УД К 616-008.922.1.04-02 ;622.441 -092.9-07:616.36-07
ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕЧЕНИ ЖИВОТНЫХ ПРИ ГИПОКСИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ, ВЫЗВАННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НЕКОТОРЫХ РУДНИЧНЫХ ГАЗОВ
Л. И. Морозова
Лаборатория экспериментальной патологии медицинского отдела Центральной научно-исследовательской лаборатории по горноспасательному делу, Донецк
При некоторых видах аварий в шахтах газовый состав рудничной атмосферы может внезапно резко измениться и вызвать отравление газами с развитием острой гипоксии. Во время возникновения пожаров подземные выработки заполняются газовыми смесями с большим содержанием окиси углерода и углекислого газа. Взрывы метана и угольной пыли вызывают насыщение рудничной атмосферы большим количеством окиси углерода, углекислым газом и метаном. Внезапные выбросы метана резко снижают количество кислорода в рудничном воздухе.
Воздействие окиси углерода и пониженного содержания кислорода на организм основательно выяснено как отечественными, так и зарубежными авторами, однако наблюдения в отношении печени характеризуются ограниченностью методов исследования.
Для изучения морфологических изменений в печени при отравлениях рудничными газами, близкими по составу к образующимся при подземных пожарах, взрывах и выбросах метана в шахтах, мы поставили опыты на 251 белой крысе весом 200—250 г. Их затравляли газовыми смесями, состав которых представлен в таблице.
Состав газовых смесей
а к а § « 53 2 * Концентрации компонентов
2 с с о Характер воздействия й в х а ч 1 "й ° ® и газовых смесей (в об X)
к к р,« б? с с >» а о. о и. с ¡г аа н 1"о с О.Й ОЙ® ¡¿Я* 5 Я 8 5 н о о о с а о, СО, сн. б о
1 1-Я Гипоксия -(- СО., + СО 33 11 14 5 _ 0,3
2-я со2 + СО 32 3 21 5 — 0,3
3-я СО 30 2 21 — — 0,3
II 4-я Гипоксия + СО) + СН4+ 36 10 14 2 10 0,3
4-СО
5-я со2 сн4 + СО 31 4 21 2 10 0,3
6-я СО 15 1 21 - - 0,3
III 7-я Гипоксия + СО., + СН4 30 _ 7 1 70 _
8-я Гипоксия + СО> + СН4 24 — 14 1 70 —
9-я СН4 20 — 21 — 70 —
1 0,3% СО составляет 3750 мг/м3.
Затравку производили статическим способом в камере емкостью 127 л при экспозиции 60 мин. Тотчас после опыта животных забивали декапитацией и вскрывали. Печень фиксировали в 12% растворе нейтрального формалина. Парафиновые срезы окрашивали гематоксилин-эозином, кармином по Бесту (на гликоген), метиловым зеленым — пиронином по Браше при рН 4,8 (для выявления РНК). Содержание РНК определяли визуально и оценивали по 4-балльной системе, предложенной Н. А. Минкиной. Срезы, изготовленные на замораживающем микротоме, окрашивали Суданом III на жир.
При воздействии газовой смеси, близкой по составу к образующейся при пожарах в шахтах (1-я группа), в печени животных обнаруживалось резкое расстройство кровообращения, которое выражалось значительным гемостазом капилляров и кровоизлияниями в паренхиме печени. В некоторых случаях наблюдался резкий отек междольковойг соединительной ткани. Вокруг части желчных протоков отмечалось скопление полиморф-ноклеточных элементов. Эпителиальные клетки последних слабо окрашивались, но сохраняли обычную форму. Что касается печеночных клеток, то границы их оказыва-
лись сглаженными, протоплазма становилась мутновато-набухшей или зернистой. В части клеток она была резко вакуолизирована, с пикнотичными ядрами. Во всех случаях была четко выражена мелкокапельная жировая дистрофия периферических участков долек печени (рис. 1). Гликоген в печеночных клетках подопытных животных отсутствовал. У интактных животных гликоген в виде мелких зерен равномерно заполнял цитоплазму клеток. РНК в виде мелких гранул в небольшом количестве распределялась в печеночных клетках преимущественно вокруг ядер. Содержание ее уменьшалось от центра дольки к периферии, где постепенно прекращалось ее выявление. Условно оно равнялось в среднем 0,5 балла. У интактных животных РНК равномерно распределялась в цитоплазме клеток. Условно уровень ее составлял 4 балла.
Через 2 недели после затравки развивались более глубокие нарушения структуры печени. Новым явлением, не встречавшимся в острых случаях, были очаги некроза в разных стадиях развития (рис. 2). Жировое перерождение печеночных клеток к этому времени значительно увеличивалось, распространяясь на центральные части долек. Глигоген в небольшом количестве распределялся в некоторых случаях равномерно в
Рис. 1. Жировое перерождение периферических участков долек печени животных после затравки газовой смесью, содержащей 14% 02, 5% С02 и 0,3% СО.
Окраска Суданом. Ув. 7Х 8Х.
Рис. 2. Очаги некроза в печени животных через 2 недели после затравки газовой смесью, содержащей 14%" 02, 5% С02 и 0,3% СО.
Окраска гематоксилин-эозином. Ув. 10Х 8Х.
клетках печени, а в других случаях находился в печеночных клетках центральных участков долек. На периферии лишь отдельные клетки содержали мелкие зерна гликогена. Количество РНК по сравнению с острым периодом восстанавливалось до 2,3 балла.
У крыс, затравленных газовой смесью, содержащей 21% 02, 5% С02 и 0,3% СО, структурные изменения печенр были менее выражены, чем у описанных выше животных, и проявлялись расстройством кровообращения, зернистой и жировой дистрофиями, исчезновением гликогена и снижением уровня РНК до 1,3 балла.
Через 2 недели в печени отмечалась частичная нормализация обнаруженных ранее изменений. Однако этот срок оказался недостаточным для полной реституции нарушений, выявленных в остром периоде. Так, на отдельных участках печени наблюдалась тусклость протоплазмы печеночных клеток и незначительная мелкокапельная жировая дистрофия. Гликоген распределялся неравномерно в печеночных клетках: центральные части долек содержали его больше, чем периферические. Условно содержание РНК в среднем составляло 2,6 балла.
После затравки окисью углерода в печени у животных отмечались полнокровие, незначительная зернистая и жировая дистрофия, а также снижение гликогена, который обнаруживался в клетках, расположенных преимущественно вокруг кровеносных сосудов среднего и мелкого калибра; среднее содержание РНК равнялось 3,5 балла. Через 2 недели наблюдалась полная нормализация выявленных структурных изменений.
Во II серии опытов сдвиги в печени животных, затравленных газовыми смесями, образующимися при взрывах метана и угольной пыли в шахтах, оказались однотипными с предыдущей серией, однако были выражены в меньшей степени.
Сопоставление результатов I и II серии опытов показывает, что обнаруженные изменения в печени являются следствием отравления организма окисью углерода. Пониженное содержание кислорода во вдыхаемой смеси и углекислый газ лишь усугубляют действие окиси углерода.
Морфологические исследования печени животных, затравленных газовыми смесями, близкими по составу к тем, которые образуются при выбросах метана и угольной пыли (III серия), показали, что микроскопические изменения больше выражены у крыс, затравленных газовой смесью с 7% содержанием кислорода. Эти изменения проявлялись зернистой дистрофией паренхиматозных элементов, повышением проницаемости эндотелия капилляров, периваскулярной круглоклеточной инфильтрацией и незначительным нарушением углеводного и белкового обменов. Уровень РНК при 7% содержании кислорода составил 2,9 балла, при 14% содержании — 3,3 балла. Жировая дистрофия не наблюдалась.
Обнаруженные изменения в печени животных в III серии опытов обусловлены в основном воздействием пониженного содержания кислорода, так как 70% метан при нормальном уровне кислорода во вдыхаемой смеси не вызывает никаких нарушений в печени.
ЛИТЕРАТУРА Минкина Н. А. Фармакол. и токсикол., 1958, № 6, с. 69.
Поступила 30/VI 1965 г.
УДК 613.6:668.739
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕКОКОКСОВОГО ПРОИЗВОДСТВА1
В. Б. Капитульский, И. Л. Липлавк
Свердловский институт гигиены труда и профпатологии и Свердловский медицинский
институт
Из пекового кокса изготовляют электроды, применяемые в электрометаллургии. Основным сырьем для него служит каменноугольный пек. В пеке найдено большое количество различных соединений, состоящих в основном из конденсированных высоко-кипящих и высокомолекулярных соединений (пирен, хризен, флюорен, 3,4-бензпирен, 1,2-бензантрацен и др.). Некоторые многоядерные ароматические соединения способны вызывать злокачественные опухоли у животных и человека (Л. М. Шабад и П. П. Дикун).
Наши исследования проведены в пекококсовом цехе Нижнетагильского металлургического комбината, а также на Челябинском и Череповецком металлургических заводах. Пекококсовые цеха этих предприятий имеют общую технологическую схему, за исключением конечной стадии очистки отработанного воздуха после кубов-реакторов. В пекококсовом цехе Нижнетагильского комбината и на других заводах отработанный воздух после пековых реакторов проходит скруббера, общий монжус и затем промыватель, где орошается и промывается водой, поступающей после тушения кокса. На Челябинском заводе отработанный воздух из пековых реакторов после скрубберов поступает в печь дожигания, а продукты сгорания через дымовую трубу выбрасываются в атмосферу.
Среди большого числа веществ в воздухе пекококсового производства определены качественно карбазол, флюорантен, пирен, хризен, 3,4-бензпирен, 1—12-бензперилен, а также многоатомные фенолы и тяжелые основания, включая акридин. Одновременно были разработаны методы спектрофотометрического количественного анализа пирена, акридина, фенолов и оснований. Кроме того, значительно упрощена методика определения 3,4-бензпирена (П. П. Дикун).
Исследования показали, что максимальное количество аэрозолей содержится в воздушной среде при выгрузке кокса из печей. Даже воздух, забираемый компрессорами для различных технологических целей, содержит аэрозоли в концентрации не менее 23 мг/м3. Основной источник выделения токсических веществ — пекококсовые печи.
Для выявления эффективности очистных сооружений мы, анализируя вредные вещества в воздухе на рабочих местах, отбирали также пробы воздуха, идущего из пековых реакторов до и после промывателя, до и после печи дожигания при одинаковом количестве включенных скрубберов.
Количественно удалось выделить и идентифицировать от 15 до 30% растворимой части аэрозолей. По-видимому, основная масса ее состоит из большого числа различных соединений, полный анализ которых пока еще недоступен. Нерастворимая же
1 В работе принимали участие также К. Г. Черноусова, В. И. Зотеева, Р. И. Ог-
лоблина (Свердловский институт охраны труда ВЦСПС), М. Г. Гайсаров, Н. П. Груз-
дева (Восточный углехимический институт).