Литература
1. Кобзев А. А. Модель процесса токарной обработки в системе автоматического управления / А.А. Кобзев, Л.К. Генералов // Станки и инструмент. - 2008. - № 11. -С. 26 - 29.
2. Кобзев А. А. Использование моделируемых сигналов в системах автоматического управления процессом резания / А.А.Кобзев, В.П. Легаев, Л.К. Генералов // Вестник машиностроения. - 2011. - № 1. - С. 54 - 61.
3. Генералов Л. К. Управление формообразованием деталей с использованием упреждающих сигналов [Электронный ресурс]: / Л.К. Генералов // Труды МАИ: Электронный журнал: машиноведение, машиностроение. - 2011. - № 44. - Режим доступа: http://www.mai.ru/sciense/trudy/
4. Легаев В. П. Модельное управление точностью обработки на металлорежущих станках / В.П. Легаев, А.А. Кобзев, Л.К. Генералов. - Владимир: ВлГУ, 2010. - 166 с.
5. Гудвин Г. К. Проектирование систем управления [пер. с англ.] / Г.К. Гудвин, С.Ф. Гребе, М.Э. Сальдаго. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 911 с.: ил.
Измеритель вертикальной скорости летательного аппарата
12 3
Искендеров И. А. , Тагиев Ф. К. , Гараев Р. Н.
1Искендеров Ислам Асадович /Iskenderov Islam Asadovich - кандидат технических наук,
доцент;
2Тагиев Фируз Керимович / Taghiyev Firuz Kerimovich - кандидат технических наук, доцент;
3Гараев Рази Нийази оглы / Garayev Razi Niyazi ogly - магистр, кафедра авионики, факультет воздушного транспорта,
Национальная авиационная академия, г. Баку, Азербайджанская Республика
Аннотация: измеритель вертикальной скорости летательного аппарата с помощью средств цифровой техники повышает точность и надежность измерения вертикальной скорости.
Ключевые слова: скорость, летательный аппарат, измерение.
Величина вертикальной скорости самолета и любого летательного аппарата участвует на всех этапах полета и является одним из важнейших параметров, характеризующих полет. Особенно важно измерять эту скорость при посадке летательного аппарата.
Известны следующие методы измерения вертикальной скорости:
- интегрирования вертикальных ускорений;
- пневмомеханического дифференцирования статического давления Рст, зависящего от высоты, метод дифференцирования сигнала датчика высоты [1].
Используемый на самолете и получивший широкое распространение измеритель вертикальной скорости называется вариометром [1]. В этом приборе используется метод пневмомеханического дифференцирования статического давления Рст, зависящего от высоты, Этот метод основан на измерении манометром прибора величиныДр, - разности статического давления в корпусе прибора, и сообщающегося с атмосферой давления через капилляр.
Др= РСт- Pk
В вариометре истинная вертикальная скорость определяется из следующего выражения:
. я04ЙГ1Г
ЛР.
В этом выражении величины PbVbeTk характеризуют капилляр.
23
Вариометр обладает следующими методическими погрешностями:
- запаздывание показаний;
- температурная погрешность.
Запаздывание показаний возникает при переходе самолета с горизонтального полета в режим набора высоты или в режим снижения. В этих случаях разность давлений Ар устанавливается с запаздыванием
т=1 2 8
УкЪк RnT nD 4 р к т к'
Известно, что время запаздывания можно уменьшить. Для этого необходимо увеличить диаметр капилляра или уменьшить его длину. Однако при этом уменьшается Ари, возникает необходимость в увеличении чувствительности манометра.
Однако, используя достижения современного приборостроения, возможно создание измерителя вертикальной скорости с улучшенной характеристикой.
Одним из вариантов такого измерителя может быть прибор, использующий в своем составе виброчастотный преобразователь [2].
В последние годы в измерительной технике находят применение датчики с частотным выходом, которые работают совместно с цифровым вычислительным устройством. В этих датчиках измерительная информация определяется временем между импульсами. И это время достаточно точно преобразуется в цифровую форму и обрабатывается микропроцессорной схемой.
В частотных преобразователях используется электромеханический колебательный контур, и частота определяется механическими элементами.
Рис. 1. Элементы виброчастотного преобразователя
Рис. 2. 1 - трубка; 2 - электромагнит 24
Чувствительным элементом является упругая цилиндрическая трубка 3, разделяющая внутренний объем корпуса 2 на две герметичные полости I и II. В
полость I подается давление р\, в полость II - давление Р2 . При этом на трубку 3
действует разность давлений рн = р\ — Р2.
Где: Pi р2
г 1 - статическое давление,а r 2 - давлениена выхода капилляра..
Для создания колебания трубки 3 используется электромагнит 1, который питается напряжением с частотой f0, силы притяжения, возникающие при этом, деформируют трубку в поперечном направлении. При наличии в обмотке электромагнита электрического тока круглое поперечное сечение трубки преобразуется в сечение плоскоовальной формы и обратно. При этом возникают поперечные колебания;
частота f которых зависит от действующего на трубку избыточного давления ри
f = fW1 — Ри IP0 ,
где: f о - частота колебаний при ри = 0.
Съем частоты колебаний трубки проводится индуктивным преобразователем 4, сердечник которой повернут на 90° по отношению к сердечнику электромагнита 1. Оба сердечника расположены в параллельных горизонтальных плоскостях.
Колебания, возникающие в трубке, будут иметь частоту
Для съема колебаний служит индуктивность (4).
Частотный сигнал на выходе такого преобразователя f зависит от Ар, обрабатывается микропроцессорным устройством и вычисляется вертикальная скорость.
Для определения вертикальной скорости можно использовать также метод дифференцирования значения высоты (рис. 2).
Статическое давление подается на датчик давления ДД, в качестве которого можно использовать полупроводниковый микромеханический датчик давления с кремниевой диафрагмой, встроенными тензорезисторами и усилителем [3].
Сигнал с выхода усилителя датчика давления с помощью АЦП преобразуется в код и подается на CPU через интерфейс И с частотой в 1 сек., которая задается устройством управления УУ. В СР вычисляются текущие высоты, h и изменение их 1 сек., что и будет вертикальной скоростью (рис. 2).
Рис 2. Принципиальная схема интерфейса вертикальной скорости
В современных самолетах широко используются компьютеры воздушных данных ADC, на выходе которых в цифровой форме образуется значение высоты полета h. Используя эти значения, можно вычислить вертикальную скорость по следующему алгоритму.
С помощью интерфейса и устройства управления УУ с периодичностью в 1 секунду эта величина подается на CPU (рис. 3), где запоминаются значения высот h1,h1-1 ... Ah= hj- h1-1 CPU последовательно вычисляет... Ah= hj- h1-1, где... - Ah будет изменение высоты в течение 1 сек. , что эквивалентно величине вертикальной скорости.
25
Рис. 3. Принципиальная схема расчета вертикальной скорости Литература
1. Воробьев В. Г., Глухов В. В., Кадышев И. К. Авиационные приборы, информационно-измерительные системы и комплексы. Транспорт. 1992.
2. Эткин Л. Г. Виброчастотные датчики. МГТУ им. Баумана, 2004.
3. Распопов В. Я. Микромеханические приборы. М; Машиностроение, 2007.
Процесс хемосорбционной очистки природного газа Базаров Г. Р/, Мирзаев С. С.2, Назаров Ф. Р.3
Базаров Гайрат Рашидович /Bazarov Gayrat Rashidovich - кандидат технических наук,
доцент;
2Мирзаев Санжар Саиджонович /Mirzayev Sanjar Saidjonovich - старший преподаватель; 3Назаров Феруз Ражабович /Nazarov Feruz Rajabovich - магистрант, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены аппараты и технологии хранения сжиженных природных газов. Изучены железобетонные изотермические резервуары с замкнутой наружной оболочкой и вертикальные цилиндрические изотермические резервуары. Ключевые слова: замкнутой наружной оболочкой, изотермические резервуары, цилиндрические, вертикальные, изотермические резервуары, железобетонные.
Сущность процесса заключается в поглощении сероводорода из газа щелочью, полученной в диафрагменном электрохимическом реакторе из водного раствора сульфата натрия и последующей регенерации насыщенного сероводородом абсорбента кислотой, полученной в этом же электрохимическом реакторе [1]. Принципиальная схема процесса ЭЛСОР показана на Рис. 1.
Рис. 1. Технологическая схема очистки природного газа от сероводорода ЭЛСОР
26