► книжные новинки
ИЗМЕРИТЬ БУДУЩЕЕ ПРОШЛЫМ Рецензия на монографию М. В. Богуславского «Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы»1
MEASURiNG FUTURE BY PAST
The review on the book "Historical and pedagogical approach to the expert review of the innovation in education: scientific basis" by Michael Boguslavsky (Moscow, 2016, 118 p.).
Безрогов Виталий Григорьевич
Главный научный сотрудник лаборатории истории образования и педагогики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Bezrogov Vitaly G.
Senior Research Fellow at the Laboratory of History of Pedagogics and Education of the institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Аннотация. В рецензии охарактеризована монография М. В. Богуславского, посвященная историко-педагогической экспертизе новых явлений в образовании.
Abstract. The review covers the monograph by Michael Boguslavsky that highlights the expert review of the innovation in education from the historical and pedagogical positions.
Ключевые слова: М. В. Богуславский, экспертиза, Keywords: Michael Boguslavsky, expert история, образование. reviewing, history, education.
1 Богуславский, М. В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы [Текст]: монография / М. В. Богуславский. - М.: ИСРО РАО, 2016. - 118 с.
- Что такое эксперт?
- Это профессионал в обществе, где деградирует компетентность.
Из разговора в автобусе
Между педагогами-теоретиками и историками педагогики часто возникает полемика о значимости исторических ретроспекций. Первые спрашивают о том, что приносит история педагогического бытия прошлых столетий и эпох для современного образования, для учителей и преподавателей. Вторые пытаются объяснить первым, что такая практическая наука как педагогика без осознания собственной истории весьма несовершенна - как в области «изобретения велосипедов», так и в общем профессиональном взгляде на невыносимую легкость обучения и воспитания подрастающих из прошлого в будущее поколений.
Один из активных участников такого спора М. В. Богуславский подготовил и опубликовал монографию, в которой попробовал решить задачу, возможна ли непосредственная, прагматическая поверка историей предпринимаемого в области образования сегодня? На этот вопрос у автора есть несколько ответов, сформулированных в семи главах книги, вышедшей в 2016 г.
Ответ дефинициарный. В первой главе монографии автор дает определения понятиям, связанным с экспертной деятельностью. Подчеркнуто, что экспертность - организация и применение знаний, а не только сами по себе знания. Поэтому изменение возможных сфер применения научного знания меняет своего рода конфигурацию его экспертности. Экспертиза - статус ума, а не только его наличие.
Ответ базисный. Вторая глава посвящена дефиниции историко-педагогической экспертизы. Определив экспертизу как точный и профессионально свежий взгляд, автор показывает, что историко-педагогические аналогии и государственный заказ могут лечь в основу поверки прошлым перехода из будущего в настоящее.
Ответ методологический. Третья глава книги показывает подходы в применении историко-педагогической экспертизы, ее общие и специальные методы. Среди них, например, такой важный метод, как монографическое описание прошлого, «когда предметом целостного исследования выступает определенный образовательный феномен, например, Царскосельский лицей пушкинской поры...» (с. 35). Именно целостное исследование прошлого закладывает основы экспертизы инноваций, проводимой на его основе.
Ответ процедурный. Четвертая глава рисует практику применения историко-педа-гогической экспертизы в области образовательных инноваций. Автор убежденно демонстрирует, что потенциал инноваций трудно подсчитать без учета исторического опыта аналогичных явлений в прошлом.
Ответ культурологический. Пятая глава показывает неизбежную контекстуаль-ность экспертизы по месту, времени, эпохе и культуре в целом. В культурологическом анализе автор особенно выделяет и подчеркивает аксиологическую его составляющую, когда инновации оцениваются с точки зрения традиционных ценностей, передающихся
книжные новинки
из поколения в поколение. М. В. Богуславский уверен, что «национальный код» (термина современного историка образования Н. А. Асташовой в рассматриваемой книге нет, есть близкие ему «культурно-исторический код», «социокод и ментальное ядро», «социокод российской цивилизации») (с. 90, 61, 63) той или иной традиции воспитания и обучения стоит действенно учитывать в историко-педагогической экспертизе инноваций, происходящих в современном мире.
Ответ модернизаторский. Шестая глава дает читателю конкретный пример приложения историко-педагогической экспертизы к модернизации образования в истории России. В этой главе проведен анализ модернизации образования второй половины ХХ в., дана оценка ее «волнам», представлена типология стратегий модернизации и предложена экспертиза этих стратегий.
Ответ стратегический. Заключительная, седьмая глава книги показывает роль и место историко-педагогической экспертизы в оценке современных процессов и политик в сфере российского образования. Автор демонстрирует вариант историко-педагогической экспертизы возможностей развития отечественного образования в их среднесрочных перспективах.
Таким образом, в монографии последовательно рассмотрена «экспертность» исто-рико-педагогической науки, место историко-педагогической экспертизы в ландшафте прагматико-ориентированного научно-педагогического знания. История аргументированно представлена как возможная наставница и учительница всему неравнодушному к определению образовательных стратегий, направлений, практик и современных теорий сообществу.
В заключении книги автор подчеркивает необходимость «ретроспективной экспертной процедуры» любых педагогических проектов и недостаточную институализацию такой необходимости в силу отсутствия у истории педагогики развитой инфраструктуры, малочисленности профессиональных экспертов в области истории образования и педагогической мысли. Более того, автор в приводимом им документе - рекомендации Международной конференции Российской академии образования «Востребованность фундаментальных исследований в системе образования в условиях современного общества» от 15 декабря 2015 г. указывает как на необходимость открытия в структуре высшего педагогического образования магистратуры по истории педагогики для подготовки качественных профессионалов - ретроспективных экспертов, так и на возможность своего рода повышения историко-педагогической квалификации всех молодых педагогов-исследователей путем введения в авторефераты диссертаций такого структурного элемента, как «История вопроса, разрабатываемого в диссертации».
В случае осуществления второго из указанных пожеланий российская педагогическая наука получит усовершенствованные кадры, понимающие связь и перспективы своих исследований с историческим контекстом и накопленным в истории опытом, как позитивным, так и - что особенно важно - негативным. В таком случае историко-педагогическая экспертиза станет в полном смысле слова делом каждого педагога.
Опубликованное М. В. Богуславским рассмотрение вопроса об историко-педагоги-ческой экспертизе инноваций в образовании появилось очень своевременно для участия в
обсуждении судеб и статусов историко-педагогического экспертного знания в структуре и педагогических наук и тех управленческих сфер, в которых принимаются и осуществляются решения по совершенствованию современного российского образования.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 3