Научная статья на тему 'Изображение сельской местности как основообразующий фактор в романной картине быта и нравов Англии'

Изображение сельской местности как основообразующий фактор в романной картине быта и нравов Англии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАТИВ / БЭКГРАУНД / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ХРОНОТОП / АКСИОЛОГЕМА / ТОПОС / ОЦЕНОЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ / КОНЦЕПТ / LOCALISATION / BACKGROUND / SYSTEM OF VALUES / TOPOS / CHRONOTOPE / AXIOLOGY / EVALUATION / MORAL CATEGORY / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Широкова Ганна Атанасовна

В данной статей рассматриваются особенности изображения быта и нравов сельской местности Англии в различных романах Джорджа Элиота («Адам Бид», «Сайлас Марнер», «Мельница на Флоссе») и др. Изучение изображения сельской местности является основообразующим в романной картине быта и нравов, необходимо отметить, что сельский «локатив» представляет собой один из обязательных для ранних произведений Джордж Элиот элементов. Рассмотрены особенности пейзажа романов, сюжетной композиции, ценностных линий. Особо уделяется внимание тематике труда и работы, а также семейных ценностей. Сделаны выводы о специфике содержания романов в рамках быта и нравов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIONOF RURAL AREAS ASA FUNDAMENTAL FACTOR FOR PORTRAYING LIFESTYLE AND MANNERS IN THE ENGLISH NOVEL

This article discusses the features of the image of life and customs of the countryside of England in various novels by George Eliot ("Adam Bid", "Silas Marner", "Mill on the Floss") and others. The study of the image of the countryside is fundamental to the novel picture of life and of morals, it should be noted that the rural “lo-cativ” is one of the elements necessary for George Eliot's early works. The features of the landscape of novels, plot composition, and value lines are examined. Particular attention is paid to the topics of work and work, as well as family values. Conclusions are drawn about the specifics of the content of novels within the framework of everyday life and mores.

Текст научной работы на тему «Изображение сельской местности как основообразующий фактор в романной картине быта и нравов Англии»

УДК 821. 111(09)

Широкова Ганна Атанасовна

Магистр, старший преподаватель кафедры английского языка профессиональной коммуникации,

Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15 Тел.: +7(342)239633 E-mail: glory_glint@mail.ru

ИЗОБРАЖЕНИЕ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ КАК ОСНОВООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В РОМАННОЙ КАРТИНЕ БЫТА И НРАВОВ АНГЛИИ

В данной статей рассматриваются особенности изображения быта и нравов сельской местности Англии в различных романах Джорджа Элиота («Адам Бид», «Сайлас Марнер», «Мельница на Флоссе») и др. Изучение изображения сельской местности является основообразующим в романной картине быта и нравов, необходимо отметить, что сельский «локатив» представляет собой один из обязательных для ранних произведений Джордж Элиот элементов. Рассмотрены особенности пейзажа романов, сюжетной композиции, ценностных линий. Особо уделяется внимание тематике труда и работы, а также семейных ценностей. Сделаны выводы о специфике содержания романов в рамках быта и нравов.

Ключевые слова: локатив, бэкграунд, система ценностей, хронотоп, аксиологема, топос, оценочность, нравственная категория, концепт.

Введение

Прежде чем перейти непосредственно к изучению изображения сельской местности как основообразующего в романной картине быта и нравов фактора, необходимо отметить, что сельский «локатив» являет собой один из обязательных для ранних произведений Джордж Элиот элементов. Это объясняется биографическим моментом: сельская Англия на протяжении всего раннего этапа творчества Дж. Элиот была источником ее сюжетов, поскольку именно в такой Англии она до 1842 г. росла и формировалась. Речь идет об английской деревне Мидленд, в которой писательница проводила много времени в своей молодости [Levander, 2011, р. 94]. Именно поэтому жизнь сельской и шире — провинциальной Англии в значительной степени отображена в творчестве Дж. Элиот. Об этом свидетельствуют «Адам Бид», «Сайлас Марнер», «Мельница на Флоссе» и др. Иначе говоря, Дж. Элиот использует сельский «локатив» в качестве тематического «бэкграунда» во многих своих произведениях, но всё же не во всех. По мнению петербургской исследовательницы ранних романов Элиот Н. В. Масловой, романы писательницы, подпадающие под категорию локативных (или региональных), могут быть условно разделены на урбанистические (в центре которых выступает город и связанные с ним мотивы) и сельские (централизованное место занимает провинция и деревня соответственно) [Маслова, 2001, с. 74].

Основная часть

Предметом этого раздела выступают не столько локативные особенности и ландшафтно-пейзажная специфика в романе «Адам Бид», а сколько аксиологическая система, то есть система ценностей, которыми живут герои романа, формирующаяся при изображении писательницей английской деревни. Прежде чем начать изучение принципов быто- и нравоописания Элиот, необходимо отметить, что оба указанные аспекта не могут быть разделены. Этот факт прямым образом указывает на то, что как тему быта, так и действующих в рамках созданного автором художественного мира сельских нравов необходимо рассматривать в совокупности, поскольку они являют собой два взаимодополняющих аспекта, и в совокупности полно характеризируют и созданную картину жизни сельской Англии, и саму писательницу и её позицию. Более того, эти два фактора формируют повседневный быт, равно как и вектор, в котором он создается, является неотъемлемой частью жизни любого персонажа, в частности сельских жителей. По мнени професюсора И. В. Остапенко, именно показатели времени-места (пространства) — хронотопа, включая и деятельностный аспект, способствуют формированию «ценностной системы героя» [Остапенко, 2011, с. 39]. Такая мысль наблюдается и у исследователя Фрай [Fry, 2012, р. 87]. Именно система ценностей или аксиологема помогает понять, как автор относится к изображаемому.

При осуществлении литературоведческого анализа любого тематического вектора, так или иначе, отображённого в тексте художественного произведения, важно понимать, что общее его представление зависит от множества факторов. Анализируя воплощение темы нравов и быта сельской Англии в «Адаме Биде», надо иметь в виду совершенно различные отображенные в тексте произведения содержательные аспекты. С учётом вышеназванного факта целесообразно начать с такого момента, задающего основную тематическую директиву быта и нравов населения сельской местности в конкретном художественном произведении, как работа. Имеет смысл уточнить, что «работа» в нашем случае будет рассматриваться как некий устойчивый концепт, поскольку его свойства пронизывают всю сюжетную линию произведения и, главное, образ Адама — «титульного героя» [Richter, 2007, р. 32]. Более того, именно этот концепт выступает ключевым при характеристике того или иного персонажа романа. Имеется в виду тот факт, что тот или иной герой романа не обходится без намеренного описания автором произведения в его профессиональной, трудовой деятельности. Отметим, что эти определения не являются тождественными. «Работа» как некий концепт охватывает достаточно широкий диапазон понятий и свойств, которые прямым образом связаны с основной деятельностью в сельской местности — человеческим трудом. В качестве одной из композиционных особенностей можно выделить то, что первое событие («со-бытие»), если понимать это определение исходя из трактовки его таким литературоведом как Н. Д. Тамарченко, базируется на описании времени-пространства (хронотопа), в рамках которого изображается рабочая мастерская с крестьянами, занимающимися выполнением каждый своей части труда, включая и главного героя Адама Бида [Тамарченко, 2004, с. 184]. Затрагивая особенности сюжетно-композиционной системы романа наряду с так называемой синкретичностью быта и нравов сельской местности Англии, отметим, что подобное тождество очевидным образом прослеживается в изображении автором таких культурных реалий, как, синтез деятельности и нравственности, в частности, работы / труда и семейных ценностей. Подобное утверждение можно продемонстрировать на таком примере:

«Совершенно справедливо то, что должно пахать и засевать землю, сохранять драгоценный хлеб и заботиться о мирских делах, и справедливо то, что люди должны наслаждаться в своих семействах и заботиться о них, и делать это в страхе Божием, и что они не должны нерадеть о потребностях» [Элиот, 2016, с. 62].

В приведённом отрывке совершенно определённо отображена ценностная линия, центральным мотивом, которой является мотив труда и работы. Писатель демонстрирует неразделённость общих и незыблемых ценностей в рамках аксиологической системы жителей сельской местности. Немаловажную роль в этом примере играет и религиозный контекст, аллюзии к которому указывают на более плотное укоренение рассматриваемого нами принципа в ценностной системе сельских жителей [Mingay, 1991, р. 81]. Здесь важно упомянуть, что религиозный аспект в «Адам Бид» является очень важным при анализе романа. Приведённый пример не единственный, поскольку, выступая как повествователь, автор намеренно акцентирует внимание читателя на этом, что подтверждается различными ситуациями. Приведём еще примеры: «...(вести) тихую жизнь среди зелёных пастбищ и спокойных вод, возделывая землю и занимаясь скотоводством, встречается странная холодность к слову божию, совершенно не так, как в больших городах» [Элиот, 2016, с. 72]. Несмотря на негативную окраску у определённого типа персонажей романа, конкретно в этом случае автор-повествователь акцентирует внимание на ролеопределяющей функции религиозности, которая может быть отображена формулой отсутствие энтузиазма, проявляемого в работе, свидетельствует о низком уровне духовности. Религиозность как фундаментальный фактор нравственной системы англичан сельской местности напрямую синхронизируется с трудолюбием, которое, в свою очередь, является субвектором одного из ключевых мотивов произведения — работа и трудолюбие. Примечателен и тот факт, что аналогичная ситуация наблюдается и в следующем примере: «Геттон-Дипс — деревня, где люди добывают себе пропитание, работая в свинцовых рудах, и где нет ни церкви, ни проповедника и люди живут как овцы без пастуха» [Элиот, 2016, с. 71].

Отметим, что сельский мир в романе «Адам Бид» имеет два основных локативных подразделения: графства Лоамшир и Стоунишир (со своими деревнями Хейслоуп и Сноуфилд). Лоамшир, равно как и Хэйслоуп, представляет собой основную территориальную сцену, на которой разворачиваются большинство сюжетных событий [Mingay, 1991, р. 102]. Представленные выше сельские «локативы» в совокупности представляют собой некий земной рай с подчеркнутым автором акцентом на плодородности земель этого графства.

«Поля и леса напоминали мне поля и леса нашей английской провинции Ломшейр1, где богатая земля была вспахана с такою же заботливостью, леса спускались к зелёным лугам.» [Элиот, 2016, р. 271]. Изгнание из этой уютной земли рассматривается её жителями как худшее зло, поэтому семейство Пойзеров не хочет покидать её.

Наряду с Лоамширом в произведении одним из мест действия является графство Стоунишир. Однако оно характеризуется явно негативно, в отличие от того же противопоставляемого ему Лоамшира. Например:

«Богатая, волнистая область Ломшейр, куда принадлежала деревня Хэйслоп, граничит с мрачным предместьем Стоншейр, голые холмы которого господствуют над областью» [Элиот, 2016, р. 16].

Ломшейр и Стоншейр как указано в переводе романа 2017 г. (Г. Ш.)

Но особенность изображения и противопоставления двух топосов друг другу заключается и в том, что если в Лоамшире доминируют пейзажи и яркая природа, то в другом графстве этого нет. Дина говорит мистеру Ирвину:

«.. .в этих деревнях, встречается странная холодность к слову божию, совершенно не так, как в больших городах» [Элиот, 2016, с. 72]. Таким образом, автор пытается донести ту мысль, что люди из Лоамшира духовно мёртвые, очерствевшие, в то время как жители Стонишира более чутко относятся к религии, духовно бодрствуют, хотя и живут в трудном регионе.

Указать на то, что топический контекст, равно как и такие составляющие его элементы как гостиницы, церкви, особняки и дорожная жизнь, занимают своё важное место в тексте произведения. Этот факт обусловливается тем, что такого рода достопримечательности и сцены играют важную роль в романах Дж. Элиот. Благодаря введению этих локативных элементов в текст романа автором, с одной стороны, создается особая органическая целостность сельской жизни, и с другой — сразу же закладывается определённая оценочность. Специфика изображения сельского мира воздействует на читателя таким образом, что он обнаруживает себя как бы проходящим через каждую описанную автором череду «локативных декораций». Например:

«.старая церковная колокольня не обращает никакого внимания на грачей, каркающих около нее» [Элиот, 2016, с. 48]. Или:

«.там ведь нет ничего, кроме дрянной гостиницы в той части, куда он отправился удить» [Элиот, 2016, с. 168]. Или:

«Ведь по вине проповедника пустеет пивная.» [Элиот, 2016, с. 11].

Что касается такой нравственной категории, как семейные ценности, под которыми автор подразумевает деятельность трудового характера, то подобная взаимозависимость очевиднав следующем примере: «.не было строгой черты разрядного разграничения между фермером и достойным уважения ремесленником, и в семейном быту, так же,как и в трактирах, они часто разговаривали друг с другом за кружкою эля» [Элиот, 2016, с. 76]. В этом примере прослеживается взаимодействие двух неразделимых друг от друга, как нами было указано ранее, факторов, а именно нравов и быта сельской местности. Более того, примечательно, что автор не просто указывает на нравственную тождественность работы (труда), и семьи (нравов), но и демонстрирует равные закономерности, действующие в обеих этих сферах, общий принцип которых заключается в том, что трудящийся и ответственно выполняющий свою работу человек является изначально, родово нравственным. Речь идёт о равенстве, выступающем главной характеристикой, своеобразным базисом выстраиваемых сельскими жителями взаимоотношений.

Можно привести и другие примеры из романа «Адам Бид», при помощи которых мы можем увидеть, как автором акцентирует внимание на специфике мотива «работа»: «Конечно, эта страна хорошая: в ней нет недостатка в хлебе.» [Элиот, 2016, с. 70]. В этом примере наличествует контекст, подразумевающий, что отсутствие голода и недостатка пищи (хлеб как собирательный образ) автоматически определяет страну «хорошей».

Как известно, совокупность ситуаций является лейтмотивом [Тюпа, 2009, с. 18]. Такая же мысль была и у Р. Эштон [Ashton, 1999, р. 11]. Однако лейтмотив подразумевает под собой единственный и, что немаловажно, исчерпывающе доминирующий мотив в рамках

художественного мира, но в анализируемом произведении утверждение, что концепт «работа» — лейтмотив, было бы ошибочным, поскольку «лейтмотивом» этого романа выступает «религиозный аспект» [Mazaheri, 2018, р. 85]. Таким образом, «работа» образует одну из главенствующих мотивных единиц произведения «Адам Бид», но не лейтмотив как таковой.

Мотив «работы» как образующий фундамент нравственной системы сельского населения и его повседневно-бытовой жизни также отображен автором в таких примерах:

«Я не могу оставаться спокойным, если вижу, что люди бросают свои инструменты в ту самую минуту, когда только что часы начинают бить, как будто они не находят в работе никакого удовольствия и боятся лишний раз ударить молотком» [Элиот, 2017, с. 11]. Или: «.а ты знаешь, полотно поспевает гораздо скорее, нежели успевает износиться старое...» [Элиот, 2017, с. 61].

Эта реплика одного из героев демонстрирует определенную степень перманентности рабочего процесса как элемента крестьянского быта. Более того, важнейший мотив «работа» касается не только крестьянского слоя героев; в романе подчёркивается тот факт, что не только крестьяне, но и фермеры, арендаторы отличаются трудолюбием и терпением, проявляемым в выполняемом ими деле (ярким примером может послужить семейство Донниторнов).

Прямая взаимозависимость семейных ценностей и концепта «работа» прослеживается и в следующем примере: «Между тем подобные ему (Адаму) люди выдаются там и сям в каждом поколении наших крестьян-ремесленников; наследуя склонности, взлелеянные простою семейною жизнью общей нужды и общего трудолюбия, и способности, развитые в искусном бодром труде, они идут по своему пути, редко как гении, по большей части обыкновенно как трудолюбивые честные люди, ловкие и совестливые к тому, чтоб хорошо выполнять обязанности, лежащие на них» [Элиот, 2016, с. 162].

Здесь автор уделяет особенное внимание такой нравственной категории как совестливость, которая, судя по контексту и авторской текстовой подачи, отождествляется с трудолюбием и семейным укладом жизни, что в очередной раз доказывает важность рассматриваемого нами концепта «работа» в рамках системы ценностей и, как следствие, быта и нравов сельской жизни.

Заключение

В настоящей статье выявлены основные аспекты тематики быта и нравов сельской местности сквозь призму романов Дж. Элиота. Можно сказать, что существуют локативные особенности и ландшафтно-пейзажная специфика передачи тех или иных событий, а также образов в рамках рассмотренных романов. Автор изображает культурные реалии как синтез деятельности и нравственности, в частности, труда и семейных ценностей. Хочется также отметить, что существуют факторы передачи тех или иных образов и ситуаций, которые, непосредственно, дают возможность читателю мысленно пройти через каждую описанную автором череду «локативных декораций» и бытовых реалий.

Список литературы

1. Маслова Н. В. Региональный роман в творчестве Дж. Элиот. Дис. ... к. филол. н. Санкт-Петербург, 2001. 192 с.

2. Проскурнин Б. М. «Адам Бид» Дж. Элиот и «Записки охотника» И. С. Тургенева: идеологические и поэтологические переклички // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. № 3(10). С. 149-161.

3. Горбунова Н. В. Метафоры познания в творчестве Дж. Элиот. Автореф. ... к. филол. н. Москва, 2003. 21 с.

4. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория литературы. Москва: Academia, 2004. 880 с.

5. Остапенко И. В. Введение в литературоведение. Симферополь: Симф. изд-во., 2011. 114 с.

6. Элиот Дж. Адам Бид. Москва: Рипол Классик, 2017. 403 с.

7. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. Москва.: Academia, 2009. 336 с.

8. Anderson R. George Eliot in Middlemarch // From Dickens to Hardy. 1963. P. 274-293.

9. Ashton R. Introduction: Eliot G. Critical Writings. Oxford: Oxford University Press, 1999. 383 p.

10. Eliot G. Adam Bede. London: Penguin Classics, 2016. — 608 p.

11. Fry J. P. Theory of Literature (The Open Yale Courses Series). Yale: Yale University Press, 2012. 397 p.

12. Levander C., Levine R. S. A Companion to American Literary Studies. Malden, Mass.: John Wiley & Sons, 2011. 211 p.

13. Mazaheri J. Essays on Religion in G. Eliot's Early Fiction. Cambridge: Cambridge Scholar Publishing, 2018. 128 p.

14. Mingay G. E.rural Life in Victorian England. Routledge: Alan Sutton, 1991. 220 p.

15. Richter D. H. The Critical Tradition: Classic Texts and Contemporary Trends. Boston: Bedford/St. Martin's, 2007. 255 p.

Shirokova G. A.

Master, Senior Lecturer, Perm State University

REPRESENTA TIONOF RURAL AREAS ASA FUNDAMENTAL FACTOR FOR PORTRA YING LIFESTYLE AND MANNERS IN THE ENGLISH NOVEL.

This article discusses the features of the image of life and customs of the countryside of England in various novels by George Eliot ("Adam Bid", "Silas Marner", "Mill on the Floss") and others. The study of the image of the countryside is fundamental to the novel picture of life and of morals, it should be noted that the rural "lo-cativ" is one of the elements necessary for George Eliot's early works. The features of the landscape of novels, plot composition, and value lines are examined. Particular attention is paid to the topics of work and work, as well as family values. Conclusions are drawn about the specifics of the content of novels within the framework of everyday life and mores.

Keywords: localisation, background, system of values, topos, chronotope, axiology, evaluation, moral category, concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.