Научная статья на тему 'Измерение и особенности инновационных процессов в промышленности Беларуси'

Измерение и особенности инновационных процессов в промышленности Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орешенков Александр

В БГЭУ в рамках исследования «Разработка теоретико-методологических основ государственной политики, ориентированной на развитие спроса на инновации в белорусской экономике» получена методика оценки результативности деятельности по созданию нововведений в отраслях промышленности. Ее особенностям, а также итогам изучения эффективности инновационных процессов в промышленности Беларуси посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measurement and features of the innovational processes in Belarusian industry

The article reviews the features and results of the innovation processes in Belarusian industry evaluated according to the methods developed at the Belarusian State Economic University.

Текст научной работы на тему «Измерение и особенности инновационных процессов в промышленности Беларуси»

Измерение и особенности инновационных процессов

в промышленности Беларуси

Резюме. В БГЭУ в рамках исследования «Разработка теоретико-методологических основ государственной политики, ориентированной на развитие спроса на инновации в белорусской экономике» получена методика оценки результативности деятельности по созданию нововведений в отраслях промышленности. Ее особенностям, а также итогам изучения эффективности инновационных процессов в промышленности Беларуси посвящена данная статья. Ключевые слова: промышленность, инновации, инновационная активность, методология.

Александр Орешенков,

кандидат

экономических наук, доцент

Цель инновационного развития страны на 2016-2020 гг. заключается в обеспечении проведения структурной перестройки национальной экономики, предусматривающей концентрацию ресурсов на формировании и ускорении развития видов экономической деятельности, использующих технологии V и VI технологических укладов.

Вначале 2000-х гг. в стране только формировалась национальная инновационная система (НИС), и оценивать ее эффективность было рано. Сейчас ситуация изменилась, поскольку для исследователей доступен массив статистической информации за значительный временной интервал. Рассмотрим методологические нюансы расчета индикаторов, позволяющих оценить эффективность инновационных процессов в промышленном производстве.

Уровень инновационной активности

Системное описание нововведений в нашем исследовании базируется на признаках, представленных в справочнике «Руководство Осло» (OSLO Manual), который является документом ОЭСР, подготовленным при участии Евростата. В нем инновация рассматривается как процесс изменений, ориентированный на конечный результат, воплощаемый в виде нового или усовершенствованного продукта

(технологии) или организационно-экономического формата предприятия. Согласно последней редакции данного руководства, к новаторской можно отнести компанию, осуществляющую один или несколько типов инноваций: технологические, маркетинговые, организационные (табл. 1).

Данные о количестве инновационных организаций формируются в Беларуси на основе формы статистического учета «1-нт (инновация)». При проведении сравнительного анализа деятельности отечественных предприятий с зарубежными фирмами по показателю «уровень инновационной активности бизнеса» следует обязательно отметить одну существенную разницу: белорусская статистика к числу новаторских относит организации, которые осуществляли затраты на инновации. Отличие от европейских обзоров состоит в том, что из числа инновационных выпадают структуры, не имевшие в текущем году затрат на различные усовершенствования, но проводившие отгрузку новой продукции. Кроме того, в зарубежной практике может использоваться индикатор совокупного уровня инновационной активности, который определяется как отношение числа компаний, осуществлявших одновременно все типы улучшений либо отдельные их

Тип инноваций Цель

Определение

Характерные черты

Технологические

(продуктовые и процессные)

Снижение себестоимости или затрат по доставке продукции, повышение ее качества либо производство и доставка новых, значительно усовершенствованных товаров

Внедрение товара, являющегося новым или улучшенным по части его свойств, а также способов использования и изготовления

Существенное отличие по своим характеристикам или предназначению от продуктов, производившихся организацией ранее

Значительные улучшения уже существующих продуктов -изменения в материалах, компонентах и свойствах изделий

Маркетинговые

Лучшее удовлетворение нужд потребителя, увеличение доли на существующих рынках или выход на новые

Внедрение нового метода маркетинга, включая усовершенствования в дизайне или упаковке продукта, его складировании, продвижении на рынок или в назначении продажной цены

Изменения в дизайне продукта становятся частью маркетинговой концепции

Происходит освоение новых каналов сбыта, стратегий ценообразования для рыночного продвижения товаров

Организационные

Повышение эффективности предприятия посредством сокращения административных расходов или оперативных затрат, увеличения удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест (и тем самым производительности труда), расширения доступа к некоторым активам (таким как некодифицированные знания из внешних источников)

Использование нового организационного метода в деловой практике компании, в формировании рабочих мест или внешних связей

Задействование улучшенных механизмов выстраивания повседневной деятельности и порядка выполнения работ

Внедрение новых методов распределения ответственности и права принятия решений между сотрудниками при налаживании и согласовании различных рабочих процессов внутри подразделений компании и при их взаимодействии друг с другом, а также использование современных принципов структурирования деятельности (например, объединение различных видов работ)

Таблица 1. Оценка

инновационной деятельности в соответствии с типологией инноваций, рекомендованной «Руководством Осло»

Источник:

составлено автором на основе [1]

сочетания, к общему количеству обследуемых за определенный период времени фирм. В белорусской статистике инновационная активность однозначно определяется количеством организаций, применявших только технологические нововведения. Эти особенности необходимо учитывать при проведении международных сопоставлений.

Показатели затрат на инновации

На рис. 1 представлены три уровня расходов на инновационную деятельность. Издержки на НИОКР можно в данном случае считать ядром, поскольку они позволяют разрабатывать новую продукцию. Финансирование технологических инноваций дает возможность ее изготавливать, а затраты на но-

вовведения в целом способствуют формированию и удовлетворению дополнительного спроса потребителей на наукоемкие виды товаров или услуг.

В зарубежной методологии для структуризации отраслей хозяйства или компаний по технологичности обычно применяется показатель доли расходов на НИОКР в отгрузках, валовой продукции, чистых продажах и добавленной стоимости [2]. Можно ли выявить сравнительную наукоемкость отдельных структурных элементов промышленного комплекса по данным официальной статистики? В принципе, отчетность организаций Белстату по форме «1-нт (инновация)» содержит сведения об общем объеме отгруженной продукции в разрезе видов экономической деятельности. Поэтому рассматриваемый ин-

дикатор следует переформулировать как «удельный вес затрат на НИОКР в общем объеме отгруженной продукции». Числовое значение расходов на проведение исследований и разработок получаем из информации государственного статистического наблюдения, приведенной в строке 103 таблицы «Затраты на инновации» формы «1-нт (инновация)», которые и есть расходы на НИОКР.

Наряду с описанным показателем в некоторых инновационных индексах используются иные индикаторы. Так, в EIS-2008, RIS-2009 и !Ш-2013 применяется такой критерий, как «доля расходов на инновации, не связанных с НИОКР, в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг)». В этом случае в знаменателе учитываются созданные и фактически отгруженные товары и услуги юридического лица (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей). Можно также рассматривать издержки на технологические нововведения в процентах от оборота, что является более подходящим для производственных предприятий, поскольку для сферы услуг характерны другие типы нововведений.

Таким образом, учет использования финансовых ресурсов для инновационной деятельности в отраслях промышленности может производиться с помощью как классического показателя «удельный вес расходов на НИОКР в отгрузках», так и на основе индикатора «удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженной продукции». Последний характеризует разработку и внедрение как прорывных, так и улучшающих инноваций. Однако если имеется необходимость учета обоих значений, то следует расходы на технологические инновации

отделить от расходов на НИОКР. Для этого существует следующий механизм.

О внутренних затратах на НИОКР организации отчитываются по форме «1-нт (наука)», а о расходах на технологические инновации - по форме «1-нт (инновация)». Последней пользуются предприятия, работающие в сфере добычи полезных ископаемых (раздел С), обрабатывающих производств (раздел Б), генерирования и распределения электроэнергии, газа и воды (раздел Е), связи (64 код ОКЭД), вычислительной техники (72 код ОКЭД). Следовательно, информация о технологических инновациях является фрагментарной, поскольку не охватывает всю экономическую деятельность общества.

Несопоставимость данных о затратах на НИОКР по различным формам статистической отчетности («1-нт (наука)» и «1-нт (инновация)») - причина несоответствия этого показателя в указанных формах. Если провести анализ объема расходов на НИОКР, основываясь на данных Белстата, то получится, что издержки на научные исследования и разработки по форме «1-нт (наука)» (более 4 трлн руб.) в 2013 г. превышали аналогичные затраты, определенные по форме «1-нт (инновация)» (около 900 млрд руб.).

Поскольку по форме «1-нт (инновация)» отчитываются только производственные компании, которые по основному виду экономической деятельности в большинстве своем относятся к разделам С, Б, Е ОКЭД, то можно учитывать затраты на технологические инновации за вычетом расходов на исследования и разработку новых продуктов, услуг и методов их создания (передачи), новых производственных процессов. В этом случае искомый показатель будет равен разности строк 102 и 103 формы

/

а> о.

о с

а>

с.

% \

Ядро (база) ' для разработки Ч

прорывных ^ инноваций ^

%

%

«1-нт (инновация)», отнесенных к значению по строке 301, в которой отражается общий объем отгруженной продукции.

Также следует отметить еще один индикатор - «соотношение затрат на технологические инновации и объема инвестиций в основной капитал». Он характеризует вовлечение в инновационное развитие инвестиционных ресурсов отрасли.

Показатели выпуска

инновационной

продукции

Инновационная продукция - обобщающее понятие, распространяемое на конкретные результаты интеллектуальной и производственной деятельности, связанной с усовершенствованием эксплуатационных показателей изделий, снижением затрат труда, потребления энергии, расходования комплектующих и появлением новых услуг в материальном секторе экономики [3]. Согласно методологии

\

X

О) |

/

У

Белстата, данный термин трактуется как «новые или значительно улучшенные товары, подвергавшиеся разного рода технологическим изменениям в течение последних трех лет». В этом контексте в качестве показателей отраслевой эффективности инновационной деятельности нами предлагается использовать следующие параметры:

■ доля вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям продукции в организациях отрасли в общем объеме отгруженных товаров;

■ процент отгруженной инновационной продукции за пределы Республики Беларусь в общем объеме отгруженной продукции, который демонстрирует эффективность продвижения на международных рынках;

■ доля инновационной продукции на рубль затрат на технологические инновации, отражающая результативность вложений в обновление производства.

Рис. 1.

Уровни расходов промышленной организации на инновационную деятельность

1. Затраты фирмы на НИОКР

2. Затраты фирмы на технологические инновации

3.Затраты на инновации в целом

Источник:

составлено автором

Таблица 2. Оценка

результативности инновационного развития отраслей по данным национальной статистики (2011-2013 гг.)

Источник:

составлено автором

Примечание: DE - целлюлозно-бумажное производство; DF - нефтепродукты; DI -минеральные продукты; DG - химическое производство; DJ - металлургия; DK - машины и оборудование; DL - электрооборудование, электронное и оптическое оборудование; DM - транспортные средства и оборудование

Показатели Результативность инновационного развития Отрасли-лидеры

Первая группа показателей

Доля организаций, осуществлявших технологические инновации Этот индикатор определяет инновационную активность организаций отрасли. Высокие его значения наблюдаются у четырех подсекций экономической деятельности: Рб, ЭЬ, ЭБ и ЭК Химическая промышленность; производство электрооборудования, электронных и оптических устройств; производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

Доля организаций, применявших организационные нововведения Высокий удельный вес демонстрируют подсекции ЭБ и Эб Химическая промышленность; производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

Процент компаний, использовавших маркетинговые инновации Основной результат маркетинговых инноваций -реализация целостной концепции управления бизнесом. Однако относительно неплохие значения имеют только две подсекции: ЭБ и ЭК Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов; производство транспортных средств и оборудования

Вторая группа показателей

Доля расходов на НИОКР в общем объеме отгруженной продукции Лидеры - подсекции Ш и ЭЬ Металлургическое производство; создание электрооборудования, электронных и оптических приборов

Удельный вес затрат на технологические инновации (без учета издержек на НИОКР) в общем объеме отгруженных товаров

При сопоставлении инновационных вложений с объемами реализации оказывается, что высокая их интенсивность наблюдается в трех подсекциях: Э!, ЭБ и ЭБ

Изготовление прочих неметаллических минеральных продуктов; целлюлозно-бумажная промышленность и издательская деятельность; производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

Соотношение затрат на технологические нововведения и объема инвестиций в основной капитал Инновационная активность в привлечении финансирования в подсекции ЭБ оказывается значительно выше по сравнению с другими отраслями промышленности Беларуси Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

Третья группа показателей

Объем вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям товаров организаций отрасли в общем объеме отгруженной продукции Доля инновационной продукции невелика. Быстрее ее рост происходит в подсекциях ЭК и ЭМ Производство машин и оборудования, транспортных средств

Процент отгруженной инновационной продукции за пределы Республики Беларусь в общем объеме отгруженной продукции

Экспорт инновационной продукции подсекций ЭК и ЭМ составляет практически треть объема отгруженных товаров в каждой отрасли, что обеспечивает приток валютных ресурсов в национальную экономику

Производство машин и оборудования, транспортных средств

Объем инновационной продукции на рубль затрат на технологические нововведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальная статистика позволяет выявлять и анализировать эффективность инновационных

затрат на уровне отраслей. Эта эффективность Нет отраслей-лидеров оказывается невысокой, отсутствует явно выраженная тенденция лидерства

При этом в европейской статистике можно обнаружить индикатор «Продажи новых для рынка и новых для фирмы продуктов в общем объеме отгруженной продукции, %», который является аналогом отечественного показателя «Объем вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям продукции». Исследование данных Белстата позволяет констатировать значительный удельный вес отгруженной инновационной продукции (почти 18%), в то время как продажа «новых для рынка и новых для фирмы» (по терминологии

ОЭСР/ЕС) товаров в общем объеме продаж, согласно !Ш-2013, составляет только 14,37% [4].

Представляется, что такая ситуация может быть объяснена не только методологическими несоответствиями отечественной и западной статистики, но и проявлением дефекта системы учета инновационной деятельности, являющегося следствием мягких критериев отнесения продукции к разряду новаторской и высокотехнологичной. Данную практику необходимо пересмотреть. В противном случае любые незначительные усовершенствования будут раз-

дувать объем инновационных товаров в прямой зависимости от настойчивости и ангажированности лиц, предоставляющих первичную отчетность. Существует опасность, что целевые ориентиры различных стратегий и программ построения экономики знаний могут быть достигнуты исключительно за счет статистики предприятий при отсутствии качественных изменений в НИС.

Для решения данной проблемы полезной будет организация образовательных семинаров для сотрудников промышленных предприятий, а также

создание сайта с возможностью интерактивного заполнения статистических форм по нововведениям и размещения на нем обучающих материалов и объявлений о важнейших событиях в инновационной сфере. Следует также улучшить методологическую основу статистического наблюдения за инновационной деятельностью.

Перейдем к практической реализации предложенного подхода.

Исходя из данных, представленных в табл. 2, можно сформулировать следующие проблемы.

Для каждой отрасли в рассматриваемой выборке мы можем выделить признаки результативного инновационного развития только по отдельным направлениям оценивания.

Высокий уровень инновационной активности организаций сопоставим в некоторых высокотехнологичных и средне-низкотехнологичных видах деятельности. Так, в 2011-2013 гг. доля предприятий, осуществлявших технологические нововведения, в сегментах производства транспортных средств и нефтепродуктов была одинаковой - 44,3%.

В практике отечественных компаний пока не заняли должного места организационные нововведения: в отдельных отраслях промышленности (машиностроительная, химическая, металлургическая, нефтеперерабатывающая) их интенсивность в среднем в 1,2-2,7 раза ниже, чем технологических. Мы вправе предположить серьезную организационную отсталость производств, являющихся точками роста национальной экономики.

Усиление влияния маркетинга на корпоративную практику управления промышленными компаниями в Беларуси позволяет ожидать повышения инновационной активности в рассматриваемой сфере. Однако по 13 (из 15) видам экономической дея-

тельности наблюдается обратная картина. Только в двух отраслях (производстве нефтепродуктов и транспортных средств) наблюдается неплохая ситуация. В данных сегментах 18,1% и 9,3% компаний соответственно применяли маркетинговые нововведения. Поэтому не удивительно, что новая продукция не всегда находит спрос, а затраты на ее создание не обеспечивают необходимого коммерческого эффекта.

Наукоемкость продаж (расходы на НИОКР в инновационных затратах относительно объема отгруженной продукции) составила в 2011-2013 гг. в среднем 0,47%. Наиболее высок данный показатель в металлургическом производстве (1,4%) и создании электронного и оптического оборудования (1,2%). Если для первого сегмента это очень хороший результат, то, например, в США в 2004 г. доля расходов на НИОКР в приборостроении в чистых продажах составила 13,8%.

Интенсивность затрат на технологические инновации в секторе высоких технологий белорусской промышленности ниже, чем в производствах более низкого техуклада. Так, средний показатель интенсивности расходов за 2011-2013 гг. в сфере изготовления электронных и оптических устройств составил 1,9%, нефтепродуктов - 4,2%. Самое высокое значение данного индикатора было в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - 15,6%.

Проведенное сопоставление инновационных затрат с объемом инвестиций в промышленности Беларуси показывает, что это соотношение за рассматриваемый период в производстве нефтепродуктов было выше, чем в машино- и приборостроении, которые по международной методологии являются сферами высокой и средне-высокой

технологичности и во многом определяют качество оборудования всех остальных секторов хозяйства.

У большинства ведущих субъектов ВЭД обрабатывающей промышленности объем инновационной продукции превышает ее долю по промышленности в целом, которая в 2011-2013 гг. составила в среднем 16,7%. Доля инновационной продукции была существенно выше в производстве машин и транспортных средств и равнялась 39,3% и 41,1% соответственно. Это неплохо, поскольку именно указанные отрасли поставляют на рынок новые средства и орудия труда. Но дело в том, что отсутствие эффекта мультипликатора приводит к исчерпанию массового обновления в отраслях с традиционной технологией, сокращая спрос на новые средства производства.

Исследование отраслевой структуры экспорта также дает пищу для размышлений. В 2013 г. по сравнению с 2011 г. приборостроение увеличило долю поставок за рубеж инновационной продукции на 2,7 п.п., в то время как нефтеперерабатывающий сектор прибавил 19,2%.

Полученные результаты позволяют сделать вывод об отсутствии в республике четкой промышленной политики, направленной на формирование секторов с высокой добавленной стоимостью. СИ

Литература

1. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям:совместная публикация ОЭСР и Евростата.- М., 2010.

2. Модернизация российской экономики: структурный потенциал / Н.И. Иванова [и др.]; отв. ред. Н.И. И ванова.-М., 2010.

3. Инновации. Деловой энциклопедический словарь / В. Г. Гавриленко [и др.].- Мн., 2006.

4. Innovation Union Scoreboard 2013: report. Электронный ресурс: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/ facts-figures-a nalysis/innovation-scoreboa rd/index_en.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.