Научная статья на тему 'Проблемные зоны в системе инновационной экономики Израиля и возможные варианты их устранения'

Проблемные зоны в системе инновационной экономики Израиля и возможные варианты их устранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗРАИЛЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ / ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ / ISRAEL / INNOVATIVE ECONOMY / PROBLEM AREAS / SOLUTION OPTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марьясис Д. А.

В статье на основании совмещения двух подходов анализа, а также рассмотрения ряда соответствующих международных индексов, выявлены семь проблемных зон в существующей к настоящему моменту модели национальной израильской инновационной экономики. К ним относятся: государственная поддержка инноваций; развитие инновационных компаний в Израиле; иностранные инвестиции; образование; рабочая сила; распространение ИКТ; безопасность. Каждая из этих зон рассмотрена отдельна. Автором, по возможности, предложены варианты преодоления каждой из исследованных зон. Одним из основных выводов из проведённого исследования является тот, что некоторые из проанализированных проблем столь значительны, что, не будучи решены в ближайшее время, они могут привести к потере конкурентоспособности страны в средне-и долгосрочной перспективе. Вместе с тем, все рассмотренные в статье проблемы в целом могут быть решены, в частности, с использованием предложенных в данной работе инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ZONES IN THE ISRAELI INNOVATIONS BASED ECONOMY AND POSSIBLE WAYS TO OVERCOME THEM

The paper, based on the combination of two analytical approaches, as well as consideration of a number of relevant international indices, identifies seven problem areas in the current model of the Israeli national innovations based economy. These include: state support for innovation; development of innovative companies in Israel; foreign investment; education; work force; the spread of ICT; security. Each of these zones is considered separately. Where possible, the author has proposed options for overcoming each of the studied zones. One of the main conclusions from the study is that some of the problems analyzed are so significant that, if not resolved in the near future, they can lead to a loss of the country’s competitiveness in the medium and long term. At the same time, all problems considered in the article as a whole can be solved, in particular, using the tools proposed in this paper.

Текст научной работы на тему «Проблемные зоны в системе инновационной экономики Израиля и возможные варианты их устранения»

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ ИЗРАИЛЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Maryasis D. A.**

PROBLEMATIC ZONES IN THE ISRAELI INNOVATIONS BASED ECONOMY AND POSSIBLE WAYS TO OVERCOME THEM

Аннотация: В статье на основании совмещения двух подходов анализа, а также рассмотрения ряда соответствующих международных индексов, выявлены семь проблемных зон в существующей к настоящему моменту модели национальной израильской инновационной экономики. К ним относятся: государственная поддержка инноваций; развитие инновационных компаний в Израиле; иностранные инвестиции; образование; рабочая сила; распространение ИКТ; безопасность. Каждая из этих зон рассмотрена отдельна. Автором, по возможности, предложены варианты преодоления каждой из исследованных зон. Одним из основных выводов из проведённого исследования является тот, что некоторые из проанализированных проблем столь значительны, что, не будучи решены в ближайшее время, они могут привести к потере конкурентоспособности страны в средне- и долгосрочной перспективе. Вместе с тем, все рассмотренные в статье проблемы в целом могут быть решены, в частности, с использованием предложенных в данной работе инструментов.

Ключевые слова: Израиль, инновационная экономика, проблемные зоны, варианты решения.

Abstract: The paper, based on the combination of two analytical approaches, as well as consideration of a number of relevant international indices, identifies seven problem areas in the current model of the Israeli national innovations based economy. These include: state support for innovation; development of innovative companies in Israel; foreign investment; education; work force; the spread of ICT; security. Each of these zones is considered separately. Where possible, the author has proposed options for overcoming each of the studied zones. One of the main conclusions from the study is that some of the problems analyzed are so significant that, if not resolved in the near future, they can lead to a loss of the country's competitiveness in the medium and long term. At the same time, all problems considered in the article as a whole can be solved, in particular, using the tools proposed in this paper. Keywords: Israel, innovative economy, problem areas, solution options.

* Марьясис Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, руководитель отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН.

** Maryasis D. A. - PhD (economics), head of the Department of Israel and the Jewish Communities Studies at the IOS RAS.

Сегодня нет ни единого сомнения в том, что современное состояние экономики Израиля - одно из тех чудес ускоренного развития, которые продемонстрировали некоторые страны в ХХ веке, в основном из ЮВА. Причём важно отметить, что страна шла не просто по пути копирования успешного опыта развития других стран, но и активно экспериментировала. И результатом этих экспериментов стал выбор экономики знаний как базовой модели развития. Именно в результате ускоренного развития инновационной экономики Израилю удалось войти в клуб наиболее развитых стран мира - Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) -и заслужить репутацию мирового инкубатора новых, зачастую прорывных, идей и технологий.

Вместе с тем возникает закономерный вопрос: сможет ли Израиль удержать свои позиции в будущем, что может этому помешать? Ответу на него и посвящена данная статья, для чего использована комбинация двух подходов, предложенных американскими экономистами Р. Д. Аткинсоном и С. Дж. Этцелем. Первый основан на утверждении, что для долгосрочного инновационного лидерства необходимо найти баланс между тремя группами факторов, а именно: частными и общественными интересами; текущими интересами и интересами будущих поколений; стабильностью

«-» 1 л u

и динамикой развития1. А второй основан на попытке показать, на каких принципах должна строиться эффективная инновационная политика. Эти принципы таковы: вдохновляющие (амбициозные) идеи, намерение (сделать основанную на инновациях конкуренцию национальным приоритетом), проницательность (адекватное понимание того, что надо делать), инициативы, институты, инвестиции, информационные технологии, международная деятельность2.

Каждый из этих подходов далее рассмотрен последовательно. В результате выявлены проблемные зоны, часть из которых проявляется при рассмотрении обоих подходов, а часть видна при рассмотрении одного из них. Таким образом, совмещение результатов исследования обоих подходов позволило создать полную карту проблем Израиля в сфере развития инновационной экономики. Выявленные проблемные зоны разбиты на группы факторов и рассмотрены детально.

В качестве дополнительного инструмента анализа использованы три наиболее авторитетных международных индекса, которые так или иначе измеряют степень развития инновационной экономики в различных странах мира. Первый из них - Индекс экономики знаний (KEI) - разработан Всемирным банком. Он является базовым индексом методологии оценки знаний (KAM), которую эта организация использует с 1995 г. Упомянутый индекс состоит из четырёх базовых категорий: экономическое

1 Atkinson R.D., Ezell S.J. Innovation Economics. The Race for Global Advantage. New Heaven, Yale University Press. 2012. Р. 301-302.

2 Там же. С. 163, 228.

стимулирование и институциональный режим, образование, инновации, ИКТ3. Второй - Всемирный инновационный индекс (СП), который составляется ведущей европейской бизнес-школой, базирующейся во Франции, ШБЕАЭ и ВОИС. Этот индекс рассчитывается на основе семи групп данных: институты, человеческий капитал и НИОКР, инфраструктура, степень сложности рынка, степень сложности бизнеса, знания и их влияние на создание новых технологий, технологическая креативность. Каждая группа состоит из ряда подгрупп, позволяющих провести более детальный анализ каждой из указанных базовых групп4. И, наконец, третий - это Всемирный индекс конкурентоспособности (СС1), составляемый Всемирным экономическим форумом. Этот индекс для целей данной работы интересен в той его части, которая имеет непосредственное отношение к инновациям, а этому аспекту экономического развития уделено отдельное место при его рас-чёте5. Более того, Израиль отнесен Всемирным экономическим форумом к группе стран, в основе экономического роста которых как раз инновации и лежат6. По мнению экспертов этой организации, таких стран всего 37, что делает инновационную составляющую индекса ещё более значимой. При всём несовершенстве индексов и их детерминированности по некоторым факторам ввиду придания им разных весов - это, всё же, по крайней мере в совокупности, неплохой инструмент, который может использоваться как минимум в качестве вспомогательного, для оценки ситуации в стране на макроуровне.

Итак, первым аспектом первого подхода является поиск баланса между влиянием государства на экономику и свободным рынком. Любая экстремума может повлечь за собой негативные последствия. Так, слишком значительная роль государства, заключающаяся в формировании четких областей и функций инновационного развития, в частности путем выделения на эти сферы значительных средств и формирования отдельных структур вкупе с соответствующим законодательством, в конечном итоге приведет к ограничению свободы творчества предпринимателей, негативно скажется на их активности, что в итоге не даст возможности развиваться инфраструктуре инноваций страны. Полное (или почти полное) отсутствие государства на рынке тоже может привести к негативным последствиям. Рынок инноваций подвержен моде. Стоит появиться, например, «Фейсбуку», как все кидаются изобретать что-то подобное и вкладывать в это деньги. Если государство ни в каком виде не будет регулировать этот процесс, то, вероятнее всего, полноценного инновационного развития

3 Подробнее см.: http://siteresources.worldbank.org/INTUNIKAM/Resources/KAMbooklet.pdf.

4 Подробнее см.: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=past-reports.

5 Посмотреть, каким образом выглядит базовая карточка по каждой из более чем ста сорока индексируемых стран можно, в частности, здесь: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompe titivenessReport_2013-14.pdf.

6 Там же. С. 11.

экономика не получит - в какой-то отрасли будет рывок, а остальное останется на прежнем уровне.

В Израиле государство сыграло решающую роль в создании экономики инноваций страны. В дальнейшем оно заняло роль активного помощника, содействующего развитию многофакторной инновационной экономики, а не центрального её игрока. Однако в последнее время всё более явно наблюдается нехватка скоординированных действий со стороны государства, а также отсутствие стратегического планирования в этой сфере.

Второй аспект первого подхода подразумевает баланс между инвестициями в будущее развитие (инфраструктура, образование, фундаментальные исследования) и текущими нуждами, то есть потреблением в настоящий момент. Здесь речь идёт о необходимости достижения консенсуса в том, что государство должно постоянно развивать все указанные направления, даже несмотря на возможное повышение налогов в краткосрочном периоде, иначе будущее экономики страны и в конечном счете всей её хозяйственной системы оказывается под вопросом. Вместе с тем слишком радикальная фискальная политика в настоящем будет способствовать не только резкому снижению текущего потребления, но и негативно скажется на инновационной активности, так как предприниматели нуждаются в рынке для своей продукции, а падение потребления этот рынок сокращает. К тому же неоправданно высокие налоги могут снизить активность бизнес-ангелов, чьи инвестиции на первом этапе развития инновационного проекта имеют большое (а иногда и решающее) значение.

Представляется, что для Израиля эта группа факторов играет очень важную роль, так как баланса на данном этапе в этой сфере нет. Сегодня страна явно сконцентрирована на текущем моменте. Особенно хорошо это видно как раз в секторе высоких технологий. Страна, являющаяся одним из лидеров по привлечению капитала в инновации, активно этими инновациями торгует, не заботясь о том, как инновационная экономика будет развиваться в долгосрочном периоде. При этом развитие инфраструктуры в стране оставляет желать лучшего. Это очень хорошо отображено как в индексе вИ, так и в вС1. В последнее время, правда, ситуация несколько улучшилась, но всё же не настолько, чтобы говорить о качественном её изменении (вН даже фиксирует некоторое ухудшение ситуации в этой сфере в 2015-2017 гг., как показано в таблице 1.). У Израиля имеются также определённые проблемы с образованием, что в будущем может достаточно негативно сказаться на научно-техническом потенциале страны.

Таблица 1

Место Израиля в Мировом индексе инноваций. Ранг страны

CII Hhcthtjtu ЧЕлаЕеческкн капитал к НИОКР Инфрасяр^к1^ра Степень нккносл и рынки Степень LiimoiiB онзнвса Знання н hi влияние на соззанне ш»вых ТЕХНОЛОГИИ Технологическая креативность

2009 :010* 23 51 20 28 9 11 13 29

1011 14 46 2 35 17 13 4 37

Mil 17 47 4 21 9 19 10 27

1013 14 56 S 2i 13 : 3 23

1014 15 54 5 20 12 ? 7 30

2015 22 54 11 26 :i 11 9 29

:oi6 21 52 16 25 22 6 12 26

:oit 17 49 15 2S 15 5 9 30

* В этот период индекс рассчитывался по другой методике. С 2011 г. она подверглась значительным изменениям и до настоящего момента существует в этом варианте.

Составлено по: The Global Innovation Indexes 2009-2017. Geneva, 2009-2017.

Последний аспект первого подхода касается баланса между стабильностью и динамизмом в организации занятости. На одной стороне шкалы находится Япония, где политика пожизненного найма привела к ситуации, в которой инновационное развитие ограничено пониманием того, что внедрение новых технологий может привести к сокращению работников на предприятии, что в Японии расценивается крайне негативно. Следует, правда, отметить, что в последние годы наблюдается эрозия этой системы, а степень инновационности экономики страны всё же достаточно высока. На другой стороны шкалы стоят, по мнению Аткинсона и Етцеля7, США, в которых мобильность рабочей силы довольно высока. К тому же есть тенденция трансформации карьеры из наёмного работника в собственника бизнеса, а затем, вполне вероятно, опять в наёмные работники. Это, с одной стороны, создаёт пространство для активной инновационной деятельности, а с другой - у американских участников рынка труда в случае потери наёмной работы резко сокращается уровень социальной защищённости. Указанные авторы, как представляется, справедливо считают, что «ключ к успеху лежит в комбинировании гибкости для организаций в возможности структурных изменений и инновационной активности (включая возможность выхода из бизнеса в случае, если конкуренты вывели на рынок лучший продукт) с защищённостью наёмных рабочих. Причём защищённость не должна быть связана непосредственно с занятостью, а с возможностью трудоустройства»8.

В Израиле сложилась достаточно интересная ситуация. С одной стороны, предпринимательство - это своего рода национальная идея, которая вкупе с толерантным отношением к предпринимательским неудачам формирует хороший микроклимат для инновационного развития9. При этом

7 Atkinson R.D., Ezell S.J. Innovation Economics. Р.314-315.

8 Там же. С. 315.

9 Об этом хорошо написано в книге: Senor D., Singer S. Start-up Nation: The Story of Israel's Economic Miracle. Twelve, New York, 2009. См., в частности, главу «Conclusion». Р.232.

в стране, которая ещё всё же в некоторых аспектах хозяйства не до конца завершила переход от системы «государства всеобщего благоденствия» к либеральной рыночной системе, наблюдается довольно высокий уровень обеспокоенности перспективами занятости населения - особенно в тех сферах, где достаточно сильно профсоюзное движение. Более того, в июне 2014 г. было объявлено о создании профсоюза работников сферы высоких технологий. Это тем более интересно, так как обычно занятые в этой области достаточно негативно относятся к такого рода структурам. К моменту официального объявления о его создании членами профсоюза стали 17 тыс. человек. По мнению главы Всеизраильского объединения профсоюзов, ядром новой структуры стали те, кто были молоды в начале эпохи бума высоких технологий, а сейчас пересмотрели свои взгляды на подобные объединения10. То есть вопрос социальной защищённости работников в Израиле стоит по-прежнему довольно остро. Его необходимо решать, так как в средне- и долгосрочной перспективе отсутствие приемлемого решения в этой сфере может негативно сказаться на экономике страны. Существенной проблемой для Израиля в вопросах занятости также является «утечка мозгов».

Таким образом, анализ экономики Израиля при помощи первого подхода позволил выделить следующие проблемные зоны: недостаточная степень координации деятельности разных структур по развитию экономики инноваций; модель развития стартапов, нацеленная на скорейшую их продажу в основном за рубеж; уровень развития инфраструктуры; качество образования и перспективы развития этой системы; вопросы социальной защищённости работников; «утечка мозгов».

Первым принципом второго подхода является наличие амбициознъх идей. Речь идет о том, что, несмотря на необходимость наличия конкурентной среды для развития инновационной экономики, государство, в свою очередь, должно на макроуровне влиять на происходящие процессы, ставя амбициозные цели. Они позволяют более эффективно использовать ресурсы страны. Например, руководством Израиля в начале 1990-х годов была поставлена весьма амбициозная на тот момент цель войти в клуб наиболее развитых стран мира - Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Путь в ОЭСР был достаточно долгим - Израиль стал ее полноправным членом лишь в 2010 г. Сама постановка такой задачи содействовала трансформации Израиля из страны с относительно слаборазвитой экономикой и уклоном в социально ориентированную политику, где большую роль играет государство, в страну с либеральной рыночной моделью построения экономики, основанной на ускоренном развитии сектора высоких технологий. Важно, что поставленные амбициозные цели должны быть основаны на консенсусе ведущих политических сил. Иначе

10 Приведено по: Марьясис Д.А. Израиль, экономический обзор. Июнь 2014 г. ИБВ, URL: http://www. iimes.ru/?p=21517, 24.07.2014.

смена правительства (что в Израиле бывает часто) сделает невозможным достижение какой-либо долгосрочной цели.

У Израиля с целеполаганием на макроуровне, с точки зрения развития инновационной экономики на современном этапе, дело обстоит нормально. Страна явно вознамерилась стать в среднесрочной перспективе мировым лидером в трёх областях: в биотехнологиях, так называемых «чистых технологиях», т. е. технологиях, связанных с разработкой альтернативных источников энергии, очистки и опреснения воды, технологиях, направленных на защиту окружающей среды; и в технологиях интернет-безопасности. Все три стратегических направления представляются оправданными для Израиля. Так, успешное развитие биотехнологий может оказать значительное влияние на фарминдустрию, где уже давно ждут, когда биотехнологии позволят заменить препараты, созданные на основе синтетической химии. А в фарминдустрии у Израиля есть серьёзный козырь - компания «Teva» - один из мировых лидеров отрасли. Что касается «чистых технологий», то здесь географическое положение страны говорит само за себя. Нехватка пресной воды, относительная скудость запасов углеводородов (несмотря на обнаруженные недавно шельфовые месторождения природного газа), большое количество солнечных дней - всё это стимулирует активное развитие «чистых технологий», а значит, стремление к глобальному лидерству является абсолютно естественной амбициозной целью для развития инноваций в Израиле. Необходимость быть в постоянной боевой готовности и обладать самыми современными средствами ведения боя сегодня обязывает Израиль активно развивать технологии кибер-безопас-ности, чем занимаются соответствующие подразделения АОИ. Высококвалифицированные специалисты, отслужившие в них и вышедшие в отставку, воплощают свои знания в гражданской сфере, что даёт Израилю существенное преимущество перед другими странами в качестве проводимых в этой сфере НИОКР, следовательно, у страны есть все шансы занять лидирующие позиции в этом набирающем обороты сегменте рынка. Относительно всех трёх направлений развития существует консенсус между государственными структурами, экспертами и непосредственными участниками рынка.

В рамках намерений, являющихся вторым принципом рассматриваемого подхода, авторы предлагают оценить, насколько в действительности правительство той или иной страны привержено поставленным целям иннова-

f-1 «_» и «-» —< ..

ционного развития. Самый простой критерий оценки - объём и структура государственных инвестиций в инновации. Особенно важно проверить, что происходит, когда экономика страны находится в непростой ситуации и существует необходимость сокращать расходы бюджета - в какой степени подпадают под сокращение государственные программы поддержки инноваций. Некоторые правительственные чиновники недооценивают важность подобных расходов, поэтому в кризисной ситуации они оказываются среди первых кандидатов на сокращение. Однако такая позиция ошибочна. Ведь в конечном счёте инновации позволяют решать возникающие

проблемы более эффективно, а значит, и менее затратно. Таким образом, во время кризиса есть смысл оставить соответствующие расходы на прежнем уровне или даже несколько их увеличить, расширив помощь инновационным предпринимателям, которым обычно в кризисные периоды приходится нелегко из-за оттока частного капитала из инновационных сегментов рынка. Оговоримся, что в данном случае подразумевается изначально адекватный (поддерживающий) уровень государственного финансирования инвестиций.

Вот тут у Израиля наблюдаются некоторые проблемы. Бюджет ВГУ в последние годы имеет отчётливую тенденцию к снижению (см. рис. 1). И это при том, что как раз «чистые технологии» и биотехнологии в значительной мере нуждаются в государственной поддержке, особенно на первом этапе реализации проектов в этих сферах, так как частные инвестиции в них на начальных этапах привлечь крайне сложно из-за длительного срока окупаемости.

Под третьим принципом - проницательностью - в данном случае понимается степень верности действий, предпринимаемых властями той или другой страны для поддержания своих устремлений, насколько эти действия системны и не хаотичны. Необходимо оценить оправданность выбранной стратегии, ее релевантность поставленным целям, а также собственные действия в контексте происходящего в мире.

Рисунок 1

Бюджет ВГУ (млн шек. в ценах 2001 г.)

2

1,815 1,811

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Источник: Madadim leMada, leTechnologia, veleHadshanut belsrael: Tashtit Netunim Hashvaa-tit (ивр.) Samuel Neaman Institute, Haifa, 2016, рис. 3.6, с. 106.

Если говорить о достижениях Израиля за прошедшие 25 лет, то действия государственной системы по поддержке и развитию инновационной экономики страны можно назвать очень успешными. Более того, эта система динамична. Об этом, в частности, свидетельствует создание в рамках ВГУ отдела по инновационной политике и оценке, задачей которого является консультирование по различным аспектам государственной политики поддержки НИОКР, а также оценка соответствующих программ. Однако в настоящий момент опять возникает вопрос координации действий и формирования долгосрочной стратегии инновационного развития.

Инициативы являются четвёртым принципом. В контексте рассматриваемого подхода речь идёт о действиях государства по стимулированию развития инноваций - в основном за счёт специальной налоговой политики. Имеются в виду программы по налоговым послаблениям для компаний, занимающихся инновационной деятельностью. Аткинсон и Этцель не без оснований полагают, что недополученные в краткосрочном периоде налоги, в средне- и долгосрочном периоде будут способствовать появлению нового инновационного бизнеса и развитию уже существующих компаний этого сектора, так как сэкономленные на налогах средства будут проинве-стированы соответствующим образом (здесь нет противоречия с указанной ранее возможностью повышения налогов для развития инфраструктуры будущего, так как в том случае речь идёт о комплексе мер, и рост налогов будет, скорей всего, повсеместным; в данном же случае говорится о возможности налоговых послаблений для определённой категории компаний).

Таблица 2

Ставка налога на прибыль корпораций в Израиле

20002003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

36 35 34 31 29 27 26 25 24 25 25 26,5 25 25 24

Составлено по: http://taxfoundation.org/article/oecd-corporate-income-tax-rates-1981-2013;

home.kpmg.com/xx/en/home/services/tax/tax-tools-and-resources/tax-rates-onNne/corpo-

rate-tax-rates-table.html

В этой части, как представляется, у Израиля проблем нет. Правительство страны, как показано в таблице 2, активно занимается осуществлением скоординированной политики снижения налоговых ставок предприятий. В 2014 г. она немного выросла, что явилось следствием вынужденных мер по устранению серьёзного дефицита бюджета последних двух лет. Однако по мере улучшения ситуации в этой сфере ставка начала опять снижаться, вернувшись к 2017 г. на самый низкий уровень в XXI в.

Налоговые инициативы с самого начала вошли в текст Закона о поощрении промышленных НИОКР. Помимо грантов для стимулирования исследовательской деятельности в промышленности этим законом предусмотрены налоговые послабления. Так, инвестор может вычесть из налогооблагаемого

дохода расходы на НИОКР, включая затраты капитала. Для этого необходимо получить разрешение ВГУ или другого ведомства и соответствовать ряду требований. Затраты капитала на НИОКР для продвижения своей компании, понесенные не соответствующим этим требованиям налогоплательщиком, вычитаются из суммы налога тремя равными частями, за исключением затрат на амортизируемые основные средства. Существуют различные льготы в сфере высокотехнологичного бизнеса и в различных приоритетных районах Израиля. К примеру, компания, заинтересованная инвестировать капиталы в высокотехнологичный проект в приоритетном районе, может получить полное освобождение от налога на прибыль на 10 лет. Любая компания может претендовать на налоговые льготы, предусмотренные Законом о стимулировании инвестиций. Если компания попадает под действие этого закона, то налог на прибыль может быть понижен до 15%11.

Отдельно отметим налоговую инициативу, согласно которой для израильских производителей технологий альтернативных источников энергии введены более гибкие правила в рамках Закона о поощрении инвестиций. К тому же для инвесторов в НИОКР в этой сфере, для производителей соответствующего оборудования, так же как и для тех предприятий, которые инвестируют во внедрение новых технологий по использованию возобновляемых источников энергии, установлена повышенная норма амортизации - 25% в год12. Вообще же, как отмечают Аткинсон и Этцель, общая величина так называемых налоговых кредитов на НИОКР в Израиле в четыре раза выше, чем в США13.

Пятым рассматриваемым принципом являются институты. Существует необходимость реформировать их таким образом, чтобы они максимально соответствовали инновационным устремлениям страны. Причём речь идёт не только об институтах НТК, хотя они могут стать хорошим началом, а, по сути, обо всех институтах государства. Опыт последних двадцати лет показал, что хорошим началом институциональной реформы является создание специального независимого агентства (или какого-либо другого органа) по развитию инноваций.

Другой аспект институциональной реформы - реформа образовательной системы с целью её адаптации под требования нового времени. Образовательные институты должны формировать у своих студентов знания и навыки, соответствующие уровню конкуренции в инновационной среде.

ГТ-1 «J «J __«J 1

Третьей зоной институциональной реформы может служить непосредственно правительство. Выделяются два аспекта: собственно правительственные институты и система государственных закупок. Когда мы говорим о реформе государственных институтов, то основной целью этой

11 Жадовец Н.В. Формирование национальной инновационной системы Израиля (1985-2012 гг.). ИБВ, Москва, 2015 г. С. 25-26.

12 Policies to support Eco Innovation in Israel. OECD, Environment Directorate. Paris, 2011. P. 24.

13 Atkinson R.D., Ezell S.J. Innovation Economics. The Race for Global Advantage. P. 171.

реформы должно стать повышение степени восприимчивости этих институтов к инновациям. Отдельной строкой в списке реформ во многих даже наиболее развитых странах мира идёт реформа профсоюзов, которые зачастую являются основными противниками внедрения инноваций на государственном уровне и в общественном секторе. Что же касается системы государственных закупок, то введение в список условий закупок определенного уровня инновационности является одним из серьёзных стимулов развития инноваций в стране, как это, в частности, отмечено при составлении ОС1.

В Израиле возникает довольно разноплановая картина. С одной стороны, в стране, как уже не раз отмечалось, создана действенная государственная система поддержки инноваций, в центре которой стоит ВГУ. Система государственных закупок также, по крайней мере частично, отвечает инновационным вызовам современности. Так, например, дело обстоит с «чистыми технологиями». Государственные министерства при закупке некоторых видов продукции требуют определённого уровня экологичности. К тому же с 2008 г. директивы главы израильского аналога счётной палаты стимулируют закупки товаров и услуг, которые аккредитованы по экологическому стандарту соответствующего министерства страны14. Судя по всему, похожие тенденции наблюдаются в процессе организации государственных закупок и в других сегментах рынка. Всё это, безусловно, стимулирует развитие инноваций в стране. Да и израильские образовательные институты пользуются заслуженным признанием в мире. Более того, в стране создана эффективная система коммерциализации технологий, разработанных студентами и профессорами вузов, что является важным стимулом инновационного развития. С другой, - уровень инновационности государственного аппарата и системы общественных услуг Израиля сильно отстаёт от общего уровня развития инноваций в стране. Уже отмечавшаяся необходимость реформирования образования является одной из основных тем соответствующего дискурса в Израиле.

Вопрос инвестиций является шестым принципом. Здесь речь идёт о том, сколько та или иная страна инвестирует в поддержку и развитие инноваций и в какой форме это происходит.

Эта проблематика уже обсуждалась в рамках рассмотрения первого подхода. Здесь же стоит добавить ещё один аспект - решающее значение для развития инновационной экономики Израиля сегодня играют иностранные капиталовложения. Положительным моментом является то, что приток иностранных инвестиций показывает значение Израиля для мировой экономики инноваций. Отрицательным - чрезмерная зависимость от иностранного капитала (см. рис. 2), который в непростой ситуации не будет лояльным. К тому же степень диверсификации иностранного капитала

14 Policies to support Eco Innovation in Israel. OECD, Environment Directorate. Paris, 2011. P.26.

по стране происхождения невелика - основные средства идут из США, к которым в 2010-е годы добавился Китай.

Рисунок 2

Инвестиции в израильские компании высоких технологий

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

УУУУ Израильские фонды ВК Иностранные инвесторы

— — Величина инвестиций (млрд $)

Составлено по: IVC2012 Yearbook. Israel Venture Capital Research Center, Tel-Aviv, 2012. Chart 1.2.1b, p.24; Israel National Innovation Report 2016-2017. The Luzzatto Group Research Division, Omer, Israel. 11.2016. р.49. URL: https://www.luzzatto.co.il/images/publications/israel-nation-al-technological-innovation-report-2016-2017.pdf.

Распространение ИКТ - седьмой принцип. Так как ИКТ являются технологиями общего назначения (ТОН), то их распространение в различных сегментах общественной и экономической жизни страны - это хороший показатель того, на каком этапе развития находится государство и какие у него амбиции.

В Израиле сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, по уровню и количеству инноваций в ИКТ страна является одним из мировых лидеров, также неплохо развита соответствующая инфраструктура. Но вот использование ИКТ в тех сегментах рынка, которые не относятся к высоким технологиям, в Израиле довольно низкое.

И, наконец, восьмым принципом является международное сотрудничество. В этом разделе Аткинсон и Этцель затрагивают много вопросов. Некоторые из них касаются глобальных форм устройства мировой торговли и международного экономического сотрудничества. Для Израиля

они не релевантны, так как он, в отличие от США, не является тем, кто устанавливает правила. Но в принципе международное научно-техническое сотрудничество - это важный компонент экосистемы инноваций.

Как представляется, в этой сфере у Израиля практически нет проблем, что показано в предыдущих разделах работы. Единственным аспектом, на который тут стоит обратить внимание - это вопрос трудовой миграции в сфере высоких технологий.

Таким образом, анализ экономики Израиля при помощи второго подхода позволил выделить следующие проблемные зоны: снижение уровня государственной поддержки инноваций; недостаточная координация действий по развитию экономики инноваций и отсутствие долгосрочной стратегии инновационного развития; образование; недостаточный уровень инновационного развития государственных институтов; излишняя зависимость от иностранных инвестиций; недостаточное распространение ИКТ; «утечка мозгов». При этом в таких аспектах, как амбициозные идеи и инициативы у Израиля на сегодняшний день серьёзных проблем нет.

Все выявленные в результате проведённого анализа проблемы разделены на шесть групп: государственная поддержка инноваций; развитие инновационных компаний в Израиле; иностранные инвестиции; образование; рабочая сила; распространение ИКТ. К ним добавлена ещё одна, до этого не звучавшая - безопасность. Таким образом получается семь групп проблем. Далее они рассмотрены последовательно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, в системе государственной поддержки инноваций Израиля были выявлены следующие негативные моменты: сокращение расходов на обеспечение деятельности ВГУ - центрального органа этой системы, недостаточная инновационность самого государственного аппарата, нехватка координации действий по развитию инноваций в стране и отсутствие долгосрочной стратегии в этой области.

Что касается снижения бюджета ВГУ - это, безусловно, не самый благоприятный тренд. Однако на данном этапе развития экономики инноваций Израиля с учётом общего масштаба деятельности этого ведомства и программ по привлечению дополнительных частных инвестиций в наиболее чувствительные к этому области, например создание фонда ВК в сфере биотехнологий, серьёзных угроз будущему её развитию эта проблема не представляет. Тем более, что не исключена вероятность того, что это временное явление, и через какое-то время мы будем свидетелями обратного процесса.

Уровень инновационности государственного аппарата, как по мнению местных экспертов сферы, так и международных структур, - одна из важных проблем современной экономической системы Израиля15. Причём данный факт негативно влияет на общую конкурентоспособность страны. Это видно из GCI, при составлении которого проводится опрос среди делового сообщества индексируемых стран по пятнадцати факторам на тему

15 Hirschauge O. Israel may be start-up nation, but it's low-tech government. URL: http://www.haaretz.com/ business/.premium-1.558200. 15.11.2013.

того, что наиболее негативно влияет на ведение бизнеса. За последние 8 лет израильтяне 6 раз поставили проблему неэффективной работы государственных структур на первое место и 1 раз - на второе16.

Пока нет предпосылок к изменению ситуации в лучшую сторону. Так, в феврале 2012 г. было создано бюро информации, в задачи которого входило сделать правительство более эффективным в сфере работы с данными, улучшить взаимодействие между министерствами и другими государственными структурами, и в целом улучшить качество предоставляемых населению услуг. Уже в сентябре того же года работник, назначенный на должность руководителя этого бюро, уволился. Причина - невозможность реально выполнять задуманное, так как бюро в результате было наделено лишь консультативными полномочиями17. Вместе с тем определенные изменения всё же происходят. Создано бюро по кибер-защите. Началась разработка биометрической базы данных18. Но для серьёзного изменения ситуации нужны масштабные реформы, о которых пока речи не идёт.

В Израиле до сих пор нет единой стратегии инновационного развития, которая бы позволила скоординировать все действия различных государственных структур по поддержке и развитию инноваций. Поэтому, несмотря на наличие ряда форумов, задачей которых как раз и является координация действий государства в этой сфере, нельзя исключать некоторую степень непоследовательности в действиях этих структур, а также отсутствия у них долгосрочных сбалансированных планов. Экспертное сообщество Израиля вполне адекватно оценивает ситуацию. Всё чаще заходит речь о формировании единой государственной долгосрочной стратегии инновационного развития страны19. Нет сомнения, что однажды сформулированная стратегия должна постоянно проходить процесс переоценки и адаптации к складывающейся на каждом конкретном временном отрезке конъюнктуре. Не менее важно, чтобы за её исполнением следила конкретная структура, не являющаяся частью какого-либо министерства или ведомства. Это позволит обеспечить относительную независимость как при формулировании средне- и краткосрочных целей и задач, так и при работе с информацией об их исполнении/неисполнении. Однако пока это только разговоры.

гт-1 «-» о •• и

Тем временем из-за проблем с координацией и нехваткой чёткой стратегии инновационного развития неё проваливается реализация некоторых существенных для страны проектов.

Говоря о какой-то конкретной координирующей инновационное развитие Израиля структуре, необходимо брать в расчёт некоторые национальные особенности страны. Израильтяне в массе своей негативно относятся

16 The Global Competitiveness Reports 2008-2017. World Economic Forum. Geneva, 2008-2016.

17 Hirschauge O. Israel may be start-up nation, but it's low-tech government.

18 Подробнее об этом см., в частности: Марьясис Д.А. Израиль, экономический обзор. Июль 2013 г. ИБВ, URL: http://www.iimes.ru/?p=18126, 22.08.2013.

19 См., например: Getz D., Segal V. The Israeli Innovations System: An Overview of National Policy and Cultural Aspects. The Samuel Neaman Institute for Studies in Science and Technology. Technion, Haifa, June 2008. P. 30.

к любому иерархическому построению. Это как раз очень хорошо просматривается в бизнесе, связанном с созданием и продажей новых технологий. Поэтому, скорей всего, жёсткая центральная координирующая структура будет в данном случае мало полезна. Речь должна идти о каком-то негосударственном форуме, который бы включал в себя как представителей государственной власти, так и бизнеса, научного и образовательного сообщества. Вполне возможно, что наиболее интересной площадкой для создания такой структуры окажется Национальная академия наук Израиля. Если за одним столом соберутся главные учёные министерств, исполнительные руководители крупнейших ассоциаций бизнесменов и промышленников страны, ректоры вузов, то им будет под силу не только скоординировать свои усилия, но и разработать достаточно эффективную долгосрочную стратегию инновационного развития Израиля, а также контролировать её претворение в жизнь.

Судя по всему, именно начавшее полноценно функционировать в 2017 г. Управление инновациями Израиля видится инициаторам его создания в качестве центрального координирующего органа разработки и исполнения национальной инновационной стратегии страны. Пока ещё давать какую-то оценку озвученной инициативе рано - важно, как структура новой организации будет соответствовать таким задачам, какой у неё будет мандат, как она будет управляться. Но сам факт, что государственные чиновники на уровне глав важнейших для экономического развития Израиля министерств осознают проблему и готовы предложить её решение, является, безусловно, позитивным.

Вопрос развития в Израиле инновационнъх компаний и формирования в стране крупных корпораций международного уровня не нов. Еще в конце 1990-х годов во время бума израильского хай-тека некоторые специалисты указывали на проблематичность модели, по которой работали большинство предпринимателей этого сектора страны20. Модель заключается в создании стартапа, привлечении средств в основном от венчурных фондов, выводе компании на биржу (желательно NASDAQ)21, продаже иностранным компаниям. Кризисные явления начала 2000-х и мировой финансово-экономический кризис 2008 г. несколько изменили схему - теперь израильские предприниматели для продажи своих компаний чаще используют вариант с M&A, однако суть от этого не меняется. Ещё в те годы определенные опасения вызывал тот факт, что продажа успешных израильских стартап-ком-паний американским фирмам отображена в израильской статистике как здоровый рост экспорта. Но эти продажи - одноразовое действие.

20 См., например: Rabushka A. High-Tech Exports: What do They Signify for Israel? The Institute for Advanced Strategic & Political Studies (IASPS) working paper, March, 2001.

21 По количеству компаний, котирующихся на высокотехнологичном рынке США NASDAQ, со своими девяносто тремя компаниями по состоянию на начало 2018 г. Израиль уступает лишь США, Канаде и Китаю. См. URL: http://www.nasdaq.com/screening/companies-by-region.aspx?region=Middle+East&co untry=Israel.

Израильская компания только однажды может быть продана иностранной фирме. Распродажа и обналичивание прибыли - это не показатель экономического здоровья страны.

К сожалению, за прошедшее десятилетие не многое изменилось. Но если раньше об этой проблеме можно было говорить как о проблеме роста, то теперь уже некоторые эксперты начинают говорить об упущенных возможностях и потере Израилем конкурентоспособности на мировых рынках высоких технологий22.

При этом нельзя сказать, что в стране нет примеров создания успешных крупных компаний с мировым именем. В Израиле любят гордиться успехами таких крупных компаний, как уже упоминавшиеся «Teva», «Check Point», «RAD Group», «Amdocs» и др. Но все они были созданы либо в 1970-е-1980-е годы, либо в самом начале 1990-х годов. В чём же причина сложившейся ситуации?

Во-первых, как ни странно, существует определенная инерция. У этого процесса есть два аспекта. С одной стороны, своё место в мировом разделении труда Израиль сначала нашёл в качестве инновационного хаба для иностранных ТНК. И сейчас правительство страны стремится привлечь иностранные высокотехнологичные компании открывать свои научно-исследовательские центры в Израиле. Пользу от этого, конечно, нельзя отрицать, однако развитие самостоятельных компаний это не стимулирует. С другой стороны, отлаженная в 1990-е годы схема действий по раскрутке и продаже стартапов успешна и сегодня. Кроме того, она понятна и, в общем, выгодна всем участникам процесса, поэтому просто так менять её никто не будет. Тут необходимо стратегическое видение, которое должны формировать и озвучивать представители государства. Практически до последнего времени никаких шагов в этом направлении не происходило23, и лишь сейчас здесь заметны определённые сдвиги. О них будет сказано далее.

Во-вторых, специфика израильского рынка. Приватизация 1990-х годов привела к тому, что значительная часть компаний в разных секторах экономики страны сконцентрировалась в руках небольшого количества семей, многие из которых имеют большое влияние на властные структуры. Сегодня излишняя концентрация в израильской экономике стала обсуждаться в широких кругах благодаря случившемуся летом 2011 г. бойкоту творожного сыра и массовым акциям протеста. Однако эта болезнь присуща израильской экономике как минимум в течение последних десяти лет. В преломлении к сектору высоких технологий её последствия выражаются в стремлении предпринимателей выйти из-под этого пресса, развивать свои компании на высококонкурентном открытом рынке США или других стран. При этом некоторые вполне успешные по израильским меркам компании

22 См.: Weinberg Y. The Myth of Israeli Competitiveness. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/business/ the-myth-of-israeli-competitiveness-1.371508, 05.07.2011.

23 Следует отметить, что проблема стратегии развития Израиля - это макропроблема, не ограничивающаяся лишь сугубо экономическими вопросами.

оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке, в частности из-за неэффективного менеджмента и более низкой, чем в странах-конкурентах, производительности труда. Причём в низкотехнологичном секторе экономики Израиля производительность составляет лишь 56% уровня США, хотя капитальные вложения в расчете на одного рабочего сопоставимы24. Проблема здесь, в частности, в том, что из-за дороговизны компании этого сектора не могут себе позволить внедрить инновационные технологии. Рекомендации комиссий М. Трахтенберга и Ш. Кедми25, созданных для поиска решений социально-экономических проблем, должны изменить ситуацию, сформировать более конкурентную среду в Израиле. Если это случится, то вполне возможно ожидать и определенных положительных изменений в секторе высоких технологий.

И, наконец, в-третьих, состояние инфраструктуры Израиля. Она находится на довольно низком уровне. Это подтверждается, в частности, индексами GII и GCI, где плохая инфраструктура до последних двух лет стабильно входила в тройку наиболее серьёзных факторов, препятствующих, по мнению делового сообщества страны, эффективному развитию бизнеса. Особенно тревожной представляется тенденция ухудшения состояния тех компонентов инфраструктуры страны, которые напрямую связаны с сектором высоких технологий. Так, по данным ОЭСР, средняя скорость связи с Интернетом в Израиле одна из наиболее низких среди развитых стран, тогда как всего лишь несколько лет назад Израиль гордился одним из самых высоких показателей в мире по степени распространения широкополосного доступа в Интернет26. Также оказалось, что уровень инвестиций в развитие инфраструктуры мобильной связи в Израиле один из наиболее низких в мире. По исследованиям авторитетной международной инвестиционной компании «Merrill Lynch», средний уровень отношения затрат капитала к доходу от продаж в данной отрасли в 2010 г. составил 16%, тогда как в Израиле этот показатель равен лишь 8,5%. Для сравнения: на развивающихся рынках это соотношение составляет 17%, в Европе - 12%, в Латинской Америке - 16%, в США - 13%27. Однако следует сделать поправку на специфику Израиля, являющегося маленькой страной, в которой наибольшая концентрация населения достигается на равнинной ее части. В связи с этим уровень инвестиций в развитие инфраструктуры

24 Согласно проведённому в 2013 г. Центром Тауба исследованию, производительность труда в Израиле является одной из самых низких среди всех стран-членов ОЭСР. И разница между Израилем и странами Большой семёрки по этому показателю увеличивается. Источник: http://taubcenter.org.il/index.php/ publications/e-bulletin/low-productivity-a-systematic-problem/lang/en/, (дата обращения: 02.07.2014).

25 Эти две комиссии были созданы правительством Израиля, чтобы рассмотреть суть социальных протестов, вспыхнувших в стране летом 2011 г., а также для выработки рекомендаций по реформированию проблемных секторов экономики.

26 Perez G. Israel among countries with slowest Internet connection. URL: www.globes.co.il. (дата обращения: 07.12.2009).

27 Марьясис Д.А. Израиль, экономический обзор. Ноябрь 2010 г. ИБВ, URL: http://www.iimes.ru/?p=11848, (дата обращения: 19.12.2010).

мобильной связи в Израиле a priori ниже, чем во многих других странах. Все же, как кажется, адекватным было бы в этом случае соотношение капитальных затрат к продажам в 10-11%.

Однако в последнее время ситуация стала несколько улучшаться. Это, в частности, видно по GCI, где при последних двух раундах индексирования проблема инфраструктуры по степени негативного влияния опустилась на пятое-шестое место. Государство инициировало несколько важных инфраструктурных проектов, рассмотренных в предыдущей главе. К этому стоит добавить такие примеры, как построенный в 2012 г. на севере Израиля - в Хайфе -первый в стране Парк естественных наук площадью в 31 тыс. м2. На его территории располагаются предприятия биотехнологической и биомедицинской отраслей промышленности. Общий объем инвестиций в Парк - 0,5 млрд шек. На территории Парка размещены пять зданий общей площадью 85 тыс. м2. Здания и все прилегающие площади полностью соответствуют потребностям научно-исследовательского и производственного характера ведущих предприятий соответствующих отраслей, а также включают весь комплекс социально-потребительских услуг для сотрудников28.

Израиль - малая страна. Очевидно, что у неё не может быть большого числа крупных компаний, однако не менее очевидно, что если израильские компании также успешно будут продаваться иностранным компаниям, то в долгосрочной перспективе будущее израильской экономики инноваций выглядит довольно печально (хотя представительства иностранных ТНК в Израиле стараются всячески отрицать, что они способствуют выводу израильской интеллектуальной собственности из страны29). Понятно, что стране в принципе нет смысла отказываться от уже наработанной схемы. Но нужно придумать действенный механизм «выращивания» собственных крупных компаний, которые в будущем также могли бы стать игроками на израильской ярмарке стартапов. Задача это сколь очевидная, столь и непростая. Единственного правильного ответа здесь, безусловно, нет. Однако некоторые наработки, ввиду того, что в экспертном сообществе эта проблема признаётся значимой, уже имеются30.

Так, в 2014-2015 гг. в престижном журнале «Harvard Business Review» вышли несколько статей по данному вопросу31. В них авторы на основании

28 Haifa Economic Corporation, URL: http://www.hec.co.il/Life-Sciences-Park, Haifa Life Science Park, URL: http://www.haifalsp.co.il.

29 Yarowsky M. The Other Silicon Valley: The Role of Multinational Companies in Israel's Startup Ecosystem. NoCamels, URL: http://nocamels.com/2014/09/the-other-silicon-valley-the-role-of-multinational-companies-in-israels-startup-ecosystem/?utm_source=activetrail&utm_medium=email&utm_campaign=nc24/9/14 (дата обращения: 19.09.2014).

30 Во многом этими соображениями продиктовано решение одного из создателей компании «CheckPoint» Мариуса Нахта организовать специальную некоммерческую структуру, содействующую развитию в Израиле компаний в сфере здравоохранения. См.: https://www.timesofisrael.com/check-point-billionaire-seeks-to-make-israel-global-leader-in-healthcare.

31 Речь идёт конкретно о двух статьях: Bussgang J., Stern O. How Israeli Startups Can Scale. URL: https://hbr. org/2015/09/how-israeli-startups-can-scale. 10.09.2015; Friedrich J., Noam A., Ofek E. Right Up the Middle: How Israeli Firms Go Global. URL: https://hbr.org/2014/05/right-up-the-middle-how-israeli-firms-go-global.

своих исследований предлагали израильским предпринимателям некоторые идеи того, как успешно создать крупные компании в маленькой стране. Представляется, что если суммировать наиболее интересные аспекты данных работ, то можно предложить следую схему: Израильские технологические предприниматели слишком концентрируются на основном продукте и не думают о будущем развитии, а следует практически с самого начала по крайней мере задумываться о потенциальной линейке продуктов, расширении целевой аудитории и пр.

Так как узость внутреннего рынка - факт непреложный, то вполне оправданной может быть стратегия раннего передислоцирования туда, где рынок существенный - например в США, сохраняя при этом штаб и команду разработчиков в Израиле (если соучредителей несколько, то одного из них следует отправить на новое место). У Израиля уже хороший имидж в мире высоких технологий и компания из этой страны, по крайней мере на Западе и в странах ЮВА будет встречена позитивно.

На ранних стадиях развития стартапу логичнее всего взаимодействовать с местным фондом ВК, далее же есть смысл постараться получить инвестирование от их американских коллег даже, если США не является

и и и 1 ' «_»

основной целевой страной, так как американские фонды имеют большой опыт работы по всему миру и могут помимо финансовых вливаний оказать эффективную поддержку.

Интересной может оказаться стратегия роста за счёт выхода на недостаточно развитые рынки и закрепления там, предоставляя такие услуги, которые крупные ТНК в силу ряда причин не могут предоставить (например, им не интересны небольшие объёмы или кастомизация может оказаться для них слишком невыгодной с точки зрения модели затраты-прибыль) или же обращение к тем целевым аудиториям, которые в силу схожих причин обделены вниманием крупных конкурентов. В таком случае возникает возможность пройти «под радарами» и вырасти в достаточно крупную компанию, прежде чем конкуренты вступят в борьбу32.

Помимо рассмотренных выше, автору видятся ещё две возможности, позволяющие решить указанную проблему. Первая из них - это отказ от «выращивания» крупных компаний из стартапов при усилении кластеризации израильского рынка высоких технологий. Если придумать систему, при которой кластеры получится структурировать как своеобразные группы компаний, то появляется возможность выводить на международные рынки именно их. Такое объединение уже может стать достаточно значимой величиной. Стартапы, являющиеся его частью, уже не будут столь охотно продаваться за рубеж, так как в рамках кластера или технопарка они получают доступ к существенным ресурсам внутри Израиля, а также доступ к иностранным клиентам, при этом всё же оставаясь до некоторой степени независимыми. Более того, в таком случае есть смысл для решения ряда

32 Более подробно об этих подходах см. указанные статьи.

деловых проблем организовывать смешанные команды из представителей разных стартапов, объединяя таким образом разные подходы, разные технологии, действуя как своеобразный квази холдинг, работающий в системе проектного управления.

Нет сомнения, что проработка этой идеи требует значительных усилий, в результате чего она может оказаться несостоятельной. Но направление развития именно на объединение малых компаний в некую структуру с сохранением определённого уровня независимости вполне может оказаться достаточно успешным выходом для Израиля. Более того, по сути, то, что сейчас осуществляется на юге страны с созданием кластера «чистых технологий», который видится правительству как один из мировых центров в этой сфере, де-факто является частичным воплощением этой идеи.

В любом случае подобные действия должны сопровождаться соответствующим развитием инфраструктуры, без которой невозможно адекватное развитие инновационного бизнеса и проведение современных НИОКР.

Вторая - это вложение серьёзных ресурсов в доработку и пропаганду развития концепции виртуальных кластеров. Если эта концепция в полной мере будет реализована в глобальном масштабе, то использование виртуальной кластеризации позволит небольшим израильским компаниям выйти на международный рынок самостоятельно и получить доступ к клиентам во всех частях света. Особенно это важно для Израиля с той точки зрения, что потенциальная географическая кластеризация с соседними арабскими странами для него невозможна, даже с Иорданией и Египтом, с которыми у Израиля есть мирные договоры, в частности из-за крайне высокой степени нестабильности в регионе.

Как уже было не раз отмечено в этом исследовании, Израиль является одной из ведущих стран в мире по привлечению иностраннъх инвестиций вообще и в сферу высоких технологий в частности. Так, согласно вышедшему в 2014 г. отчёту ОЭСР, Израиль по-прежнему является одной из наиболее притягательных для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) стран. Если рассматривать такой показатель, как доля ПИИ в ВВП, то видно, что еврейское государство стоит на четвёртом месте (4% ВВП) после Люксембурга, Ирландии и Чили. Причём этот показатель существенно выше, чем средний показатель по ОЭСР (1,4% ВВП), по странам ЕС (1,4% ВВП) и по двадцати наиболее значимым странам мира (1,6% ВВП). Интересно, что, хотя страны БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, ЮАР и Россия) привлекли абсолютное большинство прямых иностранных инвестиций в последнее десятилетие, этот показатель у них ниже, чем у Израиля33.

Высокие технологии Израиля во многом создаются и развиваются за иностранные деньги, причём в последнее время эта тенденция только усиливается. С одной стороны, это хороший показатель - значит, страна действительно является крупным международным центром новых технологий.

33 Приведено по: Марьясис Д.А. Израиль, экономический обзор. Июль 2014 г. ИБВ, URL: http://www. iimes.ru/?p=21835 (дата обращения: 28.08.2014).

С другой - такая ситуация чревата серьёзными проблемами в том случае, если по каким-либо (пусть даже совсем не зависящим от Израиля) причинам приток иностранного капитала в страну сократится (например, резкое снижение капиталовложений в 2009-2010 гг. вследствие кризиса). Это означает, что невозможно строить стратегические планы развития сектора высоких технологий страны, так как в любой момент можно ожидать, что запущенные проекты просто не будет возможности адекватно профинансировать.

Решение этой проблемы, как видится, лежит в повышении инвестиционного потенциала собственных финансовых институтов и крупных компаний, повышения уровня их заинтересованности во вложении средств в местные инновационные проекты. С этой целью была несколько лет назад разработана не удавшаяся в результате программа «Относительное преимущество», а также в налоговое законодательство были введены некоторые поправки, стимулирующие инвестиции бизнес-ангелов. Этого явно недостаточно. Во многом, как кажется, и здесь работает привычная уже схема, при которой, пользуясь заработанной на международной арене хорошей репутацией своей страны, израильские предприниматели ищут деньги вне её пределов, так же как и израильские венчурные фонды. А иностранные инвесторы охотно отдают им свои средства. Кроме того, в Израиле активно действуют иностранные ТНК, обладающие большим инвестиционным потенциалом. Часть своих активов они размещают в различных инвестиционных структурах внутри страны. Налаженные и хорошо работающие схемы разбить сложно. Тут нужен целый пакет хорошо продуманных мер, которого пока нет. К тому же и в данном случае сказывается нехватка в Израиле собственных крупных инновационных компаний, которые бы активно инвестировали внутри страны. При этом, конечно, необходимо понимать, что Израиль, будучи малой страной с небольшими запасами природных ресурсов даже с учётом недавно найденного на средиземноморском шельфе природного газа, всегда будет существенно зависеть от иностранных капиталовложений. Однако всё же у него есть возможность снизить степень этой зависимости, без чего будет сложно выстраивать эффективную инновационную экономику.

В постиндустриальном мире экономика становится всё более наукоёмкой, а значит, существенно повышается роль образования. Ведь именно качество человеческих ресурсов сегодня во многом определяет экономический потенциал страны. Для евреев образование - традиционная ценность. Поэтому неудивительно, что еще в 1920-е годы, то есть за 20 лет до создания Государства Израиль, лидеры еврейской общины Палестины создали 2 университета. К этому стоит добавить еще и то обстоятельство, что до последнего времени, когда на израильском средиземноморском шельфе был найден природный газ, люди были единственным ресурсом, которым страна располагала если и не в избытке, то, по крайней мере, в достаточном количестве.

В связи со всем вышесказанным несколько странной кажется проблема современного израильского образования, о серьезном реформировании которого всё больше и больше говорят израильские и международные эксперты. Международные сравнения говорят не в пользу Израиля. Так, согласно вышедшему в 2009 г. отчету ОЭСР, в большинстве стран-членов этой организации расходы на одного ученика выросли в 1995-2003 гг. на 20-30%, а в Израиле - лишь на 10%. Интересно, что так происходит несмотря на то, что приблизительно 8% израильского бюджета идёт в эту сферу, тогда как в среднем по ОЭСР - 6%. В стране пропорция учеников по отношению ко всему её населению выше, чем в большинстве других стран-членов организации. В отчете также говорится и о том, что по состоянию на 2006 г. средняя зарплата учителей в Израиле составляла 88% от средней зарплаты в этом секторе по ОЭСР34.

С течением времени ситуация только ухудшилась. Согласно новому отчёту по этой теме, выпущенному ОЭСР в 2017 г. зарплаты израильских школьных учителей составляют не более 70% зарплат учителей в среднем среди стран-членов этой организации, а инвестиции в расчёте на одного студента - 72%35. Хотя внутри страны видно, что уровень зарплат в профессии растёт, а в 2010-2014 гг. наблюдался 15%-ый рост и по второму показателю.

Особенно много вопросов у израильских экспертов вызывает естественнонаучная составляющая системы образования страны. Сегодня Израиль является одной из наиболее развитых стран мира с точки зрения достижений в области электроники, химии, биологии, генной инженерии, нано-технологий. Однако будущее этих отраслей под вопросом. Многие ученые и представители высокотехнологичного бизнеса признают, что основы основ этих достижений находятся в старших классах школы на уроках физики. По состоянию на 2010 г. в Израиле было 850 школьных учителей физики, они стареют. И это при том, что в конце 1980-х годов учителей физики было 1000 чел., а население страны было на 40% меньше36.

В сходной ситуации находится и высшее техническое образование в Израиле. Если, согласно данным отчёта Европейской комиссии, число студентов, обучающихся по техническим специальностям, растёт37, то в Израиле наблюдается обратная ситуация. Вообще, у экспертов отрасли довольно много вопросов к современной системе высшего образования страны в целом. Это касается и формирования обучающих программ в вузах -всё чаще звучат предложения уменьшить контроль за их формированием

34 Goldenberg E. Israel's education system still lags behind OECD. URL: www.globes.co.il. (дата обращения: 06.04.2009).

35 Рассчитано по: Chai Sh. Israel lagging behind OECD in education, report says. URL: https://www.ynetnews. com/articles/0,7340, L-5015723,00.html (дата обращения: 09.12.2017).

36 Приведено по: Марьясис Д.А. Израиль, экономический обзор. Декабрь 2010 г. ИБВ, URL: http://www. iimes.ru/?p=11967 (дата обращения: 17.01.2011).

37 http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/doc/report08/higher_en.pdf.

со стороны государственных органов; и сокращение бюджетного финансирования университетов - обсуждается вопрос его увеличения и реформирования принципов организации процесса распределения финансовых средств; и работы Комиссии по планированию и бюджету Совета по высшему образованию, которая рядом экспертов считается не удовлетворяющей современной структуре системы высшего образования страны, а главное - вызовам её будущего развития38. Отдельная проблема - большая разница в количестве еврейских (45%) и арабских (20%) жителей Израиля, получивших высшее образование. Международные эксперты также имеют ряд вопросов к качеству высших учебных заведений религиозной еврейской системы образования39.

Министерство образования в курсе проблемы. Разрабатывается план развития преподавания естественнонаучных дисциплин в школах. Это очень своевременно, если в ближайшие 2-3 года ситуация не поменяется к лучшему, то Израиль ожидают большие социально-экономические проблемы в будущем, так как он не сможет соответствовать той модели экономического развития, которую для себя выбрал. По мнению одного из экспертов в области высоких технологий Израиля Давида Арци, министерству необходимо сделать как минимум две вещи: во-первых, необходимо нанять новое поколение преподавателей технических дисциплин как на школьном, так и на университетском уровне. Во-вторых, провести мощную кампанию по разъяснению необходимости получать образование в этой области, а также возможности карьерного роста40.

С его мнением, по-видимому, согласны ведущие израильские и иностранные компании сферы высоких технологий, работающие в стране. В октябре 2014 г. стало известно, что 10 из них объединились для создания проекта «5times2», целью которого является удвоение числа выпускников средней школы, сдающих выпускные экзамены по математике по высшему уровню сложности. За первый год работы проекта планируется увеличить этот показатель на 15%41. Основной инструмент достижения поставленной цели авторы проекта видят в повышении заинтересованности школьников в будущей карьере в компаниях сектора высоких технологий Израиля. Для этого планируется организовывать встречи с инженерами и топ-менеджерами этих компаний, посещения их офисов.

Также в 2011-2015 гг. претворялся в жизнь пятилетний государственный план развития высшего образования, в рамках которого бюджет ННФИ был

38 См. об этом: Maarechet HaHaskala Ha Gvoha Halsraelit: Tahalichey Hove VeAtgarey Atid (ивр.). The Twelfth Annual Herzelia Conference Working Paper. Herzelia, 2012.

39 Hemmings Ph. Israeli Education Policy: How To Move Ahead In Reform. OECD Economics Department Working Paper No. 781, Paris, 2010. Р.10. URL: http://cms.eun.org/shared/data/pdf/israel_education_ policy20100604.pdf.

40 Arzi D. We are in the midst of crisis in technological education. URL: http://www.globes.co.il/en/ article-1000701528 (дата обращения: 28.11.2011).

41 Приведено по Weinreb G. Tech cos band together to boost Israeli school. URL: http://www.globes.co.il/en/ article-tech-cos-band-together-to-boost-israeli-school-math-programs-1000980195(дата обращения: 22.10.2014).

увеличен с $75 млн в 2011 г. до $139 млн к концу действия плана42. Одной из важных составляющих этого плана является формирование системы Центров передовых исследований «I-CORE» (также созданы в 2011 г.), которые должны объединить учёных в различных исследовательских сферах на межвузовской основе43. На эти цели до 2018 г. выделено порядка $100 млн. К маю 2014 г. в конкурсах, организованных Центрами, приняли участие 60 молодых исследователей, часть из которых до этого работала за границей44.

Хотелось бы верить, что предпринимаемые меры начнут приносить свои плоды в краткосрочном периоде. Так как если в скором времени ситуация не изменится, то эффект от приезда русскоязычной алии, сильно способствовавшей буму израильского хай-тека (в частности, во многом благодаря этому фактору по состоянию на 2009 г. в Израиле насчитывалось 140 инженеров на каждые 10 тыс. жителей страны, что является наибольшим показателем в мире), скоро сойдёт на нет, а продолжить развитие промышленности высоких технологий просто окажется некому. Это угрожает не только экономическому процветанию Израиля, но и физической безопасности страны. Уже в 2015 г. эксперты зафиксировали потенциальную нехватку 10 тыс инженеров45. Если этот тренд не переломить, то последствия окажутся очень значительными.

Однако пока всё же Израиль является одной из самых образованных стран в мире. Количество израильтян, обладающих по состоянию на конец 2017 г. высшим образованием, составило 49,9%, тогда как средний уровень по ОЭСР - 35,5%46. Вместе с тем количество людей с низким образовательным уровнем в Израиле по-прежнему невелико - 18%, тогда как в среднем по ОЭСР - 26%47. Так что некоторый запас времени на необходимые реформы у Израиля ещё есть.

Высокие технологии подразумевают значительный уровень наукоёмко-сти. Это означает, что наличие качественной рабочей силы играет с каждым годом всё более важную роль. Помимо собственно проблематики, связанной с пополнением рынка рабочей силы Израиля за счёт внутренних ресурсов, в частности образовательной системы, о чём говорилось выше, существует ещё несколько проблем, а именно: миграция высококвалифицированной рабочей силы из Израиля за рубеж, так называемая «утечка

42 Приведено по: Drori G. (editor). Model HaSlilim LeHadshanut BeIsrael: HaMaarach HaMosadi Shel Kalkalat HaHadshanut BeIsrael (ивр.). Jerusalem, 2013. Р. 20.

43 Подробнее о программе см. её официальный сайт http://www.i-core.org.il.

44 Приведено по: Madadim leMada, leTechnologia, veleHadshanut beIsrael, Haifa, 2016, р. 122.

45 The Luzzatto Group Research Division, Omer, Israel. 11.2016. р. 54.

46 Chai Sh. Israel lagging behind OECD in education, report says. URL: https://www.ynetnews.com/ articles/0,7340,L-5015723,00.html (дата обращения: 09.12.2017).

47 Facts and Figures in the Education System 2013. Ministry of Education. Jerusalem, 2013. P. 76. URL: http:// meyda.education.gov.il/files/minhalcalcala/facts.pdf.

мозгов» и отсутствие иностранных высококвалифицированных рабочих мигрантов в самом Израиле.

В современном мире совсем избежать «миграции мозгов» невозможно, но необходимо контролировать этот процесс. Иначе существует вероятность в какой-то момент остаться без качественного человеческого ресурса. Израиль тоже столкнулся с проблемой «утечки мозгов». Представляется, что тому есть две основные причины: узость отечественного рынка вкупе с относительно небольшими по сравнению, скажем, с США зарплатами в секторе высоких технологий; определенный переизбыток рабочей силы на некоторых направлениях (см. выше данные по количеству инженеров). Весьма неприятные статистические данные об этом опубликовал в феврале 2012 г. Национальный совет по НИОКР при министерстве науки и технологий. Согласно отчету, 1914 молодых специалистов, защитивших докторскую степень по точным наукам, работают на данный момент за рубежом, и большинство из них не планируют возвращаться в Изра-иль48. Эти специалисты просто не нашли для себя подходящих рабочих мест в стране.

Как отмечается в отчете Исследовательского центра парламента Израиля, «По разным причинам предоставить аккуратную статистику по академической миграции сложно, в частности из-за неуверенности самих мигрантов относительно их планов продолжать работу за пределами страны. Кроме того, иногда данные относятся к израильтянам, присоединившимся к академическим институтам за пределами страны, а иногда к израильтянам с академическим образованием, которые за границей работают по своей профессии вне рамок академических институтов.

ЦСБ Израиля опубликовало статистику, согласно которой к 2011 г. 4,9% получивших степень в одном из вузов Израиля в период 1984-2004 гг. жили за пределами страны более трёх лет. Среди обладателей докторской степени таковых набирается 10,5%, а с медицинским дипломом - 7,2%. Приблизительно 6,7% из тех, кто жил за границей Израиля три года и более к 2010 г., на следующий год вернулись в страну. По данным Института Неемана, 16% обладателей докторских степеней в последнее десятилетие покинули Израиль»49.

Среди уехавших высок процент репатриантов из бывшего СССР, получивших в Израиле третью академическую степень и решивших попытать счастья за пределами страны. 30% докторов наук-репатриантов из СНГ решились на «релокацию», в то время как среди уроженцев страны этот показатель составляет только 12%, а среди израильтян-уроженцев США - 19%. Средний возраст уехавших докторов наук составляет 34 года. За последние

48 Информация с сайта Совета http://most.gov.il/Molmop/Reports/Pages/default.aspx.

49 Teschner N. Information about Israeli Academics Abroad and Activities to Absorb Academics Returning to Israel. The Knesset Research and Information Center, 30.01.2014. Р.2. URL: https://www.knesset.gov.il/ mmm/data/pdf/me03375.pdf.

25 лет третью степень в Израиле получили около 16 тыс. человек, причем 10 тыс. из них занимаются точными науками50.

Нельзя сказать, что это новая для Израиля проблема. Её признают на высшем правительственном уровне страны. Так, еще в мае 2011 г. бывший в то время министром образования Израиля Гидон Саар объявил о создании трех научных центров, цель которых заключается в привлечении для работы на родине 300 израильских ученых, в настоящее время занимающихся исследованиями в зарубежных университетах. Три таких центра предполагалось создать при Еврейском университете Иерусалима, Институте Вейцмана и Тель-Авивском университете. Создание трех этих центров является первой фазой пятилетней программы, в ходе выполнения которой на территории Израиля появится 30 подобных центров. Представляется, что идея сама по себе интересная, главное, чтобы реализация не подвела.

Министр образования Израиля по состоянию на конец 2014 г. Шай Пирон заявил, что для решения проблемы он поставил перед университетами задачу увеличить в них количество ставок с 4300 в 2010 г. до 5000 в 2015 г., а в колледжах - с 1600 до 200051. В июне 2013 г. правительством Израиля была запущена новая программа «Brain Gain», целью которой является усилить академические позиции страны, в частности стимулировать возвращение на родину учёных и исследователей52.

Остаётся надеяться, что все эти меры сработают, так как человеческие ресурсы - это важная составляющая успеха Израиля в процессе развития инновационной экономики.

Интересно отметить, что Израиль до 2017 г. не содействовал иммиграции высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, тогда как иностранные рабочие допускаются в сферы, где нужен низкоквалифицированный труд, например в строительство. Между тем страна могла бы оказаться привлекательной для специалистов, скажем, из Индии. Скорей всего, такая ситуация сложилась из-за специфического отношения в Израиле к иммиграции вообще. Но если уже стали пускать (и довольно давно) иностранных рабочих в некоторые сферы деятельности, то почему бы не пустить их в те, где для страны принципиально важно сохранить свой уровень и активно развиваться?

Первый шаг в этом направлении уже сделан. В 2017 г. запущена программа инновационных виз. Пока речь идёт только о предпринимателях. Этого явно недостаточно. Но вполне возможно, если это новое начинание израильских властей будет успешным, то появляется шанс, что данная инициатива будет расширена и на высококвалифицированных работников

50 Данные взяты на сайте Совета по НИОКР, URL: http://www.most.gov.il/Departments/NCRD/about/ default.htm.

51 Teschner N. Information about Israeli Academics Abroad and Activities to Absorb Academics Returning to Israel. Р.2.

52 Подробней о программе см. URL: http://www.israel-braingain.org.il.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в принципе (безусловно, с учётом местной специфики и очень ограниченным набором сфер применения).

Вторым, и видимо существенным, шагом по изменению ситуации с привлечением иностранных высококвалифицированных специалистов может стать запущенная в 2018 г. Управлением населения и иммиграции Израиля онлайн платформа, позволяющая местным компаниям, работающим в тех областях, которые принято обозначать термином «высокие технологии» (подтверждение этого статуса предоставляет Управление инноваций Израиля), подавать запрос на предоставление двухлетних израильских рабочих виз иностранным специалистам, причём без ограничения в количестве53.

Очень показательным для оценки степени инновационности экономики является уровень распространения ИКТ. Как показывают израильские экономисты, страна является классическим случаем дуальной экономики, где ИКТ очень широко распространены в высокотехнологичных сегментах хозяйства, в то время как уровень их использования в других отраслях невысок54. По мнению Саула Лаха, Мануэля Трахтенберга и Гиля Шифа55, тому есть как минимум три причины. Во-первых, 70% израильских инноваций в сфере ИКТ идёт на экспорт, а другие сектора не только не принимают участие в этой инновационной деятельности, но и не пользуются её достижениями. Во-вторых, государственные гранты идут в основном на развитие инноваций в виде продуктов, а не процессов, что усложняет развитие тех отраслей, для которых важны именно процессы, например строительство. И в-третьих, финансирование инноваций в основном за счёт венчурных фондов заставляет инновационные компании выбирать краткосрочные стратегии развития, максимизируя свою прибыль за рубежом.

Однако в последнее время в Израиле были предприняты некоторые шаги по улучшению ситуации. В частности, ВГУ, как это показано ранее, стало уделять больше внимания на распространение инноваций в отраслях с низким уровнем технологической интенсивности.

Думается, что одним из способов преодоления так или иначе существующей на сегодняшний день в Израиле изоляции инноваций является изменение принципиального подхода к оценке экономического развития страны. Израиль во всех международных презентациях отдельно выделяет сектора высоких и средневысоких технологий как флагманы своего экономического роста. Это происходит и на внутреннем рынке. Приходится даже говорить о том, что ВГУ разработало программу поддержки для традиционных (читай - с низким уровнем технологической интенсивности) отраслей промышленности. То есть разделение всячески подчёркивается. Онако для

53 Yefet N. Israel eases entry of foreign tech experts. URL: http://www.globes.co.il/en/article-israel-eases-entry-of-foreign-tech-experts-1001217775.

54 Lach S., Shiff G., Trajtenberg M. Together but Apart: ICT and Productivity Growth in Israel. Centre for Economic Policy Research (CEPR) Discussion Paper No. DP6732 URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=1141638, February 2008.

55 Там же.

формирования подлинной инновационной экономики необходимо сделать так, чтобы инновационность была присуща всем её отраслям. Только тогда, когда все отрасли хозяйства Израиля, включая общественный сектор, будут в равной степени рассматриваться с этих позиций, станет возможным говорить о формировании в стране полноценной экономики инноваций56.

Вопросы безопасности важны для любой страны. В данном случае предлагается не ограничиваться сугубо военной безопасностью, но и коснуться вопросов информационной и экономической безопасности.

Для Израиля все три аспекта этой проблемы чрезвычайно актуальны и болезненны. Конфликтные взаимоотношения с соседями, да и, по сути, с большинством стран мусульманского востока; далёкий от завершения конфликт с палестинцами - всё это во многом определяет повестку дня в современном Израиле. Казалось, что в последнее время по многим аспектам острота конфликтности несколько спала, однако события так называемой «арабской весны» всколыхнули регион целиком и принесли новый виток нестабильности в отношения Израиля с мусульманскими странами Ближнего Востока. Однако всё же армия обороны Израиля (АОИ) по-прежнему является ведущей военной силой региона и может эффективно справляться с задачами любого уровня сложности, включая обеспечение кибер-безопасности страны, что сегодня является крайне важным, так как, по мнению Генри Киссинджера, этот новый, не имевший до того аналогов в мировой истории, способ ведения военных действий может стать главным оружием в будущих войнах, что требует кардинальной смены парадигм сдерживания и обороны57

Надо сказать, что с двумя другими аспектами этой проблемы ситуация несколько лучше. Израиль достаточно активно занимается вопросами обеспечения своей информационной безопасности. Поэтому, с учётом общего уровня развития в стране информационных технологий, ситуация на этом фронте не хуже, а может быть, даже и немного лучше, чем во многих развитых странах мира.

С экономической безопасностью сейчас происходит качественное изменение ситуации. Ахиллесовой пятой израильской экономики было практически полное отсутствие в стране природных ресурсов, что делало её сильно зависимой от внешних рынков сырья. Однако недавно на израильском средиземноморском шельфе были найдены значительные запасы природного газа. И в апреле 2013 г. газ из этих месторождений уже начал поступать в страну. В скором времени Израиль может стать чистым экспортером энергоносителей.

Отметим всё же, что в сознании значительного числа людей во всём мире Израиль испытывает серьезные проблемы с собственной безопасностью.

56 Об этом, в частности, говорится в специальном докладе о развитии экономики Израиля: Bakman L., Mogilevsky Y., Mamo B., Moshe R., Werner A. Kaasher Umat HaStart-up Mitgaberet (ивр.). Report for The Eli Hurwitz Conference for Economy and Society. Israel Innovations Institute, 2013. См. также Приложение 2.

57 Kissinger H. World Order. Penguin Press, New York, 2014. Р.341-347.

Это отпугивает часть потенциальных инвесторов и партнёров. К сожалению, в ближайшем будущем кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону вряд ли удастся. Тем не менее вряд ли стоит рассматривать эту проблему как ключевую для адекватного развития экономики инноваций в стране в долгосрочном периоде.

Итак, несмотря на достаточно прочные позиции Израиля на мировом рынке инноваций, у страны есть довольно серьёзные трудности. Некоторые из них столь значительны, что, не будучи решены в ближайшее время, они могут привести к потере конкурентоспособности страны в средне-и долгосрочной перспективе. Нельзя сказать, что в Израиле их игнорируют. Но основная проблема, решение которой может так или иначе потянуть за собой решение других, пока, как видно из всего происходящего, остаётся столь же острой. Речь идёт о координации усилий и создании единой долгосрочной стратегии инновационного развития Израиля. Очевидно, что при её создании, скорей всего, были бы в том или ином виде учтены все рассмотренные в этой статье вопросы, и в итоге возник бы некоторый консолидированный план их решения, тем более что проблемные зоны в той или иной степени связаны между собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.