УДК 678.073:661.481
С.В. Панин***, Л.А. Корниенко*, Т. Нгуен Суан**, М.А. Полтаранин*, Л.Р. Иванова*,
С.В. Шилько***
ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ КОМПОЗИТОВ НА ОСНОВЕ СВЕРХВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНОГО ПОЛИЭТИЛЕНА, АРМИРОВАННОГО ГРАФИТОМ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ
(*Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, **Национальный исследовательский Томский политехнический университет, ***Институт механики металлополимерных систем НАН Беларуси) е-mail: [email protected]
Исследованы трибомеханические характеристики композитов на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) с углеродом различной природы и дисперсности в условиях сухого трения, смазочной среды и абразивного износа. Введение про-мышленно выпускаемых наполнителей (коллоидный графит, углеродные нановолокна, пироуглерод и обработанный шунгит) незначительно снижают механические свойства композиций на основе СВМПЭ (предел текучести, предел прочности); износостойкость композиций на основе СВМПЭ повышается при наполнении его 5масс.% C вдвое, а 0,5 масс.% нановолокон в 5,7 раз при сухом трении скольжения. Графит в различных состояниях играет роль твердой смазки при трибосопряжении композитов на основе СВМПЭ и обеспечивает высокую износостойкость таких композиций в экстремальных условиях эксплуатации (например, низкие температуры, агрессивные среды).
Ключевые слова: сверхвысокомолекулярный полиэтилен, наполнитель, графит, износостойкость, надмолекулярная структура
ВВЕДЕНИЕ
Сверхвысокомолекулярный полиэтилен (СВМПЭ) обладает приемлемыми характеристиками прочности, а также низким коэффициентом трения, высокой износостойкостью и химической стойкостью в агрессивных средах, высокой ударной вязкостью, низкой температурой хрупкости, что обеспечивает возможность его широкого применения в различных областях техники в экстремальных условиях эксплуатации: направляющие рудоспусков, футеровки угольных и цементных вагонов и кузовов крупнотоннажного автотранспорта, узлы трения машин и механизмов и др. Композиционные материалы на основе СВМПЭ позволяют кратно повысить износостойкость тяжело нагруженных изделий [1-4]. В последнее время активно разрабатываются микро- и нано-композиты на основе СВМПЭ [5-11]. Тип и размер наполнителей определяются областью применения и средой использования композиций (вакуум, химически активная и инертная среда, криогенные либо повышенные температуры).
Дисперсный графит активно используется в качестве смазки (добавки в масла), а также антифрикционных покрытий в широком температурном режиме (-45 °С до +400 °С). Благодаря слоистому строению решетки, графит имеет высокую адгезию к металлической поверхности, бы-
стро формируя микрослой (защитную пленку), залечивающий микротрещины и зазоры, выравнивая поверхность трения [5,11]. Данный слой имеет высокую прочность, и в процессе эксплуатации трибосопряжения происходит взаимное перемещение пластинок (чешуек) графита, тем самым понижается трение и изнашивание деталей машин и изделий. Выбор способа смазки производится с учетом конструкции и условий эксплуатации пары трения.
Для трибосопряжений «металл - сверхвысокомолекулярный полимер (СВМПЭ)» графит может быть использован как твердая смазка при недостатке либо в отсутствии смазочной среды [11]. В этом случае возникает вопрос, каким образом ввести данные компоненты в зону трения. Возможным вариантом решения может быть введение С в качестве наполнителя. Отметим, что твердая смазка может быть эффективна при очень низких температурах (например, криогенные температуры), когда жидкие либо пастообразные смазки не выдерживают экстремальных условий эксплуатации.
С целью применения наполнителя в роли твердой смазки исследованы трибомеханические характеристики композитов на основе СВМПЭ с углеродом различной природы и дисперсности в условиях сухого трения, граничной смазки и абразивного изнашивания.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В работе использовали СВМПЭ фирмы Ticona (GUR-2122) молекулярной массой с 4,0 млн и размером частиц порошка 5-15 мкм, коллоидный графит С-1 (диаметр 1-4 мкм), углеродные нановолокна (УНВ, диаметр 10 нм), пиро-углерод (диаметр 10 мкм) и природный обработанный шунгит марки МВЧ-1 (диаметр 1-7 мкм). Образцы полимерных композитов получали горячим прессованием при давлении 10 МПа и температуре 200 °C со скоростью последующего охлаждения 5 °С/мин. Перемешивание порошков полимерной смеси СВМПЭ и наполнителей проводили в планетарной шаровой мельнице МР/0,5*4 с предварительным диспергированием компонентов в ультразвуковой ванне.
Износостойкость материалов в режиме сухого трения определяли по схеме «вал-колодка» при нагрузке на пару образцов 160 Н и скорости вращения вала 100 об/мин в соответствии с ASTM G99 на машине трения СМТ-1 (скорость скольжения при этом составляет 0,32 м/с). Размер образцов равнялся 7x7x10 мм3. Диаметр контртела из стали ШХ15 составлял 62 мм. Поверхности трения образцов исследовали на оптическом профи-лометре Zygo New View 6200. Площадь дорожки трения определяли с помощью программного обеспечения «Rhino Ceros 3.0» путем ручного выделения контура поверхности истирания (дорожки трения) и последующего автоматического расчета ее площади.
Испытания на абразивный износ проводили на машине для испытаний резины на истираемость МИ-2. Антифрикционные характеристики измеряли при нагрузке 0,15 МПа и скорости скольжения вала относительно пары образцов 17,0 м/мин. Использовали частицы закрепленного абразива Р 240 (на бумажной основе) с размером зерна 58,5 мкм (ГОСТ 426). Объемный абразивный износ определяли взвешиванием образцов с последующим вычислением потери массы через каждые 5 мин. Методика тестирования соответствовала требованиям ASTM G99 и DIN 50324. Три-ботехнические характеристики оценивали усреднением по четырем образцам.
Структурные исследования проводили с помощью растрового электронного микроскопа LEO EVO 50 при ускоряющем напряжении 20 кВ на поверхностях скола образцов с надрезом, механически разрушенных после выдержки в жидком азоте. Механические характеристики определяли при разрывных испытаниях на электромеханической испытательной машине Instron 5582 при растяжении образцов в форме двойной лопатки при
количестве образцов одного типа не менее 5 (ГОСТ 11262-80).
Исследования фазового состава и структурных параметров образцов проводили на ди-фрактометре XRD-600 на СиКа-излучении. Анализ фазового состава, размеров областей когерентного рассеяния проведен с использованием баз данных PCPDFWIN и PDF4+, а также программы полнопрофильного анализа POWDER CELL 2.4.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В табл. 1 приведены физико-механические характеристики СВМПЭ и композиций СВМПЭ+ +n масс.% С. Из табл. 1 следует, что твердость по Шору D композиций СВМПЭ+n масс.% С несколько возрастает по сравнению с чистым СВМПЭ. Предел текучести увеличивается незначительно, а предел прочности уменьшается. При наполнении полимера графитом возрастает величина удлинения до разрушения.
Таблица 1
Механические свойства композиций СВМПЭ-С (коллоидный графит) Table 1. Mechanical properties of the composites _UHMWPE-C (colloidal graphite)_
Содержание наполнителя C, масс.% Плотность, p, г/см3 Твердость по Шору D Предел текучести 00,2, Mm Предел прочности оВ, Mm Удлинение до разруш. e, %
G 0,936 56,7 19,2 34,3 47G
3 0,953 57,5 19,5 30,3 471
5 0,967 57,5 19,6 29,7 513
1G 0,989 57,6 20,1 28,5 538
Кинетические кривые изнашивания образцов СВМПЭ и композиций СВМПЭ+и масс.% С показали, что интенсивность изнашивания последних значительно меньше, чем таковая для чистого (исходного) СВМПЭ. На рис. 1 приведена диаграмма интенсивностей износа на стадии установившегося изнашивания (I, мм2/мин) указанных выше композиций. Из рис. 1 следует, что наименьшая интенсивность износа зафиксирована в композициях СВМПЭ+(3-5) масс.% С (интенсивность изнашивания уменьшается практически в 2 раза по сравнению с чистым СВМПЭ). Шероховатость поверхности трения в композиции СВМПЭ+ +3 масс.% С также наименьшая (рис. 1). Таким образом, несмотря на некоторое снижение предела прочности, композиции СВМПЭ+(3-5) масс.% С показали двукратное повышение сопротивления изнашиванию. Дальнейшее увеличение содержания графита в композиции выше 10 масс.% не эффективно с позиции повышения износостойкости композитов СВМПЭ+графит.
I,
о$мин
Ra, мкм
0,03 0,02 o,oi 4
UHMWPE-C (pyrocarbon, schungite)
Содержание наполнителя С, вес.% Плотность, р, г/см3 Твердость по Шору D Предел прочности, оВ, МПа Удлинение до разруш., е, %
0 0,936 59,07 34,3 400
5 (пироуглерод) 0,940 60, 83 26,7 310
1 (шунгит) 0,950 59,94 34,0 380
10 (шунгит) 0,999 59,7 34,0 370
0,06
12 3 4
Рис. 1. Интенсивность изнашивания (I) и шероховатость поверхности дорожки трения (Ra) СВМПЭ и композитов СВМПЭ-С: чистый СВМПЭ (1), СВМПЭ + 3 вес. % С (2), СВМПЭ + 5 вес. % С (3), СВМПЭ + 10 вес. % С (4) на стадии
установившегося износа Fig. 1. Wear intensity (I) and roughness of friction track surface (Ra) of UHMWPE and composites UHMWPE-C: pure UHMWPE (1), UHMWPE + 3 wt. % of C (2), UHMWPE + 5 wt.% of C (3), UHMWPE + 10 wt. % of C (4) at the step of steady wear
Из промышленно выпускаемых графитов в работе также исследованы в качестве наполнителей пироуглерод и обработанный шунгит [12,13]. В табл. 2 представлены результаты рентгеновских исследований фазового состава и структурных параметров исследованных графитов.
Таблица 2
Фазовый состав и структурные параметры исследованных графитов Table 2. Phase composition and structural parameters of the studied graphites
Тип наполнителя
Коллоидный графит
Пироуглерод
Шунгит
Фазы
qGRAFIT)
C(DIAMOND) Fe
QGRAFIT)
C(DIAMOND) Fe FesC?
QGRAFIT)
Fe FesC?
Содержание фаз, об.%
96,37
1,60 2,03
90,16
5,34 1,92 3,57
80,68
12,29 7,03
Параметры решетки, А
а=2,462 с=6,754 а=3,523 а=3,523
а=2,444 с=6,890 а=2,444 а=2,960 а=11,463 b=4,673 с=4,958 b=96,750
а=2,506 с=6,877 а=2,873 а=11,463 b=4,673 с=4,958 В=98,62
Механические свойства композиций СВМПЭ с пироуглеродом и шунгитом приведены в табл. 3,
из которой следует, что плотность, твердость по Шору, предел прочности и удлинение близки к таковым для коллоидного графита (табл. 1).
Таблица 3
Механические свойства композиций СВМПЭ-С (пироуглерод, шунгит) Table 3. Mechanical properties of the composites _UHMWPE-C (pyrocarbon, schungite)_
Содержание наполнителя С, вес.%
0
(пироуглерод)
1
(шунгит)
10
(шунгит)
Плотность, р, г/см3
0,936
0,940
0,950
0,999
Твердость по Шору D
59,07
60, 83
59,94
59,7
Предел прочности, оВ, МПа
34,3
26,7
34,0
34,0
Удлинение до разруш., е, %
400
310
380
370
Интенсивность изнашивания композиций с пироуглеродом и шунгитом при сухом трении скольжения представлены на рис. 2.
I, мм2/м 0,015
0,012
12 3 4
Рис. 2. Интенсивность изнашивания (I) СВМПЭ и композитов СВМПЭ-С: чистый СВМПЭ (1), СВМПЭ + 5 вес. % пироуг -
лерода (2), СВМПЭ + 1 вес. % шунгита (3), СВМПЭ + 10 вес. % шунгита (4) на стадии установившегося износа при трении скольжения (И) и абразивном изнашивании (□)
Fig. 2. The wear rate (I) and composites of UHMWPE and composites UHMWPE-C: pure UHMWPE (1), UHMWPE + 5 wt. %
of pyrocarbon (2), UHMWPE + 1 wt. % of schungite (3), UHMWPE + 10 wt. % of schungite (4) at the steady step of wear under sliding friction (■) and abrasive wear (□)
Для выяснения взаимосвязи характера износа, сформировавшейся структуры и роли наполнителей в формировании триботехнических характеристик композитов на основе СВМПЭ в режиме сухого трения скольжения исследованы поверхности изнашивания на стадии установившегося износа и надмолекулярная структура всех композиций СВМПЭ+С. На рис. 3 приведены микрофотографии поверхностей изнашивания на ста-
дии установившегося износа и надмолекулярная структура СВМПЭ и композитов на его основе. Из рис. 3 следует, что наполнение СВМПЭ частицами углерода приводит к постепенному изменению надмолекулярной структуры: подавляется формирование сферолитной структуры. Видно, что надмолекулярная структура СВМПЭ становится ме-
нее однородной, поскольку частицы углерода препятствуют росту сферолитов при кристаллизации. Микроборозды, присутствовавшие на поверхности трения чистого СВМПЭ, практически исчезают в композициях с 3-5 масс.% С, и вновь наблюдаются при дальнейшем увеличении содержания наполнителя.
т
: 4 .
► Л
д
в
r
е
ж и
Рис. 3. Микрофотографии поверхностей износа и надмолекулярной структуры СВМПЭ (а, д), СВМПЭ + 3 вес. % С (б, е), СВМПЭ + 5 вес. % C (в, ж), СВМПЭ + 0,5 вес. % УНВ (г, и) в режиме сухого трения скольжения Fig. 3. Microimages of wear surfaces and over molecular structure of UHMWPE (a, д), UHMWPE + 3 wt. % of C (б, е), UHMWPE + 5 wt. % of C (в, ж), UHMWPE + 0.5 wt. % of CNF (г, и) under dry sliding friction
Для выяснения (сравнения) роли углерода как твердой смазки, исследованы трибомеханиче-ские характеристики и надмолекулярная структура композитов на основе СВМПЭ, наполненного углеродными нановолокнами (УНВ). На рис. 4 приведены данные по интенсивности изнашивания композитов, наполненных углеродными нано-волокнами (УНВ), из которого следует, что износостойкость нанокомпозитов возрастает в 5,7 раз при содержании нановолокон 0,5 мас.%, уменьшаясь при увеличении доли нанонаполнителя.
На рис. 3г и 3и приведены надмолекулярная структура и поверхности изнашивания нано-композита СВМПЭ+0,5 % УНВ. Из рис. 3 и 4 следует, что, во-первых, интенсивность изнашивания минимальна в композитах СВМПЭ+0,5 масс.% УНВ. Во-вторых, изменение шероховатости поверхно-
0.07 т
0.25
Углеродное нановолокно, мае. Ч
Рис. 4. Интенсивность изнашивания (I) (■) и шероховатость поверхности дорожки трения (Ra) (¡Я1) СВМПЭ и композитов
СВМПЭ-УНВ на стадии установившегося износа Fig. 4. Wear rate (I) (■) and roughness (Ra) ( :) of friction track surface of UHMWPE and UHMWPE-CNF composites at the steady step of wear
стей изнашивания коррелирует с интенсивностью износа. В-третьих, интенсивность износа нано-композитов СВМПЭ-УНВ при содержании нано-наполнителя 1-2 масс.% близка к таковой для микрокомпозитов с микрочастицами углерода.
Исследования интенсивности изнашивания и шероховатости поверхностей изнашивания в среде дистиллированной воды показали, что в условиях смазочной среды на поверхности изнашивания чистого СВМПЭ наблюдаются тонкие «микробороздки» износа, тогда как в композитах (микро и нано) они отсутствуют. Эти результаты свидетельствуют в пользу того, что графит играет роль твердой смазки в процессе изнашивания композитов на основе СВМПЭ в условиях сухого трения скольжения, повышая их износостойкость. Можно предположить, что нановолокна углерода образуют промежуточный слой между матрицей и контртелом (подобие третьего тела), играя роль ультрадисперсной смазочной среды, обеспечивающей низкий коэффициент трения и высокую износостойкость трибосопряжения. В микрокомпозитах чешуйки графита, за счет реализации скольжения по гладкой поверхности, могут обеспечить постоянную твердую смазку металл-полимерного сопряжения и понизить интенсивность трения и изнашивания деталей при сухом трении скольжения.
В работе проанализирована роль микро- и нанонаполнителей как твердой смазки в условиях абразивного изнашивания композитов на основе СВМПЭ при размере зерна абразива 240 (58,5 мкм, ГОСТ 11012-69). Установлено, что сопротивление абразивному изнашиванию не возрастает при наполнении СВМПЭ как микро, так и нанографи-том, и резко уменьшается при наполнении СВМПЭ 10 масс.% шунгита. Причем зависимость интенсивности абразивного изнашивания от содержания наполнителя выражена слабо при абразиве Р 240 до содержания 10 масс.% наполнителя в отличие от испытаний при сухом трении скольжения.
Очевидно, что частицы закрепленного абразива режут матрицу, однако борозды в композитах менее глубокие по сравнению с чистым СВМПЭ. Это свидетельствует в пользу того, что графит, как и в случае сухого трения скольжения, облегчает проскальзывание шкурки по поверхности образца, но «защитить» матрицу в силу несоизмеримости размеров наполнителя и зерна абразива не способен (1-10 мкм и 10 нм против 58,6 мкм).
Сравнительный анализ роли промышленных наполнителей (коллоидный графит, пироуг-лерод, шунгит и УНВ) в обеспечении износостой-
кости композитов на основе СВМПЭ при абразивном изнашивании и в условиях сухого трения скольжения показывает, что кристаллический графит и углеродные нановолокна могут нивелировать микротрещины на поверхности контртела за счет высокой адгезии к металлической поверхности, а чешуйки графита, скользя по гладкой поверхности сопряжения, и нановолокна на поверхностях трибосопряжения могут обеспечить постоянную твердую смазку металл-полимерного сопряжения и, тем самым, снизить интенсивность трения и изнашивания деталей при сухом трении скольжения. В условиях же абразивного износа имеет место резание матрицы частицами закрепленного абразива без заметного взаимодействия с наполнителем (вследствие несоизмеримости размеров наполнителя и зерна абразива), поэтому абразивная износостойкость тех же композитов определяется размером зерна абразива и прочностью сформировавшейся надмолекулярной структуры.
ВЫВОДЫ
Введение промышленно выпускаемых наполнителей (коллоидный графит, пироуглерод, шунгит и углеродные нановолокна) незначительно снижает механические свойства композиций на основе СВМПЭ (предел текучести, предел прочности); износостойкость композиций на основе СВМПЭ повышается при наполнении его микрочастицами до 5 масс.% С вдвое, а 0,5 масс.% на-новолокон в 5,7 раз при сухом трении скольжения.
Графиты различных модификаций выполняют роль твердой смазки при трибосопряжении композитов на основе СВМПЭ и обеспечивают высокую износостойкость таких микрокомпозитов в экстремальных условиях эксплуатации (например, низкие температуры, агрессивные среды и пр.).
При отсутствии адгезии между наполнителем и СВМПЭ-матрицей удается получить микро- (СВМПЭ+5 масс.% С) и нанокомпозиты (СВМПЭ+0,5 масс.% УНВ) с повышенной износостойкостью для работы узлов трения в отсутствии смазочной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Stein H.L. Ultra high molecular weight polyethylene (UHMWPE). Vol. 2: Engineering Plastics. Engineered Materials Handbook. 1999.
2. Galetz M.C., Blar T., Ruckdaschel H., Sandler K.W., Alstadt V. // J. Appl. Polymer Sci. 2007. V. 104. P. 4173-4181.
3. Jiansong Zh., Fengyuan Y.// J. Appl. Polymer Sci. 2005. V. 96. P. 2336-2343.
4. Panin S.V., Kornienko L.A., Sergeev V.P., Sonjaitham N., Tchaikina M.V. // J. Nanotech. 2012. V. 2012. Article ID: 729756. 7 p.
5. Ruan S.L., Gao P., Yang X.G., Yu T.X. // Polymer. 2003. V. 44. N 19. P. 5643-5654.
6. Виноградов А.В., Охлопкова А.А. // Трение и износ. 1995. Т. 16. № 5. С. 931-937;
Vinogradov A.V., Ohlopkova A.A. // Trenie i iznos. 1995. V. 16. N 5. P. 931-937 (in Russian).
7. Исследования и разработки в области нанотехнологий. / Под ред. В.И. Светцова. Иваново: ИГХТУ. 2009. 168 с.; Research and development in the field of nanotechnology. Ed. V.I. Svetsov. Ivanovo: ISUCT. 2009. 168 p. (in Russian).
8. Панин С.В., Панин В.Е., Корниенко Л. А., Пувадин Т., Пирияон С., Шилько С.В. // Изв. вузов. Химия и хим. технология. 2011. Т. 54. Вып. 7. С. 102-106;
Panin S.V., Panin V.E., Kornienko L.A., Puvadin T., Piriyaon S., Shilko S.V. // Izv. Vyssh. Uchebn. Zaved. Khim. Khim. Tekhnol. 2011. V. 54. N 7. P. 102-106 (in Russian).
9. Краснов А.П., Адериха В.Н., Афоничева О.В., Мить В. А., Тихонов Н.Н., Васильков А.Ю., Саид-Галиев Э.Е., Наумкин А.В., Николаев А.Ю. // Трение и износ. 2010. Т. 31. № 1. С. 93-108;
Krasnov A.P., Aderikha V.N., Afonicheva O.V., Mit' V.A., Tikhonov N.N., Vasilkov A.Yu., Said-Galiev A.E., Naum-
kin A.V., Nikolaev A.Yu. // Trenie i iznos. 2010. V. 31. N 1. P. 93-108 (in Russian).
10. Краснов А.П., Виноградова О.В., Баженова В.Б., Грибова И.А., Гуляева Т.А., Неделькин В.И. // Трение и износ. 1996. Т. 17. № 4. С. 544-549;
Krasnov A.P., Vinogradova O.V., Bazhenova V.B., Gri-bova I.A., Gulyaeva T.A., Nedelkin V.I. // Trenie i iznos. 1996. V. 17. N 4. P. 544-549 (in Russian).
11. Buseck P.R., Kovalevski V.V., Cowley J.M. // Carbon. 2001. V. 39. N 2. P. 243-256.
12. Углеродный нанокомпозит. Пенза, М.: НПП «Пироугле-род». 2014. http://www.pyrocarbon.ru/ uglerodnyij-nano-kompozit-(unk).html;
Carbon nanocomposite . Research and Production company Pyrocarbon Ltd.». Penza, M.: PYROCARBON Ltd., 2014. http://www.pyrocarbon.ru/uglerodnyij-nanokompozit-(unk).html.
13. Калинин Ю.К. Углеродсодержащие шунгитовые порода: и их практическое использование. Дис. ... д. т.н. Москва. ИГ РАН. 2002. 316 с.;
Kalinin Yu.K. Carbon schungite rocks and their practical use. Dissertation for doctor degree on technical sciences. Moscow. IG RAS. 2002. 316 p. (in Russian).
Общероссийская общественная организация специалистов в области углерода и углеродных материалов «Углеродное общество»
УДК 662.749.38:677.499 О.Н. Абрамов, Д.В. Сидоров, Т.Л. Апухтина, В.А. Храмкова ПОЛУЧЕНИЕ ПЕКОВОГО УГЛЕРОДНОГО ВОЛОКНА НА ОСНОВЕ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ
(Государственный научно-исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений) e-mail: [email protected]
Углеродные волокна, благодаря высоким удельным показателям упруго-прочностных свойств, а также технологичности в изготовлении и переработке, занимают особое место среди армирующих волокон конструкционного назначения. Наиболее перспективными углеродными волокнами по совокупности технологических и экономических параметров являются пековые (из нефтяного и каменноугольного сырья), полиак-рилонитрильные и гидратцеллюлозные волокна. В ГНЦ РФ «ГНИИХТЭОС» изготовлены дискретные образцы пековогоуглеродного волокна на основе нефтяного сырья.
Ключевые слова: тяжелая смола пиролиза нефти, нефтяной пек, пековое волокно, углеродное волокно, композиционные материалы
ВВЕДЕНИЕ конденсированных ароматических соединений,
К сырью для получения углеродного во- являющихся зародышами °браз°вания °лиг°мер-локна предъявляется ряд требований. Прежде все- ных структур Помимо этого, в сыРье для получе-
го, сырье должно содержать достаточное количе- ния углеродного волокна должно быть минималь-ство углерода как в виде веществ алифатической ное количество примесей (таких как сера и ионы
природы, способных к ароматизации, так и в виде металлов), оказывающих отрицательное влияние