материалы международной научной конференции 17 апреля 2016 г. СПб. С. 294-299.

Масюкова И.В. 2016Ь. Еврейская иммиграция в Палестину в контексте Второй мировой войны Палестина и Израиль от Второй мировой войны до наших дней. Москва: ИВ РАН. С. 119-133.

Никитина Г.С. 1968. Государство Израиль. Москва: Наука. 416 с.

Сатановский Е.Я. 1999. Экономика Израиля в 90-е годы. Москва: ИИИиБВ и ИВ РАН.

218 с.

Семенченко Н.А. 2002а. Израильская политика иммиграции и абсорбции Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. Москва. С. 96-129.

Семенченко Н.А. 2002Ь. Иммиграция 1990-х годов в Израиль: некоторые особенности Восток. № 3. С. 97-104.

Федорченко А.В. 1998. Экономика переселенческого общества. Москва: Институт Ближнего Востока. 380 с.

Федорченко А.В., Марьясис Д.А. 2006. Научно-технический комплекс России и Израиля: возможности взаимодействия Аналитические доклады, выпуск № 7 (12), Центр ближневосточных исследований Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России.

Якимова Е.А. 2019. Технологии в обмен на мир: 60-летие агентства по развитию международного сотрудничества (МАШАВ) Государство Израиль: путь длиною в 70 лет: монография / под ред. Т.А. Карасовой, А.В. Федорченко. Москва: МГИМО-Университет. С. 92-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.