Морфологические исследования печени животных, затравленных газовыми смесями, близкими по составу к тем, которые образуются при выбросах метана и угольной пыли (III серия), показали, что микроскопические изменения больше выражены у крыс, затравленных газовой смесью с 7% содержанием кислорода. Эти изменения проявлялись зернистой дистрофией паренхиматозных элементов, повышением проницаемости эндотелия капилляров, периваскулярной круглоклеточной инфильтрацией и незначительным нарушением углеводного и белкового обменов. Уровень РНК при 7% содержании кислорода составил 2,9 балла, при 14% содержании — 3,3 балла. Жировая дистрофия не наблюдалась.
Обнаруженные изменения в печени животных в III серии опытов обусловлены в основном воздействием пониженного содержания кислорода, так как 70% метан при нормальном уровне кислорода во вдыхаемой смеси не вызывает никаких нарушений в печени.
ЛИТЕРАТУРА Минкина Н. А. Фармакол. и токсикол., 1958, № 6, с. 69.
Поступила 30/VI 1965 г.
УДК 613.6:668.739
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕКОКОКСОВОГО ПРОИЗВОДСТВА1
В. Б. Капитульский, И. Л. Липлавк
Свердловский институт гигиены труда и профпатологии и Свердловский медицинский
институт
Из пекового кокса изготовляют электроды, применяемые в электрометаллургии. Основным сырьем для него служит каменноугольный пек. В пеке найдено большое количество различных соединений, состоящих в основном из конденсированных высоко-кипящих и высокомолекулярных соединений (пирен, хризен, флюорен, 3,4-бензпирен, 1,2-бензантрацен и др.). Некоторые многоядерные ароматические соединения способны вызывать злокачественные опухоли у животных и человека (Л. М. Шабад и П. П. Дикун).
Наши исследования проведены в пекококсовом цехе Нижнетагильского металлургического комбината, а также на Челябинском и Череповецком металлургических заводах. Пекококсовые цеха этих предприятий имеют общую технологическую схему, за исключением конечной стадии очистки отработанного воздуха после кубов-реакторов. В пекококсовом цехе Нижнетагильского комбината и на других заводах отработанный воздух после пековых реакторов проходит скруббера, общий монжус и затем промыватель, где орошается и промывается водой, поступающей после тушения кокса. На Челябинском заводе отработанный воздух из пековых реакторов после скрубберов поступает в печь дожигания, а продукты сгорания через дымовую трубу выбрасываются в атмосферу.
Среди большого числа веществ в воздухе пекококсового производства определены качественно карбазол, флюорантен, пирен, хризен, 3,4-бензпирен, 1—12-бензперилен, а также многоатомные фенолы и тяжелые основания, включая акридин. Одновременно были разработаны методы спектрофотометрического количественного анализа пирена, акридина, фенолов и оснований. Кроме того, значительно упрощена методика определения 3,4-бензпирена (П. П. Дикун).
Исследования показали, что максимальное количество аэрозолей содержится в воздушной среде при выгрузке кокса из печей. Даже воздух, забираемый компрессорами для различных технологических целей, содержит аэрозоли в концентрации не менее 23 мг/м3. Основной источник выделения токсических веществ — пекококсовые печи.
Для выявления эффективности очистных сооружений мы, анализируя вредные вещества в воздухе на рабочих местах, отбирали также пробы воздуха, идущего из пековых реакторов до и после промывателя, до и после печи дожигания при одинаковом количестве включенных скрубберов.
Количественно удалось выделить и идентифицировать от 15 до 30% растворимой части аэрозолей. По-видимому, основная масса ее состоит из большого числа различных соединений, полный анализ которых пока еще недоступен. Нерастворимая же
1 В работе принимали участие также К. Г. Черноусова, В. И. Зотеева, Р. И. Ог-
лоблина (Свердловский институт охраны труда ВЦСПС), М. Г. Гайсаров, Н. П. Груз-
дева (Восточный углехимический институт).
часть аэрозолей представляет собой в основном коксовую пыль, и количество ее заметно выше при выгрузке пекового кокса.
Обнаружено высокое содержание 3,4-бензпирена в пробах воздуха и выбросов. Больше всего его оказалось при загрузке и выгрузке печей (от 0,156 до 2,922 мг/м3).
Концентрация пирена во время загрузки и выгрузки печей составляла от 0,39 до 5,46 мг/м3, а около компрессоров — от 0,25 до 0,88 мг/м3. Что касается фенолов и оснований, то их содержание колебалось на различных участках цеха от 0,2 до 16 мг/м3. Общее количество аэрозолей, выбрасываемых из промывателя в атмосферу, на Нижнетагильском комбинате чрезвычайно велико, в среднем около 600 мг/м3, а содержание 3,4-бензпирена составляло 0,021—0,077 мг/м3, что свидетельствует о малой эффективности промывателя.
На Челябинском заводе после печи дожигания в воздухе, поступающем в атмосферу, уровень аэрозолей колебался от 499 до 865,5 мг/м3, 3,4-бензпирена — от 0,279 до 0,465 мг/м3, что указывало на недостаточную эффективность дожигания выбросов.
Число пылевых частиц в воздухе мы рассчитывали с помощью поточного ультрамикроскопа ВДК-4. Больше всего их (в среднем 7123) выявлено в воздухе на коксовой стороне площадок печей во время выгрузки пекового кокса.
Морфологию пыли исследовали под электронным микроскопом. Выяснилось, что пыль, взятая на верхних площадках печей, представляет собой конгломераты твердых частиц диаметром от 0,04 до 5 мк. Отдельные частицы имеют сферическую форму и располагаются в виде цепочки. Различная форма их говорит о том, что в воздухе выбросов присутствуют аэрозоли конденсации паров высококипящих веществ и дезинтеграции.
Аналогичные результаты получены при исследовании воздушной среды на рабочих местах в пекококсовом цехе Череповецкого завода, хотя последний и считается более совершенным, чем другие.
Следовательно, в воздухе изученных нами производств содержится много аэрозолей, ПДК которых еще не установлены. Судя по литературным источникам, многие из обнаруженных соединений обладают токсическим действием. Так, по данным М. П. Слюсарь и др., пирен вызывает снижение уровня гемоглобина и эритропению в эксперименте на животных, а также некоторые нарушения функционального состояния печени. У лиц, испытывающих воздействие акридина, Ва1с11 обнаружил поражения глаз (желтое окрашивание склеры, конъюнктивит, отечность век), дыхательных путей (риниты, ларингиты, астма) и кожи (высыпание, дерматиты), последние были наиболее тяжелыми.
Для сравнительной оценки наших данных о содержании в воздухе 3,4-бензпирена можно привести наивысшие концентрации его в атмосфере промышленных районов, приводимые другими авторами. Так, по сведениям С. Н. Киминой, эти концентрации составляли 0,007 мкг/м3, по сведениям Б. П. Гуринова — 0,0004 мкг/м3. Средний же уровень бонзпирена в воздухе обследованных нами пекококсовых цехов превышает эти величины в сотни раз.
Многие трудовые операции на пекококсовой установке механизированы и автоматизированы. Как показал хронометраж, на долю ручных операций у рабочих пеко-подготовительного отделения приходится в среднем 30% производственного времени, на долю тяжелых операций у рабочих по обслуживанию пекококсовых печей — около 70% времени. Несмотря на то что рабочие места расположены под открытым небом, выделяющееся тепло и лучистая энергия значительно влияют на условия труда. Так. у кубов-реакторов и мерников высокотемпературного пека степень нагретости воздуха в теплый период года на 3—5° выше окружающей температуры за счет тепловыделений от горячих поверхностей. В холодное время года температура воздуха на этих рабочих местах составляет —10—15°. Работа наверху печей производится в условиях температуры воздуха, достигающей 35—49°, в тоннеле печей — 39—42°.
Интенсивность теплового излучения от поверхности сводов камер печей, от раскаленной футеровки стояков и при открывании дверей печей составляет 2—4 кал/см2/мин на верхних и 3—14 кал/см2/мин на боковых площадках. Воздействию такой тепловой радиации рабочие подвергаются около 60% производственного времени.
При разработке материалов заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих пекококсового цеха Нижнетагильского комбината за 5 лет (1958—1962) в сравнении с контрольной группой (ремонтный цех) оказалось, что общая заболеваемость на пекококсовом производстве выше по числу случаев на 25%, а по числу дней на 12%. По таким заболеваниям, как грипп, она выше по числу случаев на 63% и по числу дней на 37%, заболеваемость ангиной соответственно выше на 24 и 13%, болезнями органов дыхания на 70 и 80%, органов пищеварения в 2 и 3 раза, кожи в 7 и 10 раз и глаз в 3 и 4 раза.
Значительный уровень простудных заболеваний можно объяснить воздействием частых и резких температурных перепадов, а также раздражающим действием на верхние дыхательные пути аэрозолей пека и пековых дистиллятов. Среди заболеваний желудочно-кишечного тракта 75—80% составляют хронические гастриты, часто встречаются гепатохолециститы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. При медицинском осмотре у ряда рабочих отмечалась болезненность в эпигастральной области живота и области печени, а исследование желудочного сока выявило нарушение секреторной функции желудка почти у 30% осмотренных.
Более частые заболевания желудочно-кишечного тракта у рабочих пекококсового цеха по сравнению с коксовым, несмотря на весьма сходные метеорологические условия, в которых они работают, и одинаковые трудовые операции, выполняемые ими, дают основание думать о специфическом действии на желудочно-кишечный тракт некоторых компонентов, выделяющихся при коксовании пека.
Следует отметить, что аналогичные изменения функций желудочно-кишечного тракта выявлены Н. И. Волковой.
Среди заболеваний кожи и глаз на долю профессиональных фотодерматитов и конъюнктивитов приходится около 60%. У части рабочих при медицинском осмотре найдено поражение фолликулярного аппарата кожи (акне, комедоны, гиперкератозы, пятнистые эритематозные высыпания). Профессиональные заболевания кожных покровов и конъюнктивы глаз обусловлены действием аэрозолей пека и пековых дистиллятов (Н. И. Волкова; С. М. Бродский; Я. А. Халемин; А. П. Савченко).
При исследовании нервной системы у некоторых рабочих выявлены функциональные расстройства ее (повышение сухожильных рефлексов, интенционный тремор, тремор пальцев рук и др.).
Оздоровить условия труда в производстве пекового кокса возможно, автоматизировав загрузку пека в печи, обеспечив улавливание пыли и газов в процессе выгрузки кокса из печей, сократив число емкостей, в частности, мерников высокотемпературного пека. Для лучшей очистки выбросов отработанного воздуха после промывателя следует ставить конденсатор или ловушку. Промывать водой отработанный воздух после реакторов целесообразно в самостоятельном замкнутом цикле с пополнением свежей технической водой.
Необходимо механизировать очистку газосборника, а также усовершенствовать приспособления для очистки рам и дверей печей от смолы.
Для защиты от лучистого тепла должно быть предусмотрено устройство теплоизолирующих передвижных экранов. Кабины для воздушного душирования рабочих рекомендуется обеспечить свежим воздухом посредством дальнего воздухозабора. Для индивидуальной защиты рабочих нужно применять респираторы типа ШБ-1 «Лепесток», Ф-62Ш, защитные очки ПО-2, а также противопековые пасты.
При медицинских осмотрах рабочих нужно обращать основное внимание на состояние кожи, органов зрения, пищеварения и нервной системы, а также на состав крови.
ЛИТЕРАТУРА
Бродский С. М. Гиг. труда, 1936, № 5, с. 89. — Волкова Н. И. Вопросы гигиены труда в производстве пекового кокса. Автореф. дисс. канд. М., 1955. — Турин о в Б. П., К и м и н а С. Н. Труды 8-го Международного противоракового конгресса. М., 1963, т. 2, с. 543.—Дику н П. П. Вопр. онкол., 1961, № 7, с. 42. — С а в ч е и-к о А. П. Офтальмол. ж., 1960, № 2, с. 117. — Слюсарь М. П. и др. В кн.: Материалы научной сессии Донецк, научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Донецк, 1965, с. 176. — Халемин Я. А. Материалы к гигиене и профпатологическому изучению пекококсового производства. Автореф. дисс. канд. Свердловск, 1963. — Ша-бад Л. М., Дикун П. П. Загрязнение атмосферного воздуха канцерогенным веществом. Л., 1959. — В а 1 d i G„ Med. Lavoro, 1953, v. 44, p. 240.
Поступила 22/VIII 1966 r.
СЪЕЗДЫ • СОВЕЩАНИЯ • КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА
--те -
УДК 613:621.385
ДОСТИЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ — ГИГИЕНЕ
Г. А. Антропов, Г. М. Эрдман (Москва)
Конференция по применению электронных приборов в области исследования высшей нервной деятельности и в нейрофизиологии, проходившая 12—15 сентября 1966 г. в Иванове, явилась важным этапом в деле упрочения деловых контактов медиков, биологов и психологов с радиоинженерами, физиками и математиками. В своем
8 Гигиена и санитария № 6
113