Научная статья на тему 'Изменения в системе антирелигиозной пропаганды в 1954 1955 гг. (на примере Новгородской области)'

Изменения в системе антирелигиозной пропаганды в 1954 1955 гг. (на примере Новгородской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / НАУЧНЫЙ АТЕИЗМ / МАТЕРИАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чаусов А. И.

На основе архивных данных исследуются изменения в системе антирелигиозной пропаганды КПСС в Новгородской области в 1954 1955 гг. Сделан вывод о ее низкой эффективности, дан анализ причин безуспешности предпринимавшихся попыток ее активизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в системе антирелигиозной пропаганды в 1954 1955 гг. (на примере Новгородской области)»

УДК 93

А.И.Чаусов

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ В 1954 — 1955 гг.

(НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Гуманитарный институт НовГУ, aleshausov@mail.ru

Changes in the system of anti-religious propaganda done by Communist Party of the Soviet Union in Novgorod region in 1954 — 1955 is studied based on archive documents. The author concluded that the system was inefficient; the reasons are given explaining why the attempts failed to activate the system.

Ключевые слова: антирелигиозная пропаганда, научный атеизм, материализм

Первая попытка развернуть кампанию по антирелигиозной пропаганде в 1954 г., после периода «конкордата», длившегося с 1943 г., начинается с постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках научноатеистической пропаганды и мерах ее улучшения» [1], подготовленного М.А.Сусловым, Д.Т.Щепиловым и А.Н.Шелепиным по указанию Н.С.Хрущева.

В этом документе, в частности, имелись следующие положения:

«В целях усиления научно-атеистической пропаганды должны быть использованы все многообразные формы и средства идейно-политического воздействия на трудящихся на их родном языке — лекции, доклады, беседы, печать, радио, кино, театр. К научно-атеистической пропаганде должны быть привлечены лучшие партийные и комсомольские пропагандисты, интеллигенция и научные силы...

Обязать Министерства просвещения союзных республик и Министерство высшего образования СССР усилить воспитательную работу среди учащихся и студентов в духе воинствующего материализма, организуя в школах, средних специальных учебных заведениях и вузах систематическое проведение популярных бесед и лекций на естественнонаучные, атеистические темы, демонстраций научных кинофильмов. Преподавание предметов (история, литература, естествознание, физика, химия и т. д.) насытить атеистическим содержанием, а в программу вузов по диалектическому и историческому материализму включить темы по научно-атеистическим вопросам...

Обязать ЦК ВЛКСМ улучшить научноатеистическую пропаганду среди молодежи... уделив особое внимание работе среди той части молодежи, которая еще находится под влиянием церкви» [2].

На начало 1954 г. в Новгородской области резкого изменения политики партии в отношении Русской Православной Церкви не ожидалось. Отдел агитации и пропаганды обкома КПСС и отдел образования больше были озабочены празднованием 300-летия воссоединения Украины с Россией. В начале 1954 г. в Новгородский обком пришла директива отдела пропаганды ЦК КПСС, в которой обозначались темы для пропагандистских лекций. Среди них не было ни одной, посвященной непосредственно научному атеизму [3].

В 1953-1954 г. лекции в политшколах, кружках, вечерней партийной школе и теоретических семинарах по изучению истории КПСС затрагивали

темы, мало связанные непосредственно с религией и антирелигиозной пропагандой. Лидировало по количеству лекций и тем областное отделение Всесоюзного общества «Знание». Согласно данным его отчета, всего за 1953 г. в Новгородской области сетью отделений общества при горкомах и райкомах было прочитано 390 лекций на естественнонаучные и антирелигиозные темы. Из них непосредственно лекторами и пропагандистами областного отделения — 44 лекции. За первое полугодие 1954 г. по области уже было прочитано 290 лекций, из которых 43 — лекторами областного отделения [4].

В этом же отчете была представлена и примерная тематика лекций на 1953/54 учебный год. Темы, которые можно отнести к антирелигиозным, были следующими:

1. Марксизм-ленинизм о религии.

2. Происхождение и классовая сущность религии.

3. Происхождение и реакционная сущность религиозных праздников и обрядов.

4. Происхождение религиозных суеверий и пути их преодоления.

5. Наука и религия.

6. Ватикан — орудие империалистической реакции.

7. Происхождение и классовая сущность пасхи.

8. Наука в борьбе с суевериями.

9. О преодолении религиозных предрассудков в сознании советских людей.

10. Наука и религия о происхождении человека.

11. Происхождение жизни на земле.

12. Происхождение человека [5].

И вот в том же 1954 г. внимание к активной атеистической пропаганде значительно усилилось. Она стала одной из основных задач внутренней информационной политики. Однако большинство лекторов и пропагандистов оказались не готовы к проведению лекций и семинаров на антирелигиозную тематику. Очень показательны районные отчеты за 1953/54 г. Ни один район не получил удовлетворительной оценки по научно-атеистической пропаганде от вышестоящего руководства. Вот некоторые выдержки из справок о состоянии научно-атеистической пропаганды в Новгородской области.

Боровичский район: «В отделении Общества плохо поставлено дело с пропагандой естественнона-

учных и атеистических знаний. За четыре месяца 1954 г. прочитано 4 лекции на данную тематику» [6].

Волотовский и Любытинский районы: «За год прочитано всего 24 лекции по естественнонаучной и атеистической пропаганде. Пропаганда ведется очень плохо» [7].

Дрегельский район: «Не прочитано ни одной лекции по научно-атеистической пропаганде» [8].

Солецкий район: «Особенно неблагополучно в районном отделении культуры дело обстоит с чтением лекций на естественнонаучные темы. В целом по району прочитано 20 лекций на естественнонаучные темы. В таких же населенных пунктах, как Велебицы, Рачково, Молочково, где есть церкви, ни одной лекции на антирелигиозные и естественно-научные темы в течение года не было прочитано. Несколько лучше ведется работа по линии общества по распространению научных и политических знаний. За 9 месяцев прочитано 117 лекций. Но на антирелигиозные и естественнонаучные темы прочитана только одна лекция» [9].

Такое положение дел не устраивало отдел агитации и пропаганды Новгородского обкома КПСС, получивший соответствующие указания из ЦК. Предпринимаются попытки исправить положение с количеством и качеством лекций, по области начинают ездить несколько штатных рецензентов, лекторов обкома КПСС. Одним из самых активных рецензентов (судя по количеству и подробности отчетов) был лектор обкома Н.Курочкин. Его рецензии на лекции районных пропагандистов говорят о неготовности пропагандистской сети в Новгородской области к освещению антирелигиозных тем: «Лекция члена лекторской группы Боровичского РК КПСС т. Баклашова на тему «Материальность мира и закономерности его развития» имеет серьезные недостатки и неточности. В таком виде читаться на публичных семинарах не может» [10]. «Лекцию члена «Знания» Крестецкого района т. Голосовой «Происхождение жизни на земле»... в целом удовлетворительной признать нельзя» [11].

Курочкиным в районах области читались дополнительные лекции для населения и пропагандистов. По его указанию областным отделением общества «Знание» в районы высылались темы и конспекты лекций. Однако райкомы и горкомы КПСС на уровне руководства, судя по данным отчетов, просто не понимали, зачем работать в этом направлении. Об этом же свидетельствует и отчет о семинаре по научно-атеистической пропаганде при Новгородском обкоме КПСС, прошедшем с 25 по 27 ноября 1954 г.: «На семинаре присутствовало 133 человека. Валдайский, Залучский, Поддорский, Белебелковский, Мол-вотицкий райкомы КПСС не обеспечили явку лекторов на семинар. Залучский и Молвотицкий райкомы мотивируют это бездорожьем, а остальные тем, что в их районах проводили в это время районные партийные собрания или партконференции.

Райкомы не обеспечили явку всех вызванных лекторов. Например, Новгородский райком КПСС вместо 9 человек командировал на семинар 5 лекторов, Опеченский — одного человека, Старорусский — 2-х, Боровичский горком только 4 лекторов» [12].

Буквально через месяц был организован второй семинар лекторов и агитаторов. Приглашенные на него люди выражали свое недовольство отсутствием материально-технической базы для проведения занятий, бедностью кинофондов, плачевным состоянием кинооборудования, отсутствием методической литературы. Исключением из общего потока жалоб стал доклад учителя биологии Тарасовской школы Демянского района Н.М.Вихровой, в котором она сообщала, в частности, что «... большинство учителей нашей школы — агитаторы. Чтобы лучше проводить массово-политическую работу мы решили 1 вечер в неделю освободить от всех мероприятий. <.>

Мы проводим беседы о происхождении и вреде религиозных праздников...

Большой интерес у колхозников вызвала лекция о происхождении человека. После этой лекции колхозники просили рассказать им о сне и сновидениях, о происхождении жизни» [13].

О степени неготовности партийной системы к научно-атеистической пропаганде свидетельствует следующий факт. В отчете об итогах работы по партийному просвещению за 1953/54 учебный год в Новгородской городской организации говорится: «Для изучающих исторический материализм кроме сборника статей под редакцией Константинова, который во многих вопросах устарел, учебных пособий не имеется. Просим поставить вопрос перед ЦК КПСС об издании нового учебного пособия по историческому материализму» [14].

Все дело, скорее всего, заключается в том, что в послевоенный период системе агитации и пропаганды не уделяли должного внимания. В результате пропагандисты стали работать, в основном, «для отчета», реальная же работа практически не велась. Особенно это касалось вопросов пропаганды научного атеизма.

Окончательно из состояния работоспособности систему агитации и пропаганды вывело постановление ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». В нем, в частности, говорилось о том, что, «ошибки в антирелигиозной пропаганде в корне противоречат программе и политике коммунистической партии по отношению к религии и верующим, являются нарушением неоднократных указаний партии о недопустимости оскорблений чувств верующих» [15].

В связи с этим постановлением горкомами и райкомами КПСС Новгородской области была проведена разъяснительная работа среди населения. В отчете от 29 декабря 1954 г. говорится следующее:

«Горкомами и райкомами КПСС проведена работа по разъяснению постановления ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Постановление вызвало живой отклик и интерес трудящихся, которые задавали много вопросов.

На беседе в Новгородском горпромкомбинате и Подгощской МТС, например, были заданы вопросы:

1. Как быть, если служители культа нарушают советские законы и можно ли их привлекать к ответственности?

2. Как быть с коммунистами и комсомольцами, которые ходят в церковь?

3. Чем вызвано данное постановление?

4. Можно ли доверять проведение антирелигиозной пропаганды учителям, которые крестят своих детей?

5. Могут ли коммунисты веровать?

Трудящиеся в своих высказываниях отмечали

своевременность данного постановления ЦК. Одобряя его, они говорили о недостатках в проведении воспитательной работы среди рабочих, служащих, колхозников и учащихся. Указывалось, что некоторые партийные организации ослабили научно-естественную пропаганду, не проявляют заботы об улучшении культурного обслуживания трудящихся, не борются за постоянное повышение качества лекций и бесед, проводимых среди рабочих и служащих» [16].

Как видим из приведенных вопросов, люди хотели прояснить для себя существующий юридический и идеологический статус верующих и духовенства. Вопросы про молодежь и церковь были актуальны, поскольку в 1954 г. некоторое количество молодых людей пришло в храмы. Об одном из таких случаев мы узнаем из служебной записки уполномоченного Совета по делам РПЦ от 12 июля 1954 г. на имя первого секретаря обкома Т.Ф.Штыкова, в которой говорилось следующее: «Докладываю, что настоятель Никольского собора города Новгорода проводит нежелательные для нас мероприятия, церковный хор пополняет за счет молодежи, им принято в хор двенадцать девушек до 18-летнего возраста, из них по неточным данным 5 девушек учащихся 6-7 классов. При этом настоятель заявляет, что принял в хор девушек по просьбе их родителей.

По своему служебному положению я не могу вмешиваться во внутрицерковные дела и дать указания настоятелю уволить из хора эту молодежь, поэтому прошу Вас, если найдете возможным, дать указание работникам школьного отдела и комсомолу помочь этой молодежи освободиться из-под влияния церковников» [17].

После директивы ЦК КПСС об усилении пропаганды в июле 1954 г. и фактической отмены начатой кампании в ноябре того же года пропагандистская сеть Новгородской области оказывается в плачевном состоянии. Особенно это касается научно-атеистической и естественнонаучной пропаганды, сведения о которой в 1954-1955 гг. встречаются только в отчетах и справках Новгородского и Валдайского горкомов в графе «Недостатки» [18]. Так, в отчете Валдайского горкома констатировалось: «. Особенно сильно эта нецелеуст-ремленность руководства лекционной пропагандой сказывается на вопросе борьбы с религиозными предрассудками. Пропаганда научно-атеистических и естественнонаучных знаний по-настоящему не развернута» [19].

В таком же запущенном состоянии находилась и научно-атеистическая пропаганда через сеть библиотек. На семинаре секретарей колхозных партийных организаций, прошедшем 25-26 декабря 1955 г., т. Михайлов, представляющий колхоз «Красный Ок-

тябрь» Пестовского района, заявил следующее: «Большой вред колхозному производству наносят отправления колхозниками религиозных праздников. Однако. антирелигиозная пропаганда поставлена плохо. В сельской библиотеке имеется 7 тыс. томов, но нет ни одной книжки на антирелигиозную тему. Обкому КПСС надо продумать вопросы антирелигиозной пропаганды и систематически направлять в глубинку подготовленных лекторов с квалифицированными лекциями на антирелигиозные темы» [20].

Жалобу Михайлова направили в областной книготорг. Из справки инструктора отдела агитации и пропаганды обкома КПСС С.Макаренко от 29 декабря 1956 г. узнаем, что «только 30 марта, т. е. через два с половиной месяца, после неоднократных напоминаний, книготорг сообщил обкому КПСС, что Елкин-ской библиотеке направлено несколько брошюр на естественнонаучные темы» [21].

Из всего вышеизложенного можно сделать ряд выводов.

1. Усиление внимания к пропаганде вообще и антирелигиозной пропаганде в частности в 1954 г. в Новгородской области выявило слабую дееспособность пропагандистской системы.

2. Экстренная активизация антирелигиозной пропаганды привела к обратному эффекту: пропагандистская система стала работать хуже.

3. С ноября 1954 г. ЦК КПСС задаются далеко не всем понятные условия естественнонаучной и научно-атеистической пропаганды, что ведет к «замалчиванию» темы антирелигиозной пропаганды в отчетах горкомов и райкомов. Из тех немногих сведений, которые имеются в отчетах отдела агитации и пропаганды Новгородского обкома КПСС по антирелигиозной пропаганде, в районах области этот вид пропагандистской деятельности повсеместно признается неудовлетворительным.

1. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. М.: Церковнонаучный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 1997. С.363.

2. Библиотека Якова Кротова. Подборка документов по научно-атеистической пропаганде в СССР —

http://www.krotov.info/acts/20/1950/shtric_12.htm

3. Государственный архив новейшей истории Новгородской области (ГАНИНО). Ф.260. Оп.11. Д.121. Л.1.

4. Там же. Д.217. Л.75.

5. Там же. Л.76.

6. Там же. Д.215. Л.44.

7. Там же. Л.22.

8. Там же. Л.23.

9. Там же. Л.107.

10. Там же. Л.41.

11. Там же. Л.56.

12. Там же. Д.219. Л.144.

13. Там же. Д.216. Л.47.

14. Там же. Л.99-100.

15. Алексеев В. А. Штурм небес. М.: Издат. отдел Московской Патриархии, 1992. С.210.

16. ГАНИНО. Ф.260. Оп.11. Д.217. Л.229.

17. Там же. Д.215. Л.162.

18. Там же. Оп.12. Д.195. Л.29.

19. Там же. Л.26.

20. Там же. Оп.13. Д.145. Л.71.

21. Там же. Оп.14. Д.137. Л.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.