ЛИТЕРАТУРА
1. Типикон. Т.2.-СП6.: Общество Святителя Василия Великого, 1997,- 595 с.
2. Триодь Постная,- М.: «Правило веры», 2000,- 1110 с.
3. Богослужебные указания на 2009 год для священно—церковнослужителей.- М: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.- 848 с.
4. Похвала Богородице.- М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 1999,- 72 с.
5. Требник,- М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006.- 608 с.
6. Последование молебного пения, благочестно совершаемаго и часовне иконы Божия Матерее Иверския близ Воскресенских врат в Богоспасаемом граде Москве.- М.: Святитель Киприан, 1999.- 52 с.
7. Пассия или чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым.- М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999.- 176 с.
8. Никольский, К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви.-Псков: Паломник, Правило Веры, 1995,- 878 с.
9. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и Эортология.- М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999.- 151 с.
10. Гарднер, И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т.1.- Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1998.- 592 с.
11. Козлов, М., прот. Акафист в истории православной гимнографии // Журнал Московской Патриархии,- 2000.-№6,- С. 70-78.
Борисова О. Н.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДРАКОНА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ
Коллекция китайских изделий из металла Приморского I осударственного объединенного музея им.В.К.Арсеньева датируется концом XIX - началом XX века. В ней представлены предметы из бронзы, серебра, а также выполненные в технике перегородчатые эмали. В Китае в отличие от Европы, где декоративное искусство называют «малым», оно ценится наравне с теми видами искусства, которые принято считать главными. Основные характерные черты китайского декоративного искусства — это любовь к цвету и красивым материалам, развитое чувство ритма, тенденция к динамизму и стилизации, преобладание темы Природы над темой человека, тщательность исполнения. Китай, как многие государства, имеет свою, восточную символику, которая несет в себе определенное значение. Смысл китайского орнамента основан на принципе двойного прочтения: изображение созвучно ключевым благожелательным понятиям - долголетия, исполнения желаний, продвижения в карьере, счастья и т.д. Обширна благожелательная символика изображения дракона на предметах декоративно-прикладного искусства.
Декоративные мотивы в китайском искусстве, разнообразны, это пришедшие в разное время изображения растительного и зооморфного характера, пейзажи, жанровые сцены, композиции из цветов, насекомых и птиц, разного рода орнаменты, иероглифы. Для китайской художественной символики важны многие параметры, начиная от сочетания цвета, и заканчивая количеством деталей. В данной статье будет рассмотрено изображение дракона - традиционного декора Китая. Как мотив в искусстве дракон пришел из Западной Азии, где он произошел от культа змеи. В китайском искусстве это наиболее распространенная декоративная тема с самых ранних времен, на бронзовых вазах весом 600 - 650 кг., относящихся ко II тысячелетию до н. э., встречается изображение дракона и других мифических животных. На протяжении веков дракон был символом императора. Китайский император имел титул «Сын Неба», императорский трон - «троном дракона», лицо императора имело «выражение дракона» - эти термины употреблялись как знаки высшего уважения и достоинства. Когда нужно было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе. Дракон — символ духа, хранитель сокровищ и тайн, существо могущественное и непобедимое, воплощающее в себе энергию магии.
Дракон — бог дождя, в его власти послать на землю освежающий ливень, необходимый для богатого урожая. Но разгневанный, он способен вызвать разрушительную бурю или наводнение. В китайском орнаменте дракон, держащий жемчужину имеет определенное символическое значение, дракон указывает долгожданный дождь, предвещающий богатый урожай, а жемчужина - молнию -предвестницу дождя. Дракон ассоциируется с космическими силами, так как в период весеннего равноденствия он сходит в море с драгоценными камнями, регулирующими приливы и отливы, поэтому довольно часто встречаются изображения дракона в момент погони за драгоценным камнем. Фигуры драконов изображаются одиночными или же составляют композицию шуанлунсичжу - «пара драконов, играющих жемчужиной» (МПК 17375-13, МПК 12757-1 М-2026) - этот образ развился то народного обычая игры с драконовыми фонарями. Такое изображение, символизирует противоположные начала, соединение антагонизмов, взаимопроникновение и гармонию мужского и женского характеров, равновесие инь и ян. Образы драконов могут изображаться пятикоготными -лун и четырехкоготными — ман. Драконы разделялись не только по числу когтей, но и по типам: небесные, чаще всего изображаются парящими среди облаков, земные, водяные, подземные. Таким образом, дракон владеет четырьмя стихиями — землей, воздухом, огнем и водой. Делили драконов и по цвету. Желтый дракон хуан — эмблема императора, зелено-голубой дракон цин был символом императорской династии Хань, красный — члсу, белый — бай и черный — сюанъ, на чеш> йчатых — цзяо, рогатых — цю и безрогих — ни. Встречаются изображения дракона в паре с разными животными, например: дракон и феникс, где дракон символизирует плодородие и императорскую власть, а феникс - ветер, и трансформацию счастья. Изображаемые вместе тигр и дракон составляют символику мощи буддийской веры, тигр на земле, а дракон на небе. Дыхание тигра — ветер, дыхание дракона - вода. Оба они являются непобедимой силой и непоколебимым символом Востока. В данной статье мы рассмотрели, лишь изображение дракона, который является частью китайской культуры, богатая орнаментация изделий декоративно-прикладного искусства является важным предметом для дальнейших исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виногродский Б. Избранные лекции и переводы: Китайские благопожелательные орнаменты. - М: Гсрмитаж - Прогресс, 2004.
2. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. - СПб.: Издательство «Лань», «Триада», 2004.
3. Неглинская М.А. Китайские перегородчатые эмали XV — первой трети XX века. Собрание Государственного музея Востока. - М.: ИД «Любимая книга», 2006.
4. Скраливецкий Е.Б. Цуба. Легенды на металле. - СПб.: «Атлант», 2006.
Музыченко О.В., Аракчеева C.B.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕАГЕНТНОГО ХОЗЯЙСТВА
Для получения воды питьевого качества из поверхностных водоисточников, как правило, на водоприемниках используются сооружения механической очистки на решетках и сетках, а на очистных сооружениях — двухступенчатая схема очистки воды, включающая в себя предварительную обработку воды реагентами (хлор или озон, сульфат алюминия или алюминат кальция, флокулянт катионного типа, порошкообразный активированный уголь (ПАУ), перманганат калия), стадии отстаивания и фильтрации через песчаные или двухслойные фильтры. К сооружениям реагентного хозяйства относятся смеситель, склады реагентов, растворно-затворные баки и другие устройства, в которых происходит первый этап обработки поступающей на станцию воды. Размеры и состав цехов реагентного хозяйства принимают с учетом параметров исходной воды и способов доставки реагентов (железнодорожным или автомобильным транспортом).
Коллоидные (мельчайшие, некристаллизующиеся) вещества, присутствие которых обусловливает мутность и цветность воды, в естественном состоянии из воды не удаляются ни длительным отстаиванием, ни фильтрованием. Для глубокого осветления и обесцвечивания воды