Научная статья на тему 'Изотова Н. Н. Борьба сумо как способ сохранения и трансляции культурных ценностей'

Изотова Н. Н. Борьба сумо как способ сохранения и трансляции культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изотова Н. Н. Борьба сумо как способ сохранения и трансляции культурных ценностей»

Изотова H.H.

БОРЬБА СУМО КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ*

Izotova N.N.

Sumo wrestling as a way to preserve and transmit cultural values

Японская борьба сумо - исконный вид единоборств, обладающий статусом национального вида спорта. Это самобытный мир, имеющий глубокие исторические, культурные и философские корни, основанные на комплексе моральных принципов. Эта борьба имеет своей целью не столько физическое, сколько духовное совершенствование.

Зародившись как религиозный ритуал, посвященный синтоистским богам, до начала XVII в. сумо не являлось видом спорта, предназначенным для развлечения публики. Первые поединки, проводившиеся вместе со священными танцами на площадках в синтоистских храмах, были частью моления за урожай и предназначались для того, чтобы задобрить богов во время фестивалей или поблагодарить их за обильный урожай риса.

Слово «сумо» образовалось от древнеяпонского глагола еумафу «меряться силами», которое спустя сотни лет трансформировалось в слово сумо: «заниматься борьбой». Считается, что сумо появилось в Японии более двух тысяч лет назад, а первый поединок, если верить

* Изотова H.H. Борьба сумо как способ сохранения и трансляции культурных ценностей // Культура и искусство. - М., 2018. - № 7. - С. 21-29.

летописям, прошел между синтоистскими богами Такемиказуки и Та-кеминаката, спорившими за власть над Японскими островами. Такемиказуки стал победителем, а потому японские императоры считают его родоначальником своей династии.

К концу эпохи Хэйан (794-1185) ритуальное сумо начало отмирать. С установлением в стране власти верховного правителя сёгуна борьба в первую очередь стала выполнять функции прикладного военного искусства и средства укрепления боевого духа самураев.

Золотым веком сумо считается эпоха Эдо (1600-1868), когда единоборство приобретает необычайную популярность среди простого народа. Сборы от проведения благотворительных матчей идут на строительство и реконструкцию храмов, возведение мостов и дорог. Зарождается профессиональное сумо, разрабатываются правила и приемы, возникает система школ хэя, практика спонсорства феодалов сильнейших сумоистов. Сумо становится неотъемлемой частью жизни и культуры японского народа. В театре кабуки идут пьесы, в которых главными персонажами выступают борцы сумотори, в жанре японских гравюр появляются цветные гравюры с изображением силачей и возникает особое направление сумо-э.

На протяжении долгой истории сумо претерпевало значительные трансформации: на смену пику популярности приходили периоды забвения и жестокой критики, как это произошло в эпоху Мэйдзи (1868-1912), когда борьбу сумо объявили «феодальным пережитком». Однако преданность традициям и строгое соблюдение ритуалов оставались неизменными.

Борьба сумо во все времена пользовалась особой популярностью и любовью японского народа и играла в народной жизни Японии такую же роль, как гладиаторские бои в Древнем Риме, корриды в Испании или боксерские схватки в Англии и Америке. При этом и в наши дни семантика поединков борцов несет ту же нагрузку, что и в эпоху Эдо, т.е. она неразрывно связана с религией синто. Поединки, арена дохе и все, что ее окружает, наполнены синтоистскими символами.

Подготовка арены к турниру - строгий регламентированный ритуал, сопровождаемый специальными церемониями. В качестве огражде-

ния используются 66 цилиндрических кулей из рисовой соломы, сплетенных вручную, набитых глиной, песком и гравием. По окончании подготовки дохе проходит праздник дохе, во время которого освещается ринг. Облаченный в одеяние синтоистского священника судья высшей категории приносит подношения богам. В центре площадки обязательно должны быть зарыты шесть предметов: каштан (символ победы), сушеный кальмар (символ счастья и благополучия), мытый рис (символ богатства и достатка), морские водоросли (символ жизни), плоды дерева кая (символ терпения и выносливости), соль (символ очищения). Круг засыпают тонким слоем песка, олицетворяющим чистоту помыслов, и поливают ритуальным сакэ.

С древних времен площадка для сумо считалась сакральной, на нее до сих пор категорически запрещается вступать женщинам, она служит местом, притягивающим божества ками. Над дохе возводится навес в форме крыши синтоистского храма весом в 6,25 тонны. Крышу венчают резные украшения цилиндрической формы, символизирующие умиротворение дохе. К углам крыши подвешивают четыре разноцветные декоративные кисти, олицетворяющие четыре стороны света, четыре времени года.

Гораздо больше времени, чем сам поединок в сумо, длящийся три минуты для возрастной группы 13-15 лет и пять минут для возрастной группы 16 лет и старше, занимают ритуалы, которые строго соблюдают на протяжении столетий. Перед схватками проводится церемония выхода на ринг. Все борцы появляются в красивых праздничных поясах (кэсе маваси), настоящих произведениях искусства. Цена такого пояса весом около 10 кг в среднем составляет 4-5 тыс. долл. Переход борца в лигу дзюре (второй элитный дивизион профессионального сумо) или макуути (высший, сильнейший дивизион профессионального сумо) практически всегда означает, что ему будет преподнесен кэсе маваси стоимостью не менее миллиона иен. На поясе можно увидеть имя сумоиста, название организации-спонсора, а также сцены древней истории, изображения природы, животных и птиц. Поднявшись на помост, борцы проходят по часовой стрелке почти полный круг, после чего останавливаются лицом к зри-

тельному залу и спиной к центру ринга. После того как поднимется старший по рангу, все поворачиваются лицом к центру ринга и синхронно исполняют серию ритуальных движений. Сначала они хлопают один раз поднятыми перед собой ладонями, затем поднимают на уровень головы правую руку, после этого обеими руками подергивают передник, затем поднимают руки на уровень головы и, наконец, опускают руки. Все движения сумоистов во время этого ритуала исполнены глубокого смысла, уходящего корнями в синтоистские верования. Хлопанье в ладоши призвано привлечь внимание богов к поединкам, подергивание кэсе-маваси, так же как и топанье о землю поднятыми в сторону ногами, символизирует изгнание злых духов, а поднятие рук призвано продемонстрировать, что в руках у них нет оружия.

После выхода на площадку борцы полощут рот водой, которую подносит в специальном деревянном ковшике сумоист, победивший в предыдущем поединке. Этот ритуал связан с основной идеей синтоизма - «чистотой» и символизирует очищение. Прополоскав рот водой, сумоист очищается от дурных мыслей и готовится к поединку. Борцы не глотают воду, это бы означало их стремление биться насмерть. После этого они вытирают рот, а иногда лицо и тело «бумагой, придающей силу», в качестве которой используется специальная каллиграфическая бумага.

Очень важным обрядом служит разбрасывание соли, которая в Японии является символом чистоты и источника жизни. Она часто используется в различных ритуалах, связанных с жизнью и смертью. Согласно синтоистским верованиям, она изгоняет злых духов и, кроме того, обладает антисептическими свойствами, предотвращает попадание инфекции в рану при травме. Ежедневно на ринг выбрасывается до 45 килограммов соли, за турнир - около 700 килограммов, за год -более 4 тонн.

Психологическую схватку перед поединком представляет собой церемония нирамиаи (букв. «злобно смотреть друг на друга»). Борцы садятся на корточки на стартовых позициях и неотрывно смотрят друг на друга, испепеляя взглядом, исполненным ненависти. После этого они встают, расходятся по углам, разбрасывая соль. Потом опять

вступают в изнурительный визуальный поединок, пытаясь взглядом повергнуть противника. Так повторяется раза три-четыре. И только после этого начинается схватка. После команды рефери борцы должны одновременно коснуться кулаками земли и устремиться навстречу друг другу.

Исход большинства поединков в сумо решается в течение нескольких секунд. Схватка, длящаяся больше минуты, считается продолжительной. Победителем становится тот, кто вытолкнет противника за пределы внутреннего круга или опрокинет его на помост. Проигрывает борец, дотронувшийся до земли любой частью тела: коленом, пальцем или даже прядью волос. После окончания всех поединков турнирного дня на помост выходит борец высшей лиги, чтобы исполнить церемонию «танец с луком». Ритуальный смысл церемонии состоит в воздании почестей победителям поединков прошедшего дня.

Мир сумо представляет собой строгую иерархическую лестницу: каждый из членов Японской ассоциации сумо: борцы, судьи, парикмахеры, старейшины, глашатаи - знают, какую ступеньку лестницы они занимают, в соответствии с чем регламентируется их поведение, зарплата, одежда, прическа. Высшим званием в сумо является екодзуна, которое присваивается борцам, имеющим ранг «чемпиона», наибольшее количество побед и завоеванных императорских кубков. Обязательным условием является наличие «достоинства», что подразумевает осознание ответственности в силу особого положения «великого чемпиона» и объединяет все касающееся облика, мировосприятия и поступков сумоиста, т.е его безупречное поведение. Любой сомнительный поступок (употребление наркотиков, участие в договорных матчах, разрыв помолвки, игра на тотализаторе, участие в драке и т.п.) может негативно отразиться на карьере борца, и он никогда не получит звание екодзуна. Главное - «не потерять лицо».

Соответствовать этим требованиям очень сложно, поэтому «великих чемпионов» никогда не было много. Сейчас всего лишь три борца имеют ранг екодзуна: японец Кисэносато и двое монголов - Какурю и Какухо. Кисэносато всего лишь 72-й по счету екодзуна начиная с XVII в. Несмотря на то что сумо является традиционным для Японии

единоборством, ведущие позиции в этом виде спорта занимают уроженцы Монголии.

Под влиянием глобализации сумо подвергается модификации, постепенно из сугубо японского вида спорта оно становится интернациональным. Несмотря на наличие определенных барьеров все больше иностранных атлетов становятся профессиональными борцами. В наши дни турниры сумо, сочетая элементы спорта, традиций, шоу и бизнеса, подобны театрализованному представлению, притом что каждый его элемент несет в себе глубокое сакральное начало. Именно ритуалы и церемонии, неразрывно связанные с религией синто, являются «ядром японской культуры».

Фетисова Т.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.