Научная статья на тему 'ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОШЛОГО И ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ КАДЗУО ИСИГУРО: НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ «ХУДОЖНИК ЗЫБКОГО МИРА»'

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОШЛОГО И ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ КАДЗУО ИСИГУРО: НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ «ХУДОЖНИК ЗЫБКОГО МИРА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЗУО ИСИГУРО / НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ / РОМАН «БЛЕДНЫЙ ВИД НА ХОЛМЫ» / РОМАН «ХУДОЖНИК ЗЫБКОГО МИРА» / ХУДОЖНИК / ИРОНИЧНЫЙ ГУМАНИЗМ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бегматова Сохиба Мустафаевна

Основная цель данной научной статьи - проанализировать, как элементы прошлого и памяти отражены в произведениях известного английского писателя Кадзуо Исигуро, лауреата Нобелевской премии по литературе. Романы Кадзуо Исигуро сосредоточены на воспоминаниях, их способности отвлекаться и искажать, забывать и заставлять замолчать и, прежде всего, не останавливаться преследовать. Главные герои произведений Кадзуо Исигуро возрождают людей, которые потеряли свою жизнь или упустили возможности с помощью своих воспоминаний. Писатель, в свою очередь, позволяет читателю погрузиться в океан воспоминаний вместе с главными героями произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPICTION OF ELEMENTS OF THE PAST AND MEMORY IN THE WORKS OF KAZUO ISHIGURO: ON THE EXAMPLE OF THE WORK "ARTIST OF THE FLOATING WORLD"

The purpose of the current research paper was to provide practical review of research, and to analyze how elements of the past and memory are reflected in the works of the famous English writer Kazuo Ishiguro, the Nobel Prize winner in literature. Kazuo Ishiguro's novels focus on memories, their ability to be distracted and distorted, forget and silence, and above all, never stop chasing. The protagonists of the works of Kazuo Ishiguro revive people who have lost their lives or missed opportunities with the help of their memories. The writer, in turn, allows the reader to plunge into the ocean of memories along with the main characters of the work.

Текст научной работы на тему «ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОШЛОГО И ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ КАДЗУО ИСИГУРО: НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ «ХУДОЖНИК ЗЫБКОГО МИРА»»

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОШЛОГО И ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ КАДЗУО ИСИГУРО: НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ «ХУДОЖНИК ЗЫБКОГО МИРА» Бегматова С.М. Email: Begmatova6111@scientifictext.ru

Бегматова Сохиба Мустафаевна - преподаватель, кафедра интеграционного курса английского языка № 1, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: основная цель данной научной статьи - проанализировать, как элементы прошлого и памяти отражены в произведениях известного английского писателя Кадзуо Исигуро, лауреата Нобелевской премии по литературе. Романы Кадзуо Исигуро сосредоточены на воспоминаниях, их способности отвлекаться и искажать, забывать и заставлять замолчать и, прежде всего, не останавливаться преследовать. Главные герои произведений Кадзуо Исигуро возрождают людей, которые потеряли свою жизнь или упустили возможности с помощью своих воспоминаний. Писатель, в свою очередь, позволяет читателю погрузиться в океан воспоминаний вместе с главными героями произведения.

Ключевые слова: Кадзуо Исигуро, Нобелевская премия по литературе, роман «Бледный вид на холмы», роман «Художник зыбкого мира», художник, ироничный гуманизм, патриотизм.

THE DEPICTION OF ELEMENTS OF THE PAST AND MEMORY IN THE WORKS OF KAZUO ISHIGURO: ON THE EXAMPLE OF THE WORK "ARTIST OF THE FLOATING WORLD" Begmatova S^.

Begmatova Sokhiba Mustafayevna - Teacher, DEPARTMENT OF INTEGRATED COURSE OF ENGLISH № 1, UZBEK STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the purpose of the current research paper was to provide practical review of research, and to analyze how elements of the past and memory are reflected in the works of the famous English writer Kazuo Ishiguro, the Nobel Prize winner in literature. Kazuo Ishiguro's novels focus on memories, their ability to be distracted and distorted, forget and silence, and above all, never stop chasing. The protagonists of the works of Kazuo Ishiguro revive people who have lost their lives or missed opportunities with the help of their memories. The writer, in turn, allows the reader to plunge into the ocean of memories along with the main characters of the work.

Keywords: Kazuo Ishiguro, Nobel Prize for Literature, The Pale View of the Hills novel, The Artist of a Floating World, an artist, ironic humanism, patriotism.

Романы Кадзуо Исигуро сосредоточены на воспоминаниях, их способности отвлекаться и искажать, забывать и заставлять замолчать и, прежде всего, не останавливаться преследовать. Когда в 2017 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, Шведская академия похвалила работу Исигуро за открытие «бездны под нашим иллюзорным чувством связи с миром». Его главные герои стремятся преодолеть пропасти и отсутствие, оставленные близкими и потерянными членами семьи, осмысливая прошлое через акты воспоминания.

Его первые два романа, «Бледный вид на холмы» (1982) и «Художник зыбкого мира» (1986), отправляют читателя в увлекательное путешествие в умы и воспоминания их японских героев. Частные воспоминания связаны сложными отношениями с более широкими историческими событиями, потрясшими мир. «Бледный вид на холмы» и «Художник зыбкого мира» происходят после бомбардировок Нагасаки и Хиросимы. Эти травмирующие события структурируют и травмируют два повествования, искусно составленные вокруг стратегического молчания и репрессий. Это психологические портреты того, как персонажи справляются с травмирующими событиями [1.2. 80-90, 10-150].

Написанный как дневниковая запись, которую нужно разделить с близким другом, «Художник зыбкого мира» позволяет Исигуро дальше развивать субъективное мышление рассказчика, в данном случае старого художника Масудзи Оно, и постепенное возрождение подавленных воспоминаний. Однако, как и Эцуко в «Бледном взгляде на холмы», интерпретации прошлого Оно нельзя полностью доверять. Читатель постепенно знакомится с трудной карьерой Оно, поскольку в послевоенный период 1948 года старик беспокоится о переговорах о браке для своей второй дочери; он опасается, что эти переговоры могут сорваться из-за его прошлых действий. Начав как модный художник, взявший свои темы и мотивы из преисподней - японский термин «Плавающий мир» - богемы, художников и гейш своего неназванного города, Оно осудил свой «упадок» во время подъема империализма в 1930-е гг. Восстав против своего старого хозяина, молодой Оно теперь писал произведения в стиле «патриотического реализма», который предпочитают милитаристы [4. 245 е.].

Успех пришел почти сразу, но мастерские картины Оно стали мощным инструментом имперской пропаганды. Чтобы усилить проблему личной вины Оно, Исигуро снова проводит тесную параллель между предыдущим отказом Оно своим богемным учителем, который жестоко конфисковывает его картины, когда Оно меняет художественное направление и присоединяется к «патриотическому» делу, и собственным обвинением Оно в отношении своего любимого ученика. в тайную полицию в 1930-е гг. Подобно Огате в «Бледном взгляде на холмы», Оно поддерживает империалистический комитет по антипатриотической деятельности -институт, который является символом Исигуро заблуждений системы, предавшей идеализм тех, кто с буйной наивностью поставил свои таланты ему на службу. Столкнувшись с последствиями своего патриотизма, Оно теперь должно спросить себя, растратил ли он свои таланты, служа дьяволу, или злоупотребил ими. [2. 10с.].

И снова решение Исигуро о кризисе Оно отмечено обезоруживающим, слегка ироничным гуманизмом. Наконец готовый признаться потенциальным родственникам своей дочери в том, что он на самом деле совершил ошибку и был виновен, Оно находит, что его великое признание отвергается семьей жениха, которые говорят старику, что они считают его прежние политические взгляды не имеющими отношения к брак; он никогда не был таким важным. Следующее поколение японцев (включая его дочь) поставило Оно на его место - это вариант того, что происходит с персонажем Огатой в первом романе Исигуро. Там сын Огаты Дзиро отказывается закончить игру в шахматы - символ традиционного боевого духа - со своим отцом. В конце концов, старики в обоих романах принимают послевоенное неприятие и вежливое игнорирование как примеры вечного восстания молодежи, как когда-то они восстали. Таким образом, столкнувшись со своим прошлым, Оно и Огата обретают окончательное спокойствие, которое позволяет им отступить без горечи и весело наблюдать, как молодые готовятся начать свою собственную жизнь [2. 200 с.].

Персонажи Исигуро патологически ненадежны. Они склонны обманывать, а не раскрывать себя посредством рассказывания историй. Его романы не являются попытками убедительно передать прошлое, а скорее показывают, как люди интерпретируют и (пере) конструируют свою жизнь через историю. Например, в

«Художнике зыбкого мира» Оно тоже не дает покоя прошлому. Его жена погибла в результате бомбардировки, в результате которой был разрушен большой участок их дома. Его сын погибает, сражаясь с китайцами. Оно не заостряет внимания на этих личных потерях, и, как и Эцуко, он кажется странным отстраненным от них. Однако, прогуливаясь по разрушенным останкам своего дома, он также кружит вокруг этого прошлого, которое кажется читателю косо, через проблески и косые взгляды [5. 243 с.].

Как показывают мощные физические и психологические детали «Художника зыбкого мира», работы Исигуро часто сосредоточены на интерьере: не только на путешествиях в разум и память, но и на домашнее пространство в помещении. Работа Исигуро больше всего уместна на частной, а не на общественной территории, от мощного образа разрушенного дома Оно в Японии до поблекшего величия типично «английского» Дарлингтон-холла в «Остатках дня» [3. 205 с.].

Как отметил комитет по присуждению Нобелевской премии по литературе 2017 года, Исигуро - это тот, кто очень заинтересован в понимании прошлого, но он не прустовский писатель, он не стремится искупить прошлое, он исследует то, что вы должны забыть, чтобы выжить в первую очередь как личность или как общество.

Список литературы /References

1. Исигуро К. Там, где в дымке холмы / Пер. с англ. С.Л. Сухарева. М., 2007. 80 с.

2. Исигуро К. Художник зыбкого мира / Пер. с англ. И. Тогоевой. М.,2007. 150 с.

3. Исигуро К. Остаток дня / Пер. с англ. В. Скороденко. М.: Эксмо, 2008. 205 с.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. 245 стт.

5. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М., 2002. 568 с.

6. Petry Mike. Narratives of Memory and Identity: The Novels of Kazuo Ishiguro. New York: Peter Lang, 1999.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://beyondletters.ucoz.ru/publ/recenzii/eng_lit...he_day_kazuo_ishiguro/2-1-0-21/ (дата обращения: 05.05.2021).

8. Бегматова С.М. " Феминистские мотивы в романах Джейн Остин" Вестник науки и образования, 2020. № 14(92). Часть 2.

9. Бегматова С.М. Особенности стиля Джейн Остин в романе «Гордость и предубеждение» Проблемы современнной науки и образования, 2020. № 10(155).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.