ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ КАДАМЖАЙСКОГО РАЙОНА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Х.Р. Таиров, старший преподаватель
Баткенский государственный университет, Кызыл-Кийский гуманитарно-педагогический институт (Кыргызстан, г. Кызыл-Кия)
001:10.24412/2500-1000-2024-1-1-50-56
Аннотация. В данной статье подробно рассматривается формирование образовательных сетей района. Сравнивались роль и место образования, его вклад в развитие страны, выполнение государственных планов, характеристики школ волостей до создания округа, динамические показатели образовательной сферы. В статье отражено целевое использование средств, предоставляемых государством на народное образование, питание детей в дошкольных образовательных учреждениях, медицинское обслуживание. Проведен анализ законов, затрагивающих увеличение квалифицированных кадров для главного управления кинематографии района, клубов, библиотек, киноустановок. Финансирование колхозов и совхозов учитывалось при укреплении материально-технической базы отраслей образования. Были оценены недостатки в снабжении учебниками, письменными принадлежностями и дневниками.
Ключевые слова: образование, культурные строительства, культурное просвещение, национальное искусство.
Развитие системы образования на том или ином этапе всегда вызывало интерес исследователей, поскольку образование считается важной структурной частью общества. Человечество всегда связывало свое будущее с образованием. Поэтому, несмотря на ежедневные трудности, Кыргызстан и сегодня связывает свои стремления к улучшению качества и содержания жизни с образованием. Выявление важных характеристик сферы дошкольного образования, в том числе того, как развивается система образования Кыргызской Республики на историческом этапе, определение и изучение его современного состояния и перспективных направлений развития не теряет своей актуальности как актуальной темы.
В результате различных исторических изменений население, лишившееся древнего алфавита в IX веке, в советское время получило новый алфавит, тем самым получив возможность развивать свой литературный язык, а вместе с ним и общую культуру. Образование района, формирование новой культуры шло не так быстро. Если мы будем опираться на архивные, ученые исследования корней досоветского
образования, мы можем обосновать это следующим образом. Народ, узнав письмо на «чагатайском» языке, задержал его проникновение в чужой язык. По данным переписи населения 1914-1915 годов в Кыргызстане было 107 школ, в которых обучалось 70410 детей. Среди них около 600 человек учились в 14 школах, предназначенных для местного населения. Здесь учились, конечно же, дети купцов. В некоторых селах, открыв «медресе», «Мектеб», ликвидировав неграмотность молодежи и не дав ей базового образования, как в настоящее время арабские «Абтяк», «Ку-ран», «Сопол-Дияр», «Чаар китеп» также читали рукописи местных талантов. В последующие периоды много внимания уделялось обучению молодежи своего времени таких личностей, как «Санат дигараст-тары» Молдо Нияза, Туяк Ырчы, Молдо Шараб Карвани, малоизвестный народу Айдар Осман уулу, певец-Демер и его дети, таджик Усман манасчи из Уч-Коргона и другие. После Октябрьской революции народы, проживающие в Кыргызстане, получили возможность осваивать новую культуру. Через правильную национальную политику кыргызский народ через ве-
ковую мировоззренческую экономическую напряженность сформировал свою неполную грамотность. Основываясь на смене исторических эпох, форма стала национальной, а содержание - новым способом построения социалистической культуры.
После установления советской власти в городах и селах стали организовываться школы, дети, которые раньше учились,
стали получать необходимую информацию из академических наук на своих родных языках. В 1924-1925 учебном году в республике обучалось 23118 детей, было 457 школ первой ступени, 6 средних школ, один техникум. Более 10 тысяч из этих студентов-кыргызы. Всего в Исфайрам-ской и Кулдинской волостях было 9 школ.
Таблица 1. [1.1701
Волость Школа Медпункт Сельские кооперативы
Араван-Бура 16 2 12
Ош 4 2 3
Куршаб 4 1 2
Узген 13 1 2
Алай-Гулча 2 1 -
Капчыгай 2 - 1
Ноокат-турук 5 1 3
Ичкилик 5 2 1
Исфайрам 5 1 2
Кулду 4 - 1
Баткен-Бужум 5 1 2
Боксо-Исфана 6 1 2
Общее 71 13 31
В 1925-1926 учебном году по Кыргызстану было 484 школы первой ступени, в которых обучалось 35 тыс. учащихся, что составляло 39% от общего числа детей школьного возраста. Кроме того, было 13 детских площадок, 10 школ-интернатов, 3 подростковые школы, 7 семилетних школ, две школы второй ступени, в которых в общей сложности работал 1081 учитель. По мере того, как количество школ росло, росли и расходы на нужды народного образования. С созданием на базе школ интернатов для детей рабочих, приобретением школьных принадлежностей, усилением контроля над школами, повсеместно организуется проведение Недели народного просвещения. Женские конференции в большинстве районов в то время грамотность населения составляла от 7 до 8 процентов на основе новой учебной программы. Постановление ЦК ВКП (б) от 14 августа 1930 года о всеобщем обязательном начальном обучении усилило рост школьных сетей. После принятия этого закона культура нации также быстро росла. На XVI съезде партии работа по переходу на обязательное начальное образование была
отнесена к «решительным шагам в культурной революции». Уже в следующем году после принятия закона Об обязательном общем обучении мы увидим быстрый рост числа начальных школ. В 1925 году в городе Ош были открыты одногодичные курсы подготовки учителей. В 1926 году на базе этих учебных курсов был открыт педагогический техникум. Большой вклад в это внесли возглавляющие кыргызское правительство Абдыкадыр Орозбеков, Жусуп Абдрахманов. На первой сессии Центрального исполнительного комитета Киргизской АССР, состоявшейся 12 марта 1927 года, его первым председателем был избран Абдыкадыр Орозбеков, а председателем Совета Народных Комиссаров республики был утвержден Жусуп Абдрахма-нов, под руководством которого были предприняты первые попытки. В целом за первые двадцать лет с момента установления советской власти о состоянии системы дошкольного образования в стране сохранились сведения в главном вычислительном центре Национального статистического комитета Кыргызской АССР о дошкольных учреждениях и детских пло-
щадках. Напротив, по состоянию на 19261940 годы отображается следующая информация. В 1926 году было 5 детских садов, в 1936 году - 134, а в 1940 году их число достигло 197. С 1926 по 1936 год количество дошкольных организаций увеличилось. В то же время, по архивным данным, «1927 г. всего по краю было 7 детских садов на 280 детей, 60 детских площадок на 680 детей, 10 детских кроваток на 135 детей. На территории Кыргызстана функционировали 10 детских площадок с охватом около 300 детей и 14 детских садов с 710 детьми». Одной из сложных проблем было финансирование детских учреждений. Финансирование было недостаточным, хотя с каждым годом на их строительство и ввод в эксплуатацию выделялось все больше и больше средств. Например, в 1930 году если на строительство детских садов было затрачено 62,2 тыс. сомов, то к 1937 году эта сумма увеличилась в 52 раза, что делало выделенные средства недостаточными для строительства детских садов для обеспечения потребностей детских учреждений. По данным архивных документов 1920-х годов, были поставлены вопросы о выделении средств не только из местного бюджета, но и за счет общественных организаций, родителей для финансирования дошкольного воспитательного персонала, детских площадок в селе. В то время, как воспитателям, как правило, выплачивалась заработная плата из средств местного бюджета, садово-огородное оборудование и детское питание обеспечивались за счет хозяйственных организаций и самих родителей. 1929 г. предприятиям разрешено выделять от 3 до 5% средств Фонда улучшения жизни работников на детские учреждения. А это отечественный ученый Дж. Малабаев отметил, что Кыргызстан «готовит кадры и пополняет вновь созданный аппарат государственного управления».
На основе договоров о едином совершенствовании сети детских дошкольных учреждений всестороннюю помощь оказывали строители, центральные комитеты профсоюзов железнодорожников, сельская потребительская кооперация. В те годы на некоторых предприятиях даже выдавались
займы на оплату труда для улучшения дошкольного образования. Особым источником финансирования дошкольных учреждений Кыргызстана являются комитеты по заселению кочевого населения. Были возможности использовать средства и дома привлеченных граждан. Закономерным явлением тридцатых годов стал рост средств, выделяемых из местного бюджета на образование и воспитание. 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников были определены вопросы «вовлечения женщин в колхозное производство и общественную жизнь артели, повышения умений и навыков, создания для них по возможности детского сада, дома-колыбели и детских площадок». Наиболее серьезной проблемой в рассматриваемый период стал вопрос питания и медицинского обслуживания детей в 45 дошкольных учреждениях. Вопросы, связанные с продовольствием и медицинским обслуживанием, решались Народным комиссариатом просвещения совместно с Народным комиссариатом здравоохранения. Они определили нормы питания детей и обеспечения дошкольных учреждений питанием, организовали постоянный санитарно-эпидемиологический надзор. Постепенно вместе с санитарно-гигиеническими нормами формировались воспитание, образование в детских дошкольных учреждениях. К сожалению, поскольку невозможно определить шаги, предпринятые для решения всех проблем в то время, вам придется ограничиться только общей характеристикой содержания работы, проделанной в отрасли. Историческое постановление ЦК ВКП(б) «об учебных программах и воспитании в начальных и средних школах» от 25 августа 1932 года способствовало корректировке учебно-воспитательной работы школ. По постановлению ЦК ВКП (б) от 12 февраля 1933 года ежегодно стали выходить новые стабильные учебники, в которых систематически преподавались все основные предметы. В 1932-1933 учебном году количество школ в нашей республике достигло 1.561, в которых обучалось 145 234 ребенка. Наряду с увеличением количества школ и детей, обучающихся в них, работа по строительству школьных
домов также стала быстрой. До 1941 года в Кыргызстане было построено 816 новых типовых школ, из них 674 средних, 90 неполных средних, 52 специальных средних. Так в городах и селах появилась светлая, просторная, хорошая школа, соответствующая всем требованиям педагогической чистоты. Выросли средства, выделяемые государством на народное просвещение. Если в 1925 году на народное просвещение было выделено 22% бюджетных средств, то в 1928 году - 25,8%, в 1932 году - 34,9%, а в 1937 году - 43,5%. Даже в самые трудные для страны годы средства, выделяемые на народное просвещение, сокращались и снова увеличивались в не-
сколько раз. В 1939 году было 3 учительских института и 5 учительских училищ. Через различные краткосрочные курсы подготовки и переподготовки учителей, а также через заочные и вечерние институты было подготовлено большое количество кадров. В 1939 году в детских садах воспитывалось 3000 детей, а на детских площадках - 27 934 ребенка. Эти цифры - явное доказательство того, что рабочие, колхозники, интеллигенция очень заботятся о том, чтобы работа работала, чтобы воспитывать детей. В результате Второй мировой войны 47 детских домов, в которых обучалось 6761 ребенок по всей республике, были переданы под опеку государства.
Таблица 2. Дневные общеобразовательные школы (в течение учебного года) [■
1940-41 гг. 1950-51 гг. 1960-61 гг. 1970-71 гг. 1971-72 гг. 1975-76 гг. 1976-77 гг.
Общее количество школ 880 820 931 883 870 865 869
Фрунзенский район 69 66 70 53 49 50 51
с. 1461
Таблица 3. Предоставление в пользование детских дошкольных учреждений за счет средств колхозов (мест) [4, с. 111]____
1960 г. 1970 г. 1971 г. 1975 г. 1976 г.
Фрунзенский район 100 50 190 50 140
Таблица 4. Количество учащихся в дневных общеобразовательных школах (на начало учебного года, тыс.)_______
1940-41 гг. 1950-51 гг. 1960-61 гг. 1970-71 гг. 1971-72 гг. 1975-76 гг. 1976-77 гг.
Общее количество школ 144,3 132,1 155,3 338,2 354,0 390,1 394,4
Фрунзенский район 1,9 10,3 9,7 20,4 21,3 22.9 23,1
Таблица 5. Количество школ по городам и районам (на конец года) [■
1940 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г. 1971 г. 1975 г. 1976 г.
По области: 67 99 171 274 277 407 425
Фрунзенский район 6 9 13 27 25 34 38
с. 1511
Таблица 6. Количество детей в дошкольных учреждениях (на конец года; ребенок) [4,
1940 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г. 1971 г. 1975 г. 1976 г.
По области: 2400 4537 12289 30172 31138 43515 47096
Фрунзенский район 362 375 1133 2279 2253 2774 2998
О подготовке школ и детских учреждений к новому 1961-1962 учебному году ЦК КПСС и Совет министров Киргизской ССР отмечают, что ежегодно проводимые в республике соревнования между городами и районами по лучшей подготовке школ и детских учреждений к новому учебному году способствовали дальнейшему укреп-
лению учебно-материальной базы школ и детских учреждений. Однако в подготовке школ и детских учреждений республики к 1960-61 учебному году были и существенные недостатки. В ряде районов проведен слабый ремонт школ, своевременно не завезено топливо, не приняты доступные меры по укреплению и расширению мате-
риально-учебной базы школ, в районах задерживается реорганизация семилетних школ в трудовые политехнические школы с восьмилетним образованием из-за отсутствия необходимой учебной материальной базы. По вине Министерства просвещения и кыргызского потребительского союза были выявлены существенные недостатки в обеспечении учащихся учебниками, письменными принадлежностями и дневниками.
"Продлеваются условия социалистического соревнования по лучшей подготовке школ и детских учреждений Киргизской ССР к новому учебному году«, утвержденные постановлением ЦК КПСС и Совета министров Киргизской ССР от 13 апреля 1960 года №202-6/7-р. Несвоевременный контроль за культурной деятельностью Кадамжайского (Фрунзенского) районного исполнительного комитета, постановление Совета министров Киргизской ССР от 27 ноября 1963 года.
Отмечается, что клубы и библиотеки района не могут быть центром массово-политической и культурно-
просветительской деятельности в сельской местности. Уровень и содержание большинства клубов, библиотек июньский Пленум ЦК КПСС (1963 г.), не ведется систематическая работа по трудовому и эстетическому воспитанию трудящихся, особенно молодежи, в результате чего имеют место моральные проступки, нарушение общественного порядка, советского законодательства, правил социалистической жизни и нежелание заниматься общественно полезным трудом. В работе культурно-просветительных учреждений не получили развития общественные начала и новые формы работы. Нет никаких усилий со стороны Совета по культурным учреждениям и киноиндустрии. Кинофестивали и тематические кинопоказы проводятся редко, учреждениями культуры не налажено регулярное обслуживание работников в отдаленных населенных пунктах, пастухов на пастбищах. Из-за отсутствия культурно-просветительных учреждений и радио жители более 20 населенных пунктов района в 1963 году не смотрят филь-
мы, не читают книги и не слушают радиопередачи.
Материально-техническая база большинства культурно-просветительных учреждений района оставалась крайне слабой, клубы и библиотеки размещались в непригодных, ветхих зданиях (колхозы «Ленинград», «победа», «ХХ/ партсъезд» и др.). Электрическое освещение помещение для кружков художественного творчества, музыкальные инструменты, костюмы, мягкая и жесткая мебель отсутствуют, а средства, выделенные на эти цели учреждениями культуры, не освоены, а именно 36,9 тыс. сомов, предусмотренных в 1963 году, за 10 месяцев отработано только 24,2 тыс. сомов. Также следует отметить, что здания культурно-просветительных учреждений эксплуатируются для других нужд. Например: в колхозе имени Калинина здание библиотеки служило складом, в колхозе «Победа» - отделением связи. Такие же факты случаются и в колхозах других районов. В учреждениях культуры района плохо проводится подбор, замена и укрепление кадров. Специалистов с высшим и средним специальным образованием практически нет. В клубах и библиотеках работают люди без образования и опыта. Причиной возникновения этих недостатков в работе культурно-просветительских учреждений является то, что руководители исполнительных комитетов сельских и поселковых советов района, поверхностно руководя учреждениями культуры и киносетью, не занимаются индивидуально культурным обслуживанием населения, особенно скотоводов, находящихся на пастбищах, не контролируют деятельность постоянной комиссии, не осуществляют культурно-
просветительскую работу сельской интеллигенции и общественными активами. К работе учреждений относились плохо. Постановление Совета министров Киргизской ССР последующие изменения заключались в следующем:
1. От народных депутатов руководству районного исполнительного комитета было указано на неудовлетворительное руководство культурно-просветительными учреждениями. Председатель райкома Ж.
Султанову были приняты практические меры по резкому повышению уровня работы культурно-просветительных учреждений района.
2. Исполнительному комитету районного Совета народных депутатов удалось превратить все клубы и библиотеки в опорный пункт партийных организаций по коммунистическому воспитанию трудящихся, в основу деятельности учреждений культуры были положены решения июньского пленума ЦК КПСС и июльского Пленума ЦК КП Киргизии (1963 г.). Соответственно, усилить контроль за исполнением научно-культового законодательства среди населения, предусмотреть антиобщественную деятельность духовенства.
Было усилено требование к исполнительным комитетам сельских и поселковых советов руководителей колхозов и совхозов, а также улучшен контроль за деятельностью учреждений культуры на местах, достигнуто выполнение решений, вопросы, связанные с деятельностью учреждений культуры, регулярно обсуждались на заседаниях исполкомов и сессиях сельских и поселковых советов района. В районе 4 сельских и 4 колхозных (участок «Кара-Жыгач» колхоза имени Ленина, ул. ХХ партсъезда). В колхозах им. К. Маркса были приняты меры к завершению строительства клубов, обеспечена их своевременная сдача в эксплуатацию, подготовка клубов и библиотек к работе в зимних условиях. Внедрение новых форм и общественных начал и всестороннее развитие культурно-просветительской деятельности началось в 1964 году. До 1 ян-
варя в районе открыты 2 школы культуры, 3 публичные библиотеки и 1 общественный клуб. Клуб, библиотека, киноустановки и обеспечение работой общественных инспекторов и методистов сильно изменились с первых лет. Кадровый состав культурно-просветительских учреждений района был усилен за счет подготовленной молодежи со средним образованием. В дальнейшем с каждым годом увеличивалось количество абитуриентов, отобранных из местной молодежи, направляемых в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом потребности в кадрах. Министерству культуры Киргизской ССР (Ж. Кондучалова) и Главному управлению кинематографии при Совете министров Киргизской ССР, оказывать практическую помощь Кадамжайскому району по подбору и подготовке квалифицированных кадров для клубов, библиотек и киноустановок. Министерство культуры 1964 г. В 1 квартале для обслуживания животноводов Кадамжайского района был выделен один автоклуб. Главному управлению кинематографии при Совете министров Киргизской ССР было поручено организовать показ художественных документальных фильмов и особенно сельскохозяйственных фильмов населению района во всех населенных пунктах, ущельях и пастбищах. Ситуация изменилась, когда Министерство культуры и главное управление кинематографии при Совете министров Киргизской ССР направили комплексную бригаду для оказания практической помощи учреждениям культуры района.
Таблица 7. Количество книг (на конец года)
1940 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г. 1971 г. 1975 г. 1976 г.
По области 193 417 396 529 535 618 635
Фрунзенский район 16 30 22 37 37 43 44
Таблица 8. Количество журналов и книг в библиотеках (на конец года; тыс. экземпляров)________
1940 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г. 1971 г. 1975 г. 1976 г.
По области 293 418 2015 3984 4241 5072 5342
Фрунзенский район 10 22 94 269 290 307 313
Таблица 9. Количество киноустановок (на конец года)
1940 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г. 1971 г. 1975 г. 1976 г.
Фрунзенский район 4 9 18 26 26 29 31
По области 58 153 283 434 434 468 474
сионально-технических училища, где учащиеся получают специальности тракториста, швейника, мастера сельского строительства. В районе, особенно в поселках, есть дома культуры, детские музыкальные и спортивные школы, библиотеки.
На сегодняшний день в районе функционируют 82 общеобразовательные школы, в том числе 71 средняя, 6 неполных, 3 начальные и детские школы-интернаты, 2 гимназии, 2 лицея. Количество дошкольных образовательных учреждений 27, в том числе 4 частных. Также есть 2 профес-
Библиографический список
1. Журнал «Наука и новые технологии». - 2013. - №5. - С. 69-70.
2. Журнал «Известия вузов». - 2014. - № 7.
3. Сводный план существующихся образовательных учреждений по Соцвопросу в 25/26 году и намеченных к открытию на 25/27 год. По национальням [Текст]. ЦГА. ф. 647, оп. № 1, № 98, л. 149.
4. Малабаев, Ж.М. Кыргыз мамлекетинин тарыхы. - Бишкек, 1999. - 219 б.
CHANGES IN EDUCATION, SOCIAL AND CULTURAL LIFE OF KADAMZHAI DISTRICT OF THE KYRGYZ REPUBLIC
H.R. Tairov, Senior Lecturer
Batken State University, Kyzyl-Kiysky Humanitarian and Pedagogical Institute (Kyrgyzstan, Kyzyl-Kiya)
Abstract. This article discusses in detail the formation of educational networks of the district. The role and place of education, its contribution to the development of the country, the implementation of state plans, the characteristics of the schools of the municipalities before the creation of the district, the dynamic indicators of the educational sphere were compared. The article reflects the targeted use of funds provided by the state for public education, nutrition of children in preschool educational institutions, medical care. The analysis of laws affecting the increase of qualified personnel for the main directorate of cinematography of the district, clubs, libraries, film installations is carried out. The financing of collective farms and state farms was taken into account when strengthening the material and technical base of the branches of education. Shortcomings in the supply of textbooks, writing materials and diaries were assessed. Keywords: education, cultural constructions, cultural enlightenment, national art.